Выступление на МО«Использование русских народных игр на прогулке»

Хасанова Динара Муадевна

Консультация для воспитателей.

«Использование русских народных игр на прогулке»

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. 

Народные игры испокон веков отражали образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, ловкости, находчивости и стремление к победе.  

Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого разного возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. 

Народные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников. Использование таких игр в двигательной активности дошкольников позволяет формировать заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. В народных подвижных играх формируются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются жизненно важные физические качества ребенка. 

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

 Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Весёлые подвижные народные игры это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные.

При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

Возраст. Чем младше дети, тем проще правила, которые усложняются постепенно за счёт новых элементов. А также первые игры должны быть с песенками, стихотворениями и обязательным примером, который показывает взрослый в роли ведущего, так как малышам ещё сложно полностью координировать все свои движения без наличия модели поведения.

Место проведения. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

Инвентарь. Мячики, скакалки и всё, что может потребоваться в процессе игры, должно быть подготовлено заблаговременно.

В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству.

Русские народные игры оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

Классификация народных игр

Для реализации дидактических задач для каждой возрастной группы создаётся своеобразный каталог подходящих забав, которые можно разделить:

По сюжетной тематике. Для младших групп — игры детей, связанные с вечной борьбой добра со злом. Для средней группы — с отношением к природе. Для старшей и подготовительной — с бытовыми темами.

По интенсивности двигательной активности. В целях безопасности стоит придерживаться правила: чем выше подвижность, тем старше дети.

По типу движений. Этот параметр определяется предыдущим. Игры могут быть с мячом, с бегом, с метанием в цель и т. д.

По сложности содержания. Чем проще, тем младше дети.

А также игры отличаются принципом проведения:

-хороводные (к примеру, «Каравай»);

-сидячие (например, «Кольцо»)

-подражательные («Заинька»)

-с преследованием («Селезень»);

-с выбором (участник после определённых движений и слов выбирает следующего – «Ручеёк»);

-с диалогом («Что ты делаешь, коршун»);

-игры-забавы («Я змея»).

Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются хороводные игры и с преследованием. Для средней группы интересны игры-забавы и игры с выбором. Для детей старшей и подготовительной группы — сидячие, игры с диалогом.

Общая методика проведения

Для проведения большинства игр необходим ведущий. Если в младших группах эта роль остаётся за воспитателем, то в средней, старшей и подготовительной стоит уделять особое внимание выбору лидера. Иначе обид и слёз будет не избежать. Самый лучший способ выбрать ведущего — предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит. Вот несколько примеров таких стишков:

Я пойду куплю дуду, 
Я на улицу пойду. 
Громче, дудочка, дуди, 
Мы играем, ты води!

          Белки зайцев угощали
          И морковку подавали.
          Все орешки сами съели.
          А водить тебе велели!

Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь водить ты!

Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?!"
Выходи! Тебе водить!

 

Что касается временных рамок, то в целом на игру не стоит отводить больше 10 минут, а в младшей группе не более 3–5 минут. И даже на такой короткий отрезок времени стоит составить план.

Введение в правила игры — 1–2 минуты.

Выбор ведущего — 1–2 минуты.

Игра — 2–4 минуты.

Подведение итогов — 1 минута.

Игры для первой младшей группы

Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются хороводные и игры с преследованием.

«У бабушки Маланьи»

Инструкция:

Дети повторяют движения ведущего-воспитателя, которые иллюстрируют стихотворение.

  • У Маланьи, у старушки,
    Жили в маленькой избушке
    Семь сыновей,
    Семь дочерей,
    Все без бровей,
    С вот такими вот носами,
    (показывают жестами)
    С вот такими бородами,
    Все они сидели,
    Ничего не ели,
    Делали вот так…
    (воспроизводят действия, показанные Ведущим).

Игры для второй младшей группы

Во второй младшей группе сюжеты игр уже немного сложнее по сравнению с первой.

«Дай платочек»

Инструкция:

  1. Дети делятся на две команды и строятся в две шеренги напротив друг друга.
  2. Руки заводят за спину.
  3. Выбранные капитаны берут платочек и, обойдя своих игроков сзади, кладут одному в руки платок.
  4. Воспитатель даёт сигнал: «Дай платок!», и те, у кого он оказался в руках, должны сделать это так быстро, как только можно.
  5. Тот, кто оказался первым, зарабатывает балл для команды.

«Чурилки»

  • Трынцы-брынцы бубенцы, 
    Позолочены концы. 
    Кто на бубенцах играет — 
    Того жмурка не поймает!

Инструкция:

  1. Выбираем двоих ребят, одному на глаза повязываем платок, а второму даём бубенцы.
  2. Остальные становятся в круг и поют. Ребёнок с бубенцами звонит в инструмент, ходит в круге.
  3. Игрок с повязкой на глазах пытается его поймать.
  4. Когда музыкант пойман, пару меняем.

Игры для средней группы

Кроме уже упомянутых выше, для детей этого возраста можно предложить несколько вариантов.

«Ручеёк»

Инструкция:

  1. Дети становятся парами (желательно мальчик с девочкой).
  2. Тот, кому пара не досталась, проходит под аркой рук и выбирает себе партнёра.
  3. Новая пара становится в конец ручейка.
  4. Оставшийся одиночка таким же образом ищет пару себе.

 «Салки»

Инструкция:

  1. Считалочкой выбирается ведущий.
  2. По его команде игроки разбегаются.
  3. Салка догоняет одного и осаливает.
  4. Это участник теперь становится ведущим.

« Ладушки»

Инструкция:

  1. Дети играют в ладушки в парах и пропевают песенку:

Ладушки -ладушки, испечём оладушки

На окно поставим, остывать заставим

Остынут, поедим и воробышкам дадим

Воробышки съели, кыш полетели….

  1. На слова : Кыш полетели, дети разбегаются в разные стороны , пока воспитатель не даст сигнал о начале игры( хлопок, свисток….), дети должны найти себе новую пару
  2. Игра начинается сначала.

Игры для старшей и подготовительной групп

В играх для этого возраста задания становятся более разнообразными и охватывают больше сфер развития.

«Колечко»

  • Колечко, колечко, 
    Выйди на крылечко!
    Кто с крылечка сойдёт,
    Тот колечко найдёт!

Инструкция:

  1. Дети садятся на лавочку и смыкают ладони ракушкой.
  2. Ведущий подходит к каждому и вкладывает одному кому-то предмет, который имитирует колечко.
  3. Затем поёт песню.
  4. Задача того, кто с колечком, после этих слов убежать, а остальных игроков — догадаться у кого «колечко» и удержать его за руки. Если удалось, то «кольцо» передаётся тому же ведущему. Если же игрок убежал, то он становится ведущим.

« Растяпа»  

( по принципу третий лишний)

«  Я -змея»

Инструкция

  1. По считалке выбирается змея
  2. Под песню: Я змея, змея, змея

Я ползу, ползу, ползу

Хочешь быть моим хвостом?

Ответ выбранного хвоста: Ну, конечно же, хочу!

  1. Выбранный ребёнок встаёт сзади змеи и руками держится за пояс змеи
  2. Игра повторяется вновь
  3. Дойдя до третьего участника, головой становится второй и т. д, пока вся группа не превратится в змею
  4. Когда все уже в игре, голова должна догнать хвост и не разорваться.

С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения подвижных игр и игровых упражнений.