Образовательный проект "Развитие инициативы и самостоятельности детей на музыкальных занятиях посредством использования пособия «Дерево выбора»"

Бочкарёва Инна Олеговна

Развитие инициативы и самостоятельности детей на музыкальных занятиях посредством использования пособия «Дерево выбора». Дидактическое пособие «Дерево выбора»  помогает музыкальному руководителю разнообразить деятельность детей на занятиях, создает  условия, побуждающие дошкольников применять имеющийся опыт и проявить инициативу в выборе своей деятельности на музыкальном занятии. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие инициативы и самостоятельности детей на музыкальных занятиях посредством использования пособия «Дерево выбора » Бочкарева Инна Олеговна Музыкальный руководитель МБДОУ № 165 Свердловского района города Красноярска

Слайд 2

Актуальность «Основным принципом дошкольного образования, согласно ФГОС, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».

Слайд 3

Цель : создание условий, позволяющих детям быть активными в выборе репертуара и содержания музыкального занятия. Задачи : развивать воображение и творческие способности детей; формировать активную позицию детей, инициативу и самостоятельность на музыкальном занятии, предоставив детям самим выбирать музыкальные произведения, варианты исполнения музыкально - ритмических движений и игр; способствовать развитию коммуникативных навыков общения между детьми разного возраста и взрослыми (музыкальным руководителем, воспитателем) при совместном обсуждении структуры музыкального занятия и подбора репертуара.

Слайд 5

«Дерево выбора» представляет собой яркое четырехгранное дерево, каждая грань которого оформлена в соответствии со структурой музыкального занятия.

Слайд 6

Слушание Песня Танец Игра на музыкальных инструментах

Слайд 7

«Тики так», из мультфильма «Фиксики», муз. А . Симонова , сл. Г . Васильев «Веселый новый год», музыка Е. Жарковского, слова М . Лаписовой «Тик так, тикают часы», муз. А.Варламов К О Р О Л Ь В Р Е М Я (Вид деятельности - пение)

Слайд 8

Музыкальный репертуар , который больше всего нравится детям, использую в сценариях Праздников.

Слайд 9

Риски Решение Ограничено время занятия. Дети могут начать выбирать картинки-символы на одной и той же грани. Неумение сделать выбор, когда это целая группа детей (не могут договориться). Граней четыре, а структура музыкального занятия предусматривает 5 частей. Вместе с детьми придумать правило игры или «идти» за детьми. Предложить детям способы выбора - музыкальные игры, «Волшебный мешочек», считалочка, голосование и др. «Музыкальная игра» предусмотрена для выбора представителя.

Слайд 10

Результаты Дети стали более активно объединяться для совместной деятельности , согласовывают свои действия, учитывая мнения других детей. умеют договариваться в группе (наблюдение воспитателей); в домашней обстановке дети рассказывают про музыкальные занятия, показывают движения танцев, исполняют выбранные ими песни, предлагают родителям повторять за ними движения под музыку, подпевать (анкетирование); согласно промежуточному анализу экспертов на Новогодних утренниках (декабрь 2021г .) дети групп, в которых на музыкальных занятиях использовалось дидактическое пособие «Дерево выбора», чаще проявляли инициативу и меняли сценарий, придуманный взрослыми.

Слайд 11

«Дерево выбора»

Слайд 12

На Педагогическом совете МБДОУ № 165; На Общем родительском собрании МБДОУ № 165; На методическом объединении музыкальных руководителей Свердловского района г. Красноярска; В рамках работы РМО Ленинского района; В городском профессиональном конкурсе «Лучший педагогический проект »; Опыт реализации осуществления образовательной деятельности представлен

Слайд 13

Используемая литература Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Образовательная программа МБДОУ № 165, в основе примерная образовательная программа «Золотой ключик», Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова; «Разбуди в ребенке волшебника» Е.Е. Кравцова.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Музыкальный руководитель МБДОУ № 165 Бочкарева Инна Олеговна zolotoykluch@bk.ru



Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта

«Использование пособия «Дерево выбора»  на музыкальных занятиях для развития инициативы и самостоятельности у детей от 3х до 7 лет».

 Актуальность. Руководствуясь основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в своей работе считаю необходимым построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Планируя свою педагогическую деятельность, я, как музыкальный руководитель, ориентируюсь на то,  чтобы мои воспитанники могли быть полноценными субъектами образовательной деятельности, имели возможность сами планировать, выстраивать и организовывать наши музыкальные встречи. Понять, что же интересно самим детям - какие музыкальные направления им нравятся, какие у них потребности, как они хотят провести праздник или развлечение, на каких музыкальных инструментах им хотелось бы поиграть в оркестре? Кроме того, меня волновал подбор музыкального репертуара. Как выбрать те песни, те танцы, которые интересны детям? Ведь зачастую музыкальный руководитель имеет на каждый сезон (осень, зима, весна, лето) и на каждый праздник определенные песни и танцы и из года в год их использует. Но в разновозрастных группах это невозможно. Дети, подрастая с 3-х до 6 лет и находясь в одной группе, не могут систематически слушать и исполнять один и тот же репертуар.

Новизна опыта, на мой взгляд, заключается в изменении позиции моих воспитанников, они не пассивные исполнители, а инициативные организаторы совместной детско-взрослой  музыкальной образовательной деятельности.

Практическая значимость - дидактическое пособие «Дерево выбора»  помогает музыкальному руководителю разнообразить деятельность детей на занятиях, создает  условия, побуждающие дошкольников применять имеющийся опыт и проявить инициативу в выборе своей деятельности на музыкальном занятии. Помимо этого, данное дидактическое пособие можно использовать воспитателям и другим специалистам детского сада, наполняя необходимым содержанием из разных областей развития ребенка. «Дерево выбора» помогает педагогам реализовать образовательную деятельность в игровой форме. 

Цель: создание условий, позволяющих детям быть активными в выборе  репертуара и содержания музыкального занятия.

Задачи:

- развивать воображение и творческие способности  детей;

 - формировать активную позицию детей, инициативу и самостоятельность  на музыкальном занятии, предоставив детям самим выбирать интересные для них музыкальные произведения, варианты исполнения музыкально - ритмических  движений и игр;

 - развивать коммуникативные навыки общения между детьми разного возраста и взрослыми (музыкальным руководителем, воспитателем) при совместном обсуждении структуры музыкального занятия и подбора репертуара.

Описание деятельности.

  1. Подготовительный этап. (сентябрь 2021г.)

Создание пособия «Дерево выбора».

В музыкальном зале было дерево, которое мы  использовали для декораций на театрализациях и мероприятиях в нашем детском саду, и оно мне очень пригодилось. Дерево было разделено на четыре грани времен года, и это натолкнуло меня на мысль, что каждая из них будет представлять элемент музыкального занятия: пение, танец, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах.

В сентябре этого года  я приготовила картотеку картинок-символов по календарно-тематическим событиям реализующейся в нашем детском саду образовательной программы «Золотой ключик»  на этот год. На картинках сделала изображения к музыкальному материалу, который запланирован на этот период, но значительно расширила репертуар. Например, к событию «Мы ищем Осень» приготовила не одну песню, а три, с различным характером и звучанием. Также и с остальными структурными элементами музыкального занятия – подобрала музыку и поставила движения к трем танцам; выбрала несколько вариантов музыкального материала для слушания и игре на музыкальных инструментах. К репертуару я оформила яркие красочные картинки, символизирующие  каждый музыкальный материал.  

«Дерево выбора» - это пособие, ориентированное на развитие и поддержку детской инициативы и самостоятельности. Пособие представляет собой яркое четырехгранное дерево, каждая грань которого оформлена в соответствии со структурой музыкального занятия. На каждой стороне «Дерева выбора» располагаются  карточки-символы, в зависимости от цели музыкального занятия. И имеется шкатулка-сюрприз (в нем смайлик). Этот сюрприз на случай, что дети не хотят выбирать мной предложенные песни, а просят какую-то свою. Дети, выбирая одну из трех картинок, определяют музыкальный репертуар на занятие. Тем самым они имеют возможность выбирать, какую песню они хотят сегодня повторить или разучить; на каких инструментах будем исполнять музыкальное произведение, какой танец будем исполнять. Кроме того, выбирать можно любую сторону (часть занятия), не обязательно в четкой последовательности друг за другом, таким образом, выбирая то,  что нам на данный момент больше хочется и интересно.

В подготовительном этапе я подобрала музыкальные произведения, игры и продумала танцы по событиям Образовательной программы с учетом разновозрастного состава групп. Разработала календарно-тематический план работы и рабочую программу. Изготовила картотеку карточек-вкладышей и оформила дерево.

  1. Основной этап. Реализация проекта (октябрь-май).

 «Использование пособия «Дерево выбора» на музыкальных занятиях для развития инициативы и самостоятельности у детей от 3х до 7 лет» согласно календарно-тематическому планированию.

Первоначальное дерево, которое я начала использовать на музыкальных занятиях, было не очень удобное. Во-первых, дерево было небольшого размера, и, если его располагать на полу, то ребятам было неудобно рассматривать, располагать и снимать с него карточки-символы. А, самое главное, дерево было очень яркооформлено в соответствии с временами года, на нем были большие рисунки с фруктами, зверятами и др. Мои карточки терялись в этих расцветках, ребята отвлекались на них. Поэтому встал вопрос о том, что для дальнейшего использования в образовательном процессе мне необходимо новое пособие.

Я обратилась к родителям детей, посещающих наше дошкольное образовательное учреждение с просьбой помочь в изготовлении нового пособия. Одна семья откликнулась на нашу просьбу, и теперь у меня есть дидактическое пособие, полностью соответствующее психофизиологическим возможностям детей. По нашей просьбе родители изготовили дерево, соответствующее росту детей. Карточки на дереве располагаются на таких уровнях, чтобы ребятишки могли их достать. Дерево изготовлено из прочного материала, устойчиво стоит на полу. Каждая грань дерева имеет свой цвет, на нем нет отвлекающего материала. Наверху каждой грани расположены картинки-подсказки, по которым ребята могут ориентироваться, какая грань дерева отвечает за определенную структуру музыкального занятия. На сегодняшний день я могу максимально эффективно использовать дидактическое пособие «Дерево выбора».

В каждом структурном компоненте «дерева» (песня, игра на музыкальных инструментах, танец, слушание, музыкальная игра), присутствует несколько вариантов музыкального материала, но они все по общей теме проживаемого события, в соответствии с Образовательной программой учреждения. Но тут возникла проблема – а кто из ребят будет выбирать? Дерево четырехгранное, значит, четыре человека могут сделать выбор, желательно, чтобы от лица всей группы, чтобы никому не было обидно. А где можно весело и без обид выбрать одного или нескольких человек? Исходя из моего опыта, первое, что предлагают дети, это считалочка. Но каждый раз выбирать считалочкой становится скучно. Тогда я предложила ребятам несколько музыкальных игр, с помощью которых можно быстро выбрать одного  ведущего:

- «бубен» - передается по кругу под музыку, когда музыка замолкает, то ребенок, у которого в руках остался музыкальный инструмент, становится водящим, а в нашем случае – выбирает карточку на «дереве»;

- «волшебная шляпа» - аналог игры с бубном;

- «как меня зовут?» - педагог отворачивается, все дети стоят за его спиной, один ребенок пропевает «как меня зовут?», а взрослый должен  угадать, кто его спросил. Если педагог угадывает, то ребенок становится водящим, а в нашем случае выбирает понравившуюся картинку. Кроме этого, я предлагаю детям подобрать любой свой вариант выбора.

Дети, приходя на музыкальное занятие,  договариваются (иногда это происходит в группе с воспитателем, а иногда прямо в музыкальном зале), кто сегодня выбирает карточку - символ на песню, кто на игру, кто на оркестр и кто на танец. Причем варианты выбора кандидатов  могут меняться – считалочка, игра, выбираем сегодня только из девочек, только из мальчиков, зачастую сами дети предлагают свои варианты. Бывает, что ребята решают объединиться в пары, а бывает, что объединяются ребенок старшего возраста и малыш. Те дети, которых выбрали  для  определения карточки - символа подходят к «Дереву выбора» и, выбирая одну из трех картинок, определяют музыкальный репертуар на занятие. Тем самым они имеют возможность выбирать, какую песню они хотят сегодня повторить или разучить; на каких инструментах будем исполнять музыкальное произведение, какой танец будем исполнять. Кроме того, выбирать можно любую сторону (часть занятия), не обязательно в четкой последовательности друг за другом, таким образом, выбирая то,  что нам на данный момент больше хочется и интересно.

Тут встает следующий вопрос – ребятам группы вместе надо определить, какой музыкальный материал для них сегодня актуален, интересен, нужен для дальнейшей жизнедеятельности в группе. Поэтому сначала я предлагала ребятам быстренько всем вместе посовещаться и самим определить, что они будут выбирать. Буквально через два-три занятия дети самостоятельно, без всякого участия педагогов, обсуждали  и выбирали из предложенного материала, и со временем этот процесс уже перерос в традицию.

Я систематически использую пособие «Дерево выбора» на музыкальных занятиях,  примерно 3-4 раза в месяц. Все зависит от целей занятий и, главное, от желания детей. Как только мы начали работать с «Деревом выбора», мы практически весь октябрь использовали это пособие на каждом музыкальном занятии. Ребятам было очень интересно, они осваивали работу с новым пособием, придумывали игры, чтобы выбрать ведущего, с интересом учили песни и танцы, которые выбрали сами. Когда я заметила, что интерес ребят начинает ослабевать, я на два занятия убрала «Дерево». Теперь, когда мне надо выбрать новый материал к занятиям, мероприятиям или утренникам, я всегда использую пособие, иногда несколько занятий подряд, чтобы дети, самостоятельно выбирая карточки, могли ознакомиться со всем музыкальным материалом и остановить свой выбор на наиболее понравившихся произведениях.

Наше дошкольное образовательное учреждение реализует образовательную программу «Золотой ключик», которая основана на событийном принципе организации жизнедеятельности детей. Поэтому подбор музыкального материала я осуществляю в связи с новым «событием» образовательной программы.

СОБЫТИЯ ВТОРОГО ГОДА РАБОТЫ

Первая тема. ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ

Восстановление после летнего перерыва ориентировки детей в помещении и ближайшем окружении детского сада. Активное, рефлексивное «вспоминание» прошлого года, начала совместной жизни группы. Осмысление смены лета осенью. Для старших — табель-календарь, на котором наглядно отмечены летние, осенние, зимние, весенние месяцы. Вспоминание с опорой на календарь — что было в прошлом году после осени, какие праздники, что делали, какая была погода и т.д. Чем нынешняя осень отличается от прошлой, что повторяется.

Вторая тема. БОРОДИНО

Первое введение понятия об историческом времени. Что такое «давным-давно». Представление о первой половине девятнадцатого века как культурно-исторической эпохе. Увлечение русских людей всем французским: языком, модами, книгами. Наполеон Бона-парт — полководец-завоеватель, покорил много стран и напал на Россию. Война с Бонапартом. Оружие, солдатские песни («Взвейтесь, соколы, орлами», «Солдатушки, бравы ребятушки...» и др. Бородинская битва. Пожар Москвы. Победа. Бал победы. Ордена, костюмы, манеры, этикет, танцы того времени, разучивание песен, танцев. Третья тема.

Третья тема: ОСЕННИЙ БАЛ

Разнообразие и всепроникновение художественного образа. Выявление мелодии в природных шумах — плеске воды, шуме дождя, шелесте листьев, гудении ветра. Подбор (придумывание) слов к этим «мелодиям». Поиск соответствия музыки и природных шумов, музыки и слов, которые подходят к этим природным шумам. В стихах — поиск мелодии, а через нее — природных звуков. Иногда наоборот: поиск в стихах звуков природы, а через них и музыки. Пластическое, двигательное самовыражение под аккомпанемент музыки, стихов, природных звуков. Движения с сопровождающим их звукоподражанием — шумим, как ветер, звеним, как дождик, жужжим, как пчелы;  танцуем свободный танец дождя, пчел, ветра. Отгадываем по телодвижениям, чей танец танцует кто-то из детей. Музыка Чайковского, Вивальди, Моцарта, Римского-Корсакова. Стихи Блока, Пушкина, Некрасова, Окуджавы и др. Картины Левитана, Куинджи, Поленова, Попкова, Ван Гога, Писсаро и др. Итог темы — бал в помещении, где разместилась выставка, со свободными танцами-пантомимой, слушанием музыки, стихов, с подготовкой осенних костюмов.

Четвертая тема. КИНОФЕСТИВАЛЬ

Обучение планированию, последовательному разворачиванию действия на различном материале: диафильм, документальный фильм, мультфильм, игровой фильм. Различное содержание: полет в космос, отдельные ситуации космических путешествий, Маленький принц. Планирование фильма — выстраивание условного времени фильма от начала к концу. Итоговый праздник темы — кинофестиваль с просмотрами и презентацией большинства сделанных фильмов.

Пятая тема. КОРОЛЬ — ВРЕМЯ

Это новогодняя тема, в основе ее проработки лежит сказка-пьеса С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Тема включает осмысление детьми структуры единиц измерения времени: год, сезон, месяц, неделя, день, час, минута, секунда.

Шестая тема. МАШИНА ВРЕМЕНИ

Тема, развивающая представления детей о времени, — путешествия во времени. Дети «посещают» несколько эпох: эпоху подводного царства, когда жизнь еще не выбралась на сушу, эпоху ископаемых животных (около 300 млн. лет назад), эпоху первобытных пещерных людей, момент  Рождества Христова.

В рамках темы «Машина времени» детям дается образное проживание качественного своеобразия «посещаемых» эпох. Они получают первичные знания об эволюции жизни на Земле и о священной истории. Эти сведения не противоречат друг другу, они равно укладываются в ось времени. Вопрос о заданности самой оси — эволюционной или актом творения — пока не поднимается.

Седьмая тема. БИБЛИОТЕКА

Небольшой перерыв во временных «путешествиях» и «исследованиях» детей. Освоение реальности культурной жизни, какой является библиотека.

Восьмая тема. ПУТЕШЕСТВИЯ И ОТКРЫТИЯ

Эта тема развивает и углубляет тему путешествий.

География океанов и материков дается в логике великих географических открытий, то есть исторически. Создается осмысленное и населенное конкретными образами историко-географическое пространство, в котором в дальнейшем будут выстраиваться системные знания.

Девятая тема. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА, СОЗВЕЗДИЯ

Дальние морские путешествия выводят детей на ориентировку по звездам — а значит, опять на космос, звезды и планеты.

Десятая тема. ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ

Последняя тема в этом учебном году, связанная с землей, растениями. Она проходит в июне, когда уже очень много цветущих растений. Итоговый праздник — праздник букетов, или бал цветов.

Примерный методический материал, подобранный к «событиям» программы, представлен  в «методических материалах»

  1. Аналитический (декабрь, май) (РЕЗУЛЬТАТЫ)

В нашем образовательном учреждении два музыкальных руководителя. Каждый из нас работает с пятью группами – четыре разновозрастные группы и одна группа раннего возраста. Пособие «Дерево выбора» я применяю на музыкальных занятиях своих четырех разновозрастных групп. В мониторинге я использую метод наблюдения.

Наблюдение - один из самых распространенных методов педагогического исследования. Чтобы повысить объективность наблюдения, оно проводилось с участием нескольких специалистов – педагогов нашего образовательного учреждения: педагога-психолога, старшего воспитателя, заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе. Мы использовали два вида наблюдения – включенное, когда исследователи на определенное время сами становятся членами той группы детей, которая стала объектом изучения, и невключённое, т.е. наблюдение «со стороны». Педагоги систематически находились в процессе образовательной и продуктивной деятельности в разновозрастных группах. Промежуточный мониторинг (наблюдение) также проводилось во время общего для всех групп праздника - Новогоднего утренника «Король время».

 По результатам наблюдения отмечено, что дети четырех групп, на музыкальных занятиях с которыми использовалось пособие «Дерево выбора», чаще проявляют инициативу, например, предлагали игру, которая не была запланирована в сценарии праздника. Использование пособия позволило мне существенно расширить музыкальный репертуар, благодаря чему каждый праздник моих четырех групп был уникален и индивидуален. Ребята сами решали, какие песни и танцы они будут исполнять для героев утренника, на каких инструментах они будут исполнять музыкальное произведение в оркестре.

Педагог-психолог отмечает, что во время выбора репертуара детьми на празднике  ребята быстро, без суеты, выкриков и споров, то есть, учитывая мнение друг друга, прислушиваясь к малышам и опираясь на свой опыт, приобретенный на музыкальных занятиях, смогли договориться о том, что они выбирают.

Согласно промежуточному анализу проявления инициативы детей на новогодних утренниках (декабрь 2021г.), 72% детей разновозрастных группы, в которой в течение первого полугодия на музыкальных занятиях использовалось дидактическое пособие «Дерево выбора», проявляли  активность и инициативу. Ребята сами определялись, какой музыкальный репертуар они  будут исполнять, выбирали желаемые виды деятельности, активно взаимодействовали с героями. Сценарный план, написанный для утренника, в процессе проведения был существенно изменен в соответствии с предложениями и идеями детей. В то время как в группе второго музыкального руководителя, на музыкальных занятиях которого не использовалось пособие, согласно анализу диагностических карт, активность и инициативу проявляли 46% детей, причем преимущественно старшего дошкольного возраста.  Утренники проведены четко по сценарию, ребята четко исполняли выученный музыкальный репертуар.

В ноябре 2021 года, по рекомендации педагога-психолога, в двух контрольных группах было проведено анкетирование родителей по выявлению степени удовлетворенности образовательной деятельностью нашего дошкольного учреждения. В музыкальном и спортивном залах с 2020 года установлены видеокамеры (проект «Растем вместе»), и каждый родитель имеет возможность наблюдать за образовательной деятельностью своих детей.  Согласно полученным результатам, 92% родителей групп, на музыкальных занятиях которых использовалось пособие «Дерево выбора», оценивают проведение музыкальных занятий на высоком уровне. Родители данной группы отмечают, что в домашней обстановке дети с удовольствием рассказывают про музыкальные занятия, показывают движения танцев, исполняют выбранные ими песни, предлагают родителям повторять за ними движения под музыку, подпевать. Всё больше родителей стали принимать активное участие в событиях, происходящих в группе и в детском саду в целом.

Команда педагогов, осуществляющих наблюдение в образовательной деятельности в группах, пришла к выводу, что, например, в традиционном утреннем кружке ребята стремятся регулировать свою активность: соблюдать очередность, умеет договариваться в группе, учитывать интересы и мнение других детей. Некоторые ребята младшего возраста стали проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями с детьми группы и взрослыми, задавать вопросы старшим товарищам, то есть более уверенно чувствовать себя в общении.

Воспитатели групп, в которых я использую свое дидактическое пособие, отмечают, что ребята стали более активно объединяться для совместной деятельности, способны совместно определять ее общий замысел, согласовывают свои действия, учитывая мнения других ребят.

Конечно, я представила результаты промежуточного мониторинга наших специалистов, ведь пособие включено в работу в течение двух с половиной месяцев. Мой проект будет осуществляться до мая, окончания образовательного года, поэтому я планирую провести итоговый мониторинг в мае 2022 года. Педагог-психолог нашего дошкольного учреждения планирует провести сравнительный анализ развития интересующих нас качеств личности – инициативности, самостоятельности и коммуникативных навыков групп, использующих в своей образовательной деятельности мое дидактическое пособие и групп, не работающих с ним по унифицированным карам развития личности, разработанных ФИРО, и представить свои результаты на итоговом педагогическом совете.

Возможность использования пособия «Дерево выбора» другими педагогами в детском саду.

Когда я планировала и разрабатывала проект «Дерево выбора», естественно, я обсуждала, советовалась, объясняла свою идею коллегам. На данный момент моей идеей заинтересовалась инструктор по физической культуре. Сейчас мы с ней планируем, каким образом мою идею можно воплотить на занятиях по физкультуре. Естественно, повторять аналогичное дерево мы уже не можем, таким образом «родилась» идея «Волшебных часиков». Эти часики представляют собой большой циферблат с крутящимися стрелками. Вместо цифр используются съемные картинки спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи и т.д.), а также рисунки спортивных игр (эстафета, препятствия и др). Педагог сам, исходя из контекста  образовательной программы и задач предстоящего занятия, наполняет, изменяет картотеку картинок, расположенных на циферблате. Ребята, придя на физкультурное занятие, имеют возможность выбрать, чем они сегодня хотят заниматься и в той последовательности, какая им нравится.

Я провела мастер-класс для педагогов нашего учреждения, на котором показала им способ изготовления пособия «Дерево выбора» из плотного картона. Рассказала о способах использования пособия в группах в разнообразных видах деятельности детей. Представила серию придуманных мною игр на развитие пяти областей развития ребенка: социально-коммуникативное, речевое, познавательное,  физическое, художественно-эстетическое. На декабрь 2021 года в нашем учреждении пособие «Дерево выбора» создано в четырех группах из десяти. Педагоги используют «Дерево выбора» для работы в игровой и продуктивной деятельности в группе.

Помимо этого, в октябре 2021 года я провела мастер-класс по изготовлению пособия «Дерево выбора» с родителями на общем родительском собрании своих четырех разновозрастных групп, на котором присутствовало 46 человек. В ноябре 2021 года на повторном родительском собрании я рассказала родителям, в какие игры можно поиграть с детьми дома, используя пособие. На этом собрании присутствовали 24 человека, и все они к этому времени сделали в семьях макеты «Дерева выбора». Мы вместе с родителями проиграли большинство придуманных мною игр, и договорились встретиться в январе, чтобы обменяться впечатлениями, как они играли со своими детьми, используя пособие и поделиться новыми примерами игр, если такие появятся.

1.    Опыт реализации осуществления образовательной деятельности музыкального руководителя с использованием дидактического пособия «Дерево выбора»  был представлен в ДОУ на Педагогическом совете и получил высокую оценку коллег.

2.     С проектом по теме опыта я принимала участие в методическом объединении музыкальных руководителей Свердловского района г. Красноярска.

3.       С презентацией дидактического пособия «Дерево выбора» я принимала участие в городском профессиональном конкурсе «Лучший педагогический проект» 2021г.

4.    В рамках работы РМО Ленинского района я была приглашена и презентовала дидактическое пособие перед педагогами.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Как использовать дидактическое пособие «Дерево выбора»

в группе детского сада (рекомендации для воспитателей).

Совместно с детьми в группе  можно  придумать правила для игр из разных образовательных областей с дидактическим пособием «Дерево выбора».

Игра «Раз, два, три цвет скорее подбери»

Дидактическое пособие «Дерево выбора» можно использовать для детей от 3х лет для  сенсорного развития. Для этого приготовить карточки 4х цветов. Карточки перемешать и сложить в коробочку.

Цель:  развесить на гранях дерева карточки в соответствии с цветом (желтый, красный, синий, зеленый). Образовательная область познавательное  развитие.

Правило: По сигналу воспитателя «Раз, два, три цвет скорее подбери» детям  надо выбрать карточки и развесить на «Дерево выбора», подобрать их по цвету грани (можно усложнить игру, если дети уже легко развешивают карточки по цветам - предложить выбрать карточки красного цвета и развесить их на грань желтого цвета, и соответственно с другими гранями, меняя цвета или выбрать оттенки красного (розовый, малиновый, пурпурный).

Игра «Где на Дереве спрятался…..?»

Дидактическое пособие «Дерево выбора» можно использовать для детей от 3х до 7 лет для развития памяти и внимания (образовательная область познавательное развитие). Для этого нужно приготовить карточки с изображением  различных животных или птиц, или предметами мебели, или сезонами (в зависимости от календарно - тематического планирования или темы дня). Карточки развесить на разные грани «Дерева выбора» по 3 на каждую.

Цель: создать условия для развития у детей памяти и внимания.

Правило: Обойти с детьми «Дерево выбора» и внимательно рассмотреть картинки (Кто (или что) на картинке? И на какой грани расположена картинка (цвет)?). Все отходят от «Дерева выбора» отворачиваются от него и воспитатель (как равноправный участник игры) или любой ребенок, говорит:

«Где спрятался ….(называет только одну картинку)?  Например – «Снегирь?»

Все дети вспоминают на кой грани он расположен и дают ответ – Например, «На синей грани дерева».

Можно усложнять правила – Назвать картинку с кем (чем) находится рядом со «Снегирем)?

Игра «Размести картинки по сюжету и расскажи историю»

Дидактическое пособие «Дерево выбора» можно использовать для детей от 4х до 7 лет для развития речи. Для этого нужно приготовить карточки с различными сюжетами, возможно сказками (в зависимости от календарно - тематического планирования или темы дня).

Цель: совместно с детьми найти на «Дереве выбора» картинки одного сюжета, расположить их на одной из граней и составить рассказ. Образовательная область – речевое развитие.

Правило - Карточки развесить на разные грани «Дерева выбора», но перепутав последовательность сюжетов. Детям поделиться на 4 команды. Обойти дерево найти картинки из одной сказки (рассказа) и расположить их на гранях дерева по сюжету. Рассказать свою сказку (рассказ).

Можно усложнить  игру – показать пантомимой сначала сказку (а другие команды угадывают), а потом рассказать свой сюжет.

Игра: «Преврати Дерево во время года»

Дидактическое пособие «Дерево выбора» можно использовать для детей от 3х до 7 лет для развития творчества и фантазии.

Цель – украсить с детьми грани дерева элементами (рисунками детей), которые соответствует тому или иному времени года. Для этого нужно выбрать и договориться с детьми какая грань дерева – какое время года. Например – синяя это зима. Увеличить количество крючков по количеству детей.

Правило – дети рисуют атрибуты любого времени года. Например для зимы – снежинки, Дед Мороз, снеговик – любой рисунок по желанию ребенка. И самостоятельно развешивают на «Дереве выбора».

Варианты игры могут быть разные – время суток (утро, день, вечер, ночь; континенты – Африка, Австралия, Америка, Антарктида, Транспорт – речной, воздушный, наземный, подводный и тд.). Дерево в этом случае используется, как оформление Выставки детского творчества и дети учатся классификации.

Игра: «Угадай, что мы на дереве вырастили?»

Дидактическое пособие «Дерево выбора» можно использовать для детей от 3х до 7 лет для развития умения общаться и договариваться. Образовательная область – социально-коммуникативное развитие.

Цель – создать условия, чтобы дети договаривались, умели объединяться в команды, делать выбор и объяснять другим при помощи пантомимы, то что они загадали.

Правило – нужно разделиться по командам поровну (способы разные, по 4 цветам, по желанию детей и.т.д.). Каждая команда выбирает одну картинку из предложенных (по желанию детей) и вывешивает на своей грани дерева (с сюжетом, с фруктом-овощем, с животным и тд.). Вся команда договаривается, как показать другим этот предмет (сюжет, животное и т.д).

КАЖДЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ МОЖЕТ ПРИДУМАТЬ МНОЖЕСТВО ИГР НА КЛАССИФИКАЦИЮ, СЕНСОРИКУ, СЧЕТ, ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ. Нужно только желание и фантазия.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Как создать и использовать дома для игры с ребенком дидактическое пособие «Дерево выбора»».

Моя встреча с родителями началась с проблемы, которая у меня возникла. Первоначальное дерево, которое я начала использовать на музыкальных занятиях, было не очень удобное. Во-первых, дерево было небольшого размера, и, если его располагать на полу, то ребятам было неудобно рассматривать, располагать и снимать с него карточки-символы. А, самое главное, дерево было очень ярко раскрашено в соответствии с временами года, на нем были большие рисунки с фруктами, зверятами и др. Мои карточки терялись в этих расцветках, ребята отвлекались на них. Поэтому встал вопрос о том, что для дальнейшего использования в образовательном процессе мне необходимо новое пособие.

В конце сентября на Общем родительском собрании воспитанников нашего детского сада я презентовала свое «Дерево выбора» и обратилась к родителям детей с просьбой помочь в изготовлении нового пособия. Одна семья откликнулась на нашу просьбу, и теперь у меня есть дидактическое пособие, полностью соответствующее психофизиологическим возможностям детей. По нашей просьбе родители изготовили дерево, соответствующее росту детей. Карточки на дереве располагаются на таких уровнях, чтобы ребятишки могли их достать. Дерево изготовлено из прочного материала, устойчиво стоит на полу. Каждая грань дерева имеет свой цвет, на нем нет отвлекающего материала. Наверху каждой грани расположены картинки-подсказки, по которым ребята могут ориентироваться, какая грань дерева отвечает за определенную структуру музыкального занятия. На сегодняшний день я могу максимально эффективно использовать дидактическое пособие «Дерево выбора».

Презентуя родителям на общем собрании в сентябре свое пособие, я рассказала, каким образом можно играть с пособием в домашних условиях. Обратила внимание, что некоторые родители заинтересовались моей разработкой, они активно задавали вопросы, интересовались, каким образом можно сделать «Дерево» самим. Тогда мне пришла в голову идея сделать мастер-класс по изготовлению пособия для родителей. В октябре я пригласила всех желающих родителей воспитанников нашего дошкольного образовательного учреждения на свой мастер-класс по изготовлению небольшого пособия «Дерево выбора» из плотного картона для игры с детьми дома. На данный мастер-класс пришли двадцать четыре  родителя. Я приготовила заготовки «Дерева» из цветной бумаги, и мы вместе сделали пробные набольшие пособия. Я посоветовала родителям создавать свои «Деревья» вместе с детьми, чтобы поддержать интерес ребят к пособию. Предложила использовать те цвета, которые захотят ребята, дать им возможность самим раскрасить и оформить «Дерево» так, как им нравится. Таким образом, у каждой семьи будет свое уникальное «Дерево выбора».

В ноябре я вновь пригласила родителей на встречу, чтобы рассказать и проиграть с ними в игры, которые я придумала с использованием пособия «Дерево выбора». На данную встречу пришли девятнадцать активных родителей, некоторые принесли с собой готовые пособия. Причем родители сделали свои «Деревья» из различного материала. Несколько пап сумели сделать «Деревья» из фанеры, один папа (у него есть такая возможность) создал пособие из струганого дерева, три человека сделали свои «Деревья» из пластиковых панелей, один папа даже сделал свое «Дерево» из ламината.  Те «Деревья», которые создавали мамы со своими детьми, были и плотного картона. Мы вместе играли в игры с «Деревом», причем родители играли с интересом, азартом и удовольствием. Веселились, как дети, чем удивили и искренне радовали меня.

Вместе с родительским активом мы запланировали встречу в январе, чтобы обсудить, как у них получатся играть с пособием со своими детьми в домашних условиях и рассказать друг другу, какие новые игры, возможно, придумали сами родители или ребята.

Я надеюсь, что использование моего дидактического пособия «Дерево выбора» для игр детей и родителей поможет разнообразить их семейный досуг, позволит родителям больше времени проводить со своими детьми, создаст условия для развития разных сторон личности ребенка в игровой форме домашних условиях и просто подарит много веселых моментов!

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

Игра: «Угадай, что мы на дереве вырастили?»

Дидактическое пособие «Дерево выбора» можно использовать для детей от 3х до 7 лет для развития умения общаться и договариваться. Образовательная область – социально-коммуникативное развитие.

Цель – создать условия, чтобы дети договаривались, умели объединяться в команды, делать выбор и объяснять другим при помощи пантомимы, то что они загадали.

Правило – нужно разделиться по командам поровну (способы разные, по 4 цветам, по желанию детей и.т.д.). Каждая команда выбирает одну картинку из предложенных (по желанию детей) и вывешивает на своей грани дерева (с сюжетом, с фруктом-овощем, с животным и т.д.). Вся команда договаривается, как показать другим этот предмет (сюжет, животное и т.д

Игра «Где на Дереве спрятался…..?»

Дидактическое пособие «Дерево выбора» можно использовать для детей от 3х до 7 лет для развития памяти и внимания (образовательная область познавательное развитие). Для этого нужно приготовить карточки с изображением  различных животных или птиц, или предметами мебели, или сезонами (в зависимости от календарно - тематического планирования или темы дня). Карточки развесить на разные грани «Дерева выбора» по 3 на каждую.

Цель: создать условия для развития у детей памяти и внимания.

Правило: Обойти с детьми «Дерево выбора» и внимательно рассмотреть картинки (Кто (или что) на картинке? И на какой грани расположена картинка (цвет)?). Все отходят от «Дерева выбора» отворачиваются от него и воспитатель (как равноправный участник игры) или любой ребенок, говорит:

«Где спрятался ….(называет только одну картинку)?  Например – «Снегирь?»

Все дети вспоминают на кой грани он расположен и дают ответ – Например, «На синей грани дерева».

Можно усложнять правила – Назвать картинку с кем (чем) находится рядом со «Снегирем)?

Игра «Размести картинки по сюжету и расскажи историю»

Дидактическое пособие «Дерево выбора» можно использовать для детей от 4х до 7 лет для развития речи. Для этого нужно приготовить карточки с различными сюжетами, возможно сказками (в зависимости от календарно - тематического планирования или темы дня).

Цель: совместно с детьми найти на «Дереве выбора» картинки одного сюжета, расположить их на одной из граней и составить рассказ. Образовательная область – речевое развитие.

Правило - Карточки развесить на разные грани «Дерева выбора», но перепутав последовательность сюжетов. Детям поделиться на 4 команды. Обойти дерево найти картинки из одной сказки (рассказа) и расположить их на гранях дерева по сюжету. Рассказать свою сказку (рассказ).

Можно усложнить  игру – показать пантомимой сначала сказку (а другие команды угадывают), а потом рассказать свой сюжет.

Игра: «Преврати Дерево во время года»

Дидактическое пособие «Дерево выбора» можно использовать для детей от 3х до 7 лет для развития творчества и фантазии.

Цель – украсить с детьми грани дерева элементами (рисунками детей), которые соответствует тому или иному времени года. Для этого нужно выбрать и договориться с детьми какая грань дерева – какое время года. Например – синяя это зима. Увеличить количество крючков по количеству детей.

Правило – дети рисуют атрибуты любого времени года. Например для зимы – снежинки, Дед Мороз, снеговик – любой рисунок по желанию ребенка. И самостоятельно развешивают на «Дереве выбора».

Варианты игры могут быть разные – время суток (утро, день, вечер, ночь; континенты – Африка, Австралия, Америка, Антарктида, Транспорт – речной, воздушный, наземный, подводный и тд.). Дерево в этом случае используется, как оформление Выставки детского творчества и дети учатся классификации.

Игра «Раз, два, три цвет скорее подбери»

Дидактическое пособие «Дерево выбора» можно использовать для детей от 3х лет для  сенсорного развития. Для этого приготовить карточки 4х цветов. Карточки перемешать и сложить в коробочку.

Цель:  развесить на гранях дерева карточки в соответствии с цветом (желтый, красный, синий, зеленый). Образовательная область познавательное  развитие.

Правило: По сигналу воспитателя «Раз, два, три цвет скорее подбери» детям  надо выбрать карточки и развесить на «Дерево выбора», подобрать их по цвету грани (можно усложнить игру, если дети уже легко развешивают карточки по цветам - предложить выбрать карточки красного цвета и развесить их на грань желтого цвета, и соответственно с другими гранями, меняя цвета или выбрать оттенки красного (розовый, малиновый, пурпурный).