Для Вас, родители
Самая полезная и нужная информация для родителей дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нормы речевого развития детей 3-4 лет.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС Словарь, которым пользуется ребенок, доходит в этом возрасте до 2000 слов. Среди них все еще преобладают существительные и глаголы, также появляются в речи местоимения, наречия, числительные. Именно в 3-4 года начинается период детского словотворчества: малыши пытаются по-своему обозначать предметы и явления, используя слова, которых нет в родном языке. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ Словоизменением основных частей речи дети уже в основном овладели. Можно сказать, что грамматические формы продуктивных типов склонений и спряжений в этом возрасте применяются правильно. В то же время аграмматизмы встречаются потому что, дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные, как они это делали и на третьем году жизни. Конечно, в данном возрасте таких ошибок все меньше и меньше. По непродуктивному типу изменяются такие слова, как глаголы ехать, есть, расти, разносклоняемые существительные типа имя. Трудно детям различать окончания винительного падежа у одушевленных и неодушевленных существительных (чаще они применяют окончание, свойственное неодушевленным существительным: «Видели конь»), но бывают ошибки и в обратном перенесении: «Купи игрушечного поезда». Дети обычно склоняют несклоняемые существительные («без пальта пойду»). Категория рода существительных в основном усваивается к трем годам. Но ошибки в согласовании прилагательных с существительными могут остаться и в рассматриваемом периоде. Чаще всего встречается смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье», «зеленое трава). Это связано с тем, что окончания многих прилагательных безударные, на слух воспринимаются плохо. Не справляются пока дети и со склонениями числительных («кошка с два котенка»), тем более что их в речи детей очень мало, как и причастий с деепричастиями. ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ. Малыш с каждым днем говорит все более отчетливо и понятно для окружающих. Это связано с дозреванием артикуляционного аппарата, что дает возможность ребенку правильно произносить те звуки, которые раньше у него не получались. Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 4 лет не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. Еще не считается речевым отставанием замена звука [Р] («рука») на [Л] («лука») и замена звука [Л] («лак») на мягкий [Л`] («ляк»). Если все сонорные звуки заменяются звуком [Й] («рука» - «йука»), то можно уже говорить о некотором отставании в появлении звуков данной группы. Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдифференцированы; наблюдается смешение [С-Ш], [З-Ж], [С`-Щ]. Есть у детей 3-4 лет трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громки, не замечая этого. Дети неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Речевое дыхание в данном возрате удлиняется, на одном выдохе ребенок может произнести небольшую фразу или произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-у-и-о. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мышка – мишка). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Речь ребенка трех-четырех лет ситуативна, он еще не владеет монологической речью, поэтому пересказ сказок, небольших рассказов ему пока не доступен. Дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. Трудно малышам описать содержание сюжетной картины. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, а также перечисляет действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Дело в том, что у детей в этом возрасте очень хорошая память, и знакомую сказку они просто помнят. Многие дети данного возраста поражают своих родителей способностью запоминать длинные стихотворные сказки. Поощрять заучивание доступных для понимания стихотворных текстов нужно, так как многократное произнесение их вслух помогает развивать языковое чутье ребенка, обогащает его словарный запас, улучшает звукопроизношение. Другое дело, что подобная «гениальная память» в таком возрасте – обычное явление, и относиться к этой способности детей как к выдающейся не стоит (а тем более демонстрировать своего ребенка другим взрослым). Как раз неумение запомнить ту же «Муху Цокотуху» нужно рассматривать как тревожный сигнал. Если в этом виноваты родители (не читают детям), это нужно срочно исправлять, а если после многократных повторений ребенок не в состоянии декламировать наизусть детские стихи и потешки, тут надо насторожиться. ИТОГИ : 1. Словарный запас достигает 2000 слов. 2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения. 3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки. 4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. 5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. 6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов [Р], [Р`]. 7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. 8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. |
Предварительный просмотр:
Советы родителям
- Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.
- Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.
- Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.
- В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.
- При ребёнке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.
- Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребёнка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.
- После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.
Предварительный просмотр:
Логопед рекомендует…….. советы родителям
Совет 1- развитию речи способствует ранний отказ от пустышки
Совет 2- развитию речи ускорит переход к твердой пище
Совет 3 –озвучивайте любую ситуацию
Совет 4- уважайте попытки ребенка говорить
Совет 5- при разговоре с ребенком смотрите в глаза ему
Совет 6 - не сюсюкайтесь с ребенком
Совет 7- говорите четко
Совет 8- говорите эмоционально
Совет 9- уделите внимание мелкой моторики
Совет 10- оберегайте психическое здоровье ребенка
Совет 11- будьте терпеливы и снисходительны
Совет 12- ТОЛЬКО ВЫ И НИКТО ДРУГОЙ!!!!
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
советы логопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста
Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий:
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также и уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
• Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребенком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
• Следите за тематикой занятий в группе, которую посещает Ваш ребенок. Закрепляйте эту же тему дома (новые изученные слова, стихи, игры, потешки, чистоговорки, скороговорки, песни).
Желаем успехов!
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
УЧИМСЯ ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ
В наше время на книжных полках магазинов завидное изобилие печатной продукции для детей на любой вкус, любого оформления и любого содержания. |
В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина), качества и свойства, которые дети хорошо знают. | |||
Мягкие лапки, | Прыг-скок, | ||
Беленькие пёрышки, | Мохнатенькая, усатенькая, | ||
Голодна - мычит, | С хозяином дружит, | ||
На грядке зелёные, | В шкурке жёлтой, |
в этом возрасте загадки не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой. | |
Желаем успехов! Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. | |||
С неба падают зимою | Стукнешь о стенку - | ||
Хвост с узорами, | На спине иголки, | ||
Без рук, без ног, | Рядом разные подружки, | ||
Не летает, не жужжит, | Круглый бок, жёлтый бок, |
Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете. | |
В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге. | |||
Маленькая собачка | Бьют его рукой и палкой, | ||
Над нами - | Без рук, без ног, | ||
В воде она живёт - | Не колючий, светло-синий | ||
Сама пёстрая, | Он в мундире ярком. |
Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный. | |
Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением. | |||
Чёрен, а не ворон, | Всегда во рту, | ||
В поле лестница лежит, | В снежном поле по дороге | ||
Посреди двора | Быстро грызёт, | ||
Вроде сосен, | Молода - |
Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения. |
Предварительный просмотр:
памятка для родителей
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?
Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Не забывайте по чаще хвалить малыша! Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводите артикуляционную гимнастику лучше всего в виде игры, сказки. После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.
Желаю успехов!
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ
Окошко
| |
Чистим зубки
| |
Месим тесто
| |
Чашечка
| |
Дудочка
| |
Заборчик
| |
Маляр
| |
Грибочек
| |
Киска
| |
Поймаем мышку
| |
Лошадка
| |
Пароход гудит
| |
Слоник пьёт
| |
Индюки болтают
| |
Орешки
| |
Качели
| |
Часики
| |
Блинчик
| |
Вкусное варенье
| |
Шарик
| |
Гармошка
| |
Барабанщик
| |
Парашютик
| |
Загнать мяч в ворота
|
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Никогда не запугивайте ребенка школой: «Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»
Как правило, после таких слов ребенок боится и не хочет идти в школу.
Родителям необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам.
Всегда отвечайте на все вопросы, которые задает ребенок, так как его интересует все вокруг, к тому же, общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Поддерживая своим вниманием интерес ребенка к познанию, вы облегчите и немного ускорите его процесс развития.
Запомните, в семь лет будущий школьник должен хорошо знать, уметь:
- свой адрес;
- название населенного пункта, где он проживает;
- название страны, столицы;
-имена и отчества родителей, где они работают ;
-Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках;
- Знать названия месяцев, дней недели, текущий год;
- Знать основные виды деревьев, цветов;
- различать домашних и диких животных.
- иметь хорошо развитую, скоординированную, мелкую моторику пальцев рук, обладать простейшими графическими навыками.
В речевом развитии:
• правильно произносить все звуки родного языка;
• различать и называть слова с определенным звуком;
• уметь определять место звука в слове (начало — середина — конец);
• делить слова на слоги;
• составлять слова из слогов;
• иметь представление о предложении;
• уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
• подбирать синонимы, антонимы;
• использовать разные способы образования слов;
• пересказывать знакомые сказки и рассказы;
• составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
Чаще беседуйте с ребенком.
Чтобы интерес малыша присутствовал на протяжении всей беседы, задавайте наводящие вопросы. Например, о сходстве и различии двух предметов – груша и лампочка, двух явлений – дождь и снег, понятий – страна и город. Также можно попросить ребенка обобщить в группу предметы, например, кровать, стол, стул, кресло — это мебель.
После просмотра фильма или прочтения книги попросите ребенка пересказать их, особенно если он занимался самостоятельно. Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или просмотренного.
Дошкольника лучше оградить от просмотров взрослых фильмов, они могут спутать его сознание.
Чаще беседуйте о вежливых словах, о культуре поведения, вместе с сыном или дочкой прочитайте книгу Н.В. Дурова "Очень важный разговор".
При подготовке к школе постарайтесь дать понять ребенку следующее:
- если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями.
Больше времени уделяйте игре в развивающие игры:
азбуки, домино, конструкторы и др., они универсальны и помогают приобрести умения, навыки, которые необходимы в школе.
Отдыхая на природе вместе, например, гуляя в парке или лесу, рассказывайте обо всем, что окружает вас, а также дайте высказаться малышу и внимательно его слушайте.
Развивается любознательность, речь, умение слушать.
Выполняя задание, малыш усердно трудится и старается и что-то получается у него сегодня лучше, чем вчера, его необходимо похвалить: “У тебя всё замечательно получается, ты такой молодец сегодня” – эти слова ребенок должен слышать как можно чаше, в этом случае он будет очень стараться.
С приближением сентября познакомьте ребенка с его учителем до начала занятий. Посетите его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы в первый учебный день обстановка не казалась ребенку незнакомой и пугающей.
Именно Ваша постоянная забота, внимание по отношению к ребенку и родительская любовь очень помогут ребенку хорошо учиться в школе!..
Желаем успехов!