Старобуянская республика

Школьный историко-краеведческий музей Лента времени

Старобуянская республика

Основным экспонатом данной экспозиции является стенд, на котором размещена информация, отражающая события 1905 года.

Брыков Ю.В., Максимова М.А., в книге «Муниципальный район Красноярский», 2008 года выпуска, изданной в год 80-летия района писали: «Старый Буян – не только красивое село, но и легендарное. На всю губернию прогремела Старобуянская волость, куда входили: Старый Буян, Кобельма, Заглядовка, Екатериновка, Камышенка, Колодинка, Большая Царевщина, Малая Царевщина. Волна революции 1905 года докатилась до Старобуянской волости.

13 ноября 1905 года в селе Старый Буян было организовано самоуправление, которое впоследствии стало называться «Староуянской республикой». Председателем волостного самоуправления стал Антип Князев, в числе организаторов были его товарищи: Щибраев Л., Казанский Ф., Милохов Т., и другие.

Прошло 12 дней самоуправления, и вечером 25 ноября1905 года в село Старый Буян прибыл вице-губернатор с сотней казаков. Восстание старобуянцев было жестоко подавлено, активисты были сосланы на каторгу. На главной площади села теперь находится памятник, воздвигнутый в честь событий 1905 года».

Также здесь представлены ученические поисковые и исследовательские  работы, альбомы, книжная экспозиция, фотографии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ ООШ с. Старый Буян муниципального района Красноярский Самарской области Памятник крестьянам-революционерам Руководитель музея: Горина Наталья Константиновна

Слайд 2

Село Старый Буян

Слайд 3

Памятник крестьянам-революционерам

Слайд 4

Начало революционных событий в губернии Расстрел мирной манифестации рабочих в Петербурге

Слайд 5

Начало революционных событий в губернии

Слайд 6

Начало революционных событий в губернии Разгон рабочей демонстрации в Самаре на углу улиц Панской и Дворянской

Слайд 7

Старо-Буянская республика 12 ноября 1905 год

Слайд 8

Старо-Буянская республика Лаврентий Щибраев 12 ноября 1905 год Порфирий Солдатов

Слайд 9

Старо-Буянская республика 13 ноября 1905 год

Слайд 10

Старо-Буянская республика Земля и власть переходит в руки народа Все должности - выборные Запрещена самовольная вырубка леса Образование объявляется светским и бесплатным В волости объявляется «сухой закон» Основные выдержки из закона Создаётся милиция и народная дружина Имения помещиков жечь запрещалось

Слайд 11

Старо-Буянская республика Лидеры народного самоуправления Князев Антип Тимофеевич, председатель самоуправления Гавриил Михайлович Милохов, секретарь самоуправления

Слайд 12

Старо-Буянская республика 14 ноября 1905 год Народному самоуправлению были переданы печать, волостная касса, все бумаги и ключи

Слайд 13

Старо-Буянская республика 16-17 ноября 1905 год БИТЕПАЖ Г.Г.(? - ?). Сотрудник правоохранительных органов, подполковник Отдельного Корпуса Жандармов (ОКЖ), помощник начальника Самарского губернского жандармского управления (СГЖУ) (сентябрь 1903 года), член Самарского военно-полевого суда (1906 год), начальник Вятского губернского жандармского управления (ВГЖУ) (1913 год – 1915 год), Астраханского ГЖУ (на 1.07.1915 года). Семейство БИТЕПАЖ — потомственные почетные граждане России. Эта купеческая семья приехала в Россию из Брауншвейга (Германия) в конце XVIII века. Первым известным представителем рода стал Фридрих фон БИТЕПАЖ — мануфактур-советник и кавалер. В отличие от своих предков, Г.Г.БИТЕПАЖ выбрал другую стезю стал служить в охранном ведомстве. Осенью 1905 года он участвовал в усмирении крестьянских волнений в Бузулукском уезде (с. Старый Буян) Самарской губернии.

Слайд 14

Старо-Буянская республика 16-17 ноября 1905 год

Слайд 15

Старо-Буянская республика 26 ноября 1905 год

Слайд 16

Старо-Буянская республика Участники Старо-Буянской республики

Слайд 17

Старо-Буянская республика Участники Старо-Буянской республики

Слайд 18

Памяти сельских коммунаров

Слайд 19

Памяти сельских коммунаров


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лидеры и участники Старо-Буянской республики

Слайд 2

Старо-Буянская республика Участники народного самоуправления

Слайд 3

Старо-Буянская республика Участники народного самоуправления

Слайд 4

Старо-Буянская республика Участники народного самоуправления

Слайд 5

Старо-Буянская республика Лаврентий Щибраев Порфирий Солдатов Лидеры народного самоуправления

Слайд 6

Старо-Буянская республика Лидеры народного самоуправления Ахматов Даниил Семёнович, в ссылке Казанский Фёдор Фёдорович, староста с. Старый Буян

Слайд 7

Старо-Буянская республика Лидеры народного самоуправления Князев Антип Тимофеевич, председатель самоуправления Гавриил Михайлович Милохов, секретарь самоуправления

Слайд 8

Старо-Буянская республика Лидеры народного самоуправления Писчиков Пётр Карпович, сельский учитель Андреев Леонтий Ефимович, участник самоуправления

Слайд 9

Старо-Буянская республика Лидеры народного самоуправления Жидяев Степан Иванович, участник самоуправления



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старый Буян

муниципального района Красноярский Самарской области

Тема: Наш край в период революции 1905 – 1907гг:

Старо-Буянская республика.

Аннотация

Данный проект представляет собой исследовательскую работу по краеведению. Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к истории родного села, что способствует обогащению и систематизации знаний детей об истории родного края.

Работа включает в себя информацию о Старо-Буянской республике, созданной крестьянами села в 1905 году.

Основным методом работы над проектом являлась работа с архивными данными и изучение художественной, энциклопедической литературы и материалов интернет-сайтов.

В процессе работы была изучена хронологическая последовательность событий создания, существования и подавления  Старо-Буянской республики.

Собранный материал может быть использован учениками в целях ознакомления,  учителями в целях использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

Список ключевых слов

Революция, губерния, Старо-Буянская республика, крестьянское самоуправление, сельские коммунары, политическое сознание рабочих и крестьян.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….

4 стр.

Глава 1. Забытая революция……………………………………………………

6 стр.

1.1. Исторические события Самарской губернии в период революции  

       1905-1907гг. …………………………………………………………………

6 стр.

1.2. Начало революционных событий в губернии ……………………………

7 стр.

Глава 2. Старо-Буянская республика…………………………………………..

8 стр.

2.1. Создание  Старо-Буянской республики …………………………………..

2.2. Существование  Старо-Буянской республики ……………………………

2.3. Подавление  Старо-Буянской республики ………………………………..

8 стр.

8 стр.

9 стр.

Глава 3. Памяти сельских коммунаров ……………………………... ………..

11 стр.

Глава 4. Недолгое государство …………………………………………………

13 стр.

Заключение……………………………………………………………………….

15 стр.

Библиографический список ………..……………………………………………

16 стр.

Приложения………………………………………………………………………

17 стр.

Введение

Меня всегда тревожит

Моя родная сторона,

Которой нет дороже.

Пусть над землёю новый век.

Да будет он без крови!

Влюблённый в землю человек

Достоин быть героем [3].

Я родилась и живу в селе Старый Буян муниципального района Красноярский Самарской области. В нашем селе есть памятник. Каждый год в День Победы около него проводится митинг. Меня всегда немного удивлял тот факт, что односельчане возлагают цветы не к самому памятнику, а к мемориальной стене. На занятиях  внеурочной деятельности «Моя малая Родина» я узнала о том, что скульптурная композиция установлена в память о событиях, произошедших в 1905 году в селе Старый Буян. И она  получила название «Памятник крестьянам-революционерам», которые учредили Старо-Буянскую республику.  Думаю, что история этих событий известна немногим. Поэтому, мне захотелось узнать более подробно о том, что происходило в тот период времени в моём родном селе. Так началась моя работа.

Актуальность:   людей, заинтересованных в сохранении и передаче этой ценной информации в селе становится все меньше, поэтому собрать и записать ее является актуальным.

Цель: изучить хронологическую последовательность событий создания, существования и подавления  Старо-Буянской республики.

Объект исследования: Старо-Буянская республика.

Предмет исследования: особенности крестьянского движения в Старо-Буянской волости.

Гипотеза: я предполагаю, что Старо-Буянская республика  была создана как следствие политических событий в Самарском крае  в начале XX века.

Задачи исследования:

  • проанализировать литературу по теме исследования;
  • изучить исторические события Самарской губернии в период революции 1905-1907гг.;
  • воспроизвести хронологическую последовательность событий возникновения, существования и подавления  Старо-Буянской республики;
  • расширить знания о лидерах народного самоуправления;
  • оформить  стендовую презентацию;
  • провести внеклассное мероприятие для распространения полученных сведений среди учащихся школы.

Методы исследования:

  • изучение художественной, энциклопедической литературы и материалов интернет-сайтов;
  • сбор информации;
  • анкетирование учащихся школы;
  • работа с архивными материалами;
  • анализ полученной информации.

Теоретическая значимость исследования: наше село имеет богатейшую историю, поэтому ее изучение является очень ценным и познавательным.

Практическая значимость исследования: собранный нами материал может быть использован учениками в целях ознакомления,  учителями в целях использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

Глава 1. Забытая революция

  1. Исторические события Самарской губернии в период революции 1905-1907гг.

В начале XX века жизнь рабочих была тяжёлой. Рабочий день длился 10-12 часов. Работать приходилось в тесноте и грязи. Не соблюдались требования охраны труда и техники безопасности. Заводчики издевались над рабочими, нередкими случаями были случаи рукоприкладства. В большом толковом словаре русского языка я узнала, что заводчик – это хозяин, владелец завода [2].

Рабочих, которые не выдерживали нечеловеческих физических нагрузок, хозяева штрафовали и увольняли с заводов. Заработная плата была низкой – 9-13 рублей. Женщины за эту же работу получали меньше, чем мужчины. Но даже низкая заработная плата полностью не выдавалась. Из неё удерживали многочисленные штрафы, которым подвергались рабочие за малейшие нарушения установленного капиталистами порядка.

В большом толковом словаре русского языка я узнала, что капиталист – владелец крупного капитала, собственник средств производства, пользующийся трудом наёмных работников [2].

Рабочие жили в тесных, сырых, тёмных и грязных помещениях, в бараках, сырых землянках.

Тяжело жилось и крестьянам. В начале XX века размеры крестьянских земельных наделов в губернии уменьшились в связи с естественным приростом населения. Очень малые наделы земли имели крестьяне Бузулукского, Бугульминского, Бугурусланского уездов. Здесь было много помещиков, «освободивших» крепостных без земли. Крестьяне были вынуждены брать землю в аренду у помещиков за очень большие деньги.

Многие крестьяне работали на полях помещиков и кулаков за хлеб, взятый в займы в весеннее время.

Население края было отсталым в культурном отношении. Свыше 70% жителей не знали грамоты. Среди женщин только 12 из 100 умели читать и писать.

Капиталистический и помещичий гнёт с произволом царских властей, политическим бесправием рабочих и крестьян.

Начавшаяся в 1904 году война с Японией принесла новые бедствия трудящихся. Капиталисты удлинили рабочий день для выполнения срочных военных заказов. Возросли штрафы. Поднялись цены на товары первой необходимости. Росли налоги. Семьи призванных в армию трудящихся попадали ещё в большую зависимость к капиталистам, помещикам и кулакам. Обострились классовые противоречия. Крестьяне вместе с рабочими поднимались на борьбу с царским самодержавием [7].

Зимой и весной 1905 г. многочисленные стачки стали обыденным явлением жизни губернского города. Их объявляли рабочие мелких предприятий и  мастерских, грузчики, модистки, официанты, служащие, учащиеся. Каких-либо крупных выступлений в губернии до 1905 г. не было [9].

В большом толковом словаре русского языка я узнала, что стачка – это организованное массовое прекращение работы; забастовка [2].

1.2.        Начало революционных событий в губернии

9 января 1905 г. в Петербурге, столице Российской империи, была расстреляна мирная манифестация рабочих, пытавшихся подать петицию царю: «Взгляни без гнева... на наши просьбы, они направлены не ко злу, к добру, как для нас, так и для тебя, государь!» «Кровавое воскресенье» потрясло общество. Оно стало началом революции 1905 – 1907 гг. [10].

В большом толковом словаре русского языка я узнала, что революция – это коренной переворот во всей социально-экономической структуре общества, приводящий к смене общественного строя [2].

Известие  о петербургской трагедии 9 января 1905 г. в Самару пришло на следующий день. Поскольку газетные сообщения были предельно скупыми, по городу ходили самые невероятные слухи. Революционеры в многочисленных листках призывали граждан Самары к стачке протеста [9].

На революционную борьбу вслед за рабочими поднималось крестьянство. Наивысшего подъёма в губернии крестьянское движение достигло осенью 1905 года.

Выводы по главе: исторические события Самарской губернии в начале XX века способствовали  росту политического сознания рабочих и крестьян, поднимало их на борьбу за землю, за политические свободы.

Глава 2. Старо-Буянская республика

2.1. Создание Старо-Буянской республики

Наиболее организованный  характер крестьянское движение приняло в Старобуянской волости Самарского уезда в сёлах Большая Царевщина (ныне п. Волжский) и Старый Буян [7].

Революционная пропаганда в этих сёлах имела давнюю традицию. Она началась задолго до революции. Зимой 1905 года в сёла часто приезжали представители революционных партий, регулярно распространялась революционная литература. С весны 1905 года начались регулярные собрания, на которые приходили крестьяне окрестных сёл. С лета 1905 года крестьяне по примеру рабочих стали организовывать демонстрации, которые были особенно частыми и многолюдными в октябре [2].

К вечеру 12 ноября 1905 года в село Старый Буян явилось около 200 крестьян села Царевщины. Они шли с красными флагами, пели революционные песни. Часть из них была вооружена. В Старом Буяне эта процессия была встречена колокольным перезвоном. Организаторами царевщинских крестьян были деятели местного революционного кружка Порфирий Солдатов и Лаврентий Щибраев. Пришедшие направились к помещению земского училища и открыли там собрание, на которое пришла часть старобуянских крестьян. На этом собрании решено было на следующий день устранить представителей царской власти и создать в волости народное самоуправление [6].

2.2. Существование Старо-Буянской республики

Утром 13 ноября 1905 года в село Старый Буян снова пришли царевщинские крестьяне (около 300 человек), а также крестьяне из села Кобельма (ныне с. Калиновка) и группы из других сёл и деревень.  Все направились к земскому училищу, где прошло собрание. Впоследствии полицейский пристав перечислил в своём донесении «руководителей и ораторов», выступавших с речами. Это были старобуянский фельдшер Владимир Мошков, сельский староста Фёдор Казанский, учителя двухклассного земского училища Лидия Паули, Нина Алексеева, Дмитрий Кочанов, телефонистка Елизавета Иванова и поселянин Евгений Пеннер.

Собранием утверждён «Временный закон по Старо-Буянскому народному самоуправлению».

Вся земля в волости, согласно этому закону, переходила в руки народа, в селах вводилось обязательное бесплатное начальное образование («чтобы потом дети не жаловались, что родители их не учили»), создавалась народная милиция. Так народ создавал новый, революционный закон, который должен был охранять права трудящихся [11].

Республиканцы решили: все должности сделать выборными, землю передать в управление народу, распоряжения царских чиновников не исполнять. Важны делом сами республиканцы считали запрет на самовольную вырубку леса. Они настаивали на том, что лес – достояние народное, и его «хищническое» уничтожение вредит самому народу. 

Образование в Старо-Буянской республике было объявлено светским и бесплатным во всех школах, как в низших, так и в высших.

Кроме того, в волости был объявлен «сухой закон», который поддержали все жители новой республики.

Для защиты республика имела боевую дружину в сто человек.

Председателем народного самоуправления был избран крестьянин села Царевщины Антип Тимофеевич Князев, его помощником – Евгений Давыдович  Пеннер, секретарём – крестьянин Старого Буяна  Гавриил Михайлович Милохов [6].

На следующий день, 14 ноября 1905 года, создание народного самоуправления было завершено. Около волостного правления состоялся краткий митинг. Выступали Мошков и Писчиков. Вновь избранные Князев и Пеннер в сопровождении 10 крестьян вошли в волостное правление, где прежний старшина передал им печать, волостную кассу, все бумаги и ключи.

16 ноября 1905 года в село прибыл жандармский подполковник Битепаж с приставом Студенским для производства дознания о революционных событиях на территории. Попытка вызвать отдельных лиц для допроса кончились неудачей.

На другой день, 17 ноября 1905 года, к подполковнику Битепажу явилась вместе со старостой Ф.Ф. Казанским большая группа крестьян и заявили ему, что переговоры могут проходить только на общем собрании. Не добившись своих требований, подполковник вынужден был уехать из Старого Буяна.

2.3. Подавление Старо-Буянской республики

Естественно, долго так продолжаться не могло. Новость об удачном восстании под Самарой воодушевляла революционеров по всей стране. Ликвидация очага вольнодумства в Старом Буяне стала буквально делом государственной важности.

Старобуянская республика прекратила своё существование 26 ноября 1905 года, когда в село, вошел карательный отряд казаков во главе с вице-губернатором Владимиром Григорьевичем Кондоиди. Накануне в село с большими предосторожностями, с предварительной разведкой уже прибыла сотня казаков.

Вице-губернатор приказал избранному народом председателю волостного народного самоуправления Князеву А.Т. вернуть дела волостного правления и деньги прежнему старшине, что и было выполнено. С этого дня Старо-Буянское самоуправление перестало существовать. Дружина из-за малочисленности в открытый бой вступить не решилась [6].

Окончательно  восстание  было подавлено в середине декабря, но самарский губернатор до конца года так и не решился схватить его организаторов.

Сначала арестовали Солдатова и Колпакова 14 января 1906 года, позднее под стражу был заключен Князев. Один из арестованных активистов, Лаврентий Щибраев, в марте 1906 года написал прощальное письмо, в котором изложил смысл изменений, произошедших с установлением республики.

Суд над руководителями республики состоялся в 1909 году в Самаре [12].

Примечателен тот факт, что в городе Самара один из переулков назван в честь Старо-Буянской республики: Старобуянский переулок.

Выводы по главе: крестьянское движение было стихийным, неорганизованным, распыленным. И в этом была одна из причин поражения революции. Вместе с тем события 1905 – 1907 гг. убедительно показали, какие огромные революционные возможности таили в себе крестьянские массы, выступавшие союзником пролетариата в революции [11].

Глава 3. Памяти сельских коммунаров

Целый век отделяет нас от этих событий. Старо-Буянская республика занимает видное место среди других крестьянских республик. Пусть существовала она изолированно и продержалась неполные две недели, её история сохранилась не только в редких документах и воспоминаниях участников, но и в художественной литературе описываются события того времени.

Роман Арсентьева И.А. «Буян» посвящён революционным событиям 1905-1907гг. в Самаре и Самарской губернии. В центре повествования – история создания «крестьянской республики», один из первых примеров народовластия в период революции 1905 года [1].

Мирновский поэт Елисеев В.Е. написал поэму «Старобуянцы», носящую подзаголовок «Повесть об участниках Старо-Буянской республики 1905 года». Поэма посвящена деду автора Акиму Петровичу Мусатову, свидетелю событий, и основателю школьного музея Сергею Степановичу Алкарёву [2].

Чекин Сергей Николаевич, внук участника событий и полный его тёзка перепечатал воспоминания деда для семейного чтения. Но оказалось, значение сведений намного шире. Таким образом, появилось художественное произведение «Старый Буян, Самара, Печорлаг. Повествование врача Трудникова».

Работая с архивными материалами, я наткнулась на записи дочери члена крестьянской республики, Павлова Фёдора Фёдоровича (Кукая). Мне удалось найти  альбом, в котором записаны  воспоминания Ахматова Даниила Семёновича, сына участника революционных событий 1905 года в селе Старый Буян Ахматова Семёна Васильевича; воспоминания Поляковой Ирины Фёдоровны, дочери участника революционных событий 1905 года в селе Старый Буян Казанского Фёдора Фёдоровича; воспоминания Писчиковой Марии Петровны, жены частника революционных событий 1905 года в селе Старый Буян Писчикова Петра Карповича; воспоминания Жидяевой Агрофены Степановны, дочери участника революционных событий 1905 года в селе Старый Буян Жидяева Степана Ивановича (Приложение 1).

В целях увековечения памяти Старо-Буянской республики в год её 80-летия 7 декабря 1985 года в селе был открыт памятник. На митинге, посвящённом этому событию, выступили Первый секретарь Красноярского РККПСС Шевяков В.С., директор совхоза Клыгин Ю.И., ветеран войны Железняк П.И. и другие. В СДК был дан большой концерт силами студентов самарского института культуры и учащихся местной школы.

На митинге была зачитана телефонограмма от Милоховой Н.П., Иванова М.С., Милохова И.П. (Приложение 2).

Среди участников торжества можно было увидеть потомков вожаков Крестьянской республики: внучку Ахматова С.В. – Ахматову М.И., внучку Казанского Ф.Ф. – Бурмистрову Ю.Е.

Вывод: Старо-Буянская республика уходит в легенду. Но республика жива  в памяти народа. Она была частью «генеральной репетицией» Великого Октября.

Глава 4. Недолгое государство

Когда я искала информацию о Старо-Буянской республике, я решила опросить учеников нашей школы, жителей села, что они знают о событиях 1905 года. (Приложение 3).

В опросе принимало участие 105 человек, в возрасте 11-65 лет. При обработке ответов я узнала:

  1. Являетесь ли Вы коренным жителем  своего села (3 и более поколений Вашей семьи проживали в этом селе)?

а) да:  54 человека (51%)

б) нет: 31 человек (30%)

в) затрудняюсь ответить: 20 человек (19%)

  1. Знаете ли Вы, какое событие произошло в 1905-1907 гг. в России?

а) да:  67 человек (64%)

б) нет: 19 человек (18%)

в) затрудняюсь ответить: 19 человек (18%)

  1. Знаете ли Вы, что в 1905 году в селе Старый Буян была создана Старо-Буянская республика?

а) да:  65 человек (62%)

б) нет: 12 человек (11%)

в) никогда не слышал (а): 28 человек (27%)

  1. Знаете ли Вы, кто был организатором создания республики?

а) да:  32 человека (31%)

б) нет: 39 человек (37%)

в) затрудняюсь ответить: 34 человека (32%)

  1. Знаете ли Вы, какие цели преследовали члены Старо-Буянской республики?

а) да: 32 человека (31%)

б) нет: 39 человек (37%)

в) затрудняюсь ответить: 34 человека (32%)

  1. Знаете ли Вы, произведения художественной, публицистической, исторической литературы, в которых рассказывается о событиях 1905 года в селе Старый Буян?

а) да:  29 человек (28%)

б) нет: 48 человек (45%)

в) затрудняюсь ответить: 28 человек (27%)

По результатам анкетирования было принято решение подготовить и провести классный час по теме исследования, а также подготовить стендовую презентацию.

Вывод: результаты анкетирования показали, что знания учащихся школы и жителей села о Старо-Буянской республике ограничены.

Материал классного часа расширили знания ребят об исторических событиях Самарской губернии в период революции 1905-1907гг.;

Заключение

В результате проделанной работы, я узнала об исторических событиях Самарской губернии в период революции 1905-1907гг., воспроизвела хронологическую последовательность событий возникновения, существования и подавления  Старо-Буянской республики; расширила знания о лидерах народного самоуправления.

Выдвинутая мной гипотеза подтвердилась: Старо-Буянская республика  была создана как следствие политических событий в Самарском крае  в начале XX века.

Задачи, поставленные в исследовании, решены.

В ходе проведения внеклассного мероприятия ребята расширили свои знания об истории своего родного села.

В ходе работы я научилась планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, создавать «конечный продукт».

С художественными произведениями, описывающими события 1905-1907гг. в Самаре и Самарской губернии, я познакомилась поверхностно. Поэтому моей целью является более подробное прочтение и ознакомление данных произведений.

Библиографический список

Книги

  1. Арсентьев И.А. Буян. – Куйбышевское книжное издательство, 1985.
  2. Большой толковый словарь русского языка: Рос. акад. наук, гл. ред. С. А. Кузнецов,  2004.
  3. Елисеев В.Е. Бунтари. К 100-летию Старобуянской республики 1905-2005. –  Красный Яр, 2005.
  4. Кузьмина Л.А., Храмков Л.В. Куйбышевская область. – Куйбышевское книжное издательство, 1975.
  5. Наякшин К.Я., Храмков Л.В. Памятники истории и культуры Куйбышевской области. – Куйбышевское книжное издательство, 1979.
  6. Попов Ф.Г. Летопись революционных событий в Самарской губернии 1902 – 1917. – Куйбышевское книжное издательство, 1969.
  7. Храмков Л.В.,  Храмкова Н.П. Край Самарский. – Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1988.
  8. Чекин С.Н. Старый Буян, Самара, Печорлаг. Повествование врача Трудникова. [Текст]./С.Н. Чекин; Составитель и автор предисловия Л.С. Чекин. – М.: АИРО-XXI, 2013.

Ресурсы Интернет

  1. Самарская губерния: история и культура: сайт. – URL:

http://gubernya63.ru/history/legends/nachalo-20-veka.html

  1. Познавательный портал: сайт. – URL:  http://www.clow.ru/a-world/2760.htm
  2. РУспех: сайт. – URL: https://ruspekh.ru/articles/starobuyanskaya-respublika

Приложение 1

Воспоминания Павловой Марии Фёдоровны, дочери участника революционных событий 1905 года в селе Старый Буян Павлова Фёдора Фёдоровича (Кукая)

Вот, что пишет Павлова Мария Фёдоровна: «Родился мой отец в 1861 году в Старом Буяне. В списках жителей считался мещанином, т.е. безземельным. Поэтому всю жизнь до 1905 года работал по найму. Чаще всего пас свиней. В школе не учился. Самоучкой научился только расписываться. Семья была к 1905 году большая, четверо детей, да мать. Дети все были маленькие, так что работник он был один. Летом получал за косьбу, а зимой кое-как перебивались. Сплошная нужда и желание как-то изменить жизнь, изменить существовавшую несправедливость и привела его в ряды тех, кто выступал против помещиков и царского самодержавия. Он прислушивался к словам учителя Плошкова П.К., фельдшера Мошкова В.Г. и Князева Антипа из Б. Царевщины. Стал активным участником революционных событий в Старом Буяне в 1905 году. Его непримиримый характер к существовавшим тогда порядкам, имел сочувствие и поддержку от большинства крестьян. И когда в Старый Буян приехал вице-губернатор с целью уговорить крестьян прекратить смуту и подбить кое-кого выдать зачинщиков, он на сходе в центре сел, на крыльце волостного управления оказался рядом с отцом. Но когда спросил жителей: «Покажите мне самого непримиримого Фёдора Кукая (так звали его по-уличному), то никто из жителей этого не сделал.

После разгрома восстания, отец скрывался, как и другие в лесах, в Самаре, в землянке у Спиридонова Михаила. С ним всё время поддерживалась связь. Иногда он тайно, по ночам, сам приходил домой, переночевать, переодеться, а утром опять уходил. Всё это время были усилены розыски, сопровождавшиеся обысками в доме, во дворе. Искали везде, даже в ларь с мукой заглядывали. Тыкали пикой в муку. Впоследствии ему в Самаре достали паспорт на другую фамилию, и он скрывался под чужим именем. Иногда были и такие случаи. Он приехал тайком домой, а кто-то сообщил об этом.

А другие люди скорее предупредили его, и он уходил из дома через двор, огороды, речку и дальше в лес. И так он скрывался 2 года. В 1907 году он был арестован. Произошло это так. Он шёл по Дворянской улице (ныне Куйбышевская), вдруг на него кто-то показал (говорили позже, что кто-то буянский) и его вдруг с двух сторон взяли жандармы. Так как он был под другим именем, то долго не сознавался. Но потом он открыл себя. Был осуждён на 3 года одиночного заключения, а потом в арестантские роты.

В 1910 году он был вторично судим выездной сессией Саратовской Судебной палаты и осуждён на вечное поселение в Сибирь, вместе с Казанским, Ахматовым и другими. Передал нам письмо, что осуждён на вечное поселение, что мы будем без него делать, будет очень тяжело, лучше уж мучиться вместе. Мать дала согласие ехать в ссылку вместе с нами и с отцом.

Родные и знакомые помогли нам сколотить кое-что в дорогу, отвезли нас на пристань в Курумоч, а там, на пароходе добрались мы до Самары. В Самаре пришли к воротам тюрьмы, долго сидели у ворот. Потом нас впустили в тюрьму и поместили в камеру, но отдельно от отца. Пробыли мы в тюрьме две недели. Как-то утром нас вывели из тюрьмы, вывели и осуждённых, они были скованные, и руки, и ноги. Потом нас вели до вокзала, собралось много провожающих жителей Самары, многие старались передать кто немного денег, кто продуктов, хотя жандармы и запретили это. Дальше мы ехали поездом в закрытом товарном вагоне, уже вместе с отцом, но он и тут был скован. У отца отобрали последнюю пятёрку денег. Даже по надобности и то без охраны никого не пускали. Ехали поездом долго до Иркутска. От Иркутска на лошадях (скарб) и пешком (сами), добирались около 200 км, среди бурятского населения. Ночевали под открытым небом, было лето. И так до села Биргосинки, которое в основном и было из ссыльных ещё прежних времён. Там определили на жительство. Отец и мать работали на разных работах по вольному найму. Через несколько лет дали разрешение переехать в Иркутск. Там отец устроился сторожем к одному владельцу магазина, получили квартиру в глубоком, сыром и тёмном подвале.

После февральской революции летом в 1917 году освободили. Отправка нас из Иркутска была организована большевиками, провожали уже не в теплушках, а в пассажирских вагонах, торжественно. В пути следования до Самары нас обеспечивали продуктами, оказывали хорошее внимание, на станциях встречали жители.

Прибыв в Буян, отец включился в организационную работу по созданию советов, но тяжёлая жизнь, заключение в тюрьме, ссылка надорвали здоровье отца и в 1917 году он умер. Похороны, его товарищи по ссылке, устроили торжественно, с флагами, пением революционных песен, особенно мне врезалась в память «Замучен тяжёлой неволей».

После смерти отца вся наша семья разлетелась кто куда. Брат Алексей и Ольга были определены в детский дом. Я с Анкой пошли работать. Мать умерла в 1924 году в Самаре. И могилу отца в Буяне я даже не могу указать. Да, воспоминания мало радостные и об отце с матерью и о нашем детстве».

Воспоминания Ахматова Даниила Семёновича, сына участника революционных событий 1905 года в селе Старый Буян Ахматова Семёна Васильевича

Ахматов С.В. родился в 1866 году 14 февраля в селе Старый Буян. Родители его крестьяне-старожилы села Старого Буяна: отец его Василий Елисеевич Ахматов – старый солдат, прослуживший на военной службе 15 лет, был участником военного похода по присоединению Туркестана (Хивинского и Бухарского ханств и городов: Ашхабада, Чарджоу, Самарканда и др.) к России; мать – Анна Алексеевна, как солдатка работала санитаркой в Старо-Буянской больнице, помещавшейся в том большом здании, где в настоящее время находится восьмилетняя школа.

По окончании школы (3 класса) Ахматов С.В. по просьбе матери был принят врачом (зав. больницей Клыковым Л.Л.) на работу в аптеку больницы, где сначала работал бесплатно, а через год за плату (3 рубля в месяц): завёртывал порошки, делал мази и составлял лекарства, а также помогал матери по уборке кабинетов и палат больницы. Проработав в больнице 8 лет, он научился свободно читать и писать на латинском языке название лекарств, а также изучил наложение повязок больным и разбирался в несложных болезнях. После того, как больницу перевели в с. Елховку и оставили лишь фельдшерский пункт, он оказывал медицинскую помощь не только местному населению, но и приезжим больным из ближайших сёл и деревень.

В свободное время по вечерам много читал не только произведения русских писателей, но и переводные на русский язык: французских, немецких и английских авторов. В хороших отношениях был с доктором Л.Л. Клыковым, фельдшерами, учителями, в особенности с учителем Федосовым Алексеем Илларионовичем, мужем нашей односельчанки учительница Куршановой Анисьи Никаноровны.

До начала революции 1905 года Ахматовым С.В. были выполнены следующие общественные поручения:

1. В 1895 году в бывшем понноровском деревянном 2-х этажном дому (в берёзовой аллее) был организован приют для детей, погибших воинов села Старый Буян и окружающих сёл и деревень Старо-Буянской волости. В приюте помещалось около 40 ребят. Организацией и набором ребят по уполномочию Земской Управы руководил Семён Васильевич. К сожалению, этот приют просуществовал в селе недолго – около 5 лет, его перевели в г. Самару.

2. В 1901 году была реорганизована старая 3-х классная школа в шестиклассное училище. В связи с этим необходимо было организовать строительство для размещения дополнительных 3-х классов, а также нового дома для учителей. Уполномоченным по строительству назначен был Семён Васильевич, на которого была возложена доставка лесо-пиломатериалов, кирпича, стекла и прочего, а также наем плотников, столяров и другой рабочей силы и наблюдение за строительством. Новое строительство было сдано к началу учебного года в хорошем состоянии.

3. За три года до революции 1905 года Ахматов С.В. был избран волостным Старшиной Старо-Буянской волости (по-современному председатель районного Исполкома). На кануне революции он сложил с себя эти обязанности и отказался от исполнения должности Старшины. По договорённости с ним отказался от исполнения должности сельского Старосты с. Старый Буяна (по-современному председатель Сельсовета) Казанский Фёдор Фёдорович (впоследствии тоже приговорённый судом к высылке в Сибирь, где и умер).

Такова была деятельность Ахматова С.В. до революции 1905 года.

Волна революции докатилась до Старо-Буянской волости (до сёл Старого Буяна, Царевщины) в конце октября. В этих сёлах начали появляться агитаторы из города, а также возвращавшиеся с фронта солдаты.

Часть местных активистов, побывавших в городе и получивших уверения со стороны партийных организаций в оказании помощи, - приступили 13 ноября к организации Самоуправления, которое впоследствии стало называться «Старо-Буянской Республикой». В числе организаторов был, и Ахматов С.В. Ему вскоре была поручена организация боевой дружины и снабжение её оружием и боеприпасами. Боевая дружина была организована из молодёжи в числе 55 человек и снабжена главным образом охотничьими ружьями и пистолетами, закупленными в г. Самаре. Оружие и боеприпасы закупал Ахматов С.В., а обучение стрельбе выполняли вернувшиеся с фронта солдаты.

Вследствие засухи 1905 год оказался неурожайным, поэтому беднота начала как говорится «перебиваться с куска на кусок». Семён Васильевич внёс предложение забрать излишки хлеба у помещиков (Коробова, Масленникова) и раздать по числу едоков в семьях, нуждающихся в хлебе.

Были посланы подводы к амбарам помещиков, доставлен хлеб и роздан по спискам нуждающимся.

Ахматов С.В. был одним из инициаторов безвозмездного отобрания всех земельных угодий у помещиков и распределение этих угодий всем крестьянам, включая безземельных, так называемых «мещан»: Танаевы, Панфиловы, Алексеевы, Смазновы и др., а также вновь прибывшие в село: сапожники, портные, плотники и др.

Принимая активное участие в закрытии пивных, винной казённой лавки, а также заезжего дома, в котором останавливались чиновники, приезжающие из Самары.

Ежедневно по вечерам в школе устраивались собрания, где обсуждались разные бытовые вопросы Республики и намечались новые дела на будущий день, а также читались лекции, проводились беседы и диспуты. Созывалось население на собрания церковным колоколом (вечером 12 ударов в большой колокол). Большинство приезжающих активистов из села Царевщины в село Старый Буян останавливались в дом Ахматова С.В., где обсуждались разные вопросы перед началом собрания. К нему же приезжали активисты из села Кинель-Черкассы, Елховки, Каменки в целях информации о деятельности вновь созданной Республики.

Вечером 26 ноября 1905 года в село Старый Буян прибыл вице-губернатор с сотней донских казаков, и с этого дня началась ликвидация Старо-Буянского самоуправления. Наиболее активных деятелей казаки арестовали, а часть, узнав об арестах, скрылись из села, в том числе и Ахматов С.В.

Через полгода обманным путём все активисты были арестованы, заключены в тюрьму, а затем выездная Саратовская судебная палата судила их в здании Самарского Окружного суда (угол Куйбышевской улицы и Венцека). Часть деятелей Республики получили высылки в Архангельскую губернию: Щибраев Лаврентий, Солдатов, Князев (с. Царевщина), часть отправили в Сибирь в Тобольскую губернию: Шемелкин Михаил Спиридонович, Жидяев Степан Иванович (из с. Старый Буян) и на далёкий север Сибири, в город Киренск Иркутской губернии: Андреев Леонтий, Амосов С.А., Ахматов С.В., Казанский Ф.Ф. и учитель (зав. школой) Писчиков Пётр Карпович, где они находились до мая 1917 года, а в мае Революция их освободила и отправила по домам.

По прибытии домой в село Старый Буян Ахматов С.В. был избран председателем Сельско-хозяйственной кредитной кооперации, где работал до конца своей жизни. Осенью 1936 года он умер в д. Екатериновка.

Воспоминания Поляковой Ирины Фёдоровны, дочери участника революционных событий 1905 года в селе Старый Буян Казанского Фёдора Фёдоровича

Детство моё сложилось очень тяжёлым. Семья была большая, мать умерла. Когда мне было 8 лет, отец женился на другой. Мачеха была очень сварливой, всегда чем-то недовольной, обидчивой. А обиду свою вымещала в первую очередь на мне, единственной дочке в семье, так как братья мои были старше меня, да и мальчишки всегда умели избежать наказания. О том, что мне надо было учиться, и речи быть не могло, надо было прясть, вязать и много-много других дел выполнять по дому. Так я и не ходила в школу, а завидно было, когда шли в школу другие девчонки. Им легче. У них и мать родная, и жили некоторые лучше нас, так как у них было больше земли. А у нас земли-то было всего один душевой надел.

Летом 1905 года я заболела, пошла к местному фельдшеру  Машкову Владимиру Георгиевичу. В процессе расспросов меня о болезни, он сумел от меня также узнать все подробности нашей семейной жизни, наши семейные порядки, а главным образом, всё больше об отце.

Несколько дней спустя, в вечернее время, он пришёл к нам в дом. У него был удобный предлог – проведать меня, узнать о состоянии моего здоровья. Он прекрасно знал, что моё состояние уж не так опасно и для ночного посещения не было нужды. Это было только предлогом. Причина была совсем иная, наиболее важная. Зная, что мой отец пользовался уважением  односельчан и даже был избран сельским старостой, но имел очень мало земли, он решил пощупать настроение, мысли отца, возможно ли привлечь на свою сторону. Как потом оказалось, Машков В.Г. был представителем Самарского комитета революционеров и в Старый Буян был направлен с условием организации выступления крестьян против помещиков.

Мне трудно было понять всего смысла его разговора с отцом, помню, что часто упоминалась земля, что у отца и у других её мало, что никто её не даст, а надо брать её самим. Беседуя с отцом, он уяснил, что находит сочувствие. Приходив, ещё несколько раз к нам, он беседовал уже  не с одним отцом, а с несколькими другими крестьянами, которых по его согласию приглашал отец. После этого отец вечерами стал уходить из дома. Наше детское любопытство было задето. Нас это заинтересовало и мы узнали, что они вечерами собирались на гумнах, в оврагах. Например, в овраге позади огорода Большакова Ефима, это на «горе» как называли улицу, расположенную по горе от ремесленного училища в сторону Нового Буяна. Вместе с Мошковым В.Г. в агитации крестьян в этих беседах принимал участие и Писчиков Пётр Карпович (бывший директор местной школы).

После этих бесед мы заметили, что у мужиков появилось оружие, которое они хранили у нас в землянке. Днём они уходили в Стоянку, так называется лес за Дубровкой, где тренировались в стрельбе.

Приезжали к ним представители из Самары. Они предлагали взять хлеб у помещиков Коробова и Масленникова, причём за небольшой выкуп. Помещики согласились, но сами заявили властям.

Всё то, что происходило дальше, все уже давно известно. Я хочу сказать, что было с отцом моим после восстания в нашем Буяне.

Когда началась расправа жандармов с участниками бунта, многие бежали из дома и стали скрываться по лесам, в том числе и отец скрывался то в Елошнике, то в Пронином, то в Широком и даже в лесу за селом Кобельмой (ныне Калиновка). Нам, то есть братьям и мне, приходилось через взрослых держать с ним связь, носить им пищу. Быть в одном месте долго было опасно, так как очень искали их и следили. Им приходилось часто менять места.

Уезжал он и в Самару, там скрывался через самарских революционеров, оказывающих помощью. Долго скрывался в здании Реального училища, где его обнаруживали дважды и пытались взять, но ему удавалось уходить из рук жандармов, а при втором приходе жандармов он скрывался даже в топке в подвале.

В момент поисков он и ещё человек 18-20 ходили в Ставрополь, чтобы принять участие в восстании, но там уже восстание было подавлено, им пришлось оттуда быстро уходить. Оружие они спрятали в Ставропольском лесу, зарыв в землю.

Весной 1906 года он пришёл домой и был арестован и посажен в самарскую тюрьму.

На первом суде была и я. Народу было много, а когда их вели по улице, то многие, даже интеллигентные прохожие сочувственно относились к ним. Вместе с ним был Антипов Семён Амосович, Жидяев Фёдор Иванович, Ахматов Семён Васильевич. Во время следствия я была в Самаре и несколько раз ходила с передачей в тюрьму. Собирать передачу помогала какая-то начальница из реального училища, где он раньше скрывался.

Особенно мне врезался в память один случай происшедший возле тюрьмы. С передачей к тюрьме пришёл ещё какой-то мужчина. Солдат крикнул, чтобы он к окнам близко не подходил, а после третьего окрика он выстрелил и на моих глазах убил этого мужчину.

В тюрьме это вызвало огромное возмущение, и заключенные объявили голодовку.

До 1910 года он был в Самарской тюрьме, а потом в Симбирской тюрьме. В 1910 году по окончательному приговору, он вместе с другими был сослан на вечное поселение в Якутию. Умер в ссылке 19 ноября 1916 года, не дожив трёх месяцев до освобождения – февральской революции.

Воспоминания жены о муже, участника революционных событий 1905 года в селе Старый Буян Писчикова Петра Карповича

Был в селе учитель Писчиков Пётр Карпович, который объединил вокруг себя наиболее сознательных крестьян, которые хотели, чтобы власть и земля перешли в руки крестьян. «Бунтари» собирались вечерами, говорили, мечтали о вольной счастливой жизни. Высокий, стройный, темноволосый, энергичный и живой. Пётр Карпович пользовался глубоким уважением своих товарищей по идеи и среди крестьян.

Недолго просуществовала Старо-Буянская республика, все заводилы, смутьяны, бунтари были взяты. Одиноки были эти смелые люди, одно лишь село бунтовала, но не было поддержки среди крестьян других сёл.

Вместе с другими Пётр Карпович был осуждён на 4 года ссылки в Сибирь, в далёкий, незнакомый, холодный край, на Лену. Мать его писала прошение на имя царя и ссылка была заменена на ссылку в Иркутскую область. Условия ссылки тяжёлые. Здоровье Петра Карповича в ссылке (Сибири) подорвалось, но жизнь вдалеке не сломила убеждений и взглядов на революцию.

После освобождения Пётр Карпович много ездил по Сибири, работал в различных учреждениях.

Дело, за которое они боролись – победило.

Страна Советов начала новую, свободную жизнь. Мечта осуществилась. После длительного пребывания в чужих краях Пётр Карпович приехал в 1929 году на родину в с. Старый Буян. Умер в 1953 году.

Воспоминания Жидяевой Агрофены Степановны, дочери участника революционных событий 1905 года в селе Старый Буян Жидяева Степана Ивановича

Отец мой рождения 1874 года, а мать Варвара Васильевна, 1873 года. До ссылки наша семья жила в старом Буяне, на горе, ещё дальше Казанского Ф.Ф. на дороге, которая вела из села Старого Буяна в село Чагры. Сейчас эта дорога не существует – она перепахана. Как отец участвовал в революционных событиях в 1905 году, хорошо рассказал Ахматов Даниил Семёнович. Я расскажу, что помню об отце и нашей семье после расправы с «бунтовщиками» (как тогда их называли).

Когда нагрянули казаки и жандармы и окружили наш дом, отца дома уже не было, он успел скрыться. Скрывался по лесам, оврагам, скрывался и в Самаре. Иногда скрывался с другими вместе, иногда и в одиночку. Помню, он рассказывал, как его чуть-чуть не передали в руки жандармов. Скрывался он в лесу за деревней Николаевкой, его окружили на лошадях верховые мужики из Николаевки, схватили, раздели, хотели даже убить, но ему удалось вскочить на одну из лошадей и стремительно скрыться. Так и приехал домой раздевши, быстро переоделся  и обратно скрылся.

После того, весной 1906 года, когда он пришёл домой, был схвачен, посажен в тюрьму и уже в 1907 году решением суда был осуждён на три года ссылки в Сибирь. Когда мы с матерью узнали об этом, то мать решила сопровождать отца в ссылке. Это значило, что до момента отправки добровольно нужно было принять тюремный режим. Продали избёнку, кое-какое хозяйство и с матерью приехали в Самару, к самарской тюрьме. Нас там ввели на тюремный двор и поместили в отдельную камеру с другими, которые так же решили сопровождать своих мужей в ссылку. Из тюрьмы нас вывели ночью, под охраной привели на вокзал и посадили в арестантские вагоны, отдельно опять от отца. Отец и другие были в кандалах. Уж и не помню, как долог был наш путь. Пришлось идти по этапу и пешком и на лошадях. Привели в Туринск, потом перевели в Благовещенск. Это на границе с Китаем, на Амуре. Отец там работал на разных работах. Всякое приходилось делать. Был плотником на строительстве церкви, был землекопом, даже в одно время был иконописцем, так как немного умел рисовать. Матери там пришлось работать на разных работах.

Местное население сначала нас боялось, так как им внушили, что прислали людоедов, но постепенно они и мы с ними сдружились, и отношения между нами стали хорошие.

Так прошло 4 года. В 1910 году из ссылки вернулись. Остановились в Самаре. Отец подработал немного денег, вернулся в Старый Буян. Куда-то надо было заезжать. Заехали к брату Фёдору Ивановичу Жидяеву. Он так же, как участник бунта был осуждён, но раньше нас вышел из тюрьмы.

Пришлось строить хоть мазанку и жить в ней, а семья прибывала. В 1910 году родилась сестра Евдокия, в 1913 – брат Иван, а в 1919 – брат Саша.

Отец работал и здесь на разных работах. Жили в Большой Каменке, в Заглядовке, на Белом Ключе, в Красном Яре. В 1937 году умерла мать, переехали жить в Куйбышев. Началась Великая Отечественная война. Братья ушли на фронт, жить стало трудно, годы пришлось пережить тяжёлые. В 1943 году отец умер.

Приложение 2

Телефонограмма от ветерана партии и труда, председателя Буянского совета 20-х годов Милоховой Нины Петровны, ветерана войны и труда, гвардии капитана в отставке, участника парада Победы Иванова Михаила Степановича, ветерана войны и труда, гвардии полковника в отставке Милохова Ивана Петровича

Участника собрания, посвящённого 80-летию образования Старо-Буянской республики!

Дорогие товарищи-земляки! Примите наши горячие поздравления по случаю 80-летия образования мужественными нашими земляками Старо-Буянской республики. Мы вместе с вами помним и чтим их подвиг, вошедший яркой страницей в историю героических дней революции 1905 – 1907 года. Искренняя благодарность, признательность всем, кто принял горячее участие в благородном, глубоко-патриотическом деле увековечивания подвига замечательным памятником.

С наилучшими пожеланиями ваши земляки.

Приложение 3

Анкета

  1. Являетесь ли Вы коренным жителем  своего села (3 и более поколений Вашей семьи проживали в этом селе)?

а) да               б) нет         в) затрудняюсь ответить

  1. Знаете ли Вы, какое событие произошло в 1905-1907 гг. в России?

а) да               б) нет         в) затрудняюсь ответить

  1. Знаете ли Вы, что в 1905 году в селе Старый Буян была создана Старо-Буянская республика?

а) да               б) нет         в) никогда не слышал(а)

  1. Знаете ли Вы, кто был организатором создания республики?

а) да               б) нет         в) затрудняюсь ответить

  1. Знаете ли Вы, какие цели преследовали члены Старо-Буянской республики?

а) да               б) нет         в) затрудняюсь ответить

  1. Знаете ли Вы, произведения художественной, публицистической, исторической литературы, в которых рассказывается о событиях 1905 года в селе Старый Буян?

       

 

 



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр: