Методическая работа
Методические рекомендации по разным отрослям воспитательной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
В практике работы используют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания – встречи, конференции, тренинги, «Круглые столы» и др.
Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания – встречи.
Родительские собрания – целесообразная и действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
К сожалению, истинный смысл собрания (встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы решения, узнать о достижениях друг друга) нередко искажается педагогами. Ведя собрания и воздействуя на родителей воспитанников из самых лучших побуждений, педагоги не замечают, что используют в своих выступлениях слова – распоряжения, приказы (нужно, должен, сделайте, принесите, сдайте, слушайте, что я Вам говорю и т. д.), действующие раздражающе. Такое общение педагогов и родителей на собрании можно рассматривать как общение не слышащих друг друга людей.
Воспитатель не должен считать «выступление перед родителями с докладом» хорошим способом разговора о воспитании ребенка. Это «cлепое пятно» традиционной педагогической деятельности важно помочь обнаружить, осознать и двигаться дальше, к продуктивному общению, к диалогу. Современный педагог детского сада должен учиться слушать и слышать родителей; понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь.
Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей. Педагог, в этом случае не будет диктовать, навязывать свой взгляд; он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания; ориентируется на выявление интересов, чувств родителей и внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.
Диалог порождает новый смысл собрания – встреча партнеров. Такое собрание не может проводиться для галочки в плане работы педагога и быть формальным времяпровождением для родителей.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, такие как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «КВН», «Ток – шоу» и др.
Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».
«Устный журнал» состоит из 3 – 6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Рубрики могут повторять те, что видим мы в известных журналах, например: «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Справочное бюро», «В кругу семьи». Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. В проведении «Педагогической гостиной» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
Выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно – аналитические (они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно – информационные.
Какой бы вид собрания ни выбрал воспитатель, следует придерживаться десяти правил проведения родительских собраний:
-собрание должно запомниться;
- должно заставить задуматься;
- настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;
- информационный блок должен быть хорошо подготовлен;
- в присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с родителем;
- на каждого родителя должно хватить времени;
- собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу;
- уважайте свое время и время родителей – собрание не должно длиться более 1ч 20 мин: 20 мин – довести новую информацию,15 – 20 мин выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы. Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения;
- каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству;
- будьте изобретательны – проводите собрание по – новому.
Информационный блок формируется из информации: базовой, актуальной, применимой к данной группе детей.
Базовая информация – то, что известно о проблеме (теме вашего собрания), как она обычно трактуется. Актуальная – последние сведения, результаты исследований, новые подходы к проблеме (теме) собрания. Информация, применимая к данной группе – сведения о детях, ситуациях, проблемах, путях решения, рекомендации воспитателя родителям.
Ответы на вопросы родителей опытному воспитателю давать несложно, день за днем он сталкивается с различными проблемами, разрешает конфликтные ситуации. Если вопрос родителя поставил вас в тупик, следует обозначить готовность помочь и отсрочить решение вопроса: «К сожалению, сейчас я не могу ответить на ваш вопрос. Я проконсультируюсь со специалистом (получу или уточню информацию) и смогу в полном объеме ответить вам через несколько дней».
Как сделать собрание запоминающимся? Для этого надо:
- приводить интересные факты. Например: « Леонардо да Винчи, Мерей Матье, Билл Гейтс – это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;
- спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;
- рекомендовать упражнения, фильмы, книги;
- менять формы собраний.
Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад? Это значит:
- сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;
- приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;
- всегда поощрять наиболее активных родителей.
Чаще смотрите на аудиторию, обращайтесь к родителям жестом, взглядом.
Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.
Предварительный просмотр:
Совместный творческий проект детей, родителей и воспитателей ДОУ «Осенний калейдоскоп» (старшая группа)
Тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательно-творческий.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность:
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать благодаря этой удивительной поре, сколько чудесного и необычного приносит она для детей. В наше время очень важно воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, развивать умение давать эстетические оценки, высказывать своё мнение, показать красоту окружающей природы, её очарование в стихах, в музыке, в живописи.
Проект «Осенний калейдоскоп» расширит представления детей об осени, укрепит связь с природой, приобщит к совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
Проблема проекта: Дети не всегда замечают красоту осенней природы, не знают как художники, писатели, поэты выражают свои впечатления об увиденном в произведениях. Родители тоже не обращают на это особого внимания.
Цель проекта: Совершенствование экологической культуры дошкольников. Развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и детского сада.
Задачи проекта:
- Актуализировать знания и представления детей об осени.
- Учить замечать приметы осени, отображать полученные знания в художественно-эстетической деятельности.
- Развивать познавательную активность детей в процессе расширения представлений об осени.
- Закреплять знания о правилах безопасности в природе.
- Закреплять знания о временах года, последовательности месяцев в году.
- Воспитывать у детей любовь к природе, любознательность.
- Воспитывать у детей эстетические чувства, эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
- Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Ожидаемые результаты:
- У детей расширятся представления об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, её дары).
- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
- Приобретение музыкального опыта и выступление на осеннем утреннике.
- Воспитание любви к родной земле и бережного отношения к природе.
Реализация проекта:
- Подготовительный этап
- Определение проблемы.
- Постановка цели и задач.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Составление перспективного плана работы.
- Основной этап
- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами, социумом.
- Решение задач проекта.
- Заключительный этап:
- Выставка поделок из овощей и фруктов «Осенняя палитра» (совместное творчество детей и родителей).
- Проведение осеннего праздника «Здравствуй, осень!»
- Презентация проекта.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Продукты проекта:
- Выставка поделок из овощей и фруктов «Осенняя палитра» (совместное творчество детей и родителей).
- Выставка детских работ на тему «Осень»: рисунки, работы по аппликации, из пластилина, поделок из природного материала.
- Стенгазета «Осень разноцветная».
- Осенний праздник «Здравствуй, осень!»
Содержание проекта
Основные направления развития | Формы и методы работы |
Познавательное развитие | ООД «Ранняя осень» «Золотая осень» «Щедрые дары осени» «Осенние приметы» Беседа «О пользе деревьев для человека» Просмотр презентаций на осеннюю тематику Рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций, фотографий об осени. Сбор природного материала. Экскурсии в парк, по улицам города. Наблюдение за сезонными изменениями во время прогулок. ШБ «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья? » |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы с детьми: «Краски осени» «Осеняя прогулка» «Осень в лесу» «Подарки осени» «Что посеешь, то и пожнёшь» «Они же живые, их надо беречь и защищать» Ситуативный разговор «Почему нельзя ломать ветки у деревьев, кустов?» Составление описательных рассказов об осени и её дарах. Дидактические игры: «Чего не стало?» «Подскажи словечко» «Скажи наоборот» «Четвёртый лишний» «Назови красиво» «Скажи со словом «осенний» Настольно-печатные игры: «Лото» «Времена года» «Собери картинку» Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Овощи и фрукты» «Путешествие в лес» Взаимодействие с социумом (музеем): Мероприятие «Праздник Покрова Пресвятой богородицы» Выставка картин грязовецких художников, фотографий. |
Речевое развитие | Рассказывание по картине «Золотая осень» Пересказ «Грибы» В.Катаев Чтение литературных произведений: К.Ушинский «Осень» М.Пришвин «Грибной лес» «Этажи леса» В.Сутеев «Мешок яблок» Л. Н. Соколов-Микитов «Осень» М. Пришвин «Листопад» Е. Трутнева «Осень» Н. Сладков «Осень на пороге» Разучивание стихов на осеннюю тему, отгадывание загадок. Знакомство с поговорками, пословицами об осени. |
Художественно-эстетическое развитие | ООД: Рисование «Осенние деревья» - нетрадиционная техника (печатание листьями деревьев) «Осенний пейзаж» «Ветка рябины» Лепка: «Витаминная корзинка» «Золотая осень» Аппликация: «Натюрморт из овощей и фруктов» «Золотые берёзки» Работа с трафаретами, шаблонами, раскрашивание, штрихование. Слушание «Звуки леса» «Осенние мелодии» Разучивание песен и танцев к осеннему празднику. |
Физическое развитие | ООД: «Разбросала осень листья» Подвижные игры: «Огуречик» «Поймай листок» «Листопад» «Солнышко и дождик» Самомассаж «Дождик» |
Работа с родителями:
- Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к проектной деятельности.
- Оформление уголка для родителей «Осень в гости к нам пришла», «Безопасность осенью».
- Рекомендации по прочтению литературных произведений детям дома на осеннюю тематику.
- Консультации «Как организовать прогулку осенью», «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».
- Привлечение родителей к участию в выставке поделок их овощей и фруктов «Осенняя палитра» (совместное творчество детей и родителей)
Итоги проекта:
- В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.
- В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
- Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения в своих рассказах, рисунках, музыкально-ритмических движениях.
- Реализация данного проекта научила детей с огромным желанием участвовать в продуктивной деятельности.
- Дети обогатили активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему.
- Они расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде. Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах.
- Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с деревьями.
Предварительный просмотр:
Уровни и методы взаимодействия сотрудников ДОУ для решения задач воспитания дошкольников
Взаимодействие администрации учреждения с воспитателями направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья. Также оно включает организацию работы среди родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье.
Взаимодействие старшего воспитателя (методиста) с педагогами включает текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ, анализ учебно-методической и воспитательно-образовательной работы и разработку предложений по повышению её эффективности. 13 Также старший воспитатель помогает педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, помогает осуществить подготовку к аттестации.
Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями заключается в организации и проведении музыкальных занятий, литературно-музыкальных гостиных и утренников. Вместе они выявляют музыкально одарённых детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Также музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями: готовит консультации, рекомендации, памятки.
Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями включает проведение физкультурных занятий, выявление физических способностей детей, планирование индивидуальной работы с отстающими и одарёнными детьми, контроль двигательной активности детей в течение дня. Также инструктор помогает воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности и физического развития детей.
Взаимодействие медицинского работника с воспитателями направлено на контроль санитарного состояния помещений и участка детского сада, соблюдение санитарного режима, организацию мероприятий по закаливанию детей. 14 Также медицинский работник сопровождает организацию оздоровительных мероприятий, следит за соблюдением режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей.
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями включает помощь в выстраивании отношений с вновь прибывшими детьми и их родителями, совместное планирование индивидуальной работы с детьми и дачу рекомендаций по дальнейшей коррекционно-развивающей работе.
Некоторые виды возможных взаимодействий: открытые мероприятия, беседы, консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, педагогические советы, заседания творческих (проблемных) групп, школа молодого и начинающего педагога, методические объединения, мастер-классы.
