Аналитическая справка 2024 - 2025 учебный год

Ткаченко Людмила Анатольевна

Аналитическая справка 2024 - 2025 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka_tkachenko_24-25.docx68.64 КБ

Предварительный просмотр:

   герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения коррекционно – образовательной программы ДО 2024 – 2025 учебный год

учителя – логопеда Ткаченко Людмилы Анатольевны

В 2024 – 2025 учебном году группы комбинированной направленности

с 6 до 7 лет посещало 43 ребенка. В том числе и дети с тяжелыми нарушениями речи имеющих различные речевые расстройства – фонетико-фонематическое недоразвитием речи и общее недоразвитие речи I-ІІІ уровень речевого развития, задержка речевого развития Данные речевые нарушения обусловлены дизартрией.

У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.

Углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей позволило распределить детей по формам речевых нарушений.

Группа (возраст)

Речевое заключение

ОНР III

ОНР II

ОНР I

ФФН

ФФН

Дизартрия

Другие диагнозы (ЗРР)

Подготови тельная

(6-7 лет)

16

4

2

6

14

1

       У двух детей общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития, дизартрия; 4 ребенка общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития, дизартрия; 16 детей общее недоразвитие речи III уровень речевого развития, дизартрия; 14 детей фонетико - фонематическое недоразвитие речи, дизартрия; 6 детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.  Один ребенок имеет заключение задержка речевого развития.

     Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей данной группы в соответствии с ФГОС ДО мною написана рабочая программа коррекционно-развивающей работы подготовительной логопедической группы для детей, имеющих речевые нарушения на 2024-2025 учебный год. Данная программа является основополагающей как в индивидуальной работе с детьми, так и в организации занятий.

С целью отслеживания уровня усвоения коррекционной программы, определения динамики развития каждого ребенка проведено логопедическое обследование индивидуального развития детей, данной логопедической группы по следующим направлениям:

  • уровень развития эмоциональной сферы, неречевых психических функций;
  • уровень развития моторной сферы;
  • уровень        развития        импрессивной        речи,        состояние фонематического восприятия;
  • уровень развития экспрессивной речи, состояние активного словаря;
  • уровень развития экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи;
  • уровень развития экспрессивной речи, состояние связной речи;
  • уровень развития связной речи, состояние фонетической стороны речи.

Определена характеристика уровней усвоения программы:

Высокий уровень

1.Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций

  • Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.
  • Ребенок безошибочно дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы.
  • Ребенок безошибочно дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов.
  • Ребенок воспринимает и дифференцирует плоские и объемные геометрические формы (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр).
  • Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, безошибочно показывает предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, сева внизу, справа внизу, слева вверху, справа внизу.
  • Ребенок безошибочно ориентируется в схеме собственного тела, может показать левый глаз правой рукой, правое ухо — левой рукой.
  • Ребенок с легкостью складывает картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов.
  • Ребенок с легкостью складывает фигуры из шести-семи палочек по памяти.

2.Развитие моторной сферы

  • Ребенок моторно ловкий, хорошо координированный, все движения выполняет в полном объеме и нормальном темпе.
  • Ребенок может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди, из-за головы; может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.
  • Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое. У ребенка не отмечаются леворукость.
  • Ребенок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.
  • Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.
  • Мышечный тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе, синкинезий нет.
  • Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе; переключаемость хорошая; синкинезий, тремора, обильной саливации нет.

3.Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия

  • Объем пассивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно показывает по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов.
  • Ребенок безошибочно показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт.
  • Ребенок безошибочно показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками.
  • Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; понимает существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с

  • различными приставками.
  • Ребенок понимает смысл отдельных предложений и связных текстов.
  • Ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

  1. Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря

  • Объем активного словаря ребенка соответствует возрастной норме.
  • Ребенок может назвать по 4—5 существительных по всем предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи антонимы.
  • Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам.
  • Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
  • Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме.
  • Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.
  • Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции.
  • Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-, -ят-; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

  • Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме.

    Ребенок без помощи взрослого может составить рассказ по серии     картинок.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
  • Ребенок не нарушает звуко-слоговую структуру сложных слов.

    Звукопроизношение соответствует возрастной норме. Нарушено   произношение сонорных звуков (звуки [р],[л],[р’],[л’] отсутствуют либо заменяются на звук [j], либо звуки [р], [л] заменяются на звуки [р’], [л’]).

  • Объем дыхания достаточный.  Продолжительность выдоха  достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные.
  • Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь богато интонирована.
  • Ребенок безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове.

Средний уровень

  1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций
  • Ребенок вступает в контакт практически сразу. Эмоциональные реакции достаточно адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.
  • Ребенок дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы, допуская единичные ошибки.
  • Ребенок дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов, допуская единичные ошибки.
  • Ребенок воспринимает и дифференцирует плоские и объемные геометрические формы, допуская единичные ошибки.
  • Ребенок ориентируется в пространстве, допуская единичные ошибки.
  • Ребенок ориентируется в схеме собственного тела, допуская единичные ошибки.
  • Ребенок складывает картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов с небольшой помощью взрослого.
  • Ребенок складывает фигуры из шести-семи палочек по памяти с небольшой помощью взрослого.

  1. Развитие моторной сферы

  • Ребенок недостаточно моторно ловок и координирован, но все движения выполняет практически в полном объеме и нормальном темпе.
  • Ребенок может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди, из-за головы; может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее, но при этом проявляется его некоторая раскоординированность и моторная неловкость, присущая детям с ОНР.
  • Ручная моторика развита достаточно хорошо, практически все движения выполняются в полном объеме; но ребенок испытывает небольшие затруднения при переключении с одного движения на другое. У ребенка может отмечаться леворукость.
  • Ребенок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека, но делает это не вполне уверенно.
  • Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата, но делает это недостаточно ловко и уверенно.
  • Мышечный тонус мимической мускулатуры несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в несколько замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии.
  • Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме и замедленном или ускоренном темпе; переключаемость несколько затруднена; отмечаются синкинезии, тремор, повышенная саливация.

  1. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
  • Объем пассивного словаря практически соответствует возрасту.
  • Ребенок показывает по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов, допуская единичные ошибки.
  • Ребенок показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт, допуская единичные ошибки. Ребенок        показывает        по просьбе        логопеда        предметы,        обладающие определенными признаками, допуская отдельные ошибки.
  • Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; понимает существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными приставками, но допускает единичные ошибки.
  • Ребенок понимает смысл отдельных предложений и связных текстов, допуская единичные ошибки.
  • Ребенок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, допуская единичные ошибки.

  1.         Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря
  • Объем активного словаря ребенка практически соответствует возрастной норме.
  • Ребенок может назвать по 3—4 существительных по всем предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи некоторые антонимы.
  • Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.
  • Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.
  1.         Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
  • Уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме. Ребенок образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже, допуская единичные ошибки.
  • Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции, иногда допуская отдельные ошибки.
  • Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-,-ят-; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида, но иногда допускает отдельные ошибки.

  1.         Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

  • Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме.
  • Ребенок может составить рассказ по серии картинок с небольшой помощью взрослого.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
  • Ребенок        незначительно и только на фоне предложения нарушает звукослоговую структуру сложных слов. Звукопроизношение        не соответствует        возрастной        норме.        Нарушено произношение двух групп звуков.
  • Объем дыхания нормальный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные.
  • Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь интонирована недостаточно.
  • Ребенок повторяет        цепочки        слогов с        оппозиционными звуками,        умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове, но иногда допускает отдельные ошибки.

Низкий уровень

  1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций
  • Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт избирательно. Эмоциональные реакции не адекватны и не устойчивы.
  • Ребенок эмоционально не стабилен.
  • Ребенок плохо дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, плохо определяет направление звука, при воспроизведении заданных педагогом ритмов делает множественные ошибки.
  • Ребенок плохо дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов.
  • Ребенок плохо дифференцирует плоские и объемные геометрические формы. Ребенок плохо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела.
  • Ребенок не может сложить картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов.
  • Ребенок не может сложить фигуры из шести-семи палочек по памяти.

  1. Развитие моторной сферы
  • Ребенок моторно неловок, плохо координирован, все движения выполняет не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе.
  • Ребенок не может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; не может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; не может бросить мяч от груди, из-за головы; не может подбросить и поймать мяч; не может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее или делает это крайне неуверенно и только с помощью взрослого.
  • Ручная моторика развита плохо, все движения выполняются в не полном объеме; ребенок плохо переключается с одного движения на другое. У ребенка отмечаются леворукость.
  • Ребенок не умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.
  • Ребенок не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.
  • Мышечный тонус мимической мускулатуры значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии.
  • Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе; переключаемость плохая; отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация.

  1. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
  • Объем пассивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок не всегда может показать по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов.
  • Ребенок не всегда может показать по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт.
  • Ребенок не всегда может показать по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками.
  • Ребенок не всегда понимает различные формы словоизменения, предложно- падежные конструкции с предлогами; не всегда понимает существительные с уменьшительно-ласкательными   суффиксами,   формы   единственного   и множественного числа глаголов, плохо дифференцирует глаголы с различными приставками.
  • Ребенок не всегда понимает смысл отдельных предложений и связных текстов.
  • Ребенок плохо дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.
  1. Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря

  • Объем активного словаря ребенка не соответствует возрастной норме и гораздо ниже его.
  • Ребенок не может назвать даже по 2—3 существительных по всем предложенным логопедом темам; не может назвать части тела и части указанных предметов; не может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; не использует в речи антонимы.
  • Объем глагольного словаря не достаточный. Ребенок не может назвать действия по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками.
  • Объем словаря прилагательных не достаточный. Ребенок не может назвать признаки предметов по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками.
  1. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи

  • Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме.
  • Ребенок допускает множественные ошибки при образовании формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительных множественного числа в родительном падеже.
  • Ребенок допускает множественные ошибки при согласовании прилагательных с существительными единственного числа; при употреблении предложно-падежных конструкций.
  • Ребенок не умеет образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-,-ят-; не умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; не умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида или делает это с множественными ошибками.

  1. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи

  • Уровень развития связной речи не соответствует возрастной норме.
  • Ребенок без помощи взрослого не может составить рассказ по серии картинок.
  1. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи

  • Ребенок значительно нарушает звукослоговую структуру сложных слов.

          Звукопроизношение не соответствует возрастной норме.

  • Нарушено произношение трех-четырех групп звуков.
  • Объем дыхания не достаточный. Продолжительность выдоха не достаточная. Дыхание верхнеключичное. Сила и модуляция голоса не достаточные.
  • Темп и ритм речи не нарушены. Паузация нарушена. Речь не интонирована.
  • Ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками с множественными ошибками, не умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, не умеет определять количество и последовательность звуков в слове.

По результатам обследования получены следующие данные:

Уровень развития

Начало 2024 – 2025 уч. г.

Конец 2024 – 2025 уч. г.

Высокий

0%

35 ребенка - 81%

Средний

33 детей - 76%

8 ребенка - 18%

Низкий

10 ребенка – 23%

0%

Таким образом, анализ усвоения программы коррекционно- логопедического воздействия, определение стабильности усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков, осуществление мониторинга коррекционной работы показывает стабильную положительную динамику.

Причины среднего уровня развития следующие:

  • особенности развития категории детей с тяжёлыми нарушениями речи;
  • личностные качества не могут изменяться также быстро, как проявление результатов обучения ребенка;
  • развитие личностных качеств тесно взаимосвязано с уровнем личностного развития родителей;
  • низкий уровень посещаемости (соматически ослабленный ребенок).

Анализируя данные мониторинга        можно отметить следующее:

  • работа по развитию, воспитанию и обучению детей в учреждении организована в соответствии с требования ФГОС ДО;

- необходимые умения и навыки, значимые для дальнейшего обучения психические функции (внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение, самоконтроль своих поступков и действий, высокая мотивационная готовность и самооценка) у детей хорошо сформированы;

  • анализ уровня освоения коррекционно – образовательной программы составляет - 100%.

Вывод: наблюдается положительная динамика в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Рекомендации:

  • вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала; учитывать результаты мониторинга при планировании коррекционно - образовательной работы;
  • осуществлять дифференцированный подход к детям с целью улучшения освоения программы и развития интегративных качеств;
  • особое внимание следует уделить детям, показавшим низкий уровень освоения программного материала;
  • формировать у родителей мотивированное отношение к коррекционной работе и активное включение в нее, повышение педагогической культуры родителей, их заинтересованное участие в коррекционном процессе.