Главные вкладки
«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников»
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, важно донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Современные детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, предполагает различный спектр возможностей и средств, направленных на воспитание экологических ценностей у детей дошкольного возраста.
Гипотеза:
Формирование человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой будет успешным, если создать определенную развивающую среду, работать в системе творчески, при активном участии родителей.
Новизна.
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Международного экологического календаря. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ»
МБДОУ «Детский сад №28».
г. Усолье-Сибирское
Заведующий МБДОУ Д/с №28
_______________Бочарова Т.С.
«____» ______________2023 г.
Номинация: «Педагогический проект
по экологическому воспитанию дошкольников»
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы»
Авторы: Вавилова Ю.Ю. Маркина .О.С Петрова .М.В
Усолье-Сибирское 2023-2024г
СОДЕРЖАНИЕ
Ожидаемые результаты проекта: 8
Интеграция образовательных областей 8
Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта. 8
Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта: 8
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе: 9
Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта. 9
Физкультурно-оздоровительная деятельность по реализации задач проекта: 9
АННОТАЦИЯ
Педагогический проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы» реализован в 2023-2024 учебном году, на базе МБДОУ детский сад № 28 Иркутской области города Усолье -Сибирского.
Проект предназначен для педагогов, детей дошкольного возраста и родителей (законных представителей) воспитанников.
Цель исследования – теоретически обосновать и определить возможности игр в экологическом воспитании.
В период подготовительной работы:
- определены темы, цели и задачи проекта;
- была подобрана и тщательно изучена необходимая методическая литература;
- определены объёмы знаний детей об экологии;
- пространственно-развивающая среда подготовлена и обновлена необходимыми атрибутами.
В основном этапе проводится работа по следующим направлениям:
- непрерывно-непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя и ребенка;
- развлечения, праздники;
- проектная деятельность;
- самостоятельные игры экологической направленности по интересам детей.
Заключительный этап направлен на исследование эффективности реализации данного проекта, проведение диагностики освоения материалов проекта и их коррекции для реализации в других группах.
Информация о ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 расположен по адресу: г. Усолье -Сибирское проспект Космонавтов 12 А, который отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям.
Особенностью воспитательно-образовательного процесса детей нашего ДОУ является использование новых форм работы, которые отражают современный уровень развития дошкольного образования и требования социума к воспитанию и образованию.
Нашим дошкольным учреждением взято направление на усовершенствование системы здоровье сбережения, особое внимание уделяется профилактической работе в группах. Для этого используются как традиционные методы в оздоровлении дошкольников: закаливание, воздушные ванны, так и нетрадиционные методы: «Аромотерапия» - изготовление медальонов с ароматом хвои, кедра, чеснока; использование массажных подушечек с различными крупами (рис, перловая, гречневая, горох). В системе проведения различных видов гимнастик: утренняя, после сна, коррекционная, артикуляционная; развитие мелкой моторики, индивидуальная работа с детьми над освоением основных видов развивающих движений.
Одним из направлений инновационной деятельности в ДОУ является педагогическое проектирование, что помогает дошкольному учреждению быть более мобильным и привлекательным в современных условиях.
Традиционными в детском саду является такие формы совместной деятельности взрослых и детей: непосредственно образовательная деятельность, игровые ситуации, праздники, развлечения, театрализованные представления. Интеграция ведётся по всем направлениям развития и образования дошкольников, что позволяет совмещать в себе большое разнообразие форм работы с детьми и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка.
Основным средством формирования экологического сознания детей является непосредственное общение с живой природой. Поэтому работа по организации предметно-развивающей экологической среды в ДОУ занимает одно из ведущих мест.
Актуальность
«Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Учит по календарю –
По живому букварю…»
В.Орлов
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, важно донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Современные детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, предполагает различный спектр возможностей и средств, направленных на воспитание экологических ценностей у детей дошкольного возраста.
Гипотеза:
Формирование человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой будет успешным, если создать определенную развивающую среду, работать в системе творчески, при активном участии родителей.
Новизна.
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Международного экологического календаря. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствам игр.
Задачи проекта:
- Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей через активные исследования и игровые формы.
- Развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
- Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- Формирование знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому посредством игр.
- Укреплять связи детского сада и родителей.
Для реализации данных задач придерживаемся следующих принципов: научности, доступности, гуманности, целостности, системности, сезонности, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Данная модель строится на принципах развивающего обучения и основана на формировании экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Степенью новизны проекта является внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредствам игр и через исследования. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий федеральному государственному образовательному стандарту:
- Включение форм работы во все виды детской деятельности.
- Использование регионального компонента.
- Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.
Ожидаемые результаты проекта:
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Интеграция образовательных областей
Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.
- Тематические ООД экологической направленности.
- Познавательно - исследовательская деятельность.
- Чтение художественной литературы по проектной тематике.
- Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;
- Наблюдение за объектами живой и неживой природы
- Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
- Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
- Сочинение экологических сказок. викторин, круглых столов и т.д.
Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:
Игровая деятельность экологического содержания:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры
- - театрализованные игры, интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда» Экологические интеллектуальные игры.
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:
- уход за растениями и посадками в группе;
- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)
Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.
Продуктивная деятельность:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- прикладная деятельность;
- конструктивно - модельная деятельность;
- Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.
Физкультурно-оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:
- спортивные, подвижные игры;
- спортивные досуги, праздники экологического содержания
Формы работы по реализации проекта:
- наблюдения и экологические экскурсии;
- создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
- познавательное чтение;
- конкурсы и викторины;
- продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
- лаборатория (опыты и эксперименты);
- инсценировки и театрализации;
- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- эколого-познавательные праздники и развлечения.
План действий по реализации педагогического проекта
№ п\п | Месяц | Мероприятие | Ответственный |
1 | Сентябрь | Разработка проекта | |
2 | Октябрь | Акция «Сбор макулатуры» Октябрь-Декабрь не менее 40кг | |
3 | Ноябрь | Конкурс «Самая оригинальная кормушка для птиц» | Петрова М. В. |
4 | Декабрь | Конкурс видеороликов «Покормите птиц зимой» | Вавилова Ю. Ю. |
Акция «Сбор макулатуры» Подведение итогов | Маркина О. С. | ||
5 | Январь | Акция «Собери батарейку, спаси Ежа» Январь-Февраль не менее 300шт | |
6 | Февраль | Конкурс видеороликов «Экспериментирование со снегом» | Вавилова Ю. Ю. |
Подведение итогов по акции «Батарейка» | Маркина О. С. | ||
8 | Апрель | Конкурс «Огород на окне» (конкурс театрализация) - защита своего проекта | Петрова М. В |
Список литературы:
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, изд. 2, испр. и доп., Воронеж, 2007 г.
- М. А. Рунова, А.В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет», М.: «Мозаика-Синтез», 2006 г.
- Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группы», М.: «ВАКО», 2007 г.
- П.Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой», М.: «Просвещение», 1978 г.
- С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» М.: «Просвещение», 1980 г.
- Н.Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», старшая и подготовительная группы – Волгоград: Учитель, 2012
