Методическая копилка

Дальчанина Ольга Сергеевна

 

Методическая копилка - это универсальный сборник различных разработок , методик, программ, мастер - классов, консультаций. Всех кого интересует  моя работа, найдёт для себя полезную информацию: организационные, методические, дидактические материалы, презентации, конспекты и многое-многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  речевого занятия для детей в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну АБВГДЕйка, знакомство со звуком В ».

Основная образовательная деятельность: речевое развитие.

Интеграция с образовательными областями: 

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, двигательная, творческая.

Цель: Познакомить детей  с согласным звуком(В) и буквой В, закреплять навык правильного произношения звука в словах.

Задачи:

Образовательные:

Развивать грамматически правильную, лексически развитую речь.

Коррекционно – развивающие:

Развивать внимание, воображение слуховую и зрительную память у детей. Логическое мышление, делать умозаключение и выводы. Развивать зрительное восприятие, артикуляционный аппарат, фонематический слух, внимание, мелкую моторику рук.

Воспитательные

Воспитывать у детей интерес к логопедическим занятиям.

Планируемый результат:

Дети научатся правильно произносить звук (В), определять позицию звука в словах.

Методы и приемы активизации в ходе совместной деятельности:

Организационный момент (интригующее начало).

Сюрпризный момент.

Проблемное общение.

Совместная деятельность педагога и ребенка.

Динамическая пауза

Беседа.

Физминутка.

Рефлексия.

Оборудование и материалы:

                                                   

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап образ.деятельности

                                                   Ход образовательной деятельности

                                                Деятельность педагога

     Деятельность  детей

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1

Организационный момент

 - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, гости улыбаются вам, улыбнитесь в ответ и поздоровайтесь.

 Дети заходят в группу: улыбаются, здороваются с педагогами (гостями)

Проблемная ситуация

 На полу наклеены стрелки, которые ведут к столу. На столе стоит волшебный короб, в коробке лежит фрагмент пазла:

Учитель – логопед:

- Ребята, посмотрите, что это? Давайте посмотрим, что там лежит.

В тот момент как дети открывают короб, играет фонограмма. (в сундуке лежит пазл буквы В и загадка)

  Голос за кадром:

- «Здравствуйте ребята, меня зовут Василий, я житель волшебной страны АБВГДейка, я очень люблю учить буквы,  и совсем недавно я собирался, познакомиться с новой буквой, но так случилось, что кто то,   ее похитил,  а  у меня остался лишь фрагмент буквы  и загадка. Обращаюсь к вам за помощью, узнайте, как зовут букву и  помогите ее собрать. А в помощь я вам оставлю загадку,  часть пазла, и карту путеводитель по волшебной стране, которая поможет вам найти похищенную букву. На пути у вас могут возникнуть трудности, но я уверен, что вы их преодолеете. Желаю удачи в пути. С уважением Василий.      

Учитель – логопед: - Ребята, поможем Василию отыскать букву?  Отгадайте загадку.

Учитель – логопед читает загадку.

Эта буква важная,

Воображала страшная,

Грудь колесом, живот надут

Как будто нет важнее тут. (Буква В)

- Вы догадались, о какой букве идет речь?

 - Ребята, вы готовы отправиться в волшебную страну для поиска буквы? Давайте возьмем с собой фрагмент буквы и карту. И отправимся пешим ходом.

Логоритмика: «Мы пойдем на право..». Играет музыкальное исполнение: ритмические  движения на ускорение согласно слов «Мы идем на лево, мы идем на право».

Открывают коробку.

Ответы детей.

Достают содержимое из коробки, слушают аудио запись.

Слушают загадку.

Ответы детей.

Отправляются в путь.

2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

-  Учитель – логопед обращает внимание на карту.  

Подходят к первому столу с буквой А «Болтушка» (на столе лежат зеркала по количеству детей – для артикуляции, маленькая голубая капелька – для дыхательной гимнастик, разные знаки – для поиска обозначающие букву в).

1. - Для того, чтобы нам с вами продолжить путь необходимо выполнить задание. Возьмем зеркало и выполним артикуляционные упражнения. Наша речь будет  чёткой и понятной.

2.- Посмотрите, что это? (капельки из бумаги) – возьмем и положим на кончик носа, представим, что мы ветерок, и подуем.

3.Лежат знаки, дети ищут все знаки, подходящие под характеристику буквы в.

- Ребята что это? (знаки обозначающие звук  в), чтобы нам с вами узнать,  что это за знаки,  давайте разберемся.

 - На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)

 Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
- Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки?
- Какие звуки называем согласными? (воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума)
- Какими могут быть согласные звуки? (звонкими или глухими; твердыми или мягкими). 
- Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие согласные?
Теперь давайте проверим, какой наш звук и выложим соответствующую схему.

Давайте выберем необходимые знаки для   характеристики звука [В].
[В] – согласный, звонкий, твердый (каждая характеристика проверяется педагогом и детьми - наличие препятствия для воздуха, работа голосовых связок (ладонь на горлышке), твердое произнесение), обозначает, синим знаком. (В конверте забирают часть пазла)

Подходят ко второму столу с буквой Б. «Знайка»

во «рту» лежат картинки, дети по очереди их достают, называют, что на картинке и ищут в какой части слова находится звук в.

 Учитель - логопед: -  Ребята, вам необходимо определите место звука В в словах, вы сейчас по очереди будете брать  картинку и определять.

Лев – в конце сова;
Волк – в начале слова;
Диван – в середине слова;
Вата – в начале слова;
Вода – в начале слова;
Слива – в середине слова.

- Молодцы ребята! Посмотрите, еще одна  часть пазла? (часть пазла приклеена на волшебный мешочек со стороны педагога).

 - Отправляемся дальше?

Подходят к третьему  столу с буквой В «Умняшка»

 Впереди стоит стол, возле стола дерево. Дом на доме  висят сосульки с картинками, дети снимают по сосульки по желанию и по данным картинкам придумывают предложения.

Под деревом стоит сундук на замке.

Учитель – логопед:

- посмотрите, что это перед нами, выберете для себя конверт, составьте по картинкам предложения. Сундук откроется только тогда, когда все выполнят это задание.

Сундук открывается, дети берут фрагмент пазла, и продолжают движения.

 - Я предлагаю отправляться дальше. А по пути немного разомнемся.

 - Физкультминутка:

Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — путешествие продолжать.

Называют варианты решения задачи.

Выполняют задание.

Ответы детей.

Выполняют задание.

Ответы детей.

Отправляются дальше.

Ответы детей.

Ответы детей.

Выполняют движение по тексту.

Самостоятельное применение нового на практике

- Ребята, вот мы и пришли к последнему указателю на карте.

Подходят к четвертому  столу с буквой Г «Ловкие пальчики»

На столе лежат цветные карандаши, ручки. Дети выполняют задания.1-закрасить соответствующим цветом.2 – обвести в кружок правильную букву, прописать строчку самостоятельно по образцу.

 - Я предлагаю выполнить последнее задание. Как вы думаете, что нужно сделать?

 - Каким цветом ты закрасил букву? (синим), почему? А какими правилами руководствовался?  (не вылезать  за пределы работы, не давить на карандаш, красить в одном направлении).  Прежде чем мы продолжим, давайте разомнем наши пальцы.

 

- Мы колечки надеваем,

Пальчики мы посчитаем,

 А колечки не простые,

А колечки золотые.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

А какие правила необходимы для написания буквы? (сверху вниз, слева на право).

 - молодцы ребята, вот и последний четвертый пазл.

Дети достают части из конвертов, и выкладывают букву В.

Садятся за столы.

Отвечают на вопросы.

Выполняют гимнастику с использованием пружинки Су – Джек терапии.

3

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

В какой стране мы сегодня побывали? Давайте вспомним, кто попросил нас о помощи? Что мы делали, какие задания выполняли? Помогли ли мы герою волшебной страны?

Дети рассказывают о своём путешествии, отвечают на вопросы.

Рефлексия

Ребят, нам пора возвращаться  в детский сад.

Вот сейчас закроем глазки,

И вернемся мы из сказки.

Дети закрывают глаза, а затем открывают.

Вот мы и вернулись в детский сад.

Закрывают глаза.

Оценивают своё путешествие.



Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский детский сад №3

Логопедический утренник:

 «Праздник чистой речи»

Краснозерское

Логопедический утренник – одна из форм проведения итогового занятия для дошкольников с нарушениями речи. Участниками утренника являются: дети подготовительной к школе группы, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель. В качестве гостей приглашаются дети старшей группы, родители, педагоги, старший воспитатель, заведующий  ДОУ. Логопедический утренник – это прекрасная возможность подвести итоги коррекционной работы в непринужденной, праздничной атмосфере. Это, прежде всего, праздник, на котором дети с гордостью демонстрируют свои достижения, получают положительный эмоциональный заряд, проявляют творческие возможности и личностные качества. Логопедический утренник позволяет: закреплять полученные речевые умения и навыки и демонстрировать их в различных речевых ситуациях; активизировать навыки самоконтроля за речью; формировать навыки публичного выступления (тем самым способствуя успешной социализации ребенка); воспитывать интерес и любовь к родному языку; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки.

Цель: формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью, повышать информированность родителей относительно особенностей речевого развития детей.

Ход:

Музыка №1

Под музыку в зал заходят дети, садятся на стулья, которые стоят полукругом.  Учитель - логопед: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Я приветствую всех кто пришел к нам на праздник «Правильной речи»! Сегодня на празднике, мы с вами будем играть, рассказывать стихи, петь, шутить, и при, этом, конечно, правильно и красиво говорить. Не все еще получается, но занятия продолжаются.

Ну, а чтобы наш язычок был готов к беседе, давайте сделаем разминку:

В некотором царстве,

Звуко — государстве

Жили — не тужили,

С Язычком дружили

песенки-чудесенки

Свистелочка  -  СССССС

Звенелочка — ЗЗЗЗЗЗ,

Шипелочка — ШШШШШ,

Жужжалочка —  ЖЖЖЖЖ.

Музыка №2

Звучит музыка в зал вбегает  клоун Клепа, напевает песенку

Клепа: - Тары-бары, тары-бары, тары-бары, тару-ра.

Тараторю без умолка, прямо с самого утра.

- Здравствуйте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки! Надеюсь, я не опоздал?

Учитель - логопед: Здравствуй, Клепа, мы рады видеть тебя на нашем празднике!

Клепа: Мне не до веселья. Я пришел к вам за советом, за помощью.

Учитель - логопед: Ну что ж, мы с ребятами будем рады тебе помочь. А что у тебя случилось?

Клепа: Хорошо бы! Мой дедушка все время говорит, что я плохо разговариваю потому, что у меня во рту «каша», а у меня во рту никакой каши нет (открывает рот).

Учитель  - логопед:  не грусти Клепа, ребята тебе сейчас споют песню, а ты послушай.

Музыка №3

Песня на мотив "Маленькая страна"
Есть за горами, за лесами маленькая страна,
Там звуки правильно играют, 
Там четкие слова.
Надо всем детям научиться

Правильно говорить.

В эту страну тот час умчимся

Будем всегда там жить. 

Припев:
Маленькая страна

Правильная страна

Там говорят и пишут верно,

Всех нас зовёт она! 

Припев:
Эта страна нам только снится,
Мы лишь открыли дверь,
Но в облаках летит жар - птица
Мы победим – поверь,
И заиграют звуки сладко,
Будут ласкать всем слух,
И от хороших результатов, 
Станет теплей вокруг.

Учитель - логопед: тебе понравилось, Клепа?

Клепа:Да, очень понравилось! А можно мне, ребята, остаться на вашем празднике? Может быть, я еще чему-нибудь у вас научусь.

Учитель - логопед: Ребята, разрешим Клепе остаться,  Научим его новому?

  • Игра «Назови одним словом» 
  • - волк, медведь, рысь, кабан, заяц - это…
  • - груша, апельсин, слива, ананас, банан – это…
  • - скворец, грач, жаворонок, ласточка, трясогузка – это…
  • - валенки, сапоги, тапки, туфли, кроссовки – это…
  • - Венера, Марс, меркурий, Сатурн, Юпитер – это…
  • - сметана, кефир, ряженка, творог, сыр – это …
  • - самолет, вертолет, дирижабль, ракета – это…
  • - пенал, ручка, дневник, тетрадь, учебник – это …
  • - утюг, торшер, кофемолка, холодильник, пылесос – это…

- учитель, летчик, милиционер, врач, продавец – это…

Клепа: - Ребята, я очень люблю рассказывать стихотворения, послушайте!

- Муха села на варенье вот и все стихотворенье!

Учитель - логопед: - Клепа, а теперь ты послушай стихи о звуках, которые научились говорить наши ребята!

Не далеко и не близко,
Не высоко и не низко,
Жили-были звуки,
В одной логопедическом пункте.

По утру они вставали,
Сразу дружно повторяли.
Так весь день они трудились.
Говорить они учились.

№1 Звук С
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе.
Посередине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти,
Сссс, ссс, ссс – произнеси!

№2 Звук З
Язычок широкий ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Зззз …. Произнесем.
З заливисто звенит,
Звонко З в словах звучит:
Зайка, зонт, звонок, загадка,
Зал, значок, звезда, зарядка!

№3 Звук Ш

– Ш! Чтоб звук красивым вышел
Шире язычок и выше!
Сделаем из язычка
Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмем зубам.
Вот теперь над чашкой можно,
Дуть красиво, осторожно.
Чтобы ветерок бежал,
Чтобы Ш, как шелк, шуршал!

№4 Звук Ж
Ж как Ш мы произносим,
Только голос в гости просим.
Звонко Ж в словах жужжит,
Ж как жук большой гудит:
жук, жужжанье, журчанье

 № 5 Звук Л
Узкий кончик языка вверх
В зубы упирается.
По бокам от языка воздух пробирается.

 №6 Звук Р
– Ррр! – ракета рвется весь!
– Ррр! – рычит сердито рысь.
– Ррр! – рокочет ровно робот.
«Р» сказать и ты попробуй!
– Ррр! – возьмемся за учебу!
– Ррр! – язык широкий – к небу!

№ 7 Звук Ч
Четко, быстро прошепчи:
Звук, который получаем,
Буквой ч обозначаем.

 №8 О - похожа на баранку.

Обруч тоже буква О. 

На кольцо, на колесо.

 №9 Звук Ц
– Тс – тс – тс – произнеси,
Кратко, глухо просвисти.
Звук, который получаем,
Буквой Ц обозначаем.

Клепа: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья!

Учитель – логопед:  Давайте ребята, покажем Клепе, как мы можем играть? Давайте поиграем? я буду задавать вам вопросы, а вы будет поднимать руку и говорить.

1. Назовите детеныша лошади? (жеребенок)

2. Сколько звуков в слове пух? (3 звука)

3. Есть твердые звуки, а наоборот? (мягкие)

5. Назовите 5 домашних птиц? (утка, гусь, курица, петух, индюк)

6. Исправьте предложение. Бабушка младше мамы.

7. Назовите кто лишний и почему? (сова, голубь, медведь,синица)

8. Сколько слогов в слове бель-ча-та?

9. Варенье из клюквы? (клюквенное)

10. Назовите второй звук в слове паук? (а)

1. Назовите детеныша свиньи? (поросенок)

2. Сколько звуков в слове конь? (3 звука)

3. Есть глухие звуки, а наоборот? (звонкие)

4. Чего больше в лесу — деревьев или листьев?

5. Назовите 5 зимующих птиц? (синица, голубь, воробей, ворона, снегирь).

6. Исправьте предложение: папа старше дедушки.

7. Назовите кто лишний и почему? (стол, диван, автобус, кровать)

8. Сколько слогов в слове кош-ка?

9. Варенье из черники? (черничное)

10. Назовите второй звук в слове ночь? (о)

Клепа:  Ой какие вы молодцы! Я хочу с вами поиграть, можно?

Учитель - логопед А я сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко », а ты Клепа помогай

Зимой в берлоге видит сон
Лохматый, косолапый…(слон)…медведь.

В теплой лужице своей
Громко квакал…(воробей)…нет, лягушонок.

С пальмы – вниз, на пальму снова
Ловко прыгает…(корова)…нет обезьяна!

К цветку приставишь ухо,
А в нем жужжит, поет
Старательная…(муха)…нет пчела,
И собирает мед.

Клепа: Вы все знаете.  А вот у меня ребята что- то лежит в кармане, угадайте, что у меня лежит в кармане на звук «В»?

(предположения детей слов на звук «В»)

Сдаетесь? Да нет ничего! (выворачивает карман)

Учитель - логопед: Как ничего? Ты говорил на звук «В»?

Клепа: Воздух! (смеется)

Учитель - логопед: Клепа, а мы с ребятами знаем игру, как правильно подуть, у нас есть игра «Футбол», сейчас дети, покажут тебе Клепа, как надо правильно дуть.

Музыка№

Клепа: Я тоже так умею, смотрите (начинает дуть как попало), ничего не получается, начинает плакать

 Учитель - логопед: Не плачь Клепа, мы тебя научим. Правда, же ребята? (дети говорят правила выполнения дыхательной гимнастики)

 Ты лучше Клепа сядь, отдохни. Сейчас для тебя ребята споют частушки.

Музыка № Частушки

Логопед к нам приходила, 
Говорить нас всех учила.
Открывает, смотрит в рот
Ничего не разберет.

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку.
Не ногами, не руками,
А своими языками!

Мы играем в пулемет,
Мы рычим, как рация
.                                                                                                             Не ругайте нас, идет
Автоматизация!

А вчера я объясняла 
Маме с папой гласные
.
Этих взрослых обучать -
Затея  ох ужасная!

Я решила в воскресенье
Все заданья повторить
.                                                                                                         Даже наша кошка Мурка 
Научилась говорить!

Вот закончилися муки,
Мне поставили все звуки.

 На больничном побывал - 
Половину растерял.

Проявляет логопед 
Знанья и активность
,
Повышается у нас 
Коммуникативность

Мы пока частушки пели,
Заплелися языки. 
Вы похлопайте погромче

Мы старались,
Как могли!

Музыка № Игра "Собери картинки в корзинки" (со звуками Р, Л)

(С-Ш )

Клепа: Я тоже все знаю, спросите у меня что – нибудь.

Учитель - логопед: а давай Клепа, я буду задавать тебе вопросы, если ты не сможешь отгадать, ребята тебе помогут, правда же ребята?

Вопросы:

- какие звуки называются гласными?

- какие звуки называются согласными?

- какой лишний звук: А Ы М У?

- какой лишний звук: М О  Т?

- назови слово со звуком П

- назови слово со звуком К

- как узнать, сколько слогов в слове?

- как узнать согласный звонкий или глухой?

- о чем можно сказать: их слышим и произносим?

- о чем можно сказать: их видим и пишем?

Клепа: ой, теперь я буду знать. А теперь я можно задам вам вопросы?

Игра  «Скажи наоборот» 

 • Сахар сладкий, а перец…

• Чай горячий, а мороженое…

• Заяц бежит быстро, а черепаха ползет…

• Днем светло, а вечером…

• Звери бывают смелые и …

• Пластилин мягкий, а камень…

• Морковь можно есть сырой и …

• Яблоки могут быть мелкими и …

  • У зайца хвост длинный, а у лисы…
  • Клоун бывает грустный и …

Учитель - логопед: Клепа, тебе понравилось у нас?

Клепа: Весело тут у вас. Я рад был познакомиться с такими умными, сообразительными ребятами, которые знают звуки, буквы, вопросы разные задают, а как правильно и красиво говорят. Но мне пора в свою сказку. До свидания!

Клепа уходит.

Учитель - логопед: Вот и подошел к концу наш праздник. Но для вас, дорогие ребята, у нас есть сюрприз. Награждение детей дипломами.

Включение фильма «Наши будни»




Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерский район Новосибирской области Краснозерский детский сад №5 Представление опыта работы Применение предметно развивающей среды учителя – логопеда в МКДОУ Краснозерский детский сад №5 в коррекционно - образовательном процессе. Подготовила: Учитель – логопед Дальчанина Ольга Сергеевна

Слайд 2

О рганизуя РППС кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО, руководствовалась принципами: Доступности; системности; здоровьесбережения; - учета возрастных особенностей; - мобильности; - вариативности.

Слайд 3

По оснащению и применению кабинет разделен на центры: индивидуальной работы; - учебный; - сенсомоторный; - хранения наглядно-дидактических пособий и документации; - рабочее место учителя – логопеда.

Слайд 4

« Веселые человечки»

Слайд 5

Раздаточный материал для определения звука, «Звуковая птичка» для определения звука в слове

Слайд 6

«Волшебный мешочек»

Слайд 7

«Ловкие горошинки»

Слайд 8

Игры с прищепками, пальчиковый театр.

Слайд 9

«Волшебная ромашка», « Удивительный конструктор»

Слайд 10

Игры «Задуй свечу», «Шторм в стакане»

Слайд 11

Игра : « Веселая прическа»

Слайд 12

Используем домино «муха цокотуха»

Слайд 13

Игры: « Один много», « Маленький – большой»

Слайд 14

Игра: « Сосчитай и произнеси»

Слайд 15

Картотеки по разделам

Слайд 16

«Телевизор» «Алфавит»

Слайд 17

Диффириенцация звуков: игра « Что для Лизы, что для Раи?»

Слайд 18

Дифференциация звука [c] и [ ш ]

Слайд 19

Логопедическое дерево

Слайд 20

Игра: «Слоненок»

Слайд 21

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: