Технология "Развитие речи у дошкольников средствами мнемотаблиц в ДОО"

Косова Елизавета Дмитриевна

Технология "Развитие речи у дошкольников средствами мнемотаблиц в ДОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_v_doo.docx192.6 КБ

Предварительный просмотр:

герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17

ТЕХНОЛОГИЯ

на тему:

«Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники

в ДОО»

Подготовила:

Учитель – логопед

1 квалификационной категории

Косова Елизавета Дмитриевна

2024 г.

г.о. Красногорск

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЫ

В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой речи. Связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание, она должна быть живой, непосредственной, выразительной. По тому, как ребенок владеет связной речью, можно судить об уровне его речевого развития.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

1. Существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к общению и взаимодействию, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве.

2. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

3. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Наблюдая за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, я поняла, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т.д.

Все это привело меня к мысли о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.

Выделенная проблема определила методическую тему «Развитие речи дошкольников средствами мнемотехники».

Проблема развития связной речи дошкольников рассмотрена в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, и др. Эти авторы утверждают, что связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного и познавательного развития. Овладение связной речью является обязательным условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.

Вопросы, связанные с использованием мнемотехники в речевом развитии дошкольников освещены в работах разных авторов:
Л.Е. Белоусовой, Т.В. Большевой, Л.В. Омельченко, Т.Б. Полянской,
Т.А. Ткачеснко и др. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Однако все авторы указывают, что это эффективное средство для развития памяти, внимания, связной речи дошкольников.

Объектом исследования является процесс развития связной речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников.

Цель: создать условия для успешного развития речи дошкольников средствами мнемотехники.

Для решения этой цели решались следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Описать опыт работы воспитателя по методической теме.

3. Проанализировать диагностический материал, отражающий результативность педагогической работы.

4. Сделать выводы и определить перспективные направления профессиональной деятельности.

Новизна моего коррекционно-педагогического опыта заключается:

– в использовании принципа интеграции содержания всех образовательных областей и разных видов детской деятельности;

– в применении мнемотехники для развития речи детей на основе комплексно-тематического планирования (осень – зима – весна – лето).

Ожидаемые результаты работы по методической теме:

– увеличение количества детей с высоким и средним уровнем развития связной речи; отсутствие детей с низким уровнем;

– сформированность у детей умений пользоваться мнемотаблицами для составления описаний, рассказов, заучивания стихотворений наизусть;

– обогащение предметно-пространственной среды детского сада различными наглядными материалами по мнемотехнике;

– увеличение количества родителей, принимающих активное участие во взаимодействии с детским садом и удовлетворенных этим взаимодействием.

Предполагаемые результаты работы с детьми:

- расширится активный и пассивный словарный запас;

- появится интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;

- дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией;

- расширится круг знаний об окружающем мире;

- дети больше заучат стихов, разовьется их память;

- поднимется уровень мотивации коллективных достижений у детей.

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше будет развитой связная речь-показатель умственных способностей.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МНЕМОТЕХНИКИ

Свою работу по методической теме я начала с подборки и изучения психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Анализ этой литературы позволил теоретически обосновать возможность развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники.

Связность – это категориальный признак текста. Она характеризуется взаимосвязанностью содержания, смысла, композиционной структуры, логики изложения и языковых средств.

Связная речь – развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

В методике развития речи детей дошкольного возраста термин «связная речь» употребляется в трех значениях:

1) связная речь – процесс, деятельность говорящего, пишущего;

2) продукт, результат этой деятельности – текст, высказывание;

3) название раздела работы по развитию речи детей.

Связная речь существует в двух формах – диалогической и монологической.

Диалогическая связная речь (диалог) – это первичная естественная форма речевого общения, суть которой состоит в обмене репликами между партнерами по общению. Она относится к разговорному стилю речи. Для нее характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная выразительность. Развитие связной диалогической речи у дошкольников предполагает формирование у них совокупности речевых и поведенческих умений, необходимых для ведения диалога

Монологическая связная речь (монолог) – это речь одного лица, выражающего в развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Устная монологическая речь – это развернутое высказывание на заданную тему. Виды монолога – описание, повествование, рассуждение или смешанные формы (например, повествование + описание, рассуждение + описание и т.д. Свойства монологической речи: связность, логичность, обоснованность, смысловая завершенность, наличие распространенных предложений, большая приближенность к книжной речи, выразительность и образность.

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и т.д. Мнемотехника – это возможность задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную виды памяти. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Задачи развития речи детей средствами мнемотехники:

1. Развитие связной диалогической и монологической речи.

2. Обучение навыкам кодирования и декодирования литературных произведений.

3. Формирование интереса к художественной литературе.

4. Развитие памяти, внимания, воображения дошкольников через заучивание стихотворений, сказок, рассказов с помощью мнемотехники.

Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Ребенок дошкольного возраста с особым интересом относится к мнемотаблицам. Это таблицы, состоящие из картинок-символов. Такая картинка для ребенка – наглядная модель, графическое изображение явлений природы, персонажей стихотворения, рассказа, сказки, некоторых их действий.

Используются мнемоквадраты – для составления словосочетаний и предложений; мнемодорожки – для составления коротких рассказов; мнемотаблицы – для заучивания стихотворений, составления рассказов и т.д.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой специалист в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова, последовательность предложения и воспроизводят текст.

Таким образом, суть метода мнемотехники состоит в том, что дети под руководством взрослого с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей-символов учатся понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, рассказы. Так происходит развитие связной речи детей. Речевое развитие детей посредствами мнемотехники становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным. Важно и то, что мнемотехника развивает память, внимание, мышление. Этот метод позволяет уводить детей от однообразия разговорной речи, подготовить к возможному использованию описательно-повествовательного типа речи, рассуждения.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ

Взяв в основу мнение известных педагогов и методистов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Работу провожу по 4 направлениям:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Работа с педагогами.

4. Организация предметно-пространственной среды кабинета детского сада.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Работа с детьми ведется по следующим направлениям.

1. Составление мнемотаблиц (специалистом, совместно учителем-логопедом и детьми, самостоятельно детьми старшей и подготовительной групп).

2. Загадывание и отгадывание загадок.

3. Разучивание стихотворений.

4. Составление рассказов о временах года.

5. Описательные рассказы о животных и предметах.

6. Пересказ сказок.

7. Пересказ рассказов.

8. Рассказ о профессии.

9. Дидактические игры.

Краткая характеристика направлений работы с детьми.

#1057;оставление МНЕМОТАБЛИЦ. Это условно-наглядная схема, содержание которой (нарисованное на ней) понятно для ребенка. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Этапы работы с мнемотаблицами

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. Чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. отработка метода запоминания.

Работа с мнемотаблицами в младшей и средней группах проходит с помощью специалиста, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Требования к мнемотаблицам:

#1052;одель должна отображать обобщённый образ предмета.

2. Модель должна раскрывать самое существенное в предмете.

#1057;одержание модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

ЗАГАДЫВАНИЕ И ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

В игре «Загадки и отгадки» дети соотносят речевое описание предмета с его графическим изображением - читаем загадки, дети рассматривают имеющиеся у них картинки-символы. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорит: «Это про…». При этом он объясняет, почему он так думает. Потом ребенок сам рисует картинку – схему загадки, а другие дети отгадывают ее. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Разучивание стихотворений включает ряд этапов, которые могут сокращаться по мере усвоения дошкольниками действия заучивания стихотворений.

1. Сообщение специалиста о предстоящем заучивании стихотворения, мотивация детей на выполнение данного задания.

2. Чтение стихотворения специалистом с использованием опорной схемы (в зависимости от этапа усвоения действия от 1 до 3 раз).

3. Вопросы к дошкольникам по содержанию прочитанного стихотворения.

4. Повторное чтение специалистом стихотворения с опорой на схему.

5. Совместное чтение стихотворения специалистом и дошкольниками, в процессе которого специалист начинает строку стихотворения, называя слова, обозначенные прямоугольниками, а дошкольники договаривают слова, обозначенные предметными картинками.

6. Хоровое и индивидуальное чтение стихотворение дошкольниками с опорой на схему (используется как в первый день заучивания, так и в последующие дни для закрепления).

7. Самостоятельное чтение стихотворения дошкольниками.

Родителей я тоже научила составлять такие мнемотаблицы, и они с удовольствием пользуются этим приемом при разучивании стихотворений со своими детьми дома (рисуют разноцветные мнемотаблицы).

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ О ВРЕМЕНАХ ГОДА

Используется наглядно-игровое мнемотехническое пособие «Круглый год». Оно знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года. Пособие состоит из 4 разноцветных подвижных кубиков (синий, зеленый, красный, желтый,8*8см, закрепленных в деревянной раме). В пособии схематично отражены основные особенности сезонов («Название сезона», «Погода», «Растительный мир», «Сезонная одежда»).

Это пособие я использую многофункционально:

• работа с использованием всех кубов пособия: рассказывание по готовому плану – схеме, поиск несоответствий данному в задании времени года, самостоятельный отбор картинок для описания, сравнительные рассказы о сезонных изменениях.

• работа по одному из кубов позволяет составлять рассказы по узким темам: «Сезонные изменения в природе», «Жизнь растений», «Сезонная одежда».

Данное пособие позволяет использовать индивидуальный подход к детям: учитывать индивидуальные особенности ребенка в области познания, восприятия, уровня развития речи.

Провожу игру «Составление описательного рассказа по опорным картинкам» с использованием наглядно-игрового пособия «Круглый год».

Цель: дать детям представления об особенностях климатической зоны проживания, упражнять в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности, формировать представления о причинно-следственных связях и закономерностях в явлениях природы.

Специалист предлагает детям прослушать рассказ о сезоне, по ходу рассказа обращая их внимание на картинки-схемы. После прослушивания предлагает детям объяснить, что обозначает каждая картинка. После декодирования дети составляют рассказ по цепочке, самостоятельно.

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

О ЖИВОТНЫХ И ПРЕДМЕТАХ

С помощью мнемотехники обучаю детей составлять описательные рассказы по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». Детям предлагаются различные картинки с изображением животных. Используя схему, они составляют описательный рассказ о животном изображённом на картинке.

ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК

Специалист медленно читает сказку вслух и рисует мнемотаблицу (или использует уже готовую мнемотаблицу, постепенно в процессе чтения сказки открывая ее квадраты). Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В мнемотаблице схематично, но узнаваемо для детей изображаются персонажи сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить.

Потом несколько детей пересказывают сказку, используя мнемотаблицу.

ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА

В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются картинками-символами на мнемотаблице. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинах мнемотаблицы. Их последовательность служит планом рассказа. Специалист сначала сам составляет рассказ по мнемотаблице, дети слушают, запоминают, а потом повторяют рассказ.

Методика работы с мнемотаблицами при пересказе:

#1059;чить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами.

2. Учить детей самостоятельно с помощью знаков-символов заполнять схему-модель - мнемотаблицы.

#1059;чить использовать мнемотаблицу как план пересказа.

4. Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее мнемотаблицу.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Работу по развитию связной речи дошкольников с помощью мнемотехники провожу во взаимодействии с родителями.

Формы работы с родителями:

- консультации;

- теоретические семинары;

- семинары-практикумы;

- мастер-классы;

- Для расширения знаний родителей провожу практические консультации (групповые и индивидуальные) по темам «Что такое мнемотехника», «Использование мнемотаблиц для развития связной речи ребенка».

Для постоянного информирования родителей сделана папка-передвижка с ежемесячно меняющимся материалами по мнемотехнике.

Для родителей были изготовлены памятки «Как составить мнемотаблицу».

Для развития компетенции родителей по использованию мнемотехники для развития связной речи ребенка дома проведен мастер-класс на тему «Учим ребенка запоминать. Тренируем память!».

Родители посещают совместные мероприятия. По результатам анкетирования выявила, что многие родители начали изготавливать мнемотаблицы и схемы вместе с детьми по составлению рассказов, заучиванию стихотворений.

Опрос родителей показал положительную динамику в удовлетворенности родителей взаимодействием с педагогами детского сада по проблеме развития связной речи детей средствами мнемотехники.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Своими опытом работы постоянно делюсь с коллегами. Участвую в конкурсах детского сада, готовлю консультации.

Провела консультации для педагогов по темам «Игры с использованием мнемотехники в работе с детьми», «Как изготовить мнемотаблицу».

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Начала изготовление картотек мнемотаблиц по развитию связной речи детей:

1. Картотека мнемотаблиц для заучивания наизусть стихотворений.

2. Картотека мнемотаблиц для обучения детей рассказам о временах года.

3. Картотека мнемотаблиц для обучения детей пересказу сказок.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ОТРАЖАЮЩИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Для изучения уровня развития связной речи детей 4-6 лет использовалась методика В.П. Глухова. Согласно этой методике наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и организованной образовательной деятельности. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей умений и навыков фразовой и монологической связной речи.

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает 6 диагностических заданий:

1) составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

2) составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

3) пересказ текста (хорошо знакомой детям сказки);

4) составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

5) сочинение рассказа на основе личного опыта;

6) составление рассказа-описания.

Комплексное обследование позволяет оценить уровень развития связной речи каждого ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).

Описание диагностических заданий по методике В.П. Глухова представлены в Приложении.

Для определения динамики в развитии связной речи дошкольников сравним результаты исходной и итоговой диагностики детей (в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года).

Динамика развития связной речи дошкольников

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Сформировано

12%

36%

31%

60%

55%

80%

На стадии формирования

30%

45%

45%

35%

35%

20%

Не сформировано

58%

19%

24%

5%

10%

0%

Результат работы педагога Положительная динамика проявляется в том, что в целом к концу учебного года не остается детей с низким уровнем развития речи, увеличивается количество детей с высоким и средним уровнем развития речи.

Дети овладевают умениями фразовой и монологической речи. Они умеют использовать свой словарный запас (соответственно возрасту), простые и сложные предложения, правильно связывать слова в предложениях, пересказывать хорошо знакомые сказки, составлять рассказ по сюжетным картинкам, сочинять рассказы из личного опыта и рассказы-описания предметов. У большинства детей рассказы получаются объемными (7-11 предложений), логически связанными, последовательными, осмысленными, интересными для слушателя. Детям нравиться общаться, придумывать рассказы, сочинять истории.

Положительная динамика в развитии связной речи детей – это результат коррекционной работы специалиста по развитию речи дошкольников средствами мнемотехники.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При реализации темы столкнулась с некоторыми трудностями:

1) не у всех детей имеется достаточно высокий уровень развития связной речи;

2) у некоторых детей имеются трудности при самостоятельном заполнении мнемотаблиц знаками-символами;

3) есть дети, которые не научились в достаточной степени пользоваться мнемотаблицами как планом пересказа или рассказа (у них нарушается логика изложения);

4) имеются недостатки в диалогической связной речи детей: недостаточно сформированы диалогические умения вступать в диалог, поддерживать его, заканчивать; задавать вопросы и отвечать на них.

Для преодоления этих недостатков и трудностей в связной речи дошкольников планирую продолжить работу по методической теме «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников» в старшей и подготовительной к школе группах.

Перспектива на будущее:

1. Оформить картотеки мнемоквардатов, мнемодорожек, мнемотаблиц и мнемокубов для развития связной диалогической и монологической речи детей.

2. Пополнить картотеку дидактических игр, в которых используется мнемотехника для развития связной речи детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014. – 207 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с.
  3. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
  4. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013. – 128 с.
  5. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство-Пресс, 2005.
  6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Просвещение, 2013. – 221 с.
  7. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 198 с.
  8. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Российская энциклопедия, 2010. – 634 с.
  9. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Логопед. – 2008. – №4. – С. 34-36.
  10. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
    М.А. Васильевой.
    М.: Мозаика-Синтез, 2015. 304 с.
  11. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2009. –
    20 с.
  12. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
  13. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: метод. пособ. для педагогов дошкол. учр. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 230 с.
  14. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.
  15. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Владос, 2012. – 287 с.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL:

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДИАГНОСТИКА СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ ПО МЕТОДИКЕ В.П. ГЛУХОВА

Цель диагностики: комплексное обследование связной речи дошкольников

Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

Материал: серия картинок следующего содержания:

• Мальчик поливает цветы

• Девочка ловит бабочку

• Мальчик ловит рыбу

• Девочка катается на санках

• Девочка везет куклу в коляске.

При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").

Оценка результатов:

3 балла - полный фразовый ответ;

2 балла - ответ с вспомогательным вопросом;

1балл - ребенок не смог самостоятельно установить смысловые отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.

Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.

Материал: Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".

Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку.

Оценка результатов:

3 балла - ребенок справился с заданием, используя фразы, адекватные предложенному заданию;

2 балла - справился с заданием с помощью педагога;

1 балл - не смог составить предложение.

Задание 3. Выявить возможности ребенка воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст (связная монологическая речь).

Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба".

Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

Инструкция: послушай и перескажи.

Оценка результатов:

3 балла - ребенок справился с заданием, составил пересказ;

2 балла - справился с заданием с помощью педагога;

1 балл - не справился с заданием даже при помощи педагога.

Примечание: особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Материал: Серия картинок по сюжету сказки "Лиса и Журавль".

Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть.

Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей.

При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь).

Оценка результатов:

3 балла - ребенок справился с заданием, составил рассказ;

2 балла - справился с заданием с помощью педагога;

1 балл - не справился с заданием даже при помощи педагога.

Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план рассказа:

- что находится на площадке;

чем занимаются там дети;

в какие игры они играют;

назвать свои любимые игры;

Оценка результатов:

3 балла - ребенок справился с заданием, составил рассказ;

2 балла - справился с заданием с помощью педагога;

1 балл - не справился с заданием даже при помощи педагога.

Примечание: обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут смысловую нагрузку. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия их развернутое описание) позволять, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

Задание 6. Составить описательный рассказ.

Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.

Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану.

Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: "Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п.

Оценка результатов:

3 балла - ребенок справился с заданием, составил рассказ;

2 балла - справился с заданием с помощью педагога;

1 балл - не справился с заданием даже при помощи педагога.

Примечание: обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики.