Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников
Одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализации программы ФГОС ДО, является применение в образовательном процессе методов, средств, форм, работы с детьми, которые полностью соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в МБДОУ Новоильинский детский сад «Ромашка» применяются следующие современные образовательные технологии и методы:
- здоровьесберагающие технологии;
- игровые технологии;
- групповой сбор;
- организация ОД по центрам активности;
- технология деятельностного подхода;
- технология исследовательской деятельности;
- ИКТ.
В педагогической деятельности используются новые технологии и методы обучения дошкольников:
- проблемно-поисковый метод на занятиях, создается проблемная ситуация, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие;
- исследовательский метод, который способствует высокому качеству
усвоения нового материала. Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, педагог учит детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы,
обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;
- метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные
исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
- интегрированный метод помогает развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
- обучения организовываются в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Используются следующие методы и приемы обучения:
- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
- проблемные и игровые обучающие ситуации;
- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);
- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);
- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и
познавательную деятельность детей);
- учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;
- методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:
- методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения
и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
- методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения
и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
- методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
- информационно-рецептивный метод – предъявлении информации, организация действий ребѐнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);
- репродуктивный метод – создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно- схематическую модель);
- метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути еѐ решения в процессе организации опытов, наблюдений;
- эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
- исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).
Метод «проектов» самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель – ребенок, ребенок– родители, воспитатель – родители, ребенок – воспитатель – родитель – педагоги. В детском саду используются разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваются признание важности и необходимости каждого в коллективе.
Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.
Большинство детей умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы, умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей называют источники информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации, используют вопросы разного
типа.
Личностно – ориентированные технологии
В работе с детьми наиболее эффективным является личностно- ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.
Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Педагоги стараются быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия проводятся в разных формах: коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т. д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня развития детей.
Педагогический процесс в группе, представляет собой единую личностно- ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой, и просят родителей прийти за ними позже.
Информационно-коммуникативные технологии
В работе с детьми педагоги активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, консультации с родителями. Используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. Можно утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.
Игровые технологии
Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности используются все виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры- драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.
Используя в педагогическом процессе народные игры, не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно дети приобщаются к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Все формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный метода проектов).
Технологии предметно – развивающей среды
Для того, чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую
разнообразную деятельность ребенка: Центр искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки.
Основные цели организации Центров:
- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;
- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;
- для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.
Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для
применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную,
игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.
Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные;
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для
исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
- трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации,
рисования и конструирования);
- музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новоильинский детский сад «Ромашка»
РБ,671332, Бурятия, Заиграевский район, с. Новоильинск, ул. Таёжная 7,тел. 8(30-136)45-5-93
График аттестации педагогических работников на 2024-2025год.
№ п\п | Фамилия, имя, отчество | Должность | Аттестационная категория | Дата последней аттестации | Дата последующей аттестации |
1 | Истомина Валентина Александровна | Старший воспитатель | Без категории | ------------------ | Январь 2025 |
2 | Вишнякова Галина Николаевна | Воспитатель | Без категории | ------------------ | Сентябрь 2024 |
3 | Дерюгина Анастасия Юрьевна | Воспитатель | Первая категория | Ноябрь 2023 | Бессрочно |
4 | Истомина Валентина Васильевна | Воспитатель | Первая категория | Сентябрь 2019 | Сентябрь 2024 |
5 | Соболева Елизавета Павловна | Воспитатель | Первая категория | Сентябрь 2020 | Сентябрь 2025 |
6 | Тютрина Ирина Николаевна | Воспитатель | Первая категория | Сентябрь 2019 | Сентябрь 2024 |
7 | Шуткова Елена Ивановна | Воспитатель | Первая категория | Сентябрь 2022 | Сентябрь 2027 |
8 | Цаллагова Ксения Романовна | Воспитатель | Первая категория | Декабрь 2023 | Бессрочно |
9 | Яковлева Ольга Александровна | Воспитатель | Первая категория | Ноябрь 2023 | Ноябрь 2025 |
10 | Бороздина Римма Александровна | Воспитатель | Без категории | ----------------- | Сентябрь 2026 |
11 | Ковалева Елена Михайловна | Воспитатель | Без категории | ------------------- | Сентябрь 2025 |
12 | Матвеева Ирина Сергеевна | Муз. руководитель | Первая категория | Сентябрь 2020 | Сентябрь 2025 |
13 | Тюришева Мария Станиславовна | Физ.инструктор | Без категории | ------------------ | Ноябрь 2024 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоильинский детский сад «Ромашка»
671332, Бурятия, Заиграевский район, с. Новоильинск, ул. Таёжная 7,тел. 8(30-136)45-5-93
ПРИНЯТО: на Педагогическом совете МБДОУ Новоильинский детский сад «Ромашка» (наименование дошкольного образовательного учреждения) Протокол №__ от _____________г.
| УТВЕРЖДЕНО: Заведующим МБДОУ Новоильинский детский сад « Ромашка» (наименование дошкольного образовательного учреждения) _____________ /Ветошникова И.В./ подпись расшифровка подписи Приказ №___от __________г. |
Положение
о конкурсе чтецов «День матери»
1.Общие положения
1.1. Конкурс чтецов среди воспитанников, (далее Конкурс) проводится с целью речевого развития и формирования интереса к художественному слову, с целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова.
1.2. Задачи конкурса:
- создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка;
- воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;
- развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений;
- выявлять лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения.
2. Участники, жюри Конкурса.
2.1. В Конкурсе принимают участие дети дошкольного возраста (от 3 до 6 лет).
2.2. В состав жюри Конкурса входят:
Заведующий МБДОУ Новоильинский детский сад « Ромашка» Ветошникова И.В., старший воспитатель Истомина В.А, инструктор по ФК Тюришева М.С, музыкальный руководитель Матвеева И.С, председатель СТК Цыдыпова В.Д., председатель родительского комитета ДОУ Кузнецова Н.Н.
3.Сроки проведения Конкурса.
3.1. Конкурс проводится 29 ноября 2024 г.
4. Порядок проведения Конкурса.
4.1. Отборочный тур для определения участников Конкурса проводят воспитатели своих групп.
4.2. От группы на Конкурс может быть представлено не более двух участников.
4.3. Воспитатели сообщают жюри Конкурса количество детей-участников, названия и авторов исполняемых ими произведений.
4.4. Все стихотворения должны быть посвящены теме: «Мамочке, любимой» (календарный праздник « День матери»).
5. Требования и критерии оценки.
5.1. Уровень исполнения поэтического произведения оценивается по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:
1.Соответствие выбранного стихотворения теме конкурса исполняемые произведения должны ориентироваться на программные задачи для каждого возраста.
2.Знание текста произведения.
3.Интонационная выразительность речи (динамика, выражаемая в ударениях; мелодика, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты; темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах; эмоциональная окраска речи, определяющая характер);
4.Внешний вид, сценический образ, декорации;
5.Использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений).
5.2. Победитель каждой номинации определяется по набранной сумме баллов участника.
Приложение 1.
6. Подведение итогов и награждение
6.1. Жюри Конкурса определяет 1, 2 и 3 среди среднего возраста, 1,2 и 3 место среди старшего и подготовительного возраста.
номинациях:
- «Самый эмоциональный исполнитель».
- «За оригинальный подход к прочтению стихотворения»
- «Умение держать себя на сцене»
- «За самое веселое стихотворение»
- «За самое артистичное исполнение»
«Самый эмоциональный исполнитель», «За оригинальный подход к прочтению стихотворения», «Умение держать себя на сцене», «За самое веселое стихотворение», «За самое артистичное исполнение» и т.д. определяются по одному победителю.
6.2. Порядок проведения конкурса:
1.Вторая младшая в 9.15
2.Средние группы в 10.00
3.Старшие и подготовительные группы в 10.30
6.3. Победители номинаций награждаются дипломами, памятными призами.
Приложение 1.
Критерии оценки
Конкурса чтецов «День матери»
№ | Имя, Фамилия участника | Группа | Критерии | Сумма балов | ||||
Соответствие выбранного стихотворения теме | Знание текста произведения | Интонационная выразительность речи | Внешний вид, сценический образ, декорации | Использование выразительных средств театра | ||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА ЧТЕЦОВ.
Вот и настал момент подведения итогов.
Наш конкурс мы посвятили самому дорогому человеку на земле – маме!
Мама, мамочка! Сколько тепла таит это слово, которым мы называем самого родного близкого, дорогого и единственного человека.
Мы с большим удовольствием слушали стихи о маме, которые вы читали трогательно, ярко, трепетно и интересно.
Подведение его итогов проходило в соответствии с предусмотренными номинациями:
ИТОГИ
Конкурса чтецов «День матери»
№ | Имя, Фамилия участника | Группа | Критерии | Сумма балов | ||||
Соответствие выбранного стихотворения теме | Знание текста произведения | Интонационная выразительность речи | Внешний вид, сценический образ, декорации | Использование выразительных средств театра | ||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
Нас очень порадовали талантливые дети и неравнодушные взрослые, которые им помогали (это педагоги и родители).
Благодарим всех участников конкурса за активное участие. Поздравляем победителей !А в завершении предлагаем сделать фото на память.
Критерии оценки
Конкурса чтецов «День матери»
____________________________________
№ | Имя, Фамилия участника | Группа | Критерии | Сумма балов | ||||
Соответствие выбранного стихотворения теме | Знание текста произведения | Интонационная выразительность речи | Внешний вид, сценический образ, декорации | Использование выразительных средств театра | ||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
14 | ||||||||
15 | ||||||||
16 | ||||||||
17 | ||||||||
Предварительный просмотр:
Отчет о проведении семинара-практикума для воспитателей ДОУ.
Тема: "Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" от 13 декабря 2024 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Новоильинский детский сад «Ромашка» прошел семинар – практикум "Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"
Семинар проводился с целью обеспечить повышение качества образования в детском саду в контексте внедрения ФГОС ДО используя развивающие игровые инновационные технологии. В работе семинара приняли участие воспитатели дошкольных учреждения.
В рамках семинара выступила воспитатель Соболева Е.П с докладом на тему: «», Вишнякова Г.Н с докладом на тему «», Бутылина Е.В с докладом «Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В.Воскобовича в группе раннего возраста», Шуткова Е.И с докладом «Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В.В.Воскобовича «Волшебная восьмерка».
В практической части семинара
Подводя итоги семинара – практикума участники отметили, что такие мероприятия способствуют профессиональному взаимообогащению и профессиональному росту. Слушатели выразили благодарность организаторам за его насыщенность и эффективность в условиях распространения инновационных практик.
Предварительный просмотр:
Мини-тренинг на снятие эмоционального напряжения перед началом педсовета
Подготовил:
Истомина Валентина Александровна
МБДОУ Новоильинский детский сад «Ромашка»
Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества. Повышение тонуса группы.
Задачи:
- создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества.
Ход:
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на педсовете. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя положительный заряд и бодрое настроение.
Любой мероприятие начинается со знакомства или приветствия. Но так как мы все с Вами давно знакомы, то я предлагаю начать наш мини-тренинг с комплиментов.
Упражнение «Комплимент»
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты!
Сейчас будем говорить друг другу комплименты. Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще, я…
Например :
- Света, ты такой отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Ася, такие красивые глаза! Да это так.! А еще я…
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: сплочение группы, формирование доверия
Ход упражнения: По сигналу «начали» участники закрывают глаза, опускают головы вниз и пытаются посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать нужно всем вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее.
Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
Что с вами происходило?
Если не получилось, то почему?
Какую стратегию вы выбрали?
Упражнение "Посещение зоопарка"
Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.
В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).
Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).
Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).
Игра «Зачем я пришла на педсовет….». Педагогам предлагается достать из корзиночки листочки бумаги, на которых написаны шуточные ответы на вопрос «Зачем я пришла на педсовет». И зачитать их.
дома делать нечего |
здесь столько интересных людей |
хочу занять у кого-нибудь денег |
у меня просто не было другого выбора |
это моя тайна, я не могу вам раскрыть ее |
без меня этот педсовет просто не состоялся бы |
у меня спецзадание — собрать компромат на всех присутствующих |
хочу спеть свою любимую песню |
я скрываюсь от полиции, и мне нужно было алиби |
… Во спросили! Я уже и не помню, зачем я тут! |
А где ещё пообщаться с умными людьми |
Да люблю я вас! |
без меня вам будет скучно |
- я тут живу! |
ошиблась дверью; |
мне пообещали немалое денежное вознаграждение |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для психолого-педагогического сопровождения дошкольника
Истомина Валентина Александровна
МБДОУ Новоильинский детский сад «Ромашка»
С чего начинается психолого- педагогическое сопровождение дошкольника? Психолого-педагогическое сопровождение начинается с первых дней поступления ребенка в детский сад – это адаптация.
Задача педагога – психолога сделать так, чтобы период адаптации у ребенка прошел как можно мягче. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад и отношение к нему.
Целью психолого-педагогического сопровождения как раз является развития ребенка в учебно-воспитательном процессе в соответствии с нормой развития в определенном возрасте.
Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения необходимо решить следующие задачи:
- удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);
- обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;
- удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);
- превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;
- формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;
- организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Так же для психолого-педагогического сопровождения необходимо следовать основным принципам и направлениям в работе:
- Рекомендательный характер советов по отношению к объекту и субъекту сопровождения;
- Приоритетный характер интересов сопровождаемого;
- Длительный характер прохождения процесса;
- Специализированный подход в процессе реализации сопровождения.
Основные направления работы:
- Формирование условий по обеспечению эмоционального комфорта ребенка;
- Поддержание психологически стабильно-положительного климата;
- Повышение компетентности участников образовательного процесса
- Проработка проблем с помощью методологического анализа;
- Апробирование результатов для дальнейшего применения.
Последовательность работы по сопровождению ребенка так же имеет свой алгоритм:
- Постановка проблем.
- Анализ полученной информации.
- Разработка плана комплексной помощи.
- Реализация плана по решению проблемы.
- Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.
Но для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей. Формы работы с родителями разнообразны: педагогические беседы, тематические консультации, конференции, родительские собрания. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса.
Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;
- увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;
- уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;
- сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;
- постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;
- оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций является обязательным условием развития дошкольного образовательного учреждения;
- снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;
- сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях.
Литература:
1. Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III Всероссийского съезда психологов.- СПб., 2003.
2. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений /Е. О. Смирнова.- М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.
3. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.
4. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.
Предварительный просмотр:
№ 1 «СНЕЖНЫЙ КОМ» (с 4 лет) Цель: способствует запоминанию имен всех участников группы, знакомит их друг с другом Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий - повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 2 «МОЕ ИМЯ» (с 4-5 лет) Цель: способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника. Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Леночка, Алена, Елена ...), и как не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе. После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.) ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 3 «КТО ТЕБЯ ПОЗВАЛ. УЗНАЙ» (с 4 лет) Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии. Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза - водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего - отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- №4 «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА» (с 4 лет) Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 5 «КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК» (с 4 лет) Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими. Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т.д. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 6 «КЛУБОЧЕК» (с 4 лет) Цель: установление контакта, дружеских взаимоотношений. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры. Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. ЗАМЕЧАНИЕ: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- №7 «Утка, утка, гусь» (с 4-х лет) Участники игры встают в круг. Ведущий — внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача — быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту. замечание: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия и реверансы должны выполняться четко и громко. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 8 «Поварята» (с 4 лет) Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо — просто объедение. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- №9 «Дружба начинаемся с улыбки» (с 4 лет) Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 10«Доброе животное» (с 4 лет) Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 11 «Комплименты» (с 4 лет) Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: 1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», * молочное » слово. 2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 12 «Передай мячик» (с 4 лет) Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил — выбывает. ЗАМЕЧАНИЕ: Усложнить упражнение можно усложнить, попросив детей закрыть глаза. ____________________________________________________________ № 13 «Гнездышко» (с 4 лет) Дети присели в кругу, взявшись за руки — это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел — ведущий. ____________________________________________________________ № 14«Передай мячик» (с 4 лет) Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил — выбывает. ЗАМЕЧАНИЕ: Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза. ----------------------------------------------------------------------------------------------------
|
№ 15 «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»( с 5 лет ) Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу. В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия! № 16 «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО...» ( с 5 лет ) Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства. Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто ... - любит бегать,- радуется хорошей погоде, - имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д. При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры: - Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): - Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа» ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 17 «ОПИШИ ДРУГА» ( с 5 лет ) Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства. Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 18 «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»( с 5 лет ) Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения. ____________________________________________________________ № 19 « КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» ( с 5 лет ) Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого. Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет. ----------------------------------------------------------------------------------------------------
№ 20 «МОЕ НАСТРОЕНИЕ» ( с 5 лет ) Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии. Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 21 «ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК)»( с 5 лет ) Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели. Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 22 «ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА» ( с 5 лет ) Цель: развитие анализа и самоанализа. Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа: - Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести? В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например: - Помогай друзьям. - Делись с ними, учись играть и заниматься вместе. - Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав. - Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно. - Не завидуй. - Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись. - Спокойно принимай советы и помощь других ребят. - Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему. - Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз. ____________________________________________________________ № 23 «ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»( с 5 лет ) Цель:прочувствование различных позиций в общении. Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый радостный день в прошлом месяце" и пр. Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор. После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему? ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 24 «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ» ( с 5 лет ) Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение. Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки» - Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки. - Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями. Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше? ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 25 «ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ» ( с 5 лет ) Вводная беседа. Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать. - Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели? - Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека). - Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"? - Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда? ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 26 «ЛИЦА»( с 5 лет ) Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица. Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски: -радость,- удивление,- интерес, - гнев, злость, -страх,- стыд, - презрение, -отвращение, Задача детей определить, какое чувство выражает маска. ____________________________________________________________ № 27 «МАСКИ» ( с 5 лет ) Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций. Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник. ____________________________________________________________ № 28 «РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»( с 5 лет ) Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь: 1) плачущему ребенку, он потерял мячик; 2) мама пришла с работы, она очень устала; 3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама; 4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку; 5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 29 «РИСОВАНИЕ»( с 5 лет ) Цель: развитие эмпатии, творческого воображения. Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания." Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах. Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 30 «ХУДОЖНИК СЛОВА» ( с 5 лет ) Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей. Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека. Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.) ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 31 «СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»( с 5 лет ) Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии. Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен." Подарок можно описать словами или показать жестами. № 32 «ИГРУШКА» ( с 5 лет ) Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать. Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 33 «РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»( с 5 лет ) Цель: задание направлено на конкретную проработку и применение "волшебных" средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров - максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми ( для закрепления на практике волшебных средств понимания). Примеры проигрываемых ситуаций: - Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. - Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее. - Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 34 «НАСТРОЕНИЕ» ( с 5 лет ) Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления. Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 35 «ШКОЛА УЛЫБОК»( с 5 лет ) Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения. Вводная беседа: - Когда люди улыбаются? - Какие бывают улыбки? - Попробуйте их показать. Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне... - Нарисуйте улыбающегося человека. - Улыбающийся человек, какой он? № 36 «ОБЩЕЕ HACTPOЕНИЕ»( с 5 лет ) Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника. 1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: "Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д." Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено. 2 этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд. 3 этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости... На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 37 «Я ХОРОШИЙ - Я ПЛОХОЙ» ( с 5 лет ) Цель: развитие рефлексии и самоанализа. Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы? ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 38 «Ветер дует на...» (с 5 лет) Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 39 «Найди друга» ( с 5 лет) Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 40 «Рукавички» ( с 5 лет) Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 41«Сочиним историю» ( с 5 лет) Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 41 «Дракон» (для детей с 5 лет) Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник — * голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. ----------------------------------------------------------------------------------------------------
№ 42«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»(с 5 лет) Ведущий говорит: «Все мы — львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание.» «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку. Затем все встают друг за другом,, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 43 «Есть или нет?» ( с 5 лет) Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий — в центре. Он объясняет задание: они согласны с утверждением, то поднимают вверх и кричат «Да», если не согласны, опус руки и кричат «Нет!* Есть ли поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки? ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 44«Тень» (с 5 лет) Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 45 «На что похоже настроение?» ( с 5 лет) Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 46 «Психологическая лепка» ( с 5 лет) В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: « морскую звезду» (можно лежа на ковре) — и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 47 «Прогулка по ручью» ( с 5 лет) На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы страиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 48 «Зеркало» ( с 5 лет) Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек. |
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет.
Продолжаю публикацию игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста. № 49«Секрет» (с 6 лет) Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 50 «Строим цифры» ( с 6 лет) Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т.д.) », —дети выполняют задание. ЗАМЕЧАНИЕ: Если справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 51 «Гуляем по парку» ( с 6 лет) Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т.д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название, Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями. замечание: 1. Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать. 2. Взрослый — главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их сильно нахваливает. «Запрещенное движение» Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. замечание: Запрещенных движений может быть около 7. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 52«Сиамские близнецы» ( с 6 лет) Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы:2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать СОBET: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- № 53 «Поводыри» ( с 6 лет) Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, « слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, траектория и скорость движения увеличиваются. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
|
Предварительный просмотр:
Игры для облегчения адаптации в детском саду
Игра — важный вид деятельности для ребенка. С помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому саду. Поиграйте со своими детишками в такие игры:
- «Детский сад»
Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:
«Дети собираются на прогулку».
«Дети обедают».
«Дети приходят в детский сад».
«Дети готовятся к дневному сну».
«Дети на прогулке».
Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
- «Сочиняем сказку»
Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой».
- «Хорошо-плохо»
Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе - он хлопает в ладоши, при отрицательном -грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».
Варианты вопросов:
- играть с игрушками в детском саду? - хорошо
- плакать утром? - плохо
- дружить с другими детками? - хорошо
- стесняться попроситься в туалет? - плохо
- самостоятельно кушать суп? - хорощо
- мешать деткам спать во время дневного сна? - плохо
- делать утром зарядку? - хорошо и т. д.
В заключение еще один важный совет родителям : старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.




