Краткосрочный проект «Непокоренный город. История блокадного Ленинграда».
Краткосрочный проект
в подготовительной группе «Звёздочки»
«Непокоренный город. История блокадного Ленинграда».
Воспитатели: Прудникова О.В., Батурина Н.А.
Актуальность.
Великая Отечественная война — значимое событие в истории нашей страны. Как же научить детей помнить защитников Родины, которые отстояли родную землю, гордиться их мужеством, героизмом и стойкостью, а также самоотверженностью тружеников тыла — женщин, стариков и детей? Откуда черпать эти знания, чтобы передать их детям?
Конечно, источником знаний является человек. Но время неумолимо отдаляет события Великой Отечественной войны, и, к сожалению, с каждым годом становится всё меньше ветеранов. Закономерности человеческой жизни таковы, что вскоре их не останется совсем.
Крайне важно не прерывать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и с самого раннего возраста лелеять воспоминания о прадедах и их мужестве.
Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И с каждым годом всё сложнее рассказывать нашим детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.
Цель проекта: расширение представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.
2. Вызвать интерес к истории своей страны, приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.
Развивающие:
1. Расширять и активизировать словарь детей (блокада, эвакуация, “дорога жизни”, продовольственные карточки, ветеран, монумент, мемориал, маскировочные чехлы).
2. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за город Ленинград.
2. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
3. Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
Оборудование: карта России, глобус, флаг России, герб России, фотографии обороны Ленинграда; репродукции картин «Прорыв блокады Ленинграда. 1943». Художники: В. Серов, И. Серебряный; иллюстрации: “Дорога жизни”, “Пискарёвское мемориальное кладбище”, “Разорванное кольцо блокады”, современный Санкт-Петербург; магнитофон, ноутбук.
Прогнозируемые результаты:
1. Расширение знание детей и их понимания, о героическом подвиге жителей блокадного
Ленинграда.
2. Понимание таких терминов как: блокада, война, «дорога жизни», ветеран.
3. Развитие интереса детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.
4. Повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые Блокаде Ленинграда.
5. Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Звёздочки», воспитатели, родители.
Тип проекта: творческий – информационный.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 недели). С 13 по 24 января 2025г.
Этапы проекта:
1. Консультация по подготовке и проведению мероприятий ко Дню снятия блокады Ленинграда.
2. Оформление групповой комнаты дидактическим и информационным материалом по данной теме.
3. Реализация проекта.
4. Тематическая организованная деятельность, посвященная Дню снятия блокады Ленинграда.
5. Размещение информации на официальном сайте ДОУ.
6. Отчёт об итогах проведения проекта «Непокоренный город. История блокадного Ленинграда»
Реализация проекта по этапам.
Подготовительный этап:
Заинтересовать, вовлечь детей в проектную деятельность: Именно Ленинград первым в Европе не сдался без боя гитлеровской армии. Он сдержал натиск немцев и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны.
1. Определение целей и задач проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.
2. Разработка конспектов и вопросов для проведения бесед, ситуативных разговоров.
3. Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи песен и музыки военных лет).
4. Родители и дети: - предложить родителям вместе с детьми, при помощи интернета, ознакомиться с историческими памятниками, посетить официальные сайты музеев: «Музей истории Ленинграда», «Музей обороны и блокады Ленинграда», музей памяти “Улица жизни”, Мемориал “Героическим защитникам Ленинграда”.
5. Воспитатели, родители, дети: оформление выставки совместных рисунков: «Непокоренный Ленинград»
Основной этап:
Проводение запланированных мероприятий, для реализации проекта (беседы, ООД, презентации, дидактические игры, чтение периодической печати и художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, разучивание песни и танцев, продуктивная деятельность, анализ проблемных ситуаций).
1. Просмотр иллюстраций, открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни в блокадном Ленинграде.
2. Рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ.
3. Рассматривание иллюстраций “Дорога жизни”, “Пискарёвское мемориальное кладбище”, “Разорванное кольцо блокады” на фоне прослушивание песен и музыки военных лет.
4. Проведение бесед об истории города на тему “Блокада Ленинграда”, “Трудности осажденного города”, “Дети Ленинграда” (воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению, проникнуться героизмом людей, работавших на "Дороге жизни" и обеспечивающих её безопасность).
5. Чтение и разучивание стихотворений Ю. Шмидта “Вечный огонь”, “Наш город назывался Ленинградом. Н. Ходза “Дорога жизни”,В. Панова «Сергей Иванович и Таня»;В. Воскобойников «Оружие для победы».
6. Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду: Э. Хиль “Баллада о ледовой трассе”; В. Толкунова “Дети Ленинграда”; звучание метронома; Д. Шостакович “Ленинградская симфония”; Н. П. Бобковой “Мой город- герой”; Л. Шербенг,П. Крауберг “Эх, Ладога”; «Катюша» Блантер.
7. Конструирование: здания, мосты, дороги.
8. Рисование: «Цветок жизни».
9. Рисование по замыслу: «Непокорённый Ленинград».
10. Подвижные игры: «Перейди на другой берег», «Разведчики».
11. Оформление стенда «Непокорённый Ленинград»: фотографии, совместные рисунки родителей и детей посвященных Блокадному Ленинграду.
Заключительный этап:
1. Подведение итогов, тематическое мероприятие «Ленинград – город герой».
Задачи мероприятия: почтить память погибших, отдать дань уважения выжившим в годы блокады ленинградцам; поднятие патриотического духа; воспитание чувства гордости за свою историю и подвиги своего народа.
2. Выставка детских работ «Непокоренный город».
3. Работа с родителями: информация для родительского уголка по теме «Маленькие герои Ленинграда».
4. Проанализировать результативность.
По реализации проекта «Блокада Ленинграда» получены следующие результаты:
1. Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны. В группе созданы условия для углубленного изучения детьми истории блокадного Ленинграда: внесен наглядный и дидактический материал по теме «Блокадный Ленинград», «Защитники отечества».
2. Дети познакомились с новыми понятиями : «Дорога жизни», блокада, эвакуация, ветеран, монумент, мемориал, маскировочные чехлы, оборона, «Цветок жизни» и др.
3. В ходе реализации проекта усовершенствовались следующие навыки детей: видеть проблему, задавать вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения.
4. Укрепились партнёрские отношения между участниками образовательного процесса. У детей повысилась способность договариваться. Оказывать друг другу поддержку, находить верное решение в проблемных ситуациях.
Работа в рамках проекта «День снятия блокады Ленинграда» оказалась очень интересной, увлекательной и познавательной. Она помогла каждому ребёнку расширить свой кругозор.
Благодаря этому проекту укрепилась любовь к Родине, появилось чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, а также стремление сохранить материальные и духовные ценности общества. Кроме того, участники проекта проявили уважение к старшему поколению.






