Инновационная деятельность

Мордвинова Снежана Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Азевская средняя общеобразовательная школа Агрызского района РТ

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

422218, Рт Агрызский район село Азево, ул. Советская 8,

89600440833,

nsportal.ru/mordvinova-snezhana-nikolaevna,

mordvinova.snejana@yandex.ru

Тема инновационной разработки

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Размышляем, играем, творим»

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Мордвинова Снежана Николаевна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность,

новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные

результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили

к этой теме)

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

На помощь приходит внеучебная деятельность, где ребенок может раскрыть и преумножить свои способности.

Цель: интеллектуальное развитие

Задачи:

        Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;

         Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

         Развивать образное мышление;

         Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

         Развивать творческие способности;

         Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;

         Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Оценивать предъявленное готовое решение.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сведения о распространении инновационного опыта:

- участие в научно-практических конференциях

- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне

муниципального района и республики;

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению

деятельности;

-печатные работы за отчетный период и др.

- Муниципальный конкурс рабочих программ по внеурочной деятельности – 1 место, 2015 год

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной

разработки (положительная динамики):

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов

обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский

уровень);

- качество образования (высокобалльники);

-др.

- Муниципальный тур олимпиады по математике – 1 место, Габдрахманов Ильнар 2014 год;

- Муниципальный конкурс творческих работ «Марш парков» - 2 место, Гоголев Рим 2016 год;

- Региональный конкурс проектных работ, посвященный году литературы – 1 место, Камалеев Камиль 2016 год;

- Муниципальный конкурс творческих работ «Я немного  подрасту и на выборы пойду» - победитель, Мерзлякова Софья 2016 год;

Форма представления инновационной деятельности (указать одну

из предложенных):

- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в

рамках программы ПК;

- семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе ОО);

- элективный курс в рамках заявленной темы;

- открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

- печатные работы;

- разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ФОРМА САМОАНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

I. Аннотация и общие характеристики инновационной детальности педагога  

№ п/п

Параметры технической экспертизы

 (заполняется претендентом)

Ф.И.О. педагогического работника реализующего инновационную деятельность

Мордвинова Снежана Николаевна

Информация об образовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Азевская основная общеобразовательная организация» Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Тема инновационной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Размышляем, играем, творим»

Информация об инновационной деятельности

4.1

Обоснование (актуальность), с учетом анализа имеющихся аналогов

Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

4.2.

Цель и задачи

Цель: развитие интеллектуальных способностей

Задачи:

  • Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
  • Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • Развивать образное мышление;
  • Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • Развивать творческие способности;
  • Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
  • Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

4.3.

Целевая аудитория. Контингент

Учащиеся младших классов

4.4.

Краткая аннотация содержания инновационной деятельности

Рабочая программа представляет собой комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач, совокупность их, выражена в определенной последовательности и по возрасту

4.5

Ожидаемые результаты (количественные и/или качественные)

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию.
  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Оценивать предъявленное готовое решение.
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
  • Конструировать несложные задачи.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток

4.6

Перспективы развития

Данная программа позволит , в большей мере,  развить когнитивные способности учащихся, потому что именно в начальной школе можно и нужно развивать данные способности.

II. Критерии оценки содержания инновационной детальности педагога  

Критерии оценки

Показатели  оценки

Самооценка претендента

Оценка эксперта

Инновационный характер предлагаемого продукта (оценивается один показатель)

1.1

Представлен принципиально новый продукт (инновация)

2

1.2

Представлен продукт с существенными изменениями, усовершенствованиями известных методов, технологий, программ и т.п. (новация)

1.3

Представлен известный продукт (не является инновационным)

Направленность инновационного продукта на решение актуальных задач развития системы образования в РТ

(оценивается один показатель)

2.1

Использование инновационного продукта позволяет комплексно решать задачи развития образования (существенное влияние)

2

2.2

Использование инновационного продукта направлено на решение задач развития образования (частичное влияние)

2.3

Использование инновационного продукта не влияет на решение задач развития образования (отсутствует влияние)

Актуальность результатов, достигаемых при использовании инновационного продукта (оценивается один показатель)

3.1

Инновационный продукт применим для всех образовательных организаций

2

3.2

Инновационный продукт применим для группы образовательных организаций одного типа (например, гимназий, общеобразовательных школ, коррекционных школ и т.п.)

3.3

Инновационный продукт
не приводит к достижению актуальных результатов в образовательной практике

Условия и предпосылки для осуществления инновационной деятельности (оцениваются все показатели)

4.1

Соответствие профессиональной квалификации специалиста, заявленной теме и их достаточность

1

4.2

Наличие у педагога практических наработок, по заявляемой теме инновационной деятельности

1

4.3

Коллективная форма инновационной деятельности

1

ИТОГО БАЛЛОВ

9

III. Итоговая оценка инновационной детальности педагога  

Характеристика инновационной деятельности

Баллы

Представленные материалы в полном объеме соответствуют требованиям, предъявляемым учебно-методическим советом НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» г.Казань к научно-методическим и инновационным материалам рекомендуемым к публикации в научно-педагогическом издании ««Актуальные вопросы психолого-педагогической практики» и распространению в качестве инновационного опыта среди педагогов Республик Татарстан

6 и более баллов

Представленные материалы в основном соответствуют требованиям, предъявляемым учебно-методическим советом НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» г.Казань к научно-методическим и инновационным материалам и после внесения изменений могут быть рекомендованы к публикации в научно-педагогическом издании ««Актуальные вопросы психолого-педагогической практики»  и распространению в качестве инновационного опыта среди педагогов Республик Татарстан

4-5 баллов

Представленные материалы не  соответствуют требованиям, предъявляемым учебно-методическим советом НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» г.Казань к научно-методическим и инновационным материалам рекомендуемым к публикации в научно-педагогическом издании ««Актуальные вопросы психолого-педагогической практики» и распространению в качестве инновационного опыта среди педагогов Республик Татарстан

3 и менее баллов



Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в образовании. «Мнемотехника»

Автор: Мордвинова Снежана Николаевна, учитель начальных классов,

МБОУ «Азевская ООШ Агрызского муниципального района

Республики Татарстан».

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как развивать орфографическую зоркость, читательскую и математическую компетентность учащихся начальных классов с помощью приемов мнемотехники.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, начальные классы, словарная работа, графические ассоциации, звуковые ассоциации, приемы запоминания, мнемотехника, мнемотаблица, рифма

Тематическая рубрика: Начальные классы

Вы все, наверное, видели передачу «Удивительные люди», где люди демонстрируют уникальные способности своей памяти, действительно диву даешься, как это вообще возможно. Оказывается, они пользуются одним из приемов запоминания.        

При работе в начальной школе со словарными словами, написание которых требует запоминания, ученики сталкиваются с проблемой. Какую букву гласного или согласного звука писать в слабой позиции? Как ее запомнить? Я решила предложить учащимся несколько мнемонических приемов, которые облегчили запоминание правильного написания слов из словаря.

Приведу примеры работы над конкретными словами.

При работе со словом “девочка” вывешиваю рисунок и спрашиваю, какой возглас восхищения издаем мы, когда видим опрятную и хорошо выглядящую девочку? “О!” Мы говорим: “О! Девочка!” Таким образом, акцентирую внимание на букве гласного, находящегося в слабой позиции.

“Заяц”. Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц. Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!” Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите  в слове “заяц” его хвастливое восклицание.

“Деревня” В деревне все дома, сараи, постройки, заборы сделаны из дЕрева. В слове “деревня” в слабой позиции пишут букву гласного “е”.

“Крестьянин” Человека, который работает на земле, называют крестьянином. Он должен быть крЕпким. Буква “е” из слова “крепкий” перепрыгнула в слово “крестьянин”.

Чтобы запомнить написание слов “шел”, “черный”, “желтый”, предлагаю рисунок ежика, который шагает в желтом плаще. Кто нарисован? Ежик. Какая буква стоит в начале слова? Запомните ее, т.к. в словах, с которыми мы познакомимся сегодня, есть эта буква. Какой по цвету ежик? (Черный) Во что одет? В желтый плащ. Что делал? Шел. На доске появляются слова с выделенной буквой ё. Повторим. Шел черный ежик в желтом плаще.

Правило тоже можно нарисовать. Например, правило "Частица НЕ с глаголами пишется раздельно" изобразить в виде футболиста-глагола, отбивающего мяч-частицу НЕ.

Или нужно запомнить правописание трудных слов. Пусть ребенок напишет это слово, а трудную букву в нем изобразит в забавном виде. Такой прием называется графические ассоциации. Например, в слове "погода" вместо буквы "о" можно нарисовать солнышко. Или: нужно запомнить непроверяемые "о" в словах "морковь", "огурец", "ворона", "молоко". Нарисуем ворону с сережками в виде двух "о" или бутылку с молоком с наброшенными на нее тремя кольцами. Нарисованная морковка крутит вокруг талии два обруча, а огурец гонит обруч перед собой. Теперь правописание этих слов останется в памяти навсегда.

Можно использовать звуковые ассоциации.

- Дед в деревне.

- Машина у Маши.

- Дети дежурные.

- Пенал моют пеной.

- Павел в пальто.

- Собака Соня.

- Лопата сломана.

(Созвучие под ударением)

Как правильно? Чулков или чулок? Носков или носок? Но если вы запомните: чем длиннее, тем короче. То всегда будете правильно говорить: чулок, носков.

А вот еще. Как произнести правильно: яблок или яблоков? Используется прием рифма или стихосложение.

Дома нет теперь сапог,

Яблок, валенок, чулок,

Вафель, блюдец, макарон,

Их забрал, наверно, он!

Или

Шорох, крыжовник, шов, капюшон -

Слова нарушают привычный закон,

Под ударением вместо Ё

Стоит в исключениях буква О.

Очень хорошо воспринимаются детьми мнемотаблицы, мнемоквадраты

Суть мнемотаблиц ( пиктограммы) заключается в следующем: на каждое слово или предложение, главу  придумывается картинка (изображение); т.о.весь текст зарисовывается схематично. Можно рисовать в строчку, либо таблицей, например 3 на 3. Глядя на эти схемы    - рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. С помощью схематических графических изображений можно запоминать различные виды информации: стихи, правила, тексты, сказки. Такую работу можно проводить на уроках литературного чтения при пересказе текстов. Ребенок учится во- первых делить текст на части, во- вторых выделять главное, в-третьих развивается связная речь, а так же развитие моторики.

Не делайте ставку на механическую память и на многократное повторение. Если ребенок привыкнет при приготовлении уроков пользоваться приемами активной умственной обработки учебного материала, специальные усилия по запоминанию просто не понадобятся.

Когда мы выбираем учебники, мы всегда стараемся выбрать хорошо иллюстрированные книги. Иллюстрации позволяют лучше понять учебный материал. Многие фундаментальные принципы мнемотехники зафиксированы в языке в виде пословиц и поговорок: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какую-нибудь ерунду. Желательно смешную. Но школа – дело серьезное.

И, тем не менее, несколько поколений школьников все же придумали, как запомнить то, что сложно. Наверняка, ребенок еще с детского сада знает цвета радуги по запоминалке: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Точно так же можно самому придумать любую фразу (и чем нелепее, тем лучше) для запоминания, скажем, всех падежей или планет нашей Солнечной системы. Предложите это сделать ребенку, а затем покажите «классический» вариант. Мишка Вышел За Малиной — Юра Смог Удрать Низиной. Начальная буква каждого слова — это начальная буква соответствующей планеты. Запомнив этот стишок, вы сможете в любое время воспроизвести все планеты Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца. Можно использовать также астрономическую считалочку. На Луне жил звездочёт. Он планетам вёл учёт: Меркурий - раз, Венера - два-с, Три - ЗЕМЛЯ, Четыре - МАРС, Пять - Юпитер, Шесть - Сатурн, Семь - УРАН, Восемь - Нептун, Девять - дальше всех Плутон, Кто не видит - выйди вон!

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие связной устной речи.

Ни у всех людей приемы мнемоники работают одинаково. Каждый ребенок и взрослый уникален. Одному, кажется, что какой-то прием прямо необходим, другому тот же прием видится как бесполезное занятие.

Поэтому, предлагая ребенку, нужно отобрать определенный прием для конкретного запоминания. Какой он должен быть?

Выбранный прием проверяйте на следующие принципы:

-он должен привлекать внимание ребенка,

-содержать простую ассоциацию,

-эту ассоциацию легко вспомнить,

-привлекает к себе внимание,

- повторение

Вывод.

Применение приема символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал. Символизация запоминаемых понятий - это как раз и есть то, что обычно называют "думать при запоминании", "осмыслить запоминаемый материал".