Методическая копилка - русский язык

Саранчук Оксана Наримановна

Здесь вы найдете материалы, используемые мною на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме

«Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Учитель: Саранчук Оксана Наримановна, МБОУ «СШ№2 п. Усть-Камчатск»

Тема

«Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Тип урока

Урок освоения новых знаний по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока

- сформировать у учащихся умение дифференцировать суффиксы прилагательных.

- учить основам критического мышления.

Планируемые результаты

Личностные: воспитывать культуру общения, способствовать осознанию возможностей самореализации посредством языка, формировать систему ценностей, умение самоконтроля, самооценки.

Регулятивные: умения целеполагания, саморегуляции, коррекции леятельности.

Метапредметные: умение планировать своё речевое и неречевое поведение. Развитие умения смыслового чтения и познавательного интереса за рамками урока.

Коммуникативные: развитие коммуникативных УУД: умение слушать других, доказывать свою точку зрения.

Используемые технологии

Здоровьесберегающие, ИКТ, цифровые технологии, технология критического мышления, технология личностно-ориентированного обучения, технология дифференцированного обучения.

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Сайт учебника http://prosv.ru/umk/,  http//plickers.com,

Учебник УМК под ред. Ладыженской,

Слайд – презентация, видео, аудио.

Инструментарий

Секундомер, проектор, компьютер, аудиосистема, индивидуальные карточки.

Сокращения в технологической карте урока:

Р. – регулятивные

П. – познавательные

 К. – коммуникативные

Л. - личностные

Ход урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент и речевая зарядка

(1 мин)

Организовать учащихся к деятельности на уроке.

Приветствует учащихся, проводит рефлексию настроения, задает вопросы:

Здравствуйте, ребята. Посмотрите на свои рабочие столы, все ли нужные вам предметы урока лежат на них? Готовы ли к уроку? С каким настроением пришли на урок?

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы

Л.: готовность к саморазвитию и самообразованию.

Установление логической связи.

Актуализация знаний

(3 мин)

Развитие умений

монологической речи.

Уже не первый урок мы с вами изучаем …

Правильно, итак, что же вы знаете о них?

(Возвращаю учащихся к ранее усвоенному материалу) Учащиеся дают развернутые ответы на вопросы:

Что такое прилагательное?

Вопросы прилагательного?

Разряды прилагательных?

Имена прилагательные.

Отвечают на вопросы учителя.

П.:

Умение сжато излагать информацию.

Определение темы урока

Постановка цели и задач урока.

(3мин)

Мотивировать учащихся к формулированию темы и задач урока

А теперь посмотрите на слайд, слова какой части речи вы видите?

Серебро

Кожа

Лебедь

Тыква

Образуйте от данных существительных прилагательные.

Скажите, трудно вам было писать слова? Что именно создавало трудность?

 Как думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы выполним несколько лингвистических заданий, чтобы разобраться с этой темой.

А к этим словам мы с вами еще вернемся в конце урока.

Имена существительные

Самостоятельно пишут в тетрадях, 1 - у доски.

Отвечают на наводящие вопросы, предлагая варианты ответов. (сколько Н в слове, не знаем правила, не умеем образовывать прил. от сущ.),

Определяют тему урока.

(записывают её в тетради)

Формулируют цель урока.

Р: способность к целеполаганию,

способность к организации своей деятельности

Первичное усвоение новых знаний.

(8 мин)

развитие языковой догадки, навыков исследования.

Ребята, вам нужно поработать в мини-группах по 4 человека  - за второй и четвертой партами. В течение 30 секунд определите роли каждого члена команды: лидер (он же и чтец), тайм-кипер, 2 разведчика.  (включает секундомер)

В конверте №1 вы найдете предложения и вопросы, ваша задача: через 4 минуты назвать общие признаки выписанных вами прилагательных.

(вслед за детьми ПИШУ суффиксы на доске в 2 группы)

ПОСЛЕ всех выступлений:

ЭТАЛОН НА СЛАЙДЕ.

Образовали группы по 4 человека, распределяют роли.

4 группы: выписывают из 5 предложений находят общие признаки, значения разных суффиксов прилагательных (в каждой группе свои) и количество в них Н

 (см. Приложение1)

(сравнив и изучив все прилагательные, мы нашли общие признаки: 1 – суффикс АН/ ЯН, ИН, ОНН/ЕНН) ДЕЛАЮТ ВЫВОД: количество Н в суффиксе прилагательного зависит от предыдущей гласной.

П: Установление причинно-следственных связей,

исследовательская деятельность

К.: умение работать в команде, высказывать свое мнение, слушать другого.

Первичная проверка понимания

(5 мин)

Развитие навыков самостоятельного анализа

Спасибо за работу, ребята. Теперь посмотрите на слайд и объясните, почему в этих словах разное количество Н?

ТУМАННЫЙ – КОЖАНЫЙ

Итак, объявляю мозговой штурм:

В течение минуты каждый член группы выскажет свое мнение (как всегда – лидер выступит последним) обсуждаем и приходим к единому мнению.

После выступлений команд – СЛАЙД – с эталоном ответа.

Посмотрите видео ….

 ответьте, прав ли Сидоров.

Обсуждают и приходят к выводу:

Если у существительного, от которого образовано прилагательное, основа заканчивается на Н, то в прилагательном нужно добавить Н, и получится, что 1 Н- входит в основу сущ, а  2 – суффикс прилагательного.

Нет, не прав.

Блинный – это слово имеет 2 Н, одна  - входит в корень,  2 является суффиксом..

 К: умение высказать свое мнение, выслушать другого, развитие монологического высказывания.

П: умение анализировать единицы языка

Р.: коррекция еятельности.

Физкультминутка.

(2 мин)

Снять усталость, закрепляя первичное понимание темы.

Я произнесу 8 прилагательных, если в нем 1 Н – 3 раза хлопаем в ладоши, если 2- 3 раза топаем:

Длинный, осиный (улей), серебряный, традиционный, пустынный, львиный, ястребиный, ценный.

Выполняют упражнения и одновременно закрепляют свои знания по теме.

Теоретическое закрепление.

(5 мин)

Давайте сформулируем правило для правильного написания прилагательных.

Теперь откройте учебники на стр. 29 – сравните наше правило с правилом в учебнике, выпишите то, что вы нашли новое.

  1. Ан, ян, ин –
  2. Онн-енн
  3. С основой на Н +Н

Слова-исключения:

Ветреный, но  БЕЗветренный

Стеклянный, оловянный, деревянный

В кратких прилагательных столько же Н, сколько в полных.

П:Умение выделить главное, найти нужную информацию в учебнике.

Самостоятельное творческое использование ранее сформированных умений и навыков.

(6 мин)

Совершенствование умений и навыков.

Спасибо за отличную работу,

  1. Попробуем все вместе составить АЛГОРИТМ определения н/нн у прилагательных

Распечатанные алгоритмы раздаю ребятам.

  1. Послушайте «Русский романс» Б.Фомина, выпишите прилагательные, затем объясните их написание по алгоритму.

1 – образовано от существительного

2- основа на Н (да – НН) – (нет (Н)

-ан, -ян, -ин – Н  (КРОМЕ слов-искл)

ОНН/ ЕНН (кроме ВЕТРЕНЫЙ)

Дорогой ДЛИННОЮ, ночкой ЛУННОЮ,

Гитару СЕМИСТРУННУЮ, песнь СТАРИННУЮ.

П: Обучение речевому взаимодействию, умению самостоятельно воплощать поставленные цели и задачи.

Закрепление   материала.

(7 мин)

  1. Работа по карточкам (конверт №2) – вставить пропущенные буквы.

- поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки, 1, 2?

  1. А теперь возвращаемся к самому первому заданию на уроке – проверьте, есть ли ошибки в словах на доске и у вас в тетрадях (если есть – исправьте их  (тот же ученик идет к доске)

Выполнив задание на карточке, проверяют соседа.

  1. -  у доски (нефтяНой, пустыННый, лебедиНый, картоННый, безветреННый.
  2. Проверяют свою работу и работу соседа по эталону на слайде.
  3. Отвечают.

П.: Умение работать по алгоритму.

Л: самооценка

Р: оценка,

взаимопроверка

Первичный контроль усвоения знаний

(3 мин)

  Теперь берем в руки штрих-код и выполним тест на знание правописания Н/НН в суффиксах прилагательных

(открываю plickers.com – тест из 5 вопросов). Тут же проверяем свои результаты (у каждого номера высветилось количество верных ответов)

  Поднимают нужный вариант ответа.

 Л: самопроверка, самоанализ.

П: развитие умений

Рефлексия

(2 мин)

Выявить проблемы урока и эффективность выполненных на уроке задач

Спасибо, наш урок подходит к концу, попробуйте оценить одноклассников, сделайте комплимент 1 из вашей группы и 1 из других групп. А как вы оцените себя?

Как вы думаете, где может пригодиться то, что вы сегодня на уроке изучили?

Посмотрите на слайд и выберите подходящий знак, который покажет ваше понимание урока.

Отвечают на вопросы, проводят рефлексию. Дают оценку своей работе и работе одноклассников, делают комплименты.

Сдача ОГЭ, письменная грамотность в дальнейшем.

Выбирают знак, оценивая свои знания к концу урока, выявляя уровень усвоения темы.

Л: осознание, качества и уровня усвоения знаний;

- способность проводить коррекцию своих действий; понимать причины успеха/неуспеха; уметь делать комплементарные высказывания.

Объяснение домашнего задания

(2 мин)

Предупредить трудности при выполнении домашнего задания

Если ! – по алгоритму привести по пять примеров для каждой группы прилагательных.

? – с.29 (правило), упр.365,

!? – упр.367.

Задают вопросы по домашнему заданию.

Л.:

прогнозирование  

результатов работы, самоопределение.

П: - умение структурировать знания. 

Приложение 1

Группа 1

Выпишите прилагательные, образованные от существительных, найдите общие признаки, сделайте вывод, используя начальную фразу: «Изучив данные прилагательные, мы нашли следующие общие признаки: …. Этот суффикс …. придает слову значение «………………»»

  1. Я купила в магазине кожаную куртку.
  2. Про таких говорят: «Родился с серебряной ложкой во рту».
  3. Бабушка связала Мише шерстяные носки.
  4. Посреди дремучего леса возвышалось земляное укрепление.
  5. Путешественники долго брели по песчаному берегу реки.

Группа 2

Выпишите прилагательные, найдите общие признаки, сделайте вывод, используя начальную фразу: «Изучив данные прилагательные, мы нашли следующие общие признаки:….»

  1. Я всегда восхищалась его львиной гривой.
  2. Подхожу и вижу: выползает что-то змеиное.
  3. Дома меня ждет куриный бульон.
  4. Неожиданно мы услышали соловьиную трель.
  5. Всех мальчишек нашего двора привлекали петушиные бои.

Группа 3

Выпишите прилагательные, найдите общие признаки, сделайте вывод, используя начальную фразу: «Изучив данные прилагательные, мы нашли следующие общие признаки:…..»

1. Революционный настрой рабочих способствовал этому движению.

2. Такой композиционный приём был выбран автором не просто так.

3. За традиционной встречей гостей последовала презентация инновационных проектов.

4. На авиационном заводе произошла проверка новых моделей самолетов.

5. Недавно я прочитала повесть «Станционный смотритель».

Группа 4

Выпишите прилагательные, найдите общие признаки, сделайте вывод, используя начальную фразу: «Изучив данные прилагательные, мы нашли следующие общие признаки:…..»

        1. В округ приезжал областной продовольственный комиссар.

         2. Больше всего я люблю клюквенный морс.

         3. К горизонту шли торжественные снеговые тучи.

         4. Я привык испытывать родственные чувства к людям и не бояться временных трудностей.

         5. Вокруг светлели соломенные крыши домов.

         

                Приложение 2

Работаем по алгоритму:

Нефтя..ой, пусты..ый, лебеди..ый, карто..ый, безветре..ый

Работаем по алгоритму:

Нефтя..ой, пусты..ый, лебеди..ый, карто..ый, безветре..ый

Работаем по алгоритму:

Нефтя..ой, пусты..ый, лебеди..ый, карто..ый, безветре..ый

Работаем по алгоритму:

Нефтя..ой, пусты..ый, лебеди..ый, карто..ый, безветре..ый

        Приложение 3

        Карточки plickers