Разное

Пирумов Роман Константинович

Работа с отстающими учениками

Использование современных образовательных технологий            

           для достижения метапредметных результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с отстающими в школе

В любом образовательном коллективе всех учащихся можно условно разделить на три категории: высоко мотивированных «передовиков-отличников», крепких середняков — вполне способных детей, которые по разным причинам не демонстрируют высоких результатов, и, наконец, явно отстающих. Мастерство отдельного педагога, а также совместная слаженная работа всего педагогического коллектива, призваны создать наиболее благоприятную академическую обстановку, учитывающую особенности каждой категории учащихся для обеспечения раскрытия их максимального потенциала и достижения результата.

Очевидно, что наибольшую проблему для любого образовательного учреждения представляют отстающие дети.   При организации работы с этой категорией учащихся необходимо, в первую очередь, рассмотреть причины отставания каждого ребенка. Этих причин можно выделить несколько. Рассмотрим эти причины, а также возможные подходы к работе с этими детьми.

Самая первая и самая легко устраняемая причина отставания — это отсутствие мотивации к успеху у вполне способного и благополучного ребенка. Ребенку попросту не интересен успех. Это может быть элементарная лень. В некоторых случаях  причиной является увлеченность ребенка своей «повесткой дня», которая делает его безразличным и апатичным к одному, нескольким и даже всем учебным предметам. В этом случае задача учителя (в идеале, работая в тесной связке с родителями) - создать для ребенка условия «принуждающие» его к успеху, к достижению определенных показателей успеваемости.

Чаще всего это достигается жесткой дисциплиной в отношении академических требований. Однако цель несколько больше, чем просто добиться требуемых учебных результатов. Цель — заставить такого ребенка ощутить «вкус» успеха, и на собственном опыте убедиться, что усилия по достижению этого успеха с лихвой возмещаются полученным результатом. Вскоре дисциплина «по принуждению» становится для ребенка дисциплиной «по привычке».

Вторая возможная причина отставания — это своеобразный комплекс неполноценности, который ощущает ребенок в академическом процессе. Стоящие перед ним образовательные задачи кажутся ему слишком масштабными и непосильными, чтобы предпринимать хоть какие-то усилия. При этом ребенок, зачастую, занижает или неверно оценивает свои академические способности. Нередко он попросту не осознает, что объем знаний, которые ему предстоит освоить в рамках обучения какой-то дисциплине, вполне конечен.

В этом и состоит задача учителя — помочь такому ребенку убедиться в его успешности и способности; учитель должен помочь ученику понять истинные масштабы стоящей перед ребенком задачи, ее соизмеримость с имеющимися у него возможностями.

Данная причина отставания может наблюдаться в тех случаях, когда на каком-то этапе обучения у ребенка возник пробел в ключевых знаниях, понятиях и принципах, после чего последующий материал уже «не ложится». Порой, размеры этого пробела незначительны, и его устранение довольно быстро выправляет ситуацию. В связи с этим задача учителя — это максимально своевременно обнаружить и устранить этот пробел. В тех случая, когда ситуация не является «запущенной», со стороны учителя требуются совсем незначительная индивидуальная работа с учеником.

Иногда пробел в знаниях связан с какой-то смежной дисциплиной. В подобных случаях требуются усилия не только одного педагога, а скоординированные усилия всего учебно-методического объединения, к которому относятся данные смежные дисциплины.

Третья, более серьезная причина академического отставания — это поведенческие проблемы ребенка. Это может проявляться в элементарном отсутствии дисциплины, что может объясняться недостаточной воспитательной работой в семье. Родители просто не привили ребенку необходимые правила и стандарты учебной деятельности. В этом случае способом исправления ситуации является тесное сотрудничество педагога и родителей в целях установления одинаковых стандартов и требований к учебной деятельности ребенка в школе и дома, а также неукоснительная требовательность к соблюдению этих требований. В этом случае от педагога в большей степени требуется «воспитательная» работа по отношению к родителями, а также особое внимание к выполнению школьником предъявляемых к нему требований.

Более сложную проблему представляет собой ситуация, когда поведенческие проблемы ребенка связаны с тем, что в образовательном коллективе у него уже сложился вполне устойчивый имидж — имидж неуспешного и недисциплинированного школьника («разгильдяя», «хулигана», «шута» и т.д.). Часто это имидж , который тяготит самого носителя. Он как бы становится «заложником» своего имиджа, будучи  не в силах выбраться из оков этого образа.

Такие дети легко переходят к иной парадигме поведения при переходе в новый образовательный коллектив. Это может являться наиболее правильным рецептом действий, если проблема проявляется на протяжении длительного времени, а не возникает в силу определенного возрастного «бунтарства».  

И, наконец, наихудший случай — это когда поведенческие проблемы объясняются особенностями психологического профиля ребенка. В этом случае, очевидно, требуется особое внимание специалиста психолога, задача же педагога своевременно идентифицировать такую проблему.

Четвертая возможная причина академического отставания ребенка, и, возможно, самая сложная из всех — низкие когнитивные способности ребенка. Эта проблема, в первую очередь, требует подбора подходящей для ребенка образовательной среды. Неподходящая образовательная среда будет лишь способствовать ухудшению ситуация: явное интеллектуальное неравенство будет заставлять ребенка терять мотивацию, когда он объективно ощущает, что физически не может угнаться за сверстниками.

Причем нередко учитель не в силах скомпенсировать это неравенство в классе: учитель не может пожертвовать успехом тех, кто впереди, ради работы с отстающим. Поэтому единственной остающейся возможностью является индивидуальная работа с таким отстающими, однако, возможности учителя, в том числе и временные, весьма ограничены. В связи с этим важную роль в работе с отстающими учащимися может играть помощь сверстников (по аналогии с тем, как в советские времена отстающих брали «на буксир»). Задача учителя - незаметно для школьников организовать такую работу, как в классе, так и вне класса.

Тем не менее необходимо признать, что далеко не всегда эти подходы могут иметь желаемый успех, и тогда для этой категории учащихся единственной альтернативой является выбор иного  образовательного маршрута.

Подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что любая из причин академического отставания требует отдельного анализа и выработки индивидуального подхода. От педагога же требуется особая творческая работа по выявлению этих проблем и разработке методов их преодоления.



Предварительный просмотр:

«Использование современных образовательных технологий            

           для достижения метапредметных результатов».

Время идёт, меняется школа, появляются новые стандарты образования, но главное- меняются дети. Современного ученика трудно заинтересовать, ему неинтересно быть про слушателем, он должен быть активным участником процесса. Он умеет самостоятельно находить информацию, но не всегда понимает, зачем она ему нужна, где её можно применить, но самое важное, что сделать обобщение материала и получить выводы могут немногие, а составить цепочку умозаключений становится очень сложно. При изучении большинства учебных предметов именно этот навык необходим.

  Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности .В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую          модель образования, стала непродуктивной. Перед педагогами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. 

Я хочу рассказать об использовании на уроках физики технологии интерактивного обучения «Кроссенс».

Для начала поясню, что представляет собой кроссенс. Кроссе́нс (от англ. cross sense — «пересечение смыслов», «крестосмыслица») — ассоциативная головоломка, придуманная и опубликованная в 2002 году Владимиром Бусленко и Сергеем Фединым.

Внешне головоломка представляет собой таблицу 3×3 из девяти картинок. Это могут быть фотографии, рисунки,ребусы или даже формулы и надписи. Решающему предлагается найти ассоциативные связи между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Таким образом, для того, чтобы полностью разгадать кроссенс, необходимо решить 12 (по числу пар соседних клеток) головоломок .

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов – изображений, имеющих отношение к данной теме или идее;

4) выделить отличительные черты каждого элемента, все эти элементы построить элементы в ассоциативную цепочку.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо.

Особенности интерактивного задания «Кроссенс» способствуют формированию системности знаний, актуализируют личный опыт учащихся, позволяют организовать совместную деятельность учащихся на уроке, устанавливают межпредметные и метапредметные связи.

Применять интерактивное задание «Кроссенс» можно на различных этапах урока:

  • Если нужно проверить домашнее задание, то с помощью технологии кроссенса легко обновить в памяти прошлый урок.
  • Ребус позволит рассказать о структуре урока, указав на название, цель и проблему.
  • Формулируя тему нового занятия, педагог может зашифровать её в визуальной опорной схеме кроссенса.
  • Кроссенс позволит раскрыть проблему и уточнить информационный блок урока.
  • Применение метода станет отличным закреплением материала, обобщением всего занятия.
  • Лучше кроссенса, созданного учителем, может быть кроссенс, который сделал ученик. Домашним заданием может стать его создание!

Также кроссенс можно применять  при проведении уроков смыслового чтения

Работа с кроссенсом на уроке может быть индивидуальной, парной, групповой или в виде фронтальной беседы с классом.

Оценивание работы учащихся с кроссенсом можно осуществлять при помощи оценок, жетонов, которые потом обмениваются на оценки. На практике, разгадывая кроссенс, ученики забывают об оценках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кроссенс «Ученый должен относится почтительно не к личностям, а к предметам». Кто сказал эту фразу? Сегодня ответив на этот кроссенс , мы сможем понять, кому она принадлежит.

Слайд 2

й ’

Слайд 3

йй ______ - это органическое химическое соединение с молекулярной формулой C6H6. Молекула состоит из шести атомов углерода, соединенных в плоское гексагональное кольцо с одним атомом водорода, присоединенным к каждому.

Слайд 4

аакп ____— электрод некоторого прибора, в который втекает электрический ток (в его конвенциональном понимании как поток положительных зарядов), в противоположность катоду из которого он вытекает.

Слайд 5

В расплаве хлорид натрия диссоциирует, образуя катионы и анионы хлора : На катоде всегда происходит процесс восстановления, а на аноде — процесс окисления. Таким образом, при электролизе расплава хлорида натрия на катоде происходит процесс восстановления катионов натрия, а на аноде — процесс окисления анионов хлора

Слайд 6

Явление, связанное с концепцией, согласно которой взаимодействия передаются с помощью особых материальных посредников и с конечной скоростью. Например, в случае электромагнитных взаимодействий таким посредником является электромагнитное поле, распространяющееся со скоростью света.

Слайд 7

й8й Все вещества делятся на три типа по магнитной проницаемости. Одни из них: _______– вещества, у которых магнитная проницаемость чуть больше единицы. Это алюминий, вольфрам, щелочные металлы, магний, платина.

Слайд 8

88йй Это явление на исследование и открытие, которого было потрачено 10 лет.

Слайд 9

й0й Как называется прибор, использующий в электрических цепях ?

Слайд 10

й0й Основная характеристика данного устройства . В каких единицах измеряется ?

Слайд 11

й0й Майкл Фарадей 1791-1867