Аугайтене Татьяна Анатольевна

Создание условий для развития лидерских проявлений ребенка старшего дошкольного возраста.

Воспитание ребенка-лидера требует от воспитателя и родителей особого подхода. Как выявить лидерские задатки у ребенка, как действовать, учитывая его психологические особенности?

Конечно же, первые проявления лидерских задатков у ребенка легко можно увидеть в процессе ежедневного наблюдения. В этом помогают знания личностных параметров лидера:

- Лидер действует не истериками и приказами

- Ребенок-лидер умеет завлечь в игру других детей, объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов.

- Настоящий лидер - лидер везде (и дома, и в детском саду).

- Ребенок - лидер имеет особый стиль мышления (склонен планировать, просчитыать различные варианты решения проблемы).

- Ребенок-лидер самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решит взрослый, может и сам организовать игру, чем-то себя занять.

- Маленькие лидеры - прекрасные наблюдатели.

- В детском коллективе ребенок-лидер часто берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении конфликтов.

В дошкольном возрасте в эталон лидера в первую очередь входят навыки межличностного общения.

Поэтому помимо ежедневного наблюдения за детьми для изучения социального статуса, положения каждого ребенка в группе применяется достаточно простая методика «Секрет» (Т. А. Репина). Она направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения.

Инструкция: Воспитатель находится в раздевалке, где размещаются шкафчики для детской одежды. Он предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет». «Сейчас я дам тебе 3 картинки, ты их можешь подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Затем взрослый говорит ребенку: «Теперь хорошо подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчик, а другие ребята положат картинки тебе».

Данная методика позволяет определить, кто выбирает, кого выбирают, какое количество выборов получает каждый ребенок от сверстников и соответственно этот социометрический метод позволяет определить социальный статус каждого ребенка группы, его место в иерархии внутригруппового общественного мнения:

- Звезды (лидеры) - 5 и более выборов

- Предпочитаемые – 3-4 выбора

- Пренебрегаемые – 1-2 выбора

- Изолированные – нет выборов

После проведения данного социометрического метода особое внимание необходимо уделить группе пренебрегаемых и изолированных детей, так как они держатся обособленно, находятся в изоляции коллектива, что в дальнейшем может привести к негативным последствиям, к формированию негативных качеств личности. Разработать план индивидуальной работы с этой категорией детей, подобрать игры, направленные именно на развитие их социально-коммуникативных качеств, таких, как навыков общения, навыков сотрудничества в коллективе. Например:

- «Мои хорошие качества» (учит преодолевать застенчивость, помогает осознать свои положительные качества, повышает самооценку)

Ход игры: каждый ребенок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе (дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

- «Заколдованная тропинка» (развивает умение работать в команде, оказывать поддержку товарищам)

Ход игры: один из детей – ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

 

Помимо коммуникативных игр, в план работы обязательно должны включаться сюжетно-ролевые игры, театрализация, праздники, развлечения, спортивные досуги. Данные виды деятельности позволяют детям проявить свои способности, преодолеть застенчивость, раскрепоститься, почувствовать себя нужными, стать неотъемлемой частью коллектива, команды и тем самым повысить свою самооценку.

Также в работе с данной категорией детей можно использовать такой прием, как чтение художественной литературы и обсуждение историй, в которых звучит тема отвержения, конфликтов, ссор, неуважительного отношения. Например:

- Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» (формирует представления о конфликте, его причинах и способах разрешения, обучает анализу конфликтных ситуаций, проявлению чувств доброты, состраданию);

- Н. Носов «На горке» (воспитывает взаимоуважение, взаимовыручку, умения работать дружно, согласованно со сверстниками);

Основываясь на особенностях проявлений лидерских качеств, применительно к дошкольному возрасту определено 4 стиля лидерства: харизматик, демократ, диктатор и анархист.

Основным направлением работы с «харизматичным» лидером является обучение его приемам конкурентной борьбы. Здесь помогает, конечно же, игровая деятельность. Для данной категории детей в группе подбираются настольные игры: «игры-ходилки», домино, лото, шашки, шахматы. Играя, ребенок учится не сдаваться, не опускать руки, если, казалось бы, он уже проиграл, идти до конца.

В группе регулярно должны проводиться мероприятия соревновательного характера, заставляющие включаться ребенка в борьбу, которые учат его конкурировать, идти к поставленной цели. Это интеллектуальные игры: викторины, «Что? Где? Когда?»; спортивные состязания: эстафеты, веселые старты и т.д.

Самое главное, помочь ребенку понять, что невозможно победить, не рискуя проиграть или отрицательный результат - тоже результат, кто не совершал ошибок? Ну, наверное, тот, кто ничего не делал. Обязательно в доброжелательной форме объяснять, беседовать с детьми, вселять в них веру в себя, свои силы. Большим подспорьем здесь также является чтение художественной литература, рассказы об известных людях, которые, несмотря на провал, все равно шли к своей цели.

В работе с «лидером - диктатором» самое главное научить его использовать лидерские качества в мирных целях, помочь ему справиться с агрессией и гневом. С этой целью применяются игры и игровые упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладания; на отработку навыков общения; на формирование эмпатии, доверия к людям.

В группе должен быть оборудован «Уголок уединения», который несет большую воспитательную нагрузку. В «уголке» должны находиться:

- пособия для обучения детей способам выражения гнева в приемлемой форме (груша для битья, стаканчик гнева, коробочка «Спрячь все плохое»). - пособия для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции (подушка - антистресс, цветные клубочки, «Волшебный пластилин», «Мешочки настроения», массажные мячики)

- Эмоционально – развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению («Островок примирения» или «Коврик мира, дружбы», «Коробка примирения (Мирилка)», «Книга добра»…)

Также в работе по развитию лидерских проявлений, формированию межличностных отношений активно применяется технология «Утренний и вечерний круг», которая позволяет преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками, учит осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Какие бы интересные и современные методы и приемы по развитию лидерских проявлений не выбирались, самыми главными условиями остаются:

- предоставление ребенку больше самостоятельности в планировании своих действий и принятии решений. Контроль при этом конечно необходим, но это не должен быть приказной тон или беспрекословное подчинение, потому что такой стиль общения с детьми, как правило, ведет к обратному эффекту.

- создание ситуации успеха. Но так, чтобы ребенок был уверен, что успехом обязан сам себе, а не с подачи взрослого.

- и, конечно же, похвала. Здесь нужно помнить следующее: поддерживать каждый, даже самый маленький успех ребенка; хвалить за конкретное дело, поступок, действие; хвалить публично.

Помните: Важно хвалить действие, а не личность!

Фразы типа "Ты хорошая девочка" или "У тебя хорошая работа" не обеспечивают ребенка конкретной информацией, которая поможет ему дальше развиваться в желаемом направлении. Вместо этого лучше сказать, что мы видим, избегая оценочных слов. Например, «Это очень не просто – вылепить птичку», "У тебя в рисунке много ярких цветов" или "Ты построил такую высокую башню". Даже самое простое "Ты это сделал!" обеспечивает ребенку знание о том, что мы заметили его усилия, но при этом не выставляем ему отметок.

Конечно же, лидерами станут не все, но очень важно создавать условия для стремления к лидерству.

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов