Методические материалы

Эпова Татьяна Викторовна

Все для учителя  физкультуры специальной коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программный материал 1-й КЛАСС (54 ч)

Общие теоретические сведения.

 Чистота одежды и обуви. Утренняя гигиеническая гимнастика и ее значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности. Чистота зала, снарядов.

ГИМНАСТИКА

Теоретические сведения.

 Элементарные сведения о гимнастичес-нарядах и предметах.

 Правила поведения на уроках гимнастики, онятия: колонна, шеренга, круг. Размыкание на вытянутые и колонне, шеренге.

Повороты «направо», «налево», «кругом»

 Движение в колонне.

 Выполнение команд: «Шагом марш!», , «Бегом марш!», «Встать!», «Сесть!», «Смирно!».

Практический материал

Упражнения без предметов

Упражнения для мышц шеи

наклоны туловища и головы вперед, назад, в стороны из исходного положения, стойка ноги врозь, руки на поясе (медленно и быстро).

вращения туловищем и головой вправо и влево.

 пово-роты туловища в стороны (медленно и быстро) в стойке ноги врозь, руки на поясе.

Упражнения для мышц спины и живота

Лежа на животе поднимание ног поочередно и вместе, поднимание головы. Лежа на спине поочередное поднимание ног, «велосипед», поднимание туловища.

Упор стоя у гимнастического бревна или стены на расстоянии 60 — 70 см, сгибание и разгибание рук.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса 

Из основной стойки (и стойки ноги врозь) поднимание и опускание рук вперед, в стороны, вверх.

 Сжимание и выпрямление кистей рук; руки прямо перед собой.

 Вращение кистями вправо, влево.

Поднимание рук вперед и вверх с хлопками.

 Сгибание и разгибание рук в плечевых и локтевых суставах.

 Поднимание и опускание плечевого пояса, руки на поясе.

Упражнения для мышц ног

Поднимание на носки.

 Сгибание и разгибание ног, стоя на одном месте, руки на поясе (медленно и быстро).

 Приседания на двух ногах.

Упражнения на дыхание

Тренировка дыхания через нос и рот в различных исходных позициях: сидя, стоя, лежа.

 Глубокое дыхание (подражая учителю).

Дыхание во время ходьбы с выговариванием звуков на выдохе: чу-чу-чу (паровоз), ш-ш-ш (вагоны), у-у-у (самолет), ж-ж-ж (жук).

Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев 

Из положения руки и пальцы врозь: кисть в кулак, круговые движения кистями вовнутрь и наружу.

 Поочередное соприкосновение большого пальца с остальными.

 Отведение и приведение пальцев на одной руке, одновременно на  двух руках с контролем зрения и без него.

Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание. «Щелчки». 

Одновременные и поочередные сгибания, разгибания кистей рук и круговые движения.

Упражнения для формирования правильной осанки 

Из положения стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками (обратить внимание при этом на отведение плеч слегка назад и на оптимальное выпячивание живота вперед), отойти от стенки и вернуться к ней, сохраняя положение.

Стоя спиной к стене, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками: поднимание рук вперед, вверх, в стороны; приседание, касаясь стенки затылком и спиной.

Поднимание гимнастической палки вверх широким хватом с отставлением ноги на носок.

Упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп

Сидя на скамейке, сгибание и разгибание пальцев ног, стоп, круговые движения стопой, захватывание стопами каната, мяча, булавы, мешочка с песком.

 Ходьба по канату, положенному на пол, ходьба по ребристой доске. Перекаты с носка на пятку.

Упражнения для укрепления туловища

Лежа на животе с опорой на руки и без опоры: разгибание головы («птички летят»), поочередные и одновременные движения руками («пловцы»), поочередное и одновременное поднимание ног.

Лежа на спине: поднимание прямой ноги (сгибание), поочередное сгибание и разгибание ног («велосипедист»).

Лежа на животе на гимнастической скамейке: захватывая ее сбоку, подтягивание скольжением по скамейке.

Упор стоя у гимнастического бревна на расстоянии 60—70 см; сгибание и разгибание рук.

Сидя, сгибая левую ногу вперед, обхватить голень руками и прижать колено к груди. То же, правой.

Лежа на спине, поднять одну ногу.

Сидя, поднять одну ногу.                        

Стойка: руки за голову, наклон вперед, прогнувшись.

Уметь: ходить в колонне по одному, построиться в одну шеренгу, пройти по гимнастической скамейке, выполнить задание по словесной инструкции учителя, выполнить общеразвивающие упражнения в определенном ритме.

Упражнения с предметами

С гимнастическими палками

 Удерживание гимнастической палки двумя руками хватом сверху  и хватом снизу перед собой, внизу, перед грудью, над головой. |.

 Перекладывание палки из одной руки в другую перед собой.

 Выполнение различных исходных положений с гимнастической пал-f кой. Поднимание гимнастической палки с пола хватом сверху и  бесшумное опускание па пол.

С флажками

Из исходного положения основной стойки: поднимание рук в стороны, вперед, вверх, круговые движения, стон на месте и во время ходьбы. Помахивание флажками над головой.

С малыми обручами

Удерживание обруча двумя руками хватом сверху и хватом снизу перед собой, над головой.

 Принятие различных исходных положений с обручем в руках.

 Прокатывание обруча и ловля его после прокатывания

С малыми мячами

Перекладывание мяча.

 Разбрасывание и собирание мячей, прокатывание, ловля после прокатывания.

Перебрасывание мяча с одной руки на другую.

Удары мяча об пол и ловля его двумя руками.

С большими мячами

Поднимание мяча вперед, вверх, опускание вниз.

 Перекатывание сидя, стоя.

 Перекладывание мяча с одного места на другое.

Перекладывание мяча с одной ладони на другую, броски вверх, удары о пол, о стену и ловля его двумя руками.

Лазанье и перелезание

Переползание на четвереньках в медленном темпе по коридору длиной 15 — 20 м.

Переползание на четвереньках по горизонтальной гимнастической скамейке, захватывая кистями рук края скамейки.

Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке, не пропуская реек (высота ноги — на 5 рейке). Из исходного положения «стоя на полу» взяться двумя руками за рейку на уровне головы. Поставить на 1 -ю рейку сначала одну ногу, затем другую, переставить поочередно руки на следующую рейку и т.д. Спускаться в том же порядке.

Подлезание под препятствием высотой 40 — 50 см (под «коня», «козла», гимнастическую палку, веревку).

 Перелезание сквозь гимнастические обручи (3 — 4 обруча на расстоянии 50 см).

Упражнение на равновесие

Ходьба по начерченному коридору шириной 20 см.

 Стойка на носках (3 — 4 с).

 Ходьба по доске, положенной на пол.

 Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук.

 Стойка на одной ноге, другая согнута вперед, руки на поясе.

 Кружение переступанием в медленном темпе.

Перемещение предметов

Перенос мяча до 1 кг различными способами, гимнастических палок, флажков, обручей, гимнастической скамейки, мата (вчетвером).

но-времениой дифференциров-

Упражнения для развития пространственно-времениой дифференциров ки и точности движений

Построение в обозначенном месте (в кругах, квадратах).

Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки.

 Построение в круг по ориентиру.

Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем.

 Шаг вперед назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Ходьба по ориентирам, начерченным на полу.

 Прыжок в длину с места толчком двух ног в начерченный ориентир.

Задание

Ходьба на месте в шеренге до 9 с, вторично — до 10 с.

Перед шеренгой по очереди маршируют на месте два ученика: первый — 5 с, второй — 10 с. Определить, кто из них шел дольше.

Знать: что такое шеренга, колонна, круг. Где правая и левая сторона, верх и низ. Что называется гимнастическим упражнением и названия снарядов. Правила поведения на уроках гимнастики.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Теоретические сведения

Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях.

Правила поведения на уроках легкой атлетики.

Практический материал

Ходьба

■ Ходьба парами по кругу, взявшись за руки.

Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне-по одному в обход зала за учителем.

Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы.

Ходьба с сохранением правильной осанки.

Ходьба в чередовании с бегом.

Бег

Перебежки группами и по одному 15 — 20 м.

Медленный бег с сохранением правильной осанки до 1 мин, бег в колонне за учителем в заданном направлении.

Чередование бега и ходьбы на расстоянии до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба).

Прыжки

Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево.

Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч.

Прыжки с ноги на ногу на отрезках до 10 м.

Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча).

Прыжки в длину с места.

Метания

Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками.

Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре.

Броски и ловля волейбольных мячей.

Метание колец на шесты.

Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой.

Знать: что такое ходьба, бег, прыжки, метания, как вести себя на занятиях легкой атлетикой.

Уметь: чередовать бег с ходьбой, подпрыгивать на одной и двух ногах, метать мячи одной рукой с места, мягко приземляться при прыжках.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретические сведения.

 Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах.

Одежда и обувь лыжника.

Практический материал

Построения с лыжами, переход на учебный круг.

Ходьба на лыжах.

Поворот переступанием вокруг концов лыж.

Катание с небольших горок.

Передвижение на лыжах (за урок 0,3 — 0,5 км).

Знать: как подготовиться к занятиям по лыжной подготовке, правила поведения на занятиях.

Уметь: передвигаться и поворачиваться на лыжах, кататься с гор.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Теоретические сведения

 Элементарные сведения о правилах игр, поведении во время игр.

Практический материал

Коррекционные игры: «Наблюдатель», «Смекалистый», «Пальчики и палочки», «Стой прямо», «Иди прямо», «По канату». Игры со звуковыми сигналами: «Совушка», «Мы солдаты», «Слушай сигнал», «Удочка».

Игры с бегом и прыжками: «Веселая эстафета», «Филин и пташки», «Пятнашки», «Мячик кверху».

Игры с бросанием, ловлей, метанием: «Метко в цель», «Догони мяч», «Кого назвали, тот и ловит».

Знать: правила и поведение во время игры.

Уметь: целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.

Межпредметные связи

Математика Умение определять верх, низ, правую и левую стороны, иметь понятие о большом, маленьком и равновеликом.

Ориентироваться  по положению предметов в пространстве ( впереди, сзади, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, над, под, за, перед, в, напротив, между, в середине, внутри, в центре, дальше, ближе и др 

Счет в пределах 10.

 Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге,  о соотношении  расстояний (кратчайших),  о последовательности (первый, крайний, последний, перед, после, за, следом, следующий за...).

Изобразительное искусство

 Основные и дополнительные цвета.

Развитие устной речи. Русский язык

 Название предметов, используемых на занятиях физической культурой и спортом. Их характеристики.

Проговаривание речевок, считалок в ходе игр и т.д. Звуки, буквы, слоги.

2-й КЛАСС (54 часа)

ГИМНАСТИКА

Теоретические сведения

Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии.

Практический материал

Построения и перестроения

Построение в шеренгу по команде учителя.

Равнение по носкам в шеренге, выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!». Ознакомление с левой и правой сторонами зала.

Выполнение команд: «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс — стройся!».

Ходьба в колонне с левой ноги.

Бег в колонне по прямой и со сменой направлений по ориентирам. Перестроение из шеренга в круг (держась за руки) и из колонны по одному (двигаясь за учителем).

Расчет по порядку.

Упражнения без предметов

Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы 

Руки к плечам, руки назад, руки перед грудью, за спину.

Круговые движения одной и двумя руками, сгибание и разгибание рук из положений руки вперед, в стороны.

Взмахи ногами вперед, назад, влево, вправо.

Наклоны туловища до касания руками пола, наклоны влево, вправо, со скольжением руками вдоль туловища.

Приседания на двух ногах, стоя на первой рейке гимнастической  стенки; перехватывания ее поочередно руками.

Выполнение по па-мяти  двух-трех упражнений.

Упражнения на дыхание

Согласовывать дыхание с различными движениями: вдох при  поднимании рук, отведении их в стороны, выпрямлении туловища,  разгибании ног; выдох при опускании вниз головы, при наклонах туловища и приседаниях.

Изменение глубины и темпа дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений.

Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев

Разведение и сведение пальцев (пальцы врозь, кисть в кулак).

Одновременное и поочередное соприкосновение пальцев.

Круговые движения кистями в лицевой плоскости, вовнутрь, к себе, от себя.

Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.

Последовательные движения кистями рук в разных направлениях по показу учителя.                

 Упражнения на расслабление мышц

Помахивание кистью (как платком).

 Смена напряженного вытягивания вверх туловища и рук полным расслаблением и опусканием в полуприсяде.

Смена резких движений в напряженной ходьбе плавными движениями в мягкой ходьбе.

Упражнения для формирования правильной осанки

 Самостоятельное принятие правильной осанки.

Стоя у вертикальной плоскости в правильной осанке, отойти на 1, 2, 3 шага; последовательно расслабить мышцы плечевого пояса, рук, туловища, затем вернуться в исходное положение.

Различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки.

Удерживание на голове небольшого груза с сохранением правильной осанки. Сохранение правильной осанки в ходьбе, удерживая небольшой груз в руках.

Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп 

Сидя на гимнастической скамейке (на полу), напряженные сгибания и разгибания пальцев ног; тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком; смыкание и размыкание стоп; прокатывание стопами каната: захватывание стопами мешочка с песком (мяча) с последующим броском | его в веревочный круг, в обруч (и передачей соседу по ряду).

Ходьба  по ребристой доске.

Ходьба с наступанием на канат, на гимнастическую палку, на рейку лестницы.

Приседание на носках, на всей ступне.

Упражнения для укрепления мышц туловища (в положении разгрузки позвоночника)

Лежа (на спине, груди) поднимание ноги с отягощением; медленное поднимание и опускание обеих ног.

Переход из положения лежа,  в положение сидя.

Стоя на четвереньках, поочередное поднимание прямой руки и ноги, прогибание; выполнение круговых движений головой, рукой в боковой плоскости.

Подтягивание со скольжением по наклонной гимнастической скамейке.

 Упор стоя у гимнастического бревна на расстоянии 70 — 80 см; сгибание и разгибание рук.

Упор лежа на гимнастической скамейке и разгибание рук.

Поочередное поднимание ног (правой—левой) из положения сидя в упоре сзади на гимнастической скамейке.

Лежа на животе, руки за голову, прогнуться, поднимая одновременно туловище и ноги.

Упор стоя на коленях, левую ногу назад на носок, правую руку в сторону — вверх, голову направо. То же, с правой ноги.

Упор присев, прыжок вверх, руки вверх.

Упражнения с предметами

С гимнастическими палками  

Выполнение упражнений из исходного положения: гимнастическая палка внизу.

 Удерживание гимнастической палки различными способами при ходьбе. Поворачивание палки из горизонтального положения в вертикальное (по показу учителя).

 Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном положении хватом снизу двумя руками.

С флажками         

Выполнение общеразвивающих упражнений с флажками в руках на месте (по показу).

Движения руками с флажками при ходьбе.

Разнонаправленные движения руками с флажками по показу учителя («сигнальщик»).

С малыми обручами    

Выполнение упражнений из исходного положения: обруч перед собой, над головой.

Приседания с обручем в руках.

Прокатывание и ловля обруча.

Вращение обруча на правой руке.

С малыми мячами

Сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и все руки с удержанием мяча.

Подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками. Прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам.

Удары мяча о пол, ловля его двумя руками.

С большими мячами

Принимание различных исходных положений, удерживая мяч в руках.

Катание мяча: сидя попарно, сидя по кругу, стоя на коленях.

Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками после поворота направо, налево, кругом, после хлопка.

Подбрасывание мяча на руке (правой, левой) несколько раз подряд. Подбрасывание и ловля мяча во время ходьбы.

Удары мяча о пол, ловля двумя руками.

Лазанье и перелезание

Лазанье по наклонной гимнастической скамейке угол 20 градусов) «одноименным» и «разноименным» способами (усилия только руками или только ногами). То же, по гимнастической стенке.

Ползание на четвереньках по полу, по кругу с толканием набивного мяча впереди себя, в сторону и на скорость.

Подлезание под препятствие высотой 30 — 40 см.

Перелезание через препятствие высотой до 70 см.

Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом (расстояние между скамейками 20 — 30 см).

Упражнения на равновесие

Ходьба по гимнастической скамейке с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка).

Ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными движениями рук. Ходьба по наклонной скамейке (высота верхнего конца скамейки 30 — 40 см). Ходьба по гимнастической скамейке боком приставными шагами.

Ходьба по рейкам гимнастической скамейки.

Ходьба по начерченной на полу линии.

Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперед, назад с различными положениями рук (3—4 с).

Переноска грузов и передача предметов:

Передача большого мяча в колонне сбоку — назад и вперед.

Коллективная переноска гимнастических скамеек.

Переноска двух набивных мячей до 4 кг различными способами (катанием, на руках).

Переноска 8—10 гимнастических палок.

Упражнения для развития пространственно-временной дифференцирован и точности движений                                        \

Построение в шеренгу с изменением места построения по данному ориентиру (черта, квадрат).

Движение в колонне с изменением направлений по ориентирам.

Построение в кругу на определенное место (по ориентирам).

Повороты к ориентирам без зрительного контроля в момент поворота.

Ходьба по ориентирам, начерченным на гимнастической скамейке.

Прыжок в длину с места в обозначенный ориентир и воспроизведение его без зрительного контроля.

Шаг вперед, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами.

Изменение направления лазанья

по определенным ориентирам.

Подбрасывание мяча вверх до определенного ориентира.

Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя. Поднимание прямых рук вперед, в стороны до определенной высоты и воспроизведение упражнений без зрительного контроля.

Задания

Перед шеренгой по очереди маршируют на месте три ученика: первый — 5 с, второй — 7, третий -9 с. Определить, кто из них маршировал дольше, кто — меньше.

Ходьба в обход в колонне до 10 с, вторично до 15 с. Определение интервалов времени (дольше, меньше).

Знать: свое место в строю; как выполняются команды: «Рав-няйсь!», «Смирно!»; кто такие «направляющий» и «замыкающий». Правила поведения на уроках гимнастики. Как правильно дышать во время ходьбы и бега.

Уметь: выполнять простейшие исходные положения по словесной инструкции учителя; принимать правильную осанку в основной стойке и при ходьбе; сохранять равновесие при движении по гимнастической скамейке.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Теоретические сведения

 Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега.

Практический материал

Ходьба

Ходьба с изменением скорости.

Ходьба с различным положением рук: на пояс, к' плечам, перед грудью, за голову.

Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя.

Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра.

Бег

Бег на носках.

Бег на месте с высоким подниманием бедер.

Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезания под сетку, обегание стойки и т.д.).

Скоростной бег на 20—30 м.

Медленный бег до !,5 мин.

Чередование бега и ходьбы на расстояние до 40 м (20 м — бег, 20 м — ходьба).

Прыжки

Прыжки на одной ноге: на месте, с продвижением вперед, в стороны.

Прыжки в глубину с высоты 10 — 40 см с мягким приземлением.

Прыжки в длину и высоту с шага.

Прыжки в длину с разбега.

Метания

Метание большого мяча двумя руками: из-за головы.

Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность.

Знать: как правильно дышать во время ходьбы и бега,

правила поведения на уроках легкой атлетики.

Уметь: не задерживать дыхание при выполнении упражнений;

метать мячи; отталкиваться одной ногой в прыжках и мягко приземляться при прыжках в длину на заданный ориентир.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретические сведения

Подготовка к занятиям на лыжах.

Одежда и обувь лыжника, правила поведения на уроках лыжной под¬готовки.

Практический материал

Построение в одну шеренгу с лыжами.

Выполнение команд: «Становись!», «РазоЙдись!».

Прикрепление лыж к обуви, снятие лыж.

Передвижение с лыжами в руках.

Передвижение на лыжах друг за другом по учебной лыжне скользящим шагом.

Поворот на месте «переступанием» вокруг носков лыж.

Передвижение на лыжах (0,3-0,8 км за урок).

Знать: свое место в строю; как выполняются команды: «Становись!» «Разойдись!»; как подготовиться к занятиям на лыжах.

Уметь: прикреплять лыжи к обуви и снимать их; выполнять поворот на месте

переступанием вокруг носков лыж в правую сторону.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Теоретические сведения

Элементарные сведения по овладению игровыми умениями  (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу).

Коррекционные игры:

«Отгадай по голосу»,

«Карусели»,

«Что изменилось?»,

«Волшебный мешок».

Игры с элементами развивающих упражнений

«Часовые и разведчики»,

«Передал и садись»,

«Салки маршем»,

«Повторяй за мной»,

«Веревочный круг».

Игры с бегом:

«Бег за флажками»,

«У ребят порядок строгий»,

«Кто быстрее»,

 «У медведя во бору»,

«Пустое место».

Игры с прыжками:

«Прыгающие воробышки»,

«Волк во рву»,

«Удочка». '          

Игры с метанием и ловлей:

«Гонка мячей в колоннах»,

«Кто дальше бросит»,

«Снайперы»,

«Охотники и утки».

Знать: правила игр.

Уметь: выполнять правила общественного порядка и правила игры.

Межпредметные связи

Математика:

сложение и вычитание в пределах 10

Понятия: «меньше на», «больше на».

Единицы длины: сантиметр, дециметр.

Название и обозначение чисел от 11 до 20.

Правильное употребление форм знакомых слов при ответах

на вопросы и составление предложений.

Развитие устной речи. Русский язык.

Обогащение и уточнение словаря.

Название предметов, характеристика их по форме, цвету, размеру.

Сравнение двух предметов, выявление их сходства и различия.

Правильные полные ответы на вопросы.

3-й КJIACC (54 часа)

Общие теоретические сведения

Значение физических упражнений для здоровья человека.

Формирование понятий «опрятность», «аккуратность».

Физическая нагрузка и отдых.

ГИМНАСТИКА

Теоретические сведения

Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий.

Практический материал

Построения и перестроения

Построение в колонну, шеренгу по инструкции.

Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».

Расчет по порядку.

Ходьба противоходом.

Повороты на месте направо, налево.

Команды: «На-пра-во!», «На-ле-во!».

Поворот под счет «Раз, два!».

Размыкание и смыкание приставными шагами.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два последовательными поворотами налево, направо по команде «Налево (направо) по два марш».

Упражнения без предметов

Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы

Движения рук вперед, вверх, в соединение на 4 счета.

Круговые движения руками в лицевой и боковой плоскостях.

Повороты туловища налево, направо, с отведением прямых рук назад.

Наклоны к левой, правой ноге с поворотами туловища.

Приседания на всей стопе и на носках, держась руками за рейку гимнастической стенки.

Приседания согнувшись, ноги врозь.

Поочередное поднимание ног на положения седа в положение седа углом.

Из положения седа наклоны вперед с различными положениями рук

Выполнение на память 3 - 4 общеразвивающих упражнений.

Упражнения на дыхание

Усиленное дыхание, с движениями грудной клетки (на вдохе приподнять плечи, на выдохе сдавливать ладонями боковые поверхности грудной клетки)

Ритмичное дыхание в ходьбе, шаге, подпрыгивании.

Произвольное изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движений.

Правильное дыхание при выполнении простейших упражнений в различном темпе вместе с учителем: вдох — медленный, на 4 счета, выдох — резкий короткий; вдох — резкий быстрый, выдох — медленный, на 4 счета; вдох и выдох — спокойный (оба на 3 — 4 счета).

Ходьба с фиксированным дыханием.

Упражнения для укрепления мышц кистей рук и пальцев

Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке и разгибание на другой в медленном темпе (по показу учителя).

«Отведение» и «приведение» пальцев рук.

Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.

Сжимание пальцами малого мяча.

Круговые движения кистью вовнутрь, наружу.

Упражнения в расслаблении мышц

Из исходного положения — наклон вперед, маховые движения расслабленными руками вперед, назад, в стороны.

Маховые движения расслабленной ногой.

Упражнения для формирования правильной осанки 

Выполнение правильной осанки в различных исходных положениях, с небольшим грузом на голове, поднимание на носки.

Ходьба приставными шагами вперед, назад, в сторону, выполнение движений руками.

Игры с принятием правильной осанки по команде или сохранению ее на протяжении всей игры.

Ритмичное дыхание в ходьбе, шаге, подпрыгивании.

Произвольное изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движений.

Правильное Движения пальцами ног, стопами с дозированным усилием. Подтягивание стопой веревки, лежащей на полу, поднимание ее над полом, удерживание пальцами ног.

Захватывание стопами предметов с подниманием их от пола и подбрасыванием вверх.

Упражнения для укрепления мышц туловища (в положении разгрузки позвоночника)

Лежа на спине, на груди подтягивание на руках по наклонной гимнастической скамейке.

Стоя на четвереньках, наклоны и повороты головы, туловища, поочередное отведение рук, ног, напряженное прогибание.

Упражнения с предметами

С гимнастическими палками

Перехваты гимнастической палки.

Подбрасывание и ловля двумя руками гимнастической палки в вертикальном положении.

Перекладывание гимнастической палки из одной руки в другую под коленом поднятой ноги.

Выполнение упражнений из исходного положения — гимнастическая палка за головой, за спиной.

С малыми обручами

Выполнение упражнений с обручем (обруч вверх, вперед, обруч вправо, влево) с различными сочетаниями.

Пролезание в обруч.

Перехватывание обруча в ходьбе и беге (1 мин).

Вращение обруча левой и правой рукой (20 — 30 с).

С флажками

Поочередное отведение рук вправо-влево с флажками в руках.

Простейшие комбинации изученных движений с флажками (типа комплексов утренней зарядки) на счет от четырех до восьми.

С малыми мячами

Подбрасывание мяча двумя руками и ловля его одной рукой.

Подбрасывание мяча одной рукой и ловля его другой.

Удары мяча о пол и ловля его одной и двумя руками.

С большими мячами

Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками после поворота направо и налево, кругом.

Перебрасывание мяча в кругу влево, вправо.

Удары мячом о пол поочередно правой и левой рукой.

Удары мяча перед собой о пол.

Правильное Поднимание мяча вперед, вверх, за голову.

Перекатывание мяча в парах (расстояние 2 — 3 м).

Из положения мяч вперед движение кистей вверх и вниз, влево и вправо. Круговые движения с мячом в лицевой плоскости.

Приседания с мячом: мяч вперед, мяч вверх, мяч у груди, мяч за голову. Наклоны вперед, влево с мячом в руках.

Лазанье и перелезание

Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, «разноименными» и «одноименными» способами; попеременно приставляя сначала руку, затем ногу (например, начиная правой ногой и левою рукой, правой ногой и правой рукой).

Лазанье по гимнастической стенке в стороны приставными шагами.

Лазанье по наклонной гимнастической скамейке вверх и вниз с опорой на колени и держась руками за края скамейки с переходом на гимнастическую стенку (угол наклона скамейки 20 — 30 градусов).

