САМЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВАЛЬСЫ
«Вальсы» Грибоедова
Александр Сергеевич Грибоедов успел проявить себя на разных поприщах. Подлинным его призванием была литература. Но есть и еще одна грань личности дипломата и драматурга – Грибоедов-музыкант.
Музыка Грибоедова – это его импровизации, вальсы E-moli и As-dur, написанные на его тексты.
С детских лет Сашу с сестрой обучали игре на фортепиано, и к 13 годам он сделался превосходным фортепьянистом. «Очень хороший музыкант», - говорил о нем скупой на похвалы Глинка. Музыка была для Грибоедова убежищем, где он находил утешение. Любил играть Моцарта, Бетховена, Гайдна.
Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он — автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано.
Некоторые произведения, в том числе фортепьянная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней.
По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.
Как было принято в русских дворянских семьях, Александр Сергеевич с детства учился музыке и превосходно овладел игрой на фортепиано. Вот как писали современники о Грибоедове-пианисте: «Я любил слушать его великолепную игру на фортепиано. Сядет он, бывало, и начинает фантазировать. Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отличный пианист и большой знаток музыки. Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы».
Грибоедов часто выступал в кругу друзей или на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и как аккомпаниатор певцам-любителям или оперным артистам. Приходилось Грибоедову играть, сопровождая своей импровизацией танцевальные вечера – как тут не вспомнить Франца Шуберта, который никогда не мог отказать своим друзьям в этом музыкальном удовольствии и готов был часами не выходить из-за инструмента, на ходу сочиняя целые гирлянды вальсов и других танцев!
Любовь Грибоедова к музицированию была так широко известна, что сослужила ему недобрую службу. В 1818 году Александру Сергеевичу пришлось участвовать в знаменитой «четверной» дуэли. С Завадовским стрелялся Шереметев, а противником Грибоедова был знаменитый стрелок Якубович, впоследствии известный декабрист. Якубович специально ранил Грибоедова в ладонь левой руки, чтобы отнять у него возможность играть на фортепиано – после дуэли он говорил, что на жизнь не имел ни малейших покушений, а хотел только, в знак памяти, лишить его руки… Что эта рана значила для музыканта, нетрудно себе представить.
Тем не менее руку удалось спасти и восстановить ее способности, так что Грибоедов еще долгие годы радовал слушателей своей игрой.
После всего того, что мы знаем о Грибоедове-музыканте, совсем неудивительно, что комедия начинается – музыкой. Авторская ремарка гласит: «Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софьи, откудова слышно фортепиано с флейтою, которые потом умолкают».
Это музицируют Софья и Молчалин. Что же они играют? Этого Грибоедов не указывает, но чаще всего при постановке «Горе от ума» используют вальсы самого Грибоедова. И это, конечно, совершенно оправданно: во-первых, эта музыка написана той же рукой, что и комедия, и приблизительно в то же время – 20-е годы XIX века; а, во-вторых, эти вальсы прекрасно отражают традиции бытового музицирования того времени и тех кругов общества, которые так замечательно обрисованы в комедии. Одна из знакомых Грибоедова вспоминала: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию, и чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Там по вечерам раздавались чудные его импровизации на рояле…»
Так что вполне возможно, что и знаменитая комедия, и знаменитые вальсы Грибоедова были рождены в одно и то же время.
Музыка сыграла важную роль и в личной жизни Грибоедова. В 1828 году он отправился с дипломатической миссией в Персию, а по дороге остановился на некоторое время в Тифлисе, где познакомился с юной княжной Ниной в доме ее отца, грузинского поэта и государственного деятеля Александра Чавчавадзе. Грибоедов часто посещал дом князя, давал уроки музыки его дочери и сам музицировал для нее. Осенью 1828 года состоялось венчание юной четы.
Нина Александровна часто играла в кругу друзей фортепианные пьесы своего мужа. Современники вспоминали, что эти пьесы были «весьма замечательны оригинальностью мелодии и мастерскою обработкою; из них в особенности была хороша одна соната, исполненная задушевной прелести…» Но и эта соната, и другие пьесы Грибоедова для нас потеряны – они существовали, очевидно, только в рукописи. Сохранились до наших дней только два вальса – благодаря тому, что они были опубликованы, правда, уже после смерти Грибоедова, в 1832 году в музыкальном приложении к изданию «Лирический альбом». Вальсы Грибоедова не имеют каких-либо названий, и потому их традиционно называют Вальс Ля бемоль мажор и Вальс ми минор – пожалуй, самый известный вальс Грибоедова. Есть свидетельства, что еще при жизни драматурга и музыканта этот вальс разошелся во множестве рукописных нот среди друзей и знакомых Грибоедова и постоянно звучал и в московских, и в петербургских гостиных.
Как реплики его знаменитых персонажей разлетелись по свету, став «крылатыми» выражениями, так и эти два вальса превратились в популярнейшие произведения, широко бытующие в кругах любителей музыки. Эти фортепианные миниатюры обладают великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. К сожалению, некоторые произведения, в том числе фортепианная соната - самое серьёзное произведение Грибоедова, до нас не дошли.
Предлагаю Вам прослушать великолепные вальсы Александра Сергеевича Грибоедова в разделе "АУДИ" и насладиться замечательной музыкой, оставленной нам в наследство классиком.


