Аналитическая справка 2024 - 2025 учебный год
Аналитическая справка 2024 - 2025 учебный год
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения коррекционно – образовательной программы ДО 2024 – 2025 учебный год
учителя – логопеда Ткаченко Людмилы Анатольевны
В 2024 – 2025 учебном году группы комбинированной направленности
с 6 до 7 лет посещало 43 ребенка. В том числе и дети с тяжелыми нарушениями речи имеющих различные речевые расстройства – фонетико-фонематическое недоразвитием речи и общее недоразвитие речи I-ІІІ уровень речевого развития, задержка речевого развития Данные речевые нарушения обусловлены дизартрией.
У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка.
Углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей позволило распределить детей по формам речевых нарушений.
Группа (возраст) | Речевое заключение | |||||
ОНР III | ОНР II | ОНР I | ФФН | ФФН Дизартрия | Другие диагнозы (ЗРР) | |
Подготови тельная (6-7 лет) | 16 | 4 | 2 | 6 | 14 | 1 |
У двух детей общее недоразвитие речи, I уровень речевого развития, дизартрия; 4 ребенка общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития, дизартрия; 16 детей общее недоразвитие речи III уровень речевого развития, дизартрия; 14 детей фонетико - фонематическое недоразвитие речи, дизартрия; 6 детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи. Один ребенок имеет заключение задержка речевого развития.
Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей данной группы в соответствии с ФГОС ДО мною написана рабочая программа коррекционно-развивающей работы подготовительной логопедической группы для детей, имеющих речевые нарушения на 2024-2025 учебный год. Данная программа является основополагающей как в индивидуальной работе с детьми, так и в организации занятий.
С целью отслеживания уровня усвоения коррекционной программы, определения динамики развития каждого ребенка проведено логопедическое обследование индивидуального развития детей, данной логопедической группы по следующим направлениям:
- уровень развития эмоциональной сферы, неречевых психических функций;
- уровень развития моторной сферы;
- уровень развития импрессивной речи, состояние фонематического восприятия;
- уровень развития экспрессивной речи, состояние активного словаря;
- уровень развития экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи;
- уровень развития экспрессивной речи, состояние связной речи;
- уровень развития связной речи, состояние фонетической стороны речи.
Определена характеристика уровней усвоения программы:
Высокий уровень
1.Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций
- Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.
- Ребенок безошибочно дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы.
- Ребенок безошибочно дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов.
- Ребенок воспринимает и дифференцирует плоские и объемные геометрические формы (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр).
- Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, безошибочно показывает предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, сева внизу, справа внизу, слева вверху, справа внизу.
- Ребенок безошибочно ориентируется в схеме собственного тела, может показать левый глаз правой рукой, правое ухо — левой рукой.
- Ребенок с легкостью складывает картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов.
- Ребенок с легкостью складывает фигуры из шести-семи палочек по памяти.
2.Развитие моторной сферы
- Ребенок моторно ловкий, хорошо координированный, все движения выполняет в полном объеме и нормальном темпе.
- Ребенок может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди, из-за головы; может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.
- Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое. У ребенка не отмечаются леворукость.
- Ребенок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.
- Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.
- Мышечный тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе, синкинезий нет.
- Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе; переключаемость хорошая; синкинезий, тремора, обильной саливации нет.
3.Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
- Объем пассивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно показывает по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов.
- Ребенок безошибочно показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт.
- Ребенок безошибочно показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками.
- Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; понимает существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с
- различными приставками.
- Ребенок понимает смысл отдельных предложений и связных текстов.
- Ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.
- Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря
- Объем активного словаря ребенка соответствует возрастной норме.
- Ребенок может назвать по 4—5 существительных по всем предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи антонимы.
- Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам.
- Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам.
- Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
- Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме.
- Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.
- Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции.
- Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-, -ят-; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.
- Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи
- Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме.
Ребенок без помощи взрослого может составить рассказ по серии картинок.
- Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
- Ребенок не нарушает звуко-слоговую структуру сложных слов.
Звукопроизношение соответствует возрастной норме. Нарушено произношение сонорных звуков (звуки [р],[л],[р’],[л’] отсутствуют либо заменяются на звук [j], либо звуки [р], [л] заменяются на звуки [р’], [л’]).
- Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные.
- Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь богато интонирована.
- Ребенок безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове.
Средний уровень
- Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций
- Ребенок вступает в контакт практически сразу. Эмоциональные реакции достаточно адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.
- Ребенок дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, определяет направление звука, воспроизводит заданные педагогом ритмы, допуская единичные ошибки.
- Ребенок дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов, допуская единичные ошибки.
- Ребенок воспринимает и дифференцирует плоские и объемные геометрические формы, допуская единичные ошибки.
- Ребенок ориентируется в пространстве, допуская единичные ошибки.
- Ребенок ориентируется в схеме собственного тела, допуская единичные ошибки.
- Ребенок складывает картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов с небольшой помощью взрослого.
- Ребенок складывает фигуры из шести-семи палочек по памяти с небольшой помощью взрослого.
- Развитие моторной сферы
- Ребенок недостаточно моторно ловок и координирован, но все движения выполняет практически в полном объеме и нормальном темпе.
- Ребенок может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди, из-за головы; может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее, но при этом проявляется его некоторая раскоординированность и моторная неловкость, присущая детям с ОНР.
- Ручная моторика развита достаточно хорошо, практически все движения выполняются в полном объеме; но ребенок испытывает небольшие затруднения при переключении с одного движения на другое. У ребенка может отмечаться леворукость.
- Ребенок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека, но делает это не вполне уверенно.
- Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата, но делает это недостаточно ловко и уверенно.
- Мышечный тонус мимической мускулатуры несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в несколько замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии.
- Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме и замедленном или ускоренном темпе; переключаемость несколько затруднена; отмечаются синкинезии, тремор, повышенная саливация.
- Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
- Объем пассивного словаря практически соответствует возрасту.
- Ребенок показывает по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов, допуская единичные ошибки.
- Ребенок показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт, допуская единичные ошибки. Ребенок показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками, допуская отдельные ошибки.
- Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; понимает существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными приставками, но допускает единичные ошибки.
- Ребенок понимает смысл отдельных предложений и связных текстов, допуская единичные ошибки.
- Ребенок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, допуская единичные ошибки.
- Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря
- Объем активного словаря ребенка практически соответствует возрастной норме.
- Ребенок может назвать по 3—4 существительных по всем предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи некоторые антонимы.
- Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.
- Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.
- Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
- Уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме. Ребенок образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже, допуская единичные ошибки.
- Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции, иногда допуская отдельные ошибки.
- Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-,-ят-; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида, но иногда допускает отдельные ошибки.
- Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи
- Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме.
- Ребенок может составить рассказ по серии картинок с небольшой помощью взрослого.
- Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
- Ребенок незначительно и только на фоне предложения нарушает звукослоговую структуру сложных слов. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено произношение двух групп звуков.
- Объем дыхания нормальный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные.
- Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь интонирована недостаточно.
- Ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове, но иногда допускает отдельные ошибки.
Низкий уровень
- Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций
- Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт избирательно. Эмоциональные реакции не адекватны и не устойчивы.
- Ребенок эмоционально не стабилен.
- Ребенок плохо дифференцирует звучание нескольких звучащих игрушек, плохо определяет направление звука, при воспроизведении заданных педагогом ритмов делает множественные ошибки.
- Ребенок плохо дифференцирует и соотносит 12 основных и оттеночных цветов.
- Ребенок плохо дифференцирует плоские и объемные геометрические формы. Ребенок плохо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела.
- Ребенок не может сложить картинку из 6—8 частей со всеми видами разрезов.
- Ребенок не может сложить фигуры из шести-семи палочек по памяти.
- Развитие моторной сферы
- Ребенок моторно неловок, плохо координирован, все движения выполняет не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе.
- Ребенок не может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; не может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; не может бросить мяч от груди, из-за головы; не может подбросить и поймать мяч; не может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее или делает это крайне неуверенно и только с помощью взрослого.
- Ручная моторика развита плохо, все движения выполняются в не полном объеме; ребенок плохо переключается с одного движения на другое. У ребенка отмечаются леворукость.
- Ребенок не умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.
- Ребенок не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.
- Мышечный тонус мимической мускулатуры значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии.
- Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе; переключаемость плохая; отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация.
- Развитие импрессивной речи, состояние фонематического восприятия
- Объем пассивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок не всегда может показать по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов.
- Ребенок не всегда может показать по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт.
- Ребенок не всегда может показать по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками.
- Ребенок не всегда понимает различные формы словоизменения, предложно- падежные конструкции с предлогами; не всегда понимает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, плохо дифференцирует глаголы с различными приставками.
- Ребенок не всегда понимает смысл отдельных предложений и связных текстов.
- Ребенок плохо дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.
- Развития экспрессивной речи, состояние активного словаря
- Объем активного словаря ребенка не соответствует возрастной норме и гораздо ниже его.
- Ребенок не может назвать даже по 2—3 существительных по всем предложенным логопедом темам; не может назвать части тела и части указанных предметов; не может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; не использует в речи антонимы.
- Объем глагольного словаря не достаточный. Ребенок не может назвать действия по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками.
- Объем словаря прилагательных не достаточный. Ребенок не может назвать признаки предметов по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками.
- Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи
- Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме.
- Ребенок допускает множественные ошибки при образовании формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительных множественного числа в родительном падеже.
- Ребенок допускает множественные ошибки при согласовании прилагательных с существительными единственного числа; при употреблении предложно-падежных конструкций.
- Ребенок не умеет образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-,-ят-; не умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; не умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида или делает это с множественными ошибками.
- Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи
- Уровень развития связной речи не соответствует возрастной норме.
- Ребенок без помощи взрослого не может составить рассказ по серии картинок.
- Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи
- Ребенок значительно нарушает звукослоговую структуру сложных слов.
Звукопроизношение не соответствует возрастной норме.
- Нарушено произношение трех-четырех групп звуков.
- Объем дыхания не достаточный. Продолжительность выдоха не достаточная. Дыхание верхнеключичное. Сила и модуляция голоса не достаточные.
- Темп и ритм речи не нарушены. Паузация нарушена. Речь не интонирована.
- Ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками с множественными ошибками, не умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, не умеет определять количество и последовательность звуков в слове.
По результатам обследования получены следующие данные:
Уровень развития | Начало 2024 – 2025 уч. г. | Конец 2024 – 2025 уч. г. |
Высокий | 0% | 35 ребенка - 81% |
Средний | 33 детей - 76% | 8 ребенка - 18% |
Низкий | 10 ребенка – 23% | 0% |
Таким образом, анализ усвоения программы коррекционно- логопедического воздействия, определение стабильности усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков, осуществление мониторинга коррекционной работы показывает стабильную положительную динамику.
Причины среднего уровня развития следующие:
- особенности развития категории детей с тяжёлыми нарушениями речи;
- личностные качества не могут изменяться также быстро, как проявление результатов обучения ребенка;
- развитие личностных качеств тесно взаимосвязано с уровнем личностного развития родителей;
- низкий уровень посещаемости (соматически ослабленный ребенок).
Анализируя данные мониторинга можно отметить следующее:
- работа по развитию, воспитанию и обучению детей в учреждении организована в соответствии с требования ФГОС ДО;
- необходимые умения и навыки, значимые для дальнейшего обучения психические функции (внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение, самоконтроль своих поступков и действий, высокая мотивационная готовность и самооценка) у детей хорошо сформированы;
- анализ уровня освоения коррекционно – образовательной программы составляет - 100%.
Вывод: наблюдается положительная динамика в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Рекомендации:
- вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала; учитывать результаты мониторинга при планировании коррекционно - образовательной работы;
- осуществлять дифференцированный подход к детям с целью улучшения освоения программы и развития интегративных качеств;
- особое внимание следует уделить детям, показавшим низкий уровень освоения программного материала;
- формировать у родителей мотивированное отношение к коррекционной работе и активное включение в нее, повышение педагогической культуры родителей, их заинтересованное участие в коррекционном процессе.