Лазанье с опорой на стопы и кисти рук.

Подлезание под препятствие высотой 30 — 40 см (например, стул). Перелезание через препятствие высотой 30 см.

Вис на канате — на узле с помощью рук и ног.

Упражнения на равновесие

Равновесие на одной ноге со сменой положения руки и ноги: нога вперед, одна рука вперед, другая в сторону; нога в сторону, руки в стороны; нога назад, руки вверх.

Ходьба по гимнастической скамейке с доставанием предмета с пола в присяде и с наклоном.

Поворот кругом переступанием и вставанием на колено на гимнастической скамейке.

Ходьба по наклонной доске: один конец на полу, другой на высоте 50—60 см. Ходьба по рейке гимнастической скамейки.

Расхождение вдвоем поворотом при встрече на полу.

Передача предметов и переноска грузов

Передача большого мяча в колонне по одному над головой и между ног. Переноска трех набивных мячей весом до 6 кг различными способами. Передача набивных мячей в колонне, шеренге, по кругу. Коллективная переноска гимнастических снарядов. Переноска грузов по гимнастической скамейке. Переноска гимнастических палок от 10 до 15 штук.

Упражнения для развития пространственно-временной дифференциров-ки и точности движений

Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Ходьба до различных ориентиров. Повороты направо, налево без зрительного контроля. Принятие исходных положений рук с закрытыми глаза-ми по инструкции учителя. Сгибание и разгибание туловища до определенной высоты по ориентирам (стоя и лежа) с контролем зрения и воспроизведение упражнений с закрытыми глазами.

Ходьба вперед: одна нога идет по гимнастической скамейке, другая — по полу. Прыжок в высоту до определенного ориентира. Прыжок в глубину в обозначенное место.

Задания

Переползание на четвереньках по гимнастической скамейке с закрытыми глазами. Дозирование силы удара мячом о пол с таким условием, чтобы он отскочил на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч. Ходьба на месте под счет учителя {от 15 до 10 — счет по секундам), затем маршировать самостоятельно столько же времени и самостоятельно остановиться. Определить самого точного. Ходьба в шеренге до определенной черты (5 — 6 м). Сообщить учащимся время выполнения задания. То же задание выполнять вдвое медленнее. Определить самого точного.

Знать: строевые команды; как оттолкнуться при соскоке с гимнастической стенки, как приземлиться.

Уметь: выполнить строевые команды учителя; отталкиваться двумя ногами от гимнастического мостика; сохранять равновесие на гимнастической скамейке с предметом в руках; лазать на четвереньках по наклонной плоскости вверх и вниз; согласовывать движения рук и ног в лазаньи по гимнастической стенке; коллективно переносить гимнастические снаряды.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Теоретические сведения

Ознакомление учащихся с правильным

положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе.

Практический материал

Ходьба

Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе.

Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук — вперед, вверх, с хлопками; ходьба шеренгой с открытыми и закрытыми глазами.

Бег

Медленный бег до 2 мин.

Высокий старт.

Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп.

Повторный бег-на скорость до 30 м.

Повторный быстрый бег на месте (5 — 8 с).

Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад.

Бег в чередовании с ходьбой — 100 м (30 м — бег, 20 м - ходьба и т.д.).

Прыжки

Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед на отрезке 16 м.

Прыжки на одной ноге с продвижением вперед на отрезке 10 м.

Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания.

Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги.

Метания

Метание с места правой и левой рукой малого мяча.

Метание мяча с места в цель.

Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места.

Знать: положение частей тела во время ходьбы, бега, прыжков, метаний; правила поведения на занятиях.

Уметь: выполнять высокий старт; бежать в медленном темпе 2 мин; быстро пробежать 30 м; прыгать в длину и высоту, толкаясь одной ногой и мягко приземляясь на две; метать малый мяч с места правой и левой рукой.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретические сведения

Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок: одежда и обувь лыжника;

 Правила поведения на уроках лыжной подготовки.

Практический материал

Построение в шеренгу и колонну с лыжами.

Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».

Передвижение в колонне с лыжами под рукой, подъем ступающим шагом 20—30 м, спуски со склона длиной 20 — 30 м в основной стойке (крутизна склона 4 — 6 градусов).

Повороты вправо и влево вокруг пяток лыж.

Передвижение на лыжах (0,3— 1 км за урок).

Знать: что входит в лыжный инвентарь; как выбрать лыжи и палки по росту; как должен одеваться лыжник; правила поведения на занятиях.

Уметь: правильно выбирать лыжи и палки для занятий; выполнять повороты на месте вокруг пяток в правую и левую сторону; выполнять спуск в основной стойке; преодолевать на лыжах 0,3-1 км.

КОНЬКИ (вместо лыжной подготовки)

Теоретические сведения

Одежда и обувь конькобежца.

Подготовка к занятиям на коньках.

Правила поведения на уроках.

Упражнения в зале

Надевание и снимание ботинок с коньками.

Стойка на одном коньке, на двух.

Сгибание ног в коленях с наклоном туловища вперед.

Приседание. Равновесие. Отведение ноги назад, в сторону.

Перенос тяжести с одной ноги на другую, сгибая их в коленных суставах и отводя свободную ногу назад. Имитация правильного падения на коньках.

Упражнения на льду

Повороты на месте.

Ходьба приставными шагами вправо, влево.

Исходное положение (посадка) тела и рук, соответствующее простому катанию. Отталкивание правой, левой ногой и скольжение на параллельных коньках с переносом тела с одной ноги на другую.

Освоение правильного падения на льду.

Торможение «полуплугом» правым и левым коньком.

Повороты в движении на двух ногах с приставными шагами вправо, влево, по дуге.

Движение по дуге с отталкиванием правым коньком.

Знать: как должен одеваться конькобежец; правила поведения на занятиях; как правильно подобрать и надеть коньки.

Уметь: надевать и снимать ботинки с коньками; выполнять повороты на месте в зале.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Теоретические сведения

Правила игр.

Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места; взаимодействие с партнером, командой и соперником).

Коррекционные игры:

 «Товарищи командиры»,

 «Два сигнала»,

«Запрещенные движения».

Игры с элементами общеразвивающих упражнений:

«Шишки, желуди, орехи»,

 «Мяч соседу»,

«Перетягивание в парах».

Игры с бегом:

 «Белые медведи»,

«Через кочки и пенечки»,

«К своим флажкам»,

«Пятнашки маршем».

Игры с прыжками:

«Прыжки по полоскам»,

«Точный прыжок».

Игры с бросанием, ловлей и метанием:

«Метко в цель»,

«Зоркий глазе,

«Гонка мячей по кругу»,

«Мяч среднему»,

«Попади в цель».

Знать: правила и содержание 2 — 3 разученных игр; как выб-место и взаимодействовать с партнером, командой и сопер-;ком.

Уметь: самостоятельно играть в простейшие игры под контро-учителя.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в режиме учебного дня

То же, что в 1 —2-х классах, но с повышением сложности упражнений.

Содержание внеклассных форм физического воспитания (секции, кружки и т. д.)

То же, что в 1 —2-х классах, но с повышением сложности, объема и интенсивности занятий.

Содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий

То же, что в 1 —2-х классах, но с повышением сложности, увеличением объема нагрузок и т.д.

Межпредметные связи

Математика. 

Масса.

Единица массы — килограмм.

Единица длины — метр.

Соотношение между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м= 10 дм.

Время. Единица времени — минута.

Соотношение между единицами времени; определение времени в минуту.

Развитие устной речи. Русский язык.

Обогащение и уточнение словаря спортивной терминологии.

Использование в речи новых слов.

Умение задавать вопросы.

Учащиеся должны уметь называть и характеризовать предметы и явления, устанавливать общие и отличительные свойства физических упражнений, сравнивать и классифицировать их.

Правильное согласовывание в речи слов, обозначающих действие, собственные имена, предметы.

4-й КЛАСС (54 часа)

Общие теоретические сведения

 Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Физическая культура, физическое воспитание.

ГИМНАСТИКА

Теоретические сведения.

 Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью гимнастики.

Практический материал

Построения и перестроения

Сдача рапорта. Поворот кругом переступанием. Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении с поворотом налево, из колонны по два в колонну по одному разведением и слиянием. Ходьба змейкой. Расчет на «первый, второй, третий» по порядку. Размыкание от середины вправо, влево, на вытянутые руки, приставными шагами, смыканием.

Асимметричные движения рук (одна рука вперед, другая в сторону; одна в сторону, другая на поясе и т.д.). Опускание на колено с шагом назад, вперед; медленное опускание на колени с поворотом головы направо, налево и поднимание с помощью рук. Переход из упора присев в упор лежа, ноги поднять вверх. Наклоны туловища вправо, влево в сочетании с движениями рук.

Упражнения без предметов

Упражнения на дыхание

Тренировка дыхания в различных исходных положениях: сидя, стоя, лежа с различными положениями рук, ног, с преобладанием выдоха над вдохом. Правильное дыхание (грудное, диафрагмальное, смешанное) при выполнении упражнении без предметов. Глубокое дыхание с движениями рук. Дыхание по показу и по заданию учителя.

Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев Сжимание кистями рук эспандера. Поочередное противопоставление пальцев правой и левой руки. Круговые движения кистями со сжиманием и разжиманием пальцев. Сгибание-разгибание рук от стены, скамейки с разведенными в стороны пальцами.

Упражнения для расслабления мышц

Чередование усиленного сжимания мышц ног, рук с последующим расслаблением и потряхиванием конечностями. Напряженное поднимание плеч с последующим расслабленным опусканием.

Упражнения для формирования правильной осанки Ходьба с мешочком или дощечкой на голове с сохранением правильной осанки. Ходьба по бревну, гимнастической скамейке с сохранением правильной осанки; с разнообразными движениями рук, с остановками, перешагиванием через мяч, веревочку, поворотами. Сохранение осанки в разнообразных движениях при перемене положений с закрытыми глазами. Выполнение упражнений, укрепляющих мышцы туловища и проксиналъных отделов конечностей в положении разгрузки позвоночника и с отягощением.

Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп Кружение стопами одновременно в левую и правую сторону;

передача мяча по кругу ногами, обхватывание мяча стопами ног.

Катание мяча одной ногой с прыжками на другой.

54

Упражнения для укрепления мышц туловища

Наклоны вперед, назад, влево, вправо с движением рук и положениями рук в различных исходных положениях. Повороты туловища налево, направо с движением рук. Упоры присев, переход из упора присев в упор лежа, приседания с различными положениями рук и ног. Наклоны туловища (выпады) влево, вправо, вперед с движениями рук, с хлопками с касанием носков ног.

Упражнения с предметами

С гимнастическими палками

Наклоны вперед, в стороны с гимнастической палкой за головой. Подбрасывание и ловля гимнастической палки двумя руками хватом сверху. Подбрасывание и ловля гимнастической палки одной рукой. Ходьба с гимнастической палкой к плечу. Перешагивание через гимнастическую палку вперед. Выполнение упражнений из исходного положения — палка горизонтально перед грудью.

С обручем

Движение обручем вперед, вверх, к груди, за голову с чередованием вдоха и выдоха. Наклоны вперед, назад, влево, вправо с обручем и поворотами туловища налево, направо с различными положениями обруча. Приседания с обручем с различными движениями обруча. Прыжки внутри обруча и переступания влево-вправо, вперед-назад (20 с).

С малыми мячами

Переложить мяч из руки в руку. Бросить мяч о пол и поймать. Подбросить мяч вверх и поймать после отскока о пол. Бросить мяч о пол и поймать поочередно левой и правой рукой снизу и сверху. Попеременно удары мяча левой и правой рукой о пол.

С большими мячами

Перекладывание мяча из руки в руку (с исходной позиции — руки в стороны). Подбрасывание мяча вверх одной и двумя руками с последующей ловлей. Передача мяча в кругу влево, вправо. Передача мяча в парах. Броски мяча в стену и ловля его. Броски мяча в стену, дать ему упасть на пол, после отскока поймать.

С набивными мячами (вес 2 кг)

Поднять мяч вверх, вперед, влево, вправо. Ходьба в обход с мячом, удерживая на груди, за головой (30 с). Наклоны туловища вперед, влево, вправо с удержанием мяча у груди, за головой. Лежащий слева мяч поднять вверх. Поднять мяч снизу вверх, опустить на пол слева, а затем справа с наклоном туловища. Приседания с мячом, удерживая его вверху, впереди, за головой. Перекатывание мяча по полу в парах, сидя на полу ноги врозь. Перекатывание мяча по полу между ногами, стоя в колонне. Передача мяча сверху двумя руками в колонне.

55

51 му приземлению). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» на результат от места толчка.

Метания

Метание мячей с места в цель (баскетбольный шит, мишень и т.д.) левой и правой рукой. Метание теннисного мяча на дальность с одного шага по коридору шириной 15 м. Броски навивного мяча (1 кг) различными способами двумя руками.

Знать: правила техники безопасности на занятиях легкой атлетики.

Уметь: ходить в различном темпе; выполнять бег с низкого старта на 40 м; бежать в медленном темпе 3 мин: мягко приземляться при прыжках в высоту и длину; метать теннисный мяч на дальность с одного шага.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретические сведения. Правильное техническое выполнение попеременного двухшагового хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений.

Практический материал

Выполнение команд в строю: «Лыжи положить», «Лыжи взять». Попеременный двухшаговый ход. Подъем скользящим шагом (крутизна 4—6 градусов), «елочкой», «лесенкой*, спуск длиной 30 — 40 м в высокой стойке со склона 4—6 градусов. Поворот переступанием в движении. Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 30 —40 м (4—5 повторений за урок). Передвижение на лыжах: i — 1,5 км — для девочек, 1 — 2 км —для мальчиков. Игры на лыжах: «Быстро в строй!», «Кто дальше уедет», «Завладей папкой». Торможение «плугом» и «полуплугом».

Знать: правила ухода за лыжами и обувью; как помочь друг другу при обморожении.

Уметь: выполнять все изученные команды в строю; координировать движения рук и ног в попеременном двухшаговом ходе на отрезке 30 — 40 м, преодолевать спуск в высокой стойке (крутизна 4 — 6 градусов, длина 30 — 40 м); преодолевать дистанции до 1,5 км (девочки) и до 2 км (мальчики).

КОНЬКИ

Теоретические сведения.

Основные части конька.

Предупреждение травм и обморожений при занятиях на коньках.

Практический материал

Скольжение на обеих ногах с попеременным отведением ног назад и переноса веса тела на опорную ногу.

Скольжение на обеих ногах стоя в посадке.

Скольжение на ребрах коньков.

Скольжение на коньках с разведением и сведением ног.

Торможение «плугом».

свободное катание (10— 15 с) 3—4 раза за урок.

Знать: правила ухода за ботинками и коньками; как избежать травматизма при катании на коньках.

Уметь: выполнять правильное падение; тормозить «полуплу-[», «плугом»; проскользить на коньках с разведением и сведением ПО—15 с.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Коррекционные игры: 

«Музыкальная змейка»,

«Найди предмет».

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: 

«Фигуры», «Светофор».

Игры с бегом: 

«Кто обгонит»,

«Пустое место»,

«Бездомный заяц».

Игры с прыжками:

«Волк во рву»,

«Два мороза».

Игры с бросанием, ловлей и метанием: 

«Подвижная цель»,

«0бгони мяч».

Игры зимой:

«Снежком по мячу».

Пионербол 

Теоретические сведения

Игра пинербол,

ознакомление с правилами игры,  

ловля мяча двумя руками от груди, ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди

подача мяча  одной рукой снизу (нижняя подача),

учебная игра через сетку.

Знать: упрощенные правила игры.

Уметь: ловить мяч, выполнять передачу от груди.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в в режиме учебного дня. То же, что в 1—3-х классах, но с увеличени-| ем сложности и разнообразия.

Межпредметные связи

Математика.

 Единица времени — секунда, соотношение между единицами времени. Масса, единицы массы.

Развитие устной речи. Русский язык.

Обогащение и уточнение словаря.

Сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.

Классификация предметов.

Заучивание наизусть 2—3 речевок, считалок.

Различения основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств). Правильное их употребление.

Простые предложения.