«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников»

Петрова Марина Вячеславовна

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, важно донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Современные детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

 Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, предполагает различный спектр возможностей и средств, направленных на воспитание экологических ценностей у детей дошкольного возраста.

Гипотеза:

Формирование человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой будет успешным, если создать определенную развивающую среду, работать в системе творчески, при активном участии родителей.

Новизна.

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Международного экологического календаря. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

МБДОУ «Детский сад №28».

г. Усолье-Сибирское

Заведующий МБДОУ Д/с №28

_______________Бочарова Т.С.

«____» ______________2023 г.

 

Номинация: «Педагогический проект

по экологическому воспитанию дошкольников»

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы»

Авторы: Вавилова Ю.Ю. Маркина .О.С Петрова .М.В

Усолье-Сибирское 2023-2024г

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ        3

Актуальность        5

Цели и задачи проекта        7

Ожидаемые результаты проекта:        8

Интеграция образовательных областей        8

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.        8

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:        8

Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:        9

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.        9

Физкультурно-оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:        9

Список литературы:        11

АННОТАЦИЯ

Педагогический проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через активное исследование и игровые формы» реализован в 2023-2024 учебном году, на базе МБДОУ детский сад № 28 Иркутской области города Усолье -Сибирского.

Проект предназначен для педагогов, детей дошкольного возраста и родителей (законных представителей) воспитанников.

Цель исследования – теоретически обосновать и определить возможности игр в экологическом воспитании.

В период подготовительной работы:

  • определены темы, цели и задачи проекта;
  • была подобрана и тщательно изучена необходимая методическая литература;
  • определены объёмы знаний детей об экологии;
  • пространственно-развивающая среда подготовлена и обновлена необходимыми атрибутами.

В основном этапе проводится работа по следующим направлениям:

  • непрерывно-непосредственная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность воспитателя и ребенка;
  • развлечения, праздники;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельные игры экологической направленности по интересам детей.

Заключительный этап направлен на исследование эффективности реализации данного проекта, проведение диагностики освоения материалов проекта и их коррекции для реализации в других группах.

Информация о ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 расположен по адресу: г. Усолье -Сибирское проспект Космонавтов 12 А, который отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям.

Особенностью воспитательно-образовательного процесса детей нашего ДОУ является использование новых форм работы, которые отражают современный уровень развития дошкольного образования и требования социума к воспитанию и образованию.

Нашим дошкольным учреждением взято направление на усовершенствование системы здоровье сбережения, особое внимание уделяется профилактической работе в группах. Для этого используются как традиционные методы в оздоровлении дошкольников: закаливание, воздушные ванны, так и нетрадиционные методы: «Аромотерапия» - изготовление медальонов с ароматом хвои, кедра, чеснока; использование массажных подушечек с различными крупами (рис, перловая, гречневая, горох). В системе проведения различных видов гимнастик: утренняя, после сна, коррекционная, артикуляционная; развитие мелкой моторики, индивидуальная работа с детьми над освоением основных видов развивающих движений.

Одним из направлений инновационной деятельности в ДОУ является педагогическое проектирование, что помогает дошкольному учреждению быть более мобильным и привлекательным в современных условиях.

Традиционными в детском саду является такие формы совместной деятельности взрослых и детей: непосредственно образовательная деятельность, игровые ситуации, праздники, развлечения, театрализованные представления. Интеграция ведётся по всем направлениям развития и образования дошкольников, что позволяет совмещать в себе большое разнообразие форм работы с детьми и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

Основным средством формирования экологического сознания детей является непосредственное общение с живой природой. Поэтому работа по организации предметно-развивающей экологической среды в ДОУ занимает одно из ведущих мест.

Актуальность

«Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Учит по календарю –

По живому букварю…»

В.Орлов

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, важно донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Современные детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

 Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, предполагает различный спектр возможностей и средств, направленных на воспитание экологических ценностей у детей дошкольного возраста.

Гипотеза:

Формирование человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой будет успешным, если создать определенную развивающую среду, работать в системе творчески, при активном участии родителей.

Новизна.

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Международного экологического календаря. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствам игр.

Задачи проекта:

  • Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей через активные исследования и игровые формы.
  • Развивать у воспитанников способности к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
  • Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
  • Формирование знаний об объектах живой и неживой природы, воспитание бережного отношения ко всему живому посредством игр.
  • Укреплять связи детского сада и родителей.

Для реализации данных задач придерживаемся следующих принципов: научности, доступности, гуманности, целостности, системности, сезонности, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.    Данная модель строится на принципах развивающего обучения и основана на формировании экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Степенью новизны проекта является внедрение модели экологического воспитания дошкольников посредствам игр и через исследования. Для реализации модели предлагается интегрированный подход, отвечающий федеральному государственному образовательному стандарту:

  1. Включение форм работы во все виды детской деятельности.
  2. Использование регионального компонента.
  3. Планирование деятельности в сотрудничестве с семьёй и социумом.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей сформируются:

  • экологические знания, экологическая культура;
  • сознание важности природоохранных мероприятий;
  • навыки правильного поведения в природной среде;
  • чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;
  • эстетическое отношение к окружающей действительности, желание   отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.

У родителей:

  • расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
  • повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
  • гармонизируются детско-педагогические отношения;
  • повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

  • повышение профессионализма;
  • внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.

Интеграция образовательных областей

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.

  • Тематические ООД экологической направленности.
  • Познавательно - исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике.
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы
  • Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
  • Сочинение экологических сказок. викторин, круглых столов и т.д.

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры
  • - театрализованные игры, интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда» Экологические интеллектуальные игры.

Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

  • уход за растениями и посадками в группе;
  • создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
  • поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно - модельная деятельность;
  • Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.

Физкультурно-оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

  • спортивные, подвижные игры;
  • спортивные досуги, праздники экологического содержания

Формы работы по реализации проекта:

  • наблюдения и экологические экскурсии;
  • создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
  • познавательное чтение;
  • конкурсы и викторины;
  • продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
  • лаборатория (опыты и эксперименты);
  • инсценировки и театрализации;
  • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
  • эколого-познавательные праздники и развлечения.

План действий по реализации педагогического проекта

№ п\п

Месяц

Мероприятие

Ответственный

1

Сентябрь

Разработка проекта

2

Октябрь

Акция «Сбор макулатуры»

Октябрь-Декабрь не менее 40кг

3

Ноябрь

Конкурс «Самая оригинальная кормушка для птиц»

Петрова М. В.

4

Декабрь

Конкурс видеороликов «Покормите птиц зимой»

Вавилова Ю. Ю.

Акция «Сбор макулатуры»

Подведение итогов

Маркина О. С.

5

Январь

Акция «Собери батарейку, спаси Ежа» Январь-Февраль не менее 300шт

6

Февраль

 Конкурс видеороликов «Экспериментирование со снегом»

Вавилова Ю. Ю.

Подведение итогов по акции «Батарейка»

Маркина О. С.

8

Апрель

Конкурс «Огород на окне»

(конкурс театрализация) - защита своего проекта

Петрова М. В

Список литературы:

  1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, изд. 2, испр. и доп., Воронеж, 2007 г.
  2. М. А. Рунова, А.В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет», М.: «Мозаика-Синтез», 2006 г.
  3. Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группы», М.: «ВАКО», 2007 г.
  4. П.Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой», М.: «Просвещение», 1978 г.
  5. С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» М.: «Просвещение», 1980 г.
  6. Н.Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», старшая и подготовительная группы – Волгоград: Учитель, 2012