Методическая деятельность

Тривоженко Екатерина Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №3 Барабинского района Новосибирской области

Семинар-практикум

 межшкольного округа №4

Сообщение

из опыта работы

«Развитие коммуникативности детей

через развивающие игры»

Подготовила:

учитель-логопед

 высшей

квалификационной

 категории

Тривоженко Е.И.

2019

Коммуникация - это процесс передачи осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т.е. от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации.

Речь является самым универсальным средством реализации коммуникативной функции общения. Она позволяет максимально понять смысл общения и воспринимать информацию. 

 Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух, прививают любовь и интерес к языку.

У дошкольников формируется умение высказывать своё мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

Виды речевых игр:

-Игры для развития и обогащения активного словаря (Дополни предложение, Закончи фразу,  Догадайся и предложи, Скажи какой,

-Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними.(Семья, большой-маленький , Из 2-х одно, поймай мяч –скажи слово,

- Игры для формирования умения выражать собственное мнение ( Согласен- не согласен, Найди по признакам, Рассказ-небылица, Гипотеза,

- Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развития фонематического слуха (Замени звук,

- Игры на общение

-

Все эти игры так или иначе развивают коммуникативные навыки детей, так как учат общению детей со сверстниками, со взрослыми. Учат умению говорить и слушать играя.

  В речевом общении участвуют не менее 2 человек. Для любого ребёнка взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон его личности.
В общении со взрослыми ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребенка нужен не только взрослый, но и другие дети.

Воспитателям и родителям следует уделять особое внимание развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. От того насколько успешно ребенок - дошкольник научится общаться со сверстниками и взрослыми будет зависеть его последующие умение держаться в обществе, налаживать отношения в коллективе, вести диалог и т.п. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в конфликтах, замкнутости.

Очень часто можно заметить, что детям с нарушениями в речи сложнее установить контакт со сверстниками и взрослыми, чем детям, у которых трудностей в речи нет. Такие дети тяжелее вливаются в коллектив, им труднее взаимодействовать с другими детьми. К сожалению, нарушения в общении дошкольников встречаются часто. Причины таких нарушений довольно многообразны. Это и проблемы в семье, отклонения в развитии, частая заболеваемость, наследственность, разнообразные психологические травмы (испуг, различные потрясения, депрессия). Все эти причины могут привести к тому, что ребенку трудно становится общаться и взаимодействовать с взрослыми и детьми. И это повлияет на его дальнейшую взрослую жизнь. Для того чтобы помочь ребенку преодолевать коммуникативные трудности, нужно, прежде всего, определить у детей причины нарушения в общении.
Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношения ребенка с окружающими, на формирование его самосознания и самооценки.

Игра в жизни ребенка стоит рядом с общением, учением, трудом, являясь творческим корреспондентом. Культура общения возникает не как игра и не только из игры, но непосредственно в игре. Включая игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно развивает в детях систему общечеловеческих ценностей и культуру общения.

Приобретая навыки общения в процессе игры, дети формируют у себя нравственные качества: сопереживание, дружба, внимательность, забота и другие. В процессе формирование положительных взаимоотношений с помощью совместных игр, игр на общение надо сосредоточить внимание главным образом на воспитании нравственных чувств. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность и др. (1, с. 63). Игры на общение - это эффективное средство помочь ребенку стать личностью, приобрести коммуникативные навыки и умение легко общаться со взрослыми и сверстниками. Для ребенка игра - это средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.
Проведение игр на общение способствует развитию коммуникативных навыков (вербальные и невербальные), улучшает отношения между детьми, повышает уровень комфортности и эмоционального состояния детей в группе, а также способствует всестороннему гармоничному развитию личности детей дошкольного возраста. 

Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы, использовать на занятиях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации игровой деятельности.

В своей работе использую игры для сплочения детей группы, для развития диалога, для развития связной речи, для развития словарного запаса, логопедические сказки для проведения артикуляционной гимнастики тоже помогают развить коммуникативность детей, например, такие: «Сказка о весёлом язычке»,  «Угадай, кто я?», «Узнай по описанию», «Интервью», «Зум-зум».  «Весёлые человечки», «Змея». Считаю, что проведение различных пальчиковых игр, физминуток, массажа с речевым сопровождением также помогают развитию коммуникативных навыков детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №3 Барабинского района Новосибирской области

РМО заведующих ДОУ

Сообщение

«Воспитание

 нравственно-патриотических чувств

 через реализацию проектов

в группах детского сада»

Подготовила

учитель-логопед

 МКДОУ №3

Тривоженко Е.И.

2016г.

Воспитание нравственно-патриотических чувств через реализацию проектов в группах детского сада.

 (Слайд 1)«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества направляет  ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

(Слайд 2) На протяжении нескольких лет  детский сад активно использует проекты для воспитания в детях  нравственно-патриотических чувств

     (Слайд 3) 

В проектной  деятельности педагоги   детского сада  использовали различные (Слайд4) формы работы с детьми,  родителями и педагогами. 

  • Тематические беседы.
  • Непосредственно-образовательная деятельность.
  • Создание творческих работ детей и родителей.
  • Заучивание стихотворений, песен, пословиц.
  • Составление рассказов по темам проектов.
  • Создание фильмов и презентаций
  • Проведение праздников и развлечений
  • Организация экскурсий
  • Игровая деятельность
  • Анкетирование
  • Консультации
  • Акции

(Слайд 5,) Начало проектной деятельности было положено в логопедической группе «Солнышко» через реализацию проектов на тему «Моя семья»:

(Слайд 6) Проект  включает в себя подпроекты «Моя родословная», «Обычаи и традиции семьи», «Генеалогическое     древо семьи». При участии родителей

 (Слайд 7) оформили фотоальбомы «Я и моя семья», «Мамины помощники».

 (Слайд 7) провели выставки детских рисунков.

(Слайд 9)  В группе «Карапуз» воспитатели вместе с родителями младших дошкольников реализовали совместные проекты «Моя семья - родные люди», «Мы семья, а это значит, справимся с любой задачей» целью которых было формирование у детей  первоначальных представлений о семье, воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям.

(Слайд 10)  Ожидаемые результаты проекта оправдали: себя дети узнали больше  о семье, научились организовывать сюжетно-ролевые игры на семейную тему, понимать значимость семьи в жизни каждого человека.

(Слайд11) В целом ряде проектов о маме: «Мамы всякие важны», «Милая мама», «Цветик – семицветик для любимой мамочки» воспитывалось заботливое, уважительное отношение к маме.

(Слайд12) В результате реализации проектов дети узнали о роли мамы в их жизни через раскрытие образа матери в поэзии, живописи, музыке, художественной литературе, совершенствовались партнёрские отношения, создавалась трогательная, душевная атмосфера совместной деятельности детей и родителей   в детском саду.

(Слайд13 )В целях ознакомления с детским садом реализован проект   «Мой детский сад», где дети через экскурсии (Слайд14) по кабинетам и группам, беседы,

 выставку детских рисунков, изготовление подарков малышам, ручной труд на участке, пение и чтение стихов о детском садике учились любить тот дом, где они проводят много времени в своей жизни.

Проекты, посвящённые малой и большой родине представлены  старшими и подготовительными группами.

(Слайд 15) Любовь к Родине воспитывалась  через проекты «Наша Родина – Россия», «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»  «Слава нашей стороне, слава русской старине», «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественного наследия России» «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».

Основые цели этих проектов: (Слайд 16)

  • формирование основ патриотизма:
  • воспитание качеств человека, которые составляют основу его гражданской, социальной и коммуникативной активности,

(Слайд 17)

  • воспитание уважения и гордости к культуре и истории родного края, родной страны,
  • развитие творческих способностей.

(Слайд 18) В ходе реализации проекта подготовительной логопедической группы «Радуга» «Русская берёза – символ России» дети:

  • Получили знания о берёзе. 
  • Учились организовывать творческие, народные  игры.

(Слайд 19)

  • Читали  отрывки  стихотворений русских писателей:
  • Организовали выставку детских работ: «Белая берёза под моим окном…»
  • Провели праздник для детей и родителей «Люблю берёзу русскую».

(Слайд 20) Значимым моментом  при формировании любви к малой Родине, родному городу, воспитания чувства гордости за своих земляков у старших дошкольников стал проект «Барабинск – мой город родной»  в группе «Солнышко».

 (Слайд 21) Он был реализован через экскурсии по известным в городе местам, знакомство с памятниками, посещение музеев, библиотеки, почты, школы.  

(Слайд 22) через знакомство детей с местными газетами, творчеством барабинских поэтов, композиторов,

 (Слайд 23) изучение символики города,  знакомство с разными национальностями города, народными костюмами, музыкой, народными промыслами края.

(Слайд 24) Создали презентации «Барабинск – мой город родной», «Наши экскурсии», которые сопровождали праздник на заключительном этапе проекта.

(Слайд 25)  В результате у педагогов получилось объединить   интересы детей и взрослых в изучении своего города. Дети и родители ближе познакомились  со своим городом. Родители активно принимали участие во всех мероприятиях. Презентации из этого проекта многие взяли себе на память.  

(Слайд 26) Большое значение в воспитании интереса к Родине занимает раздел «Культура и традиции», который  проходил сквозной темой по всем проектам нравственно-патриотического направления.

 Особое место в нём занимают проекты в старшей логопедической группе «Колокольчик»: «Народная кукла», «Кукла из бабушкиного сундука».

(Слайд 27) Педагоги решили помочь своим детям расширить знания о традициях  на примере народной куклы. Проявить интерес к изготовлению разнообразных кукол,  познакомить детей какой была народная кукла, как ею играли, и что она значила. В этом кроется не только познавательный интерес, но ещё  и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

(Слайд 28) Человеческое общество может существовать лишь до тех пор, пока оно подчиняется общепринятым законам и правилам, главное из которых – это доброта! Тема добра остается  актуальной и в наши дни.

    В проекте  «Дорогою добра» группы «Солнышко» главной целью было формирование доброжелательного отношения к действительности, воспитание понимания добра, создания дружеских отношений в группе.

Поставлены очень важные задачи: 

  1. Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей.
  2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки окружающих. 
  3. Поощрять стремление ребёнка совершать добрые поступки.
  4. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности  за другого.

(Слайд 29) Дети и взрослые выучили разнообразные песни, стихи о доброте, многочисленные мирилки.

Побывали в библиотеке и «полечили» книги в группе.

(Слайд 30) Регулярно  читали и инсценировали сказки, показали мини спектакли для детей младшей группы.

(Слайд 31) Благодаря родителям в группе оформлены два чудесных стенда «Дорогою добра» и «Дружим вместе».

Вместе с родителями дети участвовали в зимней акции «Кормушка для птиц».

 (Слайд 32) Выступили с театрализованной концертной программой перед членами Барабинского общества слепых. 

(Слайд 33) Именно в этот период заложили традицию посещения детского приюта (отделение реабилитации для несовершеннолетних):  подготовили рождественские подарки, провели  музыкальное театрализованное представление.

Во Всемирный День Добра, проведён праздник с родителями «День доброты», в рамках которого подведены   итоги проекта.

   

(Слайд 34)

Воспитание  нравственности, гражданственности, патриотических чувств  на современном этапе развития общества обязывает нас развивать у детей

основы  нравственно-патриотического  воспитания через проектную деятельность, продолжать путь накопления новых знаний при дальнейшем формировании ребенка как личности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №3 Барабинского района Новосибирской области

                 Районная августовская педагогическая конференция

 «Социально-коммуникативное

развитие

неговорящих детей

посредством

 коррекционно-развивающих игр»

Подготовила

 учитель-логопед МКДОУ №3

Тривоженко Е.И.

Август 2019г.

СЛАЙД 1 Речь является самым универсальным средством реализации коммуникативной функции общения. Она позволяет максимально понять смысл общения и воспринимать информацию. 
От того насколько успешно ребенок - дошкольник научится общаться со сверстниками и взрослыми будет зависеть его последующие умение держаться в обществе, налаживать отношения в коллективе, вести диалог и т.п. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в конфликтах, замкнутости.

СЛАЙД 2 Дети с ОВЗ – это одна из проблем современного детского сада. Приоритетной целью комбинированной группы является социализация детей с ОВЗ. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал.

СЛАЙД 3 Для того чтобы помочь ребенку преодолевать коммуникативные трудности, нужно, прежде всего, определить у детей причины нарушения в общении. Причины таких нарушений довольно многообразны. Это и проблемы в семье, отклонения в развитии, частая заболеваемость, наследственность, разнообразные психологические травмы (испуг, различные потрясения, депрессия). Всё чаще в группах появляются дети 3-5 лет с грубыми  нарушениями речи, не владеющие речью. их мы называем неговорящие или безречевые  Попадая в группу, они сразу обращают на себя внимание не только взрослых, но и детей.

НА СЛАЙД 4  При обследовании и наблюдении за безречевыми детьми фиксирую в речевой карте: сам не читать

-  поведение ребенка в группе и во время обследования.

- есть или нет речевой негативизм

- каково понимание речи (слов, инструкций, жестов, взглядов)

- какие невербальные средства общения использует (жесты, позы, взгляды)

- в каком состоянии речь – звуки, звукоподражания, аморфные слова, крики

- контактность

- отношение к играм, к занятиям

- реакция на других людей, на ситуации.

- критичен или нет к своей деятельности

- интересы, предпочтения,

- особенности общей, мелкой, артикуляционной моторики

 

Важно правильно обследовать, выявить характер и структуру нарушения, выбрать методику работы. Для обследования использую разработанную мной специальную речевую карту для неговорящих детей. Эти данные существенно дополняют представления о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений.

Психолого-педагогическая характеристика неговорящих детей

НА СЛАЙД 5 Группа неговорящих детей неоднородна – это могут быть дети с временной задержкой речевого развития, с сенсорной и моторной алалией, с интеллектуальной недостаточностью, с расстройствами аутистического спектра.

 Одним из ведущих признаков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами является позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.  У детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи. Наиболее выразительным показателем отмечается отставание активного словаря при понимании обращенной речи. 

Чтобы речь ребёнка развивалась полноценно необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи.

На СЛАЙД 6 -  не читать (коротко)

 Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами («би» — машина поехала, «ли» — пол). Лепетные слова либо включают фрагменты слова (петух — «угу», киска — «тита», дедушка — «де»), либо звукосочетания, не похожие на правильное слово (воробей — «ки»). Имеется незначительное количество слов-корней, искаженных по звучанию («пать» —спать, «акыть» — открыть). Используемые детьми слова являются аморфными по значению, не имеют точного соответствия с предметами и действиями. Так, в речи одного ребенка слово «лапа» обозначает и лапы животных, и ноги человека, и колеса машины. Слово «лед» соотносится со всеми предметами, которые имеют гладкую поверхность (зеркало, оконное стекло, крышка стола).

 В то же время дети часто обозначают один и тот же предмет разными словами (жук — «сюк», «тля-кан», «теля», «атя»). Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов (открывать — «древ», играть в мяч — «мяч») и наоборот (кровать— «спать», самолет — «летай»).

Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и эмоционально-волевой сферы. Для детей данной категории требуется больше времени для включения в работу, наблюдается быстрое истощение деятельности.симптоматикой.

Многие логопеды занимаются разработкой системы работы с неговорящими детьми.

НА СЛАЙД 7  Авторов методик  много: О.Жукова, М.А.Черняк, Н.А.Шишкина, С.В.Коноваленко, Т.Г.Ткаченко, Г.В. Дедюхина, Датешидзе, Т.В.Пятница, Т.В.Башинская, О.С.Глухоедова, Е.Н.Краузе, С.В.Батяева. Ряд исследовательских работ по изучению особенностей коммуникативной сферы и состояния игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи выполнен под руководством Г.В.Чиркиной (1996), И.Ю.Левченко (2003), Г.Х.Юсуповой, Т.Н.Волковской.

Изучая литературу, опыт российских практиков, работающих с данной категорией детей, проведя анализ педагогической и медицинской документации, сделала вывод, что для дальнейшего обучения детей необходимо стимулирование речевой активности во всех видах деятельности, обогащение пассивного словаря, развитие моторики артикуляционного аппарата, слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха.

При работе с такими детьми опираюсь на наиболее сохранные, для каждого конкретного ребенка, психические процессы. 

 Главное место в социально-коммуникативном развитии занимают игры коррекционно-развивающей направленности
НА СЛАЙД 8  Цель проведения коррекционных игр: развитие (пробуждение) у ребёнка речевой активности, формирование навыков свободно и адекватно пользоваться средствами языка. 

Говорение, осуществляемое ребенком по ходу игры, т.е. применение речи, способствует развитию у него языковой способности (компетенции). 

Работу провожу постепенно, продолжительное время с учетом индивидуального развития ребенка и усвоения им понятий, правил, понимания речи, жестов, мимики.

Для развития коммуникативных способностей неговорящих детей                                    поддерживаю саму готовность говорить! Позже, когда у ребенка образуется необходимый речевой опыт, занимаюсь отработкой слов, позже - постановкой звуков.

  СЛАЙД 9  На первоначальном этапе важно, чтобы ребенок начал подражать предметным и речевым действиям, стал говорить по поводу того, что происходит в ситуации. Совместно с  воспитателями в момент игры формируeм у ребенка речевое поведение и побуждаем его к речи.

 СЛАЙД 10 В этом случае чаще использую подвижные, малоподвижные игры и физические упражнения  для восстановления генетического кода, в котором развитие функциональных систем организма происходит в результате движения.

Поэтому основными средствами в работе с неговорящими детьми использую кинезотерапию и логоритмику, коррекционно-развивающие игры.

СЛАЙД 11  В методической литературе можно найти различные физминутки или пальчиковые гимнастики для проведения их во время НОД, но для детей с нарушением интеллекта, речи (часто грубое нарушение речи сопровождает нарушение интеллекта) такого времени недостаточно. С такими детьми времени на коррекцию речевых недостатков уходит гораздо больше и требуется больше эмоциональных, физических, творческих сил педагогов для обучения ребенка различным играм, упражнениям. Поэтому  мой методический, дидактический  коррекционный арсенал разнообразен.

Коррекционную работу с безречевыми детьми строю по следующим направлениям:

НА СЛАЙД 12   не читать

•  Развитие слухового восприятия

• Развитие  способности   к  использованию невербальных компонентов коммуникации.

• Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

•    Развитие   зрительнo-пространственного анализа и синтеза.

•    Развитие сенсорно перцептивной деятельности.

•    Развитие функции голоса и дыхания.

•    Развитие чувства ритма.

•    Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Форма организации деятельности с такими детьми: подгрупповая или индивидуальная

Главная цель образовательной деятельности заключается в налаживании эмоционально-положительного контакта с ребенком  для привлечения к речевой активности.

Оборудование подбираю к каждому конкретному конспекту по необходимости.

НА СЛАЙД 13 Основными приемами являются действия по подражанию, объяснение, показ, совместные действия.

СЛАЙД 14 В процессе формирования положительных взаимоотношений с помощью совместных игр, игр на общение обращаю внимание главным образом на воспитание нравственных чувств. Одновременно формирую умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность, запоминать имена друг друга и т.д.

Для ребенка игра - это средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.
Провожу игры на общение, на коррекцию движений и речи, психических функций, что   способствует развитию коммуникативных навыков, повышает уровень комфортности и эмоционального состояния детей в группе, а также способствует всестороннему гармоничному развитию личности детей дошкольного возраста.

Использую словесные, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, пальчиковые,  логоритмические, музыкальные, игры с лего.

СЛАЙД 15  В качестве основных игр и упражнений использую гимнастические упражнения, подвижные игры со словесной стихотворной инструкцией, малоподвижные игры с использованием наглядности, пальчиковые игры, распевки, настольные игры, лото, вопросы и задания на понимание словаря, грамматических конструкций, на  развитие высших психических функций.

НА СЛАЙД 16 Все они требуют от педагога настроя на установление эмоционального контакта с ребенком, умения и такта поддерживать активность ребенка, вести его к поставленной образовательной и коррекционной цели. В процессе общения во время игр ребенок постоянно слышит и «видит» слово, учится понимать и говорить, игра мотивирует ребенка к преодолению трудностей в речевом развитии.

В своей работе использую игры на общение по развитию коммуникативных навыков дошкольников. 

НА СЛАЙД 17 Вот некоторые из них: «Посмотри и покажи», «Сделай так же», «Найди такой же», «Разложи по порядку», «Построй башню», «Продолжи по порядку», «Узнай и покажи», «Положи на место», «Накорми зайчиков»,»Кати-лови», «Поиграй с котятами», «Дочки - матери», «Семья», «Магазин» и многие другие.

 Все эти игры так или иначе развивают коммуникативные навыки детей, так как учат общению детей со сверстниками, со взрослыми, учат умению говорить и слушать играя.

СЛАЙД18 На начальном этапе для всех детей используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления. Они являются базой для формирования общения.

 СЛАЙД 19    фото

НА СЛАЙД 20 - названия Этапы введения неговорящих детей в игру (независимо от структуры дефекта)

Первый этап                  

Для того чтобы вызвать у ребенка потребность в речевом общении, создаю такие игровые ситуации и действия с предметами, которые способствуют пробуждению речевой активности у детей. Во время НОД учу следить за передвигающимся звучащим предметом; узнавать предмет по звуку; дифференцировать два – три источника звука со зрительной опорой и без нее. Формирую умение различать звуки по громкости звучания.

 Дети учатся слушать и запоминать звуки окружающей среды (крик птиц, шум воды, шорох листьев и т.д.); соотносить звук с предметом и его изображением на картинке. Направление звука указывается рукой.

СЛАЙД 21 фото

Второй этап. Развиваю понимание обращенной к ребенку речи.

На этом этапе обучаю предметным действиям, пониманию сопровождающей эти действия речи; обучаю соотносить предметы, действия с их словесным обозначением; формирую интерес к игрушкам, игре, игровым действиям; развиваю познавательную речевую деятельность путем понимания коротких, простых по содержанию потешек, стихотворений, сказок, рассказов.

На данном этапе начинается  формирование у детей правильного уклада гласных звуков, развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания с дальнейшим использованием «звуковых дорожек». Дети видят картинку и произносят слова-звукоподражания.

СЛАЙД 22 фото

Третий этап. Обогащаю словарный запас у детей и активизирую его .

На этом этапе продолжаю работу над расширением пассивного словаря за счет слов-названий предметов, окружающих детей; действий, которые совершаются детьми или  взрослыми. Идет работа над переводом как можно большего числа слов из пассивного словаря в активный. Дети учатся строить обиходные словосочетания, употреблять однословные и двухсловные предложения.

Начинаю обучение произнесению отдельных слов, умению составлять простые предложения из двух-трех слов по картинкам и вопросам логопеда, элементарным формам этикета, пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди (животные) совершают различные действия. (Покажи, где мальчик бежит, собака лает, кот сидит?). Обучение пониманию действий, которые совершает одно и то же лицо (собака лает, сидит, бежит).

Четвертый этап.  Формирую в активной речи детей простое нераспространенное предложение.

Этот этап начинаю после накопления детьми достаточного количества слов, которые они смогут понимать и проговаривать.

НА СЛАЙД 23 На первых этапах ставлю задачи:

  • Формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком,
  • Развивать положительное эмоциональное отношение к занятиям.
  • Развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, способность взаимодействовать с окружающими.
  • Развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность.
  • Формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий).
  • Формировать общие речевые умения.

Создаю  игровые ситуации и действия с предметами, которые способствуют пробуждению речевой активности у детей.

 СЛАЙД  24

Для поддержания стойкого интереса к деятельности, мотивации, удержания внимания, сосредоточения на определенном занятии, я использую компьютер. Он позволяет формировать положительные переживания, а это, в свою очередь, создает предпосылки для формирования интереса.

СЛАЙД 25

У детей повышается активность, направленная на познание предмета или способа деятельности, развивается не только мышление, но и внимание, память, пространственные и временные представления, воображение, что побуждает их к активному общению.

СЛАЙД 26,27

При планировании предстоящей коррекционной работы, для учета индивидуальных возможностей обучения, для более точной фиксации достижений при обучении, я использую речевую карту, индивидуальный образовательный маршрут и дневник наблюдений. Поддерживаю приобретенные умения детей и во время НОД, и в свободной деятельности, и в различные режимные моменты. СЛАЙД,28,29

НА СЛАЙД 30   Результативность работы.

За время работы над развитием коммуникативной компетенции дети учатся:

— узнавать предметы на картинках и называть их с помощью слов или звукоподражаний;

— составлять предложения из 2-3 слов с помощью взрослого;

— частично заботиться о себе, ориентироваться в ближайшем окружении;

— воспринимать чужую речь, понимать и правильно выполнять доступные словесные инструкции;

— концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

— пользоваться навыками общения в повседневной жизни.

СЛАЙД 31

Заключение Игра в жизни ребенка стоит рядом с общением, учением, трудом, являясь творческим потенциалом. Культура общения возникает не как игра и не только из игры, но непосредственно в игре. Включая игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно развивает в детях систему общечеловеческих ценностей и культуру общения. 

Особенности коррекционной работы с неговорящими детьми вообще и логопедической в частности состоят в том, что она носит длительный (в течение всего дошкольного детства) характер. Основная задача коррекционных педагогов научить «неговорящих» детей общаться друг с другом в группе, находить общий язык во время игр, использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни. И как  ребенок будет общаться в этом мире, его значимость и успешность  во многом зависит от нас – педагогов.           СЛАЙД 32

 Заключение.

Дальше я буду продолжать работу по обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи; закреплению сформировавшихся функций и форм речи; развитию мелкой моторики, слухового внимания, памяти; формированию (в возможных пределах) интонационной выразительности речи.

Окончательные выводы результативности данной работы будут сделаны после окончания детьми школьного образования.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №3 Барабинского района Новосибирской области

Сообщение на РМО учителей-логопедов

О психодиагностике раннего возраста

 для развития речи детей.

Подготовила

учитель-логопед

 МКДОУ №3

Тривоженко Е.И.

2016г.

       

                           О психодиагностике раннего детства и ее значения.

        В раннем возрасте способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако не стоит идеализировать способности малыша. Развитие ребенка протекает многообразно и зависит от условий, в которых ребенок растет, от различий индивидуальных генотипов и целого ряда других особенностей. Несмотря на многообразие и индивидуальные особенности психического  развития детей раннего возраста существуют определенные закономерности их речевого развития. 

Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.
Значение психодиагностики раннего детства:

  1. диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений;
  2. дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике;
  3. помогает определить возможности детей раннего возраста;
  4. дает информацию о сенсомоторике развития детей (способность ребенка держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметами глазами и т.д.)
  5. дает информацию об эмоциональном, речевом развитии детей раннего возраста;
  6. способствует определению уровня развития элементарных способностей (движение по направлению к предмету, хватание, манипулирование и т.д.);
  7. раскрывает особенности развития самосознания в раннем детстве;
  8. раскрывает особенности эмоционального, ситуативно-личностного общения взрослого и ребенка;
  9. помогает определить новообразования познавательной сферы: интерес к окружающим объектам, умение задавать вопросы, усвоение сенсорных эталонов.

Чем интересен нам вопрос психодиагностики детей раннего возраста?

На фоне развития  детей раннего возраста мы обращаем внимание на речь детей. До того как вынести логопедическое заключение логопед проводит опрос родителей,  выясняя  вопросы о течении беременности и родов, о психо-эмоциональном развитии ребенка, о социальном окружении, о периодах появления гуления, лепетной и фразовой речи.
Знание нормального развития ребёнка даёт нам возможность определить отставание в психическом и речевом развитии, определить вид речевого нарушения, его причину, пути дальнейшего развития и коррекции.

               

  1. В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость проведения диагностического минимума с детьми раннего возраста.
  2. Важнейшими психическими новообразованиями данного возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.
  3. Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек. Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.
  4. В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.
  5. Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого – правильно назвать признаки и действия предмета.  Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2-3-х лет способен различать 5 геометрических форм и 8 цветов. Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
  6. Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении. В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось само по себе.
  7. Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются эмоциональная восприимчивость, открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

Существуют различные критерии диагностики детской речи. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:

  • понимание речи (пассивный словарный запас);
  • уровень активного словаря;
  • уровень речевого подражания;
  • возможности объединения слов в одном высказывании (предложении);
  • уровень звукопроизношения и состояния артикуляционного аппарата.

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга двух - трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности. Уже ни у кого не вызывает сомнение, что раннее выявление проблем речи – путь к наиболее качественному результату в коррекционной работе. Но как наиболее грамотно и полноценно определить возможности детей? Ведь в силу психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких людей (родственников или взрослых, с которыми они проводят много времени). Многочисленные исследования доказали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребёнка. Учитель – логопед знает как формируется речь в норме, он может правильно организовать занятия, помочь педагогам и родителям проанализировать особенности общения с ним и выбрать наиболее эффективные стратегии для овладения новыми языковыми средствами. Именно это и является работой логопеда детского сада.

Логопед проводит диагностику речевого развития, даже если речь отсутствует. Выяснить объем активного и пассивного словаря, сформированность фонематического восприятия, слуха, грамматического строя речи не менее важно, чем диагностировать зукопроизношение.

Если в 2-3 года фразовая речь вашего малыша не сформирована, то не теряя времени надо обращаться на диагностику к логопеду.

Возраст с рождения до 3 лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивный период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения.

При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, на первом-втором году жизни, часть детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приближаются по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам. Это позволяет рекомендовать для них интегрированное обучение в массовом детском саду, а в дальнейшем и в школе, при условии сохранения систематической коррекционной помощи со стороны педагога-логопеда, психолога и т.д.         

Для изучения семьи, ее особенностей и интересов, социальных установок для обеспечения полноценного развития ребёнка родителям были предложены анкеты и опросники. Анализируя и сравнивая которые, я отметила зачастую неправильную расстановку акцентов и неадекватную оценка детской речи (например: некоторых родителей не волнует незнание детьми элементарных этикетных слов, но вызывает большую тревогу отсутствие у двух-трехлетнего ребенка звука -р-).



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №3 Барабинского района Новосибирской области

Семинар межшкольного округа №4

«Детская проектно-исследовательская деятельность в образовательном процессе »

Познавательно-исследовательский проект

 «Тонет-не тонет»

Подготовила

учитель-логопед

 МКДОУ №3

Тривоженко Е.И.

2016г.

Познавательно-исследовательский проект «Тонет-не тонет»

При прохождении лексической темы «Весна» во время беседы возникли вопросы: какие ручьи, куда текут, как можно играть весной, какие кораблики лучше? В условиях группы провели несколько экспериментов с различными материалами. Наблюдали  - что тонет, что держится на воде. Предложили детям дома испытать различные материалы и рассказать - из чего лучше делать кораблики.

У детей с ОНР и даже ФФНР наблюдаются трудности в овладении навыками связного высказывания, формулировкой умозаключений. В группе среди детей с ОНР не было таких, чтобы могли последовательно рассказать о событиях. На тот момент был один 6-летний ребенок, способный связно рассказать о событии. Предложили ему рассказать о проведенных опытах. Родители согласились помочь.

Цель проекта: Развитие монологической речи на основе исследовательской деятельности

Задачи:

1.формировать навыки построения связного и целостного рассказа

2. углублять знания об окружающем мире

3.совершенствовать навыки коммуникации, умения вести себя в необычных условиях.

Проведённая работа с детьми

-экспериментирование с различными материалами в детском саду, дома, на улице

-использование наглядных опорных схем для составления рассказа

-помощь детям для формулирования выводов по результатам экспериментов

Срок реализации: 1 неделя

Помощь родителей: экспериментирование в домашних условиях, изготовление корабликов, фотографирование

Практический результат:

-поддержка интереса детей к исследовательской деятельности

- привлечение родителей к совместной работе

- показ результатов исследования детям других групп

- участие в конкурсе «Юный исследователь» - Диплом участника конкурса.

Какие еще исследования и эксперименты были в группе?



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида №3

Барабинского района Новосибирской области

Согласовано:

 старший воспитатель

_________Г.Г.Ященко

дата 30.08.2019г.

Рабочая программа

коррекционной работы

по развитию речи

в подготовительной

комбинированной группе «Солнышко»

для детей с ОВЗ

 на 2019-2020 учебный год.

Составитель:

учитель-логопед

высшей

 квалификационной

 категории

МКДОУ №3

Е.И.Тривоженко

2019

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

с.4

1.2.Цели и задачи реализации рабочей Программы

с.5

1.3.Принципы и подходы к формированию  Программы

с.6

1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики группы

с.7

1.4.1.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей подготовительной логопедической группы

с.8

1.4.2 Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

с.9

1.4.3. Характеристика детей с общим недоразвитием речи.

с.11

1.4.4. Характеристика детей с ЗПР

с.16

1.4.5. Характеристика детей с умственной отсталостью.

с.19

1.4.6. Характеристика детей с неродным русским языком

с.21

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

с.23

1.5.1.Целевые ориентиры по речевому развитию детей I уровня речевого развития

с.23

1.5.2. Целевые ориентиры по речевому развитию детей II уровня речевого развития

с.24

1.5.3. Целевые ориентиры по речевому развитию детей III уровня речевого развития

с.24

1.5.4. Целевые ориентиры освоения программы детьми с ТНР

с.25

1.5.5.  Целевые ориентиры освоения программы детьми с ЗПР и с легкой умственной отсталостью (1-2 этап обучения

с.26

1.5.6. Целевые ориентиры освоения программы для слабовидящих детей

с.28

1.5.7. Возможные достижения ребёнка на этапе завершения дошкольного образования  в соответствии с ФГОС.

с.30

  1. Содержательный раздел

2.1. Направления коррекционной логопедической работы.

с.31

2.2. Модель организации образовательного процесса. Виды детской деятельности и формы работы с детьми.

с.32

2.2.1. Модель организации коррекционно-развивающей работы в группе. Содержание коррекционно-развивающей  работы в подготовительной логопедической группе.

с.32

2.3. Основные направления коррекционно-развивающей работы по образовательным областям.

с.32

I Образовательная область «Речевое развитие»

с.32

II Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

с.35

III Образовательная область «Познавательное развитие»

с.37

IV Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие »

с.39

V Образовательная область «Физическое развитие»

с.441

2.3.1. Виды детской деятельности.

с.45

2.3.2. Направления работы с детьми с ОНР, ФФНР, обусловленным стёртой формой дизартрии

с.45

2.3.3. Формирование неречевых навыков и функций у всех детей группы.

с.46

2.4. Содержание работы по освоению образовательных областей

с.47

2.4.1.Перспективное планирование

с.48

2.4.2. Календарно-тематическое планирование коррекции речи в группе

с.48

2.4.3. Модель ежедневного планирования коррекционной работы в группе

с.48

2.4.4.Формы и методы работы с детьми по образовательным областям.

с.49

2.5. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР

с.57

2.5.1.   I уровень речевого развития

с.57

2.5.2.    II уровень речевого развития

с.58

2.5.3.   III уровень речевого развития

с.61

2.6.  Учебный план реализации рабочей Программы

с.65

2.6.1. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки

с.66

2.6.2.  Виды детской деятельности и формы работы с детьми.

с.66

2.6.3. Группы методов реализации Программы.

с.67

2.6.4.Модель организации деятельности взрослых и детей.

с.67

2.7.Планирование воспитательно-образовательного процесса

с.68

2.7.1. Планирование работы по коррекции речевых нарушений.

с.68

с.69

2.7.2. Планирование работы с детьми с ЗПР и с легкой умственной

отсталостью

с.69

2.7.3. Планирование работы со слабовидящими детьми

с.71

2.8. Диагностический блок коррекционной работы

с.72

2.9.Организация коррекционно-развивающей работы.

с.73

2.10. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы

с.76

 2.11. Взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами ДОУ

с.81

2.12. Взаимодействие с родителями.

с.82

III  Организационный раздел

3.    Организация образовательного процесса

с.84

3.1.1.Материально- техническое обеспечение Программы

с.84

3.1.2. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания

с.87

3.2. Организация работы в группе

с.89

3.2.1. График работы учителя-логопеда.

с.89

3.2.2. Режим дня

с.90

3.2.3. Расписание рабочего времени учителя-логопеда.

с.91

3.2.4. Расписание ННОД

с.94

Приложения

 Приложение №1 (Комплексно-тематическоепланирование в ДОУ)

Приложение №2 (Перспективное планирование ННОД по коррекции речи в старшей группе)

Приложение №3 (Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности))

Приложение №4 (Модель ежедневного планирования )

Приложение №5 (речевая карта)

Приложение №6,7 (образец ИОМ и дневника наблюдений)

Приложение №8 (Дифференциация работы логопеда и воспитателя)

Приложение №9 (формы совместной работы по коррекции речи)

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 (ред. от 21.01.2019 № 31) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», с учетом примерной основной программы дошкольного образования, одобренной решением федерально – методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 года №2/15). ),  Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Основной образовательной программе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 3 Барабинского района Новосибирской области (далее МКДОУ №3), адаптированной образовательной программы на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно - развивающей  работы в логопедической группе с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) для детей 3-7 лет»Н.Е.Нищевой,  2014г., адаптированных образовательных программ МКДОУ№3 для обучающихся с ТНР, ЗПР, для слабовидящих обучающихся, для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Приоритетным направлением образовательной деятельности МКДОУ являются  нравственно - патриотическое воспитание дошкольников.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы в комбинированной группе  с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.  Программа направлена на обеспечение системно – деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, и, призвана способствовать реализации развивающего потенциала дошкольного образования, развитию системы усвоения предпосылок универсальных учебных действий, выступающих как основа образовательного процесса и обеспечивающих дошкольникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В рамках реализации системно-деятельностного подхода используются следующие технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, технологии проблемного обучения, личностно-ориентированнные, проектная деятельность, технологии исследовательской деятельности, технологии интегрированного обучения. Специальные технологии, направленные на коррекцию развития высших психических функций, общей и мелкой моторики с использованием кинезиологических упражнений, функциональных нагрузок, ориентировки в пространстве, межполушарного взаимодействия помогают коррекции и развитию речи. Программа  определяет  содержание  и  организацию  воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание в группе специальных условий воспитания, обучения, позволяющих  учитывать  особые  образовательные  потребности  детей  с ограниченными  возможностями  здоровья  посредством  индивидуализации  и дифференциации образовательного процесса. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения ими конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Программа реализуется на государственном языке РФ. Предусматривает возможность реализации на родном русском языке на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем обусловленных  психофизическими  особенностями:  стойкое  нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой  сферы,  несформированность  произвольности  и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка коррекционной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей нашего учреждения, является актуальной. Коррекционная программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте 5-7 лет. Дети имеют различную структуру нарушения, но у всех наблюдается системное или общее недоразвитие речи, есть дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стёртой формой дизартрии.

   Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

Приоритетным направлением образовательной деятельности МКДОУ являются нравственно - патриотическое воспитание дошкольников.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год с 1 сентября по 31 мая.

Режим работы – пятидневный с 7.00 до 19.00, выходные дни – суббота, воскресение.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

Ц ель программы:

Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

-определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-учитывать  особые  образовательные  потребности детей  с  ограниченными возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы;

-осуществлять  индивидуально-ориентированную  и  социально-психолого-   педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-реализовать индивидуальные образовательные маршруты;

-развивать коммуникативные компетенции форм инавыков конструктивного личностного общения со сверстниками;

-реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и  интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;

-создать пространство  детско-взрослого  взаимодействия  с  учетом  ведущей  деятельности ребенка;

-оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Программа решает специфические задачи для детей с нарушениями речевого развития:

1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры), т.е. формирование полноценных произносительных навыков.

2. Развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

3.Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

  1. Совершенствование лексико-граматического строя речи и связной речи.
  2. Формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

6. Развитие познавательных процессов с целью воздействия на нарушенные звенья речевой функции

7.  Развитие коммуникативности, успешности в общении.

8. Планирование системы коррекционных занятий с включением в них развитие познавательных процессов.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Содержание программы коррекционной работы определяют принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

 - Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 - Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям ( законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

 - Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности.

  - Принцип комплексности предусматривает необходимость коррекционно-педагогического воздействия не только на нарушенную сторону речи у ребенка, но одновременно и в целом на все стороны его речи (звуковую, лексико-грамматическую, темпо-ритмическую, мелодико-интонационную и др.). Данный принцип также подразумевает воздействие на психофизическое состояние ребенка разными специалистами;

  -  Патогенетический принцип, при учете которого логопедическая работа направлена на преодоление основного механизма нарушения;

 - Онтогенетический принцип, помогающий осуществлять логопедическое воздействие с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи в нормальном онтогенезе;

     -    Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

     -  Принцип учета зоны ближайшего развития, когда при  планировании стратегии коррекционно-образовательного процесса учитываются потенциальные возможности ребенка, перспектива речевого и личностного развития.

В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным т.к. целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Образовательная деятельность в подготовительной комбинированной группе ориентирована на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.



Предварительный просмотр:

                               Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение – детский сад комбинированного вида №3

Барабинского района Новосибирской области

                    Консультация для воспитателей

«Активизация словарного запаса детей

            в совместной    деятельности»

                                                          Подготовила

                                                      учитель-логопед высшей

                                                              квалификационной категории

                                                                     Екатерина Ивановна Тривоженко

                                                               

Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения.

Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Педагог расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия, движения. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений – все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их родному языку.

Активизировать речевое развитие нам помогает вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка. На занятиях по развитию речи дошкольников используются лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им у ребенка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность, ее темпоритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребенка.

В своей работе использую игровые формы организации работы. Для детей это игра, а для взрослого – способ обучения, передачи детям знаний, умений, навыков, их закрепления.

 Для развития словаря детей применяю такие методы и приёмы:

подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям;

замена слова в словосочетании, подбор наиболее точного слова по смыслу;

составление более точного слова по смыслу;

 составление предложений со словами синонимического ряда;

составление словосочетаний и предложений разного типа со словами разных частей речи;

нахождение многозначных слов в загадках, скороговорках, и в литературных предложениях.

В группе созданы центры по развитию речи: театрализованный уголок, центр игр – драматизаций, центр дидактических и речевых игр. Для мотивации детей к деятельности использую проблемные ситуации, включая сказочных персонажей, сюрпризные моменты. Вопросы проблемного момента, на установление связей в природных и социальных явлениях, схемы – модели, дидактические и печатные игры – всё это позволяет расширять и активизировать словарный запас детей, добиться употребления его в активной речи.

Игры для дошкольников, развивающие речь:

  • Игры на развитие звуковой культуры речи

  • Игры на формирование грамматического строя речи

  • Игры на обогащение словарного запаса

  • Игры на развитие связной речи

Игры и пособия позволяют формировать у детей не только связную речь, но и умение устанавливать причинно – следственные связи. Это помогает детям овладевать операциями анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Использую различные дидактические игры, по их аналогии изготовила свои.

Практикуем игры с мячом в кругу. Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет слово с близким значением и возвращает мяч. Или воспитатель называет словосочетание со словами, имеющими переносные значения: золотая голова, золотые руки, золотая осень, а дети их толкование.

 В игре « Запомни и нарисуй» дети рисуют предметы, обозначаемые многозначными словами: ручка для письма, ручка у куклы, ручка у кастрюли и другие. Использую приём парного взаимодействия – это задание дети выполняют парами, рисуют на одном листе бумаги одним набором карандашей, договариваются, чтобы предметы не повторялись. Уточнению значений слов служит и работа над обобщающими наименованиями овощи, фрукты, посуда, мебель, транспорт и другие.

Дети знакомятся с понятием живой - неживой предмет и используют это знание в играх типа «Отгадай предмет». Воспитатель, а затем кто-то из детей загадывает предмет, дети его отгадывают, задавая вопросы. Вопросы надо задавать так, чтобы ответить можно было только «да» или «нет». Это живой предмет? Это овощ? Это дерево? У него есть иголки?

Работу над словарем, провожу в соответствии с принципом системности, который предполагает восприятие и познание предмета во взаимосвязи его свойств и качеств. Эта работа включает четыре направления:

Первое связано с освоением названий предметов, объектов и их действий. Реализация этого направления осуществляется в образовательных ситуациях, демонстрация предметов, обыгрывания игрушки. В процессе наблюдения за живыми объектами с целью называния животного и его действий, организовываю наблюдение за животными, птицами, насекомыми и людьми.

Второе предполагает создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качество материалов, из которых они изготовлены. Для реализации этого условия, организую рассматривание, сравнение предметов, объектов и материалов, определение их свойств и качеств. В результате такой работы словарный запас детей пополняется прилагательными в сравнительный степени (длиннее, тяжелее, прочнее, прозрачнее), сравнительными оборотами (шерсть толще, чем ситец, поэтому шерстенное платья теплее, чем ситцевое; брюки длиннее, чем шорты, поэтому в брюках теплее).

Третье направление позволяет обогатить словарный запас глаголами, расширить понимание детьми действий предметов в различное время, разными лицами.

Четвертое направление предполагает освоение новых - переносных значений известных слов, оно связано с освоением средств языковой выразительности, метафор, сравнений, олицетворений, полисемии. Это направление реализую при ознакомлении с произведениями художественной литературы, особенно с пейзажной лирикой

Все это позволяет качественно обогатить и активизировать словарный запас детей дошкольного возраста, совершенствовать речевое общение друг с другом, высказывать свои мысли, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.

Эти особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы:

1. Обеспечить количественное накопление слов,   необходимых для содержательного общения.

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает:

а)  овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.

В каждый возрастной период дети обладают определённым объёмом словаря. На пятом году жизни предусматривается введение в активный словарь ребенка названий всех предметов (предметов, входящих в группы овощей, фруктов; продуктов питания; всех предметов обихода), материалов (ткань, бумага, древесина, стекло) и т. п., а также слов, обозначающих особенности предметов и материалов, знакомых ему по личному опыту, и способы сенсорного обследования. Под руководством педагога в дидактических играх дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку—по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия и слова, их обозначающие (игрушки, продукты, одежда). Группировка предметов по комплексу существенных признаков (двум-трем) им еще недоступна.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по расширению словаря. Главное внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотная и т. п.).

В словарь дети вводят слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др.). Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы и т. п.).3акрепление этих знаний и активизация словарной работы происходит в дидактических играх «Кто где живет», «Из чего это сделано», «Найди пару».

Старших дошкольников учим также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т. п.).

Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, используем дидактические игры, как метод словарной работы: «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Краски», «Что изменилось» и другие.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:

         - игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.),

         - настольные печатные игры и

         - словесные игры.

Все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая,  игрушки определенного цвета и называют их.

Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Для формирования словаря словесные дидактические игры, широко используют для детей старшего дошкольного возраста, например : «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше». Содержанием такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного предмета или называние предметов, входящих в родовое обобщение, и т. п. Некоторые словесные игры, в том числе народные, с успехом проводятся и в младших группах.

Для развития и  активного использования словарного запаса в последнее время мы используем пальчиковую гимнастику народную и авторскую, стихи и песенки Екатерины и Сергея Железновых, словесные хороводные игры, диалоговые игры.

Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль взрослого здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

Таким образом, в нашей группе педагоги активно используют различные виды игр для развития словаря дошкольников. Следует только отметить, что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и задачами словарной работы.

Игры на обогащение словарного запаса и активации высших психических функций

 Четвертый лишний

 Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем

 Потерявшаяся игрушка

Найди тайник

Игры с буквами

Я к вам пишу…

 Кляксы

Словесные игры для детей средней группы

Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

Мыши

Воробушки и автомобиль

 Кто в домике живет?

Гуси

 Так бывает или нет?

Зеркало

Каравай

Коршун

Карусель.

Зайка

Что сажают в огороде?

Какое время года

 Что подарили Наташе?

Добавь слово

А что потом? Когда это бывает?

Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)?

 

Игры для детей старшей группы.

Игры для детей подготовительной группы.