Проекты группы

Петрова Марина Вячеславовна

Проектная деятельность в детском саду представляет собой совместную работу воспитателя, родителей и детей над изучением какого-либо вопроса. Основная цель таких проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми.

 

Основные задачи проектной деятельности:

  1. Развитие самостоятельного мышления: Дети учатся анализировать ситуации и искать решения.

  2. Умение принимать решения: Формируется способность выбирать оптимальные способы действий.

  3. Планирование и предвидение: Дети учатся планировать свои действия и предвидеть результаты.

  4. Кооперация: Важный аспект – умение работать в коллективе и взаимодействовать с другими.

Виды проектов:

  1. Творческие проекты:

    • Пример: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья».

    • Форма представления: Театрализованные действия, спектакли, детские праздники.

  2. Социально-информационные проекты:

    • Пример: «Моя семья», «Семейное дерево».

    • Форма представления: Газеты, папки, плакаты, инсталляции.

  3. Ролевые или игровые проекты:

    • Пример: «Любимые сказки», «Мир природы».

    • Форма представления: Ролевые сюжеты, знакомые сказки с вживанием в роли персонажей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Тема проекта: «Озеро Байкали его обитатели».

Автор проекта –воспитатели, дети, родители

Продолжительность проекта - краткосрочный

Вид проекта – творческий, познавательно-исследовательский

      Участники проекта – дети старшей группы

Возраст детей – 5-6 лет

      Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект - Воспитание чувства любви к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Дети должны знать о Байкале как можно больше, так как живут вблизи с природным сокровищем, но редко можно услышать из уст детей точную и необходимую для его развития информацию о Байкале.

       Актуальность- Ознакомление с природой Байкала обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире, происходит обогащение словарного запаса, а это помогает сделать речь ребенка разнообразной и выразительной. Общение с природой помогает пробудить эмоционально - чувственное отношение к окружающему. Развивается стойкий интерес к познавательной деятельности, наблюдательность.

Если знакомить детей с уникальностью озера Байкал, то дети усвоят правила и нормы взаимодействия с окружающим миром, будут проявлять чуткость и доброту к представителям животного мира.

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о животных Сибири ,через программируемого робота Вee-dot. Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным, как к живым существам. Воспитывать познавательную активность. Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.      

Формы работы: образовательная деятельность;

– тематические беседы;

– дидактические игры;

– подвижные игры;

– пальчиковые игры;

– речевые игры;

– продуктивная деятельность;

– чтение художественной литературы;

Задачи: 

    - для детей:

Образовательные:

1. Знакомить детей с озером Байкал, с его происхождением, расположением на карте;

2.Расширять представления детей о животном и растительном мире Прибайкалья;

3.Формировать представления о подводном мире Байкала;

4.Прививать основы понимания важности сохранения и охраны озера;

5.  Уметь поделится своими знаниями с другими детьми.

- для педагогов:

1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.

2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

- для родителей:

1. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.

2. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.

 Предполагаемый результат:

1. У детей сформировалось и обогатилось представление об о. Байкал и его животном мире. Дети узнают животных по внешнему виду, знают, где они живут, чем питаются, как называются.

2. Изготовление макета животный мир Байкала и Красной книги позволило наглядно представить среду обитания животных на озере.

3. Пополнился словарный запас детей (омуль, нерпа, хариус, очищать, не засорять, голубая ель, белек и т. д.)

4. Создание Красной книги, позволило расширить у детей коммуникативные и творческие способности, так же они без труда смогли рассказать о каждом животном.

5. Дети стали более любознательными.

6. Проявляют бережное и заботливое отношение к животному миру родного края.

7. У детей проявилось желание больше общаться с природой, проявлять заботу о животных Прибайкалья.

- для педагогов:

– самореализация, повышение творческого потенциала;

– повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

- для родителей:

– оптимизация детско-родительских отношений;

– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

– повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Итоговое мероприятие: Выставка макета озера Байкала и его обитателями, Красная книга животных Иркутской области.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

Подготовительный этап

Подбор художественной литературы про Байкал.

Планирование реализации проекта.

Легенды его возникновения

Опрос «Что хотят дети узнать об озере Байкале и его жителях?»

Беседы: «озеро Байкала», «Нерпы и нерпята», «Растительный мир Прибайкалья», «Какая вода в озере Байкал?», «Какие водятся рыбы, животные?»  

Повысить компетентность по данной теме; помочь детям в сборе информации; способствовать укреплению детско-родительских отношений.

Организационный этап

Консультация для родителей:

«Животный мир»

Просмотр документального фильма «Подводный мир Байкала», «Байкал в разное время года».

Изучение карты место нахождения Байкала

Организация выставки «Животные Прибайкалья глазами детей»

Формирующий этап

1.Беседы о животных.

2. Рассматривание картин

3. Составление рассказов, описательных рассказов о животных.

Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки.

Оформить фото-материалы, сопроводив их загадками, и описанием животного.

Художественное творчество:

- Рисование «Растения и животные».

-Составление макета «Озеро Байкал».

 - Лепка из солёного теста «Маленькие нерпы и рыбки»,

Аппликация: «Деревья Байкала»

Чтение литературы: «Легенда о дочери Байкала»; Козлова Н.И «Рыбы Байкала», С. Бунтаковская «Млекопитающее нерпа – чудо Байкала», Галкина В.И. «Загадки про животных и рыб Байкала»; В. Стародумов «Ангарские бусы», «Хвойная невеста», «Омулёвая бочка».

Прослушивание звуков озера Байкал. День загадок «Угадай, кто это?»

«Путешествие по Байкалу, каких животных мы знаем?».(Через программируемого робота Вee-dot)

Создание «Красной книги животных Иркутской области»; активного включения родителей по поиску материала

Индивидуальные беседы «Что узнал ваш   ребенок о Байкале?

Итоговый этап

Выступление на педсовете по реализации проекта.

Презентация макета «Озеро Байкал и его обитатели» и «Красной книги животных Иркутской области»

Составление макета «Озеро Байкал»

Тема дня

Работа с детьми

Совершенствование ПРС

Робота  родителями

Понедельник

Вхождение в проект

Постановка проблемы

Создание проблемной мотивационной ситуации

Просмотр презентации «Озеро Байкал и его обитатели».

Беседа про Байкал с подведением детей к выводу, что знаний о животных и растениях Байкала недостаточно, хотелось бы знать больше.

Составления с детьми плана на неделю.

Конструирование макета

Лепка из пластилина озеро Байкал из картона и ватных дисков делали ландшафт берег, камни.

Создание развивающей среды в группе: подбор материала для беседы, презентации, видеофильмы, сказки.

Предложить поучаствовать в выставке рисунков и поделок «Озеро Байкал»

Сбор познавательной и художественной литературы по теме.

Вторник

Озеро Байкала. Нерпы и другие обитатели подводного мира.

Чтение художественной литературы «Бурятская легенда», «Богатырь Байкал», «Слово о Байкале»(мифы, легенды, предания, сказки).Заучивание стихотворения.

Лепка из соленого теста фигурок нерпы,  рыб, обитающих в озере Байкал.

Картинки  для рассматривания по теме.

Пополнение библиотеки художественной, познавательной литературой.

Среда

Растительный мир Прибайкалья

Рассматривание книги о природе Байкала, иллюстраций, фотографий, открыток с изображением пейзажей, рыб, животных, Аппликация «Деревья Байкала».

Конструирование работа в мастерской) объёмные деревья ( сосны, кедры, ходульные деревья)

Раскраски: «Рыбки», «Животные», «Растения»

Настольная игра «Путешествие по Байкалу, каких животных мы знаем?».(Через программируемого робота Вee-dot)

Четверг

Сохраним Байкал, основы экологической культуры.

Моделирование экологических ситуаций: «К чему приведет загрязнение воды?», «Если исчезнут все рачки из Байкала?», «Если не убирать мусор за собой?» Рисование растений и животных.

Оформление макета для презентации.

Индивидуальные беседы «Что узнал ваш ребенок о Байкале?»

Пятница

Презентация макета Байкал и его обитатели

Итоговое мероприятие экологического проекта: презентация макета «Озеро Байкал и его обитатели» на педсовете

Показ видео материала презентации макета в родительском чате



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 28»

Проект  

«Адвент-календарь –

 календарь ожидания Нового года»

для детей 6-7 лет

Разработчик:

Воспитатели:

Петрова Марина Вячеславовна

Морозова Вера Георгиевна

   

г. Усолье-Сибирское

Декабрь 2024г

Содержание

Паспорт проекта        3

Актуальность        3

Формы работы        3

Задачи проекта        4

Предполагаемый результат        4

Этапы реализации проекта        5

1 этап: Подготовительный.        5

2-й этап. Реализация проекта.        5

3 этап: Заключительный        6

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями при реализации проекта        7

Результат реализации проекта        7

Перспективы проекта        7

Значимость проекта        7

Список литературы        8

Паспорт проекта

Тема проекта: «Адвент-календарь – календарь ожидания Нового года»

Автор проекта –воспитатели, дети, родители

Продолжительность проекта - краткосрочный с 2.12.2024-19.12.2024

Вид проекта – творческий, познавательно-исследовательский

Участники проекта – дети подготовительной группы

Возраст детей – 6-7 лет

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект - Адвент-календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать. И конечно же, он создает ту неповторимую атмосферу волшебства, которая бывает только в Новый год. Адвент - календарь наполнен интересными заданиями для детей, которые они с большим удовольствием выполняют сами и с семьей.

Актуальность

Главный праздник для всех детей и взрослых — это, конечно, Новый год. Последнее время становятся все более популярными календари ожидания Нового года или Адвент-календари. Адвент-календарь - один из самых удачных способов раскрасить ожидание праздника ощущением радости и волшебства. Что же это такое? Суть Адвент-календаря состоит в том, что ведется по дням обратный отсчет до Нового года. Причем каждый день ребенок находит в Адвент-календаре какой-то небольшой и приятный сюрприз, а также задание или идею досуга на текущий день. Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. В России создание Адвент-календарей нельзя назвать традицией, однако в последние годы они приобретают все большую популярность. Зачем же он нужен ребёнку? Маленьким детям обычно очень сложно осознать время – это такое неуловимое понятие, которое дети любят чем-либо структурировать и заполнять. "А сколько надо сходить в садик, чтобы поехать к бабушке?" "Сколько раз надо открыть мешочки с заданиями, чтобы наступил праздник Новый год?" Считаем дни, недели. «А сколько до нового года будет прогулок, а сколько книжек перед сном? Как можно измерить это время в маленьких ежедневных сюрпризах?  Для педагога Адвент-календарь - это своеобразный план его деятельности.

Цель: Вызвать интерес к предстоящему празднику; создать праздничное новогоднее настроение

ФОРМЫ РАБОТЫ

  • словесные (беседы, чтение художественной литературы, викторина, заучивание стихотворений),
  • наглядные (просмотр видеороликов, мультфильмов, презентаций),
  • практические (продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок)
  • наглядное   информирование, практические консультации, творческие выставки детских рисунков и поделок.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

- для детей:

1. Образовательные:

•        Расширить представления детей о праздновании Нового года, об истории возникновения праздника

•        Закрепить знания детей о течении времени (месяц, неделя, день);

•        Помочь детям наглядно ощутить приближение радостного праздника;

2. Развивающие:

•        Развивать у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности, приучать активно участвовать в подготовке к празднику.

•        Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря.

3. Воспитательные:

•        Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду.

•        Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей.  Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

•        Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.

•        Воспитывать любовь к ручному труду

- для педагогов:

1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.

2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

- для родителей:

1. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.

2. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.

 Предполагаемый результат

- для педагогов:

– самореализация, повышение творческого потенциала;

– повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.

- для родителей:

– оптимизация детско-родительских отношений;

– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;

– повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Интеграция образовательных областей: Адвент-календарь позволяет интегрировать все образовательные области (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), строя педагогический процесс индивидуально, в микрогруппе или фронтально со всеми детьми.

Обеспечение проекта:

Кадровые ресурсы:

 - педагоги (воспитатели и специалисты) ;

- родители воспитанников,

- социальные партнёры ДОУ.

Материально-технические ресурсы:

- технические средства обучения (мультимедийное оборудование, ноутбук и т. д.);

- подбор мультфильмов; презентаций по теме;

-оформление группы (выставка рисунков, выставка творческих работ родителей и детей).

Информационно-методические ресурсы:

- обмен опытом работы (выставки, консультации и т. д.);

Этапы реализации проекта

1 этап: Подготовительный.

1.        Определение темы проекта, формулирование цели и задач.

2.        Изготовление Адвент-календаря (Новогодняя елка).

3.        Разработка мероприятий.

4.        Создание развивающей среды.

5.        Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

6.        Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.

2-й этап. Реализация проекта.

Задания адвент-календаря.

Дни недели

Содержание

1-2 декабря

Получить письмо от Деда Мороза

3 декабря

Задание: поиграть в подвижные игры: «Снежок в ложке», «Попади в цель», «Поймай снежок»

Сделать новогодние украшения для группы и дома;

4 декабря

Задания: нарисовать зимний пейзаж

5 декабря

  День новогодней ёлочки

Задание: Нарядить елку в группе;

6 декабря

Подарок Снегурочке.

Задание: вырезать рукавички для Снегурочки и украсить их.

7 декабря(Выходной)

8 декабря(Выходной)

Задание на выходные с родителями.

Задание: сделать вместе с детьми ёлочки в разных техниках и нарядить их.

Задание: сфотографироваться со снежной елкой на улице.

Выучить стихотворение по тематике.

9 декабря

День снеговика

Задание: изготовить снеговиков из материалов по выбору, на прогулке – из снега, в группе -из бумаги;

10 декабря

Задание: украсить окна группы вместе с родителями

11 декабря

День елочной игрушки

Задание: нарисовать новогоднюю елочную игрушку

12 декабря

Нарисовать письмо Деду морозу «Что я хочу на Новый год?»

13 декабря

День тёплых валенок

Задание: изготовить поделки- валенки с узорами;

14 декабря(Выходной)

15 декабря(Выходной)

Задание: Посмотреть Новогодний мультфильм «Снежная королева»

Задание: сделать елочную игрушку из подручных материалов.

16 декабря

День снежинки

Задание: вырезать снежинки из бумаги;

17 декабря

Задание: прочитать с родителями книгу про новый год или зиму.

18 декабря

Задание: Взять Интервью у взрослых «Что бы они хотели пожелать в Новом году?»

19 декабря

Задание: сфотографироваться как вы всей семьей наряжаете Елку.

20 декабря

Задание: сделать новогоднюю гирлянду из бумаги.

21 декабря(Выходной)

22 декабря(Выходной)

Задание: записать новогоднее поздравление с родителями и отправить воспитателю

Задание: сделать салат и украсить по-новогоднему, отправить фото воспитателю

23 декабря

Украсить веранду на площадке.

24 декабря

День встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой

Новогодний утренник

25 декабря

В поисках сюрприза

26 декабря

Задание: нарисовать зимние узоры

27 декабря

Задание: Отгадай загадки

28 декабря

Задание: сыграть в подвижную игру «Два Мороза»

29 декабря

Задание: загадать желание в Новогоднюю ночь

3 этап: Заключительный

1.        Подведение итогов.

2.        Оформление группы.

3.        Презентация проекта.

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями при реализации проекта

Мероприятие

Форма работы

Консультации для родителей

 «Что рассказать ребенку про Деда Мороза и Снегурочку»

«История празднования Нового года»,

Индивидуальная беседа

«Какие книжки читают дома»

Домашнее задания

Рисование с детьми,

 заучивание стихотворений, просмотр мультфильмов, изготовление поделок

Совместная работа с детьми

Результат реализации проекта

1. У детей сформированы обширные знания о празднике Новый год, об истории новогодней ёлки, о традиции встречи праздника в разных странах;

2. Позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности.

3. Активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году.

4. Дети проявляют активность, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании, творчестве.

5. Оформлена выставка поделок и рисунков

5. Итоговое мероприятие «Новогодний утренник»

Перспективы проекта

•        Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ.

Значимость проекта

««Адвент-календарь – календарь ожидания Нового года» в том, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, совместно выполняя различные задания. Стали проявляться творческие способности детей в придумывании рассказов, рисовании, рассказывании стихотворений и т.п. Дети стали проявлять любознательность, не бояться высказывать свою мысль.

Список литературы

1.        Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Ор рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С, Васильевой М.А,  3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-368с.

2.        Сборник загадок, стихов, сказок и рассказов о зиме и Новогоднем празднике.

3.        А.Дергунская Проектная деятельность дошкольников, учебно-методическое пособие. Москва, 2012

4.        Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Технологические карты на каждый день. Декабрь-февраль. Подготовительная группа. С.Ф.Виноградова, В.Ю.Бабчинская. Волгоград2016

5.        Комплексные занятия. Подготовительная группа Н.В.Лободина. Волгоград. 2013

6.        Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. Москва. 2014

Интернет - ресурсы:

1.        infourok.ru

2.        kopilkaurokov.ru

3.        nsportal.rг



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Тема проекта: «Береги природу!»

