Проектная деятельность

Бабуева Валентина Владимировна

Проект "Динамическая перемена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1_2.docx33.76 КБ
Файл dinamicheskaya_peremenka_2.pptx979.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«ДИНАМИЧЕСКАЯ  ПЕРЕМЕНКА»

разработан, учителем физической культуры

Бабуевой В.В.

Тип проекта:  практико-ориентированный.

По содержанию: социально - педагогический.

Участники проекта: обучающиеся  1 – 5 классов

По времени проведения: долгосрочный

По характеру контактов: внутришкольный

Краткое описание проекта:

        Динамическая перемена – это организованная форма активного отдыха как в закрытом помещении так и на открытом воздухе. Проводится после третьего урока , продолжительностью 20 мин.

        Динамическая перемена состоит из трёх частей, преимущественно игрового характера.

        В первой части (2-3 мин) решают задачи подготовки к предстоящей двигательной деятельности. Её содержание – построение, разминка под музыку.

        Вторая, основная часть (10 мин), включает в себя подвижные игры, игры-эстафеты,  игры по выбору учащихся.

         Третья часть (2 -3 мин) завершает активный отдых школьников. В неё входят: построение, упражнения на внимание, подведение итогов, организованное возвращение в классы.

 

Ожидаемые результаты:

        У учеников школы заметно снижается плохое поведение на переменах, дети 1 и 5 классов легче адаптируются к школьной жизни, возрастает желание идти в школу и не пропускать уроки, развивается чувство коллективизма.

Цель проекта:

        Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры; приобщение детей к здоровому образу жизни.

Задачи проекта: 

-популяризация подвижных игр;
-осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности;

- развитие мышечной активности;
- развитие интереса к выполнению упражнений;
-развитие любознательности, наблюдательности, потребности в выполнении упражнений, культуры общения учащихся;
- развитие остаточного слуха, речи, обогащение словаря

         

Актуальность проекта:

        Зарядка, перемены, подвижные  игры - являются обязательными элементами режима дня школьников. Во время перемен многие ребята выходят в коридор и начинают бегать, особенно ученики начальной школы. Дежурные и учителя пытаются остановить их, делают замечания, но это мало эффективно. Отдохнуть, активно подвигаться на перемене, просто необходимо для успешной учебы, а также благоприятно влияет на состояние  здоровья.

        Ученики младших классов не имеют ещё достаточного двигательного опыта, чтобы самостоятельно организовывать игры. Поэтому в данном случае роль учителя становится первостепенной. Дети очень любят, когда игры сопровождаются советами и подбадриванием.  Реализация проекта  позволит увеличить время двигательной активности. Организованная двигательная активность на  переменах  будет способствовать росту ежедневной двигательной активности и созданию условий для максимального восстановления работоспособности учеников.

Этапы работы над проектом

I. Подготовительный

II. Этап реализации проекта

III.  Заключительный

Этапы

Практическая деятельность

I. Подготовительный

1. Изучение методической литературы

2. Подбор игр в открытом и закрытом помещении

3. Подбор музыкального сопровождения динамических перемен

II. Этап реализации проекта

1. Создание хорошей материальной базы для проведения подвижных игр

2. Проведение динамических перемен в течении всего учебного года

3. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на своё физическое развитие и укрепление здоровья.

III.  Заключительный

Сбор и обработка аналитического материала, соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами.

Механизм реализации проекта:

        Учитель физкультуры  каждый учебный день на большой  перемене (20 минут) проводит динамическую перемену с учащимися 1 – 5 классов.

        Комплексы физических упражнений, выполняемые под музыку, и подвижные игры необходимо подбирать с учётом возрастных особенностей учащихся. При этом используется материал учебной программы по физической культуре: общеразвивающие и танцевальные упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, упражнения с мелким спортивным инвентарём и др.

        Предварительно  все физорги  каждого класса  обучаются навыкам проведения подвижных и развивающих игр  под руководством классных руководителей  и учителя физкультуры.

         

        Необходимо помнить: при организации подвижных игр,  важны доброжелательность, желание детей участвовать в игре, обязательное соблюдение правил техники безопасности.

        Поэтому физорги класса в своей деятельности должны руководствоваться следующими принципами:

- приходить с хорошим настроением, играя с детьми, самим проявлять активное участие.

- тех, кто не хочет играть, насильно не заставлять: дети должны сами захотеть вступить в игру;

- проводящие игру должны сами хорошо знать игру, уметь правильно ее проводить;

- при объяснении игры обязательно обговорить правила игры и поведения.

Требования к организации динамических перемен:

- занятия проводятся на свежем воздухе ( при температуре до – 10 градусов);
- занятия проводятся в фойе второго этажа учебного корпуса  школы ( при температуре ниже 10 градусов);
- дети, которые относятся к специальной медицинской группе, во время динамических  перемен участвуют в играх, не связанных со значительной нагрузкой;
- при проведении  перемен нужно дозировать физическую нагрузку;
- все упражнения в играх должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям детей;
- проводимые игры должны быть простыми по содержанию, доступными для детей и вызывать у них интерес;
- физическая нагрузка должна соответствовать возрастным особенностям учащихся;
- игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать слишком большой игровой азарт;
- в играх должна быть предусмотрена возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию;
-площадка для проведения игр должна соответствовать требованиям техники безопасности и правилам игры;
-спортивный инвентарь подбирается согласно условиям игры ( обручи, мячи, кегли, скакалки, кубики.)
        Четкая организация игры, неуклонное выполнение соответствующих правил способствуют правильному развитию моторики у школьников.

Эффективность проекта:

        При работе этого проекта предполагается:

  • Исключение травматизма на переменах.
  • Учащиеся приобретут знания и навыки, необходимые для формирования здорового образа жизни.
  • Овладеют навыками самостоятельного проведения подвижных игр без руководства старших.
  • Регулярное выполнение физических упражнений и подвижных игр на активной перемене повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность.
  • Улучшение психологического климата в коллективах.
  • Уменьшится количество пропущенных уроков.

Картотека подвижных  игр

        В помещении:

1. «Сороконожка»

Цель: улучшение командного взаимодействия

Ход упражнения: Участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего.

По команде ведущего «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».

2. «Гусеница».

Цель: научить согласовывать свои действия со всеми детьми.

Дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг другу. Таким образом они начинают двигаться по комнате, преодолевая различные препятствия.

3. «Угадай меня».

Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Водящий становится спиной к игрокам. Игроки по - одному касаются рукой плеча  водящего, а водящий должен догадаться кто его коснулся.

4. «Поварята».

Цель: развитие внимания, групповой сплоченности

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Можно раздать картинки. Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается.

В результате получается вкусное, красивое блюдо

5. «Прикосновение тела».

Цель: активизация и сплочение группы, развитие тактильного внимания

Объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя только ту часть тела, до которой дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого. Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы. Это упражнение заставляет тесно взаимодействовать друг с другом.

6. «Коленочки»

Цель: определение уровня сплочения коллектива и возможность работы с группой

Группа сидит в кругу. Каждый кладет свои руки на колени соседям. Надо хлопать ладонями по коленям, так чтобы ладони хлопали строго по очереди, как они лежат. Сбившийся человек убирает руку, которой ошибся.

7. «Светофор»

Цель: развитие быстроты реакции, вызов здорового эмоционального подъема, способствует сплочению, сближению играющих.

Подготовка. Заранее готовят кружки (диаметром 10 см) красного, зеленого и желтого цвета, которые прикрепляют к палочкам.

Ученики стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал — приседают, на желтый — встают, на зеленый — маршируют на месте.

Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный — все стоят, желтый — продвигаются в приседе, зеленый — продвигаются на носках. За каждую ошибку играющим начисляются штрафные очки.

Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.

8. «Вернись скорее»

На расстоянии8-10 м один от другого ставятся два стула. На них садятся двое играющих с завязанными глазами. По команде «Марш!» они должны как можно скорее подойти к противоположному стулу, дотронуться до него и вернуться. Не следует мешать друг другу. Выигрывает тот, кто быстрее доберется до своего стула и усядется на нем.

9. «Пройди, не задень»

На ровном месте, на расстоянии шага одна от другой ставятся 8-10 кеглей на одной линии. Играющий становится перед первой кеглей, ему завязываются глаза повязкой и предлагают пройти между кеглями туда и обратно. Выигрывает тот, кто свалит наименьшее количество кеглей.

10. «Не перепутай!»

Учитель даёт инструкции:

- Положите руки на колени, хлопните в ладоши перед грудью, правой рукой возьмитесь за нос, а левой – за правое ухо, потом опять хлопните в ладоши, возьмитесь левой рукой за нос, а правой – за левое ухо.

Повторите упражнение в той же последовательности еще несколько раз, постепенно убыстряя темп. Только не перепутайте, где у вас нос, а где ухо, где правая, а где левая сторона.

11. «Море волнуется» 

Количество участников должно быть не меньше пяти-семи человек. Ведущий становиться в круг, детишки ходят по кругу, взявшись за ручки, меняя направление движения и хором говоря: – Море волнуется, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!

После этих слов руки расцепляются, и каждый ребенок старается принять необычную и забавную позу, «застыв» в ней не шевелясь. Ведущий обходит всех детей, наблюдая, чтобы те не двигались, и старается их рассмешить. Если ребенок начнет двигаться или смеяться, он из игры выбывает. Выигрывает самый стойкий, он и становится следующим ведущим.

12. «Краски»

Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки—краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучится и называет цвет краски, которую хочет купить. Если этой  краски нет, то он должен сделать 10  приседаний. Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.

13. «Камешек»

Дети сидят на скамейке или стульях, ладони у всех сложены вместе и лежат на коленях. Ведущий с камешком в руках обходит участников игры и делает движение, точно кладет камешек каждому из них в руки. Одному из играющих он действительно незаметно кладет камешек, затем отходит от скамейки и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот, у кого камешек, подбегает и показывает его. Теперь он будет ведущим. Но если играющие заметили, кому положен камешек, они могут этого игрока задержать. В этом случае ведущим остается прежний.

Правила.

1. Камешек нужно стараться положить незаметно, чтобы никто не знал, у кого он.

2. Игрок с камешком не должен выходить раньше слов: «Камешек, ко мне!»

14. «Западня»

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую. По команде учителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подается вторая команда, руки опускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге остается мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется.

Игры на свежем воздухе

1. Игра «Вышибалы»

Игроки делятся на две команды. На асфальте отчерчивается 2 линии на расстоянии 3-4-5 метров, в зависимости от возраста и возможностей игроков. Одна команда вся стоит внутри этих двух линий, а вторая делится пополам и встает за линиями — они будут вышибалами.

Вышибалы кидают мяч, целясь в тех игроков, которые находятся внутри линии. Мяч перелетая через поле попадает ко второй половине команды и они так же кидают мяч обратно, целясь по игрокам, находящимся внутри. Игроки, находящиеся внутри линий при этом старательно бегают, пытаясь избежать контакта с мячом. Тот игрок, по которому попал мяч — выходит из игры. Когда выбили всех игроков, команды меняются местами.

2.  Игра «Веселая эстафета» 

Игроки  делятся на 2 команды. Установить линию старта и финиша. Приготовить любой инвентарь: эстафетные палки, кегли, мячи, обручи, скакалки, ракетки.

3. Игра "Классики"

Играть могут любое количеств детей.

Правила: Прыгать всегда необходимо начинать с цифры 1, независимо от того, в каком классе ты находишься.

На обратном пути от 10 к 1 игрок останавливается и поднимает свою биту, даже если он стоит на одной ноге.

Если бита улетела за пределы нужного квадрата, очередь переходит к следующему игроку. Если игрок или бита попали в огонь, сгорает один класс (бита передвигается на один уровень назад).

Если игрок случайно заступил за линию нужного квадрата или не удержал равновесие на одной ножке, ход переходит к другому игроку.

4. Игра  "Лапта́"  — русская народная командная игра с мячом и битой. Игра проводится на естественной площадке.

Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. 

5. Игра "Кошки-мышки"

Выбираются двое водящих — «кошка» и «мышка». Все дети становятся в круг и берутся за руки, как в хороводе, а потом поднимают руки, образуя «ворота». Расстояние между игроками при этом должно быть достаточно большим, чтобы между ними можно было пробежать. Мышка располагается в кругу, а кошка — за кругом.

По сигналу погоня кошки за мышкой начинается. Задача «кошки» — прорваться внутрь круга и догнать «мышку». Для этого она может подлезать под руками, перепрыгивать через них или даже разрывать цепь. Остальные игроки должны помогать «мышке» и мешать «кошке»: в нужный момент опускать руки, задерживая «кошку» и вновь поднимать их, пропуская «мышку». Запрещается лишь подставлять подножки и смыкаться плечами.

Если кошка прорвалась внутрь круга, мышка может выбежать за его пределы (но не слишком далеко). Если «кошка» всё-таки догнала «мышку», то «мышка» становится «кошкой». «Кошка» встаёт в круг отдыхать, а игроки выбирают новую «мышку» и игра продолжается.

6. Игра Третий лишний

Количество игроков должно быть достаточным, чтобы, взявшись за руки, они образовали большой круг. Затем участники перестраиваются, разбившись на пары. Один из игроков в паре встает за другим, а последний смотрит в центр круга. Расстояние между парами составляет около 3 м. Затем выбирается одна пара, и по сигналу ведущего один игрок из пары убегает, а другой — догоняет.

Участники бегают внутри круга, а за его пределами они могут только обегать игроков (не более 2 пар подряд). И убегающий и догоняющий по своему желанию и в любой момент могут поменяться ролями со стоящими парами, которые внимательно наблюдают за игрой. Стоящие во внутреннем круге — убегают, во внешнем — догоняют. Когда убегающий игрок чувствует, что устал или не может убежать от более сильного и ловкого догоняющего, он встает позади любой пары, и сразу тот, кто окажется во внутреннем круге этой пары, считается третьим и становится убегающим. Аналогично и догоняющий игрок может передать свои функции другому, встав к любой паре впереди нее, тогда игрок внешнего круга, став третьим, а значит, лишним, становится догоняющим.

Игра требует ловкости, быстроты реакции, внимания и не утомляет игроков, так как во время игры происходит частая смена ролей, участники выступают в качестве и наблюдателей, и догоняющих, и убегающих. Если догоняющий поймал игрока, то пойманный выбывает из игры, а вместе с ним (по выбору догоняющего) — еще один игрок. Освободившееся место в паре занимает догоняющий.

Выбирается следующая пара, круг сужается, игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 пары игроков. Они считаются победителями. Поскольку правила игры достаточно сложные, проводить ее лучше с детьми среднего и старшего школьного возраста.

7. Игра "Рыбаки и рыбки"

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Взрослый чертит на площадке круг диаметром 4-4,5 м. Из числа игроков выбирают двух детей, которые будут рыбаками. Они берутся за руки, образуя рыболовную сеть. Остальные участники — рыбки. Они плавают в озере — бегают внутри круга. Выбегать за пределы круга рыбки не могут.

По команде ведущего рыбаки забегают в озеро, пытаясь поймать рыбок, бегают парой, не расцепляя рук. Пойманные рыбки встают между рыбаками. Таким образом, с каждым пойманным участником сеть расширяется, а рыбок становится все меньше и меньше. Когда сеть станет достаточно большой, у рыбаков появляется возможность окружать рыбок. Если рыбаки взялись за руки, образовав круг, то находящиеся внутри круга рыбки считаются пойманными.

Рыбки могут вырываться из сети, если один из рыбаков (они всегда находятся по краям сети) во время движения отпустил руку соседнего с ним игрока. Рыбак должен как можно быстрее взять за руку игрока, еще не отцепившегося от сети. Игра продолжается до тех пор, пока рыбаки не поймают всех рыбок. Победителем считается игрок, пойманный последним.

8. Игра "Наседка и коршун"

В игре участвует 10-12 человек. Один из участников, водящий, изображает коршуна, другой — наседку. Все остальные игроки — цыплята. Учитель просит детей, изображающих цыплят, встать гуськом за наседкой и держаться друг за друга. Коршун встает в 3-4 шагах от колонны.

Игра начинается по команде ведущего (взрослого): водящий пытается схватить того цыпленка, который стоит в колонне последним. Для этого он должен прицепиться к колонне позади.

Однако сделать это оказывается не так-то просто, поскольку наседка постоянно поворачивается к коршуну лицом, таким образом преграждая ему путь. Она вытягивает руки в стороны — и вся колонна отклоняется в противоположную от коршуна сторону.

Игра продолжается в течение нескольких минут. Если за этот промежуток времени коршуну схватить цыпленка не удастся, выбирают нового водящего, после чего игра повторяется.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Динамическая переменка » Проект по физической культуре

Слайд 2

Тип проекта: практико-ориентированный. По содержанию : социально - педагогический. Участники проекта : обучающиеся 1 – 5 классов, классные руководители, учитель физической культуры. По времени проведения : долгосрочный. По характеру контактов : внутришкольный .

Слайд 3

Актуальность проекта: Зарядка, перемены, подвижные игры - являются обязательными элементами режима дня школьников. Во время перемен многие ребята выходят в коридор и начинают бегать, особенно ученики начальной школы. Дежурные и учителя пытаются остановить их, делают замечания, но это мало эффективно. Отдохнуть, активно подвигаться на перемене, просто необходимо для успешной учебы, а также благоприятно влияет на состояние здоровья.

Слайд 4

Ученики младших классов не имеют ещё достаточного двигательного опыта, чтобы самостоятельно организовывать игры. Поэтому в данном случае роль учителя становится первостепенной. Дети очень любят, когда игры сопровождаются советами и подбадриванием. Реализация проекта позволит увеличить время двигательной активности. Организованная двигательная активность на переменах будет способствовать росту ежедневной двигательной активности и созданию условий для максимального восстановления работоспособности учеников.

Слайд 5

Цель проекта: Воспитание у детей эмоцио ­ нально положительного отношения к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры; приобщение детей к здоровому образу жизни. Задачи проекта: -популяризация подвижных игр; -осознание необходимости заниматься спортом, развивать собственные физические возможности; - развитие мышечной активности; - развитие интереса к выполнению упражнений; -развитие любознательности, наблюдательности, потребности в выполнении упражнений, культуры общения учащихся; - развитие остаточного слуха, речи, обогащение словаря

Слайд 6

Этапы Практическая деятельность Сроки I . Подготовительный 1. Изучение методической литературы 2. Подбор игр в открытом и закрытом помещении 3. Подбор музыкального сопровождения динамических перемен Сентябрь II . Этап реализации проекта 1. Создание хорошей материальной базы для проведения подвижных игр 2. Проведение динамических перемен в течении всего учебного года 3. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на своё физическое развитие и укрепление здоровья. Октябрь – апрель III . Заключительный Сбор и обработка аналитического материала, соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами. Май

Слайд 7

Краткое описание проекта: Динамическая перемена – это организованная форма активного отдыха как в закрытом помещении так и на открытом воздухе. Проводится после третьего урока , продолжительностью 20 мин. Динамическая перемена состоит из трёх частей, преимущественно игрового характера. В первой части (2-3 мин) решают задачи подготовки к предстоящей двигательной деятельности. Её содержание – построение, разминка под музыку. Вторая, основная часть (10 мин), включает в себя подвижные игры, игры-эстафеты, игры по выбору учащихся. Третья часть (2 -3 мин) завершает активный отдых школьников. В неё входят: построение, упражнения на внимание, подведение итогов, организованное возвращение в классы.

Слайд 8

Ожидаемые результаты: У учеников школы заметно снижается плохое поведение на переменах, дети 1 и 5 классов легче адаптируются к школьной жизни, возрастает желание идти в школу и не пропускать уроки, развивается чувство коллективизма.

Слайд 9

Эффективность проекта: При работе этого проекта предполагается: Исключение травматизма на переменах. Учащиеся приобретут знания и навыки, необходимые для формирования здорового образа жизни. Овладеют навыками самостоятельного проведения подвижных игр без руководства старших. Регулярное выполнение физических упражнений и подвижных игр на активной перемене повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность. Улучшение психологического климата в коллективах. Уменьшится количество пропущенных уроков.

Слайд 10

Картотека игр

Слайд 11

Подвижные игры на свежем воздухе

Слайд 12

1. Игра «Вышибалы» 2. Игра «Лапта» 3. Весёлая эстафета 4. Игра «Классики» 5. Игра «Кошки-мышки» 6. Игра «Третий лишний» 7. Игра «Рыбаки и рыбки» 8. Игра «Наседка и коршун» 9. Игры с мячом и др.

Слайд 13

И гры в помещении

Слайд 14

1. Игра «Сороконожка» 2. Игра «Гусеница» 3. Игра «Угадай меня» 4. Игра «Поварята» 5. Игра «Светофор» 6. Игра « Коленочки » 7. Игра «Не перепутай!» 8. Игра «Море волнуется…» 9. Игра «Краски» и др.