Методическая копилка

Абасова Аида Нажмутдиновна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                    Консультация для воспитателей    

                                  Экология и дошкольник.

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:

  • мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
  • медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
  • подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
  • частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
  • использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
  • осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
  • частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни.

На данном этапе становления личности ведущими в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, по этому воспитатель, прежде всего сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте двух - трех лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое в соответствии с программой «Юный эколог» является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Важное место в технологии занимает игра — несложна сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных со звукоподражанием им. Кроме сказок нами используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми.

Успех в экологическом воспитании 3-4-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия Задача младшего дошкольного возраста - заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного - двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т. е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами 
би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой 
(в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.

Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

  • разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
  • ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
  • участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
  • проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом - дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
  • рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
  • проведение экологических занятий один раз в две недели;
  • проведение экологических досугов.



Предварительный просмотр:

            Консультация для воспитателей  

                      Работа с детьми летом.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно подготовился к ней коллектив детского сада.
Главное – вооружить знаниями педагогов. Для этого в методическом кабинете подбирается необходимая литература по определённым вопросам, можно предложить каждому воспитателю самостоятельно проработать одну из близких им тем, а затем провести обмен опытом, знаниями и увлечениями.

Примерная тематика:

1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми

  • Вариативность утренних гимнастик на данный период
  • Организация подвижных игр
  • Проведение праздников и досугов
  • Игры для похода или прогулки в лес
  • Игры на воде

2. Мир природы

  • Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, рыбами, растениями, птицами и т.д.)
  • Природа края, в котором мы живём
  • Организация работы в цветнике и огороде
  • Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения
  • Требования к проведению экскурсий
  • Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями

3. Игра

  • Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках
  • Организация разных видов игр в летний период

4. Художественно-изобразительная деятельность

  • Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности
  • Развитие детского творчества

5. Летние праздники и досуги

  • Знакомим детей с русскими народными праздниками
  • Основные требования в организации праздника
  • Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период

6. Основы безопасности жизнедеятельности детей

  • Инструктажи
  • Изучаем правила пожарной безопасности
  • Организация работы «Внимание дорога»

7. Краеведение

  • Проведение экскурсий к памятным местам
  • Тематика конкурсов детского творчества

8. Организация работы с родителями

  • Какие темы групповых бесед и консультаций для родителей можно рекомендовать
  • Какие формы с родителями можно использовать в летний период (дни открытых дверей, встречи с горожанами, интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность)

Таким образом, проделанная работа по тематике, а это раскрытие теоретических и практических подходов окажет помощь всем педагогам детских садов в их многообразной работе.

Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.

Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются. Виды занятий можно определить на педагогическом Совете ДОУ «Организация летней оздоровительной работы», которые у Вас пройдут сейчас. Дано право выбора коллективу педагогов определить перечень занятий.



Предварительный просмотр:

 Консультация для воспитателей

«Игровые технологии в экологическом воспитании»

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»(30.03.1997 № 4/16) экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.

Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.

Экологические игры бывают:

  • ролевые;
  • дидактические;
  • имитационные;
  • соревновательные;
  • игры-путешествия.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например, игра «Строительство города».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

В своей работе с детьми я использую такие дидактические игры, как:
«Звездный зоопарк» - цель: познакомить с созвездиями, формировать умения составлять созвездия; дать представления о том, что человек связан с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы (обведя их контуры можно увидеть силуэты животных, птиц). Детям раздаются наборы для игры (лист бумаги, маленькие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий). Дети составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, угадывают его название. Кто правильно все сделает и правильно назовет созвездие, тот и выиграл.

Целью игры «Рассели животных по Земле» является: познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям.

Содержание игры:

  1. Выбрать себе какой-то один материк.
  2. Отобрать животных, которые там живут.
  3. Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем.
  4. Придумать рассказ о жизни животных на своем материке.

Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает фишку. Выигрывает набравший больше фишек.

Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и потом объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.

Содержание:

Воспитатель располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте мира с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает нашедший и правильно исправивший большее количество ошибок.

Игра «Кто поможет малышу?»

Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.

Содержание:
Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.

Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т.д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.



Предварительный просмотр:

                                                        Семинар – практикум для воспитателей

                                                     Тема:  Секреты успешной работы  с родителями».

                                             Повестка

1. Ознакомление педагогов с нормативно — правовыми документами аргументирующими взаимодействие семьи и ДОУ.

 2. Традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей.

3. Практическая часть

 

 Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи: Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.  Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

                                                                 Теоретическая часть

 Воспитатель (психолог):  Наш семинар-практикум посвящен вопросу:  Повышение инициативности родителей (законных представителей) в рамках единого образовательного пространства «детский сад – семья» с учётом потребностей семьи и поддержки её образовательных инициатив через использование активных форм взаимодействия. 

Одна из актуальных проблем человечества — воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами.  Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество так, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Человек ощущает связь с семьей на протяжении всей своей жизни. Прямая функция семьи как социального института — обучение ребенка: социальному опыту, который накопило человечество; культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Кризис современных семей выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка — все это отрицательно влияет на стабильность

молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно сказывается на развитии детей. И самая большая опасность — в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, патриотизме. В воспитании сегодняшнего малыша — будущего гражданина — должны быть заинтересованы и родители, и ДОУ. Родители должны стремиться вырастить, хорошо воспитать малыша, педагоги — помочь в этом родителям.

                           Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие документы:

  • Декларация прав ребенка — это первый международный документ, в котором родители призываются к признанию и соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в условиях свободы и достоинства;
  • Конвенция о правах ребенка — признает за каждым ребенком юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества; увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
  • Конституция РФ, п. 4, ст. 43 — право ребенка-дошкольника на образование гарантируется государством;
  • Семейный кодекс РФ, ст. 63: в нем оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. В нем указано, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей;
  • Закон «Об образовании», ст. 18: целиком посвящена образованию детей дошкольного возраста. В ней указано, что родители являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности;
  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», где изложены основные гарантии прав ребенка.

 

Воспитатель: Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.

Перед нами стоит задача — как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» — это вечная «головная боль» педагогов.

В связи с этим перед нами стоит важная задача — сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса.

                                  Нетрадиционные формы работы с семьей ( рассуждения педагогов)

Только в тесном контакте может возникнуть формула:

 ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО (рассуждения педагогов)

 Сотрудничество педагогов и семьи — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

 

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.  Работа по взаимодействию семьями воспитанников в детском саду проходит ежегодно.  Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, необходимо стремиться разнообразить формы и методы взаимодействия с семьей. Все мы только выиграем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

                                                 

                                                          Практическая часть.

Для проведения практической части нашего семинара нам нужно разбиться на три команды.  1команда – дети, 2 команда – родители, 3 команда – педагоги. Наш семинар- практикум будет состоять из следующих заданий: разминка для команд;  мозговой штурм;  аукцион идей; составление синквейнов.  И начнем мы нашу игру с разминки.    

                                                               1. Разминка

Вопросы для первой команды.

              Дети

Вопросы для второй команды.

               Родители

Вопросы для третьей команды

           Педагоги

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка  дошкольника  (семье).

1.В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

1.Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности у педагогов? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

2. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию,  внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками).

2. Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности).

2. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», и т.д.)

3. Кто имеет право принимать участие в управлении образовательной организацией, родители или педагоги? (родители и педагоги)

3.Кто обязан развивать у обучающихся детей   самостоятельность, инициативу, творческие способности? (педагоги)

3.Родители или педагоги обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья? (педагоги)

4. Родители или педагоги обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации? (родители и педагоги)

4.Кто обязан заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития личности ребенка? (родители)

4. Родители или педагоги обязаны уважать честь и достоинство обучающихся детей? (родители и педагоги)

                                                2.Мозговой штурм.

Воспитатель: Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Ну, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?
Для того, чтобы раскрыть эти понятия каждая команда в течение 5 минут обсудит по 1 понятию

(1 команда – взаимодействие),

(2 – сотрудничество),

(3 – содружество),

  по истечении времени представители группы выступят перед нами. (Выступления педагогов).

Вопрос  для первой команды.

                 

                    Дети

Вопрос  для второй команды.    

                                           Родители

 

Вопрос  для третьей команды

                  Педагоги

«Взаимодействие» — совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.

 «Сотрудничество» — это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.

«Содружество» — объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.

Вопрос к педагогам:  «Возможна ли взаимная дружба без общения, а, следовательно, и без взаимодействия?» (Конечно же нет) Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

                                                                   3.   «Аукцион идей»

Каждая команда делится опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ.    (Время на подготовку 3 минуты).

Условно общение с родителями мы делим на определенные блоки:

—  педагогическое просвещение родителей;

—  включение родителей в деятельность группы, детского сада;

—   изучение семей воспитанников;     Задания для команд: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в каждом блоке.

Задание для первой команды.    

                 Дети                      

Блок  Педагогическое просвещение родителей

Задание для второй команды

             

             Родители

Блок  Включение родителей в деятельность ДОУ

Задание для третьей команды

         

                Педагоги

Блок  Изучение семей воспитанников

Задачи: Повышение педагогической грамотности родителей

Задачи: Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ.

Задачи:  Оказание своевременной индивидуальной помощи семьям по тому или иному вопросу воспитания

Формы работы: (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации, конференции, работа творческих групп по интересам, открытые занятия).  

Формы работы:  (круглые столы, дискуссии, конкурсы, выставки, беседы,  соревнования, выпуск газеты, викторины, работа кружков, концерты, совместные мероприятия).

Формы работы: (диалог, анкетирование, социалогический  опрос, род. почта, психолого – педагогическое просвещение родителей, подбор педагогической и художественной литературы, совместная деятельность родителей и детей)..

                                         4.   Составление синквейнов.

 Воспитатель: В заключение  нашего семинара-практикума предлагаю каждой команде составить синквейн по теме нашего семинара.

В переводе с французского «синквейн» — «пять строк» — стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Правила написания синквейна таковы. На первой строчке записывается одно слово — существительное это и есть тема синквейна. На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему. На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, выказывает свое отношение к ней.

Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой. Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.

Использовать такое упражнение можно в работе над любым направлением воспитательно-образовательного процесса.

                                           Пример синквейна на тему любви.
1. Любовь.
2. Сказочная, фантастическая.
3. Приходит, окрыляет, убегает.
4. Удержать ее умеют единицы.
5. Мечта.

                                                                                Примеры

Задание для первой команды.

Синквейн  на тему: «Дети»

Задание для второй команды

 Синквейн на тему: «Родители»

Задание для третьей команды

Синквейн на тему: « Педагоги»

Прекрасные, озорные

Заботливый, квалифицированный

Умные, добрые

Играют, шалят, радуют

Развивает, воспитывает, учит

Заботятся, учат, любят

Цветы нашей жизни

Первый педагог для ребенка

Несут ответственность за своих чад

Радость

Вторая мама

Главные

 Воспитатель: Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с определенными педагогическими целями. Кроме того, данный прием педагоги могут использовать во время проведения мероприятий для родителей с целью обобщения преподнесенной им информации. По синквейнам,  составленными  родителями, воспитатель может определить, точно ли и в полном ли объеме доведена до них необходимая информация, усвоены ли слушателями важные, ключевые понятия.

Таким образом, грамотное использование приемов педагогического общения позволит воспитателям и родителям избежать возникновения сложных ситуаций и объединить усилия в их важном и общем деле — воспитании и развитии детей.  Наш семинар-практикум подошел к концу. Всем спасибо за участие!

 

 



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

в рамках городского методического объединения

«Роль сказки в жизни ребенка».

Подготовила: Абасова А.Н.

Образовательная программа дошкольного образования должна реализовываться в формах, специфических для детей данной возрастной группы. В стандарте эти формы обозначены как игра, познавательная и исследовательская деятельность, творческая активность (п. 1.2, п.п.4).

Деятельность ребенка разнообразна и насыщена. В любой деятельности малыш развивается, проходит процесс социализации, обучается и постигает новые знания и умения, набирается опыта и развивает и приобретает новые навыки и умения.

В младенческом возрасте видом деятельности становится восприятие детских стихов. В раннем возрасте - игры с динамическими игрушками, обогащение словаря, восприятия смысла детских литературных произведений, рассматривание картинок с изображением героев. В дошкольном возрасте становятся ролевые сюжетные игры, обогащение словаря, восприятие художественной литературы, фольклора.

Сказка является главным жанром дошкольного чтения: взрослые на всю жизнь сохраняют воспоминания именно о сказках, прочитанных в детстве. Эти воспоминания, как правило, относятся именно к старшему дошкольному возрасту.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками

     Восприятие сказки рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

 

Вопрос для педагогов: Назовите группы сказок, которые вы знаете?

В.Я. Проппа выделяет шесть групп сказок. 1) волшебные; 2) кумулятивные; 3) о животных, растениях, неживой природе и предметах; 4) бытовые или новеллистические; 5) небылицы; 6) докучные сказки.

         Современная наука различает следующие жанры сказок: 1) о животных; 2) волшебные; 3) новеллистические; 4) легендарные; 5) сказки-пародии; 6) детские сказки

Знакомя ребят с жанром сказки, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Умение воспринимать сказки, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Л.М. Гурович отмечала, что в процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведения искусства, что ведет к более адекватному, полному, глубокому его восприятию. Важно сформировать у детей правильную оценку героев художественного произведения. Эффективную помощь в этом могут оказать беседы, особенно с использованием вопросов проблемного характера. Они подводят ребенка к пониманию ранее скрытого от них “второго”, истинного лица персонажей, мотивов их поведения, к самостоятельной переоценке их (в случае первоначальной неадекватной оценки). Восприятие художественных произведений дошкольником будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности, применяемые автором для характеристики изображаемой действительности.

 

Вопрос для педагогов: Какие рекомендации по развитию восприятия сказки детьми дошкольного возраста вы можете предложить на ваш взгляд?

Педагогические рекомендации по развитию восприятия сказки детьми дошкольного возраста [6]:

1. Не следует прекращать читать ребенку вслух, даже в том случае, если он умеет читать самостоятельно, поскольку именно чтение взрослого предоставляет больше возможностей для полноценного восприятия, заключающегося, по определению Л.М.Гурович, в единстве протекания трех основных процессов: понимания текста (осознание информации, героев, событий), воссоздающего воображения и эмоционального отклика.

2. Дети в дошкольном возрасте очень любят русские народные сказки. Слушая сказку, ребенок не умеет и не хочет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым событиям в сказке. Он вмешивается не только мысленно, но и действенно в ход повествования (прерывает чтение, задает вопросы, пытается помочь героям). Не ругать ребенка и не наказывать, если он под впечатлением прочитанного испортил книгу: замарал изображение отрицательного героя, вырезал ножницами положительного персонажа, желая спасти его от опасности. Необходимо помнить, что это – результат специфической активности ребенка: содействия, которая может проявляться и таким образом. В таких случаях нужно поговорить с ребенком и объяснить ему необходимость бережного отношения к книгам.

3. Необходимо отвечать на вопросы детей о прочитанном, отталкиваться от них при проведении бесед о книгах.

4. Для детей старшего дошкольного возраста могут быть привлекательны как положительные, так и отрицательные герои. Играя роль отрицательного героя, ребенок может вызвать недовольство взрослых. В таких случаях рекомендуем попытаться отвлечь и переключить ребенка на другое занятие, временно отказаться от чтения любимой книги.

5. Если сказка заканчивается печально, если ребенок слишком эмоционально реагирует, придумать вместе с ребенком другую концовку (например, для сказки “Теремок”).

6. Для того, чтобы ребенок глубже и адекватнее понял прочитанный текст, необходимо побуждать ребенка к творческой деятельности (рисованию, лепке, инсценированию сказок).

Таким образом, умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Заключительная часть:

Блиц-опрос:

  1. Как называется процесс формирования — посредством активных действий — субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы?
  2. Что является главным жанром дошкольного чтения?
  3. Назовите те три стадии, которые выделяет О. И. Никифорова в развитии восприятия художественного произведения?
  4. Современная наука различает следующие жанры сказок, какие?

Обобщение:

Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной проблеме. Подведение итогов работы в рамках семинара – практикума.

 

  1. Игровое упражнение «Покажи сказку».

 

Педагоги делятся на две команды, им  предлагается показать сказку без помощи слов противоположной команде, команда старается угадать показанную сказку.

 

  1. Игровое упражнение «Загадки».

 

В сказке небо синее,

 

В сказке птицы страшные.

 

Яблонька, укрой меня!

 

Реченька, спаси меня!

 

«Гуси-лебеди»

 

На лесной опушке

 

Стояли две избушки.

 

Одна из них растаяла,

 

Одна стоит по-старому.

 

«Заюшкина избушка»

 

Вор пшеницу воровал,

 

А Иван его поймал.

 

Вор волшебным оказался,

 

И Иван на нем катался.

 

«Сивка-бурка»

 

 Ах ты, Петя-простота,

 

Сплоховал немножко:

 

Не послушался кота,

 

Выглянул в окошко.

 

«Кот, петух и лиса»

 

Нет ни речки, ни пруда.

 

Где воды напиться?

 

Очень вкусная вода

 

В ямке от копытца.

 

«Сестрица Аленушка

 

и братец Иванушка»

 

Вымолвил словечко –

 

Покатилась печка

 

Прямо из деревни

 

К царю и царевне.

 

И за что, не знаю,

 

Повезло лентяю?

 

«По щучьему велению»

 

  1. Антонимы в сказках

 

Я называю вам антонимы, а вы – дорогие мои воспитатели (дети) угадываете настоящее название сказки.

 

1. «Мышь босиком» — «Кот в сапогах».

2. «Рассказ о простой курочке» — «Сказка о золотом петушке».

3. «Знайка в лунной деревне» — «Незнайка в Солнечном городе».

4. «Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке» — «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

5. «Один из Молоково» — «Трое из Простоквашино».

6. «Зеленая бейсболочка - «Красная шапочка».

 

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиций народа, учит добру и справедливости. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду.



Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов

"Развивающие игры В.Воскобовича в контексте ФГОС"

 

Составила и провела воспитатель:

первой квалификационной категории Абасова А.Н.

Цель: -  повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.
- знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.

Задачи: - систематизировать и углублять знания педагогов по технологии

развивающего обучения В.В. Воскобовича.

 (Слайд1-2) Вступление: - Уважаемые педагоги! Сегодня я рада приветствовать вас на мастер-классе «Сказочные лабиринты игры» по играм В.В.Воскобовича. разрешите несколько вступительных слов.

     Существует много видов классификации игр. Но во все  классификации входят дидактические игры. Как вы уже знаете, дидактические игры включают в себя игры направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, т.е. развивающие игры.

Развивающие игры – это интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений.

(Слайд 3-4)  Принципы РИВ основаны на :

Познание

Интерес

Творчество

Задачи развивающих игр:

  1. Развивать интерес к решению познавательных и творческих задач самостоятельность и инициативность.
  1. Развивать образное и логическое мышление.
  2. Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению действий по алгоритму;
  3. Развивать произвольное внимание.
  4. Формировать способы познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей).

Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребёнку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

(Слайд 5)  Игры разработаны для детей разного возраста: ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст и для детей с ОВЗ.

Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:

  • универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
  • предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;
  • конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.

 

 (Слайд 6-9)  Главный герой Фиолетового леса любознательный и храбрый  малыш Гео и его добрые друзья мудрый ворон Мэтр, девочка Долька, хитрый но простоватый Всюсь, забавный Магнолик и другие – сопровождают ребёнка в игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим отношениям.

С помощью игр Воскобовича воспитатель приучает детей самиостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Важно отметить, что все игры имеют сказочный сюжет который направлен на основу пособия «Фиолетовый лес» и «Коврограф ларчик». И мы сегодня познакомимся с некоторыми пособиями проиграв некоторые сказочные ситуации.

Часть практическая.

(Слайд 10) Задание первое: (используем фиолетовый лес)

«Помоги ежику собрать листочки»

  • Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; - развитие умения группировать по размеру.
  • Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров
  • Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.
  • Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие.
  • Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будет подходить, наклоняться и поднимать их.

(Слайд 11) Задание 2 (используем мини Коврограф ларчик)

«Найди дорожку от домика к домику.

Дорожку от домика Дольки до домика Незримки Всюсь соединить и пройти по ней пальчиками

( на коврографе выставляются фигурки героев и с помощью верёвочек выкладывается путь от одного к другому).

  • Усложнение с помощью пособия «Фонарики» (построить домики героев слушая инструкцию воспитателя). Домик Дольки не желтый и не красный и находится в левом верхнем углу, а домик Незримки не жёлтый и не зелёный, он находится в правом нижнем углу.
  • (Слайд 12) Задание3 (используем Геоконт)

«День рожденье пчёлки Жужи»

Даёт придумать для неё подарок на основе пособия Геоконт.

По моему словесному указанию выполните задание – Что же подарили пчёлке Жуже:

С 4, О 4, К 3, Б 4, Ф 3, С 4. ( с помощью резинки)

Что получилось?

( Слайд 13) Задание 4 (используем кораблик Плюх –Плюх)

На кораблике работают пальцы (надо правильно брать пальчиками флажочки). Помогают нам играть с корабликом матросы – лягушата и капитан – гусь. Для того, чтобы наш кораблик отправился в плавание на нем надо навести порядок, надо наши флажочки снять и постирать. Затем разложить на столе по цветам и просушить. И затем начинаем надевать, помогаем деткам, объясняем им. На маленькую надеваем самую маленькую кучку и тд. Как вариант, можно флажочки надеть на пальчики и перейти в динамическую паузу – потанцевать как лягушата. А потом опять превращаемся в ребяток и продолжаем нанизывать флажочки на мачты.

(Слайд 14) Задание 5 (используем Вошебную восьмёрку)

Вариативность: - работа на игровом поле или столе; - вытаскивание палочек, подсовывание их под резиночку; работа одной или  двумя руками; работа со словесной инструкцией: (положи, покажи, найди) моделирование из палочек на столе. (заборчик, дом, цветочек).

(Слайд 15) Задание 6 (используем Игровизор)

Представляет собой альбом из двух листов. Лист первый – основа выполнен из картона, второй лист – плёнка, на которой можно рисовать маркером, а потом стирать. Достаточно положить лист с заданием под плёнку ( прописи, лабиринты, или раскраску) и вот задание малыша готово. Например ( Какие цифры вы видите в зашифрованной вышивке пчёлки Жужи. Обведите их и впишите в нужный квадратик).

(Слайд 16) Рекомендации

  • Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.
  • Игры В.В.Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе малышам. Таким образом, начинайте играть с ребенком на протяжении 10 минут, потом отложите игру. Через время можно вернуться к  выполнению заданий. В ходе игры запаситесь терпением,  не критикуйте ребенка  в  случае неудачи. Радуйтесь победам малыша и чаще его хвалите.

В ходе игры необходимо развивать речь ребенка, так как дети в процессе выполнения заданий в основном работают руками и мало взаимодействуют с окружающей их средой. Для этого попросите малыша комментировать свои действия или пересказать сюжет, чаще расспрашивайте его о сказочных заданиях и вариантах их выполнения

( Слайд 16-17) Рефлексия (используя Синквейн), завершение.

Спасибо всем вам за работу, мы продолжаем. Всем вам наверное известна такая технология как «Синквейн». «Синквейн» - это один из приёмов активизации познавательной активности. Слово синквейн происходит от французского слова (пять) и означает стихотворение из пяти строк. Это необычное стихотворение, а стихотворение написанное в соответствии с определёнными правилами. В каждой строке задаётся набор слов, который необходимо отразить тему стихотворения.

1строка – Тема синквейна, означает одно слово (существительное).

2 строка – Два слова (прилагательные) описание признаков и свойств объекта выбранного в синквейне.

3 строка – образованна тремя глаголами, описывающие действия объекта.

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора к описываемому объекту.

5 строка – одно слово резюме, характеризующее суть объекта.

Предлагаю вам составить синквейн по теме нашего мастеркласса. «РИВ».

Пример:

  1. РИВ (развивающие игры Воскобовича)
  2. Разнообразные, мыслительные
  3. Выполняют, обучают, открывают
  4. Развивающие, разнообразные игры и упражнения
  5. Увлечённая игра.