Педагогам

Манько Алла Георгиевна
                                  Делюсь полезным методическим материалом    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей « Развитие художественно – творческих способностей у детей, через технику – пластилинографии».38.5 КБ
Microsoft Office document icon Доклад «Пластилинография - как средство развития художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"59.5 КБ
Microsoft Office document icon Конспект НОД Тема: «Тучка слезки проливает» с детьми 3-4 лет41.5 КБ
Microsoft Office document icon Конспект НОД Тема: «Парусник» с детьми 4-5 лет1.45 МБ
Файл Конспект НОД Тема: «Откуда елочка пришла"» с детьми 5-6 лет34.41 КБ
Файл Конспект НОД Тема: «У лукоморья дуб зеленый…» с детьми 6-7 лет97.55 КБ
Файл Презентация "Откуда хлеб пришел?"1.8 МБ
Файл Мастер – класс «Круговые тренажеры или круги Луллия».21.43 КБ
Файл Игровые задания для детей старшего дошкольного возраста "Насекомые"1.59 МБ
PDF icon Проект "Лего-мастерята" для детей старшего дошкольного возраста + схемы2.93 МБ
PDF icon Сборник дидактических игр по Лего-конструированию для детей дошкольного возраста (3-7 лет) Р.Г. Тимофеева1.6 МБ
Файл Консультация «Развитие эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного произведения»20.77 КБ
Файл Мастер - класс «Кубик Блума - как метод развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»21.03 КБ
PDF icon Сборник кубиков Блума 1 часть2.92 МБ
PDF icon Сборник кубиков Блума 2 часть2.33 МБ
PDF icon Сборник кубиков Блума 3 часть2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для воспитателей

на тему: « Развитие художественно – творческих способностей у детей, через технику – пластилинографии».

                                                                      подготовила: Манько

                                                                               Алла Георгиевна, воспитатель МБДОУ №39

муниципальное образование

Усть – Лабинский район

Краснодарский край

   Пластилиновые картинки — это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты.

          Навыки надавливания и размазывания пластилина усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. При создании пластилиновых картинок малыши действуют пальцами. Чтобы ребенок быстро усвоил новый навык, необходима помощь взрослого. В нужном месте на картон кладется небольшой пластилиновый шарик диаметром 5—10 мм, скатанный взрослым. Затем взрослый берет указательный пальчик правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем надавливает сверху на палец ребенка. В результате из шарика получается круглая лепешка. Чтобы получить пластилиновую линию, взрослый берет указательный палец правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливает сверху, а затем, не уменьшая давления, оттягивает палец ребенка в нужном направлении. Основные направления размазывания - сверху вниз и слева направо (для правой руки), справа налево (для левой руки). В дальнейшем дети раскладывают готовые шарики в нужные места картинки и размазывают их самостоятельно, а также подготавливают к работе еще по 1—3 шарика.

       Обучение приемам надавливания и размазывания пластилина начинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и левая рука ребенка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребенку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.

По мере усвоения ребенком навыков создания пластилиновых картинок количество операций, выполненных самостоятельно, постепенно увеличивается: ребенок сам скатывает несколько шариков, раскладывает готовые шарики в нужные места картинки, надавливает и размазывает их самостоятельно. Подготовка к работе.

           Перед началом занятия нужно подготовить рабочее место. При работе с пластилином на столы следует постелить клеенку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки и нарукавники или халаты с рукавами на резинке. На столе должно находиться только самое необходимое: основы для картинок и заранее подготовленные пластилиновые шарики (можно положить на пластмассовые тарелки, чтобы детям было удобно их брать). Сначала детям предлагаются для работы пластилиновые шарики одного цвета, в последующем — шарики разных цветов, далее — маленькие кусочки пластилина для самостоятельного изготовления шариков. Что размазывать

 

          Для работы подберите нетоксичный пластилин чистых цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. Дайте детям возможность попробовать в работе разные виды пластилина, отличающиеся структурой, цветом и другими характеристиками.

 

На чем размазывать

 

             В качестве основы для пластилиновых картинок можно использовать разноцветный матовый картон, бархатную бумагу, пластилиновую основу (пластилин, размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутую на картон, плоские дощечки и др. Главное требование к основе для пластилиновой картинки: пластилин должен хорошо прилипать к поверхности, поэтому не советуем использовать глянцевый картон. Пластилин отлично прилипает к пластилиновой основе и к натянутой на картон ткани. Сюжеты пластилиновых картинок

 

           В занятиях с детьми раннего возраста следует использовать простые сюжеты, близкие опыту детей. В играх с пластилином можно использовать не только сюжеты, приведенные в этой книге, но и те, с которыми малыши познакомились на занятиях рисованием, аппликацией. Эти сюжеты уточняются, расширяются, дополняются новыми деталями. Организация занятий Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку. На первом этапе продолжительность занятий составляет около 10—15 минут, постепенно время их проведения можно увеличить. Во всех пластилиновых картинках присутствует сюжет. Чтобы закрепить навыки детей, рекомендуется повторять один и тот же сюжет несколько раз, используя его на нескольких занятиях. Занятия следует проводить в виде игры, сопровождая процесс работы с пластилином комментариями.

 

            Задания с использованием описанных приемов лепки можно разделить на следующие виды: 1) используется только прием надавливания, 2) используется только прием размазывания, 3) используются оба приема. Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, следует проводить обучение поэтапно: сначала научить надавливать на пластилин, затем его размазывать и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучение созданию пластилиновых картинок, приведенных ниже, должно проходить в порядке возрастания уровня сложности, поэтому следует начинать с создания простых картинок, переходя к более сложным постепенно. Если занятия проводятся с детьми старшего возраста, порядок работы можно менять произвольно, не останавливаться долго на изготовлении простых картинок. При создании пластилиновых картинок сложного содержания следует использовать одновременно оба приема (для этого можно соединять в одном сюжете несколько более простых разрозненных сюжетов).

 

Помощь

 

                Пластилиновые шарики необходимо подготовить заранее. В дальнейшей работе предлагать малышам изготавливать самостоятельно по 1—3 шарика, не более, иначе занятие затянется, дети устанут и потеряют интерес к продолжению работы.

 

            Дети раннего возраста пока не в состоянии представить картинку мысленно. Поэтому им необходима помощь при выборе места для расположения пластилина на листе. Помочь ребенку сориентироваться на листе можно следующими способами:

выкладывать на картинку последовательно по одному пластилиновому шарику и предлагать ребенку надавить на него или размазать;

 

  • выложить из шариков простой узор и предложить ребенку надавить на шарики или размазать их (такой вари ант помощи можно использовать с детьми постарше, малыши могут неловкими движениями сдвинуть или разбросать шарики);

 

  • предложить детям заготовку для пластилиновой картинки, на которой взрослый с помощью точек (или кружочков) и линий сделал карандашный набросок будущей картинки;

 

  • сначала нарисовать картинку на листе бумаги вместе с ребенком или дать готовое изображение как образец, чтобы ребенок наглядно представил себе воплощение замысла.

 

Используйте различные варианты, и малыши постепенно будут все увереннее действовать на пространстве листа.

 

Хранение работ

                У пластилина есть особенность — это жирный материал. Поэтому при изготовлении картинки на картоне он через некоторое время пропитается жиром, и работа будет выглядеть неопрятно. Такие пластилиновые картинки не стоит хранить долго. Мы советуем организовать выставку, а затем убрать работы (пластилин можно снять и использовать на следующих занятиях, а картон выбросить). Такой подход возможен в отношении простых работ — снежинки, зернышки и т. д. Когда планируете более сложную и соответственно более красочную картинку (мухомор, божья коровка, новогодняя елка и др.), подготовьте пластилиновую основу (с детьми постарше это можно сделать вместе). Такие картинки можно хранить долго, показывать друзьям и знакомым и даже использовать в качестве подарка.

 



Предварительный просмотр:

«Пластилинография – как средство развития

художественно - творческих способностей у детей  старшего дошкольного возраста».

 «Дети, конечно, не делаются художниками от того,

что в течении дошкольного детства им удалось

создать несколько действительно художественных образов.

Но в развитии их личности это оставляет глубокий

след, так как они приобретают опыт настоящего

 творчества, который в дальнейшем

приложат к любой области труда».

Н.П. Сакулина

          Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.  Дети  одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия  можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

          В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, Б.П.Юсов, С.Г.Якобсон, Н.П.Сакулина) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.

           Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке.

          Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом.

          Центральным моментом моей работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я использую нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинография».

          «Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.  Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.

  Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут  у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие  в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

           Данные  показывают, что каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей воображения, а также овладения детьми умением находить оригинальные способы для создания художественного образа.

Первоначально, идея заняться с детьми пластилинографией возникла  спонтанно, с  изготовления пригласительной открытки для родителей на новый год. Под руки попались трафареты от елочек, вырезанных для  НОД по ФЭМП.  Работы детей получились очень аккуратными, елочки сверху присыпали мелко нарезанной мишурой, на макушку вырезали звезду из бумаги аракала. Восторг детей был неописуем, они разглядывали их, хвалили, любовались, рассказывали стихи о елочке, пели песни. С таким же восторгом рассказывали  об открытке родителям.

Я радовалась вместе с ними, так как  давно не наблюдала такой реакции детей  на собственные работы. «Надо об этом подумать»  - решила я тогда.

Но вот наступило утро, в детский сад пришел Дима, а в руках у него была поделка- украшение на нашу елочку, которая стояла в группе,  сделанная в той же технологии. « Это мы сделали с мамой» - заявил он.  Дети обступили его, каждый хотел посмотреть, в их глазах я увидела зависть. Это был елочный шар.  В этот же день, мы с ребятами сделали 12 шаров, разных цветов,  украсили их бантиком, мишурой, бисером, бусинками  и повесили на елку. Атмосфера праздника царила в группе целый день.

«Это идея, это идея!» -   крутилось у меня в голове.

Вот так   появился кружок «Волшебный пластилин»  и  началась наша плодотворная творческая деятельность.

Занимались мы  согласно перспективному плану, который первоначально был составлен на пол года, а в этом году на год. ( слайд – план)

При планировании я опиралась на времена года, праздники, интересы детей, соблюдение следующих принципов.

1.Принцип развивающего обучения.

«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди  развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»

                                                                                             Л. С. Выгодский

Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.

Обучая технике пластилинографии, закрепляю у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.

3.Принцип свободы выбора.

   Я предоставляю детям  возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.

При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

4.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

В соответствии с этим, научила  детей с различным уровнем творческого развития,  следующим важным умениям:

 - самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;

 -  принимать самостоятельные и ответственные решения;

 -  планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность;

 - строить с детьми отношения сотрудничества.

 Работая по личностно-ориентированной методике, стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Все это реализую через различные формы работы на непосредственно организованной и свободной деятельности, что позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка.

5.Принцип интеграции.

Художественная деятельность взаимосвязана:

- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);

- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).

6.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

          Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Работу по формированию навыков по пластилинографии проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определённые задачи.

1- ый этап. Подготовительный

- Применение знакомых приемов  надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками в продуктивной деятельности в виде декора.

- Работа на ограниченном пространстве.

- Освоение правильной постановки пальца.

2 – ой этап. Основной

-Научиться:

- не выходить за контур рисунка;

- размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его;

- пользоваться специальной стекой-печаткой;

-  доводить дело до конца;

- аккуратно, выполнять свои работы;

- выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми;

- восстановлению последовательности выполняемых действий;

- действовать по образцу воспитателя;

- действовать по словесному указанию воспитателя;

- использовать несколько цветов пластилина;

- для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

3 – ий этап. Итоговый 

-  самостоятельно решать творческие задачи;

- самостоятельно выбирать рисунок для работы;

- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Планирование также было  составлено с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям:

- «Социализация», «Познание» где используются произведения познавательной направленности, закрепление образов и понятий о живой и неживой природе;

- «Коммуникация», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;

- «Художественное творчество», направленная на закрепление образов;

- «Музыка».

Кружковая работа проводится 1 раз в неделю по следующим формам: групповая (6- 8 чел.) и индивидуальная.

При комплектовании группы я обращала внимание на  личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

Индивидуально работаю  с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности  в изобразительной деятельности.

Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Но спонтанные идеи в нашей группе возникают до сих пор. И их реализация доставляет детям наибольшее удовольствие, от того, что идея принадлежит им.

Например: персонажи для настольного кукольного театра, медали для победителей  «Олимпийского турнира», замечательные плавающие фигурки для «Уголка уединения» в групповой комнате, магниты на  холодильник, знаки зодиака на шкафчики с элементами декора, золотая рыбка в уголке природы и т.д.

Наконец – то в нашей группе появилось занятие – хобби, которое, хоть ненадолго, но отвлекает детей от компьютеров и телевизоров, за которыми они просиживали большую часть своего свободного времени, портя зрение, осанку.

Основными средствами, которые я использую в работе, являются:

Художественные средства:

  • Пластичный материал (разноцветный пластилин).
  • Бросовый и природный материал.
  • Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).

Наглядные средства:

  • Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
  • Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
  • Образцы работ, фотографии.
  • Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и  впечатлений (слайд-шоу, презентации).

Технические средства:

  • Музыка.
  • Видеофильмы.
  • Слайд – шоу, презентации.

Применение этих средств в работе  позволяет повысить активность и внимание детей,  развить  их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

 

Особое внимание уделяю и предметно – развивающей среде: цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки.

Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.

Но самое удивительное то, что в наш творческий процесс присоединились родители.

По данным проведенных  анкетирования, бесед   выяснилось, что у большинства  дома не имеется материала для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители  и сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, и не учат своих детей работе с изобразительным материалом. Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.

  Итак, я считаю:  проводимая мною работа показывает, что системность и  поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной  техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что  отслеживается по  разработанной мною педагогической диагностике,  результаты  которой показывают:

  • У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети  с желанием и интересом посещают кружок «Пластилинография».
  • В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
  • Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
  • У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
  • Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
  • Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

 



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Художественное творчество»  по лепке в технике – пластилинография с детьми 3-4 лет

Тема: « Тучка слезки проливает»

Программное содержание:

- продолжать учить детей надавливающим движением указательного пальца размазать пластилин на картоне

- формировать интерес к работе пластилином

- развивать мелкую моторику.

Материал:

- листы картона серого или голубого цвета формата А5 по количеству детей

- синий или голубой пластилин

- салфетка влажная.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Перед началом занятия  воспитатель готовит основу – «тучку в небе»: а) из пластилина; б) аппликация.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы

                                           Демьянов И.

Рассматривание иллюстраций с явлением природы – дождем.

2. Основная.

  1. Объяснение и закрепление знаний.

Воспитатель: Ребята, смотрите, какая туча появилась в небе и закрыла солнышко.

-Как Вы думаете, что сейчас произойдет?

Дети: Пойдет дождь!

Воспитатель:  Да это так, а еще можно сказать, что тучка плачет. Вот и мы с вами сейчас нарисуем дождь необычным  материалом – пластилином.

- А скажите, как капает дождик?

Дети: Кап-кап-кап!

Воспитатель: Правильно, дождик капает капельками.

2.Самостоятельная работа.

Предложить детям отщипывать пластилин, скатывать шарики, придавливать их к картону и немного размазывать, чтобы капельки дождя получались длинее.

Разминка для пальчиков

"Зайчики-пальчики"

 Раз, два, три, четыре, пять,                              Сначала кулачок сжат.                              

Вышли зайчики гулять                     Потом пальчики по одному разжимаются,

Раз, два, три, четыре, пять,                     а в конце снова по одному прячутся в кулачок.

В домик спрятались опять.

3.Оценка работ.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, прям настоящие художники. Посмотрите, какие у вас замечательные работы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Художественное творчество»  по лепке в технике – пластилинография с детьми 3-4 лет

Тема: « Красивый гриб, но ядовит»

Программное содержание:

- учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном  расстоянии друг от друга

- формировать интерес к работе  с пластилином

- развивать мелкую моторику.

Материал:

- листы картона формата А5 белого цвета (с заранее приготовленным рисунком или аппликацией)

- пластилин белого цвета

- игрушка или рисунок с изображением мухомора.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям послушать загадку:

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый…….(мухомор)

Дети: - Это мухомор!

Воспитатель: - Правильно, это мухомор!

2. Основная.

  1. Объяснение и закрепление знаний.

- Рассматривание иллюстрации (игрушки) с изображением мухомора.

- Давайте внимательно рассмотрим этот гриб. Вот у него ножка. А это шляпка. А что у мухомора на шляпке?

Дети: - Белые точки (кружочки)

Воспитатель: Правильно, шляпка, этого необычного гриба украшена, вот такими белыми крапинками

Воспитатель: А сейчас ребята, смотрите, на нашей полянке тоже растут грибы, вот только мне кажется, что им чего-то не хватает!?

Дети: Украшений на шляпке!

3. Самостоятельная работа.

Воспитатель: Сейчас мы с вами это исправим! Для этого соберем  грибочки, сядем на рабочие места и приступим украшать шляпки наших грибков. Возьмем пластилин отщипнем небольшой кусочек, который ложем между ладошек и раскатываем круговыми движениями. Посмотрим, что у нас получилось!?

Дети: Шарик!

Воспитатель: Теперь, ложем этот шарик на шляпку гриба и придавливаем пальчиком и немного размазываем. 

Разминка для пальчиков

"Встретились двое"

Встретились двое котят: "Мяу-мяу!" соединяем мизинцы обеих рук

И двое щенят: "Гав-гав",        соединяем безымянные пальцы обеих рук

и две лошадки: "Бру-бру",        соединяем средние пальцы обеих рук

и две коровки: "Му-му",        соединяем указательные и большие пальцы обеих рук

а рогатые ж, ну и ну!!!        показать рога, выпрямляя указательные пальцы и          

        мизинцы

3. Оценка работ.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все украсили грибок. Но запомните такой красивый с виду гриб кушать нельзя, так как он – ядовитый, им можно только любоваться.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области (Художественное творчество) по лепке в технике – пластилинография

с детьми 5-6 лет

Тема: « Откуда ёлочка пришла»

Программное содержание:

- расширять знания детей об истории новогоднего праздника

-развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации)

- закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию

- добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

Материал:

- плотный картон с силуэтом елки

- набор пластилина

-бисер и блестки для украшения

- стека

- салфетка для рук.

Ход занятия.

1.Организационная часть.

Педагог проводит словесную игру (стихи Е. Благининой):

Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
Скоро праздник… (Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от… (елки).
Ветви слабо шелестят
Бусы яркие… (горят).
И качаются игрушки –
Флаги, звездочки… (
хлопушки).

О чем мы с вами сейчас  будем говорить? Без чего не бывает Нового года? (Елки, Деда Мороза, Снегурочки).

Конечно, ну, какой же Новый год без ёлки? Представить себе новогодний праздник без лесной красавицы, наверное, невозможно. Запах свежей хвои и смолы, разноцветные гирлянды, шары, серпантин и непременно звезда на макушке ели. А ведь история ёлки в России насчитывает всего-то около полутора сотен лет. В это трудно поверить, зная богатство русских лесов: ёлку с уверенностью можно назвать хозяйкой русского леса наряду с рябинками и березками.

А когда появилась традиция праздновать Новый год с елкой? Кто знает?

Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать 1 января встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями.

Как вы думаете, почему именно елку стали украшать в Новогоднюю ночь?

Ель издавна играла заметную роль в культурной традиции. С природными свойствами ели связаны представления о храбрости, смелости, доходящей до безрассудства. Одновременно ель была символом верности, бессмертия, долголетия. Величественность дерева говорила о надменности и царских достоинствах.

Чем принято украшать елку? (ответы детей)

В старину елку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно - примерно сто лет назад. Макушку елки венчала звезда. (Показ картинок с изображением новогодних елок)

А вот как рассказывает о лесной красавице в своем стихотворении Раиса Кудашева

Ёлка

Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор

А давайте и мы на мгновенье отправимся на новогодний праздник и немного поиграем.
Пальчиковая игра.

На елке.
В. Волина

Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились.
После добрый Дед Мороз 
Нам подарки преподнес.

(Ритмичные хлопки в ладоши).

(«Шагать» средним и указательным пальцем по столу).

Дал большущие пакеты,
В них же - вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один 
Золотистый мандарин.

(Ритмичные хлопки в ладоши).
(Загибать на одной или обеих руках пальцы,
начиная с большого).

2.Практическая работа.

Долго придется нам ждать до следующей зимы, чтобы вновь полюбоваться сказочным нарядом лесной красавицы. Поэтому сегодня предлагаю вам изобразить при помощи пластилина новогоднюю елку.

Этапы изготовления.

1. Раскатать тонкие колбаски из зеленого пластилина, выложить ими контур елки. А затем заполнить пластилином этого же цвета внутри готового силуэта. Взять немного белого пластилина и сделать мазки (иней) поверх веток елки.
2. Та же работа проводится с видимым стволом елки.
3. Украсить елочку разноцветным бисером, блестками и бусинами.

http://50ds.ru/img/_3MO0X0MQ9.jpg

В ходе работы провести физкультурную минутку.

Физкультурная  минутка.

Ёлочка

У маленьких детишек ёлочка большая
Огоньками и шариками ёлочка сверкает
Ай да ёлочка, погляди, погляди,
Деткам, ёлочка, посвети, посвети.

(Руки вверх)
(Опустить руки вниз через стороны) 
(Хлопки в ладоши.)
(Поднять руки над головой и
поворачивать ладони вправо и 
влево).

Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой,
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
Ай да ёлочка, погляди, погляди,
Деткам, ёлочка, посвети, посвети.

(Грозят пальчиком).
(Грозят пальчиком).
(Хлопки в ладоши.)
(Поднять руки над головой и 
поворачивать ладони вправо и
влево).

3.Заключительная часть.
Ваша картинка с елочкой может быть подарком для родителей, бабушек и дедушек, друзей. А может просто стать украшением комнаты к Новогоднему празднику.
 
Маленькая ёлочка

В. Шипунова

На пушистой ёлочке
Сказочный наряд:
Колкие иголочки
Серебром горят.
Ёлке очень нравится
Мишура цветная.
Наша ты красавица,
Гостьюшка лесная.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Художественное творчество» по лепке в технике - пластилинография для детей 6 – 7 лет

Тема: «У лукоморья дуб зеленый…»

Программное содержание:

- формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, пластилинография, сыпучий материал, тычкование, оттиск мятой бумагой, засушенные растения);

- развивать чувство композиции, фантазию и творчество;

- учить создавать сказочный, выразительный образ;

- воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Материалы и оборудование:

- картина «Дубы» И. И. Шишкина

Для работы детей: (на выбор) картон А 4;

-клей ПВА;

- салфетки зелёного цвета, гуашь, пластилин, сухой чай, бумага, сухие листья, засушенные листья дуба, кисти, вода.

Предварительная работа:

Знакомство с разными породами деревьев, наблюдение на прогулке, экскурсия в парк, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Узнай, с какого дерева лист», работа нетрадиционным материалом.

Ход занятия:

Педагог:

Друзья мои, сегодня я вас приглашаю в удивительное сказочное путешествие. А главным героем нашей сказки будет … отгадайте загадку: Тёмной он покрыт корой,

 Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

                                          (Дуб)

Вопросы детям:

Расскажите, какое это дерево? Можем ли мы его отличить от других деревьев? Какие у него листья? Есть ли у него плоды? Какого сказочного героя напоминает нам дуб? (Богатыря) А богатырь, он какой? (сильный, стойкий, мощный). Знаете ли вы поговорки о дубе? (Крепкий как дуб, мудрый как старый дуб). Как называется лес, где растут дубы? (дубрава, дубовая роща). Посмотрите, как изобразил дубы художник И. И. Шишкин в своей картине(Слайд) Что вы видите? (рассказ детей)

Педагог:

Несокрушимые дубы – великаны, озарённые солнцем, вздымаются к лазурному небу. Листва зелёная и трава под дубами тоже зелёная. А через ветки дубов видно голубое чистое небо. Картина солнечная, светлая, яркая. Дуб это могучее дерево с высоким кряжистым стволом серовато-коричневого цвета. Толстые, узловатые резко изгибающиеся ветки отходят от ствола почти под прямым углом, на концах разветвляются на множество коротких тонких веточек, густо опушенными изрезанными листьями красивой формы, создающими пышную, раскидистую крону. Дуб напоминает богатыря – твёрдого, сильного, стойкого, мощного. Предлагаю вам погулять по дубовой роще.

Пальчиковая и звуковая гимнастика «В лесу»

Покажите как много в лесу деревьев (дети показывают кисти рук ладошками к себе). Налетел лёгкий ветерок и веточки закачались (дети перебирают пальцами) А сейчас ветер сильный ( дети сильнее перебирают пальцами), и опять лёгкий ветерок. Налетели комарики (Дети прячут язычок за нижние зубы и произносят звук З – З – З – З ). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук. Прилетели жуки (Дети прячут язык чашечкой за верхние зубы и произносят звук Ж – Ж – Ж – Ж). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук. Повторить 2 – 3 раза.

Педагог: Дубы – богатыри часто встречаются в сказках.                                                      Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.                                             У лукоморья дуб зелёный,                                                                                         Златая цепь на дубе том,                                                                                               И днём и ночью кот учёный,                                                                                Всё ходит по цепи кругом:                                                                                Идёт направо – песнь заводит,                                                                                        Налево – сказку говорит.                                                                                            Там чудеса, там леший бродит,                                                                                  Русалка на ветвях сидит.                                                                                             Там на неведомых дорожках                                                                               Следы невиданных зверей,                                                                                                   Избушка там на курьих ножках,                                                                               Стоит без окон, без дверей…                                                                                       Как вы представляете учёного кота? Какой он? (важный, умный, мудрый, хитрый, лукавый). Предлагаю вам создать образ сказочного дуба и по желанию учёного кота. А чтобы ваша работа была сказочной, я вам приготовила необычный материал. Вы уже работали с этими предметами и знаете с чего начинать и как создать интересный образ. Используйте любые материалы. Приступайте к работе.                                                                       Дети выбирают нетрадиционные материал для работы, садятся за столы. (Слайды с примерами изображения дуба: ствол – сухой чай, пластилин, гуашь; крона – зелёные салфетки, сухие перетёртые листья, засушенные листья дуба, пластилин).

Итог занятия:

Занятие заканчивается анализом и любованием детских работ, в процессе которого подчёркиваются оригинальность и проявленное творчество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Откуда хлеб пришел?» Здравствуйте ребята, отгадайте загадку и узнаете что лежит в корзине Отгадай легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый А Бывает подгорелый?

Слайд 2

Расставь картинки и расскажи, что сначала, а что потом? 1 2 3 4 5 6

Слайд 3

Посчитай сколько колосков собрал мышонок?

Слайд 4

Соедини цифры по порядку, что получится?

Слайд 5

Какую крупу получают из пшеницы? Овсяную Перловую Пшенную Манную

Слайд 6

«Придумай слово» Как называется посуда для хлеба? Как называется прибор, который режет хлеб? Машина, на которой развозят хлеб, называется как? Человека, который выращивает хлеб, работает на поле, называют? А как называют человека, который печет хлеб? Завод, где делают хлеб, называется как?

Слайд 7

Что лишнее?

Слайд 8

Найди 5 отличий



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №39

 муниципального образования

 Усть-Лабинский район

Мастер – класс «Круговые тренажеры или круги Луллия».

Подготовил воспитатель:

 Манько Алла Георгиевна

х. Братский

Основная цель: развитие логического мышления, внимания, навыков устной речи, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Задачи:

  • Формировать понятие «признак», знакомить с именами признаков.
  • Учить восприятию проявлений признака в конкретном объекте, находить причинно-следственные связи между объектами.
  • Развивать навыки фантастического преобразования объектов.
  • Формировать способность увидеть суть проблемы.

Пособие можно использование: в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Практическая часть.

 Оборудование: образцы кругов Луллия, разной сложности, бочонок, жетоны желтого и коричневого цвета по количеству участников.

 Форма работы: групповая деятельность участников мастер-класса.

Техника: игровые приемы.

Время работы: 15 - 20 минут.

 Цель: Познакомить с использованием кругов Луллия (технология ТРИЗ).

 Конечный продукт совместной деятельности: рассказывание фантастической истории.

Теоретическая часть.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал  метод  луллизма, и они решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. Данная методика реализуется с помощью пособия «Кольца Луллия». На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов. На них располагают картинки (рисунки, слова, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

Ведущий: 

Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные,
Много гостей, много и новостей.
А чтоб мастер-класс был веселей,
Приглашу я вас за стол скорей

Участники мастер-класса делятся на 4 группы.

Ведущий:

Предлагаю вам вытянуть листочки с номерками и объединиться в группы. В соответствии с заданиями на столах лежат круги Луллия (разной сложности).

Звучит космическая музыка.

Появляется инопланетянин Тризик.

Тризик:

Думаю, что не устанем,

Хоть и  трудный семинар,

Тризик - инопланетянин
Мыслить ваш проверит дар!

 Коль проявите вниманье,

То пройдите испытанья.

Теоремы  нелегки,

Это Луллия круги,

 

 

 

  1. Первое идёт заданье
    На объектов  сочетанье!
    Нужно их объединить,
    Сделать вывод не забыть!

1-е задание «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

  1. Обстоятельства сложились-

          Два объекта совместились,

          Необычность уточните,

          Объяснение найдите.

2-е задание «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.

 

  1. Вот ещё одно заданье,

На фантастики созданье,

Сказку нужно сочинить
Иль  рассказом удивить.

 3-е задание «Придумай фантастическую историю или сказку». Объедините случайные объекты, что послужит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

  1. Следует решить  проблему,
    Разгадать, как теорему,

Тот проявит   креатив,

Кто  находчив и пытлив.

4-е задание «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо  сформулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

2. Практическая часть.

- Инструктаж о последовательности работы в группе. - Перед началом работы давайте повторим этапы совместной работы в группе. - При решении задач в играх вы должны быть свободны в своих высказываниях. Приветствуются самые неожиданные предложения. Этапы совместной работы.

- Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).

 - Выбрать старшего. Представитель группы рассказывает фантастическую историю, которую придумала группа;

-  Самостоятельная работа групп.

 - Работая сообща, дружно можно создать необыкновенную историю.

 3.  Презентация работы с кругами Луллия и необыкновенной истории.

 Тризик:

Удивили, просто чудо!

Выглядело  очень  круто,

Как участники играли
И заданья выполняли!

 

С  вами я дружить хочу,
Ещё раз к вам прилечу!
Справились вы все прекрасно!
Было нам сегодня классно!

 Вывод: В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мыслительные операции; обогащается словарный запас. Формируется умение свободны в своих высказываниях, и решать проблемы самостоятельно.

Рефлексия мастер – класса.

Задание «Наполни бочонок».

Ведущий:

Наш мастер-класс подошел к концу. Мы благодарим всех педагогов за активность, творчество, эмоциональность. Нам очень важно знать ваше мнение о мастер-классе. Помогут нам в этом жетоны.    

                           

Инструкция к жетонам:

если вас заинтересовал мастер-класс – «добавьте ложку меда» в бочонок – положите желтый жетон.                                                                                    Если не заинтересовал мастер-класс «добавьте ложку дегтя» в бочонок – положите жетон коричневого цвета.

Подведение итогов мастер-класса с помощью жетонов.                                                                                                                                                                                

В заключении приведу притчу, которая когда-то изменила мой взгляд на жизнь.

Притча о красивом сердце


     На площади старинного города стоял юноша и с гордостью хвастался своим прекрасным сердцем... И все с ним согласились. Из толпы вперед вышел старик и сказал:
- Твое сердце по красоте уступает "моему". Все взглянули на его сердце. Оно было помято, все в шрамах, края были рваными.
Юноша взглянул на сердце старика и засмеялся:
- Ты шутишь, старик! Мое сердце – идеально! А "твое" – шрамы и слезы!
- Да, - ответил старик. Каждый шрам на моем сердце – это человек, которому я отдал свою любовь – я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. Не все возвращали мне свои кусочки – поэтому вы можете видеть пустые дыры в сердце. И хоть они приносят мне боль, но напоминают о любви, которой я делился.

    Я увидела такой смысл притчи: "не надо бояться отдавать, ты от этого не становишься беднее, ты обогащаешь себя тем, что помог кому-то". 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАСЕКОМЫЕ (игровые задания для детей старшего дошкольного возраста)

Слайд 2

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ

Слайд 3

Побежали по дорожке Чьи - то маленькие ножки! А на ножках , посмотри,- Груза больше раза в три! И почти не вижу я Под поклажей ...

Слайд 4

Насекомое - в почёте, Целый день она в полёте, Опыляет все цветы, Чтоб медку отведал ты.

Слайд 5

На земле из темноты Звёздочку увидишь ты. Если близко подойдёшь, Звёздочки там не найдёшь. Вместо звёздочки – жучок. Он зовётся …

Слайд 6

Увидев на клумбе Прекрасный цветок, Сорвать я его захотел. Но стоило тронуть Рукой стебелёк – И сразу цветок улетел.

Слайд 7

РЕШИ РЕБУСЫ

Слайд 8

БА

Слайд 9

СТРЕ

Слайд 10

СОСЧИТАЙТЕ СКОЛЬКО БАБОЧЕК, НАЙДИТЕ ДВЕ ОДИНАКОВЫЕ?

Слайд 11

ЧЬЯ ТЕНЬ?

Слайд 12

ЗАПОЛНИ КВАДРАТ

Слайд 13

ВЫ - МОЛОДЦЫ!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №39

 муниципального образования

 Усть-Лабинский район

Консультация

«Развитие эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного произведения»

Подготовила воспитатель:

Манько Алла Георгиевна

 Общение, беседа людей с книгой – это сложный творческий процесс. С тех пор, как появилась книга, читателя ведут к ней самые разные побуждения. Кто-то ищет ответы на трудные вопросы, другой стремится узнать больше об окружающем мире, третий хочет просто приятно и спокойно провести свое время. Что бы ни влекло человека к книге и чтению, пользу и важность этого процесса в нашей жизни трудно переоценить.

 В первую очередь это относится к детям. Дошкольный возраст – самая благоприятная пора для того, чтобы открыть ребенку замечательный мир книги, пробудить в нем живой интерес к детской литературе, который потом со временем сможет перерасти в интерес к литературе взрослой.

Важно отметить, что чтение – это «деятельность речевая, а значит, является видом человеческого общения».  Ведь книга – это наш собеседник, и задача взрослого – помочь ребенку это почувствовать, пробудить в нем интерес и стремление узнать, каков этот собеседник, почему один из них ему близок и нравится, а беседа с другим удовольствия не доставляет. Еще К.Д. Ушинский определил особую цель обучения детей чтению – «приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить к такой беседе».

Художественная литература не только способствует получению ребенком новых впечатлений, знаний об окружающем мире и его ценностях, но и оказывает огромное влияние на развитие личности детей, поскольку «условием развития личности помимо реальности природы является реальность созданной человеком культуры». А художественная литература является одним из элементов культуры.

В литературе для детей ярко выражены познавательная и нравственно-эстетическая функции. Реализация этих функций в различных произведениях детской литературы оказывает влияние на формирование и эмоциональной сферы детей. Эмоциональная сфера, эмоциональная направленность личности – это направленность чувств и переживаний человека.  Известный русский психолог и педагог В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства» отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребенка.  Ведь во все времена дети с раннего возраста любят разглядывать окружающий мир и людей, ловят взгляды и реагируют на них – улыбаются, хмурятся, ищут добрые глаза для визуального контакта.

Эмоции играют важную роль в психическом развитии ребенка, особенно в период дошкольного возраста. Они служат мощнейшим инструментом воспитания и обучения детей, следовательно, постоянно идет поиск методов, приемов, техник управления развитием эмоциональной сферы ребенка. По словам французского психолога А. Валлона, «именно эмоции осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой и становятся основой для формирования намерения и рассудочной способности».

Каждый человек обладает постоянно и ярко проявляющимися эмоциональными свойствами. Одним из таких свойств является эмоциональная отзывчивость (восприимчивость, чувствительность). Понятие эмоциональной отзывчивости близко по смыслу к эмоциональной возбудимости. По В.В. Бойко проявляется она в том, что человек легко, быстро и гибко реагирует на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности окружающих людей и т. д. Говоря иными словами, эмоциональная отзывчивость – это «готовность человека откликаться «на себя», «на других», «на дело», «на природу», «на предметы искусства», «на книги» и многое другое».

В дошкольном возрасте овладение социальным пространством человеческих отношений происходит через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками, ребенок осваивает социальные формы выражения чувств и эмоций.

Постепенно развивается его умение определять эмоциональное состояние других людей, что может послужить фундаментом для развития эмоциональной отзывчивости. Некоторые эмоции определяются ими быстрее и легче, такие как, например, гнев, грусть, страх.  Другие пока еще требуют подсказки взрослого человека. В этом возрасте завязываются первые дружеские отношения, хотя ясного понимания, что такое дружба, у детей пока еще нет. Тем не менее, поведение с друзьями и поведение с чужими людьми будет отличаться. Эмоциональная отзывчивость может проявляться по отношению к друзьям во взаимной заботе, помощи, обмене опытом.

Чтение и понимание детских литературных произведений может послужить мостом к расширению социального пространства дошкольника, развитию его эмоциональной сферы, ведь «вместе с героями дети переживают определенные эмоциональные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций, что развивает их социальную компетенцию, позволяет им успешнее овладевать нормами и правилами жизни в обществе.  В дошкольном возрасте ребенок переносит свои чувства по отношению к другим людям и на персонажей художественных произведений. Он сочувствует несчастьям Гадкого утенка не меньше, чем реальным несчастьям, он способен вживаться в действительность книг, начиная воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Отсюда – сочувствие тем, кто попал в беду.

Для работы по формированию эмоциональной отзывчивости детей можно использовать различные произведения детской литературы как отечественных, так и зарубежных авторов. Например, сказки и рассказы Владимира Григорьевича Сутеева. Слушая его произведение «Раз, два – дружно», старшие дошкольники испытывали тревогу за судьбу попавшего в беду Лося, часто перебивали повествование и задавали вопросы – смогут ли звери помочь ему, успеют ли до того, как прибегут голодные волки. Самые активные до того проникались действиями героев-спасателей, что порой вскакивали с мест и показывали, как помогли бы Лосю, будь они на месте зайцев или белок.

По прочтении сказки сложилась небольшая беседа с детьми. Сначала они отвечали на вопросы, связанные с пониманием смысла произведения и выражением своих эмоциональных впечатлений: «Какое настроение после чтения у тебя возникло»? «Что тебе понравилось больше всего?».

 - Я обрадовался, что Лосю удалось выбраться, – говорил один мальчик.

- Мне было страшно, что его съедят волки, – тихо отвечала другая девочка.

 Потом дети включались в активную «переработку» прочитанного текста, перенося его на ситуации, им знакомые, например: «Что бы ты сделал, если бы увидел, что твой друг огорчен?» (например, сломалась любимая игрушка). Одни отвечали, что попробовали бы помочь починить ее, другие предлагали взамен свою любимую игрушку, третьи говорили, что нужно попросить у родителей новую и пообещать, что больше так не будут.

Другая сказка В.Г. Сутеева – «Палочка-выручалочка» стала источником для беседы с детьми о том, как мы ведем себя, преодолевая «препятствия», как оцениваем свои силы. «Часто ли вы боитесь не справиться с заданием, порученным вам делом?». На такой вопрос очень многие дети ответили, что испытывают подобный страх, особенно когда дело для них новое и они не знают, как его выполнять. Были те, кто уверенно сказал, что ничего не боятся, им все интересно. «А к кому вы обращаетесь за помощью, когда вам трудно?».

 - Чаще всего мне помогают мама или бабушка.

- У меня есть старший брат, он большой и очень умный, он знает про все на свете.

- А мне лепить или рисовать помогает воспитательница, она так красиво умеет это делать!

 Помимо беседы интересно будет предложить детям «разыграть» сказку, используя элементы спортивных игр и упражнений для воспроизведения тех или иных препятствий из книги, попробовать себя в роли Ежа и Зайца (несколько пар, сменяющих друг друга).

Еще одним автором, в произведениях которого отражены проявления различных чувств и эмоций, является Борис Заходер. Так, в сказке «Серая звездочка» прослеживается вид эмоциональной отзывчивости – утешение. Далеко не всегда дети дошкольного возраста чувствуют, что своими словами, поступками обижают друг друга или близких взрослых.

В беседе по этой сказке дошкольникам были заданы разные вопросы, например «Почему мы обижаем других?». «Потому что плохое настроение», «Они у нас что-нибудь отнимают», «Он занял мое место», – звучали ответы детей.

«Как долго может длиться ваша обида?». Дети отвечали: «Я целый день с ней не разговаривала, потому что она обзывалась», «Если меня кто-то обидел, я буду играть с другими, пока не попросит прощения».

 «Как мы можем утешить другого человека»? Дети предлагали разные варианты утешения: поделиться игрушкой, нарисовать и подарить рисунок, угостить чем-то вкусным, сказать добрые слова. Они даже попробовали составить небольшой словарик «утешительных» слов и выражений («все будет хорошо», «не грусти», «давай поиграем вместе», «это тебе подарок», «ты хороший» и т. д.).

Большим потенциалом развития эмоциональной сферы ребенка обладает поэзия. Читая и слушая стихи о природе, о животных, о родном крае, дети учатся видеть и переживать красоту, глубину, многогранность окружающего мира. Например, в стихах Александра Екимцева «оживают» природные явления – туман и дождь. И ребята, слушая о них, пытаются представить и нарисовать, как выглядит Дедушка Туман и уставший Дождик, который ехал на коне. Эти яркие, поэтические образы находят живой отклик у детей в их воображении.

Подводя итоги, можно сказать, что развитие эмоций, эмоциональной отзывчивости детей является важной задачей воспитания и обучения, а детская литература – это одно из средств, помогающих в их формировании и оказывающих большое влияние на внутренний мир человека.

Список литературы

 1. Азбука молодого воспитателя и учителя: основы предшкольной подготовки. Методическое пособие. М.: Издательство МГПИ, 2009. 43 с.

 2. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2004. 416 с.

 3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие. М.: Владос-пресс, 2004. 264 с.: ил.

 4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 783 с.: ил.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.

 6. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 176 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для вузов. М.: Академия, 1999. 456 с.

 8. Светловская Н.Н. Из истории методики обучения читателя в России. Лекционнопрактический курс: учеб. пособие. М.: Мегатрон, 2000. 237 с., ил.

9. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: практическая методика: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 288 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида №39

 муниципального образования

 Усть-Лабинский район

Мастер - класс: «Кубик Блума» как метод развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.»

Цели современного образования, обозначенные в ГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаем один из популярных приемов технологии, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". 

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

2. Формулируется тема ООД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог или один воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.Например, "Назовите

- назовите как называется сказка в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.

- главных героев сказки «Колобок».

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.


Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему колобок так поступил? Для чего это уму надо?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.

- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно спастись Колобку.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.Например, «Как плохо, что (когда)……………………», «Мне очень понравилось сказка, потому что …………….»

Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях

"Кубик Блума" универсален. Возможны два варианта:

-Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

-Вопросы формулируют сами воспитаники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Кубик Блума в дошкольном возрасте

Например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.

-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Применение «Кубика Блума» по теме «Осадки, дождь»:

Опиши:-Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни:-В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимойочень редко.

Предложи ассоциацию: -Грусть.

Сделай анализ:-Дождь — это вода, которая накапливается в небе.

Примени: -Можно собирать её для полива комнатных растений.

Почему: -Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.


Мастер-класс

Давайте, разделимся на 2-3 группы. Каждая группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы. Каждой группе придется выбрать предмет. ( развитие речи, ознакомление с окружающим миром) А сейчас выберем тему НОД. Вам предлагается за 5-10 минут составить 6 вопросов по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи » , « Поделись», «Придумай»)

Применение «Кубика Блума» на ООД на тему «Квадрат»:

Объясни что такое квадрат?(это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)

Почему квадрат не катиться?

Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)

Предложи как из квадрата получить ромб? (перевернуть)

Придумай что может быть квадратным.

Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.

Применение «Кубика Блума» на ООД по грамоте

-Назови какие бывают звуки?

-Сравни гласные и согласные звуки

-Объясни : для чего нам нужны красные, синие и зеленные фишки

-Предложи сыграть в игру «Лилипуты и великан»

Почему дни согласные твердые , другие мягкие

-Придумай слова которые бы начинались с согласного звука.


Мастер-класс актуален с позиции ГОС ДО, так как направлен на достижение личностных, метапредметныхи предметных результатов.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников. 


Кубик Блума в дошкольном возрасте

Например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.

-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?

-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.

-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".


Применение «Кубика Блума» по теме «Осадки, дождь»:

Опиши:-Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной.

Сравни:-В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимойочень редко.

Предложи ассоциацию: -Грусть.

Сделай анализ:-Дождь — это вода, которая накапливается в небе.

Примени: -Можно собирать её для полива комнатных растений.

Почему: -Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.

Использование кубика Блума в дидактической игре позволяет одновременно решать задачи по развитию: словесно-логического мышления, умению обобщать, классифицировать и сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные, логические связи. Способствует развитию памяти, внимания, творческого воображения, монологической и диалогической речи.

Вариативность заданий позволяет в ходе игры постепенно усложнять условия, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка.

Игру можно использовать при обобщении полученных знаний, а так же выявления трудностей в усвоении программного материала.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: