Математическое развитие

Винникова Екатерина Ивановна

Конспекты занятий по математическому развитию для разных возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_podgotovitelnaya_gruppa.docx16.04 КБ
Файл matematika_schet_do_10.docx16.1 КБ
Файл schitaem_i_sravnivaem.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей подготовительной группы «Космическое путешествие»

Программное содержание:
• Воспитывать любовь к математике;
• Закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставляя их с определенной цифрой, а так же месяцы и «соседа» чисел; знание состава первого десятка; продолжать учить детей решать и записывать решение простых арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10; совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, используя слова: спереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу;
• Развивать творческие способности детей, а так же логическое мышление, память, внимание; словарный запас детей, умение отвечать полными ответами;
• Воспитывать целеустремленность, устойчивый интерес к математическим знаниям.
Методические приёмы: игровые, словесные, наглядные, сюрпризный момент.

Материалы: цифры, математические знаки (+, -, =), математические веры, мяч, листы в клетку, простые карандаши, счетные палочки, «математические домики», картон, пластилин, буквы для слова «РАКЕТА», наклейки, 2 шлема, 2 руля.

Ход НОД

- Ребята, 12 апреля был международный праздник. Кто вспомнит какой? (День Космонавтики). В этот день в 1961 году впервые человек полетел в космос и начал осваивать космические просторы. Оказывается в день Космонавтики на нашу планету Земля прилетали гости с другой планеты. Им у нас очень понравилось и они оставили нам с вами послание, в котором приглашают посетить их планету Математикус в Арифметической галактике. Вы хотите отправиться в путь? (Да)
- Полетим мы на 2 космических кораблях, управлять которыми будут 2 капитана. Наденьте шлемы, и берите штурвалы. Остальные прицепляйтесь сзади.
«Ждут нас быстрые ракеты для полетов по планетам. На какую захотим, на такую полетим!»
- Начинаем отсчет:5, 4, 3, 2, 1, поехали!
- Вижу впереди планету Математикус, сажаем наши корабли на поляне. Посмотрите, нас встречают жители этой планеты. Давайте поздороваемся.
- Коли планета называется Математикус, то вы понимаете, что её жители очень любят математику. А вы? (Да) Они приготовили для нас 6 заданий, выполняя которые, мы получим 6 букв, из которых составим зашифрованное слово и получим звёздные сюрпризы.

I задание “Живая неделя”
- Кто скажет какой сегодня день? (22 апреля, вторник). Правильно, всегда важно, отправляясь в путь, знать сегодняшний день и месяц. Давайте поиграем. (7 детей берут цифры от 1 до 7 и по команде строятся по порядку и называют соответствующий цифре день недели). А теперь вспомним месяцы.
Получаем первую из букв «Р».

II задание «Что? Где?» (мяч)
Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто у тебя впереди? Кто позади тебя? Кто слева от тебя? Что сзади слева от тебя? Что впереди справа от тебя?
Получаем букву «К»

III задание «Решение космических задач» (матем. вееры)
1. С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
1+2=3 (индив. работа у доски, остальные показывают на матем. веерах)

2. Любопытная ракета
Облетела три планеты,
Отдохнула и опять-
Облетела целых пять.
Познакомилась со всеми
В нашей солнечной системе!
Ты же дай скорей ответ,
Сколько в ней всего планет?
3+5=8 (индив. работа у доски, остальные показывают на матем. веерах)

3. В нашей Солнечной системе всего 8 планет, но только на одной есть жизнь. Сколько планет необитаемых в Солнечной системе?
8-1=7 (индив. работа у доски, остальные показывают на матем. веерах)
- А теперь на математических веерах покажите пропущенного соседа. 5... 7, 6... 8, 3... 5.
Получаем букву «А»

Физкультминутка «Космонавт»
Раз-два, стоит ракета (поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до Солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берутся руками за щеки, качают головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над Землёю (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)

IV задание. Графический диктант «Инопланетянин»
- А теперь покажем какие мы внимательные и напишем графический диктант.
Получаем букву «А»

V задание. «Математические домики»
- На планете Математикус возникли трудности с жильем и не у всех обитателей есть дома, давайте заполним «математические домики» и подарим их. (Проверим правильность самостоятельно по образцам) (Воспитатель развешивает на ковролине)
Буква «Е»

VI задание. «Цифры из пластилина»
- А ведь мы не только умеем писать цифры, но можем даже вылепить их из пластилина.
Буква «Т»
- Давайте посмотрим на полученные нами буквы и составим из них слово. Какое? (РАКЕТА)
- Молодцы. Ракета нужна для космических путешествий. Понравились вам задания инопланетян? Посмотрите, они для вас приготовили космические наклейки, а по возращении в детский сад будет еще и космическое угощении «Звездочки Космостарс».
- Кто считает, что работал очень хорошо, быстро и правильно, подойдите и выберите первыми наклейки. Теперь подойдите остальные, вы тоже старались.
- А теперь пора попрощаться, садиться на свои ракеты и возвращаться в детский сад.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Помощники доктора Айболита"

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение производить анализ и синтез объекта (в данном случае – ряда геометрических фигур, подбирая фигуру, недостающую в заданном ряду);
- закреплять пространственные понятия: слева, справа; спереди, сзади;
- активизировать словарь по теме “Дикие животные”, “Дни недели”;
- использовать в речи уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Развивающие:
- развивать мышление;
- развивать слуховое внимание и восприятие;
- координацию движений, ловкость.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;
- воспитывать бережное отношение к окружающим.
Материал:
- игрушка – доктор Айболит;
- игрушки животных – медведь, лиса, заяц, белка, волк, еж;
- цифры: от 5-8;
- карточки с кружками (“витамины”);
- карточки с недостающей геометрической фигурой;
- отдельные геометрические фигуры;
- предметные картинки: малина, рыба, орехи, косточка, морковь, гриб, яблоко;
- аудиозапись для разминки: “Мы пойдем сначала вправо…”;
- фотоаппарат.

Ход занятия

Педагог: Отгадайте загадку:
Он на свете всех добрей!
Исцелил он всех зверей.
Он и в Африке бывал,
Там он тоже врачевал!
Если что-то заболит,
Вам поможет? – Айболит!

Педагог:
Добрый доктор Айболит
В группе он у нас сидит.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Не только лекарствами он помогает,
Он ласковым словом всех называет.
Каждый из нас может
Доктором стать,
Будем зверятам
Мы помогать.

Педагог: К доктору Айболиту на прием часто приходят маленькие зверята. К каждому доктор Айболит обращается ласково. Как вы думаете, как он обращается к зверятам?

Задание 1. Игра “Назови ласково”
(лиса-лисонька; заяц-зайчик; белка-белочка; медведь-мишенька и т.п.).

Педагог: Сегодня мы с вами будем помогать доктору Айболиту. Ему одному тяжело справляться с множеством дел, и мы ему поможем.

Задание 2.
Педагог: Сегодня, с утра пораньше, к Айболиту на прием приходил Емеля.
Айболит спросил Емелю:
- Назови мне дни недели.
Стал Емеля вспоминать,
Стал Емеля называть:
- Дядька крикнул мне: “Бездельник!”
Это было в понедельник.
- На забор я лез и дворник
Гнал меня метлой во вторник.
- В среду я ловил жука
И свалился с чердака.
- Воевал в четверг с котами
И застрял под воротами.

Вопросы к детям:
- Какие дни недели вспомнил Емеля?
- Какие дни недели Емеля не назвал?
- Какие дни недели называют выходными?
(Ответы детей)

Задание 3. “Купите витамины”.
Педагог:
А теперь, друзья, внимание!
Айболит дает задание:
Закупите поскорей витамины для зверей.
Вот вам рецепты, смотрите,
Ровно столько закупите!

(Детям раздаются карточки с цифрами от 5-8; дети “покупают” соответствующее цифре количество витаминов – карточки с кружками; например: если у ребенка цифра 8, он выбирает карточку с соответствующим количеством кружков - 8)

Разминка под музыку “Мы пойдем сначала вправо…”
Мы пойдем сначала вправо – раз, два, три!
А потом пойдем мы влево – раз, два, три!
А потом мы все сойдемся – раз, два, три!
А потом мы разойдемся – раз, два, три!
А потом мы все присядем – раз, два, три!
А потом мы все привстанем – раз, два, три!
А потом мы потанцуем – раз, два, три!
И еще раз потанцуем – раз, два, три!

Задание 4. Игра “Назови маму”
Педагог: Вы на прием к доктору ходите с мамой. Маленькие звери к доктору Айболиту приходят с мамами.
(Ответы детей - Медвежонка привела? – медведица и т.п.)

Задание 5. “Заполни карточку”
Педагог: Доктор Айболит каждый день заполняет карточки, выписывает “витамины” для зверей. Карточек много и доктор Айболит просит вас помочь ему.
Подберите недостающую геометрическую фигуру (“витаминку”) для карточки. Дети подбирают недостающую в ряду геометрическую фигуру. Например: на карточке круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, треугольник, прямоугольник. Соответственно ребенок выбирает недостающий квадрат.

Задание 6. “Фотография на память”
Айболит.
Знаю я, который час,
Уходить пора сейчас.
На лесных опушках
Ждут меня зверушки.

Педагог:
Подожди, Айболит, не спеши,
Сняться на память хотят малыши.
(Дети по очереди “фотографируются” с Айболитом)

Вопросы:
- Кто стоит справа от Айболита?
- Кто стоит слева от Айболита?
- Кто стоит за Айболитом?
- Кто стоит перед Айболитом?
(Местоположение Айболита меняется: справа, слева, в центре; в конце все дети “фотографируются” с Айболитом)

Задание 7. Пальчиковая игра “Угощение для зверей”
Детям раздаются карточки с изображением угощения (морковь, шишка, бочонок с медом, яблоко, рыба). Дети “угощают” зверей.
Раз – ладошка, два – ладошка,
Поиграем мы немножко.
Принесите поскорей
Угощение для зверей:
Морковку – зайчишке,
Белочке – шишку,
Хитрой лисичке – рыбы мешок,
Ежику – яблоко,
Мишке – медок…
Вот и закончился этот стишок.

Дети раскладывают угощение перед игрушками.

Айболит.
Помогали мне старательно,
Я приду к вам обязательно.
Всем спасибо от души,
Не болейте, малыши!



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема «Считаем и сравниваем вместе с Винни-Пухом»

Возраст – 4-5 лет.

Вид занятия: по форме - групповая с элементами фронтальной, по дидактической цели - занятие закрепления знаний и способов деятельности.

Образовательная область - познавательное развитие.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом;

- формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, выявлять закономерность в расположении фигур, умение сравнивать предметы по величине;

- закрепить представления о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку цвета, формы;

- закреплять пространственные представления: шире, уже;

- закреплять счет до пяти, умение соотносить цифры с количеством;

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- продолжать учить объяснять, рассказывать, доказывать, давать развернутые ответы, по-разному строить предложения, подбирая равнозначные формулировки;

Воспитание:

- учить детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга;

- воспитывать интерес к занятиям математикой.

Методы приема и руководства (словесный: указание, напоминание, объяснение, вопросы; наглядные: показ способа действия).

Материалы и оборудование: (раздаточный: счётные палочки, шаблоны, прямоугольники из цветной бумаги; демонстрационный: магнитная доска, изображения мультгероев Винни-Пуха и его друзей, снежинки из цветной бумаги, бумажные шаблоны (овал, круг) и шарфики (прямоугольники)).

Ход непосредственной образовательной деятельности

I. Вводная часть.

Воспитатель: «Ребята, мы с вами часто на наших занятиях путешествуем со сказочными героями, а сегодня, мы с вами будем считать и сравнивать вместе с …»

На магнитной доске появляется изображение Винни - Пуха в окружении снежинок…

Воспитатель: «С кем ребята? Вы знаете, его?»

Дети: «Да, это Винни-Пух»

Воспитатель: «А что это вокруг Винни- Пуха?»

Дети: «Снежинки».

Воспитатель: «Да, ребята, он мечтает, как он проведет свои выходные на катке вместе с друзьями. На какие группы можно разбить эти снежинки?»

Дети: «По размеру и по цвету»

Воспитатель: «Какого цвета снежинки?»

Дети: «Голубые и белые».

Воспитатель: «Сколько снежинок голубых?»

Дети: «4 голубых».

Воспитатель: «А сколько снежинок белых?»

Дети: «5 белых».

Воспитатель: «Каких больше, белых снежинок или голубых?»

Дети: «Белых».

Воспитатель: «Сейчас мы это проверим».

Вызванный к доске ребенок на верхней полосе выкладывает белые снежинки, ниже, под каждой белой, - голубые. Выясняется, что белых больше, чем голубых (голубых меньше, чем белых).

Воспитатель: «На сколько белых снежинок больше, чем голубых?»

Дети: «На 1 снежинку».

Воспитатель: «Что надо сделать, чтобы снежинок стало поровну?»

Дети: «Убрать или добавить 1 снежинку».

II. Основная часть.

Воспитатель: «Винни-Пух очень любит заниматься, а особенно играть в игру «Составь фигуру». Давайте и мы поиграем?»

У каждого ребёнка на столе набор счётных палочек.

Воспитатель: «Возьмите 4 палочки и составьте из них квадрат, а из трех палочек - треугольник. Чем похожи эти фигуры?»

Дети: «У них есть углы и стороны».

Воспитатель: «Чем отличаются?»

Дети: «У - 4 угла и 4 стороны, у - 3 угла и 3 стороны».

Воспитатель: «Возьмите в левую руку круг, а в правую – овал. Чем круг отличаются от овала?»

Дети: «У круга и овала нет углов».

III. Физминутка.

Воспитатель: «Что-то мы засиделись. Винни-пух предлагает нам провести физкультминутку».

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два – наклон,

Зашумел ветвями клен.

Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево

IV. Заключительная часть.

Воспитатель: «Винни-Пух очень заботятся о своем здоровье и зимой обязательно закаляется, ходит с друзьями кататься на коньках, и не забывает взять с собой шарфики. Винни-Пух берет с собой широкий и длинный шарф, а его друг Пятачок - узкий и короткий».

На доске два прямоугольника и у ребят на столе два прямоугольника.

Воспитатель: «Ребята, на какие геометрические фигуры похожи эти шарфики?»

Дети: «На прямоугольники».

Воспитатель: «Найдите у себя на столе эти фигуры. Поднимите вверх прямоугольник, который напоминает шарфик Винни-Пуха. Молодцы».

Воспитатель: «А теперь, поднимите тот прямоугольник, который напоминает шарфик Пятачка. Правильно, ребята! Как вы определили, какой из них кому принадлежит?»

Дети: «Приемом наложения и приемом приложения».

Дети выполняют самостоятельно, фронтальная проверка.

V. Итог.

Воспитатель: «Итак, ребята, Винни-Пух с друзьями отправились на каток, а наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?»

Дети: «Сравнивали предметы по размеру, ширине, длине, цвету, называли геометрические фигуры и сами их составляли и сравнивали по форме, считали предметы».

Воспитатель: «Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали. На следующем занятии мы с вами продолжим изучать цифры (и познакомимся с цифрой 6), будем считать больше предметов и узнаем другие признаки сравнения. Можно сравнивать по высоте, по объему, по весу и др.»