Подготовка к олимпиадам

Страница содержит тренировочные задания для подготовки к олимпиадам

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

9 класс. 2010 год

Максимальный балл – 57 баллов (100%)

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в I  этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!

Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.

Успеха Вам в работе!

Задание 1.

Задание включает 25 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным, и запишите его в матрицу ответов для первого задания. Ответы пишите разборчиво.

1. Экология – это:

а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой;

б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой;

в) природа;

г) охрана природы и рациональное природопользование

2.  К абиотическим природным факторам относятся:

а) климат;        

б) загрязнение окружающей среды человеком;

в) конкуренция за источник питания;

г) паразитизм

3.Территория, занимаемая видом или популяцией, называется:

а) пространством;

б) ареалом;

в) зоной;

г) участком

4. По вине человека в атмосфере уменьшается доля:

а) диоксида серы SO2 ;

б) диоксида углерода СО2 ;

в) кислорода О2 ;

г) диоксида азота NO2

5. Парниковый эффект, вызванный увеличением в атмосфере углекислого газа, приводит:

а) к таянию вечных снегов и затоплению низменных участков земли;

б) к увеличению радиационного фона на земле;

в) к отравлению организмов;

г) к понижению температуры нижних слоев атмосферы

6. Причина возникновения «озоновых дыр»:

а) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа;

б) увеличение выбросов в атмосферу пыли;

в) уменьшение в атмосфере доли кислорода;

г) увеличение выбросов в атмосферу фреонов

7. Основной источник загрязнения атмосферы:

а) загрязнение от автотранспорта;

б) кислотные дожди;

в) испарение сточных вод;

г) ветровая эрозия почв

8. Все факторы, воздействующие на организм называются:

а) абиотическими;

б) биотическими;

в) антропогенными;

г) экологическими

9. Где сосредоточено наибольшее количество видов живых организмов:

а) в каменной пустыне;

б) на островах;

в) в тропических лесах;

г) в таежных лесах

10. Взаимоотношение между раком отшельником и актинией, прижившейся на его раковине, относят к типу:

а) аменсализму;

б) мутуализму;

в) нейтрализму;

г) комменсализму

11. Термин «экология» вошел в практику благодаря работам:

а) В.И.Вернадского;

б) В.Н.Сукачева;

в) Г.Зюсса;

г) Э.Геккеля

12. Когда у львов происходит замена лидирующего самца, то новый самец либо уничтожает, либо изгоняет из логова детенышей. Это явление может быть объяснено с точки зрения этологии следующим образом:

а) новый самец не любит детенышей;

б) новый самец не в состоянии обеспечить заботу о потомстве;

в) у нового самца наблюдается подавление родительского поведения;

г) новый самец стремиться оставить свое собственное потомство

13. Лесные пожары возникают главным образом по причине:

а) человека;

б) гроз;

в) тайфунов;

г) горящих торфяников

14. Укажите термин, который выпадает из предложенного ряда:

а) консумент;

б) доминант;

в) редуцент;

г) продуцент

15. Какая жизненная среда имеет следующие характеристики: много света и кислорода, возможны резкие изменения температур, часто возникает дефицит влаги.

а) наземно – воздушная;

б) водная;

в) почвенная;

г) организменная

16. Органическое вещество, определяющее плодородие почв:

а) фекалии;

б) детрит;

в) гумус;

г) компост

17. Примером экологической популяции является совокупность:

а) кабанов, населяющих территорию Евразии;

б) берез, распространенных на Среднерусской возвышенности;

в) бурых медведей в лесу;

г) молочно-белых планарий, населяющих водоемы Европы

18. Высокой продуктивностью отличаются виды, у которых:

а) в избытке пищевые ресурсы;

б) велика гибель особей в природе;

в) отсутствует внутривидовая конкуренция;

г) новорожденные особи небольших размеров

19. Толерантность – это способность организмов:

а) выдерживать изменения условий среды;

б) приспосабливаться к новым условиям;

в) образовывать локальные формы;

г) приспосабливаться к строго определенным условиям

20. Экологический фактор, входящий за пределы выносливости называется:

а) антропогенным;

б) стимулирующим;

в) абиотическим;

г) лимитирующим

21. Инсектициды – это химические средства борьбы с:

а) сорняками;

б) насекомыми;

в) грибами;

г) всеми паразитами

22.Типичным примером комменсализма можно считать:

а) сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений;

б) взаимоотношения льва и растительноядных копытных;

в) отношения березы и подберезовика;

г) использование непаразитическими формами насекомых нор грызунов в качестве убежищ

23. Какие организмы являются индикаторами чистоты воздуха:

а) лишайники;

б) одуванчики;

в) хвощи;

г) березы

24. В заповеднике, в отличии от национального парка:

а) разрешается проведение экскурсий и туристических походов;

б) допускается лицензионная охота и рыбная ловля;

в) допускаются только научные исследования;

г) разрешается сбор дикорастущих трав местному населению

25. Полезные ископаемые недр планеты относят:

а)  к неисчерпаемым природным ресурсам;
б)  к возобновляемым природным ресурсам;
в)  к невозобновляемым природным ресурсам;
г)  к пополняющимся ресурсам.

Задание 2.

Задание включает 5 вопросов с 3 верными вариантами ответов из шести. Номера трех правильных ответов запишите в матрицу для второго задания. Ответы пишите разборчиво.

  1. Гомойотермия характерна для

А) речного угря

Б) европейского протея

В) красноголовый нырок

Г) водяной пастушок

Д) бенгальский варан

Е) лошадь Пржевальского

  1. Между какими парами видов в естественных условиях осуществляются отношения «хищник - жертва»?

А) вальдшнеп и дождевой червь

Б) рысь и заяц-беляк

В) голубая акула и рыба-прилипало

Г) розовый скворец и перелетная саранча

Д) степной орел и белобрюхий стриж

Е) пустельга обыкновенная и серая цапля

  1. Характерными признаками растений, относящихся к экологической группе склерофитов, являются:

А) длинный стелющийся стебель

Б) жесткие узкие мелкие листья

В) развитые придаточные корни

Г) мелкие неокрашенные цветки

Д) розеточные, сильно опушенные побеги

Е) развитая склеренхима

Задание 3.

Установите соответствие между предложенными понятиями. Выполняя задания, внимательно запишите  правильные ответы в соответствующие таблицы. Ответы пишите разборчиво.

3.1. Установите соответствие между перечисленными названиями экологических групп растений и экологическими факторами, по отношению к которым их выделяют.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ


А) склерофиты

Б) гелиофиты

В) сциофиты

Г) суккуленты

Д) гигрофиты

Е) пирофиты


1) свет

2) влажность

3) температура

3.2. Установите соответствие между характеристиками организмов и группами организмов, к которым эти характеристики относятся.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ

ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

А) приводит свою жертву к быстрой гибели

Б) приводит к неизбежной гибели жертвы, но она наступает через определенное время

В) поедает только часть вещества своей жертвы

Г) поедает жертву сам и, как правило, сразу

Д) постепенно угнетает жертву, не приводя ее к гибели

Е) нападает на жертву, но сам ею (или частями ее вещества) никогда не питается


1) хищник

2) паразит

3) паразитоид


Задание 4.

Определите правильную последовательность. Выполняя задания, сначала запишите номер задания, затем правильный ответ с помощью перечисления правильной последовательности цифр. Ответы пишите разборчиво.

4.1. Определите верную последовательность звеньев детритной пищевой цепи.

А) сойка

Б) многоножки

В) листовой опад

Г) ястреб-перепелятник

Д) почвенные грибы и простейшие

Задание 5.

Выполните задания практической направленности. Выполняя задания, сначала запишите номер задания, затем полный, развернутый ответ. Ответы пишите разборчиво.

5.1. Проанализируйте график динамики численности хищника и жертвы, укажите, какая кривая относится к хищнику, какая – к жертве. Ответ обоснуйте.

5.2. Аквариумист решил поставить эксперимент. Он взял аквариум, в котором были рыбы, растения, моллюски, рачки и все прочие основные компоненты естественного водоёма, и герметически закрыл его стеклом сверху. Опишите дальнейшее развитие событий в аквариуме. 



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

10-11 класс. 2010 год

Максимальный балл – 75.

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в I  этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!

Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.

Успеха Вам в работе!

Задание 1.

Задание включает 50 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным, и запишите его в матрицу ответов для первого задания. Ответы пишите разборчиво.

1. Фактор, уровень которого приближается к пределам выносливости организма или превышает ее, называют:

а) оптимальным;

б) экологическим;

в) минимальным;

г) ограничивающим.

2. Является экосистемой, но не является биогеоценозом:

а) молекула воды;

б) ельник-черничник на дерново-подзолистой почве;

в) озеро Байкал;

г) лунный кратер

3. Верное утверждение:

а) все консументы - гетеротрофы;

б) все растения - продуценты;

в) все бактерии - редуценты;

г) все съедобные грибы - продуценты.

4. В лесной зоне наиболее эффективно задерживается пыль на листьях:

а) березовых;

б) сосновых;

в) буковых;

г) еловых.

5. Острый недостаток кислорода ощущается в слоях воды: 

а) с очень быстрым постоянным течением;

б) сильно заселенных бактериями и животными;

в) с большой плотностью фитопланктона;

г) сильно заселенных бурыми водорослями.

6. Сильное освещение прямыми солнечными лучами хуже всего переносят:

а) мезофиты;

б) гелиофиты;

в) сциофиты;

г) пирофиты.

7. Работа с названием «Биоценозы речных долин» относится к следующему подразделению экологии:

а) аутоэкология;

б) экология растений;

в) синэкология;

г) экология животных.

8. Разнообразие условий обитания внутри организма зависит от:

а) продолжительности жизни хозяина;

б) степени дифференциации тела хозяина;

в) сложности жизненного цикла паразита;

г) особенностей строения паразита.

9. Социально-экономическая емкость среды зависит от:

а) решения продовольственной проблемы, состояния медицины и экономики;

б) равномерного размещения населения по территории страны;

в) экологических условий;

г) решения задач здравоохранения.

10. К проявлениям действия абиотических факторов среды относят расселение:

а) лопуха большого;

б) одуванчика лекарственного;

в) рябины обыкновенной;

г) дуба черешчатого.

11. Основными принципами системы охраны природы являются:

а) научная обоснованность, профилактика, комплексный подход;

б) адекватность, регулярность;

в) систематичность, суммирование, историчность;

г) упрощение, энергосбережение.

12. Большой процент углерода в процессе существования биосферы накапливается в:

а) сланцах и карбонатных породах;

б) песчаниках;

в) кремнийорганических породах;

г) железных и марганцевых рудах.

13. Наличие у наземных животных твердого и/или гидростатического скелета обусловлено:

а) дефицитом влаги;

б) низкой плотностью воздуха;

в) солнечной радиацией;

г) колебаниями температуры.

14. Основным принципом устойчивости экосистем является:

а) многообразие форм жизни;

б) пространственный размер экосистем;

в) стабильный климат;

г) географическая широта места.

15. Ярким примером приспособлений к недостаточной освещенности являете» такая жизненная форма растений, как:

а) суккуленты;

б) кустарники;

в) лианы;

г) стланики.

16. Принцип совместного развития человека и природы по Н.Н. Моисееву называется:

а) корреляцией;

б) адаптацией;

в) коэволюцией;

г) конвергенцией.

17. Процесс подготовки растений к перенесению ими морозов
заключается в:

а) прекращении роста;

б) синтезе жиров;

в) накоплении сахаров;

г) денатурации жиров.

18. Процесс выработки внешнего сходства у неродственных форм организмов, ведущих одинаковый образ жизни в близких условиях, получил название:

а) филогенеза;

б) конвергенции;

в) анабиоза;

г) адаптации.

19. Наличие у многих наземных растений корневой системы обусловлено:

а) почвенным воздухом;

б) постоянством почвенной температуры;

в) присутствием в почве раствора биогенов;

г) отсутствием в почве солнечной радиации.

20. Озоновый слой атмосферы разрушается под воздействием:

а) жесткой солнечной радиации;

б) хлорфторорганических соединений;

в) углекислого газа;

г) изменения геомагнитных свойств атмосферы.

21. Время является одним из важнейших, экологических факторов, потому что:

а) запасы энергии в организме исчерпаемы;

б) периоды покоя и активности должны чередоваться;

в) факторы окружающей среды изменяются циклически;

г) необходимо постоянное возобновление микроэлементов.

22. Осадочные породы на Земле образовались в основном благодаря:

а) деятельности живых организмов;

б) вулканической деятельности;

в) физическим процессам выветривания;

г) окислительной деятельности кислорода.

23. Переход из состояния анабиоза к нормальной активности возможен в том случае, если не:

а) нарушена структура макромолекул;

б) сдвинуты жизненные ритмы организма;

в) увеличена концентрация Сахаров;

г) уменьшено содержание воды.

24. Биосфера, как и любая экосистема, является:

а) закрытой системой;

б) открытой системой;

в) полностью автономной системой;

г) полностью независимой системой.

25. Датский ботаник К. Раункиер взял за основу своей классификации жизненных форм растений, следующий признак:

а) местообитание растений;

б) положение и способ защиты почек возобновления у растений в течение неблагоприятного периода - холодного или сухого;

в) внешнюю морфологию растений;

г) отношение к какому-либо одному фактору среды, имеющему важное формообразовательное и физиологическое значение и вызывающему приспособительные реакции.

26. Последовательные изменения видового состава экосистемыьназывают:

а) генезисом;

б) сукцессией;

в) метаморфозом;

г) демутацией.

27. Вид, сохранившийся от ранее процветающей группы животных или растений, называется:

а) эндемиком;

б) автохтоном;

в) эдификатором;

г) реликтом.

28. Группа болезней, источником которых являются птицы, называется:

а) псориаз;

б) орнитоз;

в) эпидермофития;

г) корь.

29. Животные, которые передвигаются в почве по тонким скважинам, не прибегая к рытью, имеют тело:

а) малого поперечного сечения и способное изгибаться;

б) с жесткими чешуйчатыми покровами;

в) с головой; расширенной и укрепленной толстым слоем хитина;

г) с роющими конечностями.

30. Фотопериодическая реакция имеет большое приспособительное значение для жизнедеятельности организмов, так как:

а) необходимо заблаговременно удалить продукты жизнедеятельности;

в) важно вовремя изменить ритм чередования, активности и покоя;

г) переход на другие пищевые ресурсы осуществляется заранее.

31. Летние и зимние заморы не возникают в следующих средах жизни:

а) морских водоемах;

б) озерах и прудах;

в) реках;

г) почве.

32. По правилу Аллена у животных, обитающих в северных широтах:

а) уши и носы длиннее, чем у особей того же вида на юге;

б) размеры хвоста и конечностей меньше, чем у представителей того же вида на юге;

в) размеры глазниц, шеи и когтей меньше, чем у представителей того же вида на юге;

г) клыки, когти и конечности не столь мощные, как у представителей того же вида на юге.

33. Животное, которое нападает на другое животное, но поедает только часть его вещества, редко вызывая гибель, относится к числу:

а) хищников;

б) плотоядных;

в) паразитов;

г) всеядных.

34. Приспособленность к среде обитания:

а) присуща живым организмам с момента их появления на свет;

б) возникает путем длительных тренировок организма;

в) объявляется результатом длительного естественного отбора;

г) является результатом искусственного отбора.

35. При чрезмерном увеличении численности (плотности) популяции:

а) животные быстрее и эффективнее размножаются;

б) улучшаются условия жизни для всех особей и возрастает их защита от хищников;

в) особи перестают размножаться, сокращается продолжительность их жизни, растет агрессивность, возникает стресс;

г) уменьшается конкуренция между самцами за самку.

36. Закон ограничивающего фактора гласит:

а) наиболее значимым является тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений;

б) наиболее значимым является взаимодействие факторов;

в) любой фактор необходим для выживания организма в любом состоянии;

г) наиболее значимым является тот фактор, который воз действует сильнее в любой момент времени.

37. Закон оптимума означает следующее:

а) организмы по-разному переносят отклонения от оптимума;

б) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм;

в) любой экологический фактор оптимально воздействует на организм;

г) любой организм оптимально подстраивается под различные условия окружающей среды.

38. Механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяции, кроется:

а) во внутривидовых отношениях;

б) в отношениях с окружающей средой;

в) в генофонде;

г) в биохимических и физиологических процессах организмов.

39. Предельная численность особей вида в естественных условиях ограничена:

а) климатическими условиями среды;

б) размерами среды обитания;

в) существующим количеством особей и климатическими факторами;

г) экологической емкостью среды обитания.

40. Обычно под структурой популяции понимают:

а) соотношение особей разного пола или разного возраста;

б) соотношение здоровых и больных особей;

в) соотношение почвенных и наземных обитателей;

г) соотношение вымерших особей и ныне живущих.

41. Один из факторов среды:

а) может быть заменен избытком другого фактора;

б) не может быть заменен другими факторами;

в) частично может быть заменен другими факторами;

г) может быть заменен двумя-тремя другими факторами.

42. Один из профессоров Московского университета впервые разработал систему экологических исследований живот ных и доказал зависимость живых форм от изменения среды их обитания. Этим ученым является:

а) К.Ф. Рулье;

б) А. Гумбольдт;

в) Ж. Бюффон;

г) Ж.Б. Ламарк.

43. Почва как среда обитания включает все группы животных но основную часть ее биомассы формируют:

а) крупные хищники (гетеротрофы — консументы 1-го порядка);

б) сапрофаги (сапротрофы);

в) продуценты (автотрофы);

г) гетеротрофы — консументы 2-го порядка.

44. Абиотическими факторами среды не являются:

а) вода и выпадение осадков;

б) грунт;

в) взаимодействие типа «паразит — хозяин»;

г) рельеф.

45. Тип взаимоотношений следующих представителей животного мира можно классифицировать как «нахлебничество»:

а) рак-отшельник и актиния;

б) крокодил и воловья птица;

в) акула и рыбы-прилипалы;

г) волк и косуля.

46. Растением-паразитом не является:

а) повилика;

б) заразиха;

в) омела белая;

г) головня.

47. Вариантом, который отражает правильную последовательность организмов, вступающих в отношения «хозяин — паразит — сверхпаразит» является:

а) амеба — опалина - лягушка;

б) лягушка — опалина - амеба;

в) грибы — лягушка — опалина;

г) лягушка — амеба — опалина.

48. Совокупность всех факторов среды, в пределах которой возможно существование вида в природе, называют:

а) сообществом;

б) экологической нишей;

в) биогеоценозом;

г) экотопом.

49. Примером популяции является совокупность особей:

а) рдеста обыкновенного, произрастающего в данном водоеме;

б) сосны обыкновенной, распространенной по побережью Балтийского моря;

в) клеста-еловика, заселяющего таежную зону России;

г) сельди тихоокеанской в Тихом океане.

50. С периодическими изменениями в окружающей среде не связано следующее явление:

а) фотосинтетическая активность растений;

б) зимняя спячка животных;

в) осенний листопад;

г) активность внутренних паразитов

Задание 2.

Задание включает 5 вопросов с 3 верными вариантами ответов из шести. Номера трех правильных ответов запишите в матрицу для второго задания. Ответы пишите разборчиво.

2.1. Из названных водных животных по способу питания является фильтратором:

а) актиния

б) губка-бодяга

в) тридакна

г) дафния

д) морской еж.

2.2. В основе химического выветривания горных пород в биосфере лежат процессы:

а) седиментации

б) гидролиза

в) окисления

г) гидратации

д) дефляции.

2.3. К организмам, накапливающим кремний относятся:

а) стеклянные губки

б) кораллы

в) диатомовые водоросли

г) радиолярии

д) фораминиферы.

2.4. Современный этап экологического кризиса связан:

а) с катастрофическим сокращением численности животных-объектов охоты и рыболовства

б) со снижением биологической активности деструкторов

в) с сокращением запасов традиционных энергоносителей

г) с загрязнением среды

д) с производством трудноразлагаемых синтетических веществ

2.5. В чём сходство природной и искусственной экосистем?

а) небольшое число видов

б) наличие цепей питания

в) замкнутый круговорот веществ

г) использование солнечной энергии

д) использование дополнительных источников энергии

е) наличие продуцентов, консументов, редуцентов

Задание 3.

Установите соответствие между предложенными понятиями. Выполняя задания, внимательно запишите  правильные ответы в соответствующие таблицы. Ответы пишите разборчиво.

3.1. Формы взаимоотношений организмов:

  1. симбиоз (мутуализм);
  2. комменсализм;
  1. нейтрализм;
  2. конкуренция.

Организмы: а) бобовые растения и клубеньковые бактерии (улавливающие азот из воздуха); б) лишайник-кладония| в) синицы и мыши в одном лесу; г) обитатели нор (грызуны,  насекомые, пауки,  многоножки); д) лиса и песец е) черный и рыжий тараканы; ж) рыба-горчак и перловица (двустворчатый моллюск); з) лев и гиена.

3.2. Способы питания:

  1. фильтрование;
  2. соскабливание;
  3. паразитизм;
  4. хищничество.

Животные: а) бычий цепень; б) инфузория; в) коловратка г) циклоп; д) мидия; е) перловица; ж) гидра пресноводная; з) осьминог; и) удав; к) морской еж; л) улитка-катушка

12. Установите соотношения понятий и их определений:

1) популяция         а) совокупность взаимодействующих между

                              собой организмов, населяющих определенную

                               территорию;

2) биоценоз          б) единый природный комплекс, образованный

                               живыми организмами и средой их обитания, в

                               котором живые и косные компоненты

                                взаимосвязаны обменом веществ, энергии и

                                информации;

3) экосистема              в) группа особей одного вида, находящихся во

                                       взаимодействии между собой и совместно

                                        населяющих общую территорию

Задание 4.

Определите правильную последовательность. Выполняя задания, сначала запишите номер задания, затем правильный ответ с помощью перечисления правильной последовательности цифр. Ответы пишите разборчиво.

4.1. Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

а) уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов

б) заселение среды обитания особями других видов

в) сокращение численности исходных видов

г) изменение среды обитания в результате действия экологических факторов

д) формирование новой экосистемы

Задание 5.

Выполните задания практической направленности. Выполняя задания, сначала запишите номер задания, затем полный, развернутый ответ. Ответы пишите разборчиво.

5.1.Какие виды являются эдификаторами в растительных сообществах? Приведите примеры.

5.2. Как сказывается на растительных сообществах прокладка газо- и нефтепроводов?

  1. Объясните, почему в Китае вслед за уничтожением воробьев, резко

снизился урожай зерновых?


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: