Проекты группы
Проектная деятельность в детском саду представляет собой совместную работу воспитателя, родителей и детей над изучением какого-либо вопроса. Основная цель таких проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми.
Основные задачи проектной деятельности:
Развитие самостоятельного мышления: Дети учатся анализировать ситуации и искать решения.
Умение принимать решения: Формируется способность выбирать оптимальные способы действий.
Планирование и предвидение: Дети учатся планировать свои действия и предвидеть результаты.
Кооперация: Важный аспект – умение работать в коллективе и взаимодействовать с другими.
Виды проектов:
Творческие проекты:
Пример: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья».
Форма представления: Театрализованные действия, спектакли, детские праздники.
Социально-информационные проекты:
Пример: «Моя семья», «Семейное дерево».
Форма представления: Газеты, папки, плакаты, инсталляции.
Ролевые или игровые проекты:
Пример: «Любимые сказки», «Мир природы».
Форма представления: Ролевые сюжеты, знакомые сказки с вживанием в роли персонажей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.46 КБ | |
| 36.51 КБ | |
| 26.17 КБ | |
| 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Тема проекта: «Озеро Байкали его обитатели».
Автор проекта –воспитатели, дети, родители
Продолжительность проекта - краткосрочный
Вид проекта – творческий, познавательно-исследовательский
Участники проекта – дети старшей группы
Возраст детей – 5-6 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект - Воспитание чувства любви к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Дети должны знать о Байкале как можно больше, так как живут вблизи с природным сокровищем, но редко можно услышать из уст детей точную и необходимую для его развития информацию о Байкале.
Актуальность- Ознакомление с природой Байкала обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире, происходит обогащение словарного запаса, а это помогает сделать речь ребенка разнообразной и выразительной. Общение с природой помогает пробудить эмоционально - чувственное отношение к окружающему. Развивается стойкий интерес к познавательной деятельности, наблюдательность.
Если знакомить детей с уникальностью озера Байкал, то дети усвоят правила и нормы взаимодействия с окружающим миром, будут проявлять чуткость и доброту к представителям животного мира.
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о животных Сибири ,через программируемого робота Вee-dot. Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным, как к живым существам. Воспитывать познавательную активность. Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Формы работы: образовательная деятельность;
– тематические беседы;
– дидактические игры;
– подвижные игры;
– пальчиковые игры;
– речевые игры;
– продуктивная деятельность;
– чтение художественной литературы;
Задачи:
- для детей:
Образовательные:
1. Знакомить детей с озером Байкал, с его происхождением, расположением на карте;
2.Расширять представления детей о животном и растительном мире Прибайкалья;
3.Формировать представления о подводном мире Байкала;
4.Прививать основы понимания важности сохранения и охраны озера;
5. Уметь поделится своими знаниями с другими детьми.
- для педагогов:
1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
- для родителей:
1. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
2. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
Предполагаемый результат:
1. У детей сформировалось и обогатилось представление об о. Байкал и его животном мире. Дети узнают животных по внешнему виду, знают, где они живут, чем питаются, как называются.
2. Изготовление макета животный мир Байкала и Красной книги позволило наглядно представить среду обитания животных на озере.
3. Пополнился словарный запас детей (омуль, нерпа, хариус, очищать, не засорять, голубая ель, белек и т. д.)
4. Создание Красной книги, позволило расширить у детей коммуникативные и творческие способности, так же они без труда смогли рассказать о каждом животном.
5. Дети стали более любознательными.
6. Проявляют бережное и заботливое отношение к животному миру родного края.
7. У детей проявилось желание больше общаться с природой, проявлять заботу о животных Прибайкалья.
- для педагогов:
– самореализация, повышение творческого потенциала;
– повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
- для родителей:
– оптимизация детско-родительских отношений;
– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
– повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Итоговое мероприятие: Выставка макета озера Байкала и его обитателями, Красная книга животных Иркутской области.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия родителей |
Подготовительный этап | Подбор художественной литературы про Байкал. Планирование реализации проекта. Легенды его возникновения | Опрос «Что хотят дети узнать об озере Байкале и его жителях?» Беседы: «озеро Байкала», «Нерпы и нерпята», «Растительный мир Прибайкалья», «Какая вода в озере Байкал?», «Какие водятся рыбы, животные?» | Повысить компетентность по данной теме; помочь детям в сборе информации; способствовать укреплению детско-родительских отношений. |
Организационный этап | Консультация для родителей: «Животный мир» | Просмотр документального фильма «Подводный мир Байкала», «Байкал в разное время года». Изучение карты место нахождения Байкала | Организация выставки «Животные Прибайкалья глазами детей» |
Формирующий этап | 1.Беседы о животных. 2. Рассматривание картин 3. Составление рассказов, описательных рассказов о животных. Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки. Оформить фото-материалы, сопроводив их загадками, и описанием животного. | Художественное творчество: - Рисование «Растения и животные». -Составление макета «Озеро Байкал». - Лепка из солёного теста «Маленькие нерпы и рыбки», Аппликация: «Деревья Байкала» Чтение литературы: «Легенда о дочери Байкала»; Козлова Н.И «Рыбы Байкала», С. Бунтаковская «Млекопитающее нерпа – чудо Байкала», Галкина В.И. «Загадки про животных и рыб Байкала»; В. Стародумов «Ангарские бусы», «Хвойная невеста», «Омулёвая бочка». Прослушивание звуков озера Байкал. День загадок «Угадай, кто это?» «Путешествие по Байкалу, каких животных мы знаем?».(Через программируемого робота Вee-dot) | Создание «Красной книги животных Иркутской области»; активного включения родителей по поиску материала Индивидуальные беседы «Что узнал ваш ребенок о Байкале? |
Итоговый этап | Выступление на педсовете по реализации проекта. | Презентация макета «Озеро Байкал и его обитатели» и «Красной книги животных Иркутской области» | Составление макета «Озеро Байкал» |
Тема дня | Работа с детьми | Совершенствование ПРС | Робота родителями | |
Понедельник | Вхождение в проект Постановка проблемы Создание проблемной мотивационной ситуации | Просмотр презентации «Озеро Байкал и его обитатели». Беседа про Байкал с подведением детей к выводу, что знаний о животных и растениях Байкала недостаточно, хотелось бы знать больше. Составления с детьми плана на неделю. Конструирование макета Лепка из пластилина озеро Байкал из картона и ватных дисков делали ландшафт берег, камни. | Создание развивающей среды в группе: подбор материала для беседы, презентации, видеофильмы, сказки. | Предложить поучаствовать в выставке рисунков и поделок «Озеро Байкал» Сбор познавательной и художественной литературы по теме. |
Вторник | Озеро Байкала. Нерпы и другие обитатели подводного мира. | Чтение художественной литературы «Бурятская легенда», «Богатырь Байкал», «Слово о Байкале»(мифы, легенды, предания, сказки).Заучивание стихотворения. Лепка из соленого теста фигурок нерпы, рыб, обитающих в озере Байкал. | Картинки для рассматривания по теме. | Пополнение библиотеки художественной, познавательной литературой. |
Среда | Растительный мир Прибайкалья | Рассматривание книги о природе Байкала, иллюстраций, фотографий, открыток с изображением пейзажей, рыб, животных, Аппликация «Деревья Байкала». Конструирование работа в мастерской) объёмные деревья ( сосны, кедры, ходульные деревья) | Раскраски: «Рыбки», «Животные», «Растения» Настольная игра «Путешествие по Байкалу, каких животных мы знаем?».(Через программируемого робота Вee-dot) | |
Четверг | Сохраним Байкал, основы экологической культуры. | Моделирование экологических ситуаций: «К чему приведет загрязнение воды?», «Если исчезнут все рачки из Байкала?», «Если не убирать мусор за собой?» Рисование растений и животных. | Оформление макета для презентации. | Индивидуальные беседы «Что узнал ваш ребенок о Байкале?» |
Пятница | Презентация макета Байкал и его обитатели | Итоговое мероприятие экологического проекта: презентация макета «Озеро Байкал и его обитатели» на педсовете | Показ видео материала презентации макета в родительском чате |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 28»
Проект
«Адвент-календарь –
календарь ожидания Нового года»
для детей 6-7 лет
Разработчик:
Воспитатели:
Петрова Марина Вячеславовна
Морозова Вера Георгиевна
г. Усолье-Сибирское
Декабрь 2024г
Содержание
2-й этап. Реализация проекта. 5
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями при реализации проекта 7
Результат реализации проекта 7
Паспорт проекта
Тема проекта: «Адвент-календарь – календарь ожидания Нового года»
Автор проекта –воспитатели, дети, родители
Продолжительность проекта - краткосрочный с 2.12.2024-19.12.2024
Вид проекта – творческий, познавательно-исследовательский
Участники проекта – дети подготовительной группы
Возраст детей – 6-7 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект - Адвент-календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать. И конечно же, он создает ту неповторимую атмосферу волшебства, которая бывает только в Новый год. Адвент - календарь наполнен интересными заданиями для детей, которые они с большим удовольствием выполняют сами и с семьей.
Актуальность
Главный праздник для всех детей и взрослых — это, конечно, Новый год. Последнее время становятся все более популярными календари ожидания Нового года или Адвент-календари. Адвент-календарь - один из самых удачных способов раскрасить ожидание праздника ощущением радости и волшебства. Что же это такое? Суть Адвент-календаря состоит в том, что ведется по дням обратный отсчет до Нового года. Причем каждый день ребенок находит в Адвент-календаре какой-то небольшой и приятный сюрприз, а также задание или идею досуга на текущий день. Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. В России создание Адвент-календарей нельзя назвать традицией, однако в последние годы они приобретают все большую популярность. Зачем же он нужен ребёнку? Маленьким детям обычно очень сложно осознать время – это такое неуловимое понятие, которое дети любят чем-либо структурировать и заполнять. "А сколько надо сходить в садик, чтобы поехать к бабушке?" "Сколько раз надо открыть мешочки с заданиями, чтобы наступил праздник Новый год?" Считаем дни, недели. «А сколько до нового года будет прогулок, а сколько книжек перед сном? Как можно измерить это время в маленьких ежедневных сюрпризах? Для педагога Адвент-календарь - это своеобразный план его деятельности.
Цель: Вызвать интерес к предстоящему празднику; создать праздничное новогоднее настроение
ФОРМЫ РАБОТЫ
- словесные (беседы, чтение художественной литературы, викторина, заучивание стихотворений),
- наглядные (просмотр видеороликов, мультфильмов, презентаций),
- практические (продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок)
- наглядное информирование, практические консультации, творческие выставки детских рисунков и поделок.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- для детей:
1. Образовательные:
• Расширить представления детей о праздновании Нового года, об истории возникновения праздника
• Закрепить знания детей о течении времени (месяц, неделя, день);
• Помочь детям наглядно ощутить приближение радостного праздника;
2. Развивающие:
• Развивать у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности, приучать активно участвовать в подготовке к празднику.
• Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря.
3. Воспитательные:
• Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду.
• Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
• Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
• Воспитывать любовь к ручному труду
- для педагогов:
1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
- для родителей:
1. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.
2. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
Предполагаемый результат
- для педагогов:
– самореализация, повышение творческого потенциала;
– повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
- для родителей:
– оптимизация детско-родительских отношений;
– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;
– повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Интеграция образовательных областей: Адвент-календарь позволяет интегрировать все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), строя педагогический процесс индивидуально, в микрогруппе или фронтально со всеми детьми.
Обеспечение проекта:
Кадровые ресурсы:
- педагоги (воспитатели и специалисты) ;
- родители воспитанников,
- социальные партнёры ДОУ.
Материально-технические ресурсы:
- технические средства обучения (мультимедийное оборудование, ноутбук и т. д.);
- подбор мультфильмов; презентаций по теме;
-оформление группы (выставка рисунков, выставка творческих работ родителей и детей).
Информационно-методические ресурсы:
- обмен опытом работы (выставки, консультации и т. д.);
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный.
1. Определение темы проекта, формулирование цели и задач.
2. Изготовление Адвент-календаря (Новогодняя елка).
3. Разработка мероприятий.
4. Создание развивающей среды.
5. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
6. Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
2-й этап. Реализация проекта.
Задания адвент-календаря. | |
Дни недели | Содержание |
1-2 декабря | Получить письмо от Деда Мороза |
3 декабря | Задание: поиграть в подвижные игры: «Снежок в ложке», «Попади в цель», «Поймай снежок» Сделать новогодние украшения для группы и дома; |
4 декабря | Задания: нарисовать зимний пейзаж |
5 декабря | День новогодней ёлочки Задание: Нарядить елку в группе; |
6 декабря | Подарок Снегурочке. Задание: вырезать рукавички для Снегурочки и украсить их. |
7 декабря(Выходной) 8 декабря(Выходной) | Задание на выходные с родителями. Задание: сделать вместе с детьми ёлочки в разных техниках и нарядить их. Задание: сфотографироваться со снежной елкой на улице. Выучить стихотворение по тематике. |
9 декабря | День снеговика Задание: изготовить снеговиков из материалов по выбору, на прогулке – из снега, в группе -из бумаги; |
10 декабря | Задание: украсить окна группы вместе с родителями |
11 декабря | День елочной игрушки Задание: нарисовать новогоднюю елочную игрушку |
12 декабря | Нарисовать письмо Деду морозу «Что я хочу на Новый год?» |
13 декабря | День тёплых валенок Задание: изготовить поделки- валенки с узорами; |
14 декабря(Выходной) 15 декабря(Выходной) | Задание: Посмотреть Новогодний мультфильм «Снежная королева» Задание: сделать елочную игрушку из подручных материалов. |
16 декабря | День снежинки Задание: вырезать снежинки из бумаги; |
17 декабря | Задание: прочитать с родителями книгу про новый год или зиму. |
18 декабря | Задание: Взять Интервью у взрослых «Что бы они хотели пожелать в Новом году?» |
19 декабря | Задание: сфотографироваться как вы всей семьей наряжаете Елку. |
20 декабря | Задание: сделать новогоднюю гирлянду из бумаги. |
21 декабря(Выходной) 22 декабря(Выходной) | Задание: записать новогоднее поздравление с родителями и отправить воспитателю Задание: сделать салат и украсить по-новогоднему, отправить фото воспитателю |
23 декабря | Украсить веранду на площадке. |
24 декабря | День встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой Новогодний утренник |
25 декабря | В поисках сюрприза |
26 декабря | Задание: нарисовать зимние узоры |
27 декабря | Задание: Отгадай загадки |
28 декабря | Задание: сыграть в подвижную игру «Два Мороза» |
29 декабря | Задание: загадать желание в Новогоднюю ночь |
3 этап: Заключительный
1. Подведение итогов.
2. Оформление группы.
3. Презентация проекта.
Перспективное планирование по взаимодействию с родителями при реализации проекта
Мероприятие | Форма работы |
Консультации для родителей | «Что рассказать ребенку про Деда Мороза и Снегурочку» |
«История празднования Нового года», | |
Индивидуальная беседа | «Какие книжки читают дома» |
Домашнее задания | Рисование с детьми, заучивание стихотворений, просмотр мультфильмов, изготовление поделок Совместная работа с детьми |
Результат реализации проекта
1. У детей сформированы обширные знания о празднике Новый год, об истории новогодней ёлки, о традиции встречи праздника в разных странах;
2. Позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.
3. Активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году.
4. Дети проявляют активность, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании, творчестве.
5. Оформлена выставка поделок и рисунков
5. Итоговое мероприятие «Новогодний утренник»
Перспективы проекта
• Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ.
Значимость проекта
««Адвент-календарь – календарь ожидания Нового года» в том, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, совместно выполняя различные задания. Стали проявляться творческие способности детей в придумывании рассказов, рисовании, рассказывании стихотворений и т.п. Дети стали проявлять любознательность, не бояться высказывать свою мысль.
Список литературы
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Ор рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А, 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-368с.
2. Сборник загадок, стихов, сказок и рассказов о зиме и Новогоднем празднике.
3. А.Дергунская Проектная деятельность дошкольников, учебно-методическое пособие. Москва, 2012
4. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Технологические карты на каждый день. Декабрь-февраль. Подготовительная группа. С.Ф.Виноградова, В.Ю.Бабчинская. Волгоград2016
5. Комплексные занятия. Подготовительная группа Н.В.Лободина. Волгоград. 2013
6. Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва. 2014
Интернет - ресурсы:
1. infourok.ru
2. kopilkaurokov.ru
3. nsportal.rг
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Тема проекта: «Береги природу!»
Автор проекта –воспитатели, дети, родители
Продолжительность проекта - краткосрочный
Вид проекта – творческий, познавательно-исследовательский
Участники проекта – дети старшей группы
Возраст детей – 5-6 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект
Глобальное потепление, загрязнение воздуха, воды и земли, изменение климата, сокращение числа редких животных и растений, появление новых заболеваний – вот далеко не все экологические проблемы, с которыми уже сегодня столкнулась наша планета.
Человек не может жить, не используя богатства природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много лет люди брали у нее все, что хотели, не задумываясь о последствиях. А ведь природа и человек – это единое целое.
Природа «плачет» и просит у нас помощи… Ведь уже сейчас исчезают разных виды животных и растений, а некоторые из этих сообществ находятся просто на грани вымирания. Вместо зеленых, богатых кислородом лесов появились пустыни, высохли озера и реки.
Изменить это можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Актуальность
Защита природы – дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности.
Уничтожив природу, человечество погибнет.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность, ведь именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Поэтому очень важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о взаимосвязях всего живого, воспитывать чувства гордости за родную природу и бережного отношения к ней.
Именно в дошкольном детстве формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны примеры перед глазами детей. И здесь, в первую очередь, ребенок ориентируется на поведение нас - взрослых. Ведь каждое наше слово, жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Вот почему так важно помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношений с природой, сохранения природного наследия. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Неразумное, недальновидное, а иногда даже и хищническое использование природных ресурсов, а также массовый «не культурный» отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.
Формы работы: образовательная деятельность;
– тематические беседы;
– дидактические игры;
– подвижные игры;
– пальчиковые игры;
– речевые игры;
– продуктивная деятельность;
– чтение художественной литературы;
Задачи:
• Привлечь воспитанников и родителей к проблемам охраны природы.
• Выявить наиболее актуальные экологические проблемы в месте проживания.
• Поддержать и развить интерес детей к исследовательской деятельности, направленной на изучение и сохранение природных экосистем.
• Развивать готовность детей участвовать в практических делах по улучшению природной среды своей малой Родины.
• Воспитывать любовь к природе родного края и необходимость ее охраны, нетерпимость к бессмысленной порче растений, уничтожению птиц, животных, насекомых.
• Активизировать участие родителей в экологическом воспитании детей.
Предполагаемый результат:
У детей сформируются:
• экологические знания, экологическая культура;
• сознание важности природоохранных мероприятий;
• навыки правильного поведения в природной среде;
• чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;
• эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно-творческой деятельности.
У родителей:
• расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
• повысится интерес к совместной деятельности по защите и охране природы;
• повысится уровень экологической культуры личности.
Итоговое мероприятие: Макет «Дикие и домашние животные», Альбом для рассматривания «Экологические знаки», Фотоальбом «Природа и мы»
Содержание этапов проекта
Мероприятия | Задачи | Ответственные | Документ | |
1 Предварительный этап | ||||
Работа с детьми | Мониторинг знаний детей: уточнить, что дети знают о проблемах охраны природы. Создание альбома для рассматривания по теме. Прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику, чтение художественной литературы по теме проекта и согласно тематическому планированию. | Воспитатели | Конспекты | |
Работа с родителями: | Консультация на тему: «Экологическое воспитание детей в семье», «Учите детей любить природу». Беседа с родителями о важности проекта для их детей. Предложили оказать посильную помощь в подготовке лэпбука, фотоальбома, и наглядного материала, поделок из природного материала. | Воспитатели | Консультации | |
2.Основной этап | ||||
Повседневная работа с детьми | Чтение художественной литературы по проектной тематике. Рассматривание наглядного материала на тему «Природа», презентаций, видеофильмов экологического содержания. Обсуждение красоты природы в разное время года. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Познавательные, ситуативные беседы. Чтение произведений П. Бажова, Е. Чарушина «Воробей», И.П. Токмаковой «Яблонька», «Ива», «Берёза», «Десять птичек стайка», «Где спит рыбка», В.В. Бианки «Первая охота», Л. Татьяничевой «Живу я в глубине России», А. Яшин «Покормите птиц зимой». Энциклопедии. «Растения» - детская энциклопедия. Просмотр видеозаписей с зарисовками о природе. Дидактические игры «Угадай-ка», «Чьи следы?», «Кто как кричит», паззлы-вкладыши «Животные». | |||
Фотоальбом «Природа и мы» | Обогащать лексический запас. Учить детей полно отвечать на вопросы | Воспитатели | Альбом для рассматривания, | |
Фотоальбом. «Мой домашний питомец» | Уметь рассказывать о домашнем животном, знать элементарные правила ухода за ним. | воспитатели | Фотовыставка | |
Экологическая викторина «Любить природу, значит беречь» | Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных. Развивать логическое мышление через решение проблемных ситуаций. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде. | воспитатели | конспект | |
Посадка и выращивание семян «Огород на окне» | Формировать умение наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Учить ребенка оформлять результат наблюдений. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. | Воспитатели, дети | Огород, Дневник наблюдений. | |
Выставка рисунков «Берегите природу» | Развитие экологической этики и воспитание отношения к природе. Привлечение внимание детей и взрослых к существующим проблемам экологии, бережному отношению к природе. | Воспитатели | Выставка рисунков. | |
Беседа «Правила поведения в лесу» | Формировать обобщенные представления о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесной связи между собой. Воспитывать понимание недопустимости разрушения этих взаимосвязей. Развивать знания о правилах поведения в лесу, учить осознанно их применять. | Воспитатели | Альбом для рассматривания, экологические знаки, иллюстрации экосистем. | |
3.Заключительный этап | ||||
Беседа «Берегите природу». (обсудить, что понравилось, что нет, предложить в дальнейшем работать по данной проблеме) | Что понравилось в изучении охраны природы? Что хотели бы изменить? Хотели бы узнать еще что-то? Создать мотивацию у детей к дальнейшему изучению проблемы. | Воспитатели | План-конспект | |
Результат | ||||
Альбом для рассматривания «Экологические знаки» глазами детьми | Результат проекта | Воспитатели | Альбом | |
Книга « Как мы можем сберечь природу» | Результат проекта | Родители, Воспитатели | Книга | |
Макет «Дикие животные леса» | Результат проекта | Воспитатели, родители. | Макет | |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
МБДОУ «Детский сад №28».
г. Усолье-Сибирское
Заведующий МБДОУ Д/с №28
_______________Бочарова Т.С.
«____» ______________2023 г.
Номинация: «Педагогический проект
по экологическому воспитанию дошкольников»
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы»
Авторы: Вавилова Ю.Ю. Маркина .О.С Петрова .М.В
Усолье-Сибирское 2023-2024г
СОДЕРЖАНИЕ
Ожидаемые результаты проекта: 8
Интеграция образовательных областей 8
Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта. 8
Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта: 8
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе: 9
Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта. 9
Физкультурно-оздоровительная деятельность по реализации задач проекта: 9
АННОТАЦИЯ
Педагогический проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы» реализован в 2023-2024 учебном году, на базе МБДОУ детский сад № 28 Иркутской области города Усолье -Сибирского.
Проект предназначен для педагогов, детей дошкольного возраста и родителей (законных представителей) воспитанников.
Цель исследования – теоретически обосновать и определить возможности игр в экологическом воспитании.
В период подготовительной работы:
- определены темы, цели и задачи проекта;
- была подобрана и тщательно изучена необходимая методическая литература;
- определены объёмы знаний детей об экологии;
- пространственно-развивающая среда подготовлена и обновлена необходимыми атрибутами.
В основном этапе проводится работа по следующим направлениям:
- непрерывно-непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя и ребенка;
- развлечения, праздники;
- проектная деятельность;
- самостоятельные игры экологической направленности по интересам детей.
Заключительный этап направлен на исследование эффективности реализации данного проекта, проведение диагностики освоения материалов проекта и их коррекции для реализации в других группах.
Информация о ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 расположен по адресу: г. Усолье -Сибирское проспект Космонавтов 12 А, который отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям.
Особенностью воспитательно-образовательного процесса детей нашего ДОУ является использование новых форм работы, которые отражают современный уровень развития дошкольного образования и требования социума к воспитанию и образованию.
Нашим дошкольным учреждением взято направление на усовершенствование системы здоровье сбережения, особое внимание уделяется профилактической работе в группах. Для этого используются как традиционные методы в оздоровлении дошкольников: закаливание, воздушные ванны, так и нетрадиционные методы: «Аромотерапия» - изготовление медальонов с ароматом хвои, кедра, чеснока; использование массажных подушечек с различными крупами (рис, перловая, гречневая, горох). В системе проведения различных видов гимнастик: утренняя, после сна, коррекционная, артикуляционная; развитие мелкой моторики, индивидуальная работа с детьми над освоением основных видов развивающих движений.
Одним из направлений инновационной деятельности в ДОУ является педагогическое проектирование, что помогает дошкольному учреждению быть более мобильным и привлекательным в современных условиях.
Традиционными в детском саду является такие формы совместной деятельности взрослых и детей: непосредственно образовательная деятельность, игровые ситуации, праздники, развлечения, театрализованные представления. Интеграция ведётся по всем направлениям развития и образования дошкольников, что позволяет совмещать в себе большое разнообразие форм работы с детьми и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка.
Основным средством формирования экологического сознания детей является непосредственное общение с живой природой. Поэтому работа по организации предметно-развивающей экологической среды в ДОУ занимает одно из ведущих мест.
Актуальность
«Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Учит по календарю –
По живому букварю…»
В.Орлов
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, важно донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Современные детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, предполагает различный спектр возможностей и средств, направленных на воспитание экологических ценностей у детей дошкольного возраста.
Гипотеза:
Формирование человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой будет успешным, если создать определенную развивающую среду, работать в системе творчески, при активном участии родителей.
Новизна.
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Международного экологического календаря. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствам игр.
Задачи проекта:
- Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей через активные исследования и игровые формы.
- Развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
- Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- Формирование знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому посредством игр.
- Укреплять связи детского сада и родителей.
Для реализации данных задач придерживаемся следующих принципов: научности, доступности, гуманности, целостности, системности, сезонности, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Данная модель строится на принципах развивающего обучения и основана на формировании экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Степенью новизны проекта является внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредствам игр и через исследования. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий федеральному государственному образовательному стандарту:
- Включение форм работы во все виды детской деятельности.
- Использование регионального компонента.
- Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Интеграция образовательных областей
Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.
- Тематические ООД экологической направленности.
- Познавательно - исследовательская деятельность.
- Чтение художественной литературы по проектной тематике.
- Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;
- Наблюдение за объектами живой и неживой природы
- Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
- Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
- Сочинение экологических сказок. викторин, круглых столов и т.д.
Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:
Игровая деятельность экологического содержания:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры
- - театрализованные игры, интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда» Экологические интеллектуальные игры.
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:
- уход за растениями и посадками в группе;
- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)
Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.
Продуктивная деятельность:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- прикладная деятельность;
- конструктивно - модельная деятельность;
- Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.
Физкультурно-оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:
- спортивные, подвижные игры;
- спортивные досуги, праздники экологического содержания
Формы работы по реализации проекта:
- наблюдения и экологические экскурсии;
- создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
- познавательное чтение;
- конкурсы и викторины;
- продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
- лаборатория (опыты и эксперименты);
- инсценировки и театрализации;
- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- эколого-познавательные праздники и развлечения.
План действий по реализации педагогического проекта
№ п\п | Месяц | Мероприятие | Ответственный |
1 | Сентябрь | Разработка проекта | |
2 | Октябрь | Акция «Сбор макулатуры» Октябрь-Декабрь не менее 40кг | |
3 | Ноябрь | Конкурс «Самая оригинальная кормушка для птиц» | Петрова М. В. |
4 | Декабрь | Конкурс видеороликов «Покормите птиц зимой» | Вавилова Ю. Ю. |
Акция «Сбор макулатуры» Подведение итогов | Маркина О. С. | ||
5 | Январь | Акция «Собери батарейку, спаси Ежа» Январь-Февраль не менее 300шт | |
6 | Февраль | Конкурс видеороликов «Экспериментирование со снегом» | Вавилова Ю. Ю. |
Подведение итогов по акции «Батарейка» | Маркина О. С. | ||
8 | Апрель | Конкурс «Огород на окне» (конкурс театрализация) - защита своего проекта | Петрова М. В |
Список литературы:
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, изд. 2, испр. и доп., Воронеж, 2007 г.
- М. А. Рунова, А.В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет», М.: «Мозаика-Синтез», 2006 г.
- Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группы», М.: «ВАКО», 2007 г.
- П.Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой», М.: «Просвещение», 1978 г.
- С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» М.: «Просвещение», 1980 г.
- Н.Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», старшая и подготовительная группы – Волгоград: Учитель, 2012
