Тема самообразования

Ковалева Наталья Алексеевна

"Единственный путь,ведущий к знанию - это деятельность". Бернард Шоу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики и внеурочной деятельности

Автор: Ковалева Н.А.

Организация: МБОУ Афонинская СШ

Населенный пункт: д. Афонино

Функциональная грамотность понимается как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Математическая функциональная грамотность - это неотъемлемая часть развития личности, которая позволяет нам применять математические знания для решения задач в различных областях.

Она включает в себя ряд навыков и умений, которые помогают нам анализировать информацию, использовать ее в различных формах и видеть сущность проблемы.

  1. Одним из важных аспектов математической функциональной грамотности является умение анализировать тексты и использовать информацию, представленную в различных формах. Это включает переход от одной ситуации к другой, придерживание инструкций, умение видеть проблему и обосновывать свои действия.
  2. Кроме того, важно уметь оформлять информацию в виде таблиц и диаграмм, чтобы лучше визуализировать и анализировать данные.
  3. Еще одним важным аспектом является умение использовать моделирование для выделения существенных отношений в задаче. Графики, знаки и формулы помогают нам лучше понять закономерности и взаимосвязи в структуре задачи. Благодаря этому мы можем делать выводы и принимать обоснованные решения.
  4. Кроме того, математическая функциональная грамотность включает в себя умение осуществлять пробные действия при поиске решения. Это особенно полезно в проблемных ситуациях на уроке, когда мы сталкиваемся с трудностями. Попробовав разные подходы и эксперименты, мы можем найти наилучшее решение.
  5. Не менее важным является умение контролировать ход и результат решения задачи. Карта достижений помогает нам выбрать необходимый материал и осознать наш путь развития в предмете.

Математическая функциональная грамотность играет ключевую роль в нашей жизни, ведь она помогает нам развивать критическое мышление, логику и аналитические навыки. Она необходима не только для успешного решения математических задач, но и для применения математических принципов в других областях, таких как физика, экономика, компьютерные науки и многих других. Таким образом, математическая функциональная грамотность является неотъемлемой частью нашего образования и развития. Она помогает нам стать более компетентными и успешными в различных сферах деятельности. Поэтому важно поощрять и развивать эту грамотность, чтобы обеспечить наш успех и процветание.

 

Формирование функциональной грамотности на уроках математики и во внеурочной деятельности можно осуществлять с помощью следующих приемов:

1. Контекстуальное обучение: Используйте математические задачи и примеры, которые имеют прямое отношение к реальным ситуациям и проблемам. Это поможет школьникам увидеть, как математика применяется в повседневной жизни и как она полезна.

2. Разнообразные методы представления информации: Используйте различные методы представления математической информации, такие как таблицы, графики, диаграммы и модели. Это поможет школьникам лучше понять и визуализировать математические концепции.

3. Решение проблемных ситуаций: Предоставьте школьникам возможность решать реальные проблемы, используя математические навыки. Это поможет им развить критическое мышление, аналитические и проблемные навыки.

4. Коллективная работа: Поддерживайте коллективную работу и сотрудничество между учащимися. Позвольте им обмениваться идеями, объяснять свои мысли и решения, а также работать вместе над сложными задачами. Это поможет развить навыки коммуникации и сотрудничества.

5. Использование технологий: Вовлекайте современные технологии, такие как компьютерные программы, интерактивные доски и онлайн-ресурсы, для обучения математике. Это поможет сделать уроки более интерактивными и привлекательными для школьников.

6. Практическое применение: Не забывайте, что вся деятельность в школе нацелена на практическое применение знаний обучающихся.

 

Ниже приведены несколько примеров задач по математике, которые могут помочь формировать функциональную грамотность:

 

1. Задача на бюджетирование: Предложите школьникам составить бюджет на месяц, учитывая их ежемесячный доход и расходы. Попросите их рассчитать процент от дохода, который они могут выделить на различные категории расходов, такие как питание, жилье, транспорт и развлечения.

2. Задача на проценты: Предложите школьникам рассчитать процент скидки или наценки на товары в магазине. Попросите их определить конечную цену товара после применения скидки или наценки.

3. Задача на планирование мероприятия: Попросите школьникам спланировать мероприятие, такое как вечеринка или экскурсия, учитывая бюджет, количество участников и расходы на питание, развлечения и транспорт. Попросите их рассчитать общую стоимость мероприятия и распределить расходы между участниками.

4. Задача на кредитование: Предложите школьникам рассчитать общую сумму выплаты по кредиту, учитывая процентную ставку, срок кредита и сумму займа. Попросите их также рассчитать ежемесячные выплаты и общую сумму процентов, которые они заплатят за весь срок кредита.

5. Задача на графики и диаграммы

Только при условии успешного решения поставленных задач мы сможем достичь главной цели - формирования функционально-грамотной личности, то есть развития интеллектуальных, физических и духовных качеств учащихся. Использование коллективных видов работ на уроках способствует созданию информационно-образовательной среды, которая способствует развитию учащихся и помогает им стать активными и ответственными гражданами.