Материалы к уроку " Свойства натуральных волокон растительного происхождения"

Шевелёва Наталья Сергеевна

Учебные задачи  к уроку "Свойства натуральных волокон растительного происхождения", 5 класс ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Задание 1. Прочитайте  текст «Текстильные волокна»,  заполните схему  « Классификация текстильных  волокон». Сравните правильность заполнения схемы  с  эталоном, оцените свою работу в соответствии с  предложенными  критериями.

Классификация текстильных волокон

Критерии

баллы

самооценка

Схема полностью заполнена  верно

++

Допущена одна ошибка в « Классификации текстильных  волокон»

+

Допущены  две и более ошибки

-

Текстильные волокна.

Текстильные материалы окружают нас повсюду.  Из них изготовлены одежда, столовое и постельное белье, шторы, обивка мебели, ковры и т.д.  Все текстильные материалы состоят из волокон. Различают  два  вида текстильных волокон - натуральные и химические. Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения. Химические делятся на искусственные и синтетические. Для производства растительных волокон чаще всего используют растения хлопчатник (хлопок)  и лен.

Хлопковое волокно покрывает семена растения хлопчатник, поэтому его  называют семенным волокном, а льняное волокно находится в стебле растения лен, поэтому такое  волокно называют лубяным. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута, конопли и других растений.

Задание 2.Вставьте в предложение пропущенные слова.

………..– процесс получения пряжи, ниток.

………– нить, полученная при скручивании отдельных волокон.

Задание 3. Используя полученную информацию и таблицу «Сравнительная характеристика свойств натуральных тканей», проанализируйте, в чем достоинства и недостатки тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Работая в парах, оформите свои выводы в виде таблицы.

"+"

"-"

Хлопок

Лен

Таблица.  Сравнительная характеристика свойств натуральных тканей

Свойства тканей

Шерсть

Шелк

Хлопчатобумажная

Лен

Физико-механические:

 Прочность

 Сминаемость

 Драпируемость

 

 

Меньше, чем у хлопка

Очень малая

Средняя

 

 

Высокая

Очень малая

Высокая

 

 

 Средняя

Средняя

Малая

Высокая

Большая

Малая

Гигиенические:

 Гигроскопичность

 Пылеемкость

 Теплозащитные

свойства

 

Высокая 

Большая

Высокие

 

 Высокая

Низкая

Выше, чем у хлопка

Высокая 

 Средняя 

Средние

Высокая

Малая

Слабые

Технологические:

 Усадка

 Осыпаемость

 

 

Высокая

Средняя 

Высокая

Высокая

Высокая

Слабая

Высокая

Средняя

                                                                               Практическая работа

Определение вида ткани

Оборудование: образцы различных видов ткани, ножницы, клей, таблица для определения вида ткани, формат А3.

                       

                                    Последовательность выполнения работы

  1. Рассмотреть внешний вид образцов, используя полученную информацию и таблицу «Сравнительная характеристика свойств растительных волокон», выбрать ткани из натуральных волокон растительного происхождения.
  2. По предложенному шаблону выполнить творческое задание. Для этого:
  1. используя шаблон таблицы, расставьте технологические операции по порядку;

Технологическая операция

Необходимый материал

Инструменты и оборудование

Технологические операции: выполнить раскладку лекал на ткани , приклеить детали на бумажную основу , подобрать образцы тканей, вырезать лекала из шаблона , выкроить детали ,оформить и украсить изделие,  обвести лекала

  1. распределите  функции выполнения работы в группе;
  2. выполните задание.
  1. Сверьте  правильность  определения ткани  и последовательность выполнения задания с эталоном.

Таблица определения вида ткани по волокну.

Сравнительная характеристика свойств растительных волокон.

Свойства

хлопок

лён

Длина

6 мм- 52мм

До 1 м

Толщина

тонкое волокно

тонкое и среднее волокно

Упругость

малая

большая

Извитость

слабо  извитые

волокно прямое

Прочность

средняя (теряет прочность под воздействием солнечного света)

высокая (стойкость к свету выше)

Блеск

матовые

резкий

Мягкость

большая

средняя

Гладкость

волокно пушистое

волокно гладкое

Гигроскопичность

высокая (быстро впитывает влагу и быстро высыхает)

очень высокая

Цвет

белый, кремовый, реже бежевый, зелёный

светло-серый, тёмно-серый

На ощупь волокна

мягкие, тёплые

жёсткие, прохладные

Горение

горят ярко-жёлтым пламенем, образуя серый пепел, ощущается запах жжёной бумаги

Критерии оценки практической работы

Критерии

5

4

3

Определение волокнистого состава ткани

Все образцы определены верно

Ошибка в определении одного вида волокна

Ошибка в определении двух видов волокна

Качество выполнения коллажа

изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка тщательно выполнена.

изделие  выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

изделие  выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Соблюдение трудовой дисциплины

все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ,  экономно расходовались используемые материалы.

приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

экономно расходовались используемые материалы.

отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ нерациональное расходование  используемых материалов.

Планирование выполнения коллажа

 Все пункты плана размещены в правильной последовательности

Незначительное изменение технологической последовательности выполнения, не повлекшее за собой потери времени или качества выполнения работы

 Планирование выполнено  с нарушением последовательности, что привело к потере времени и качества работы.

Работа в группе

Все работали эффективно в соответствии с поставленными задачами

Эффективность работы корректировалась в процессе выполнения и  не привела к потере времени и качества работы

Работа велась не эффективно, не все члены группы были включены в процесс выполнения задания

Памятка по работе в группе

  1. Быть активным в группе, работать без замечаний;
  2. Объединять свои усилия в достижении общих целей, помогая друг другу в работе;
  3. Между собой общаться уважительно и  доброжелательно

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Заполните таблицу. Поставьте знак +  в той графе критериев оценки, который, как Вы считаете, соответствует  выполнению Вашей работы.

Задания

Big_Smiles

Big_Smiles

Big_Smiles

Отлично

Хорошо

Я могу лучше

1

Задание 1

2

Задание 2

3

Задание 3

4

Практическая работа

5

Фронтальная работа

http://deti-online.com/images/raskraski/prazdniki--elka--20.jpg