Открытый урок

Мокроусова Наталья Викторовна

Урок математики 2 класс

 

Тема урока:«Сложение и вычитание вида 26 + 2, 26 – 2, 26 + 10, 26 – 10»

Учитель начальных классов НОЧУ «Первая Московская гимназия» Мокроусова Наталья Викторовна

Цели и задачи урока:

-помочь учащимся составить алгоритм  сложения и вычитания двузначного числа с однозначным (без перехода через разряд) и круглым двузначным:

-развивать познавательную активность и интерес к математике.

Оборудование:

-учебник «Математика», авт. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева (изд. Вентана-Граф);

-индивидуальные карточки с числовыми выражениями

 

 

 

Этапы урока

 

 

Содержание урока

 

Формируемые УУД

(Л- личностные,

Р-регулятивные,

П-познавательные,

К-коммуникативные)

1.Орг. момент.

«Успешный старт»:

упражнения «Полное дыхание»,

«Растягивание спины и плеч»,

«Солнышко – тучки»;

«Разминание и растирание пальцев»(см. Приложение)

-формирование установки на здоровый образ жизни (Л)

 2.Активизация знаний.

 

-математический диктант: увеличь 8 на 7; найди разность 18 и 9;уменьши 13 на 7; найди сумму 5 и 8; найди сумму двух одинаковых слагаемых, если слагаемое равно 6; из суммы 4 и 6 вычти 8; к сумме 2 и 7 прибавь 3.

           Взаимопроверка

(дети в парах меняются тетрадями, сверяют ответы с записью на доске:

15, 9, 6, 13, 12, 2, 13; неправильные ответы зачёркивают карандашом; возвращают тетрадь однокласснику)

 

-сравни числа 26 и 6 (что общего, чем отличаются);

 

-сравни числовые выражения, не выполняя вычисления:

                        6 + 72 или 2 + 76;

                        34 + 5 или 4 + 35

(суммы равны, т.к. количество десятков не меняется, сумма единиц одинаковая)

 

 

-коррекция и оценка действий одноклассника(К);

- сравнение (П);

-установление причинно-следственных связей (П);

-построение логической цепи рассуждений (П);

-контроль (Р)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Введение нового материала, формулирование темы урока

 

-Найдите значение выражений (индивидуальные карточки):

23 + 6

48 – 4

36 – 10

82 + 10

 

-Проверьте ответы.

 (на доске -  29, 44, 26,92).

 

-Объясните, как выполняли вычисления.

Учитель по ходу объяснения детей проводит линии от одного числа к другому, чтобы было понятно, что единицы мы складываем с единицами, вычитаем из единиц, десятки соответственно складываем с десятками и вычитаем из десятков.

 

Дети делают вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками, единицы вычитаем из единиц, десятки из десятков.

 

-Какие числовые выражения мы будем решать сегодня на уроке?

(складывать двузначное число с единицами и десятками и вычитать из двузначного числа единицы и десятки).

 

-работа с учебником, с.41 (правило):

-Посмотрите, как Заяц с Волком  предлагают нам выполнять действия сложения и вычитания?

Ученик читает правило.

-Кто выполнял действия по этому правилу?

 

-выполнение пробного учебного действия (Р);

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

-осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П);

-саморегуляция (Р)

4. Динамическая пауза

«Полное дыхание», «Цапля + Хвост кита», «Расслабляющие повороты» (См. Приложение)

-формирование установки на здоровый образ жизни (Л)

5.Закрепление нового материала.

 

Работа в парах (карточки)

Найдите значения числовых выражений:

65 + 20     54 - 40

79 – 8       29 + 50

34 + 3       90 - 40

88 – 5       19 – 6

 

Проверка: по одному ученику из каждой пары выходят к доске, записывают только значения выражений

 

Решение задачи (№8, с.42)

Маша собрала 30 наклеек, Оля  20 наклеек, а Аня столько, сколько Маша и Оля вместе.

 

-Прочитайте текст. Что заметили?

Ученики читают текст и обращают внимание на то, что для того, чтобы текст можно было назвать задачей, не хватает вопроса.

-Верно ли на доске записаны данные задачи?

 

На доске:

Маша – 30 н.

Оля -20 н.

Аня -?,

(вызванный ученик говорит, что верно)

 

-Что можно узнать по этим данным?

(ученики предлагают найти, сколько наклеек собрала Аня и сколько наклеек собрали девочки вместе)

 

-Есть ли эти вопросы в кратком условии?

(только один)

-Как в кратком условии показать второй вопрос?

 

Маша – 30 н.

Оля -20 н.                             ?

Аня -?,

 

-На какой вопрос мы сможем ответить сначала? (сколько наклеек собрала Аня)

 

-Каким действием мы узнаем, сколько наклеек собрала Аня?

 30 + 20

-Как выполнить вычисление?

Ученики объясняют, что десятки мы складываем с десятками. 3 дес. + 2 дес. = 5 дес. Записываем:

  • 30 + 20 = 50 (н.)

Можем ли мы теперь ответить на вопрос, сколько наклеек собрали девочки?

(можем)

  • 30 + 20 + 50 =100 (н.)

-Как выполнили вычисление?

(десятки складывали с десятками)

Ответ: 50 наклеек собрала Аня,

 100 наклеек собрали девочки..

 

-структурирование знаний (П);

-определение способов взаимодействия с партнером, функций каждого (К);

-смысловое чтение (П);

-поиск и выделение необходимой информации (П);

-целеполагание (Р);

- подведение под понятие (П)

6. Повторение изученного

- Начерти луч.

(дети самостоятельно чертят в тетради луч)

 

Отметьте на луче число 1, единичный отрезок равен 2 см)

 

- Проверьте (в парах)друг у друга, верно ли на луче обозначено число 1.

(ученики выполняют взаимопроверку)

 

Отметьте на луче точку А  с координатой 4, точку В с координатой 2 и точку С с координатой 5.

(учитель читает задание и делает на доске запись: А(4), В (2), С (5).)

 

-Проверьте (в парах).

 

-Найди закономерность и продолжи последовательность чисел:

3   2   8   7   …   …   … (-1, +6)

1   2   4   7   …   …   … (+1, +2, +3, …)

(если ученики затрудняются, учитель предлагает посмотреть, каким образом получено каждое последующее число из предыдущего и проследить закономерность)

  

-умение действовать по плану (Р);

-умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность (Р);

-построение логической цепи рассуждений (П);

-сравнение (П);

-самостоятельное достраивание недостающих компонентов (П)

7. Итог урока

-Кому сегодня было интересно на уроке?

-Кому было легко?

-Какие задания вызвали затруднения?

-целеустремлённость и настойчивость в достижении цели (Р);

-готовность к преодолению трудностей (Р);

-умение адекватно воспринимать оценки и отметки (Р)

                        

 

Приложение

1.Упражнение «Полное дыхание»:

     Дыхание производится по методу «вдох через нос – выдох через рот», при этом свободный выход через рот.

     И. п. ноги на ширине плеч руки внизу.

     Из исходного положения на вдохе медленно поднимайте руки, пока они не столкнутся над головой. Одновременно поднимайтесь на носки. На выдохе сделайте наклон вперёд, руки в расслабленном состоянии бросьте вниз. Выгните спину, расслабьтесь и повторите упражнение (3-4 раза).

 

2. Упражнение «Растягивание спины и плеч»

     Вытяните прямые руки над головой, сцепив пальцы, ладони наружу. Оставайтесь в такой позе несколько мгновений, потом расслабьтесь и повторите упражнение (№-4 раза). Дыхание свободное.

3.  Упражнение «Солнышко – тучки»

     Дыхание производится по методу «вдох через нос – выдох через рот», при этом свободный выход через рот.

      И.п – руки вперёд, руки сжаты в кулак.

      На вдох – «Солнышко» - кулак с силой разжимается, пальцы-«лучики» - в разные стороны;

     На выдох –«Тучки» - ладони с силой сжать в кулак.

    Повторить 5-6 раз.

 

4.  Упражнение «Растирание и разминание пальцев»

Разминание, растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.

 

5.  Упражнение «Цапля»

     Встаньте прямо, туловище и голова выпрямлены, взгляд устремлён вперёд, губы сомкнуты, зубы сжаты, спина прямая, плечи опущены вниз, руки положите на пояс.

     Прямые ноги поставьте на ширину плеч, ступни параллельно друг другу.

Согните колено левой ноги под прямым углом, голень отведите назад так, чтобы голень была параллельна полу. Затем поменяйте ноги.

 

6.  Упражнение «Хвост кита»

      И.п – руки вперёд.                                                                                                              Поднимайте и опускайте кисти рук. Почувствуйте напряжение в области лучезапястного сустава. Поднимать и опускать можно кисти рук одновременно левую и правую вверх, затем вниз, либо поочерёдно: кисть правой руки вверх, левой – вниз, и наоборот.

 

7.  Упражнение «Расслабляющие повороты»

     Встаньте, слегка расставив ноги и расслабив колени. Раскачивайте расслабленные руки вокруг тела. Голова и нижняя часть тела должны оставаться неподвижными. Повторите упражнение несколько раз.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_2_klass.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 2 класс

Тема урока: «Сложение и вычитание вида 26 + 2, 26 – 2, 26 + 10, 26 – 10»

Учитель начальных классов НОЧУ «Первая Московская гимназия» Мокроусова Наталья Викторовна

Цели и задачи урока: 

-помочь учащимся составить алгоритм  сложения и вычитания двузначного числа с однозначным (без перехода через разряд) и круглым двузначным:

-развивать познавательную активность и интерес к математике.

Оборудование:

-учебник «Математика», авт. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева (изд. Вентана-Граф);

-индивидуальные карточки с числовыми выражениями

Этапы урока

Содержание урока

Формируемые УУД

(Л- личностные,

Р-регулятивные,

П-познавательные,

К-коммуникативные)

1.Орг. момент.

«Успешный старт»:

упражнения «Полное дыхание»,

«Растягивание спины и плеч»,

«Солнышко – тучки»;

«Разминание и растирание пальцев»(см. Приложение)

-формирование установки на здоровый образ жизни (Л)

 2.Активизация знаний.

-математический диктант: увеличь 8 на 7; найди разность 18 и 9;уменьши 13 на 7; найди сумму 5 и 8; найди сумму двух одинаковых слагаемых, если слагаемое равно 6; из суммы 4 и 6 вычти 8; к сумме 2 и 7 прибавь 3.

           Взаимопроверка

(дети в парах меняются тетрадями, сверяют ответы с записью на доске:

15, 9, 6, 13, 12, 2, 13; неправильные ответы зачёркивают карандашом; возвращают тетрадь однокласснику)

-сравни числа 26 и 6 (что общего, чем отличаются);

-сравни числовые выражения, не выполняя вычисления:

                        6 + 72 или 2 + 76;

                        34 + 5 или 4 + 35

(суммы равны, т.к. количество десятков не меняется, сумма единиц одинаковая)

-коррекция и оценка действий одноклассника(К);

- сравнение (П);

-установление причинно-следственных связей (П);

-построение логической цепи рассуждений (П);

-контроль (Р)

3.Введение нового материала, формулирование темы урока

-Найдите значение выражений (индивидуальные карточки):

23 + 6

48 – 4

36 – 10

82 + 10

-Проверьте ответы.

 (на доске -  29, 44, 26,92).

-Объясните, как выполняли вычисления.

Учитель по ходу объяснения детей проводит линии от одного числа к другому, чтобы было понятно, что единицы мы складываем с единицами, вычитаем из единиц, десятки соответственно складываем с десятками и вычитаем из десятков.

Дети делают вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками, единицы вычитаем из единиц, десятки из десятков.

-Какие числовые выражения мы будем решать сегодня на уроке?

(складывать двузначное число с единицами и десятками и вычитать из двузначного числа единицы и десятки).

-работа с учебником, с.41 (правило):

-Посмотрите, как Заяц с Волком  предлагают нам выполнять действия сложения и вычитания?

Ученик читает правило.

-Кто выполнял действия по этому правилу?

-выполнение пробного учебного действия (Р);

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

-осознанное построение речевого высказывания в устной форме (П);

-саморегуляция (Р)

4. Динамическая пауза

«Полное дыхание», «Цапля + Хвост кита», «Расслабляющие повороты» (См. Приложение)

-формирование установки на здоровый образ жизни (Л)

5.Закрепление нового материала.

Работа в парах (карточки)

Найдите значения числовых выражений:

65 + 20     54 - 40

79 – 8       29 + 50

34 + 3       90 - 40

88 – 5       19 – 6

Проверка: по одному ученику из каждой пары выходят к доске, записывают только значения выражений

Решение задачи (№8, с.42)

Маша собрала 30 наклеек, Оля  20 наклеек, а Аня столько, сколько Маша и Оля вместе.

-Прочитайте текст. Что заметили?

Ученики читают текст и обращают внимание на то, что для того, чтобы текст можно было назвать задачей, не хватает вопроса.

-Верно ли на доске записаны данные задачи?

На доске:

Маша – 30 н.

Оля -20 н.

Аня -?,

(вызванный ученик говорит, что верно)

-Что можно узнать по этим данным?

(ученики предлагают найти, сколько наклеек собрала Аня и сколько наклеек собрали девочки вместе)

-Есть ли эти вопросы в кратком условии?

(только один)

-Как в кратком условии показать второй вопрос?

Маша – 30 н.

Оля -20 н.        ?

Аня -?,

-На какой вопрос мы сможем ответить сначала? (сколько наклеек собрала Аня)

-Каким действием мы узнаем, сколько наклеек собрала Аня?

 30 + 20

-Как выполнить вычисление?

Ученики объясняют, что десятки мы складываем с десятками. 3 дес. + 2 дес. = 5 дес. Записываем:

  • 30 + 20 = 50 (н.)

Можем ли мы теперь ответить на вопрос, сколько наклеек собрали девочки?

(можем)

  • 30 + 20 + 50 =100 (н.)

-Как выполнили вычисление?

(десятки складывали с десятками)

Ответ: 50 наклеек собрала Аня,

 100 наклеек собрали девочки..

-структурирование знаний (П);

-определение способов взаимодействия с партнером, функций каждого (К);

-смысловое чтение (П);

-поиск и выделение необходимой информации (П);

-целеполагание (Р);

- подведение под понятие (П)

6. Повторение изученного

- Начерти луч.

(дети самостоятельно чертят в тетради луч)

Отметьте на луче число 1, единичный отрезок равен 2 см)

- Проверьте (в парах)друг у друга, верно ли на луче обозначено число 1.

(ученики выполняют взаимопроверку)

Отметьте на луче точку А  с координатой 4, точку В с координатой 2 и точку С с координатой 5.

(учитель читает задание и делает на доске запись: А(4), В (2), С (5).)

-Проверьте (в парах).

-Найди закономерность и продолжи последовательность чисел:

3   2   8   7   …   …   … (-1, +6)

1   2   4   7   …   …   … (+1, +2, +3, …)

(если ученики затрудняются, учитель предлагает посмотреть, каким образом получено каждое последующее число из предыдущего и проследить закономерность)

   

-умение действовать по плану (Р);

-умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность (Р);

-построение логической цепи рассуждений (П);

-сравнение (П);

-самостоятельное достраивание недостающих компонентов (П)

7. Итог урока

-Кому сегодня было интересно на уроке?

-Кому было легко?

-Какие задания вызвали затруднения?

-целеустремлённость и настойчивость в достижении цели (Р);

-готовность к преодолению трудностей (Р);

-умение адекватно воспринимать оценки и отметки (Р)

                         

Приложение

1.Упражнение «Полное дыхание»:

     Дыхание производится по методу «вдох через нос – выдох через рот», при этом свободный выход через рот.

     И. п. ноги на ширине плеч руки внизу.

     Из исходного положения на вдохе медленно поднимайте руки, пока они не столкнутся над головой. Одновременно поднимайтесь на носки. На выдохе сделайте наклон вперёд, руки в расслабленном состоянии бросьте вниз. Выгните спину, расслабьтесь и повторите упражнение (3-4 раза).

2. Упражнение «Растягивание спины и плеч»

     Вытяните прямые руки над головой, сцепив пальцы, ладони наружу. Оставайтесь в такой позе несколько мгновений, потом расслабьтесь и повторите упражнение (№-4 раза). Дыхание свободное.

3.  Упражнение «Солнышко – тучки»

     Дыхание производится по методу «вдох через нос – выдох через рот», при этом свободный выход через рот.

      И.п – руки вперёд, руки сжаты в кулак.

      На вдох – «Солнышко» - кулак с силой разжимается, пальцы-«лучики» - в разные стороны;

     На выдох –«Тучки» - ладони с силой сжать в кулак.

    Повторить 5-6 раз.

4.  Упражнение «Растирание и разминание пальцев»

Разминание, растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.

5.  Упражнение «Цапля»

     Встаньте прямо, туловище и голова выпрямлены, взгляд устремлён вперёд, губы сомкнуты, зубы сжаты, спина прямая, плечи опущены вниз, руки положите на пояс.

     Прямые ноги поставьте на ширину плеч, ступни параллельно друг другу.

Согните колено левой ноги под прямым углом, голень отведите назад так, чтобы голень была параллельна полу. Затем поменяйте ноги.

6.  Упражнение «Хвост кита»

      И.п – руки вперёд.                                                                                                              Поднимайте и опускайте кисти рук. Почувствуйте напряжение в области лучезапястного сустава. Поднимать и опускать можно кисти рук одновременно левую и правую вверх, затем вниз, либо поочерёдно: кисть правой руки вверх, левой – вниз, и наоборот.

7.  Упражнение «Расслабляющие повороты»

     Встаньте, слегка расставив ноги и расслабив колени. Раскачивайте расслабленные руки вокруг тела. Голова и нижняя часть тела должны оставаться неподвижными. Повторите упражнение несколько раз.