Автор проекта –воспитатели, дети, родители

Продолжительность проекта - краткосрочный

Вид проекта – творческий, познавательно-исследовательский

 Участники проекта – дети старшей группы

Возраст детей – 5-6 лет

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект

Глобальное потепление, загрязнение воздуха, воды и земли, изменение климата, сокращение числа редких животных и растений, появление новых заболеваний – вот далеко не все экологические проблемы, с которыми уже сегодня столкнулась наша планета.

Человек не может жить, не используя богатства природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много лет люди брали у нее все, что хотели, не задумываясь о последствиях. А ведь природа и человек – это единое целое.

Природа «плачет» и просит у нас помощи… Ведь уже сейчас исчезают разных виды животных и растений, а некоторые из этих сообществ находятся просто на грани вымирания. Вместо зеленых, богатых кислородом лесов появились пустыни, высохли озера и реки.

Изменить это можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Актуальность

 Защита природы – дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности.

Уничтожив природу, человечество погибнет.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность, ведь именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.

Поэтому очень важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о взаимосвязях всего живого, воспитывать чувства гордости за родную природу и бережного отношения к ней.

Именно в дошкольном детстве формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны примеры перед глазами детей. И здесь, в первую очередь, ребенок ориентируется на поведение нас - взрослых. Ведь каждое наше слово, жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

Вот почему так важно помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношений с природой, сохранения природного наследия. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.

Неразумное, недальновидное, а иногда даже и хищническое использование природных ресурсов, а также массовый «не культурный» отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.

Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.

Формы работы: образовательная деятельность;

– тематические беседы;

– дидактические игры;

– подвижные игры;

– пальчиковые игры;

– речевые игры;

– продуктивная деятельность;

– чтение художественной литературы;

Задачи:

•        Привлечь воспитанников и родителей к проблемам охраны природы.

•        Выявить наиболее актуальные экологические проблемы в месте проживания.

•        Поддержать и развить интерес детей к исследовательской деятельности, направленной на изучение и сохранение природных экосистем.

•        Развивать готовность детей участвовать в практических делах по улучшению природной среды своей малой Родины.

•        Воспитывать любовь к природе родного края и необходимость ее охраны, нетерпимость к бессмысленной порче растений, уничтожению птиц, животных, насекомых.

•        Активизировать участие родителей в экологическом воспитании детей.

Предполагаемый результат:

У детей сформируются:

•        экологические знания, экологическая культура;

•        сознание важности природоохранных мероприятий;

•        навыки правильного поведения в природной среде;

•        чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;

•        эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно-творческой деятельности.

У родителей:

•        расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

•        повысится интерес к совместной деятельности по защите и охране природы;

•        повысится уровень экологической культуры личности.

Итоговое мероприятие: Макет «Дикие и домашние животные», Альбом для рассматривания «Экологические знаки», Фотоальбом «Природа и мы»

Содержание этапов проекта

Мероприятия

Задачи

Ответственные

Документ

1 Предварительный этап

Работа с детьми

Мониторинг знаний детей: уточнить, что дети знают о проблемах охраны природы.

Создание альбома для рассматривания по теме. Прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику, чтение художественной литературы по теме проекта и согласно тематическому планированию.

Воспитатели

Конспекты

Работа с родителями:

Консультация на тему:

«Экологическое воспитание детей в семье», «Учите детей любить природу».

Беседа с родителями о важности проекта для их детей.

Предложили оказать посильную помощь в подготовке лэпбука, фотоальбома, и наглядного материала, поделок из природного материала.

Воспитатели

Консультации

2.Основной этап

Повседневная работа с детьми

Чтение художественной литературы по проектной тематике.

Рассматривание наглядного материала на тему «Природа», презентаций, видеофильмов экологического содержания. Обсуждение красоты природы в разное время года.

Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Познавательные, ситуативные беседы.

Чтение произведений П. Бажова, Е. Чарушина «Воробей», И.П. Токмаковой «Яблонька», «Ива», «Берёза», «Десять птичек стайка», «Где спит рыбка», В.В. Бианки «Первая охота», Л. Татьяничевой «Живу я в глубине России», А. Яшин «Покормите птиц зимой». Энциклопедии. «Растения» - детская энциклопедия.

Просмотр видеозаписей с зарисовками о природе.

Дидактические игры «Угадай-ка», «Чьи следы?», «Кто как кричит», паззлы-вкладыши «Животные».

Фотоальбом «Природа и мы»

Обогащать лексический запас.

Учить детей полно отвечать на вопросы

Воспитатели

Альбом для рассматривания,

Фотоальбом. «Мой домашний питомец»

Уметь рассказывать о домашнем животном, знать элементарные правила ухода за ним.

воспитатели

Фотовыставка

Экологическая викторина

«Любить природу, значит беречь»

Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных. Развивать логическое мышление через решение проблемных ситуаций. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.

воспитатели

конспект

Посадка и выращивание семян «Огород на окне»

Формировать умение наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Учить ребенка оформлять результат наблюдений. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Воспитатели, дети

Огород,

Дневник наблюдений.

Выставка рисунков «Берегите природу»

Развитие экологической этики и воспитание отношения к природе. Привлечение внимание детей и взрослых к существующим проблемам экологии, бережному отношению к природе.

Воспитатели

Выставка рисунков.

Беседа «Правила поведения в лесу»

Формировать обобщенные представления о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесной связи между собой.

Воспитывать понимание недопустимости разрушения этих взаимосвязей.

Развивать знания о правилах поведения в лесу, учить осознанно их применять.

Воспитатели

Альбом для рассматривания, экологические знаки, иллюстрации экосистем.

3.Заключительный этап

Беседа «Берегите природу».

(обсудить, что понравилось, что нет, предложить в дальнейшем работать по данной проблеме)

Что понравилось в изучении охраны природы? Что хотели бы изменить? Хотели бы узнать еще что-то?

Создать мотивацию у детей к дальнейшему изучению проблемы.

Воспитатели

План-конспект

Результат

Альбом для рассматривания «Экологические знаки» глазами детьми

Результат проекта

Воспитатели

Альбом

Книга « Как мы можем сберечь природу»

Результат проекта

Родители, Воспитатели

Книга

Макет «Дикие животные леса»

Результат проекта

Воспитатели, родители.

Макет



Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

МБДОУ «Детский сад №28».

г. Усолье-Сибирское

Заведующий МБДОУ Д/с №28

_______________Бочарова Т.С.

«____» ______________2023 г.

 

Номинация: «Педагогический проект

по экологическому воспитанию дошкольников»

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы»

Авторы: Вавилова Ю.Ю. Маркина .О.С Петрова .М.В

Усолье-Сибирское 2023-2024г

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ        3

Актуальность        5

Цели и задачи проекта        7

Ожидаемые результаты проекта:        8

Интеграция образовательных областей        8

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.        8

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:        8

Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:        9

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.        9

Физкультурно-оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:        9

Список литературы:        11

АННОТАЦИЯ

Педагогический проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы» реализован в 2023-2024 учебном году, на базе МБДОУ детский сад № 28 Иркутской области города Усолье -Сибирского.

Проект предназначен для педагогов, детей дошкольного возраста и родителей (законных представителей) воспитанников.

Цель исследования – теоретически обосновать и определить возможности игр в экологическом воспитании.

В период подготовительной работы:

  • определены темы, цели и задачи проекта;
  • была подобрана и тщательно изучена необходимая методическая литература;
  • определены объёмы знаний детей об экологии;
  • пространственно-развивающая среда подготовлена и обновлена необходимыми атрибутами.

В основном этапе проводится работа по следующим направлениям:

  • непрерывно-непосредственная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность воспитателя и ребенка;
  • развлечения, праздники;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельные игры экологической направленности по интересам детей.

Заключительный этап направлен на исследование эффективности реализации данного проекта, проведение диагностики освоения материалов проекта и их коррекции для реализации в других группах.

Информация о ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 расположен по адресу: г. Усолье -Сибирское проспект Космонавтов 12 А, который отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям.

Особенностью воспитательно-образовательного процесса детей нашего ДОУ является использование новых форм работы, которые отражают современный уровень развития дошкольного образования и требования социума к воспитанию и образованию.

Нашим дошкольным учреждением взято направление на усовершенствование системы здоровье сбережения, особое внимание уделяется профилактической работе в группах. Для этого используются как традиционные методы в оздоровлении дошкольников: закаливание, воздушные ванны, так и нетрадиционные методы: «Аромотерапия» - изготовление медальонов с ароматом хвои, кедра, чеснока; использование массажных подушечек с различными крупами (рис, перловая, гречневая, горох). В системе проведения различных видов гимнастик: утренняя, после сна, коррекционная, артикуляционная; развитие мелкой моторики, индивидуальная работа с детьми над освоением основных видов развивающих движений.

Одним из направлений инновационной деятельности в ДОУ является педагогическое проектирование, что помогает дошкольному учреждению быть более мобильным и привлекательным в современных условиях.

Традиционными в детском саду является такие формы совместной деятельности взрослых и детей: непосредственно образовательная деятельность, игровые ситуации, праздники, развлечения, театрализованные представления. Интеграция ведётся по всем направлениям развития и образования дошкольников, что позволяет совмещать в себе большое разнообразие форм работы с детьми и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

Основным средством формирования экологического сознания детей является непосредственное общение с живой природой. Поэтому работа по организации предметно-развивающей экологической среды в ДОУ занимает одно из ведущих мест.

Актуальность

«Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Учит по календарю –

По живому букварю…»

В.Орлов

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, важно донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Современные детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

 Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, предполагает различный спектр возможностей и средств, направленных на воспитание экологических ценностей у детей дошкольного возраста.

Гипотеза:

Формирование человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой будет успешным, если создать определенную развивающую среду, работать в системе творчески, при активном участии родителей.

Новизна.

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Международного экологического календаря. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствам игр.

Задачи проекта:

  • Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей через активные исследования и игровые формы.
  • Развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
  • Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
  • Формирование знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому посредством игр.
  • Укреплять связи детского сада и родителей.

Для реализации данных задач придерживаемся следующих принципов: научности, доступности, гуманности, целостности, системности, сезонности, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.    Данная модель строится на принципах развивающего обучения и основана на формировании экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Степенью новизны проекта является внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредствам игр и через исследования. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий федеральному государственному образовательному стандарту:

  1. Включение форм работы во все виды детской деятельности.
  2. Использование регионального компонента.
  3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей сформируются:

  • экологические знания, экологическая культура;
  • сознание важности природоохранных мероприятий;
  • навыки правильного поведения в природной среде;
  • чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;
  • эстетическое отношение к окружающей действительности, желание   отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.

У родителей:

  • расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
  • повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
  • гармонизируются детско-педагогические отношения;
  • повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

  • повышение профессионализма;
  • внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.

Интеграция образовательных областей

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.

  • Тематические ООД экологической направленности.
  • Познавательно - исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике.
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы
  • Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
  • Сочинение экологических сказок. викторин, круглых столов и т.д.

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры
  • - театрализованные игры, интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда» Экологические интеллектуальные игры.

Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

  • уход за растениями и посадками в группе;
  • создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
  • поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно - модельная деятельность;
  • Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.

Физкультурно-оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

  • спортивные, подвижные игры;
  • спортивные досуги, праздники экологического содержания

Формы работы по реализации проекта:

  • наблюдения и экологические экскурсии;
  • создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
  • познавательное чтение;
  • конкурсы и викторины;
  • продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
  • лаборатория (опыты и эксперименты);
  • инсценировки и театрализации;
  • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
  • эколого-познавательные праздники и развлечения.

План действий по реализации педагогического проекта

№ п\п

Месяц

Мероприятие

Ответственный

1

Сентябрь

Разработка проекта

2

Октябрь

Акция «Сбор макулатуры»

Октябрь-Декабрь не менее 40кг

3

Ноябрь

Конкурс «Самая оригинальная кормушка для птиц»

Петрова М. В.

4

Декабрь

Конкурс видеороликов «Покормите птиц зимой»

Вавилова Ю. Ю.

Акция «Сбор макулатуры»

Подведение итогов

Маркина О. С.

5

Январь

Акция «Собери батарейку, спаси Ежа» Январь-Февраль не менее 300шт

6

Февраль

 Конкурс видеороликов «Экспериментирование со снегом»

Вавилова Ю. Ю.

Подведение итогов по акции «Батарейка»

Маркина О. С.

8

Апрель

Конкурс «Огород на окне»

(конкурс театрализация) - защита своего проекта

Петрова М. В

Список литературы:

  1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, изд. 2, испр. и доп., Воронеж, 2007 г.
  2. М. А. Рунова, А.В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет», М.: «Мозаика-Синтез», 2006 г.
  3. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группы», М.: «ВАКО», 2007 г.
  4. П.Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой», М.: «Просвещение», 1978 г.
  5. С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» М.: «Просвещение», 1980 г.
  6. Н.Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», старшая и подготовительная группы – Волгоград: Учитель, 2012