Долгосрочный проект подготовительной группы "Звёздочки", по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина".

Ольга Викторовна Прудникова

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, районе, о своём крае; воспитание уважительного отношения к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, общественным праздникам.

Задачи:

- сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, станице, районе, крае в котором они живут, о стране

- освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности

- воспитание нравственно -эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру

- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями

- развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

Актуальность и обоснованность проекта «С чего начинается Родина».

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Паспорт проекта:

1. Вид проекта творческо-информационный, познавательный

2. Продолжительность долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Общая характеристика проекта: проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:

1. «Мой дом, моя семья»

2. «Мой детский сад»

3. «Моё село- Толмачево»

4. «Мой край, моя Сибирь»

5. «Моя Родина, моя Россия»

6. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина»

7. Презентация проекта.

Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:

- Познавательно-речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

- Социально - личностное развитие.

Предполагаемый результат:

1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья», «Мой детский сад», «Моё село Толмачёво», «Мой край, моя Сибирь», «Моя Родина, моя Россия».

2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

3. Дети будут больше знать о народных традициях родного края.

3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.

4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.

5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Этапы реализации проекта (этап, мероприятия, сроки).

1 этап.

Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара, наглядности.

Сентябрь 2024.

2 этап.

Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.

Октябрь2024- апрель 2025.

3 этап.

Анализ деятельности по реализации проекта.

Май 2025.

4 этап.

Презентация результатов деятельности.

Май 2025.

Формы взаимодействия с детьми и родителями.

Формы взаимодействия с детьми:

• непосредственная образовательная деятельность;

• совместная деятельность детей и педагогов;

• экскурсия;

• чтение художественной литературы;

• беседы, ситуативные разговоры;

• выставки рисунков;

• слушание музыки;

• игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные).

• презентации

Формы взаимодействия с родителями:

• консультации по проблемам патриотического воспитания детей;

• сотворчество детей и родителей.

Последовательность работы.

1. «Мой дом, моя семья – это Родина моя»

2. «Мой детский сад – это Родина моя»

3. «Моё село Толмачёво – это Родина моя» 

4. «Мой край, моя Сибирь – это Родина моя» 

5. «Моя Россия- моя Родина».

6. Итоговое мероприятие «С чего начинается Родина».

 

Формы и методы реализации 1 этапа проекта «Мой дом, моя семья – это Родина моя» (основные направления дошкольного образования, форма работы).

Познавательно-речевое развитие:

1. Познавательное занятие «Моя семья».

2. Беседа «Мой дом».

3. Составление рассказов на тему: «У нас дружная семья».

4. Беседа: «Что такое хорошо, и что такое плохо…».

5.  Рассматривание семейных фотографий с семьей, родителями.

6. Составление с родителями генеалогического древа.

6. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Рисование: «Моя семья»,

2. Прослушивание аудиозаписей: «Разноцветная семья», «Вся моя семья», «Гимн семье».

3. Конструирование «Красивая мебель в моем доме».

Физическое развитие:

1. Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья".

2. Пальчиковая гимнастика «Семья».

Социально - личностное развитие:

1. Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы".

2. Чтение ненецкой сказки «Кукушка»

3. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

4. Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?

5. Просмотр презентации о семье.

Взаимодействие с родителями.

1. Составление генеалогического древа.

2.Сотворчество детей с родителями: «Герб нашей семьи».

3. Выставка поделок «Осенние фантазии».

Формы и методы реализации 2 этапа проекта «Мой детский сад – это Родина моя» (основные направления дошкольного образования, форма работы).

Познавательно-речевое развитие:

1. Игровые ситуации: «Представь, что ты волшебник. Что бы ты изменил в детском саду? или «Представь, что было бы, если бы исчезли детские сады? Как ты думаешь, хорошо это или плохо?».

2. Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад».

3. Экскурсия по детскому саду.

4. Беседа «Где аккуратность, там и опрятность».

Художественно-эстетическое развитие:

1. Рисование «Мой любимый детский сад».

2. Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду», «Верный друг», разучивание песен «Маленький детский сад», «Детский сад».

Физическое развитие.

1. Хороводная игра «Каравай».

2. Подвижная игра «Дружба».

Социально - личностное развитие.

1 Коммуникативная игра «Кто в домике живет?».

2.  Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок от игр.

3.  Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

Взаимодействие с родителями.

Сотворчество детей с родителями: изготовление книжки- малышки «Мой детский сад»

 

Формы и методы реализации 3 этапа проекта «Моё село Толмачёво – это Родина моя» (основные направления дошкольного образования, форма работы).

Познавательно-речевое развитие.

1. Беседа «История села Толмачёво», «Герои-труженики»

2. Беседа «Символы нашего села Толмачёво»

3. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в селе Толмачёво.

4. Презентация о селе Толмачёво.

Художественно-эстетическое развитие.

1. Рисование: «Флаг села Толмачёво», «Праздник урожая»

2. Прослушивание гимна аэропорта Толмачёво, слушание народных песен.

Физическое развитие.

1. Хороводная игра «Карусель».

Социально - личностное развитие.

1. Дидактическая игра «Растительный мир станицы села Толмачёво».

2.  Дидактическая игра «Заселим реку Обь».

Взаимодействие с родителями.

Консультация «Без прошлого нет будущего».

 

Формы и методы реализации 4 этапа проекта «Мой край, моя Сибирь – это Родина моя»» (основные направления дошкольного образования, форма работы).

Познавательно-речевое развитие.

1. Беседы «История Сибири», «Традиции и быт народов Сибири», «Знакомство с предметами сибирского быта», «Воспитание детей в сибирских семьях»

2. Рассказ воспитателя «Символы Сибири».

3. Презентации «Символы Сибири и Сибирского федерального округа», «Национальная одежда»

4. Чтение произведений о Сибири.

5. Худ литература «Сибирский народный фольклор»

6. Познавательное занятие «Сибирь– Родина моя».

7. Итоговое занятие «С чего начинается Родина».

Художественно-эстетическое развитие.

1. Лепка: «Флаг и герб Сибири», «Вареники для сибиряков».

2.  Рисование: «Люблю березу русскую», «Природа Сибирского края», «Национальная одежда народов Сибири».

3. Прослушивание: гимна Сибири, народных песен, частушек.

Физическое развитие.

1. Народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «Гори, гори ясно». «Сбей папаху», «Иголка, нитка, узелок», «Ручеёк», «Передай подкову».

Социально - личностное развитие.

1. Д/И «Народные промыслы», «Сложи узор», «Рукодельница».

2. Просмотр видеоклипа «Сибирь матушка».

Взаимодействие с родителями.

Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота».

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

 

Формы и методы реализации 5 этапа проекта «Моя Россия- моя Родина» (основные направления дошкольного образования, форма работы).

Познавательное развитие.

1. Беседы: «Города России», «Красная книга России», «Плес –жемчужина на волге», «Достопримечательности нашего города», «Дружба народов всех национальностей», «Государственные и народные праздники России», «Я человек- я имею право», «День космонавтики», «Люди прославившие Россию», «День Победы, со слезами на глазах», «Дети войны», «Блокадный хлеб»,

2. Просмотр презентаций: «Наша Родина Россия», «Москва – столица России»; «Мы живем в России», «В гости к дымковским мастерам».

3. НОД «Россия – Родина моя»; «Путешествие во время ВОВ»

(рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций).

4. Наблюдение: «Где мы видим флаг России?», «Природа нашей Родины».

5. Дидактические игры: «Собери картину», «Узнай наш флаг», «Чей костюм?».

Социально – коммуникативное развитие.

1. Сюжетно – ролевые игры: «Защитники», «Пограничники»;

2. Беседы: «С чего начинается Родина?», «Главный город нашей страны», «Природа России», «Города России», «Белая береза-символ России», «Какие народы живут в нашей стране?», «Главный город области», «Наш родной Новосибирск».

Речевое развитие:

1. Беседа «Наша Родина – Россия!»; «Символы государства», «Природа нашей страны.

2. Составление рассказа по картине «Москва – столица нашей Родины».

3. Разучивание стихов: С. Есенин «Береза», «С добрым утром», «Поет зима — аукает.»,»; Ф. Тютчев «Зима не даром злится.», «Весенняя гроза»; А. Фет «Уж верба вся пушистая», К. Бальмонт «Снежинка», Е. Благинина «Одуванчик».

4. Чтение художественной литературы: А. Ишимова «История России в рассказах детей», Н. Носов «Метро», Ладонщиков «Родная Земля», И. Токмакова «Красная площадь», С. Михалков «Россия», В. Степанов «Флаг России», Е. Благинина «Родина», «Шинель»; П. Воронько «Лучше нет родного края», «Родина»; Ф. Глинка «Москва»; С. Дрожжин «Привет тебе, мой край родной.»; М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»; Г. Ладонщиков «Родная Земля»; Н. Рубцов «Привет, Россия.» (отрывок); И. Суриков «Вот моя деревня», «Родина»;  пословицы, поговорки о Родине;  былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Первый бой Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Три богатыря». Чтение сказок народов России «По щучьему веленью» (русская народная сказка) и др. ; «Отчего у зайца длинные уши» (сказка народов манси, «Мышка и лось» (хантыйская сказка) и др.

5. Книжная выставка «Это все о России».

Физкультурное развитие:

1. Русские народные подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки» и др.

2. Хороводная игра «Веночек», «Платочек».

3. Пальчиковая игра «Наш дом», «Город – это улицы».

Художественно – эстетическое развитие:

1. Слушание гимна России, Е. Макшанцевой, «Во поле береза стояла», р. н. м., обр. Н. А. Римского-Корсакова,«Во поле береза стояла», р. н. м., обр. А. Гурилева, «Русская песня», муз. П. И. Чайковского,«Велосипед», муз. и ел. Е. Макшанцевой, «Осень», муз. П. Чайковского, «Дождик», муз. Г. Свиридова,«Марш», С. Прокофьев «Марш» (из оперы «Аида», муз. Д. Кабалевского,«Лодочка», муз. и сл. Е. Макшанцевой, «Край, в котором ты живешь» (слова Ю. Этина, музыка Г. Гладкова); песен о России. Разучивание песни «У моей России длинные косички».

2. Лепка «Хохломская посуда»;

3. Рисование: «Дымковская барыня», «Ветка рябины», «Моя страна –мой флаг», «Сказочная гжель», «Белая береза…», «Ранняя весна». «Роспись тарелочки (хохломская роспись);

3. Аппликация «Флаг России», «Открытки к 23 февраля и 8 марта», «В открытом космосе», «Открытка к 9 мая»;

4. Конструирование из конструктора «Кремль»; «Улицы нашего города»,

5. Конструирование из природного материала: «Птицы России»

6. Конструирование из бумаги: «Флаг России»

7. Оригами «Матрешка».

Работа с родителями:

1. Участие в выставке «Милый сердцу уголок».

2. Сбор магнитиков городов России.

3. Консультации: «Наша родина-Россия», «Народные праздники России» и др.

4. Пополнение книги памяти.

5. Помощь в изготовлении альбомов: «Новосибирск -мой любимый город», «Золотое кольцо России», «Природа России».

III - Заключительный этап.

Познавательная викторина «Что? Где? Когда?»