Самообразование
Самообразование воспитателя предполагает самостоятельную работу над выбранной темой, которая направлена на развитие дошкольников и учитывает их культуру, образовательные потребности, возраст. Цель — усовершенствовать собственные методы воспитания и обучения, создать условия для всестороннего развития детей в группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение
«Детский сад № 18»
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
воспитателя Дудкиной Надежды Евгеньевны
по творческой проблеме:
«Формирование у дошкольников основ гражданской идентичности через изучение этнокультур народов Оренбуржья»
на 2024-2025 учебный год
г. Оренбург
Цель: Формирование у детей 3-4 лет интереса и уважения к другим национальным культурам.
Задачи:
1. Задачи: Обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России (русских, татар, казахов, башкир).
2. Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
3. Развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.
4. Совершенствовать исследовательские умения наблюдать и задавать вопросы.
5. Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Актуальность
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Направление работы | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
С детьми | Презентация «Россия» Беседа «Наша родина - Россия» Д/и «Угадай узор (элемент)» Ритмическая гимнастика «Вместе весело шагать» Конструирование из бумаги «Национальный головной убор» «Русский платок». | Беседа: Оренбург – наш общий дом. (народы Оренбуржья) Чтение пословиц и поговорок разных национальностей, Пальчиковая игра «Наша семья» Рассматривание иллюстрации «Национальный костюм моего народа». | Презентация «Достопримечательности Оренбурга (исторические памятники)» Разгадывание загадок, чтение национальных сказок русские народные С/Р игра «Встречаем гостей», «Чаепитие» | Презентация: Богатства родного края. Русская народная игра «Плетень» Татарская народная игра «Тюбетейка» Казахская народная игра «Юрта» |
С родителями | Папка передвижка «Город Оренбург» | Привлечь родителей к сбору видео-материалов, необходимых для видео «Достопримечательности Оренбурга и Оренбургской области» | Выставка книжек-малышек "Моя семья!" | Практические советы с родителями о необходимости заучивания с детьми своего домашнего адреса. |
С педагогами | Консультация «Этнокультурное воспитание дошкольников» | Консультация «Русские народные подвижные игры» | Круглый стол на тему «Народный фольклор» | Мастер класс Народная игрушка – кукла-самоделка. |
РППС | Создание Дидактической игры | Создание альбома «Достопримечательности Оренбурга» | Презентация альбома «Национальный костюм» | Пополнение центра «Оренбуржье» |
Литература | .Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» ООО»Элизе Трейдинг»,2001 С.А. Козлова «Я – человек» «ШкольнаяПресса», 2003 Е.С. Бабунова Программа « Наш дом – Южный Урал»» ЦДЮТиК МО РФ, 2005 | Колиратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие М. 2010 - С.224; Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2011- С. 160; | Красная книга Оренбургской области: «Оренбургские книги»,2012 - С. Мосалова Л.Л. «Я и мир»- программа и технология.Конспекты НОД по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Издательство « Детство- Пресс», 2011- С. 80; | Мулько И.Ф. « Развитие представлений о человеке в истории и культуре» Москва. 2013- С. 112; Природное наследие Оренбургской области: «Оренбургские книги», 2010-С.95; Синягина Ю.В. «Моя Родина-Оренбуржье».Методические разработки по краеведению/ Ю.В. Синягина.- Челябинск, 2011- С. 103; |
Направление работы | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
С детьми | Презентация «Оренбургский пуховый платок» Рисование «Кукла в русском национальном костюме» | Оформление альбома «Национальная деревня» Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок». Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» Дыхательная гимнастика «Надуй шарик» | Беседа с использованием иллюстраций, фотографий: «Город, в котором я живу». Лепка «Бублики и калачи» | Чтение стихотворения о семье. «Семья – это МЫ» Чтение художественной литературы Д. МаминСибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу—Короткий Хвост». | Обобщение по изученным театрам Подвижная игра «Перелёт птиц». Дидактические игры: «Один и много», «Зоопарк». |
С родителями | Анкета для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка» | Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» | Оформление родительского уголка, «Масленица пришла», «Пасха». | Выставка семейных альбомов "Наши семейные традиции" | Фотовыставка семейных национальных блюд "Кулинарные шедевры" |
С педагогами | Наглядно-дидактическое пособие "Знаменитые Оренбуржцы" | Памятка «Игры на развитие мелкой моторики как средство развития речи детей». | Создание дидактической игры в патриотический уголок группы | Викторина «Растения и животный мир Оренбургского края» | Консультация для педагогов «Учите с детьми чистоговорки и потешки». |
РППС | Пополнение медиатеки музыкальных произведений | Изготовление дидактической игры: «Чудесный мешочек» | Подготовка к празднику 8 марта, разучивание стихов, песен, танцев, игр. | Пополнение центр изо Раскраски «Узоры Оренбургского края» | Создание книжек малышек с пословицами по теме |
Литература | Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. - М: издательство «Гном и Д», 2001- 96. Олифирова Л. А. Солнышко смеётся: сценарии праздников, театрализованных представлений для дошкольников. М.: издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. | Шевкунова Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы» /Шевкунова Е., Власова Л., Иванова Е.// Дошкольное воспитание.- 2009-№4 - 59-65 е.; Эмгунт С.А. Краеведение.История Оренбургского края/ С.А. Эмгунт.- Оренбург. 2010- С.200; Юлаев И. М. « Природой сотворённый храм» /И.М. Юлаев.- Оренбург: Печатный дом «Димур», 2012- С. 184. | Воронько П. «Лучше нет родного края»-Хрестоматия для старшего дошкольного возраста /Москва. 2000- С.284; Дрожжин С. «Привет,тебе мой край родной»- издательство «Детская литература», 2007- С.46; Михалков С. «Быль для детей» // Издательство «Детская литература», Москва.,2001-60 с; | Журналы «Дошкольное воспитание» №#1075;. ,№5 -2001г. ,№5- 2009г. ,№2-2010г., №7- 2010г. ,№5 -2012г. ,№6- 2010г. ,№5- 2010г. | Приходько В. «Вот когда я взрослым стану»- Москва, издательство «Малыш», 2006- 85 с; Приходько В. «Дом зерна»-Москва, издательство «Малыш», 2000-С.38; Пришвин М. «Лисичкин хлеб»-Москва, издательство «Детская литература», 2007-С.26; |

