Экспозиция моделей военной и специальной техники

Школьный историко-краеведческий музей Лента времени

На экспозиции представлены модели военной и специальной техники, которые изготовил ученик 8 класса Бурцев Ярослав.

122-миллиметровая гаубица М-30 (52-Г-463)

 

Полуторка ГАЗ АА

Тяжелый танк ИС-2

Советская пехота 1941-1945гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание военной техники279.45 КБ

Предварительный просмотр:

122-миллиметровая гаубица

М-30 (52-Г-463)

122-миллиметровая гаубица М-30, которая на Западе известна под обозначением М1938, – является стойким ветераном. Гаубицу разработали еще в 1938 г., и уже через год началось ее серийное промышленное производство. Выпускавшаяся в больших количествах и широко использовавшаяся во время Великой Отечественной войны, гаубица М-30, практически без изменений, по сей день широко распространена в СНГ и других странах, хотя сегодня во многих армиях ее используют лишь в учебных целях или перевели в резерв. Хотя в странах СНГ производство М-30 прекратили несколько лет назад, гаубицу до сих пор выпускают в Китае под обозначением 122-миллиметровая гаубица Тип 54 и Тип 54-1.

Модификация Тип 54-1 имеет ряд конструктивных отличий, которые обусловлены особенностями местных технологий. 122-миллиметровая М-30 в целом имеет классическую конструкцию: надежный прочный двухстанинный лафет, щит имеющий поднимаемый центральный лист который жестко закреплен, и ствол без дульного тормоза длиной 23 калибра. Пушку была оснащена тем же лафетом, что и 152-миллиметровая гаубица Д-1 (М1943). Колеса имеющие большой диаметр оснащаются цельными скатами, для заполнения которой использована губчатая резина, однако болгарская модификация М-30, имеет колеса отличной конструкции. У каждого орудия имеются сошники двух типов - для твердой и мягкой почвы.

Гаубица М-30 в свое время была основным вооружением САУ СУ-122, которая была создана на базе шасси Т-34, однако в настоящее время этих установок ни в одной армии больше не осталось. В Китае в настоящее время выпускается такая САУ: гаубица Тип 54-1 смонтирована на шасси БТР Тип 531.

Основной вид боеприпасов М-30 – высокоэффективный осколочный снаряд, массой 21,76 килограмм, имеющий дальность до 11,8 тыс. м. Для борьбы с бронецелями теоретически может использоваться кумулятивный бронебойный снаряд БП-463, который на максимальной дистанции прямого выстрела (630 м) пробить 200-миллиметровую броню, однако такие боеприпасы в настоящее время практически не используют.

До сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Тактико-технические данные122-миллиметровой гаубицы М-30:

Первый опытный образец – 1938 г.;

Начало серийного выпуска – 1939 г.;

Страны, в которых в настоящее время состоит на вооружении – бывшие сраны-члены Варшавского пакта, страны, которым Советский Союз оказывал военную помощь, Китай;

Расчет – 8 человек;

Длина в походном положении – 5900 мм;

Ширина в походном положении – 1975 мм;

Калибр - 121,92 мм;

Начальная скорость снаряда – 515 метров в секунду;

Масса снаряда – 21,76 кг;

Масса полного заряда – 2,1 кг;

Максимальное давление пороховых газов – 2350 кгс/см;

Максимальная дальность стрельбы – 11800 м;

Длина ствола (без учета затвора) – 2800 мм (22,7 калибра);

Число нарезов – 36;

Длина нарезной части ствола – 2278 мм (18,3 калибров);

Ширина нарезов – 7,6 мм;

Глубина нареза – 1,01 мм;

Ширина полей нарезов – 3,04 мм;

Объем каморы при использовании дальнобойного снаряда – 3,77 дм3;

Длина каморы – 392 мм (3,2 калибра);

Угол склонения - -3°;

Максимальный угол возвышения - 63°;

Угол горизонтального обстрела - 49°;

Скорость вертикального наведения (один оборот маховика) – приблизительно 1,1°;

Скорость горизонтального наведения (один оборот маховика) – приблизительно 1.5°;

Высота линии огня - 1200 мм;

Предельная длина отката – 1100 мм;

Длина отката при ведении огня полным зарядом – от 960 до 1005 мм;

Нормальное давление в накатнике - З8 кгс/см2;

Объем жидкости в накатнике – от 7,1 до 7,2 л;

Объем жидкости в тормозе отката – 10 л;

Высота орудия (угол возвышения 0°) – 1820 мм;

Ширина хода - 1600 мм;

Клиренс – 330-357 мм;

Диаметр колес – 1205 мм;

Вес ствола с затвором – 725 кг;

Вес трубы – 322 кг;

Вес кожуха – 203 кг;

Вес казенника – 161 кг;

Вес затвора – 33 кг;

Вес откатных частей – 800 кг;

Вес люльки – 135 кг;

Вес качающейся части – 1000 кг;

Вес лафета – 1675 кг;

Вес верхнего станка – 132 кг;

Вес колеса со ступицей – 179 кг;

Вес нижнего станка – 147 кг;

Вес станин (двух) – 395 кг;

Вес в боевом положении – 2450 кг;

Вес без передка в походном положении – 2500 кг;

Вес лыжной установки ЛО-4 – 237 кг;

Время перевода между походным и боевым положениями – 1-1,5 мин;

Скорострельность – до 6 выстрелов в минуту;

Максимальная скорость возки по хорошим дорогам – 50 км/ч;

Давление хобота на сцепной крюк – 240 кгс.

https://topwar.ru/uploads/posts/2012-08/1345002772_0_439e5_b2b88209_orig.5iiv8fp9eq0408oogs4ss8w04.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th.jpeg

Полуторка ГАЗ АА

29 января 1932 года с конвейера автозавода в Нижнем Новгороде сошла первая советская полуторка, легендарный грузовой автомобиль ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Автомобиль долгие годы трудился на благо народного хозяйства СССР и вынес на себе все тяготы Великой Отечественной войны, на протяжении всего конфликта оставаясь основным грузовым транспортным средством Красной армии.

Всего в Горьком (в октябре 1932 года Нижний Новгород решили переименовать в Горький) и других городах Советского Союза был собран почти миллион экземпляров легендарной полуторки, к которой эпитет «легендарная» применим в полной мере. Это был самый массовый советский грузовик; первый серийный автомобиль нового автозавода в Горьком; первый грузовик, покоривший пустыню Каракумы и начавший работать в Арктике. К тому же ГАЗ-АА стал главным символом знаменитой «Дороги жизни», которая помогла облегчить бедственное положение блокадного Ленинграда.

На 20 июня 1941 года в частях РККА насчитывалось более 151 тысячи грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. До конца войны советская промышленность успела выпустить ещё 138 600 таких грузовиков. При этом огромное количество «полуторок» было мобилизовано в годы войны на фронт из народного хозяйства.

По официальной статистике, на четырех автозаводах в СССР за всё время выпуска было собрано 985 тысяч грузовиков ГАЗ-АА и их модификаций. Помимо этого, база грузового автомобиля активно использовалась для создания других транспортных средств: автобусов, самосвалов, автоцистерн, пожарных автомобилей и бронеавтомобилей.

4 марта 1929 года советским правительством было принято решение о постройке в стране автомобильного завода, способного выпускать 100 тысяч машин в год. Уже спустя десять дней – 14 марта в СССР была основана организация «Автострой», которая стала головной при строительстве нового завода. 31 мая 1929 года между американской компанией Ford Motor Company и ВСНХ СССР было заключено соглашение об оказании Советскому Союзу технической помощи в постройке автомобильного завода и налаживании производства грузовых и легковых автомобилей.

Сделка была выгодна для сторон. В Советском Союзе, которому в наследство достались остатки неразвитой автомобильной промышленности Российской империи, с автопроизводством и специалистами всё было очень плохо. На проектирование собственных автомобилей у молодого государства не было ни сил, ни времени. В свою очередь, руководство «Форда», столкнувшееся затем с проявлениями Великой депрессии, охотно пошло на сотрудничество с классовыми врагами. Как говорится: «ничего личного, просто бизнес».

Советской стороне приглянулся простой грузовой автомобиль Ford Model AA, который СССР сначала покупал готовыми машинокомплектами, а затем долгие годы выпускал по лицензии на построенном американскими специалистами предприятии. Первые американские грузовики на советской земле были собраны уже 1 февраля 1930 года. Это была, как сейчас сказали бы, отверточная сборка из фордовских деталей на первом автосборочном заводе «Гудок Октября» в Канавине (Нижний Новгород).

1 мая 1930 состоялась церемония закладки первого камня в фундамент будущего автозавода в Нижнем Новгороде. Завод был спроектирован американским архитектурным бюро Альберта Кана, за техническое руководство строительством отвечала американская компания Austin, специалисты которой провели в Нижнем Новгороде примерно 1,5 года. Для бизнеса Austin, который столкнулся с последствиями Великой депрессии, контракт в Советской России был настоящим спасением.

По условиям заключенного контракта инженеры компании Austin, которые ранее за 7 месяцев построили в Мичигане автозавод для General Motors, должны были повторить подобный фокус и в Нижнем Новгороде с опорой на местные строительные и рабочие кадры. В итоге работа заняла 1,5 года, но всё равно получилось очень быстро.

Спустя 18 месяцев 1 ноября 1931 года была успешно завершена первая очередь строительства: построено 52 здания цехов, проложено 38 километров подъездных и внутризаводских железнодорожных путей, 22 километра шоссейных дорог. При строительстве было использовано 25 тысяч тонн металла и 230 тысяч кубометров бетона. В цехах было размещено более 6 тысяч различных станков и порядка 8 тысяч электромоторов.

В ноябре 1931 года специалистов Austin в Нижнем Новгороде сменили специалисты компании Ford, которые должны были помочь советским инженерам наладить серийный выпуск автомобилей, помочь в пусконаладочном периоде. 1 января 1932 года Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) был официально сдан, его первым директором стал Степан Семёнович Дыбец.

80 лет назад, 29 января 1932 года, с конвейера НАЗ сошел первый серийный грузовой автомобиль, получивший название НАЗ-АА. Это название продержалось до октября 1932 года, когда Нижний Новгород переименовали в Горький. С тех пор нижегородский автогигант известен исключительно как ГАЗ. Под этой же маркой до сих пор выпускаются здесь уже новые поколения грузового и коммерческого автотранспорта.

Конструкция полуторки

В США Ford Model AA серийно выпускался с 1927 по 1932 год, в Советском Союзе полуторка продержалась на конвейере гораздо дольше, продолжая активно эксплуатироваться в народном хозяйстве и после завершения производства вплоть до начала 1960-х годов. При этом, уже начиная с 1933 года, в СССР собирали грузовики исключительно из отечественных комплектующих.

Это был конструктивно простой и технологичный грузовой автомобиль, который советская промышленность смогла выпускать даже в самые тяжелые периоды Великой Отечественной войны. Автомобиль ГАЗ-АА был выполнен по классической схеме на рамном шасси, оснащенном рессорной подвеской с колесной формулой 4х2.

Особенностью автомобиля была необычная трансмиссия, в которой в качестве продольной тяги использовалась «толкающая труба» (torque tube), внутри которой находился закрытый карданный вал, по-русски всю систему можно назвать трубой карданного вала. Подобная схема была характерна для многих американских автомобилей тех лет. При этом рама выполняла и часть функций рессоры, как элемента подвески. Конструкция во многом была спорной, но никто её не менял.

Сердцем грузовика был четырехцилиндровый карбюраторный двигатель, работавший в паре с четырехступенчатой механической коробкой переключения передач и выдававший 40 л. с. Двигатель отличался впечатляющей степенью сжатия – 4,25 и феноменальной неприхотливостью. Сломать его было фактически невозможно, при этом двигатель потреблял исключительно низкооктановый бензин, что было преимуществом для эксплуатации в СССР. В жаркую погоду двигатель мог работать даже на керосине.

Со временем двигатель на ГАЗ-АА заменили на новый вариант мотора ГАЗ-ММ мощностью 50 л. с., который также устанавливался на знаменитый легковой автомобиль ГАЗ-М1 (получивший в народе прозвище «Эмка»). Грузовик с таким двигателем выпускался под обозначением ГАЗ-ММ, не имея никаких внешних различий с предшественниками.

Интересной особенностью было и расположение бензобака, который находился перед кабиной, рассчитанной на двух человек: водителя и пассажира. Можно сказать, что бензобак находился непосредственно за приборной панелью, а его горловина размещалась прямо перед ветровым стеклом. Бензонасоса на грузовике не было, бензин из бензобака самотёком поступал в карбюратор, конструкция которого не позволяла избытку бензина попадать в цилиндры.

Не было особых внешних отличий у ГАЗ-АА и от своего фордовского предка. Автомобили были максимально похожи друг на друга. При этом, естественно, в СССР при выпуске использовались исключительно отечественные узлы и агрегаты, производство которых было налажено советской промышленностью. К примеру, вместо американского карбюратора Zenith использовался советский К-14 и т. д.

Все конструкторские схемы и чертежи грузовика были переведены из дюймовой системы в метрическую. Также советская версия получила измененный узел рулевого управления, воздушный фильтр, который почему-то отсутствовал на американском грузовике, усиленный картер сцепления. Со временем усилили и раму для эксплуатации в советских реалиях. Также на грузовике использовался разработанный в СССР бортовой деревянный кузов.

«Дорога жизни»

Великая Отечественная война сделала из обычного грузовика настоящего героя, который является символом Победы наряду с танком Т-34, реактивным минометом «Катюшей», штурмовиком Ил-2 и другими образцами советского оружия. Неприхотливый грузовой автомобиль, который выпускался все военные годы, оставался основным грузовиком Красной армии в самые трудные и тяжелые годы войны.

В военное время конструкцию автомобиля максимально упрощали. Военные версии отличались в первую очередь сварными прямоугольными крыльями (заменили элегантные штамповки), отсутствием двускатных задних колес, одной фарой вместо двух. На оснащении экономили максимально, кабина могла быть деревянной, двери отсутствовали, также на ветровое стекло устанавливался один дворник вместо двух. Помимо этого, на военных автомобилях на передней оси иногда отсутствовали тормоза.

На небольшой грузовик грузоподъемностью 1 500 кг выпала масса испытаний. Страшной зимой с 1941 на 1942 год ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ стали символом «Дороги жизни» и основным автомобилем, который работал на этом маршруте, связывающем блокадный Ленинград с остальной страной. Первые полуторки вышли на окрепший лёд Ладоги 22 ноября 1941 года. Это была колонна из 60 грузовых автомобилей, к которым дополнительно прицепили сани.

Уже в первую зиму с ноября 1941 года по апрель 1942 года ледовую трассу протяженностью примерно 30 километров обслуживало примерно четыре тысячи грузовых автомобилей, большую их часть составляли знаменитые полуторки. Примерно четверть из них не вернулась на базу. Помимо этого, дорогу постоянно обслуживали 350 регулировщиков, размещенных на 75 постах, и примерно сотня бензовозов на базе ЗИС-5.

Значение работы этой ледовой трассы, движение по которой было сопряжено с риском не просто провалиться под лёд, но и стать жертвой немецкого артобстрела или авианалёта, для голодающего города невозможно оценить. За время действия первой ледовой трассы с ноября 1941 по апрель 1942 года из города порожними автомобилями было эвакуировано более 550 тысяч человек, а в Ленинград было завезено с большой земли более 361 тысячи тонн различных грузов, из которых 262 тысячи тонн приходилось на продовольствие.

Грузовики ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, утонувшие во время работы «Дороги жизни», продолжают поднимать со дна Ладожского озера по сей день. Часть из них – реставрируется и используется в качестве памятников, другая – доводится до ходового состояния и пополняет музейные и частные коллекции, участвуя в парадах и реконструкциях.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/road-of-life.jpg

Тяжелый танк ИС-2

Тяжелый танк ИС-2 стал одним из символов победы в Великой Отечественной войне. На полях сражений он массово появился в 1944 году, став самым мощным и наиболее тяжелобронированным серийным танком союзников периода Второй мировой войны, одним из сильнейших танков в мире. Хорошее бронирование и мощное 122-мм орудие позволяли данной машине решать на поле боя различные боевые задачи. Тяжелые танки ИС-2 не боялись встреч с хорошо бронированными немецкими «Пантерами» и «Тиграми», а также очень уверенно чувствовали себя при штурме городов и укрепленных позиций противника, чему способствовали мощные 122-мм фугасные снаряды.

Также не стоит забывать о том, что ИС-2 (расшифровывается как Иосиф Сталин, «2» – соответствует второй модели танка этого семейства) был уникальной боевой машиной. Это едва ли не единственный советский танк, который был построен с нуля в годы Второй мировой войны, а не являлся развитием еще довоенных разработок. Танк ИС был абсолютно новой боевой машиной, которая не имела ничего общего с тяжелыми танками КВ за исключением ряда деталей подвески и торсионных валов. Всего с конца 1943 по 1945 год советская промышленность сумела выпустить 3395 тяжелых танков ИС-2.

О разработке нового тяжелого танка начали задумываться еще весной 1942 года. К началу 1942 года тяжелый танк КВ-1 по ряду причин перестал устраивать военных. Именно тогда на полях сражений появились модернизированные PzKpfw IV и самоходные установки StuG III с усиленным бронированием и более совершенными орудиями. 76-мм пушек КВ-1 и Т-34 было недостаточно для уверенного поражения новой бронетехники вермахта, а после появления на полях сражений танков «Пантера» и «Тигр I» потребность Красной Армии в новых более совершенных танках стала еще более явной.

Проект создания нового тяжелого танка курировал Жозеф Котин, являвшийся одним из опытнейших советских конструкторов в области танкостроения. Ранее он уже получил огромный опыт в проектировании тяжелых танков, будучи отцом семейства танков КВ (Клим Ворошилов). КВ стал первым серийным тяжелым танком в мире с противоснарядным бронированием. Но у машины были свои недостатки, к которым относили невысокую надежность и тяжелые условия работы экипажа. Непосредственно работами по созданию танков ИС-2 руководил Николай Шашмурин, которого Котин очень хорошо знал еще с 1930-х годов по совместной работе на Кировском заводе в Ленинграде.

Первоначально военные рассчитывали на боевую машину массой в 30 тонн с новым 85-мм орудием. Таким образом, должна была реализоваться попытка создания универсального танка, который отличался бы и хорошей подвижностью на поле боя, и хорошей живучестью. Так на свет появился танк КВ-13, однако на испытаниях данный танк провалился, его ходовая была ненадежной, также необходимо было введение более просторной трехместной башни.

Осенью 1942 года в руки советских военных и конструкторов попал новейший немецкий тяжелый танк «Тигр». Машина была практически целой и была захвачена советскими войсками под Ленинградом в сентябре 1942 года, но немцы успели демонтировать с танка часть оборудования. Позднее в январе 1943 года также под Ленинградом в руки советских солдат попал практически неповрежденный танк, с которого немцы не только не сняли/уничтожили приборы/прицелы/орудие, но и оставили вместе с танком технический паспорт. Появление информации о новых немецких тяжелых танках и их захват в качестве трофеев ускорил работы по созданию советских тяжелых боевых машин.

Советским войскам нужен был тяжелый танк, вооруженный пушкой, которая позволяла бы поражать даже самые хорошо защищенные цели. Проведенные полигонные обстрелы захваченных «Тигров» показывали, что необходимо повышать калибр орудий. Правда, использование более мощных пушек неизбежно вело к росту габаритов и массы танка. В результате от идеи создания нового танка с высокой скоростью, огневой мощью и бронезащитой отказались, принеся в жертву скоростные характеристики танка.

Первоначально конструкторы думали ограничиться 85-мм орудием Д-5Т. Для среднего танка данная пушка была очень хорошим решением, но Котин настаивал на установке на тяжелый танк еще более мощного орудия. На типичной для танкового боя Великой Отечественной войны дистанции среднюю бронетехнику противника можно было бы выбивать и 85-мм орудием, но с тяжелобронированными машинами уже возникали проблемы. На дистанции 500-1000 метров калиберный бронебойный снаряд 85-мм пушки мог пробить лобовую броню танка «Тигр» лишь при попаданиях близких к нормали. В конечном итоге, Котин и команда конструкторов, работавших над созданием нового тяжелого танка, решилась на установку на него 122-мм пушки.

Орудие массово выпускалось на Пермском заводе №172. Осенью 1943 года был готов эскизный проект нового тяжелого танка со 122-мм орудием. Он впечатлил сначала наркома танковой промышленности СССР Вячеслава Малышева, а затем и самого Сталина. Еще больший фурор новая боевая машина произвела на участников испытаний на полигоне. Из нового тяжелого танка расстреляли трофейную «Пантеру».

Но были у танка и недостатки. Во-первых, очень небольшая для танковой пушки скорострельность – всего 1,5-3 выстрела в минуту. У 122-мм танковой пушки Д-25Т было раздельно-гильзовое заряжание. Низкая скорострельность не позволяла вести интенсивный огонь по противнику и ограничивала возможности танка при борьбе с вражеской бронетехникой. Правда, по воспоминаниям воевавших на ИСах танкистов, низкая скорострельность танка в реальных боевых условиях обычно не была проблемой. Другой не менее серьезной проблемой был небольшой боекомплект танка (всего 28 снарядов). По этой причине танкисты очень часто старались помещать в танк снаряды сверх штата. Но даже несмотря на имеющиеся недостатки, куда лучшая по сравнению со всеми средними танками живучесть и главное – очень мощное орудие – искупали недостатки машины и в декабре 1943 года ИС-2 пошел в серию.

Боевое применение танков ИС-2

Успеху решающих наступлений Красной Армии в 1944 году в немалой степени способствовало появление на полях сражений новых тяжелых танков ИС-2. Эти грозные боевые машины первоначально были объединены в отдельные тяжелые танковые полки. Учитывая важность решаемых ими задач, данным частям часто «авансом» присваивалось звание гвардейских. При проведении наступательных операций тяжелый танковый полк ИС-2 был своеобразным тузом в рукаве командира танкового корпуса. Каждый такой полк состоял из 4-х рот по 5 боевых машин, а также танка командира полка (всего 21 танк). Позднее в Красной Армии появились и более крупные формирования – тяжелые танковые бригады.

В наступлении танки ИС-2 защищали фланги и боролись с контратаками немецких танков. Обычно они двигались позади боевых порядков либо отдельными группами, либо колонной. Часто их использовали для захвата узлов дорог и отдельных опорных пунктов противника. Обычно для этих целей танковой бригаде придавался взвод или рота ИСов, которая занималась поддержкой танков первого эшелона. Тяжелые танки двигались линией в 200-300 метрах от «тридцатьчетверок», которые наступали в первом эшелоне. Для немецких танков, пытавшихся контратаковать Т-34 или обстрелять их из засады, встреча с ИС-2 могла обернуться неприятным смертоносным сюрпризом. Даже осколочно-фугасный снаряд 122-мм танковой пушки Д-25Т при удачном попадании мог вывести из строя немецкий танк или его экипаж.

В обороне тяжелые танки ИС-2 отражали атаки немецкой бронетехники, подавляли его артиллерию и огневые точки. Обычно танки выдвигались в район вероятной атаки немцев и выстраивались в шахматном порядке – от 1,5 до 2-х километров в ширину и до 3-х километров в глубину. Помимо этого практиковалось размещение небольшого количества тяжелых танков ИС на переднем крае вместе со средними танками Т-34, при этом основные силы держались в тылу, для того чтобы иметь возможность контролировать все возможные пути и направления атаки противника.

Залогом успешных действий тяжелых танков ИС-2 в боевых условиях была постоянная и тщательная разведка местности. Здесь нужно принимать во внимание, что для танкистов очень важно было иметь не только информацию о противнике, но и о местности, на которой предстояло действовать. Если средние танки могли без особых проблем передвигаться по песчаному грунту, болотистой местности и по легким мостам, то гораздо более тяжелые ИС-2 (боевая масса танка 46 тонн) могли если не застрять, то раньше времени износить ходовую часть и сжечь топливо. Часто прокладкой пути для тяжелых танков занимались саперы и здесь запросто могло не хватить усилий саперного взвода.

Перед боем танкисты тщательно к нему готовились, все офицеры получали карты, с нанесенной на них известной обстановкой, а экипажи боевых машин, вплоть до каждого механика-водителя, знакомились с передним краем неприятельской обороны и местности. Экипаж каждого танка ИС-2 должен был знать схему действий своей боевой машины и полка во время прорыва обороны. Танкисты отмечали, что новый тяжелый танк был достаточно надежной машиной. При умелом уходе он мог пройти без происшествий до 100 километров в сутки, существенно перекрывая гарантию 520-сильного дизельного двигателя В-2ИС по моточасам.

Вместе с другой бронетехникой Красной Армии тяжелые танки ИС-2 хорошо показали себя во время городских боев в Европе. Расчистка городских улиц и подавление огневых позиций противника, по словам историков, представляли для обороняющихся гитлеровцев настоящий Армагеддон. ИС-2 мог на полном ходу врезаться в уличные баррикады, давил гусеницами наспех составленные укрепления и позиции, а там где мощности его двигателя было недостаточно, в дело вступал главный аргумент данного танка – его 122-мм пушка. Особенно с расчетами обнаруженных противотанковых орудий противника и ствольной артиллерией советские танкисты не церемонились. А верхние этажи зданий, на которых засели обороняющиеся, могли стать для них братской могилой после попадания 122-мм осколочно-фугасного снаряда. Одного выстрела из пушки Д-25Т обычно хватало, чтобы закрыть вопрос с продвижением вперед небольшой группы из одного-двух танков и пехоты сопровождения вглубь города. Неслучайно именно танки ИС-2 одними из первых начали оказывать огневую поддержку советской пехоте во время штурма здания Рейхстага.

В целом, по мнению многочисленных военных специалистов и историков, тяжелый танк ИС-2 оказался одним из самых сбалансированных и неприхотливых советских танков периода Великой Отечественной войны.

https://topwar.ru/uploads/posts/2017-05/thumbs/1494240643_is-2ssov.jpg

Советская пехота

1941-1945гг

На долю СССР пришлась почти половина всех людских потерь во время Второй Мировой войны. Наряду с этим страна понесла и самый большой материальный ущерб: частично или полностью было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 000 деревень и сел с социальной и производственной инфраструктурой. В совокупности страна потеряла около 30% всего своего национального богатства. В суммарном объеме уничтоженного национального богатства воевавших европейских стран доля Советского Союза составила не менее 50%. Ни одна, во всяком случае, европейская держава не смогла бы, понеся такие материальные и людские потери, испытав такой моральной шок, выстоять против мощи нацистской Германии. А СССР смог и во многом в этом заслуга простых советских людей на фронте и тылу.

Почти ¾ военного потенциала Германии и ее союзников были направлены против СССР, а потери Вермахта на Восточном фронте достигли 75% личного состава и военной техники. СССР смог устоять и добиться триумфальной победы, внеся решающий вклад в разгром агрессора и, по сути, уничтожив фашизм. В отличие от всех предыдущих войн Вторая мировая отличалась новым уровнем технологий и техники убийства людей, что во многом и привело к столь большим потерям.

Вторая мировая война стала войной моторов, которые были брошены на истребление людей. В боевых, а нередко и карательных операциях, применялись десятки тысяч самолетов, минометов и мощных артиллерийских систем, бронетехники, массово использовалось автоматическое оружие. Только одна Германия за 3 года войны (1942-1944) выпустила около 80 000 боевых самолетов, 49 000 танков и 69 900 орудий, большая часть из которых применялась на советско-германском фронте. Но и применение такого арсенала не смогло сломить воли советских людей к сопротивлению, хотя и вело к огромным потерям и среди военнослужащих, и среди гражданского населения.

К 1941 году Вермахт был вооружен самым высокотехнологическим и новейшим оружием в мире. По сути, в его составе было даже высокоточное артиллерийское оружие. Речь в данном случае идет об артиллерийской инструментальной разведке, которая была составной частью немецких артиллерийских подразделений. Наличие качественной радиосвязи, соответствующих профессионалов, метеорологического обеспечения, механических вычислительных машин, уникальных оптических и звукометрических приборов позволяло вести практически снайперский (по тем временам) огонь на поражение. При этом посты визуального оптического наблюдения находились вне зоны действия ответного огня на удалении в 7-10 км. от наших позиций. При стандартных метеорологических условиях звукометрическая служба с высокой точностью (даже выше, чем с самолета-корректировщика) определяла месторасположения мощной советской артиллерии на расстоянии в 6 км.

В начале войны подавление советской артиллерии и разрозненных очагов сопротивления не представляло для вермахта особых проблем. Все сводилось к выполнению шаблонных операций. К примеру, для уничтожения одной советской батареи выделялось 180 снарядов для 150-мм орудий и 240 снарядов для 105-мм. Немецкие артиллеристы практически никогда не выходили за этот лимит. Немецкое командование, еще до нападения на СССР, опытным путем вычислило, что использование точной артиллерии более эффективно и экономично, чем использование авиации.

Отличная радиосвязь позволяла вермахту координировать маршруты мотопехоты и танков, высокоскоростную авиацию и точную огневую мощь, реализовывая на практике молниеносные стратегические операции. Все осуществлялось быстро и по плану. Итогом стратегического преимущества были бесконечные «котлы», в которые иногда попадали целые советские армии. Помимо технических преимуществ, вермахт использовал и просчеты высшего советского командования. Одной из причин катастрофы 1941 года стала слабая аналитическая работа советских военных экспертов, которые не смогли извлечь уроков из польской или французской компании Германии.

При этом уже первые месяцы войны на Восточном фронте показали и слабые стороны гитлеровцев. Так, немецкая пехота без поддержки артиллерии, танков и авиации, которых у немцев, кстати, все равно не хватало, оставшись один на один с русской пехотой, не могла решать поставленных перед ней задач. Гитлеровцы проигрывали сражения в лесах, ночные бои, снайперские дуэли. Специалистам сегодня известны цифры потерь немецкой пехоты. Среднестатистическая немецкая рота (около 100 человек) за первые 3 года войны теряла убитыми и ранеными около 1,5 тысяч человек. Средняя жизнь немецкого солдата-пехотинца на фронте составляла 75 дней. У Германии просто не было сил, для того чтобы восполнять данные потери.

Уже спустя десятилетия после окончания войны, немецкий командир Эйке Миддельдорф, будучи в звании подполковника армии ФРГ, выпустил книгу «Тактика в русской кампании», которая по признанию западных историков и наших военных специалистов считается достаточно объективным источником. В данной книге Миддельдорф очень большое внимание уделил русским солдатам: «Русский солдат – мастер боя в лесу. Русские войска обладают способностью передвигаться по любой местности, вне дорог. Они ведут бой за каждый метр территории и могут при этом днями обходиться без снабжения. Если летом и осенью 1941 года мы окружали и уничтожали русские части, которые были тактически слабо подготовлены и не имели боевого опыта, то уже в начале зимы 1941 года русские сумели овладеть навыками ведения обороны». К примеру, к концу 1941 года советские войска стали применять оборонительную тактику с использованием обратных склонов холмов, оборудуя позиции вне зоны видимости немецких наблюдателей.

Во многом провал блицкрига был обусловлен именно храбростью и стойкостью пехотных подразделений Красной Армии, которые, по сути, со стрелковым оружием и ручными гранатами противостояли новейшим немецким разработкам в области вооружений. По словам Миддельдорфа, свою роль играл и национальный характер русских – способность солдата все вынести, перетерпеть и умереть в своей стрелковой ячейке. Все это было очень важно для организации ожесточенной и упорной обороны.

О том, как сражалась русская пехота, есть много свидетельств. К примеру, многим известен подвиг 28 героев-панфиловцев или защитников Брестской крепости, Сталинграда и Севастополя. Вот как вспоминает о том, как дралась русская пехота Лев Майданик, который был участником боев в окружении в районе Харькова в 1942 году. «Они идут молча, быстрым шагом. Подходят ближе, и мы тоже вливаемся в этот людской поток. Трудно определить, сколько нас в это толпе, может быть 500, может 1000 или еще больше. Ясно, что люди будут идти напролом, как уже случалось в нашей фронтовой практике, но в более простых случаях окружения. С пути разъяренной толпы отступали даже танки. Немецкие танкисты знали, что обязательно в толпе найдется боец с противотанковой гранатой или бутылкой с зажигательной смесью. Толпа уничтожала на своем пути немецких пулеметчиков и автоматчиков, неся при этом сильные потери. Немецкие солдаты знали об этом и обоснованно боялись пробивающихся из окружения войск, как боялись они морозов, ночных боев и густых лесных массивов». Советская пехота несла огромные потери, гибла в «котлах» десятками тысяч, сдерживая при этом темпы немецкого наступления, выигрывая для страны бесценное время.

Советские солдаты сражались храбро и были способны на самопожертвование. Подвиг рядового Александра Матросова, который своим телом закрыл амбразуру немецкого дота, стал хрестоматийным, став устойчивым выражением в русском языке. Всего в годы Великой Отечественной войны подобный подвиг совершило более 400 человек. Различие между советскими и немецкими солдатами было и в том, как они реагировали на авианалеты. Советские бойцы при появлении пикирующих бомбардировщиков Ju-87, часто встречали их огнем из всех видов стрелкового оружия. Даже, если они не сбивали самолет, они могли нанести ему повреждения или подбивали его, после чего на устранение всех неисправностей могли уйти недели. Известны также случаи, когда штурмующие немецкие самолеты сбивались огнем противотанковых ружей. В свою очередь немецкие солдаты при атаках советских штурмовиков Ил-2 просто ложились на дно окопов и молились.

Со временем мастерство и умение советских солдат только увеличивалось, а вот бойцы вермахта стали заложниками своей бюрократической системы. Немцы вели боевые действия строго по уставу. В результате этого красноармейцы во второй половине войны достаточно легко могли определить, как противник будет вести бой и где будут расположены его опорные пункты. Самое же главное заключалось в том, что каждый немецкий солдат буквально с молоком матери впитывал в себя строгое соблюдение приказов командования. Как только командиры пропадали, немецкие солдаты становились безынициативными. В то же время за плечами некоторых советских воинов были бои в окружении, которые требовали от них нестандартных действий и самостоятельности принимаемых решений.

По словам Эйке Миддельдорфа русский солдаты исключительно быстро извлекли урок из первого этапа войны и полностью приспособились к немецкому плану ведения боевых действий. Русские солдаты в 1944-1945 году действовали и придерживались тех же методов, которые использовала немецкая армия в 1941-1942 годах. В это время немецкие «учителя» уже ничего не могли противопоставить своему способному «ученику».

Подвиг русской пехоты в Великой Отечественной войне