Технология использования игр с песком учителя - логопеда

Косова Елизавета Дмитриевна

Технология использования игр с песком учителя - логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya._opisanie_ispolzovnie_igr_s_peskom.docx39.59 КБ

Предварительный просмотр:

герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17

ТЕХНОЛОГИЯ

на тему:

«Использование игр с песком в работе учителя-логопеда»

Подготовила:

Учитель – логопед

1 квалификационной категории

Косова Елизавета Дмитриевна

2024 г.

г.о. Красногорск

Теоретические знания образовательной технологии

В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми с нарушениями речи. Над этими работами трудились такие авторы как К.Г. Юнг, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, О.Б. Сапожникова и другие.

К одной из таких форм работ относятся игры с песком.

Интересный эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Игры с песком объединяют массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что такие игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Цель использования технологии

Целью коррекционно-развивающих занятий является коррекция речевых нарушений у детей, развитие тактильной чувствительности, формирование мелкой моторики пальцев рук, создание положительного эмоционального настроя средствами песочной терапии.

Работу с песком можно разделить на 3 этапа:

1 этап: Знакомство с Песочной страной.

Цели:

‒ пробуждение интереса к занятиям с песком;

‒ развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

‒ знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

2 этап: Путешествие по Песочной стране.

Цели:

‒ развитие познавательных процессов;

‒ развитие речи, памяти, мышления;

‒ совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

3 этап: В царстве Песочной грамоты.

Цели:

‒ автоматизация звуков в речи;

‒ создание композиций на песке;

‒ проговаривание действий с песком;

‒ развитие связной речи детей, обучение рассказыванию.

Цели занятий (соответствуют теме): создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму. Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, творческого и критического мышления.

Основные принципы игр на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.

Описание порядка использования технологии

В качестве песочницы используем деревянный ящик (50Х70Х8). Такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.

Для организации игр с песком используем большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
  • объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов.

Структура занятия с песком:

Зaнятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы.

Часть 1. Вводная. Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок); Знакомство с правилами игр на песке; Формулировка темы занятия, инструкции к играм. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры — разминки.

Часть 2. Основная. На эту чaсть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка, коррекционно-развивающие игры, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

Часть 3. Завершающая. Итог занятия, ритуал выхода.

Содержание коррекционной работы: Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим можно делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку.

Игры с песком можно разделить по трем направлениям:

‒ Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);

‒ Познавательные (с их помощью познается многогранность этого мира); ‒ Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие).

Обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.

Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, страны и т. д.

Проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие речи детей, обуславливает его результативность. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по использованию песка на занятиях. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-раскладушки, информационные стенды. Работа с детьми проводится на занятиях, как часть занятия, в свободной деятельности, в летнее время на участке детского сада.

Результат использования технологии

Год

Месяц

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий

уровень

2018-2019

октябрь

0%

30%

70%

декабрь

20%

70%

10%

‒ у детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве;

‒ совершенствуются навыки коммуникации;

‒ закрепляются представления об окружающем мире;

‒ дети научатся «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, создавать композиции на песке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт работы показал, что использование игр с песком дает положительные результаты:
- у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке.

В целом практически все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, выражали положительную динамику при проведении с ними данной методики.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития речи ребенка. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Использование игр с песком для детей с тяжелыми речевыми нарушениями позволяют нам получать хорошие результаты работы. У детей активизируется мышление, уходит интеллектуальная пассивность, и как следствие, наблюдается высокая речевая активность.

Список литературы

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: Детство-Пресс.2002
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
  3. Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д,ГрабенкоТ.М. «Практикум по песочной терапии» СПб., Изд-во «Речь», 2002.

4. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ.М «Тренинг по сказкотерапии». СПб., Изд-во «Речь», 2002.

#1057;апожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников.- М.: ТЦ Сфера,#1041;иблиотека логопеда/.

6. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.: Речь, 2007.

7. Юнг К.Г. Человек и его символы / Общ. ред. С.Н.Сиренко, М.: Серебряные нити, 1998.