Открытый урок

Мокроусова Наталья Викторовна

Урок русского языка в 3 классе «Приставки по- ипа-,  про- ипра-»

(программа «Школа – 2100»)

 

    Цели: создать условия для исследовательской деятельности учащихся при знакомстве с новым материалом, учить правильно писать безударную гласную в приставках, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык работы в группе.

    Оборудование:

 

Ход урока

1. Актуализация знаний.

- Что мы знаем о приставках?

- Назовите приставки, которые пишутся только с гласной а.

- Назовите приставки, которые пишутся только с гласной о.

    (на доске – таблички с приставками)

 

Словарная работа:

    Пр…мер, и…юстрация, праз…ник, чу …ство, м…роз.

 

 - Прочитайте слова. Что это за слова?(словарные). Придумайте и  запишите однокоренные слова с приставками, которые вы видите на доске.

 

Взаимопроверка.

- Командиры групп, организуйте взаимопроверку.

- Были ли допущены ошибки в словах с непроверяемыми орфограммами?

 

2. Создание проблемной ситуации.

- Выделите приставки в словах, если они там есть:

(2 ученика работают у доски, остальные на месте.)

провалился

прабабушка

простуда

побег

постарался

паводок

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Все ли выполнили задание одинаково? Почему?

-Чем является в слове пра-? па-? Докажите.

 

- Для чего служит приставка? (для образования новых слов с новым значением).

- С помощью приставок легче всего образовать глаголы.

Попробуйте в группах записать по 1 глаголу, образованных с помощью приставок по- и па-, про- и пра-.

 

3. «Открытие» нового знания.

- Столкнулись с трудностями? Почему?

- Можно ли образовать новые слова с помощью приставок па- и пра-? (нет)

- Слова с данными приставками появились очень давно. В наше время мы не можем образовать с приставками па- и пра- новые слова. Поэтому эти приставки называют непродуктивными.

 

-Давайте попробуем сформулировать тему урока.

(предложения детей)

Итак, тема нашего урока «Приставки по- и па-, про- и пра-».

 

-Давайте вернёмся к предыдущему заданию и исправим ошибки.

 

4. Наблюдение за приставками.

Работа в группах.

- Задание для всех групп одно – объяснить значение слова с помощью толкового словаря, разобрать по составу, поставить ударение, составить предложение из данных слов, найти основу предложения.

 

1 группа –

пасынок

Михаил, очень, пасынка, своего, Олега, Владимирович, любил.

 

2 группа –

патрубок

долго, нужной, патрубок, слесарь, длины, искал.

 

3 группа –

паводок

сильный, дожди, паводок, ливневые, вызвали.

 

4 группа –

пагубный

может, урожае, пагубно, сухая, на, погода, отразиться.

 

- Сделайте вывод : когда в словах мы встречаемся с приставкой па-?

Правильно. Приставка па- встречается в словах только под ударением.

 

физкультминутка

 

Понаблюдаем за приставкой пра-.

Работа в группах.

1 группа –

Запишите однокоренные слова к слову правнук. Выделите корень.

 

2 группа –

При помощи приставки пра- образуйте новые слова от существительных:

               внучка –

               дедушка –

               родители –

Поставьте в словах ударение.

 

3 группа –

Объясните с помощью толкового словаря значение слова прародители. Запишите толкование этого слова.

 

4 группа –

Разберите слова по составу:

прабабушка, правнук, правнучка.

 

- Сделайте вывод: когда в словах пишется приставка пра-.

 

5. Отработка предметных навыков.

Работа в группах:

1 группа –

 Найдите лишнее слово. Запишите оставшиеся слова, разберите по составу.

           загадка

           зажим

           зарница

           зазнайка

Придумать предложение, в котором как можно больше слов с приставкой за-.

 

2 группа –

 Найдите лишнее слово. Запишите оставшиеся слова, разберите по составу.

            накупить

            нарочно

            нагрузка

            нашивка

 

Придумать предложение, в котором как можно больше слов с приставкой на-.

 

3 группа –

 Найдите лишнее слово. Запишите оставшиеся слова, разберите по составу.

            пожелтеть

            поилка

            поливал

            поломка

Придумать предложение, в котором как можно больше слов с приставкой по-.

 

4 группа –

 Найдите лишнее слово. Запишите оставшиеся слова, разберите по составу.

            проверка

            простуда

            пробовал

            провалился

Придумать предложение, в котором как можно больше слов с приставкой про-.

 

Отчёт групп о выполнении задания.

 

6. Домашнее задание.

Составить и записать небольшой текст (3-4 предложения), в котором будут встречаться приставки по-, па-, про-, пра-.

 

7. Итог урока. Рефлексия.

- Какова была тема урока?

- Что мы выяснили на уроке?

- Командиры групп, дайте оценку работе своей группы.

- А теперь каждый может подойти к экрану «Погода в классе» и дать оценку нашему уроку и своей работе на уроке.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе «Приставки по- и па-,  про- и пра-»

(программа «Школа – 2100»)

    Цели: создать условия для исследовательской деятельности учащихся при знакомстве с новым материалом, учить правильно писать безударную гласную в приставках, обогащать словарный запас учащихся, развивать навык работы в группе.

    Оборудование:

Ход урока

1. Актуализация знаний.

- Что мы знаем о приставках?

- Назовите приставки, которые пишутся только с гласной а.

- Назовите приставки, которые пишутся только с гласной о.

    (на доске – таблички с приставками)

Словарная работа:

    Пр…мер, и…юстрация, праз…ник, чу …ство, м…роз.

 - Прочитайте слова. Что это за слова?(словарные). Придумайте и  запишите однокоренные слова с приставками, которые вы видите на доске.

Взаимопроверка.

- Командиры групп, организуйте взаимопроверку.

- Были ли допущены ошибки в словах с непроверяемыми орфограммами?

2. Создание проблемной ситуации.

- Выделите приставки в словах, если они там есть:

(2 ученика работают у доски, остальные на месте.)

провалился

прабабушка

простуда

побег

постарался

паводок

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Все ли выполнили задание одинаково? Почему?

-Чем является в слове пра-? па-? Докажите.

- Для чего служит приставка? (для образования новых слов с новым значением).

- С помощью приставок легче всего образовать глаголы.

Попробуйте в группах записать по 1 глаголу, образованных с помощью приставок по- и па-, про- и пра-.

 

3. «Открытие» нового знания.

- Столкнулись с трудностями? Почему?

- Можно ли образовать новые слова с помощью приставок па- и пра-? (нет)

- Слова с данными приставками появились очень давно. В наше время мы не можем образовать с приставками па- и пра- новые слова. Поэтому эти приставки называют непродуктивными.

-Давайте попробуем сформулировать тему урока.

(предложения детей)

Итак, тема нашего урока «Приставки по- и па-, про- и пра-».

-Давайте вернёмся к предыдущему заданию и исправим ошибки.

4. Наблюдение за приставками.

Работа в группах.

- Задание для всех групп одно – объяснить значение слова с помощью толкового словаря, разобрать по составу, поставить ударение, составить предложение из данных слов, найти основу предложения.

1 группа –

пасынок

Михаил, очень, пасынка, своего, Олега, Владимирович, любил.

2 группа –

патрубок

долго, нужной, патрубок, слесарь, длины, искал.

3 группа –

паводок

сильный, дожди, паводок, ливневые, вызвали.

4 группа –

пагубный

может, урожае, пагубно, сухая, на, погода, отразиться.

- Сделайте вывод : когда в словах мы встречаемся с приставкой па-?

Правильно. Приставка па- встречается в словах только под ударением.

физкультминутка

Понаблюдаем за приставкой пра-.

Работа в группах.

1 группа –

Запишите однокоренные слова к слову правнук. Выделите корень.

2 группа –

При помощи приставки пра- образуйте новые слова от существительных:

               внучка –

               дедушка –

               родители –

Поставьте в словах ударение.

3 группа –

Объясните с помощью толкового словаря значение слова прародители. Запишите толкование этого слова.

4 группа –

Разберите слова по составу:

прабабушка, правнук, правнучка.

- Сделайте вывод: когда в словах пишется приставка пра-.

5. Отработка предметных навыков.

Работа в группах:

1 группа –

 Найдите лишнее слово. Запишите оставшиеся слова, разберите по составу.

           загадка

           зажим

           зарница

           зазнайка

Придумать предложение, в котором как можно больше слов с приставкой за-.

2 группа –

 Найдите лишнее слово. Запишите оставшиеся слова, разберите по составу.

            накупить

            нарочно

            нагрузка

            нашивка

Придумать предложение, в котором как можно больше слов с приставкой на-.

3 группа –

 Найдите лишнее слово. Запишите оставшиеся слова, разберите по составу.

            пожелтеть

            поилка

            поливал

            поломка

Придумать предложение, в котором как можно больше слов с приставкой по-.

4 группа –

 Найдите лишнее слово. Запишите оставшиеся слова, разберите по составу.

            проверка

            простуда

            пробовал

            провалился

Придумать предложение, в котором как можно больше слов с приставкой про-.

Отчёт групп о выполнении задания.

6. Домашнее задание.

Составить и записать небольшой текст (3-4 предложения), в котором будут встречаться приставки по-, па-, про-, пра-.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Какова была тема урока?

- Что мы выяснили на уроке?

- Командиры групп, дайте оценку работе своей группы.

- А теперь каждый может подойти к экрану «Погода в классе» и дать оценку нашему уроку и своей работе на уроке.