Внеурочная деятельность

Ларионова Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Наш край» составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа «Наш край» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему селу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

Задачи:

  1. Изучение истории родного края.
  2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
  3. Приобретение знаний основ культуры и искусства России и ХМАО-Югры.
  4. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
  5. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  6. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Кружок «Наш край» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В основе методики преподавания курса «Наш край» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в кабинете, но и на улице, музее.

В качестве дидактического материала использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы, ИКТ и ресурсы Интернета.

  1. Содержание курса

«Я – гражданин»

Тема: Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.

Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.

Тема: Родной край – частица России. Символика края.

Символика края. Город Сургут, Ханты-Мансийск. Достопримечательности края. Люди и их занятия.

Цель: вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.

Тема: Мой родной поселок.

Основание Сургутского района и села Угут. Село в наши дни. Символика района, села (флаг, герб). Достопримечательности района. Мемориал Славы. Мы об Угуте стихами говорим.

Цель: познакомить с историей основания родного края, его символикой (флаг, герб), достопримечательностями; познакомить со стихами местных поэтов.

Понятия: односельчанин, достопримечательность.

Тема: Экскурсия «Наша улица».

Знакомство с улицами родного села. История названий улиц. Правила поведения на улице.

Цель: познакомить с историей образования улиц села, развивать логическое мышление.

Понятия: улица, дом.

Тема: Я - ученик.

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Цель: познакомить с традициями школы, её символикой (герб, флаг, гимн), правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.

Понятия: ученик, традиция.

Тема: Родной дом и семья.

Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Цель: формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.

Понятие: семья, родословная, труд, отдых.

Тема: Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.

Цель: познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.

Практическая работа: разучивание народных игр и песен.

Понятия: семейная традиция, праздник.

Живые страницы прошлого

Тема: Как жили наши предки славяне.

Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.

Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.

Понятия: предки, друг, заповедь.

Тема: Богатыри.

Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Цель: познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.

Понятия: былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.

Тема: Русские героические сказки.

Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

Цель: развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.

Понятия: герой, патриот.

Тема: Русский солдат.

Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

Цель: рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.

Понятия: оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли.

Тема: Полководцы земли русской. Дмитрий Донской и Александр Невский.

Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом. История названия села Александровского.

Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом; познакомить с историей названия родного села Александровского.

Понятия: полководец, святой.

Тема: Полководцы земли русской. А.В. Суворов.

Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.

Цель: создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова, познакомить с его ролью в образовании села Александровского; воспитывать потребность в укреплении духовного и физического здоровья.

Понятия: сила духа, здоровье.

Тема: Военные забавы юного Петра.

Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.

Понятия: армия, флот.

Прошлое рядом

Тема: Путешествие по городам – героям. (Севастополь, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).

Город – герой Севастополь. Блокада Ленинграда, Дорога жизни. Сталинградская битва, Дом Павлова. Курская дуга.

Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.

Понятия: город – герой, защитник.

Тема: Район в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в краеведческий музей.

Поселок и район в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои. Посещение краеведческого музея.

Цель: расширить знания учащихся об истории родного села в годы Великой Отечественной войны, земляках - героях.

Понятия: война, подвиг, награда.

Тема: День защитника Отечества.

Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.

Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.

Понятия: военный, Отечество.

Цель: формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.

Тема: Экскурсия в сельскую библиотеку.

Библиотека – хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка книг. Правила поведения в библиотеке.

Цель: знакомство с сельской библиотекой; привитие интереса к познанию окружающего мира через чтение книг.

Понятия: библиотека, выставка, каталог.

Тема: Проект «Военная летопись нашей семьи».

Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.

Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.

Тема: Дети войны.

Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.

Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

Понятие: дети войны.

Тема: День космонавтики.

Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

Цель: дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.

Понятия: космос, космонавт, ученый.

Тема: День Победы.

День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.

Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.

Понятия: ветеран, поклонение.

Тема: Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты -односельчане о войне.

Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов - односельчан; развивать речевые умения.

Тема: Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к Мемориалу славы.

Участники боевых действий. Вечный огонь.

Заключение

Тема: Зарничка.

Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».

Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.

Тема: Конкурс рисунков «Мы за Мир!»

Дети за мир на планете.

Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать свои чувства в рисунке; развитие творческих умений детей и умения работать в группе.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год.

Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.

Цель: подвести итоги работы за весь курс.

  1. Место курса в программе внеурочной деятельности

Программа рассчитана на один год, всего 34 часа, (1 час в неделю, 34 учебные недели).

  1. Тематический план

Название разделов

Всего часов

1

Я – гражданин

9

2

Живые страницы прошлого

11

3

Прошлое рядом

11

4

Заключение

3

Итого

34

  1. Ожидаемые результаты

Воспитательные результаты внеурочной деятельности детей «Наш край» распределяются по трем уровням.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний через изучение ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к прошлому и настоящему своей школы, Родины, к своим родителям, окружающим людям.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки необходимой информации

Изучив курс «Наш край» учащиеся

должны знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного села;
  • символику страны, края, села, школы;
  • государственные праздники;
  • имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

должны уметь:

  • описывать изученные события истории Отечества;
  • оценивать поступки других с позиции добра и зла;
  • уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
  • поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы Личностные универсальные учебные действия, т.е.:

  • Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
  • Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Оценивать правильность выполнения действия;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием литературы, интернет ресурсов;
  • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • Задавать вопросы;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  1. Формы контроля

Формы учета знаний, умений:

- педагогическое наблюдение;

- тестирование;

- тематический опрос;

- рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»);

- методика «Ступеньки», «Волшебный день»;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

- портфолио учащихся

  1. Ресурсное обеспечение реализации Программы

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Д

Технические средства обучения

DVD – проигрыватели.

Д

Компьютер с программным обеспечением.

П

Телевизор.

Д

С диагональю не менее 72 см.

Мультимедийный проектор.

Д

Магнитная доска.

Д

Экспозиционный экран.

Д

Размер не менее 150 с 150 см

Фотокамера цифровая.

Д

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

К

В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами

Стол учительский с тумбой.

Д

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

Интернет - источники:

Перечень наглядных средств обучения:

  1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
  2. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города».
  3. Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации».
  4. Буклет «Региональные символы ХМАО».
  5. Портрет президента РФ.
  6. Географические карты РФ, области, города.
  7. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.
  8. Рекомендуемая литература

Литература для педагога:

1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. – М.: ИПК МО, 1995.

2. Барихновская Е.Г. и др. Система правового образования в школе: Концепция. Учебники. Программы. – С.-П., 1995.

3. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.

5. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года №422.

6. Декларация прав человека.

7. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.

8. Закон «Об образовании».

9. Капустина Н.И., Третьякова П.И., Шамова Т.И. «Определение уровня воспитанности».

10. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

11. О гражданско – правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации от 13 марта 1996 года №391\11. Письмо Министерства образования. «Вестник образования» апрель 1996.

12. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

13. Подборка журналов «Воспитание школьников».

14. Подборка журналов «Начальная школа».

15. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.

16. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.

17. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.

18. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

19. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.

Литература для учащихся:

1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1995.

2. Усачёв А. Приключения маленького человечка. - М.: Самовар, 1994.

3. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995.

4. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. – М.: Вита-Пресс, 1995.

5. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.

6. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

  1. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата по плану

Дата фактич

Примечание

1

Россия – Родина моя.

2

Символы государства – герб и флаг.

3

Гимн России.

4

Родной край – частица России. Символика края.

5

Село моё родное.

6

Экскурсия «Наша улица».

7

Я - ученик.

8

Родной дом и семья.

9

Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

10

Как жили наши предки славяне.

11

Богатыри.

12

Русские героические сказки.

13

Русский солдат.

14

Полководцы земли русской. Дмитрий Донской и Александр Невский.

15

Полководцы земли русской. А.В. Суворов.

16

Военные забавы юного Петра.

17

Севастополь – город-герой.

18

Ленинград – город-герой.

19

Сталинград – город-герой.

20

Курск – город-герой.

21

Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей села Угут.

22

Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей села Угут.

23

День защитника Отечества.

24

История школьного музея. Ученики – герои.

25

Экскурсия в сельскую библиотеку.

26

Проект «Военная летопись нашей семьи».

27

Дети войны.

28

День космонавтики.

29

День Победы.

30

Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

31

Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы.

32

Военно-спортивная игра «Зарничка».

33

Конкурс рисунков «Мы за Мир!»

34

Что мы узнали и чему научились за год.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Угутская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено: Утверждаю:

Руководитель методсовета директор

МБОУ «Угутская СОШ» МБОУ «Угутская СОШ»

_____/М.Г. Алтаева/ _______/Титоренко Е.В./

протокол №31 от приказ № 555 от

«31»августа 2021г. «31»августа 2021г.

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

общекультурное направление

объединение «Волшебная кисточка»

1-4 классы

Составила: Ларионова С.В.

учитель начальных классов,

с.п. Угут

2021 - 2022 учебный год

  1. Пояснительная записка

Программа для младших школьников «Волшебная кисточка» реализует духовно-нравственное (общекультурное) направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Реализация данной программы предусмотрена на основе Примерных программ по изобразительному искусству Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В.С. Кузина и др. «Изобразительное искусство»

Количество часов: 34 часа в год (1 час в неделю).

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана на основе авторской программы В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство. 1-4 класс» (М.: Дрофа 2015) общекультурное направленности рассчитана на 1 год обучения, ориентирована на обучающихся 1–4 классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного #1075;.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).

Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Цель данной программы раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

  1. Общая характеристика учебного курса

Рабочая программа отражает один из видов художественного творчества человека, эстетического осмысления им действительности – изобразительное искусство. Построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода.

Для решения данной проблемы была создана программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. По сути, это программа новой конструкции, в основе которой лежат программы указанных выше авторов, из них взяты части: теория – И.Э.Кубышкиной, практика – В.С Кузина, планируемые результаты, оценка контроля знаний и др. разработаны самостоятельно.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

  1. Место курса в программе внеурочной деятельности

Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение 34 часов ежегодно.

  1. Тематический план

1 класс

п\п

Темы

Всего часов

Раздел 1. Волшебный мир изобразительного искусства (9 ч)

1.

«Знакомство с королевой кисточкой».

Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места.

1

2

«Что могут краски».

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом.

1

3

«Радуга над лужайкой».

Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги.

1

4

«Разноцветные шарики».

Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».

1

5

«Тепло – холодно».

Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.

1

6

«Белое и черное».

Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.

1

7

«Живопись».

Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.

1

8

«Жанры».

Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.

1

9

«Пейзаж».

Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.

1

Наблюдаем и изображаем (7 ч)

10

Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстрированного материала..

Восприятие художественных произведений.

1

11

«Осень. Листопад».

Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком.

1

12

«Грустный дождик».

Образ дождя. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения.

1

113

«Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами.

1

14

«Ёлочка-красавица».

Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала.

1

15

«Портрет Снегурочки».

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой.

1

16

«В гостях у Деда Мороза».

Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.

1

Живопись (10ч)1

17

«Экскурсия в зимний парк».

Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.

1

18

«Зимний лес».

Характер деревьев. Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства гуаши

1

19

«Снежная птица зимы».

Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму цветов. Орнаментальная композиция.

1

20

«Дом снежной птицы».

Творческая работа. Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Ритм геометрических пятен.

1

21

«Натюрморт».

Знакомство с жанром натюрморта.

Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.

1

22

«Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.

1

23

«Портрет». Знакомство с жанром портрета.

Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.

1

24

«Как рисовать портрет». Рисование лица человека.

1

25

«Мамин портрет». Рисование пропорций человеческого лица.

1

26

«Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства.

1

Рисование на темы (7ч)

27

«Рисуем животных». Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных.

1

28

«Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.

Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства.

1

29

«Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.

1

30

Экскурсия в весенний парк».Экскурсия.

Умение видеть прекрасное, любить родную природу.

1

31

«Весенние цветы». Рисование весенних цветов.

1

32

«Весенний пейзаж». Рисование весеннего пейзажа.

1

33

«Экзамен художника Тюбика». Обобщение и систематизация изученного материала.

1

2 класс

п\п

Темы

Всего часов

Волшебный мир изобразительного искусства (9 ч)

1.

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».

1

2

Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры. Красота осенних листьев.

1

3

Приёмы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы.

1

4

Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша).

1

5

Тёплые и холодные цвета спектра. В сентябре у рябины именины.

1

6

Народно – прикладное искусство: городецкая роспись. Узор в круге из растительных форм

1

7

Композиция в изобразительном искусстве. Сюжеты «Осень в городе», «Осень в деревне».

1

8

Контрастные цвета. Узор в круге, полосе «Цветы и ягоды»

1

9

История создания русской матрёшки. Наряд русской красавицы

1

Наблюдаем и изображаем (7 ч)

10

«Художники -анималисты».

1

11

Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная птица или сказочная рыбка.

1

12

Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди»

1

13

Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов хохломской азбуки

1

14

Понятие о графике. Сказка в лесу.

1

15

Русское народное творчество. Городецкая роспись.

1

16

Композиция из простых геометрических форм разных материалов. Поздравительная открытка.

1

Живопись (10ч)

17

Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники -портретисты: И.Репин, В.Серов.

1

18

Зимние забавы.

1

19

Лепка животных. Друг детства.

1

20

Создание образа природы: небо с облаками, снегопада.

1

21

Рисование лица человека. Изображение женского сказочного образа.

1

22

Лепка фигуры человека в движении.

1

23

Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей, их щитов.

1

24

Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели.

1

25

Открытка к празднику.

1

26

Тематическая композиция. Весна наступает.

1

Рисование на темы (8ч)

27

Беседа «Выдающиеся русские художники второй половины XIX в.

1

28

Изображение природы в различных состояниях.

1

29

Полёт на другую планету.

1

30

Иллюстрирование произведения С.Есенина «Берёза».

1

31

Цветы нашей Родины.

1

32

Мы рисуем праздник. Праздничный салют.

1

33

Изображение цветов, птиц для украшения

1

34

Здравствуй лето. Подведение итогов, выставка работ. Обобщение и систематизация изученного материала.

1

3 класс

п\п

Темы

Всего часов

Волшебный мир изобразительного искусства (9 ч)

1.

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Рисование на тему: «Прощаемся с теплым летом.

1

2

Беседа «Виды изобразительного искусства. Графика» Изображение геометрических тел.

1

3

Объем предметов. Рисование с натуры яблок

1

4

Композиция. Натюрморт «Дары осени»

1

5

«Улицы любимого города». Беседа «Архитектура»

1

6

«Осенняя веточка клена». Беседа «Родная природа.»

1

7

Рисование веточки комнатного растения. Беседа «Родная природа в живописи»

1

8

Аппликация. Мозаичное панно «Осеннее кружево листьев»

1

9

Рисование с натуры и рисование по памяти. Рисование насекомых

1

Наблюдаем и изображаем (7 ч)

10

Беседа «Сказка в произведениях русских художников».

1

11

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

1

12

Иллюстрирование сказки «Снегурочка».

1

13

Иллюстрирование сказки по выбору учащихся.

1

14

Рисование с натуры игрушки (сказочного персонажа).

1

15

Рисование на тему: «В сказочном подводном царстве».

1

16

Декоративная работа: «Готовим наряд для сказочной елки».

1

Живопись (10ч)

17

Рисование на тему

«Труд людей зимой и весной» (карандаш, акварель).

1

18

Рисование по памяти и представлению зимующих птиц (снегирь, воробей, синица, голубь).

1

19

Лепка с натуры домашних и диких животных (заяц, собака).

1

20

Рисование с натуры орудий труда человека. Метод сравнения пропорций. Автомобиль.

1

21

Аппликация из цветной бумаги на сюжет басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

1

22

Лепка филимоновской игрушки. Беседа «Декоративно-прикладное искусство»

1

23

Оформление декоративной тарелки с узором из ягод в круге на тему «Дивный сад после дождя»

1

24

Оформление декоративной тарелки с узором из ягод в круге на тему «Лесная сказка»

1

25

Декоративное рисование «Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке.

1

26

Декоративная работа. Роспись разделочной доски

1

Рисование на темы (8ч)

27

Рисование весенней веточки березы. Беседа «Весна в творчестве художников»

1

28

Декоративная работа. Узоры Полхово-Майдана.

1

29

Рисование с натуры «Ветка вербы».

1

30

Рисование с натуры распускающейся ветки.

1

31

Рисование весеннего цветка мать-и-мачехи. Беседа «Весенние цветы глазами художников»

1

32

Декоративная работа. Орнамент в круге.

1

33

Декоративная работа. Узор из яблок, веток, листьев в квадрате.

1

34

Путешествие в страну «Волшебный мир красок»Обобщение и систематизация изученного материала

1

4 класс

п\п

Темы

Всего часов

Волшебный мир изобразительного искусства (9 ч)

1.

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Рисование на тему: Летний день

1

2

Беседа «Виды изобразительного искусства. Скульптура.» Лепка по памяти, с образцов.

1

3

Объем предметов. Рисование с натуры натюрморта

1

4

Композиция. Натюрморт «Дары осени»

1

5

Беседа «Архитектура». «Улицы любимого села».

1

6

Беседа «Родная природа.»Рисование по образцу «Осенняя веточка рябины».

1

7

Рисование веточки кедра. Беседа «Родная природа в живописи»

1

8

Аппликация. Мозаичное панно «Осеннее дерево»

1

9

Рисование с натуры и рисование по памяти. Рисование животных

1

Наблюдаем и изображаем (7 ч)

10

Рисование с натуры фигуры человека.

1

11

Люди в изобразительном искусстве «Все работы хороши – вбирай на вкус»

1

12

Профессия человека. Лепка фигуры человека в движении. Лепка по памяти и с натуры.

1

13

Иллюстрация к сказке с фигурой человека.

1

14

Декоративная роспись. Лепка. Лепка фигурок по мотивам народных игрушек (дымковских).

1

15

Традиционный русский фигурный пряник.

1

16

Декоративное рисование. Роспись «Гжель»

1

Живопись (10ч)

17

Сказка «По щучьему велению»

1

18

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1

19

Рисование с натуры и по памяти. Современные машины в изобразительном искусстве.

1

20

Рисование с натуры и по памяти. Рисунок птицы.

1

21

Рисование с натуры и по памяти. Рисунок животного

1

22

Твоя мастерская игрушки

1

23

Рисование с натуры и по памяти. Натюрморт из атрибутов, предметов армии.

1

24

Орнамент городецкой росписи

1

25

Декоративное конструирование. Эскиз открытки к 8 Марта.

1

26

Орнамент городецкой росписи

1

Рисование на темы (8ч)

27

Тематическое рисование. Иллюстрирование басен И. А. Крылова.

1

28

Декоративное рисование. Эскиз росписи шкатулки.

1

29

Тематическое рисование «Закат солнца» (карандаш)

1

30

Аппликация «Орнаменты народов мира».

1

31

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде».

1

32

Весна красна цветами

1

33

Весна красна цветами

1

34

Рисование на свободную тему «Краски лета» Подведение итогов, выставка работ.

1

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно – методическая литература.

  1. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 -4 класс: учебники– М.: Дрофа, 2010;
  2. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1-4 класс: рабочие тетради – М.: Дрофа, 2011;
  3. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 -4 класс: книга для учителя – М.: Дрофа, 2010
  4. Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. Изобразительное искусство. 1 -4класс. Поурочные планы по учебнику Е.А.Коростина «Изобразительное искусство в начальной школе» Волгоград:Учитель – АСТ, 2006
  5. Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 2007.
  6. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 -4 кл. – 2-е изд. – М., 2009.

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Технические средства обучения

DVD – проигрыватели.

Д

Компьютер с программным обеспечением.

П

Телевизор.

Д

С диагональю не менее 72 см.

Мультимедийный проектор.

Д

Магнитная доска.

Д

Экспозиционный экран.

Д

Размер не менее 150 с 150 см

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

К

В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами

Стол учительский с тумбой.

Д

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

  1. Планируемые результаты изучения учебного курса

1 класс

  1. Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).
  2. Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).
  3. Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться примом загораживания.
  4. Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
  5. Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.
  6. Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
  7. Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.
  8. Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.
  9. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).
  10. Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).
  11. Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).
  12. Пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина).
  13. Выполнять простые по композиции аппликации.

Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство во 2 классе.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

  1. Называть основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;
  2. Называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России;
  3. Называть ведущие художественные музеи России;
  4. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  5. Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов;
  6. Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
  7. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  8. Применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  9. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Виды учебной деятельности учащихся

  1. Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);
  2. Осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;
  3. Решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
  4. Простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта;

Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство в 3 классе.

Предметные результаты

  1. получат простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира ;

Учащиеся научатся

  1. Различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
  2. Применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
  3. Добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
  4. Добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
  5. Различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  6. Узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
  7. Узнавать ведущие художественные музеи России.

Учащиеся получат возможность научится:

  1. Выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
  2. Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
  3. Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
  4. Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
  5. Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
  6. Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  7. Чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
  8. Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
  9. Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
  10. Творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
  11. Использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
  12. Расписывать готовые изделия согласно эскизу;
  13. Применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
  14. Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  15. Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);

Планируемые результаты по предмету изобразительное искусство в 4 классе.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  1. Получат знания узнают о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения в рисунке , живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
  1. Получат знания о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова;
  2. Об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя);
  3. Научатся работать акварельными и гуашевыми красками;
  4. Научатся применять правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. Д.)

Обучающиеся получат возможность научится:

  1. Выражать отношение к произведению;
  2. Чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм;
  3. Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
  4. Изображать форму, строение, цвет предметов;
  5. Соблюдать последовательное выполнение рисунка;
  6. Определять холодные и тёплые цвета;
  7. Выполнять эскизы декоративных узоров;
  8. Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
  9. Применять приёмы народной росписи;
  10. Расписывать готовые изделия по эскизу;
  11. Применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек.
  1. Рекомендуемая литература

Для учителя:

1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству / Творческий центр Сфера, Москва, #1089;.

#1040;ранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического – СПб.: КАРО, 2004. – 176с.: ил.

3. Ельченко Н.Ю., Бобкова Л.Г. разработка рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» методические рекомендации для учителей изобразительного искусства 4. Ельченко Н.Ю. Оценочная деятельность на уроках изобразительного искусства / 5. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство «Ты и искусство» учебник для второго класса (2010 год).

6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / Москва , «Просвещение», #1089;.

7. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2010г.

8 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусства и методика его преподавания в начальной школе. /Москва, Издательский центр «Академия», #1089;.

Для обучающихся:

1. Конышев Н.М. Искусство Энциклопедия. Москва «РОМСЕН» 2011.

2. Платонова Н. Искусство энциклопедия:. Москва «Ромсэн» 2012.

- видеоуроки

;page=30репродукции

видео по изо

по ИЗО – репродукции.

- школьникам о живописи

  1. Календарно - тематическое планирование 2 класс

№ занятия

Наименование темы

Содержание деятельности

Дата занятия

Теоретическая часть, форма

Практическая часть, форма

Прог-рамма

Факти-чески

Волшебный мир изобразительного искусства (9 ч)

1

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».

2

Красота осенних листьев.

3

Осенние подарки природы.

4

Рисование с натуры овощей и фруктов (морковь, огурец, яблоко, груша).

5

В сентябре у рябины именины.

6

Народно – прикладное искусство: городецкая роспись.

7

Композиция в изобразительном искусстве.

8

Контрастные цвета.

9

История создания русской матрёшки.

Наблюдаем и изображаем (7 ч)

10

Беседа. «Художники -анималисты».

11

Силуэт в изобразительном искусстве.

12

Иллюстрации к русским народным сказкам.

13

Орнаментальная полоса.

14

Понятие о графике.

15

Русское народное творчество.

16

Композиция из простых геометрических форм разных материалов.

Живопись (10ч)

17

Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Художники -портретисты: И.Репин, В.Серов.

18

Зимние забавы.

19

Лепка животных. Друг детства.

20

Создание образа природы: небо с облаками, снегопада.

21

Рисование лица человека. Изображение женского сказочного образа.

22

Лепка фигуры человека в движении.

23

Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей, их щитов.

24

Художественная роспись.

25

Открытка к празднику.

26

Тематическая композиция. Весна наступает.

Рисование на темы (8ч)

27

Беседа «Выдающиеся русские художники второй половины XIX в.

28

Изображение природы в различных состояниях.

29

Полёт на другую планету.

30

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».

31

Цветы нашей Родины.

32

Мы рисуем праздник. Праздничный салют.

33

Изображение цветов, птиц.

34

Здравствуй лето. Подведение итогов, выставка работ. Обобщение и систематизация изученного материала.