Педагогическая находка "Домик - развивайка"-как средство активизации мыслительной деятельности дошкольника"

Гусева Ольга Владимировна

Ребёнку интересно всё что ярко, необычно, что можно потрогать своими руками, создать самому, с чем можно поиграть, а может быть и самому придумать игру.

Я стараюсь заразить игрой, помочь понять, что играя, можно многому научиться.

И в этом мне помогает развивающая среда, которая «растёт» вместе с моими детьми.

Моя задача сделать ее не только насыщенной, трансформируемой, вариативной но и деятельностной?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._nahodka_dlya_sayta.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая находка «Домик – развивайка» - как средство активизации мыслительной деятельности дошкольника»

Уважаемые коллеги. Представляю вам педагогическую находку «Домик – развивайка» - как средство активизации мыслительной деятельности дошкольника»

Мыслительная деятельность – это целостная система развития личности, центральным звеном которой является познавательная активность и познавательный интерес.

Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский. Он говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов.

Ребёнку интересно всё что ярко, необычно, что можно потрогать своими руками, создать самому, с чем можно поиграть, а может быть и самому придумать игру.

Я стараюсь заразить игрой, помочь понять, что играя, можно многому научиться.

И в этом мне помогает развивающая среда, которая «растёт» вместе с моими детьми.

Моя задача сделать ее не только насыщенной, трансформируемой, вариативной но и деятельностной?  Авторское пособие «Домик развивайка»,  как раз отвечает принципам развивающей среды.

Пособие представляет собой несколько близко расположенных домиков. Основа ДВП с фланелевой тканью на которую можно прикрепить разные фигурки, картинки с липучками.

Внедряя в работу с детьми данное пособие, я определила ряд задач:

  1. Изучить современные подходы к проблемам развития мыслительной деятельности дошкольников;
  2. Сформировать систему работы с данным пособием;
  3. Разработать игры,   стимулирующие мыслительную деятельность детей среднего дошкольного возраста;
  4. Проанализировать успешность использования данного пособия;
  5. Определить перспективу дальнейших действий в данном направлении.

 Я предположила, что в результате моей работы:

- у детей появится устойчивый интерес к играм с «Домиком развивайкой», дети научаться владеть мыслительными операциями (сравнением, классификацией, обобщением), обогатиться словарь, научатся работать сообща;

- педагоги внедрят данный метод в своею работу;

- родители проявят интерес к совместной деятельности с детьми.                                                                                                              

В ходе деятельности с данным пособием сформировалась пошаговая, последовательная схема работы:

Шаг 1. Знакомство с «Домиком развивайкой». Все дома разные по высоте, ширине и по цвету. Крыши одного цвета, но разные по форме. Умение различать дома по этим категориям, дает возможность для организации последующих игр с домиком.

Шаг 2. Игры на развитие сенсорных навыков.  Дети располагают разноцветные предметы, цветные карандаши, геометрические фигуры, картинки на домик соответствующего цвета.  Далее я использовала прием  «Ошибка», располагая предметы неправильно. Дети самостоятельно находили и исправляли ошибки.

Шаг 3. Игры с картинками. Это игры на классификацию и обобщение предметов. Начинали мы с картинок в соответствии с возрастом детей  по темам «Овощи», «Фрукты», «Одежда» и постепенно наборы картинок увеличивался. Здесь я давала инструкцию, например расположить в самом высоком домике овощи, а в оранжевом одежду. Или заранее располагала в домиках по одной картинке из разных наборов, а дети подбирали оставшиеся картинки.

Шаг 4. Математические игры. Изучая с детьми цифры, мы последовательно размещали их в домиках.  Домов 7. Задача для детей среднего возраста- вести счёт и знать цифры от 1 до 5. Но многие дети нашей группы знают цифры до 7 и могут их расположить без ошибок.

Далее в соответствии с цифрой, располагали картинки, закрепляя понятия «больше», «меньше».

Картинки окон для домика разных геометрических форм.

Учим пространственные понятия: слева – справа;  вверху – внизу.

Учим видеть и понимать логические взаимосвязи.  

Шаг 5. Рассказываем сказку. Наш дом похож на теремок. А почему бы в нём не разместить последовательно всех героев сказки, он большой и вместительный. Мы с детьми не только рассказываем знакомую сказку, но и придумываем другой сюжет меняя появление персонажей. А кто – то  может придумать другой конец сказки.

А может быть наш дом станет пристанищем для зайца и лисы из сказки «Заюшкина избушка», и сюжет станет совсем другим.

Героев сказки «Репка», разместим последовательно друг за другом. А ещё их можно расположить по росту, в соответствии с высотой домиков.

Шаг 6. Свободная деятельность. Используемые картинки располагаются в коробках, с условными обозначениями, по которым дети могут выбрать нужные картинки.  Мы играем вместе или небольшой группой.

Используя,  «Дом развивайку», выявили положительные моменты:

- данное пособие даёт возможность решения задач всех 5 областей развития детей.

- трансформация  учебного материала: его можно поставить в любом уголке группы, на столе или закрепить на свободную стену;

- детям интересно выполнять задания на вертикальной поверхности. Мы все любили писать на доске мелом, или закреплять картинки на мольберте, неправда ли?

- Детям легко работать с картинками на липучках, они просто приклеиваются и так же просто снимаются. У ребёнка возникает меньше сложностей с технической частью игры, поэтому он сосредотачивается на главной задаче

- Незаметно для ребёнка происходит развитие речи. Дети называют предметы, математические термины и т.д. А я по ходу игры контролирую что бы дети проговаривали слова, грамматически правильно употребляли словосочетания и учились строить предложения.

- в работе с домом мы не только решаем задачи мыслительной деятельности, но и задачи нравственного воспитания: выслушать мнение, не перебивать друг друга, корректно исправлять ошибки, оказать помощь.

Наблюдения за играми детей  с пособием показывают, что мои воспитанники меньше допускают ошибок в классификации и обобщении предметов, постепенно овладевают анализом и сравнением, объясняют свои действия, находят связи и зависимости между картинками, владеют количественным и порядковым счётом в пределах 5, оперируют пространственными понятиями, строят предложения. Дети овладели пересказом, или могут рассказать сказку по ролям.  Дети не боятся ошибаться, задают вопросы, чтобы правильно решить поставленную задачу. Играют небольшими группами, обсуждают, беседуют, делают выводы, вступают в диалог со взрослыми. А самое главное у детей сохраняется интерес, потому что наш дом как живой организм постоянно меняется и обновляется.

Проведённые мастер – классы с воспитателями и родителями показали искренний интерес взрослых к играм с «Домиком развивайкой». Одна из родительниц предложила сделать подобный домик, для игр дома. Фетр и липучки можно купить в любом магазине, и они вполне доступны. А дальше всё на фантазии родителей, или закрепим рисунок, или открытку, или записку для старших детей.

Чем старше становятся дети, чем больше они узнают, тем интереснее становится мой поиск: находить дидактический материал по темам недели, по интересам детей, по задачам для детей старшего дошкольного возраста.

Наш дом нужно усовершенствовать, достроить ещё 3 дома, чтобы получился полный цифровой ряд от 1 до 10.

Таким образом, можно сделать вывод:  игры и занятия с «Домом развивайкой» вызывают положительный эмоциональный отклик, повышают активность детей в совместной и самостоятельной деятельности, тем самым растёт познавательный интерес, а значит и развивается мыслительная деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;  Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
  2.  Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028
  3. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений . - М.: Мозаика-Синтез, 2006.