Конкурс "Учитель года"

Никулаичева Марина Михайловна

видеоурок по методической теме https://www.youtube.com/watch?v=BlKeQg1zpf8&feature=youtu.be

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Павловская средняя общеобразовательная школа»

Угловского района  Алтайского края

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о результатах профессиональной деятельности

по методической теме:

«Использование ИКТ технологий как средство формирования у младших школьников  универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности »

Никулаичева Марина Михайловна

учитель начальных классов

первой  категории

ПАВЛОВКА

2016

"Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь"

Дистерверг

В 2005 году окончила Рубцовский педагогический колледж по специальности учитель начальных классов с углубленной подготовкой «математика». С 2006 года осуществляю педагогическую деятельность в Павловской школе. Общий стаж работы в этой школе 10 лет, в данной должности-9 лет.

Я очень люблю детей. Много времени уделяю своей работе, провожу его со своими учениками не только в учебной деятельности, но и в совместном досуге. По возможности ходим в походы, ездим в музеи, зимой на горку. Моя работа для меня – это способ самореализации и саморазвития.

Являюсь  приверженцем принципа, провозглашенного Ж. Жубером: «Обучать – значит вдвойне учиться». Придя к осмыслению необходимости получения  новых знаний и повышения уровня своей профессиональной компетенции для более успешного  обучения своих детей, решила- надо получать высшее образование. И вот - я  студентка 4 курса заочного отделения Алтайского государственного педагогического университета, где успешно обучаюсь.  Много занимаюсь самообразованием. Ведь «под лежачий камень вода не течет». В процессе самообразования,  изучаю  методическую литературу, опыт работы учителей-новаторов, общаюсь с коллегами на интернет-сайтах, посещаю уроки коллег, районные методические объединения.   Фактором роста профессионального мастерства считаю работу по самообразованию и повышению квалификации через внутри школьную и муниципальную методические службы, сотрудничество с АКИПКРО (курсовая подготовка, дистанционное образование, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы и фестивали для учащихся).

С сентября 2012 года  осуществляю работу по введению ФГОС второго поколения. С сентября 2016 года- по введению ФГОС ОВЗ. В моем классе обучается ребенок- инвалид с НОДА.

Новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале отвечает разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе начального общего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Происходящие изменения в образовании, введение новых стандартов привели меня к переосмыслению и переориентации профессиональной деятельности. Главной целью собственной педагогической деятельности вижу переход от  обучения как усвоения знаний, умений, навыков к обучению как формированию умения учиться; от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества. Девиз  и цель моей педагогической деятельности я бы выразила словами  Дистерверга : «Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а факел , который нужно зажечь». Ведь дать знания,  «наполнить» «сосуд», это лишь малая доля того, что нужно современному ученику. Главное «зажечь» этот «факел», чтоб он сам хотел расти и развиваться.

       Методическая тема, над которой я работаю: «Использование ИКТ технологий как средство формирования у младших школьников  универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности».

   Считаю данную тему актуальной и важной. Новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале отвечает разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе начального общего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Учебно- методический комплекс, по которому работаю в настоящее время -«Школа России». Это система обучения,  основной замысел которой-оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Изучаю авторские методические рекомендации, посещаю, по возможности, семинары, общаюсь на интернет- сайтах с коллегами, работающими по этому УМК. До перехода на данный УМК прошла обучение на серии вебинаров от издательства «Просвещение». Качество знаний по преподаваемым мною предметам по итогам 2015-2016 учебного года и Всероссийских проверочных работ следующее: литературное чтение-87%, русский язык- 73%, математика- 73%, окружающий мир- 100%, технология- 100%, музыка-100%, изобразительное искусство- 100%. Трое  учащихся моего класса имеют отличные оценки по всем предметам. Еще 8 занимаются на 4 и 5.

 Оценка уровня сформированности метапредметных результатов, достигнутых обучающимися 4 класса, проводилась на основе анализа выполнения комплексной проверочной работы на межпредметной основе. У всех учащихся сформированны все группы УУД. Достигли базового уровня подготовки 7 человек, что составило 50 %. Повышенного уровня подготовки достигли 7 обучающихся –50%.

 Таких результатов добилась благодаря плодотворной и тесной работе с детьми и их родителями,  как в урочной так и во внеурочной деятельности.

Я стараюсь быть учителем творческим, инициативным, не останавливаться на достигнутом. Каждый урок, каждый классный час, каждое родительское собрание – это поиск новых, наиболее эффективных, методов, приемов обучения, воспитания, развития.

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Для современного ученика наглядность и интерактивность понятия не разделимые. Особенно это актуально для младшего школьника.

На уроках часто использую информационно- коммуникативные технологии, так как считаю это необходимым и движущим инструментом в формировании универсальных учебных действий. Сегодня  я активно применяю информационные технологии на уроках и внеурочной  работе, готовлю  презентации, сценарии, интерактивные тренажеры, тестирования. 85% уроков за последние 4 года  проведено с использованием интерактивной доски. Все уроки строить, используя информационные технологии, невозможно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но есть уроки, где компьютерные технологии необходимы. На сегодняшний день мною разработаны уроки с использованием  презентаций, которые я создаю сама или пользуюсь теми, которые создавали коллеги. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи. При этом на протяжении всего урока внимание детей не обращено только к интерактивной доске-  не забываю  требования СанПина.  

При прохождении программы по русскому языку постоянно нахожусь в условиях дефицита времени. Это обуславливается тем, что психологические возможности детей разные, объём материала достаточно велик, да и задачи довольно сложные.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

Формированию регулятивных УУД способствует работа детей с памяткой по работе над ошибками, которую я для них составила. Опорные схемы и таблицы составляем совместно с детьми по каждому блоку тем, к ним по необходимости ребенок может обратиться при возникновении затруднений. Особое внимание уделяю формированию умений работы со словарями и справочниками, причем не только книжными, но и интерактивными с выходом в Интернет.

На уроках математики на этапе устного счета чаще всего использую ИКТ. Зачастую дети не любят этот этап урока, так как не все успевают и могут включиться в такую работу. Интерактивная доска позволяет успешно справиться с этой проблемой.

 Кропотливую работу провожу над решением текстовых задач. Считаю текстовые задачи богатейшим источником формирования всех видов УУД: можно поразмышлять над предложенной в задаче ситуацией (коммуникативные и личностные), составить таблицы, схемы, чертежи, краткую запись, рисунок (познавательные), проверить решение, действовать по алгоритму (регулятивные). Вычисления производим не только устные и письменные, но и с использованием калькулятора.

 Современный урок литературного чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства.  Организую на уроках сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее. Сочиняем с детьми стихи. Моя ученица со своим стихотворением «Покормите птиц зимой» заняла 1 место в номинации «О птицах небесных замолвите слово» во всероссийской экологической  акции «Покормите птиц!»

Познать окружающий мир только по страницам учебника просто не возможно. Все природные процессы показываю в развитии (как развивается растение, как движутся планеты, выращивание грибов и т.д. ). Видео,  аудиозаписи и презентации позволяют ребенку почувствовать себя частью мира, побывать в разных странах, разглядеть и раскрыть тайны природы.  Приучаю детей познавать мир вокруг через наблюдения, опыты, эксперименты, через создание проектов и подготовку докладов, сообщений. Домашние задания на уроках этого курса чаще всего дифференцированные. Даю дополнительные задания (опыты, доклады, рисунки, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответ на дополнительные вопросы в интернете и др.), выполнение которых не обязательно.

Не все дети умеют и любят  рисовать, многим дома рисуют родители. Чтобы заинтересовать детей, «зажечь» их, на уроках  изобразительного искусства   практикую рисование не только в альбомах, но и в графическом редакторе, на интерактивной доске.

При подготовке к урокам технологии весь процесс выполнения работы поэтапно фотографирую и вставляю в презентацию. Это позволяет увидеть все детали и нюансы работы даже учащимся,  сидящим на отдаленных партах. Стимулирую детей к участию в творческих конкурсах, олимпиадах .  Дети активно принимают в них участие, занимают призовые места.

    На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы,  электронные тренажеры («Отличник»,   «Фраза», «Техника чтения», тестовые задания на сайте «Rastu.ru»), с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.

Во время динамических пауз использую интерактивные физминутки, что позволяет в интересной игровой форме снять психологическое и физическое напряжение детей.

Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся   используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Эта работа  развивает самостоятельность учащихся, умение работать с различными источниками информации.

В своей работе я  использую компьютерные   развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности.

В моем классе есть учащийся  с особенностями развития (НОДА ), отличающийся от всей группы обучающихся своими возможностями и склонностями. Конечно это вызывает у меня определенные сложности в подготовке и проведении уроков. Использую специальные подходы к обучению в целях включения ребенка в образовательный процесс. В большей мере работу строю с ним индивидуальную, но часто подбираю задания, где бы учащийся мог проявить себя наряду со всеми, привлекаю к беседам над  вопросами обсуждаемыми  всем классом.

Активно использую технологию проектного обучения. С методом проектов  сочетаю следующие методы обучения: исследовательский, поисковый, метод мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ информации из различных источников, анализ и обобщение. Проектную деятельность осуществляю в различных интерпретациях: коллективный проект, индивидуальный проект, проект малой творческой группы. Это могут быть реферативные работы,  проекты, осуществляемые в рамках конкурсов разного ранга. Эта технология позволяет ярко раскрыться учащимся,  проявляющим  выдающиеся способности в обучении. Занимаюсь  научно-исследовательской работой с учениками. В 2013 году моя ученица Овчинникова Диана с проектом «Я по профессии буду кинолог…» участвовала в научно- практических конференциях и заняла призовые места. В школьной- 1 место, в районной- 2 место, в конкурсе «Учебный проект» на фестивале «Портфолио ученика»- диплом лауреата конкурса. В 2016 году в научно- практических конференциях различного уровня участвовала Куклина Виктория с проектом «Подари игрушку детям» и также заняла призовые места. В школьной- 1 место, в районной- 3 место, в окружной (Рубцовского образовательного округа)- сертификат за участие,  во всероссийском  конкурсе социальных проектов "Изменим мир к лучшему!"- диплом лауреата конкурса. Команда  «Павловчанки» заняла на муниципальном этапе краевого конкурса проектов  «Вместе к успеху» -3 место. На районном методическом объединении учителей начальных классов я проводила семинар- практикум по организации проектной деятельности с учащимися.

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляю в различной форме: индивидуальный опрос; фронтальный; тестирование, диагностика; математические и орфографические диктанты; контрольные и проверочные работы. Объективную оценку знаний обучающихся провожу на основе тестирования интерактивного  и печатного, составленного в соответствии с реальными учебными возможностями детей. Активно использую метод рефлексивной оценки и самооценки. После выполнения учебной задачи проводим обсуждение правильности, точности, самостоятельности решения, учитываем показатель «было- стало». Учу воспринимать неудачи ни как повод для переживаний, а как сигнал к действию.

Формирование личностных и регулятивных УУД веду и через постановку с детьми целей учебной деятельности на уроке и рефлексию по ним в конце урока. После знакомства с темой урока ставим с учащимися цели через формулирование обязательных вопросов «Что? Как? Зачем?». Личная заинтересованность в познании отражается в вопросе «Зачем мне это нужно? Где мне в жизни пригодится эта тема?» .

Большую роль в формировании УУД играет и внеурочная деятельность учащихся. В 2013году я прошла курсы АКИПКРО  «Особенности педагогической деятельности учителя начальных классов в условиях информационно-образовательной среды школы для реализации требований ФГОС начального общего образования» и загорелась «Робототехникой». Для учащихся 3 класса разработала программу внеурочной деятельности кружок «Робототехника». На занятиях мы создаем проектные модели из конструктора LegoWeDo  и с помощью программы «оживляем» их. Дети очень активно включились в эту работу и с большим интересом создают не только, предложенные мною проекты, но и разрабатывают свои. На районной олимпиаде по «Робототехнике»  Мои ученики заняли 1 и 3 место в разных номинациях.

С особой  любовью отношусь к  своему танцевальному кружку "Капельки". О его результативности  может говорить уже то, что работать в нашем коллективе начинало 5 ребят, а сейчас нас уже 32,  10 из которых мальчики. Сейчас наш школьный кружок перерос в клуб выходного дня при Доме Культуры.  Мы с моими танцорами постоянные гости на всех мероприятиях школы и села. Имеем грамоты и благодарности от администрации школы, сельского совета, Дома культуры. Ребята в коллективе дружные, сплоченные.

На кружковых занятиях «Юный художник»   даю возможность играть с красками: рисовать  пальчиками, ладошками, нитками , ластиком, ватными палочками, мятой бумагой, сырыми овощами и др.  Чтобы заинтересовать детей,  мы работаем в технике «кляксография»  «акватипия», «граттаж», «набрызги», и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы.

Являюсь классным руководителем. В этом учебном году осуществляю классное руководство в 1 классе. Воспитательная работа направлена на формирование  личности младшего школьника через создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся; моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Дети сами планируют  деятельность класса,  действуют органы самоуправления. Организую тематические   классные часы, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, поездки по музеям, экскурсии.

Поддержкой, опорой и первыми помощниками являются для меня родители моих учеников. В их лице я нашла единомышленников. Вся работа и жизнь класса планируется и проводится в тесном контакте с родителями, их мнение, запросы, пожелания и замечания учитываются как в плане воспитания, так и в вопросах успеваемости детей. Информация об учебных успехах и трудностях детей доводится до родителей через личную беседу и дневник ученика.

В работе с родителями использую различные формы работы. Собрания-лекции с использованием электронных презентаций, открытые уроки для родителей, совместные с детьми праздники, поездки на природу, в музей, дни открытых дверей, и другие.

Постоянно пополняю кабинет наглядными пособиями, обучающими дисками по предметам. Часть раздаточного материала оформила сама. Пополняю кабинет методической литературой. К каждому предмету оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала.  

Взаимодействие с учениками пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. Совместная работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.

Создала в социальной сети работников образования nsportal.ru свой персональный сайт (web-адрес сайта:htt://nsportal.ru/nikulaicheva-marina-mihaylovna) , где опубликовала своё электронное портфолио и учебно-методический материал, за что получила благодарность. Диплом "Учитель цифрового века" получила от издательского дома «Первое сентября». Имею свои страницы и публикую свои материалы на сайтах  ProШколу, Педсовет, Открытый класс, Электронные образовательные ресурсы , RusEdu и др..

Свой педагогический опыт передаю молодым учителям, провожу для коллег открытые уроки, занятия по внеурочной деятельности в рамках предметных недель начальных классов, заседаний методических объединений. Работаю со студентами.  Являюсь наставником студентки Рубцовского педагогического колледжа по прохождению практики пробных уроков.

За участие в фестивале «Шаг в будущее» получила диплом лауреата конкурса «Образовательная программа».  Участвовала в конкурсе «Презентация к уроку» всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», результат- диплом лауреата конкурса. За участие  во всероссийском конкурсе "Воспитание в школе и классе" получила диплом 1 степени, во всероссийском конкурсе "Современный урок в начальной школе"- диплом 2 степени, за участие  в третьем открытом профессиональном конкурсе педагогов   «Активные методы обучения в образовательном процессе» получила благодарность и сертификат. Грамоту за 2 место в районном конкурсе презентаций «Летний отдых детей», благодарности за участие в проведении и проверке всероссийских проверочных работ 4 классов, за размещение методических разработок в районном сборнике и другие.

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка, на формирование у него всех видов универсальных учебных действий. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (3)\ш.jpeg

Статья в газете «Трудовая слава»