Для вас родители.

Дальчанина Ольга Сергеевна

Для родителей 

"Истинное воспитание состоит

не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Ж.-Ж. Руссо 

 

 

 

В этом разделе сайта я постаралась собрать статьи, советы и  консультации, рекомендации для родителей, где  освещены ответы на вопросы, с которыми чаще всего родители обращаются.

 

     Уважаемые родители, помните!

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в будущем приобрел интересную специальность, раскрылся как личность, в первую очередь научите ребенка грамотно и красиво говорить. Правильная речь необходима человеку любой специальности. Неправильная, скудная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, характере, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе. Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих. Поэтому ребенок должен слышать только правильную речь в семье. Речь отца, матери и всех членов семьи - это первый образец, которому подражает ребенок.

 

Тревожные признаки, которые сообщают родителям о затруднениях в развитии речи малыша:

1 год

  •  ребёнок не меняет интонации, когда лепечет: например, мама МАМАМА мамам;
  •  не пользуется жестами: не машет рукой, не качает головой, говоря «нет»;
  •  не реагирует на свое имя;
  •  никаким способом не пытается сообщить о том, что нуждается в какой-либо помощи.

15 месяцев

  • не понимает «нет» и «дай»;
  •  не говорит никаких слов;
  •  не указывает на предметы, когда вы спрашиваете «Где …?»;
  •  не указывает на, то, что его заинтересовало, как бы говоря «Только погляди на это», оглядываясь на вас.


1,5 года

  • не понимает простых просьб: «Не трогай»;
  •  не использует хотя бы 20 простых слов, таких как «мама» или «дай»;
  •  не реагирует словами или жестами на вопросы «Что это такое?» или «Где твой ботинок?»;
  •  не может указать на две-три важные части тела, такие как голова, нос, глаза, ноги.


2 года

  •  использует меньше 100 слов;
  •  не может составлять такие простые фразы как: «Идём гулять» или «Дай воды»;
  •  не повторяет движения или слова;
  •  не повторяет за взрослым.

2,5 года

  •  использует меньше 300 слов;
  •  не использует слова-действия, такие как: «бежать», «есть», «падать»;
  •  не пользуется более сложной грамматикой — не образует множественное число: «две собаки» или не спрягает глаголы: «собака заснула».

3 года

  •  не умеет задавать вопрос;
  •  не умеет строить простые предложения: «Я этого не хочу» или «Моя машинка сломалась».

Если ребёнок отстаёт от ориентировочных норм на втором и третьем годах развития жизни, то полезно проконсультироваться со специалистом, чтобы оценить ситуацию и получить рекомендации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Артикуляционная гимнастика Т.В.Буденной304.53 КБ
PDF icon Артикуляционная гимнастика звуки р,рь361.45 КБ
Файл Консультация для родителей: "Могут ли родители сами исправить речь ребенка?"47.84 КБ
PDF icon Артикуляционная гимнастика звуки л,ль542.79 КБ
PDF icon Артикуляционная гимнастика звук с,сь320.03 КБ
PDF icon Артикуляционная гимнастика звуки ш,ж344.79 КБ
PDF icon Домашнее задание картотека по автоматизации звука р,рь620.97 КБ
PDF icon Домашнее задание картотека по автоматизации звука с,сь685.68 КБ
PDF icon Домашнее задание картотека по автоматизации звука л622.25 КБ
PDF icon Домашнее задание картотека по автоматизации звука с-ш, з-ж532.68 КБ
PDF icon Буклет артикуляционная гимнастика для малышей 2-3 года, 3-4 года.189.93 КБ
PDF icon Буклет для родителей: "Развитие речевого дыхания"421.84 КБ
Файл Анкета для родителей11.45 КБ
Файл Консультация для родителей: "Причины и виды отклонений в речевом развитии"34.62 КБ
Файл Консультация для родителей: "Что такое графический диктант?"82.76 КБ
Файл Консультация для родителей: "Как работать над графическим диктантам"392.25 КБ
Файл Семинар - практикум "Учимся штриховать"199.21 КБ
Файл Анкета для родителей: " Речевое развитие ребенка"33.92 КБ
Файл Буклет для родителей: " Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"134.72 КБ
Файл Консультация для родителей:"Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка"188.01 КБ
PDF icon Консультация для родителей: "Если ребенок не говорит?"642.89 КБ
PDF icon Консультация для родителей: "Игры и игровые приемы по развитию мелкой моторики"232.67 КБ
PDF icon Учимся слышать звуки и правильно их произностиь668.74 КБ
PDF icon Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи504.74 КБ
PDF icon Консультация для родителей: "Как воспитывать у ребенка навыки правильного звукопроизношения"408.71 КБ
PDF icon Консультация для родителей: "ЗРР"1.5 МБ
PDF icon Консультация для родителей: "Что такое фонематический слух?"662.91 КБ
Файл Рекомендации родителям на летний период23.08 КБ
PDF icon Консультация для родителей: "Почему ребенок говорит неправильно?"578.04 КБ
Файл Консультация для родителей: "Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР"28.87 КБ
Файл Как заниматься с ребенком доиа?23.58 КБ
Файл "Речевое дыхание"36.59 КБ
PDF icon Таблица результаты анкетирования409.91 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерский район Новосибирская область Краснозерский детский сад №3

;n=13&exp=1

Буклет для родителей: «Могут ли сами исправить речь ребенка?»

Подготовила: учитель – логопед Дальчанина Ольга Сергеевна

Краснозерское 2022 г

«Могут ли родители сами исправить речь ребенка?» Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например: Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»; Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»; также интернет источники. Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к специалисту. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вообще отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил: Нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка. Желательно, чтобы ваша речь была чѐткой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу. Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике. Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом. Ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Анкета для родителей ребенка,

посещающего логопедический пункт детского сада.

#1054;бращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?______________________________________

#1050;акие звуки ваш ребенок не умеет произносить?_________________________________________

#1042;сегда ли выполняете с ребёнком задания логопеда?______________________________________

#1057;колько раз в неделю удается позаниматься?____________________________________________
#1063;то вам мешает в этом?_______________________________________________________________

#1055;ользуетесь ли вы тетрадью для занятий?_______________________________________________

#1053;ужна ли вам тетрадь для домашних заданий?___________________________________________

#1063;то она вам даёт?___________________________________________________________________

#1058;ребуется ли вам для занятий с ребенком консультация логопеда?__________________________


Анкета для родителей ребенка,

посещающего логопедический пункт детского сада.

#1054;бращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?______________________________________

#1050;акие звуки ваш ребенок не умеет произносить?_________________________________________

#1042;сегда ли выполняете с ребёнком задания логопеда?______________________________________

#1057;колько раз в неделю удается позаниматься?____________________________________________
#1063;то вам мешает в этом?_______________________________________________________________

#1055;ользуетесь ли вы тетрадью для занятий?_______________________________________________

#1053;ужна ли вам тетрадь для домашних заданий?___________________________________________

#1063;то она вам даёт?___________________________________________________________________

#1058;ребуется ли вам для занятий с ребенком консультация логопеда?__________________________



Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №3

Консультация для родителей: «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Подготовила: учитель – логопед Дальчанина Ольга Сергеевна

;n=33&w=480&h=114

Краснозерское 2020 г

Консультация: «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

Последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа.

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин и в разные периоды развития ребёнка: перинатальный период (является важнейшим этапом, обусловливающим в дальнейшем физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие ребенка- внутриутробное развитие плода), натальный период (период родов), постнатальный период (период развития после рождения).

Причины возникновения речевых нарушений в перинатальном (дородовом) периоде – это интоксикация организма матери, внутриутробная гипоксия плода, резус – конфликт матери и ребёнка, неблагоприятное течение беременности с угрозой выкидыша, ушибы и падения матери с дальнейшей травматизацией плода, заболевания матери во время беременности, курение и употребление алкоголя во время беременности.

В период натального периода (момент рождения) причиной речевых нарушений может стать: родовая травма новорожденных, затяжные или стремительные роды, повреждения нервов, асфиксия плода (кислородная недостаточность).

В постнатальном (послеродовом периоде причины нарушений речи делятся на биологические: черепно-мозговая травма, различные инфекционно – вирусные заболевания – менингит, гепатит, и т.д., наследственные генетические заболевая, цепочка детских инфекций, вызывающих истощение центрально-нервной системы).

Социальные факторы: недостаточность речевых и интеллектуальных контактов, конфликтные отношения в семье, неправильные методы воспитания, психическая депривация (неудовлетворение потребностей ребенка в материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и т.д.), среда, состоящая из лиц с речевой патологией, госпитализм (совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и от дома), многоязычие в семье и др

В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

  • Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
  • Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.

2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

  • Замена звука на более простой по артикуляции
  • Нестабильное использование звука в речи
  • Искаженное произношение звука

У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.

4. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

#1047;аикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

Как вести себя с заикающимся ребенком:

  • не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
  • ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым
    дефектом;
  • объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;
  • поощряйте его общение с другими детьми;
  • не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;
  • обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

Актуальной становится профилактика речевых нарушений у детей с раннего возраста. При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.



Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №5

Консультация для родителей

« Что такое графический диктант?»

Подготовила: учитель – логопед Дальчанина Ольга Сергеевна

;n=13

Краснозерское 2019 г

Консультация для родителей

«Графический диктант»

Кто сказал, что у малышей не бывает диктантов? Настоящий графический диктант по клеточкам понравится не только детям - дошкольникам, но и школьникам. Это интересное задание на внимательность и умение различать направления: вправо-влево, вниз - вверх. Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. После окончания на листочке появляется фигурка. Это может быть птичка, животное или какой-либо другой объект. Фигурка появится, если диктант был выполнен правильно и ребенок нигде не ошибся.

Что же такое графический диктант: развлечение или обучение?

Графические диктанты направлены на:

1. развитие мелкой моторики;

2. развитие произвольного внимания;

3. развитие координации движений;

4. развитие усидчивости;

5. развитие пространственного воображения;

6. расширение словарного запаса;

7. развитие орфографической зоркости.

Естественно, графические диктанты – это еще и эффективная подготовка руки к письму, к ориентированию по листу тетради. Простые графические диктанты прекрасно помогают родителям и учителям предотвратить многие сложности на начальном этапе учебы в школе. Это рассеянность, неумение сконцентрироваться, неусидчивость, орфографическая невнимательность.

Дети, как правило, очень любят рисовать по клеточкам, это увлекательно и полезно. Этот способ развития необходимых навыков - игровой на все сто процентов. Для летнего периода – это вообще находка. Можно заниматься графическими диктантами в дороге, в парке, на пляже, на даче. Это несколько разнообразит ежедневные игры и занятия. Различные графические диктанты пользуются особой популярностью у детей в возрасте 5-10 лет. Кроме того, что графические диктанты полезны, они еще и очень увлекают детей. Также их можно сделать общим семейным занятием – меняться ролями с ребенком, устраивать соревнования. А можно расширить задание: раскрась рисунок, вспомни стихотворение, отгадай загадку об этом объекте и т.п.

Что понадобится для занятий.

Вам понадобится тетрадка в клеточку. Для малышей дошкольного возраста хорошо, если клеточка будет покрупнее. Это позволяет снизить нагрузку на глаза. Не выбирайте (во всяком случае, для малышей) тетради с очень белыми и очень гладкими листами. Это очень напрягает глаза. Кроме того, листы тетради отсвечивают и дают блики, которые вредны для глаз! Большие изображения на листе с крупной клеткой не поместятся, тогда нужно взять стандартную тетрадь. Также необходим простой карандаш и ластик, чтобы можно было стереть в случае ошибки.

Как проводить графические диктанты.

Задание по графическому диктанту выглядят так: на листе бумаги в клеточку ставится точка и от этой точки дается задание. Рисовать нужно по клеточкам. Например, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево. Должен получиться квадратик. Это самый простой пример графического диктанта. С каждым разом задание для ребенка должно усложняться. Перед написанием графического диктанта с ребенком стоит повторить, где находится лево, а где право, верх и низ. Конечно, многое зависит от возраста ребенка и его способностей.

Длительность занятий не должна превышать 10-15 минут для деток 5 лет, 15-20 минут для деток 5-6 лет, 20-25 минут для деток 6-7 лет. Но в случае, если малыш увлечен, не прерывайте его, пусть выполнит задание до конца.

Проследите за тем, как ребенок сидит, как держит карандаш, приучайте сразу все делать правильно. Если у малыша проблемы со счетом, помогайте отсчитать клеточки в тетради.

Варианты проведения диктанта:

1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.

2. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом.

3. Взрослый начинает диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить.

Так что же такое графический диктант? Это обучение через развлечение, приятное и полезное времяпрепровождение с детьми и конечно незаменимый помощник в подготовке ребенка к школе.



Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №5

Консультация для родителей:

«Как работать над графическими диктантами»

(Рисование по клеточкам)

Подготовила: учитель – логопед Дальчанина Ольга Сергеевна

Краснозерское 2019 г

Консультация для родителей

Тема: Как работать над графическими диктантами

(Рисование по клеточкам)

Поступление в школу – важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.

Выполняя предложенные в выложенных ниже заданиях - графических диктантах, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.

Как работать с графическими диктантами:

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом.

Графические диктанты дополняются загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет свой словарный запас.

Задания следует подбирать по принципу «от простого к сложному», начиная с самых простых диктантов и постепенно переходить к более сложным.

Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 – 6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не перенапрягать зрение. В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обозначается стрелкой. Например, запись:

1 3 2 4 следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз и т. д.

Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.

Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Покажите ему, где право, где лево, где верх, где низ. Обратите внимания малыша, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясните, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите малышу, как надо считать клеточки.

Вам самим тоже понадобится карандаш и ластик для того, чтобы отмечать прочитанные строчки. Диктанты бывают довольно объемные, и чтобы вам не запутаться, ставьте точки карандашом напротив строчек, которые читаете. Это вам поможет не сбиться. После диктанта все точки вы сможете стереть.

Каждое занятие включает в себя графический диктант, обсуждение изображений, скороговорки, чистоговорки, загадки и пальчиковую гимнастику. Каждый этап занятия несет смысловую нагрузку. Занятия с ребенком можно выстраивать в разной последовательности. Можно вначале сделать пальчиковую гимнастику, прочитать скороговорки и чистоговорки, а затем сделать графический диктант. Можно наоборот, сначала сделать графический диктант, о потом скороговорки и пальчиковая гимнастика. Загадки лучше загадывать в конце занятия.

Когда ребенок нарисует рисунок, поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это схематичное изображение предмета.

Поговорите о том, что каждое животное имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет. Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона – длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так далее.

Поработайте со скороговорками и чистоговорками разными способами:

1. Пусть ребенок возьмет в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками, проговорит скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.

2. Пусть ребенок проговорит скороговорку (чистоговорку), перебрасывая мячик из одной руки в другую.

3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.

4. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Пальчиковую гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за вами.

А теперь, когда вы познакомились с основными правилами проведения графического диктанта, можно приступать к занятиям.



Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №5

Семинар-практикум для родителей: «Учимся штриховать»

Подготовила: учитель – логопед Дальчанина Ольга Сергеевна

+%D0%A8%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%

Краснозерское 2019 г

Семинар-практикум для родителей: «Учимся штриховать»

ЦЕЛЬ: ознакомить с понятием штриховка и правилами ее выполнения.

ЗАДАЧИ

  • Напомнить и обобщить задачи по развитию мелкой моторики руки дошкольника.
  • Ознакомить с приемом «штриховка»: целью, выполнением и правилами.
  • Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
  • Просвещать родителей с целью повышения педагогической культуры.

ОБОРУДОВАНИЕ

Каждому родителю: счетные палочки, листочки в клетку, простой карандаш, цветные карандаши, альбомный лист с рисунком для штрихования.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Что такое письмо? Письмо — это способ передавать мысли, а красивое письмо — это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т.е. творить красоту.

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений.

Навыков изображения простых и сложных линий (ломаных, волнистых, комбинированных).

Одним из видов подготовки дошкольника к письму является раскрашивание.

Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Что же такое штрих? Это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу, пересекающейся и с наплывом одна на другую. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, остроту, агрессивность, и самое главное — это раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

Виды раскрашивания: (показать образцы штриховки)

  • раскрашивание короткими частыми штрихами;
  • раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
  • центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
  • штриховка длинными параллельными отрезками.

Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, альбомы для раскрашивания.

Правила работы запомнить несложно: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

В какой последовательности надо проводить работу по штриховке?

Вначале дети учатся обводить геометрические фигуры по трафарету и штриховать их параллельными отрезками, затем составляют из них различные композиции.

Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо, надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. При первых выполнениях штриховки обязательно указывается ее направление. Для этого на предмете рисуется стрелочка.

Детям нравятся работы по штриховке. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. Таким образом развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас.

Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т.е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами, альбомы для раскрашивания.

При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

  • Пальчиковая гимнастика
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
  • Вырезание ножницами
  • Аппликация
  • Работа с бумагой. Оригами. Плетение.
  • Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
  • Шнуровки (сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками)
  • Рисование, раскрашивание.
  • Графические упражнения.
  • Штриховка.
  • Рисование орнамента

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но в дальнейшем.

Знакомство с различными видами линий, штрихов происходит в игровой форме.

Практическая часть с родителями

  1. Дорисуйте предметы, заштриховав их по образцу, не забывая правила: штрихи не должны выходить за контур, должны быть параллельны и выполняться на одинаковом расстоянии друг от друга.
  1. «Скопируй узор»
  1. Нарисуйте рисунок, используя все известные виды линий.

Правила рисования карандашом

  1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.
  2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет с боку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести линию нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.
  3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.
  4. Предмет прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановкой на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.
  5. Предметы округ той формы нужно рисовать одним движением, без остановки.
  6. Закрашивая рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно.
  7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.
  8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.

10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо - если нужно закрасить посветлее.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей “Речевое развитие ребенка”

(для определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.)

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

#1060;амилия, имя ребенка ......................................................................................................................................

Ф.И.О. родителя ...................................................................................................................................................

#1044;ата рождения ребёнка ....................................................................................................................................

3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка? Почему? .................................................................

.................................................................................................................................................................................

4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)……………………………………………………………………………………………………………...

5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 5-6, 6-7 лет) (да, нет)……………………………………………………………………………………………………..

6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается? ........................................................................................................................................................

7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, учитель - логопед) …………………………………………………………………………………………………………

8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка? …………………………………

9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (понимаете ли вы, что означает данное заключение) ……………………………………………………………………………………………………..

10. Проводились ли занятия с учителем - логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)…………………………………………………………………………………………………………..

11. Как вы оцениваете работу учителя- логопеда, довольны ли вы результатами? Какими?

................................................................................................................................................................................

12. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от учителя - логопеда, от самого ребёнка, от родителей, воспитателя) …………….............................................................................................................................................................

13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- работа над слоговой структурой слова;

- развитие лексики;

- развитие грамматического строя речи;

-развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики:

-развитие артикуляционной моторики;

-развитие психических процессов.

14. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли) ......................................................................................................................................

15. Требуются ли Вам консультации учителя - логопеда (да, нет, по какому вопросу). ..............................................................................................................................................................................

16. Ваши вопросы и предложения. .................................................................................................................

.............................................................................................................................................................................

Дата ..........................................................................................

Подпись родителя: ..................................................................

Благодарим за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности.

Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с дошкольниками, имеющими нарушения в развитии речи.

Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

Игры с мелким материалом

- игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;

- игры с палочками;

- игры с мозаикой, конструктором;

- игры с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов;

Развитие графической моторики:

- рисование по трафарету;

- рисование по фигурным линейкам;

- штриховка;

- работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;

Развивающий массаж

- самомассаж кистей и пальцев рук.

Игры со счётными палочками

Задание "Штриховка"
Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.
Задание"Обведи рисунок"
Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание "Соедини по точкам"
Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание "Нарисуй фигуры"
Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.
Задание "Нарисуй такую же картинку"
Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.
Задание "Дорисуй картинку"
Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?

разминать пальцами пластилин, глину;

нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;

играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

играть с песком, водой;

резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)

рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью)

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №1

Буклет: «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»

Подготовила: учитель – логопед Дальчанина Ольга Сергеевна

;n=13

Краснозерское 2023 г



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №5

Консультация для родителей: «Рекомендации родителям от учителя - логопеда на летний период»

Подготовила: учитель – логопед Дальчанина Ольга Сергеевна

Краснозерское 2020г

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Учителю - логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Упражнения для автоматизации звуков

  1. Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа за год может пойти насмарку: "недоавтоматизированные" звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с учителем-логопедом начинать заново.

2. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития фонематических процессов

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)
  2. Придумывание слов с определённым количеством звуков.
  3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из этих звуков: «к-о-ш-к-а).
  4. Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля, Толя, Поля).
  5. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом-ком.)
  6. Отобрать картинки или назвать слова, в названиях которых 4-5 звуков.
  7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)
  8. Составление слов различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, стол, волк. и т.д.

У

пражнения для развития слоговой структуры слова

(слогового анализа и синтеза)

  1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
  2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов
  3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
  4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
  5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).
  6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных) и т. д.

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.):
  3. - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
  4. - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. - Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
  6. - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. - У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

«Кто самый внимательный»

Цель. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Услышав заданный звук в слове, произнесенным взрослым, дети подают сигнал – хлопают в ладоши, рисуют на асфальте мелками определенного цвета квадратики или кружочки.

«Звенит – жужжит»

Цель. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Называются слова со звуками (З) или (Ж). Если дети услышат звук (З) в словах, ребенок говорит «звенит», а если звук (Ж), говорит «жужжит».

«Наоборот»

Цель. Развитие фонематического восприятия.

Родитель произносит слог или звук, ребенок произносит слог или звук с оппозиционным звуком (с – ш).

« Найди звук в слове»

Цель. Развитие фонематического восприятия.

Потребуются цветные мелки (или альбом) для рисования. На асфальте рисуются домики для звуков. Произносится слово с заданным звуком. Определяется местоположение звука в слове: в начале, в середине или в конце Вопрос: «В каком домике живет звук?» Рисуется окошечко в определенном домике, определенного цвета.

«Деформированные предложения»

Цель. Формирование грамматических категорий.

ребенку предлагаются вразнобой слова.

Например: парк, дети, гулять, плавать, рыбка, аквариум.

Родитель просит ребенка составить предложение. Затем можно зарисовать получившиеся предложения на асфальте мелками.(или в альбоме)

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка

Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок.

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений, составляйте предложений по заданным словам и т.д.

Желаю вам удачи!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №5


Консультация для родителей

на тему

«Развитие интонационной выразительности речи

у детей с ОНР»

подготовила: учитель – логопед Дальчанина Ольга Сергеевна

Краснозерское 2019г

В глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им, дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации.

Что вы понимаете под словом – интонация?

Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональный оттенок речи.

А что такое выразительность?

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, поскольку очень важно уметь различать и самому передавать чувства: радость, печаль, удивление…и настроения. Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий, отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок мы часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Как вы думаете, почему встал вопрос, о том, почему нужно развивать у ребенка интонационную выразительность речи?
Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребенку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.

Вот поэтому, в семье должны быть созданы для каждого ребенка все возможности слышать и усваивать интонационно правильную речь и всегда помнить, что при слушании дети воспроизводят в речи не только слова, фразы и предложения, но и интонацию во всех её компонентах, в том числе и мелодику.

Компоненты интонации:

- темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
- ритм (чередование ударных слогов);
- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).

Полезно использовать упражнения, направленные на развитие смены голоса:

- при чтении, используя различную интонацию голоса.В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки, скороговорки, которые мы часто используем с детьми.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Присутствие в речи ребенка всех вышеперечисленных компонентов способствует не только формированию произвольной выразительности речи, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. В свою очередь выразительность речи взрослого является мощным орудием воздействия на ребенка и образцом принятого употребления языковых средств, поскольку дети усваивают язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих, и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.

Х отите проверить, насколько вы выразительны?

  • Тогда садитесь перед зеркалом и попробуйте изменить смысл фразы несколько раз "Дай мне книгу».
  • C каким количеством интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова "здравствуйте", "послушайте".
  • Ну, а читать сказку, изменяя голос в зависимости от персонажа, скажем, говоря, то за Красную шапочку, то за волка.
  • Сможете убедительно выразить испуг, сострадание, жалобу, просьбу во время чтения стихотворения К. И. Чуковского "Доктор Айболит".

Вам предлагаю стихотворения, ваша задача прочитать их выразительно

  • Можно ль козам не бодаться,
    Если pожки есть?
    В пляс девчонкам не пyскаться,
    Если ножки есть?
    За pога возьмем козленка
    Отведем на лyг.
    А девчонкy за pyчонкy
    В наш веселый кpyг!

  • Ходит заяц боpоздой.
    У него каpман пyстой.
    Катя к зайцy подошла
    Пиpожка емy дала.
    Подаpила медный гpошик,
    Чтоб кyпил еды для кpошек.
    Hо кyпил он табакy,
    Кypит лежа на бокy.
    Этакий бездельник!

"Болтливые" ноги
Говорить не могут ноги -
Им положено молчать.
Hоги могут по дороге|
За грибами в лес шагать,
Бегать в валенках по снегу,
Мчать по пляжу босиким,
Могут прыгать, могут бегать,
А, устав, идти пешком.
Говорю я это маме,

А она твердит олять:
- Перестань болтать ногами!
Сколько можно повторять?

«Вопрос»
Мне через месяц будет пять,
Я по слогам могу читать,
Водить велосипед.
Hо очень трудно мне понять -
Большой я или нет.
Прошу я маму в выходной:
-Hемножко поиграй со мной
Hо отвечает мать:
-Сережка, ты уже большой -
Учись один играть!
Hо как назло по вечерам,
Когда идет кино,
Мне говорят, что малышам
В постель пора давно.
Как будто после десяти
Я начинаю вниз расти .

Памятка для родителей.

Что поможет сделать речь ребенка выразительной?

1. Прежде всего – это слушание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос. Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле диски со сказками и стихами, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания такой пластинки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров.

2. Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

4. Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

6. И, конечно же, по эстетической значимости и влиянию на выразительность речи и общее развитие ребенка почетное место по праву принадлежит театрализованной деятельности. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств малыша. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Устраивайте дома, пусть небольшие, но увлекательные и наполненные эмоциями представления.



Предварительный просмотр:

Как заниматься с ребенком дома?

Памятка родителям для организации занятий по заданию с учителем - логопеда

  • Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
  • Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
  • Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
  • При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь со мной.
  • Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.



Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №5

Консультация для родителей «Формирование правильного речевого дыхания»

Подготовила: учитель – логопед Дальчанина Ольга Сергеевна

Краснозерское 2018г

Формирование и развитие правильного речевого

дыхания и голоса.

Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции и голоса. Игровые упражнения, используемые для коррекции речевого дыхания, способствуют также развитию голоса, и наоборот, все голосовые упражнения, проводимые логопедом и воспитателем, способствуют постановке правильного речевого дыхания.

При работе с детьми над речевым дыханием, голосовыми модуляциями, силой и громкостью, темпом и тоном голоса следует опираться на образец педагога, используя имитационную способность детей.

Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:

- вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи через рот;

- вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они

не равномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).

Цель дыхательных упражнений: научить детей быстро, бесшумно

производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем:

- в выработке длительного ротового выдоха;

- в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с

учетом его добора.

Внимание взрослого, работающего с ребенком над выработкой правильного речевого дыхания, должно быть сосредоточено на следующих моментах:

— во время дыхания плечи у ребенка должны быть неподвижны; грудь не должна сильно подниматься при вдохе и опускаться при выдохе;

— живот при вдохе должен подниматься, а при выдохе опускаться;

во время вдоха не втягивать воздух носом, а делать вдох через рот;

— вдох должен быть мягким и коротким, выдох — длительным, спокойным и плавным;

сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхание; говорить только на выдохе. Последовательность работы над формированием речевого дыхания

Первый этап

Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха.

Упражнения на дыхание

1. Исходное положение (и. п.): встать, плечи развернуть; голову держать прямо; одну руку положить на диафрагму, другую — на ребра. Глубокий вдох на счет «раз», задержка дыхания; плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5 (считать вслух).

2. И. п., как в упр. 1. Глубокий вдох на счет 1, 2, задержка дыхания на

счет 1, 2, 3 плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5.

3. И. п., как в упр. 1. Глубокий вдох на счет 1, 2, задержка дыхания на

счет «раз», плавный выдох на счет 1, 2, 3, 4 (вслух), затем добрать воздух

и продолжить считать до 8—1О.

Выработка правильного физиологического (диафрагмального) дыхания.

Левую руку положить на живот, правую — на нижнюю часть груди. Сделать глубокий вдох через нос, произвести свободный, плавный выдох через нос.

Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2—З секунды воздух в легких, затем медленно и плавно выдохнуть через рот.

Игровые упражнения:

«Мячик», «Шарик», «Шарик — ямочка».

Второй этап

Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха.

Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала.

Игровые упражнения

  • «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски, листочки и др.).
  • Дутье на подвешенные бумажные игрушки жуков, бабочек, птичек и др.
  • Катание по столу легких предметов, дутье на вертушки.
  • Надувание мыльных пузырей.
  • Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.).
  • Дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду.
  • Игра с воздушными шарами (Чей шар поднимется выше?»). Надувание резиновых игрушек, шаров.
  • Катание по столу маленьких машинок («Чья машинка уедет дальше?»). «Погаси свечу», «Футболисты», «Забей мяч в ворота», «Горячий чай».

Третий этап

Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков).

Громкое и длительное произнесение изолированных гласных звуков. Сделать короткий вдох на счет «раз» (рот открыт). Задержать воздух на счет «раз» и произвести протяжный, плавный выдох с произнесением одного из гласных звуков [А [У [О [ или длительное и с различным уровнем громкости произнесение сочетаний звуков: аа-ууууу, ааа-иии-ууу, ооо-иии-ааа--ууу.

Произнесение согласных звуков [т-т-т-т [, по мере появления звуков используются согласные [С], [Ш], [З ]/

Игровые упражнения

  • «Погреем ручки» (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х),
  • «Проколотый мяч» (произносятся звуки шшшш или ссс),
  • «Комары и комарики» (произносится звук эзэз),
  • «Большие и маленькие жуки» (произносится звук жжжж),
  • «Насос» (произносится звук сссс).

Педагогу следует контролировать длительность и громкость произношения звуков, плавность перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними.

Четвертый этап

Произнесение слогов и звукоподражаний.

Игровые задания и упражнения

  • «Эхо». Заблудились мы в лесу, закричали мы «Ау!»
  • «Разговор игрушек». Произнесение слоговых сочетаний: па по пу-бу-пу-бу.
  • «Разговор инопланетян» (вы-ву-вы-ву, ва фа-вы-Фы) ,
  • «Кто как голос подает». (Кукушка: Ку-ку, ку-ку). Лошадка: «Иго-го-о-о». Кошка: «Мяу» Собака: «Гавввв», «АфФфФф», Курочка: «Ко-ко-ко-ко». Петух: «Ку-ку-ре-ку».)
  • «По зовем голубей» (гули-гули-гули). Несли тяжелую вещь, поставили на место: «Ух! Ух! Ух!» «Дровосеки».

Пятый этап

Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов).

1. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение

от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре),

дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы,

относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба,

шорты, куртка).

2. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания,

произнесение чистоговорки из З—4 слов на выдохе, например

«Лола мыла куклу Милу».

З. Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания,

произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: «Мама

Милу мылом мыла (вдох), Мила мыла не любила».

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №5

Консультация для родителей: «Формирование правильного речевого дыхания»

;n=33&h=215&w=185

Подготовила: учитель – логопед

Дальчанина Ольга Сергеевна

Краснозерское 2016 год


Предварительный просмотр: