Аттестация. Проектная деятельность

Маслова Екатерина Юрьевна

Проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Робототехника 5-6 лет230 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Сургутский район

д.Сайгатина

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белоснежка» филиал «Светлячок»

                                                                                                                                                                                                                                                   

Утверждена

на заседании

педагогического совета

«__»_____2024 г.

протокол №___

Заведующий МБДОУ

детский сад «Белоснежка»                                                                                                                    

__________Н.Ю. Глотова

«___» _________2024

Дополнительная общеразвивающая программа

«Занимательная робототехника»

Направленность: познавательная

Возраст детей: 5-6  лет

Срок реализации: 7 месяцев

д. Сайгатина

2024-2025 учебный год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

«Занимательная робототехника»

Направленность, классификация программы

познавательная, общеразвивающая, технической  направленности.

Срок реализации программы

7  месяцев – 56 занятий (5 – 6 лет);

Ф.И.О. составителя программы

Маслова Екатерина Юрьевна, педагог дополнительного образования. Образование – высшее педагогическое , квалификационная категория – первая категория.

Территория

ХМАО-Югра, Сургутский район, д.Сайгатина

Юридический адрес учреждения

Российская Федерация, Тюменская область,  Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628452, Сургутский район, д. Сайгатина,

ул. Центральная, 25

Контакты

Телефон:  8 (3462)  555-415

е-mail: dou_svetlichok@mail.ru

Аннотация

Программа направлена на активизацию мыслительно-речевой деятельности дошкольников, развитие конструкторских способностей и технического мышления, воображения и навыков общения, позволяет поднять на высокий уровень развитие познавательной активности, расширяет кругозор дошкольника, способствует самовыражению.

Возраст обучающихся

5-6 лет

Цель и задачи программы

Цель: развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам технического конструирования и робототехники.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучение детей конструированию через создание простейших моделей;
  • Обучение основам конструирования и программирования;
  • Обучение детей необходимыми умениями при взаимодействии с интерактивным оборудованием и современным конструктором LEGO WeDо, LEGO DUPLO.

Развивающие:

  • Развитие технического и пространственного мышления;
  • Развивать техническое и пространственное мышление детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет);
  • Развитие интереса к технике, конструированию, программированию и высоким технологиям.

Воспитывающие:

  • Воспитание личностных качеств: целеустремлённости, настойчивости, самостоятельности;
  • Воспитание взаимной поддержки и бережного отношения к результатам труда.

Документы, послужившие основанием для разработки проекта

  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации».
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО» г. Москва, 2015 г.).
  • Постановление от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей)

Образовательные форматы

- очно (принцип workshop) – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога;

- дистанционно - выполнение заданий с постоянной технической поддержкой.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая.

Программа рассчитана на 7 месяцев

Режим занятий: 2 раза в неделю,  занятие по 25 - 30 минут

Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, викторина, наблюдение, индивидуальный опрос, результаты конкурсов и олимпиад, личные достижения учащегося.  

Требования к условиям организации образовательного процесса

Для  занятий:

Аудитория  со столами и стульями.

  • Принтер-сканер-ксерокс.
  • Интерактивная доска или проектор и экран.
  • Операционная система Windows.
  • Установленный браузер.

Доступ в интернет.

Возможные риски и пути их преодоления при дистанционном обучении

Риски программы

Пути преодоления

При разработке занятий - не у всех детей могут быть компьютера (устройства) чтобы заниматься онлайн и смотреть видео уроки

Функция скачивания пройденного материала, чтобы посмотреть, например, с электронного накопителя или через телевизор и функцию печати подробного описания занятия  для обучающихся.

Не хватает минимальных знаний пользования ПК у родителей - отсюда проблема выполнять задания

Создание подробных видеоинструкций, изложенных простым, доступным языком. Также возможно сетевое взаимодействие с другими курсами по обучению навыкам работы с ПК

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Техническое обеспечение  

Для очных занятий:

Средства обучения: группа, оборудованная  в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 10  мест, доска для фломастеров, доступ к сети Интернет, наглядные пособия, мультимедийные презентации.

Программное обеспечение

Операционная система Windows.

Для  дистанционных занятий и самообучения: Персональный компьютер.  Операционная система Windows. Установленный браузер. Доступ в интернет.

Количество учащихся по программе

 группа до 5 человек

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая программа) разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации».
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ ФГАУ «ФИРО»
    г. Москва, 2015 г.)
  • Постановление от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей).

Сегодня нашему обществу требуется самостоятельные, социально активные, творческие люди, способные к саморазвитию. Нужны специалисты с современным инженерно-техническим мышлением. Обоснованные этим инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. В связи с этим, особое значение придаётся дошкольному образованию и воспитанию, т.к. в этот период закладывается все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.

Ребёнок – от природы, прирождённый исследователь, испытатель и конструктор. Но эти задатки необходимо развивать. Особенно быстро они реализуются и совершенствуются в конструировании и робототехнике.

Образовательные конструкторы – это многофункциональное оборудование, их можно использовать по пяти областям ФГОС: речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. Кроме того, робототехника позволяет заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки, заложить фундамент профессиональной ориентации по пропаганде профессий инженерно-технической направленности, востребованных сегодня.

Новизна

Данная программа удовлетворяет запрос родителей в развитии детей с использованием новых методов и технических возможностей современного общества. Главное преимущество программы заключается в её инновационном оснащении конструктором LEGO WeDo и LECO DUPLo. Данные конструкторы в линейке роботов LEGO предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Дети учатся создавать и программировать модели, работая индивидуально, парами, или в командах. При построении модели затрагивается множество вопросов из разных областей знаний.

Актуальность

программы обоснована потребностями современного общества. Дети живут во время технического прогресса. Их окружает много роботов: в производстве автомобилей, роботы-помощники в медицине и т.д.

Интенсивное использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что вызывает потребность воспитывать и развивать детей в новых областях знаний. Необходимо прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматическим системам, развивая техническое мышление.

«Робототехника» - прикладная наука, которая занимается разработкой автоматизированных технических систем. Это сложная дисциплина, которая включает в себя научные знания из электроники, механики и программирования. Робототехника применяется на предприятиях различных сфер для автоматизации процесса. Образовательная робототехника позволяет вовлечь детей в процесс технического творчества, погрузиться в сложную среду информационных технологий.

В настоящее время в образовании применяют различные робототехнические комплексы, одним из которых является конструктор LEGO WeDo, LEGO DUPLo.

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт что то новое для себя и других.

Педагогическая целесообразность

Содержание программы построено таким образом, чтобы помочь ребёнку постепенно, шаг за шагом раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире. Практическая деятельность научит детей самостоятельно разрабатывать и конструировать управляемые модели, что является стимулом к познанию нового и формированию технического мышления. Занятие способствует развитию уверенности в своих силах, формирует самооценку и расширяет горизонты познания детей дошкольного возраста.

Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей и оказывает благотворное влияние на развитие технического мышления.

Методы и приёмы работы:

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения.

Дошкольники получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде.

  • Репродуктивный метод обучения.

Деятельность детей носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

  • Метод проблемного изложения в обучении.

Прежде чем излагать материал, перед детьми необходимо поставить проблему, сформулировать познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи. Дети становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

  • Исследовательский метод обучения.

Дети самостоятельно изучают основные характеристики простых механизмов, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера.

Цель программы: развитие технического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

обучающие:

- обучение детей конструированию через создание простейших моделей;

- обучение основам конструирования и программирования;

- обучение детей необходимыми умениями при взаимодействии с интерактивным оборудованием и современным конструктором.

развивающие:

- развитие технического и пространственного мышления;

- развитие интереса к технике, конструированию, программированию и высоким технологиям.

воспитательные:

- воспитание взаимной поддержки и бережного отношения к результатам труда;

- воспитание личностных качеств: целеустремлённости, настойчивости и самостоятельности.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ: 

- является то, что при её реализации используется современные конструкторы и программное обеспечение, которые являются необходимыми средствами технического обеспечения.

«Занимательная робототехника» связана с предметами общеобразовательной школы:

  • Математикой (геометрические фигуры, измерения, вычисления, понятия о плоских и объёмных телах, деление целого на части);
  • Изобразительным искусством (развитие индивидуальных творческих способностей воспитанников, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, развитие пространственного мышления).

Возраст детей, сроки реализации:

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы – 5-6 лет. Срок реализации дополнительной программы – 7 месяцев.

Состав группы до 5 человек. Формирование групп по желанию детей с согласия родителей.

Количество занятий: 2 раза в неделю, 8 занятий  в месяц, 56 занятий в год (с учётом новогодних праздников).

Для детей 5-6 лет  25-30  минут.

Формы организации занятий с детьми:

  • Конструирование по образцу
  • Конструирование по модели
  • Конструирование по условиям
  • Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
  • Конструирование по замыслу
  • Конструирование по теме
  • Каркасное конструирование

Основные принципы работы:

  • Доступность и наглядность
  • Последовательность и систематичность
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка

Оно позволяет ребёнку работать в удобном для него темпе, создавать новые сюжеты и модели. Способствует развитию крупной и мелкой моторики.

Методы обучения 

(по внешним признакам деятельности педагога и воспитанников):

  •  Лекции – изложение педагогом предметной информации.
  •  Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
  •  Ролевые игры – предложение обучающихся стать персонажем и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
  •  Практическая работа – выполнение упражнений.
  •  Самостоятельная работа – выполнение упражнений совместно или без участия педагога.
  •  По источнику получения знаний:
  • словесные;
  • наглядные:
  • демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
  • использование технических средств;
  • просмотр кино- и телепрограмм;
  • практические:
  • практические задания;

По степени активности познавательной деятельности учащихся:

  • объяснительный;
  • иллюстративный;
  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский;

Этапы детского творчества.

В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

  • Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
  • Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (аппликация, поделка, ритмика и т.д.)
  • Анализ творческой работы. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

Планируемые результаты освоения программы

- ребёнок овладевает  техническим конструированием и робототехникой, проявляет инициативу и самостоятельность в среде моделирования и программирования;

- ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном техническом конструировании, робототехнике, имеет навыки работы с различными источниками информации;

- ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;

- ребёнок обладает развитым воображением;

- ребёнок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструкторов; понятиями, применяемые в робототехнике, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои достижения и управлять ими при работе с робототехническим конструктором;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение;

- ребёнок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей.

Мониторинг

Для определения готовности детей к работе с конструктором и усвоению программы «Занимательная робототехника», 2 раза в год проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты. Она позволяет определить уровень развития интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого воспитанника уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Диагностическая карта на начало года  (5-6 лет)

Ф.И.ребёнка

Называет детали

Называет форму

Умеет скреплять детали конструктора

Строит элементарные постройки по творческому замыслу

Строит по образцу

Строит по схеме

Диагностическая карта на конец года.

Ф.И.ребёнка

Называет детали конструктора

Работает по схемам

Строит сложные постройки

Строит по творческому замыслу

Строит подгруппами

Строит по инструкции

Умение рассказать о постройке

Строит по образцу

Уровни усвоения материала (5 – 6 лет)

 Низкий: дети могут правильно выбрать не более одной детали, практически не могут их

узнать без помощи педагога или других детей; ошибаются в выборе деталей и их расположения относительно друг друга; могут воспроизводить по схеме лишь отдельные  фрагменты конструкции, используя при этом все имеющиеся детали в т.ч. лишние (только с помощью взрослого); схематические зарисовки будущей конструкции не определённые; замысел не устойчив, тема меняется в процессе работы с материалом. Создаваемые конструкции нечётки по содержанию, объяснить их смысл и способ построения дети не в состоянии.

 Средний: дети узнают 2-3 детали правильно самостоятельно, остальные с помощью

педагога; пытаются читать схему «на глаз» , но допускают неточности и ошибки, которые могут исправлять при словесной помощи педагога, или в процессе практического наложения деталей на схему; заранее определяют тему постройки; могут использовать схематический рисунок для обозначения частей предмета и удержания смысла. Схему не детализируют и не разбивают конструкцию – способ её построения находят путём практической пробы.

 Высокий: дети узнают 4-5 деталей, определяют их правильно без помощи педагога; в

размещение деталей относительно друг друга, действуют самостоятельно и практически без

ошибок; могут грамотно (самостоятельно) «читать» схему «на глаз», правильно заменяя недостающую деталь; воспроизводят конструкцию точно по схеме; самостоятельно разрабатывают замысел в разных его звеньях, могут рассказать о способах сооружения модели

и её особенностях; при разработке замысла конструкции обычно используют литературный образ.

График проведения диагностики

Контроль

Группа 5-6 лет

Входной

Ноябрь  2024г .1-2 недели

Итоговый

Май 2025 г.1-2 недели

Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение процесса обучения:

  1. Компьютер – 1 шт.
  2. Стол (на каждого обучающегося)
  3. Стул (на каждого обучающегося)
  4. Принтер – 1 шт.
  5. Сканер – 1 шт.
  6. Интерактивная доска – 1 шт.
  7. Проектор – 1 шт.
  8. Конструкторы LEGO (DUPLO, WEDO)
  9. Набор карточек и схем для каждого вида конструктора.
  10. Стеллаж для хранения конструктора.
  11. Фигурки людей, домашних и диких животных LEGO DUPLO, LEGO SYSTEM для обыгрывания.

Программное обеспечение:

  1. Операционная система Windows (XP, 7, 8,10)
  2. Microsoft Office 2007, 2010 (MS Word, MS Power Point).

Взаимодействие с родителями

В соответствии с ФГОС ДО (3.2.5.п.5) одним из основных условий , необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является «Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявленияпотребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Основной путь налаживания тесного сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет развитие личности ребёнка во всём его многообразии, любознательности, целеустремлённости, самостоятельности.

Современные исследователи отмечают важность сотрудничества педагогов и родителей, так как включение семьи как партнёра и активного субъекта в образовательную среду дошкольной организации качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. Такое взаимодействие предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу. Это взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса.

Интеллектуальное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе врядли возможно.

Наиболее эффективной формой взаимодействия сотрудничества родителей в совместной с детьми конструктивной творческой деятельности, является совместная деятельность детей и родителей.  

Месяц

Старшая группа

Декабрь

1. Наглядная информация:

«Развивающая роль

конструирования и

образовательной робототехники

в условиях реализации ФГОС

ДО». 2.Консультация для родителей:

«Как правильно подобрать

конструктор для ребенка 5-6

лет».

Январь

1. Проведение открытого

педагогического мероприятия с

детьми с использованием

конструкторов LEGO DUPLO,

LEGO DACTA перед детьми других групп. 2. Наглядная

информация: «Совместная

работа по конструктивной

деятельности в детском саду и

семье».

Февраль

1. Семинар - практикум:

«Развитие речи дошкольников

посредством ЛЕГО -

конструирования». 2.

Фотовыставка «Мы играем в

LEGO».

Март

1. Проведение открытого

педагогического мероприятия с

детьми с использованием

конструктора LEGO Education

«Первые механизмы». 2.

Конкурс семейного творчества

«Конструируем в дружной

семье»

Апрель

1. Фотовыставка «Мои

достижения в LEGO». 2. Мастер

– класс. Программирование

Роботов. Творческие

задания.

Май

1. Проведение открытого

педагогического мероприятия с

детьми с использованием

программируемых роботов

2. Повторное

анкетирование родителей

«Значение конструирования в

полноценном развитии

ребенка».

Характеристика педагогического состава

Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу: педагог дополнительного образования.

Стаж работы – не менее одного года, образование – высшее педагогическое, квалификационная категория – соответствие занимаемой должности.

Должностные обязанности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:

  • реализация дополнительной программы;
  • разработка и внедрение в образовательный процесс новых дидактических разработок;
  • побуждение обучающихся к самостоятельной работе, творческой деятельности;

Содержание программы

Старшая группа

(5 – 6 лет)

1.Знакомство с названиями деталей LEGO-конструктора, различать и называть их.

2.Продолжать знакомить с различными способами крепления деталей LEGO.

3.Продолжить учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы постройки.

4.Продолжать учить детей работать коллективно.

5.Учить анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность.

6.Учить детей конструировать по схеме, предложенной взрослым и строить схему будущей конструкции.

7.Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры.

8.Понимать, что такое алгоритм, ритмический рисунок.

9.Учить конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать материал и способ конструирования.

10.Учить работать в паре.

11.Продолжать размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки.

12.Учить передавать характерные черты сказочных героев средствами LEGO-конструктора.

13.Дать возможность детям поэкспериментировать с LEGO-конструктором.

14.Развивать конструктивное воображение, мышление, память, внимание.

Основные приёмы обучения робототехнике:

Конструирование по образцу

Это показ приёмов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала необходимо рассмотреть игрушку,  выделить основные части. Затем вместе с ребёнком отобрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции).

Конструирование по модели

В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребёнок должен определить самостоятельно из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру из картона или представить её на картинке. Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить различные конструкции одного и того же объекта.

Конструирование по заданным условиям

Ребёнку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приёмов работы. То есть, способов конструирования педагог не даёт, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам

На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. То есть, воспитанники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать её.

Конструирование по замыслу

Освоив предыдущие приёмы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными. Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх театрализации.

Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, чертежами, инструкциями.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение в «Занимательную робототехнику»

1

2.

Введение в конструирование и программирование.

18

3.

Юный робототехник

37

Итого:

48

Содержание учебного плана

LEGO-конструирование «Простые механизмы»

(7 месяцев обучения для детей 5-6 лет)

занятия

Дата

Тема

Программное содержание

Оборудование

Ноябрь

1-2

5.11.24-8.11.24

Сборка робота –утёнка

Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов. Сформировать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

Конструктор

Fun & Bot / sensing

3-4

8.11.24-5.11.24

Сборка робота –лыжника

Конструктор

Fun & Bot / sensing

5-6

18.11.24-22.11.24

Сборка робота –поезда

Конструктор

Fun & Bot / sensing

7-8

25.11.24-29.11.24

Сборка робота- пожарной машины

Конструктор

Fun & Bot / sensing

Декабрь

9-10

2.12.24-

6.12.24

«Новогодняя ёлка»

Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

Конструктор LEGO (набор различных деталей). Атрибуты новогодние.

11-12

9.12.24-13.12.24

«Новогодние подарки»

13-14

15.12.24-20.12.24

«Снегокат»

15-16

23.12.24-28.12.24

«Конструирование по замыслу»

Январь

17-18

9.01.25-10.01.25

«Светофор»

Привить навык коллективной работы. Выработать способность осознанно заменять одни детали другими. Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.

Конструктор LEGO (набор различных деталей). Презентация «Транспорт». Лото «Виды транспорта».

19-20

13.01.25-17.01.25

«Специальный

транспорт»

21-22

20.01.25-24.01.25

«Гаражное депо»

23-24

27.01.25-31.01.25

Коллективная работа «Автопарк»

Февраль

25-26

3.02.25-7.02.25

Строительство 2-и 3-мерных фигур

Мотивация самостоятельной творческой деятельности детей, знакомство с плоскостным конструированием и с объемными фигурами

Конструктор PolyDron «Элементарная математика»

27-28

10.02.25-14.02.25

29-30

17.02.25-21.02.25

31-32

24.02.25-28.02.25

Март

33-34

3.03.25-7.03.25

«Забавные механизмы: умная вертушка»

Формирование представлений детей о взаимосвязи программирования и механизмов движения: что происходит после запуска и остановки цикла программы? Знакомство с функциями блоков программы.

Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук. Презентация «Карусель»

35-36

10.03.25-14.03.25

«Забавные механизмы: барабан»

 

37-38

17.03.25-21.03.25

«Забавные механизмы: барабан»

39-40

24.03.25-28.03.25

«Весёлая карусель»

Апрель

41-42

31.03.25-4.04.25

«Весёлая карусель»

Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.

Конструктор Перворобот LEGO WeDo (по количеству детей); мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук.

43-44

7.05.25-11.05.25

«Парк аттракционов (обобщение предыдущих трёх тем)

45-46

14.04.25-18.04.25

«Разводной мост»

47-48

21.04.25-25.04.25

«Разводной мост»

Май

49-50

5.05.25-7.05.25

«Творческая деятельность. Выставка детских работ»

Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

Конструктор LEGO (набор различных деталей)

51-52

12.05.25-16.05.25

53-54

19.05.25-23.05.25

55-56

26.05.25-30.05.25

Список литературы:

  1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ,-87 с., илл.
  2. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей.-СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
  3. Программа дополнительного образования «Роботёнок» [Электронный ресурс]- //Режим доступа:dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html
  4. Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет»
  5. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду».-М.:ТЦ Сфера, 2012 –144 с. (Новый детский сад с любовью)
  6. Методические рекомендации по организации по организации работы в Центре технического конструирования «LEGO-go»
  7. Болотова А.К. «Представления родителей детей дошкольного возраста о робототехнике»//Молодой учёный. – 2017. – №10.1;
  8. Корягин А.В. «Образовательная робототехника LEGO WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов.-М: Изд-во ДМК, 2016 г.;
  9. «Робототехника для детей и их родителей». В.Н.Халамов. – Челябинск, 2012;

Интернет ресурсы:

         1. http://www.edu54.ru

2. http://pandia.ru/text/78/021/1503.php

3. http://pedrazvitie.ru/razdely/programmy_vospitateli/progr_kurudimova