Публикации

Ларионова Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Тема: «Край, в котором я живу».

Цель: углубить знаний учащихся о Югре, как субъекте Российской Федерации.

Задачи:

  • показать всестороннюю связь человека с окружающим миром;
  • включить детей в активное познание своей малой Родины;
  • воспитывать в детях духовную нравственность, любовь к людям, стремление к добрым поступкам, интерес к истории малой родины.

Оснащение: компьютер, проектор, экран, презентация, мини-проекты учащихся «Города Югры»

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

Учитель:

Есть на карте у меня

Вся в болотах, вся в тайге - моя Югра.

Говорят, что в ней полным-полно чудес,

И зверей и ягод полон сказочный лес.

Говорят, олени тут живут,

И деревья до небес растут.

Приезжайте в гости к нам друзья-

Мы покажем вам свои места.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие по нашему родному краю – Югре.

  1. Основная часть.

Ученик 1:

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра – субъект Российской Федерации (в составе Тюменской области). Входит в состав Уральского Федерального округа.

Административный центр – Ханты-Мансийск. Автономный округ расположен в срединной части России и занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины.

Ученик 2:

Климат округа резко континентальный, характеризуется быстрой сменой погодных условий особенно в переходные периоды – от осени к зиме и от весны к лету. Это большая равнина с большим количеством рек, озер и болот.

Основные реки – Обь и её приток Иртыш.

Ученик 3:

10 декабря 1930 года был образован Остяко-Вогульский национальный округ. С 1978 год – Ханты – Мансийский автономный округ, в 2003 году получил своё нынешнее название: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Учитель:

Много лет назад учёный Губкин Иван Михайлович заявил о том, что именно в нашем округе есть запасы нефти. Приехали геологи и нефтяники. Были построены красивые современные города.

Ученик 4:

Сургут

Название свое получил благодаря особенностям микрорельефа. Город находится на высоком берегу реки, прорезанном долиной речки с небольшим заливом в устье. Такие места на языке ханты называются "соймами". Речушка вместе с прилегающей долиной, поросшей густым лесом, называется "соймкут". Так же именуется возвышенность между двумя низинами. Отсюда и произошло слово "сургут". Другое толкование этого топонима — "рыбная пойма". У среднеобских ханты слово «Сургут» звучало как Сургумвош, от слова «сургумюх» - березовое дерево (вош или вач - поселение у ханты). Если верить этой версии, получается, что Сургут - березовый город.

Ученик 5:

Угут

Название Угут произошло от названия юрт Угутских, или Уутских. В свою очередь это название происходит от хантыйского названия речки Угутки — Уут-сап, что означает «на перекате речка».

Ученик 6:

Нефтеюганск

Нефтеюганск получил название от русского слова «нефть» и хантыйского слова «ёган» - река, то есть от названия реки Юган. Слово «нефть» происходит от мидийского слова «нафата» - просачивающаяся, вытекающая. Мидия - государство, располагавшееся в IX-XI веках до нашей эры в южной части сегодняшнего Азербайджана. Именно там была обнаружена первая нефть. Ёганъ, еганъ, ёгонъ, юганъ, ега - по-хантыйски это река, большой приток.

Ученик 7:

Нижневартовск

Нижневартовск «Варта» - излучина реки. 1898 год. «В списке населенных мест при протоке Чехломее близ Оби в 12 домах и с казенным хлебным магазином жило 39 душ мужского пола и 42 женского. Действовала церковь Сергия Радонежского». В 1951 году начато бурение скважин. В 1961 скважина Р-1 дала фонтан нефти дебитом 360 тонн в сутки. Так город у излучины реки получил новую жизнь.

Ученик 8:

Пыть-Ях

Пыть-Ях — хантыйское слово на сургутском (юганском) диалекте.

«Расшифровка» топонима Пыть-Ях до сих пор вызывает споры. Старожилы Пыть-Яха знают две версии данного географического названия: оно может означать либо «Красивая девушка», либо «Здравствуйте, люди!». «Пуут» - поселение у ханты. «Пыти» - здравствуйте. «Ях» - народ, люди. Сравните: рамид-ях («люди большой протоки») — хантыйское название неркахов; охсар-ях («лисьи люди» или «люди, живущие на Охсар-Юхан (Лисьей реке)») — хантыйское название рода пандо; в революционное время ханты называли «красных» и «белых» не иначе, как вырд-ях («красные люди») и нэйви-ях («белые люди»); устаревшее названое хантов — остяки, — произошло от слова «ас-ях» («обские люди»); кантых-ях, ханти, ханты — самоназвание хантов. Насчёт слова «пыть» сложнее: у народностей, которые проживали ближе к данной местности, два равносильных значения: 1) дорога (дорога и река часто имеет общий смысл), итог «люди у дороги (реки)» и 2) значение «танцующие, весёлые».

Ученик 9:

Всех людей мы называем ханты.

Ханты – русский, ненец и узбек.

Потому, что это слово – ханты

В переводе значит – человек.

Это очень дорогое слово!

Ты не выпускай его из рук.

Не развей по ветру бестолково

На него откликнется твой друг.

Ученик 10:

И куда б потом ты не поехал

Разнеси своим друзьям его,

Словно раскаленные орехи

Искры у чувала твоего.

Это слово северным сияньем

Пусть сияет в заполярной мгле.

Помни наше мудрое названье

Ханты – все народы на земле.

Ученик 11:

Территория нашего округа по площади превышает территорию любого европейского государства (523 000 кв. км).

Богат наш Югорский край лесами. Много деревьев растет в них. Но больше всего хвойных. Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут ели и пихты, в других сосны и кедры.

Ученик 12:

Символы округа:

Герб «В рассечённом лазоревом и зелёном поле серебряная птица «Кат ухуп вой» – с двумя, подобными орлиным, головами на длинных шеях, четырьмя лапами и видимым между головами и шеями хвостом, подобным павлиньему и широко просечённым в цвета поля. Щит увенчан золотой земельной короной о семи видимых зубцах, средний из которых завершён пламенем, и с поясом национального орнамента на обруче.

Ученик 13:

Щитодержатели – два золотых, с чёрными глазами и носами, медведя, поддерживающие два золотых древка с Государственными флагами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на подножии из зелёных кедровых ветвей с зелёными шишками.

Девиз «ДЕЛАМИ ВЕЛИКАЯ» начертан серебряными литерами на лазоревой ленте».

Ученик 14:

Флаг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представляет собой прямоугольное полотнище, разделённое по горизонтали на две равновеликие полосы (верхняя – сине-голубая, нижняя – зелёная), завершённое по вертикали прямоугольной полосой белого цвета.

В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета из герба Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Синий – цвет воды, зелёный – лесов, белый – снега, золотой – символ славного прошлого, красный – жизни.

Ученик 15:

Гимн Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является символом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры наряду с гербом и флагом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Соединив леса и горы,

Озёра, реки и луга,

Раскинулась в своих просторах

Ханты-мансийская земля!

Все о тебе стихи слагают,

Они летят во все края.

Учитель:

Скажите, а какими природными богатствами славиться наш округ?

(Ответы детей)

(Песня: «Югорская звезда» Муз. О. Кваша сл. В. Костин)

Ученик 16:

Югра богата разными полезными ископаемыми. Здесь ведется добыча рассыпного золота, кварца, строительных песков. Обнаружены месторождения угля, железных руд, меди, цинка, свинца. Но главное богатство края – нефть и газ.

Ханты – Мансийский округ занимает ведущее место в России по добыче нефти и газа. Не зря Югру называют краем «черного золота».

Ученик 17:

Моя Югра — Ты — песнь моя.

От самой колыбели

Я шел с тобой к своей высокой цели.

Твоя судьба — и нефть, и газ России.

Твои просторы — снежно-голубые.

Ученик 18:

И труд, и чувство счастья — вся награда!

Я помню все. Мне это было надо.

Моя Югра — Я твой герой, хранитель, глашатай.

Живи Югра! Живи и сердце радуй!

  1. Заключительная часть

Учитель:

Сегодня округ один из ведущих в стране, о нем знают не только в России. В округе уже который год проходят международные соревнования по разным видам спорта, например, по биатлону. Проходят различные фестивали международного уровня. В 2022 году в Ханты-Мансийске прошли зимние паралимпийские игры «Мы вместе. Спорт».

Югра – какая благодать,

Она для нас отец и мать,

Она и дом наш, и Отчизна –

Чего же нам еще желать?

Пожелаем мы округу процветания и успехов, а всем нам - жителям Югры счастья и благополучия!

520833



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Угутская средняя обшеобразовательная школа»

ПРИНЯТО на заседании

педагогического совета

от_____________.

протокол № ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Угутская СОШ»

__________Е.В. Титоренко

Приказ № ___ от _________.

Дополнительная

общеразвивающая общеобразовательная

программа «АЗБУКА ФИНАНСОВ»

Направленность:

общеинтеллектуальная

Возраст детей: 7-10 лет

Срок реализации: 17 часов

Угут

2024

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

«Азбука финансов»

Направленность программы

общеинтеллектуальная

Классификация программы

Общеразвивающая, общеобразовательная, краткосрочная

Срок реализации программы

17 часов

Возраст обучающихся

7-10 лет

Количество обучающихся по программе

8-18 человек

Ф.И.О. составителя

программы

Ларионова Светлана Владимировна,

педагог дополнительного образования МБОУ «Угутская СОШ»

Год разработки

2022

Территория

ХМАО-Югра, Сургутский район,

сп Угут

Юридический адрес учреждения

Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628458, Сургутский район, сп. Угут,

ул. Львовская, 26

Контакты

телефон: 8 (3462) 73-78-44, 8 (3462) 73-78-47, 8 (3462) 73-78-48

е-mail: class="c105">

Цель

Создание условий для развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи

Обучающие: - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности

Развивающие: - развитие основ экономического образа и мышления;

- развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье.

Воспитательные: - воспитание ответственного и грамотного финансового поведения.

Документы, послужившие основанием для разработки проекта

  • Федеральный закон № 273-ФЗ от года «Об образовании Российской Федерации».
  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Концепция развития дополнительного образования и молодёжной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015 г.).
  • Постановление г. № 9 «О внесении изменений СанПиН (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)».
  • Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества».

Образовательные форматы

- очно (принцип workshop) – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога;

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.

Программа рассчитана на 17 часов.

Режим занятий: 1 раз в неделю, по 0,5 часа.

Формами контроля являются тестирование, самостоятельная работа, викторина, наблюдение, индивидуальный опрос, результаты конкурсов и олимпиад, личные достижения обучающихся

Требования к условиям организации образовательного процесса

Для очных занятий:

  • Аудитория со столами и стульями.
  • Принтер-сканер-ксерокс.

Интерактивная доска или проектор и экран.

Ожидаемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

•осознание себя как члена семьи, общества и государства;

•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные результаты:

познавательные:

•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

•овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

•овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

•понимание цели своих действий;

•составление простых планов с помощью учителя;

•проявление познавательной и творческой инициативы;

•оценка правильности выполнения действий;

•адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

•составление текстов в устной и письменной формах;

•умение слушать собеседника и вести диалог;

•умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

•умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

•понимание и правильное использование экономических терминов;

•представление о роли денег в семье и обществе;

•умение характеризовать виды и функции денег;

•знание источников доходов и направлений расходов семьи;

•умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

•определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

•проведение элементарных финансовых расчётов.

Формы занятий

Игра, конкурсы, групповая дискуссия, защита идеи-проекта, кейсы.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Техническое обеспечение

Для очных занятий:

Средства обучения: теоретический кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 18 ученических мест, доступ к сети Интернет, рабочие тетради, наглядные пособия, мультимедийные презентации.

Программное обеспечение

Операционная система Windows.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансов» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Федеральный закон № 273-ФЗ от года «Об образовании Российской Федерации».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Концепция развития дополнительного образования и молодёжной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015 г.).
  • Постановление г. № 9 «О внесении изменений СанПиН (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)».
  • Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества».

Актуальность

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023годы, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года №2039, содержит определение финансовой грамотности как результат процесса финансового образования Документ рассчитан и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнёрство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнессообществом, педагогическим сообществом. Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние дошкольники — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заёмщиков, грамотных вкладчиков.

Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является актуальным, так как создаёт условия для развития личности ребёнка. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет дошкольникам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребёнка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство, но им необходимо усвоить, откуда они берутся. Главная идея финансовой грамотности – связь денег с трудом.

Обучая детей финансовой грамотности, мы помогаем им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.

Педагогическая целесообразность изучения дополнительной программы состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в современном обществе, использующем информационные технологии. Именно это позволит обеспечить динамическое развитие личности ребёнка, его нравственное становление, сформировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развить интеллектуальные и творческие способности ребёнка в оптимальном возрасте.

Классификация программы по освоению предполагает углублённый уровень, направленный на развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Азбука финансов» предполагает решение проблем дополнительного образования «Финансовая грамотность школьников» с возможностью использования новых методик обучения и воспитания (разработке современных методических пособий для реализации данной программы); применения новых педагогических технологий в проведении нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

«Азбука финансов» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 1– 4 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 17 часов. Целью изучения курса «Азбука финансов» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Цель обучения: изучения курса «Азбука финансов» являются развитие

экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи обучения: изучения курса «Азбука финансов» являются Обучающие: - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности

Развивающие: - развитие основ экономического образа и мышления;

- развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье.

Воспитательные: - воспитание ответственного и грамотного финансового поведения.

Программа адресована детям 7-10 лет.

Количество учащихся в группе: 8-18 человек.

Программа обучения рассчитана: на 17 часов

Режим занятий

17 часов: 0,5 часов в неделю

Режим занятий обучающихся соответствует санитарным нормам, установленным для детей возраста 7-10 лет.

Методы обучения (по внешним признакам деятельности преподавателя и обучающихся):

- словесные методы обучения: объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

- методы практической работы;

- метод наблюдения: запись наблюдений,

- методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

- метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, на развитие внимания, памяти, воображения, ролевая игра, деловая игра;

- наглядный метод обучения: таблицы, схемы, демонстрационные материалы;

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Образовательные технологии

При реализации данной программы используются информационно-коммуникационная, проектная, кейс-технология, технология проблемного обучения, игровые технологии.

Планируемые результаты и способы определения их результативности

Личностными результатами изучения курса «Азбука финансов»» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Азбука финансов» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Азбука финансов» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Система условий реализации программы основана на следующих принципах:

  • Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общения равноправных партнёров и собеседников, даёт возможность высказывать своё мнение (при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
  • Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение).
  • Принцип культуросообразности – предполагает, что творчество учащихся должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям нашего региона.
  • Принцип коллективности - даёт опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, социально-педагогического самоопределения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА

Педагог, реализующий дополнительную общеразвивающую программу: педагог дополнительного образования.

Стаж работы – не менее одного года, образование – высшее педагогическое, квалификационная категория – соответствие занимаемой должности.

Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:

  • реализация дополнительной программы;
  • разработка и внедрение в образовательный процесс новых дидактических разработок;
  • побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой деятельности;
  • информационное сопровождение обучающихся при выполнении и защите творческих проектов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1.

«Азбука финансов»

17

8,5

8,5

Викторина, тест

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (приложение 1)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Всего: 17 часов (теории – 8,5 часов, практики – 8,5 часов).

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

• Объяснять причины и приводить примеры обмена.

• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

• Описывать свойства товарных денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Приводить примеры первых монет.

Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота.

Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать купюры и монеты.

• Сравнивать металлические и бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,

«рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

• Описывать современные российские деньги.

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

• Приводить примеры иностранных валют.

Тема 5. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

• Сравнивать покупки по степени необходимости.

• Различать планируемые и непредвиденные расходы.

• Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

• Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.

Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

• Сравнивать разные виды сбережений.

Форма занятий: комбинированное, занятие - игра, занятие-путешествие.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Форма подведения итогов: Текущий контроль – анаграммы, доклады, проекты, устные опросы,

кроссворды, творческие работы и графические работа в конце каждой темы.

Итоговый контроль – тест по итогам изучения всего курса «Азбука финансов».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Темы, уровни

теория

практика

всего

Стартовый уровень

8,5

8,5

17

1–2

Что такое деньги и откуда они взялись

1

1

2

3–4

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

1

1

2

5–6

Какие деньги были раньше в России

1

1

2

7–8

Современные деньги России и других стран

1

1

2

9–10

Откуда в семье деньги

1

1

2

11–12

На что тратятся деньги

1

1

2

13–14

Как умно управлять своими деньгами

1

1

2

15–16

Как делать сбережения

1

1

2

17

Заключительное занятие

0,5

0,5

1

Результатом обучения являются знания, умения и навыки, которые дети приобретут к концу изучения модуля:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

Образовательные результаты:

  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов

Интернет-ресурсы:

  1. Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России. //
  2. Минпросвещения России

  1. Минфин России

  1. Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: 2-3 классы учебная программа. 2020 г. Издательство «ВАКО».
  2. Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: 2-3 классы методические рекомендации для учителя. 2020 г. Издательство «ВАКО».

6. Cайт журнала «Семейный бюджет» ;

7. Журнал «Работа и зарплата» — rabota-i-zarplata;

8. Портал «Профориентир» «Мир профессий» – ;

9. Сайт «Все о пособиях» —

Критерии оценки качества усвоения

знаний, умений и навыков программы

Ф.И. обучающегося ____________________________

Формы оценки качества

Критерии оценки развития

  • устный опрос;
  • письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
  • тестовое задание;
  • решение задач;
  • решение кроссворда и анаграммы;
  • мини-проект;
  • викторина;
  • тест.

1 балл (низкий уровень)

- обучающийся не справляется с заданием или выполняет задание менее на 50%;

- неуверенно пользуется инструментами и материалами;

- у обучающегося неустойчивый интерес к деятельности;

- не пользуется специальной терминологией, предусмотренной разделами;

- не хватает терпения на изготовление самостоятельной работы.

2-3 балла (средний уровень)

- обучающийся справляется с заданиями, с небольшими ошибками;

- теоретические задания выполняет с достаточной уверенностью с небольшой подсказкой педагога;

- уверенно пользуется инструментами и материалами, но нет достаточной аккуратности в работе;

- способен защитить свой проект (работу), но не проявляет творческую инициативу.

4 балла (высокий уровень)

- обучающийся полностью справляется с заданием;

- самостоятельно, без подсказки выполняет задание;

- при задании проявляет творчество, инициативу, фантазию;

- терминологию использует осознанно и в соответствии с их содержанием;

- трудолюбив, оказывает помощь товарищу, аккуратен и внимателен;

- в общих мероприятиях или заданиях проявляет инициативу.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Дата

Тема раздела, занятия

Кол-во часов

План

Факт

1.

Что такое деньги

1

2.

Откуда взялись деньги

1

3

Рассмотрим деньги поближе

1

4

Защита денег от подделок

1

5

Какие деньги были раньше в России

1

6

Современные деньги России и других стран

1

7

Учимся обращаться с деньгами.

1

8

Что мы узнали о деньгах?

1

9

Откуда в семье берутся деньги

1

10

На что семьи тратят деньги

1

11

Как с умом управлять своими деньгами

1

12

Как считать доходы и расходы семьи

1

13

Как делать сбережения

1

14

Учимся делать сбережения

1

15

Учимся считать доходы и расходы семьи

1

16

Что мы узнали о доходах и расходах семьи

1

17

Обзорный урок. Рефлексия

1

Календарно-тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Дата

Тема раздела, занятия

Кол-во часов

План

Факт

1.

Как появились деньги.

1

2.

История российских денег.

1

3

Какие бывают деньги.

1

4

Банки, банкоматы и банковские карты.

1

5

Безналичные деньги и платежи.

1

6

Как я умею пользоваться деньгами.

1

7

Что такое валюта.

1

8

Проверим, что мы узнали о том, как изменились деньги.

1

9

Откуда в семье берутся деньги.

1

10

Подсчитаем все доходы семьи.

1

11

На что семья тратит деньги.

1

12

Подсчитаем все расходы семьи.

1

13

Как планировать семейный бюджет.

1

14

Правила составления семейного бюджета.

1

15

Учимся составлять семейный бюджет.

1

16

Итоговая проверочная работа.

1

17

Обзорный урок. Рефлексия

1



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УГУТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Проект

«Развитие личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира»

Разработчик проекта:

С.В. Ларионова,

учитель МБОУ «Угутская СОШ»

Угут, 2020

Паспорт педагогического проекта

Автор проекта и название ОО

Ларионова Светлана Владимировна, учитель МБОУ «Угутская СОШ».

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

«Трансформация образовательной среды школы

в личностно-развивающую образовательную среду открытого характера «Точка роста»

Направление педагогического проекта

Организация учебного процесса с учётом социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста и формирования компетенций: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации.

Название (тема) педагогического проекта

Развитие личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира

Решаемая ключевая проблема

Низкая учебная мотивация как следствие неразвитого личностного потенциала младших школьников.

Цель (-и) педагогического проекта

Создать условия для развития личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира посредством формирования компетенций «4К»

Задачи

  1. Изучить теоретические основы «Социально-эмоциональное развитие детей» и практические рекомендации «Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке»; методики и инструменты диагностики и мониторинга развития личностного потенциала обучающихся.
  2. Апробировать комплект учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей».
  3. Определить зону образовательных потребностей каждого ребёнка и разработать индивидуальную траекторию его развития в рамках проекта.
  4. Определить разделы и темы уроков окружающего мира, направленные на формирование компетенций «4К».
  5. Разработать систему уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Целевая группа

Учащиеся 1-4 классов

Основная идея педагогического проекта

Использование любого педагогического пространства для развития личностного потенциала младших школьников.

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

Программа по развитию личностного потенциала направлена на расширение возможностей ребёнка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребёнком в трёх ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.

Апробация комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей».

Используемые технологии/методики/приёмы/техники

Анализ; наблюдение;

проектные и игровые технологии;

сотрудничество;

методики для формирования компетенций «4К»

Значимые продукты педагогического проекта

Разработка цикла уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Личный вклад педагога в изменения в ОО

Развитие личностного потенциала учащихся младших классов через формирование компетенции «4К» на уроках окружающего мира.

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

Публикация.

ВВЕДЕНИЕ

Современная эпоха стремительно меняет человека. Меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. В новых условиях социально-экономического развития России возрастает роль способности человека к планированию и реализации своей жизненной стратегии на основе адекватной самооценки своих возможностей и условий самореализации в социуме. Необходима позитивная и устойчивая мотивация активной жизнедеятельности растущего человека, его стремления к достижениям в созидательной, трудовой, творческой деятельности, стремления к жизненному успеху на нравственно-правовой основе.

В этой связи, предлагаемое Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и командой поддержки проекта решение по развитию личностного потенциала школьников, внедрению технологий 4К в учебный процесс, программы развития эмоционального интеллекта, представляется логичным и своевременным.

Назначение проекта – формирование согласованной, адекватной вызовам времени образовательной среды, в которой системно и целенаправленно связаны содержание образования, организация учебного процесса, психологическое сопровождение, предметно-пространственная среда и т. д. Одним из важнейших аспектов проекта является его основополагающий, системный характер. Проект создания ЛРОС – основа жизнедеятельности школы в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Личностно развивающая школьная среда – институционально ограниченная совокупность возможностей для развития личности школьников, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно-предметных условий, а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия членов школьного сообщества. Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, что является неотъемлемой частью востребованных в современном мире компетенций.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Сегодня в Угутской школе обучается 432 ученика, это представители тринадцати национальностей (русские, ханты, манси, ненцы, лезгины, осетины, татары, башкиры, узбеки, азербайджанцы, казахи, таджики, украинцы). 227 учеников – представители коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы), при этом 123 ребёнка из юрт, во время учёбы они проживают в пришкольном интернате, семьи ещё 104 представителей КМНС проживают непосредственно в посёлке и не ведут традиционный образ жизни.

Как показывают результаты диагностики, к особенностям психического развития таких детей относится:

- Повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребёнка. По данным наблюдений уровень общей тревожности и уровень тревожности переживания социального стресса у детей коренной национальности достаточно высокий. Это связано с отрывом детей от семей и проблемой адаптации к новым условиям жизни и новой деятельностью.

- Учащиеся первых классов отличаются высоким уровнем познавательной мотивации, но к старшим классам учебная мотивация резко снижается.

- У детей на высоком уровне развита зрительная память, мелкая моторика руки, зрительное восприятие, внимание, усидчивость. К особенностям речевого развития детей ханты относятся:

- Особенное формирование фонематического слуха. Оглушение звонких согласных звуков, что связано с преобладанием глухих фонем в хантыйском языке; смягчение согласных фонем.

- Особенное формирование словарного запаса. Преобладание в словаре предикативно – номинативной лексики (существительных и глаголов) и отсутствие эпитетов, прилагательных, что связано с хозяйственно-трудовой деятельностью ханты: охотоведением и рыболовством. Лексическое значение

многих слов (снег, хлеб, собака, лес, дом) детьми ханты, растущими в условиях традиционного образа жизни, воспринимается несколько в ином смысле.

- Особенное формирование связного высказывания. Немногословность ребёнка ханты вызвана особенностями развития. Эти дети по своей природе

замкнуты, плохо идут на контакт. Фразовое высказывание детей не имеет развёрнутый характер, ответы односложны, что связано с традиционными методами воспитания в хантыйских семьях. В основном дети учатся у взрослых методом подражания.

- Особенное формирование представлений об окружающем мире. Ограничение представлений об окружающем мире связано с проживанием в условиях ограниченного социума. Дети до школы проживают тайге, в небольших по численности населения (часто одно- двух-семейных) юртах и их представления об окружающем мире ограничены семьёй и домом.

- Традиционно высокой у детей-ханты является способность к художественному творчеству в силу преобладания предметно-образного мышления и навыков традиционной культуры.

Особенность социальной среды Угутской школы, характеризуется такими показателями, как уровень образования и социальный статус родителей (законных представителей) учеников.

Рисунок 1 Рисунок 2

Анализ показывает, что лишь 16% родителей угутских школьников имеют высшее образование, 52 % закончили только среднюю школу, при чем 14% из общего количества родителей имеют только основное общее образование, а 12% только начальное (рис. 1).

Руководящие должности занимают 3% родителей, большинство родителей – рабочие (57%) и служащие (20%). Значительный процент безработных (20%) обусловлен традиционным образом жизни родителей из числа КМНС проживающих в родовых угодьях (рис. 2).

Уровень образования родителей не может не сказываться на мотивации детей к обучению. Низкий уровень подготовленности к обучению, фиксируемый у учащихся первых классов, несформированность учебных умений и навыков, затрудняет обучение, не позволяет добиваться высоких результатов и нужного качества знаний. Основная часть обучающихся нуждается в социальной и педагогической поддержке.

Угутская школа является единственной на обширной территории, что определяет большой процент детей «группы риска», у которых возможны проблемы с обучением. К таким группам относятся дети, проживающие в интернате, воспитание которых во время учебных периодов происходит без значительного влияния родителей, силами педагогов интерната; учащиеся заочной формы обучения, приезжающие на две месячные сессии в учебном году; учащиеся с ОВЗ (умственная отсталость и ЗПР), дети из асоциальных и

малообеспеченных семей.

Рисунок 3

В условиях интерната круглосуточно проживают 123 ученика, что составляет 32% учащихся школы. 17 учащихся (4%) обучается в заочной форме. 11% школьников имеют ОВЗ, с диагнозами ЗПР и умственная отсталость. При этом процент таких детей в сельском поселении Угут растёт – количество детей с интеллектуальными нарушениями в развитии увеличилось с 9,8% в 2016-2017 учебном году до 11% в 2019-2020 учебном году. Всего к «группам риска» можно отнести 44% учащихся Угутской школы

(рис. 3).

Большое количество детей ОВЗ, детей КМНС, родители который предпочитают заочную форму обучения, значительный процент учащихся проживающих в интернате и не имеющих постоянного влияния и контроля со стороны родителей препятствует положительной динамике качества образования в школе.

Исследование школьной мотивации проводилось по методике Н. Г. Лускановой (рис. 4).

По результатам исследований было установлено пять основных уровня школьной мотивации среди учащиеся 1-11 классов.

Высокий уровень школьной адаптации – 13% обучающихся. Такие ученики положительно относится к школе, адекватно воспринимает требования; легко усваивают учебный материал, глубоко и полно решают усложнённые задачи; прилежны, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняют поручения без лишнего контроля; проявляют большой интерес к самостоятельной работе; готовятся ко всем урокам; занимают в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень школьной адаптации (норма) –17% обучающихся.

Внешняя школьная мотивация – 26%, выражается в потребности учащихся получать одобрения со стороны педагогов и избегать порицания со стороны окружающих. Дети достаточно благоприятно чувствуют себя в школе, однако чаще всего ходят в школу, чтобы пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Низкий уровень школьной мотивации показали 23% ребят.

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация, выявлена у значительного количества школьников (21%). Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими, как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (1 класс) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Рисунок 4

Анализируя особенности самооценки учеников, было выявлено, что большинство детей имеют неадекватно-завышенную самооценку. Чаще всего высокая самооценка формируется в момент первичной социализации. Угутские школьники, проживая в отдалённом посёлке, имеют мало возможности сравнивать себя со сверстниками, особенно в плане учебной успешности. Сформированный круг общения и отсутствие возможности его расширения приводят к тому, что дети не осознают своих неудач, склонны к демонстративному поведению и доминированию, всеми силами стараются обратить на себя внимание.

Недостаточно развиты такие показатели ЛРОС, как эмоциональность, широта, активность.

Результаты анализа самооценки показывают необходимость создания на базе школы пространственно-предметной среды, в котором учащиеся смогут достичь более высокого уровня учебной мотивации.

Ключевая проблема Проекта, актуальная для всего социума, проблема низкой мотивации школьников. Реализация проекта направленна на повышение познавательной активности школьников формирование интереса к процессу обучения.

Основная цель управленческого проекта – трансформация образовательной среды школы в личностно-развивающую образовательную среду открытого характера с преобладанием «творческого» и частично «карьерного» типов, способствующей развитию необходимых для успеха в современном обществе качеств.

Для достижения поставленной цели были сформулированы стратегические задачи:

  1. Создать условия для усиления доли «творческого» типа образовательной среды за счёт снижения долей среды «карьерного» и «догматического» типа.
  2. Обеспечить условия для повышения показателей таких приоритетных параметров как интенсивность, когерентность, эмоциональность, осознаваемость школьной среды.
  3. Создать условия для развития корпоративной культуры школы с преобладанием «семейного» и «инновационного» типов на основе открытого детско-взрослого сообщества (администрация, педагоги, учащиеся, родители, социум).

Основные изменения, которых необходимо добиться в рамках реализации управленческого проекта:

- осознанного взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на развитие всех форм сотрудничества в интересах личностного развития детей;

- сделать среду более творческой, предоставить каждому ребёнку, несмотря на различия в физических, когнитивных и других способностях возможность проявить себя в период обучения в школе, создать обстановку успеха, обеспечить каждому ребёнку максимальный личностный рост.

- сделать среду более интенсивной и технологичной. Используя системную интеграцию урочной и внеурочной деятельности, эффективные информационные и педагогические технологии, интерактивные формы и методы обучения, соответствующие современному уровню оснащения образовательного процесса и требованиям времени, обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования;

- среду более когерентной и открытой, использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнёров школы и обеспечить наиболее успешное развитие школьника;

- сделать среду эмоционально насыщенной, обеспечивать адекватную реакцию школы на изменяющиеся условия внешней среды в соответствии с возможностями школы, личностным особенностям учеников, их потребностям и отношениям, сложившимся между участниками образовательного процесса;

- сделать среду осознаваемой с приоритетом гуманистических духовных

ценностей, с сохранением традиций и истории школы, обладающей такими характеристиками, как целостность и автономность, создающей условия для развития субъектного характера образовательного процесса, когда каждый участник становится его автором.

- сделать среду саморазвивающейся, инновационной, динамичной и обновляющейся, чтобы обеспечить качественное образование в постоянно изменяющейся социокультурной ситуации не только за счёт адаптации, но и за счёт опережающего развития, обеспечив условия для планомерного повышения показателей всех параметров среды до желаемых величин.

По итогам реализации управленческого проекта должна быть сформирована среда с преобладанием «творческого» типа в парадигме самоопределения, саморазвития и самореализации личности, в результате чего произойдут изменения во всех средообразующих переменных образовательной организации.

Развитие образовательной подсистемы предполагает следующие результаты:

- внесены изменения в основную образовательную программу с учётом реализации проекта;

- внесены изменения в адаптированную образовательную программу с учётом

реализации проекта;

- внесены изменения в программу внеурочной деятельности;

- внесены изменения в программу воспитательной и профилактической работы;

- принята новая Программа развития школы;

- охват обучающихся дополнительным образованием не менее 75%;

- обеспечена возможность для всех обучающихся участвовать в предметных и

творческих конкурсах и олимпиадах;

- создано Профессиональное обучающееся сообщество;

- обеспечено внедрение в учебный процесс технологии 4К.

Развитие организационной подсистемы предполагает следующие результаты:

- разработана и принята на общешкольном родительском собрании, утверждена на Педагогическом Совете, согласована на ученической конференции и Управляющим советом школы школьная конституция (в рамках направления – «соглашение») на русском и хантыйских языках;

- разработана новая организационная модель образовательной организации.

Развитие предметно-пространственной подсистемы предполагает следующие результаты:

- предметно-пространственная среда формируется участниками образовательного процесса, от предложения к проектированию, дизайн- проекту до непосредственного воплощения в реальность;

- результаты мониторинга отношения к школьной среде стабильно высокие;

- в школе организованы зоны общения «Чат», решение «Свободная стена», реализован проект трансформации пришкольного участка «Сказочный лес Земли Югорской»;

- по результатам анкетирования выявлены проблемные зоны, разработан дизайн проблемных зон и проведены работы по их трансформации;

- материально-техническая база соответствует современным требованиям.

В плане ресурсного обеспечения:

- востребованы платные образовательные услуги;

- школа - участник грантовых конкурсов;

- разработан и пополняется методический пакет эффективных образовательных практик;

- школа активно привлекает спонсоров;

- заключены соглашения о сетевом взаимодействии с Технопарком «Кванториум», с Центром Дополнительного образования Сургутского района, с Центром помощи семье и детям «Апрель», с Угутским краеведческим музеем им. П.С. Бахлыкова, с Угутским Центром досуга и творчества, с МБОУ «Полноватская СОШ», с Федеральным Государственным заповедником «Юганский».

В плане управления:

- сформирована система управления;

- принятие решений осуществляется на основе соглашения (Конституции) между учащимися, родителями, учителями;

- основными организационными единицами становятся детско-взрослые сообщества;

- основными принципами взаимодействия являются равноправие и сотрудничество;

- в управлении в рамках своих компетенций задействованы все участники образовательного процесса;

- создан орган управления и координации развития проекта.

Исходя из цели и задач управленческого проекта «Трансформация образовательной среды школы в личностно-развивающую образовательную среду открытого характера «Точка роста», мной был разработан педагогический проект: «Развитие личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира»

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОЕКТА

Актуальность проблемы проекта заключается в низкой учебной мотивации, которая является следствием неразвитого личностного потенциала младших школьников. В настоящее время в развитии образования наблюдается тенденция, направленная на раскрытие личностного потенциала ребёнка, его самореализацию. Главная цель современной школы: формирование личности, способной к конкуренции. Выпускник школы должен иметь внутреннюю мотивацию и стремление к знаниям. Это необходимые условия для успешного продолжения обучения на

дальнейших ступенях образования.

Программа по развитию личностного потенциала как раз и направлена на расширение возможностей ребёнка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребёнком в трёх ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.

Организация учебного процесса с учётом социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста и формирования компетенций: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации.

Цель проекта: создать условия для развития личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира посредством формирования компетенций «4К»

Для достижения данной цели мною поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы «Социально-эмоциональное развитие детей» и практические рекомендации «Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке»; методики и инструменты диагностики и мониторинга развития личностного потенциала обучающихся.
  2. Апробировать комплект учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей».
  3. Определить зону образовательных потребностей каждого ребёнка и разработать индивидуальную траекторию его развития в рамках проекта.
  4. Определить разделы и темы уроков окружающего мира, направленные на формирование компетенций «4К».
  5. Разработать систему уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Для решения поставленных задач планирую использовать:

групповые, парные, индивидуальные формы работы;

проектные и игровые технологии;

сотрудничество;

методики для формирования компетенций «4К»

приёмы обратной связи

Критерии оценивания.

Оценка результатов усвоения программы проводится в целях выявления индивидуальных особенностей детей для создания индивидуального образовательного маршрута в ходе обучения и содействие раскрытию потенциала каждого ребёнка с помощью оценочных листов наблюдения.

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Сроки

План деятельности

Планируемый результат

Организационный

Ноябрь-декабрь 2020г.

Изучение теоретических основ «Социально-эмоциональное развитие детей» и практических рекомендаций «Компетенций «4К»: формирование и оценка на уроке».

Сформулирована проблема.

- определены цели и задачи проекта;

Практический

Январь-май 2021г

-Изучение теоретической базы УМК серия «Школа возможностей».

Созданы условия для реализации проекта.

Декабрь

2020г – май 2021г.

Апробация комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей».

Январь-май 2021г.

2021-2022

2022-2023

2023-2024 учебный год

Определение разделов и тем уроков окружающего мира, направленных на формирование «4К» компетенций.

Определены разделы и темы уроков окружающего мира, направленных на формирование «4К» компетенций.

Разработка фрагментов уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Разработаны задания, учебные задачи, фрагменты уроков для формирования компетентностей «4К».

Аналитический

На начало и конец

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024 учебного года

Педагогическое наблюдение

Мониторинг уровня учебной мотивации и сформированности развиваемых компетенций.

Определение зоны образовательных потребностей каждого ребёнка и разработка индивидуальной траектории его развития.

Индивидуальная траектория развития обучающихся.

Заключительный

2024-2025 учебный год

Обобщение результатов:

- выявление эффективности разработанных мероприятий;

- корректировка заданий;

- разработка цикла уроков окружающего мира, формирующих компетенции «4К».

Цикл уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Итоговый

Декабрь 2025г.

Представление готового продукта

Публикация уроков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект Развитие личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира 11 декабря 2020г. с. Угут Разработчик проекта: С.В. Ларионова, учитель МБОУ «Угутская СОШ»

Слайд 2

Организация учебного процесса с учётом социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста и формирования компетенций: критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации. НАПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Слайд 3

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Создать условия для развития личностного потенциала учащихся младших классов на уроках окружающего мира посредством формирования компетенций «4К»

Слайд 4

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Изучить теоретические основы «Социально-эмоциональное развитие детей» и практические рекомендации «Компетенций «4К»: формирование и оценка на уроке»; методики и инструменты диагностики и мониторинга развития личностного потенциала обучающихся. Апробировать комплект учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей». Определить зону образовательных потребностей каждого ребёнка и разработать индивидуальную траекторию его развития в рамках проекта. Определить разделы и темы уроков окружающего мира, направленные на формирование компетенций «4К». Разработать систему уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников.

Слайд 5

Использование любого педагогического пространства для развития личностного потенциала младших школьников. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ЗНАЧИМЫЕ ПРОДУКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Разработка цикла уроков окружающего мира, направленных на формирование у учащихся младших классов компетенций «4К».

Слайд 6

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Этап Сроки План деятельности Планируемый результат Организацион ный Ноябрь-декабрь 2020г. Изучение теоретических основ «Социально-эмоциональное развитие детей» и практических рекомендаций «Компетенций «4К»: формирование и оценка на уроке». Сформулирована проблема. - определены цели и задачи проекта; Практический Декабрь 2020г – май 2021г Изучение теоретической базы УМК серия «Школа возможностей». Апробация комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей школьного возраста «Обо мне и для меня» серия «Школа возможностей». Созданы условия для реализации проекта. 2020-2021 2021-2022 2022-2023 2023-2024 учебный год Определение разделов и тем уроков окружающего мира, направленных на формирование «4К» компетенций Определены разделы и темы уроков окружающего мира. Разработка фрагментов уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников. Разработаны задания, учебные задачи, фрагменты уроков для формирования «4К» компетенций.

Слайд 7

ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Этап Сроки План деятельности Планируемый результат Аналитический На начало и конец каждого учебного года Мониторинг уровня учебной мотивации и сформированности развиваемых компетенций. Определение зоны образовательных потребностей каждого ребёнка и разработка индивидуальной траектории его развития. Индивидуальная траектория развития обучающихся Заключитель ный 2024-2025 учебный год Обобщение результатов: - выявление эффективности разработанных мероприятий; - корректировка заданий; - разработка цикла уроков окружающего мира, формирующих компетенции «4К». Цикл уроков окружающего мира, направленных на развитие личностного потенциала младших школьников. Итоговый Декабрь 2025г. Представление готового продукта Публикация уроков.

Слайд 8

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема: Закрепление знаний по теме «Нумерация. Числа от 1 до 10 и число 0»

Цели:

  • Обобщение, систематизация и проверка знаний учащихся по теме;
  • Продолжить работу над задачами;
  • Развивать навыки счета;
  • Работать над развитием мышления учащихся.

Задача:

1. Образовательные:

  • Закрепить изученные приемы сложения и вычитания числа 1, навыки устного счета;
  • Формировать умение анализировать текстовые задачи, решать их;
  • Повторение изученного геометрического материала;

2. Развивающие:

  • Развитие познавательной активности учащихся;
  • Умения работать сообща и дружно с одноклассниками;
  • Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы;
  • Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
  • Развивать мелкую моторику кистей рук;
  • Развивать устную и письменную речь;
  • Развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, уверенность при выполнении заданий, ответственность, любознательность, интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, счетные палочки.

Тип урока: Урок обобщения, систематизации и проверки знаний учащихся.

Форма урока: Урок – путешествие

Методы:

  • Словесная (беседа);
  • Практические (задания белки);
  • Наглядные: презентация.

Ход урока:

Этап урока

Цель

№ слай-да

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Формируемые УУД

1. Организа

ция начала

урока (мотива-ция к учебной деятель-ности)

Создать эмоцио-нальный

настрой на урок, мотивиро-вать обучающих-ся на работу.

Слайд № 1-3

В школу мы пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Сядем прямо, не согнемся,

За работу мы возьмемся.

Ребята, проверьте, правильно ли вы сидите и за работу. Сегодня к нам пришел гость. А кто он догадайтесь сами:

Появился во дворе

Он в холодном ноябре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель …

Снеговик приглашает нас на прогулку в лес. В лесу зимой очень красиво.

Приветствуют учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Отгадывают загадку.

Ответ- Снеговик.

#1055;останов-ка учебной задачи

Опреде-лить тему урока, цель на основе

анализа своих знаний.

Ребята, так как у нас урок математики, то нам во время прогулки необходимо будет выполнять математические задания для этого надо будет вспомнить всё, чему мы научились.

Прибавлять и вычитать 1, решать задачи, измерять и чертить отрезки.

- вспомним и применим свои знания

Регулятивные

принимать участие в обсуждении и формулировании учебной задачи урока

Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию, свой ответ; ясно формулировать ответы на вопросы учителя, оформлять свою речь в устной форме на уровне одного предложения

3. Актуали-

зация знаний.

Устный счет

Научить применять приобретённые знания, организо-вать автоматизацию умствен-ных действий.

Итак, отправляемся в лес. Но по дороге снеговик предлагает поиграть в снежки.

Откройте тетради.

Запишите число.

С новой строки записываем только ответы, в строчку через клеточку.

Снежки с примерами на доске

5-2 6-1 10-1 9-2 8-1 7+1 4+2 6+2

Учащиеся с помощью карточек из математического набора показывают ответ.

Предметные:

знать названия и последователь-ность чисел от 1 до 10, выполнять сложение и вычитание

Решение и составление задач.

Проверить уровень приобретённых знаний.

Слайд

№ 4

Ребята, нас встречает кто-то.

То рыжая, то серая, а названье – белое.

На ветке не птичка, зверёк – невеличка

Мех тёплый, как грелка. Кто это? (белка)

Белки хорошие хозяйки. Они на зиму делаю запасы. Питаются орехами, ягодами и грибами. Орехи прячут в лесной подстилке, а грибы закладывают в отставшую кору деревьев или укрепляют их на развилке ветвей.

Белка нашла 4 подберёзовика и 3 подосиновика. Сколько всего грибов нашла белка.

Составьте схему к задаче и запишите решение.

Рисуют фигуры

Записывают решение

Предметные:

Коммуникативные: уметь слушать.

рассуждать и отгадывать загадки аргументировать свою позицию, свой ответ; ясно формулировать ответы на вопросы учителя

Личностные: выслушивать мнения других

Предметные: выполнять сложение и вычитание вида  + 1 – 1

Геометрическое задание.

Проверить уровень приобретённых знаний.

Ребята, пока мы решали задачу, Снеговик своей волшебной метлой подметал лесные тропинки, расчищал нам путь.

Давайте поможем ему.

Подумайте и скажите, какую геометрическую фигуру напоминает тропинка.

Начертите в тетради отрезок длиной 8 см.

Начертите второй отрезок. Его длина на 1 см короче первого.

Называют линии: прямая, кривая, луч, отрезок

Чертят в тетради отрезки, записывают их длину

Коммуникативные: анализировать свои действия и управлять ими.

Познавательные:

ориентироваться в тетради

Предметные: знать геометрические фигуры, линии, уметь пользоваться линейкой для измерения отрезков, записывать результат проведенных измерений и проводить сравнение.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Выполняют движения по тексту, осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физминутке.

Регулятивные: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориен-тируясь на показ движений учителя.

Приемы вычитания и сложения числа - устная и письменная проверка вычислительных навыков.

Проверить уровень приобретённых знаний.

Слайд № 5

Слайды№ 6, 7, 8

Слайд № 9

Ребята, наша прогулка продолжается.

Посмотрите, кто это?

Клёст. Он питается семенами шишек хвойных деревьев. Многие задаются вопросом: почему клёсты выводят птенцов зимой? Когда птенцы клестов покидают гнездо, чешуйки на шишках начинают отгибаться, поэтому молодым птицам легко доставать семена. Клёсты настолько ловко передвигаются по ветвям деревьев, что их нередко сравнивают с попугаями.

Клёст тоже приготовил для вас задание.

Примеры.

Ребята, в нашем лесу зимой хорошо живётся клестам, т.к. у них много корма.

А вот другим птицам пережить зиму тяжело, многие из них погибают от голода.

Как же мы можем помочь им?

Виды кормушек.

Слушают рассказ о клесте.

Решают примеры.

Дети рассказывают о помощи птицам зимой.

Предметные:

выполнять сложение и вычитание вида  + 1  - 1,

4. Подведе- ние итогов.

Проверка способнос-ти к самооценке , как личност-ный результат

Наша прогулка заканчивается.

Как вы думаете, мы справились с заданием?

Почему?

-Что мы с вами повторяли?

- Что было самым интересным?

- А что было сложным, трудным?

Мы справились.

Потому что выполнили все задания.

Повторить все, чему научились, что узнали.

Как решать и составлять задачи, как прибавлять и вычитать чертить отрезки

Личностные: принятие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности себе и класса

#1056;ефлек-сия

Проверка способнос-ти к самооценке, как личност-ный результат

Слайд № 10

Я хочу, чтобы вы показали с помощью большого пальца правой руки ваше настроение.

А как вы думаете, какое настроение у меня?

Очень хорошее. А почему?

Урок наш окончен и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно, усердно трудились!

И знания ваши нам всем пригодились!

(учитель дарит каждому ученику снеговика)

с помощью смайликов показывают настроение

- потому что мы все вспомнили.



Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку «Большие буквы»

Ларионова Светлана Владимировна

Класс: 2 а

Задачи:

  1. Способствовать закреплению полученных знаний. Развивать познавательный интерес к природе.
  2. Развивать память, внимание, стремление узнать новое.
  3. Воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.

Оборудование:

  • Кубики с буквами
  • Ребусы (на карточках для групп и на доске)
  • Карточки со словами (для групп и на доске)
  • Правила поведения в природе (плакат)
  • Группы слов для составления предложений (записаны на доске)
  • Большие буквы (Ж, И, О, Н, Е, Ы, Т, В)
  • Восклицательные знаки (3 шт.)
  • Слова:
  • Птицы
  • Тайга
  • Дерево
  • Животные
  • Картинки животных:
  • Дрозд
  • Кукушка
  • Летучая мышь

Ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей на игре «БОЛЬШИЕ БУКВЫ». Во время игры мы будем отгадывать загадки, решать ребусы, вспомним некоторые правила русского языка, поговорим о лесе и его обитателях, а также найдём среди вас лучшего знатока русского языка.

Напоминаю правила игры. Вы зарабатываете большие буквы из которых надо составить ключевое слово.

Ребята, вам предстоит заработать первую большую букву.

Для этого решите ребусы:

РА Г ’3 б 40 а

М

ЛИ

(Радуга, гриб, сорока, воробей, налим.)

За каждый правильно разгаданный ребус вы получаете букву, затем из этих букв вы составите слово. Если составите слово правильно – буква ваша, если неправильно – не получите букву.

Какое слово у вас получилось? Молодцы. Это слово – птицы.

Вы заработали первую большую букву. Это буква «И».

П Т И Ц Ы

Лес охраняют не только лесники, но и птицы. Их много и они все разные. Каждая по-своему бережёт свой дом. Вот, например, дрозды. Они выполняют очень важное задание: с помощью длинного клюва ловят опасных лесных вредителей, до которых другим птицам не добраться. А вот кукушка – верный хранитель леса. Она одна из самых полезных птиц. Она поедает таких гусениц, которых кроме неё другие птицы не едят. Она съедает за день до 40 гусениц и до 50 личинок щелкунов и чернолетов.

А теперь вы можете заработать первый из трёх восклицательных знаков, которые в конце игры можно будет обменять на большие буквы.

Назовите 16 слов которые начинаются на букву «И».

(индюк, иволга, ишак, игра, ирга, игрок, игрушка, икота, идол, исследователь, изумруд, икона, ива, иней, ириска, ирис)

Получите первый восклицательный знак.

Продолжаем игру.

Вы получили карточки, на которых написаны слова. Будьте внимательны. В словах допущены ошибки. Ваша задача найти и исправить ошибки. У вас 1 минута.

САРОКА ВАРОБЕЙ МИДВЕДЬ ЛЕСИЦА ЗАИЦ

(сорока, воробей, медведь, лисица, заяц)

За каждое слово вы получите по букве, из которых надо составить слово, за которое вы получите вторую большую букву.

Вы составили слово… тайга. Проверяем, правильное слово – тайга. Молодцы.

Вы заработали вторую букву. Это буква «О».

Т А Й Г А

В России северные хвойные леса называют тайгой от монголо-бурятского слова «тайгаа», что означает «дремучий лес». Сибирская тайга вся изрезана реками, речушками, озёрами. Большую площадь занимают болота. Тайга кормит жителей Крайнего Севера. Для них лес – это богатые охотничьи угодья, источник грибов, кедровых орехов и ягод, которые заготавливают на зиму. Каждое лето в тайге богатый урожай черники, смородины, брусники и малины.

Хотите заработать второй восклицательный знак? Назовите 14 слов, которые оканчиваются на букву «О».

(окно, кино, метро, стекло, зеркало, тело, число, озеро, крыло, молоко, ведро, соло, трио, трюмо)

Получите второй восклицательный знак.

Для того, чтобы заработать третью большую букву, надо отгадать загадки. За каждую отгадку вы получаете по букве, из которых нужно составить слово.

Словно ёлка, весь в иголках. (ёжик) Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (щука) Мы день не спим, мы ночь не спим, и день и ночь стучим, стучим. (часы) Из горячего колодца через нос водица льётся. (чайник) Две новые кленовые подошвы двухметровые: На них поставил две ноги и по большим снегам беги. (лыжи) Покружилась звёздочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)

Скажите, пожалуйста, орфограммы, на какие правила есть в словах отгадках?

ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Какое слово вы составили? Дерево. Правильно.

Д Е Р Е В О

Вы заработали третью большую букву. Это буква «Ж». А за знание правил вы получаете дополнительно четвёртую большую букву. Это буква «Н».

В мире существует много видов деревьев, удивляющих нас своим необычным обликом и образом жизни. Например баобаб. Баобаб, дерево семейства бомбаксовых, характерное для саванн Африки. Ствол в окружности до 25 м (иногда до 40 м). Живет до 5 тыс. лет. Плоды съедобны. Из волокон коры изготовляют веревки и грубые ткани. Разводят в тропиках (показ иллюстрации). А вот ещё одно необычное дерево.

Секвойя, род хвойных деревьев семейства таксодиевых. Единственный вид — секвойя вечнозеленая, высота св. 100 м, диаметр 6-11 м. Естественные насаждения только в горах Калифорнии и Юж. Орегона (США). Культивируют ради легкой и прочной древесины (используют для подводных сооружений и т. п.), а также как декоративное (показ иллюстрации).

Мангры (мангровы), заросли вечнозеленых деревьев и кустарников с надземными дыхательными корнями (пневматофорами). Характерны для приливно-отливной полосы илистых побережий тропиков. Для мангр типичны представители семейства ризофоровых (показ иллюстрации).

А сейчас у вас есть возможность заработать третий восклицательный знак.

Вы все знаете, что отправляясь в лес, мы должны помнить определённые правила поведения в лесу. Чтобы получить заветный восклицательный знак, вы должны вспомнить эти правила.

  • Нельзя в лесу громко кричать.
  • Нельзя ломать деревья.
  • Нельзя разорять птичьи гнёзда.
  • Нельзя разводить в лесу костёр.
  • Нельзя рвать в лесу растения просто так, чтобы потом всё бросить.

Молодцы. Получите третий восклицательный знак.

А впереди у нас пятая большая буква.

Перед вами группы слов. Составьте из них повествовательные предложения.

В, ТИХО, ЛЕСУ, ОСЕННЕМ

ТРЕСК, ТОЛЬКО, СУЧЬЕВ, РАЗДАЁТСЯ

ПРОБИРАЮТСЯ, ЧАЩУ, ЛОСИ, ЭТО, СКВОЗЬ

(Тихо в осеннем лесу. Только раздаётся треск сучьев. Это сквозь чащу пробираются лоси.)

Молодцы. Вы заработали пятую большую букву. Это буква «Е».

Итак. У вас пять букв из восьми. Ж, И, О, Н, Е.

Попробуете сразу составить слово или будете менять восклицательные знаки на спрятанные буквы?

! – Ы ! – Т ! – В

У вас одна минута. Какое слово вы составили? Животные.

Правильно. Молодцы.

ЖИВОТНЫЕ.

Лес – это один большой «дом», где на разных «этажах» - среди ветвей и в траве – живёт множество самых разных животных. По разным оценкам, ныне в природе существует от 1,5 до 2 млн. видов животных (большинство — насекомые). Некоторые животные, ведущие ночной образ жизни, прекрасно видят в темноте, другим помогают ориентироваться особые органы. Летучая мышь, например, испускает ультразвуки, которые отражаются от препятствия или жертвы и эхом возвращаются в уши зверька. Летучие мыши улавливают эхо от объектов, находящихся очень далеко. Все животные очень интересны. Мы не можем без них представить не только лес, но и нашу планету. Я надеюсь, что вы будете внимательны ко всему окружающему нас миру.

Вы все победители игры «Большие буквы».

Но я предлагаю вам найти среди вас лучшего знатока русского языка. Для этого вам надо за три минуты составить как можно больше слов, используя слово «Животные».

(живот, ноты, тон, жетон, нет, вот)

Лучшим знатоком русского языка стал(а)………

Молодцы, вы все сегодня хорошо поработали, и я надеюсь, что каждый из вас приложит больше усилий, чтобы стать лучшим знатоком русского языка.


Предварительный просмотр: