Внеклассная работа по биологии и экологии

Материалы страницы можно использовать во внеурочной деятельности по биологии и экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Воспитательная программа

                            «Экологическое проектирование»

        Срок реализации 4 года

Возраст учащихся 11-14 лет

               Автор: Щекина Е. Г.

                                                                                                 Учитель биологии и

                                                                                                                 географии

Пояснительная записка

Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Содержание воспитания  должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного  в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. В единстве с социально-экономическими процессами должны рассматриваться проблемы окружающей среды. Необходимо, чтобы все люди поняли свою ответственность перед будущим. Задача состоит в том, чтобы преобразить это понимание в конкретные дела и совершить переход к новым формам развития и образу жизни. Человечеству, чтобы выжить, необходимо принять иную модель развития, изменить способ своей жизнедеятельности, провести кардинальные изменения в различных сферах: экономике, культуре, политике, исходя из концепции устойчивого развития.   Достижению этих целей во многом способствует экологическое воспитание школьников, которому в последнее время уделяется очень большое внимание. Эффективность экологического  воспитания в школе зависит от ряда факторов. Среди них, прежде всего, следует отметить  систематичность, последовательность, взаимосвязь учебной и внеурочной работы. Особую роль играет использование наряду с традиционными, инновационных  форм и методов, творческий подход к их применению. Для реализации задач экологического воспитания  необходимо отдавать предпочтение  таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые будут:

  1. стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
  2. способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
  3. обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения.
  4. вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению  проблем окружающей среды местного значения.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов воспитания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в воспитательный  процесс альтернативных форм и способов ведения воспитательной деятельности. Этим обусловлено введение в воспитательный  контекст образовательного учреждения  методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.  

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что:

-       метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

-       метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность;

-       метод проектов – один из немногих методов, выводящих воспитательный процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

   Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка,

Тип программы – модифицированная.

Вид программы: комплексная

  1. по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития обучающихся - общеразвивающая, исследовательская;
  2. по уровню сложности – интегрированная;
  3. по форме организации образовательного процесса – групповая, с индивидуальным подходом в области освоения экологических знаний и проектной деятельности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы «Экологическое проектирование».

Новизна программы заключается в организации жизнедеятельности подросткового коллектива как единой команды, где каждый  работает на общий результат группы.

Актуальность.

          Актуальность программы в том, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и мн.др. ведет к гибели природы, а значит и человечества. Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества.

В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий.

Метод проектов как технология прекрасно решает многие  задачи, именно поэтому его актуальность не снижается уже многие годы.

Цель:

- формирование ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности. 

Задачи:

Образовательные

  1. формировать знания о единстве природы, закономерностях природных явлений, о взаимодействии природы, общества, человека, об  экологических   проблемах и способах их разрешения; развитие интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке природопользования и улучшению состояния окружающей среды;
  2. использовать возможности проектной теологии для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся;
  3. формировать исследовательские навыки;
  4. научить ребенка умению жить, через познание себя, изучение мира и его законов и преобразовывать себя и свою жизнь через трудовые отношения;
  5. обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики.

Развивающие

  1. способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности, совершенствовать интеллект детей;
  2. развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;
  3. формировать умения публичных выступлений;
  4. способствовать  развитию воображения и творческих способностей ребёнка.
  5. развивать нравственные и эстетические чувства;
  6. способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;

Воспитательные

  1. воспитать экологически направленные ценностные ориентации личности, мотивы и потребности, привычки экологически целесообразного поведения и деятельности;
  2. формировать стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды;
  3. способствовать развитию духовной потребности в общении с природой;
  4. воспитывать нового человека через осознание творческого взаимодействия человека и окружающего его мира;
  5. способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни;
  6. проявлять стремление и желание улучшить состояние окружающей среды своей местности, свой образ жизни.

Организационно-методическая деятельность направлена на повышение уровня экологической грамотности, развитие творческих способностей обучающихся. Для оптимального решения этих задач необходимо:

  1. Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс воспитания;
  2. Практические мероприятия.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием ребенка, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

 Компетентности, приобретаемые ребёнком:

Исследовательские:

  1. получение и обработка информации
  2. обращение к различным источникам данных и их использование
  3. представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных группах.

Социально-личностные:

  1. оценивать подходы, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой

Коммуникативные:

  1. выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других людей.
  2. выступать на публике - владение способами презентации себя и своей деятельности.

   Формы и методы.

 С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического воспитания требует определенных форм и методов. В своей программе я отдаю предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые:

  1. стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде

 ( сюжетно-ролевые игры, викторины, компьютерные технологии);

  1. обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления обучающихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений;
  2. вовлекают обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, лекции и пр.);
  1. интерактивные методы, т.е. воспитание во взаимодействии (тренинги, ролевые игры);

Этапы реализации программы

Первый год

ПРОЕКТ «СОХРАНИМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ»

  1.         Организация экологического отряда
  1. Анкета «Что такое экология, экологические проблемы»
  2. Конкурс эмблемы для эко-отряда
  3. Оформление экологического информационного уголка
  1. Экологическая акция «Чистый двор»
  2. Охраняем природу!
  1. Просмотр и обсуждение документального фильма

«Национальный парк Самарская Лука и Жигулёвский заповедник» (для учащихся среднего и старшего звена)

  1. Конкурс экологического рисунка
  2. Заочное путешествие «Памятники природы Алексеевского района»
  1. Мини-проект «Поможем птицам»
  1. Социологический опрос «Заботишься ли ты о птицах зимой»
  2. Исследование «Зимующие птицы Алексеевского района»
  3. Экологическая акция  «Накормим птиц зимой»
  1. Постановка экологической сказки  «Про серенького козлика»

Второй год

Проект «Мусору -НЕТ!»

1 Анкетирование «Мои поступки»

      2 Исследование «Что такое мусор?»

  1. Информационный поиск
  2. Статьи в информационный уголок
  3. Создание электронной презентации к уроку чистоты

      3 Школа для детей и их родителей

  1. Урок чистоты для родителей и учащихся школы
  2. Экологические тренинги «Мои потребности», «Разумное поведение» и т. д.
  3. Мастер-класс «Вторая жизнь пластиковой бутылки»
  4. Выставка поделок из бытового мусора
  5. Разработка информационных буклетов для учащихся

    4 Конкурс сочинений «Мусору-нет!»

    5 Как бороться с мусором?

  1. Создание «Листка экологических безобразий»
  2. Посещение жилищно-коммунального хозяйства, интервью у руководителя Устинова В. А.
  3. Эко-акция «Не сжигайте мусор!» (расклеивание информационных листовок в селе Алексеевка и поселке Авангард)
  4. Эко-акция «Чистый берег»

   

    6 Экологический театр- постановка сказки «Как Вовка живую воду искал»

       

Третий год

Проект «Человек и окружающая среда»

1 Анкетирование

2 Школа  экологической безопасности для детей и их родителей

  1. Экскурсия в пожарную часть№116 и проведение на ее территории практического занятия  «Как вести себя при пожаре»
  2. Экологическая акция совместно с родителями «Осень без дыма».
  3. Конкурс рисунков «Нет пожарам»
  4. Встреча со специалистом «Первая помощь при ожогах»
  5. Выпуск буклета «Что делать, если пожар?»
  6. Пресс- вояж «Эконовости села Алексеевки»
  7. Экскурсия в лесничество и проведение на ее территории практического занятия «Как вести себя на природе»
  1. Встреча со специалистом «Первая помощь при укусе насекомых, клещей и змей».
  2. Поход выходного дня (совместно с  родителями)

-  спортивная игра «Лесная эстафета»

-конкурс поделок из природного материала

  1. Информация  в классную газету

- «Если отравился грибами».

-«Как вести себя на природе

- фотовыставка «Съедобные и ядовитые грибы».

3. Экологическая школа для самых маленьких  (экологическая деятельность в детском саду «Светлячок»)

  1. Экологическая игра «Там, на неведомых дорожках»
  2. Изготовление книжек-игрушек «Кто живет в природе»
  3. КТД «Мой маленький друг»
  4. Почемучкин час «Знакомьтесь с теми, кто ползает, прыгает, летает».
  5. Экологическое спортивное ассорти «В лесу у пня суета, беготня».
  6. Экологический праздник «День рождения Бабы-Яги»

4. Экологический театр- постановка сказки «Теремок на экологический лад»

5. Публикация в районной газете «Степная правда» результатов интервьюирования «Что бы я сделал для экологической безопасности села, если бы был главой района»

Четвертый год

Проект «Школа-среда обитания или Здорово жить!»

1 Анкетирование  «Что значит здорово жить?»

2 Школа- территория здоровья.

  1. Статьи в классную газету на тему «Полезные продукты»
  2. Акция «Мойте руки перед едой».
  3. Практическое занятие «Столовый этикет»
  4. Встреча со специалистом  «Вся правда о диетах»
  5. Самоанализ «Что я делаю для укрепления своего иммунитета»
  6. Выпуск буклета «Как уберечься от инфекции»
  7. Акция «Лекарственные растения (посадка лекарственных растений на пришкольном участке).
  8.  Встреча за круглым столом «Нет вредным привычкам!» (совместно с родителями, психологом и социальным педагогом)

- Просмотр и обсуждение документального фильма

- Тренинг «Как отказаться, если тебе предложили закурить, употребить спиртной напиток»

- Показ миниатюры « Письмо курящей девушке»

  1. Практикум «Если болит голова».

3 Школа- территория чистоты

  1. Фотоохота «Экологические безобразия в нашей школе»
  2. Акция «Экологический призыв» (развешивание табличек, плакатов)
  3.  Организация и проведение общешкольного  конкурса  «Зеленая школа» (озеленение кабинетов, рекреаций, коридоров)
  4. Выпуск буклета «Чем опасна жевательная резинка»
  5. Организация и проведение общешкольной акции «Нет жевательной резинке»

4 Школа-территория здорового общения

  1. Фотоохота «Один день из жизни школьного коллектива»
  1. Тематический вечер «Этикет общения»
  2. Организация и проведение общешкольной акции  «День вежливости»

Ожидаемый результат:

  1. Повышение уровня экологической грамотности;
  2. Развитие творческих способностей учащихся;
  3. Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс воспитания;
  4. Практические мероприятия: участие в экологических акциях, патрулях и т. д.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием ребенка, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

 Компетентности, приобретаемые ребёнком:

Исследовательские:

  1. получение и обработка информации
  2. обращение к различным источникам данных и их использование
  3. представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных группах.

Социально-личностные:

  1. оценивать подходы, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой

Коммуникативные:

  1. выслушивать и принимать во внимание взгляды и мнения других людей.
  2. выступать на публике - владение способами презентации себя и своей деятельности.

Кроме того, предполагаются изменения:

 - в  развитии  каждого ребёнка.

Параметры оценивания

Методы

Рост самоуважения, снижение уровня общей тревожности

Приобретение каждым ребёнком опыта взаимодействия в решении текущих проблем

Укрепление убеждения в необходимости саморазвития

Усвоение ребёнком норм позитивного взаимодействия с окружающими

Укрепление (развитие) индивидуальных способов самоосуществления

Сравнение результатов тестирования в начале и в итоге проектной деятельности.

Анализ динамики участия ребёнка в деятельности. Рейтинг участия.

Опрос детей об их планах и перспективах

Сравнение наблюдений вожатых и формальной успешности ребёнка


Осуществление деятельности в составе МИГов.

- в развитии класса

Параметры оценивания

Методы

Высокая степень организованности в решении задач деятельности

Атмосфера психологического комфорта

Анализ достижений отряда

Методика «Цветопись», Анкета «Психологический климат группы».

Диагностика

      С  целью изучения эффективности и результативности данной программы проводится мониторинг в начале и конце каждого года, используя  комплексную анкету по выявлению состояния экологической культуры учащихся  (приложение №8)

Выделяется три уровня развития экологической культуры: низкий, средний, высокий.

Подросток с высоким уровнем развития экологической культуры, как правило, имеет широкий кругозор, более полные знания по экологии и биологии, т.к. много читает дополнительной литературы. Ответы на поставленные вопросы у него аргументированы. Такой подросток способен к объективной оценке поступков товарищей в природе, самокритичен к собственным действиям. Общителен, легко находит общий язык со сверстниками. Принимает активное участие в разработке и проведении  мероприятий.

Подросток со средним уровнем развития экологической культуры, как правило, отличаются по степени полноты знаний в области экологии и биологии. Не умеет при ответах оперировать основными понятиями по экологии и биологии. Подчас он необъективен в оценке своих поступков в природе. Принимает активное участие в  экологических мероприятиях.

Подросток с низким уровнем развития экологической культуры имеет узкий кругозор, знания по экологии и биологии носят фронтальный характер. Полностью отсутствует самокритичность. Такие учащиеся не знают основных норм поведения в обществе, проявляют грубость в общении с другими людьми. Не принимают участия в мероприятиях посвященных экологическим проблемам. Расчеты уровня развития экологической культуры ведутся по средним значениям.

Уровень развития экологической культуры учащихся

Результаты исследования показали изменения уровня развития экологической культуры и учащихся  класса: количество учащихся с высоким уровнем увеличилось примерно на 15 % (с 10% до 25%); количество учащихся со средним уровнем также возросло примерно на 18% (с 49% до 57%); количество же учащихся с низким уровнем развития экологической культуры уменьшилось на 23% (с 41% до 18%).

Программа реализуется в классном коллективе в течение двух лет. В 2009-2010 уч. году и в 2010-2011 уч. году класс занял I место в общешкольном конкурсе воспитательных проектов.

Список, используемый литературы:

1. Величковский В.Т. «Здоровье человека и окружающая среда», М: «Новая школа», 1997 г.

2. Залыгин С. Экология и культура.//Новый мир. -1992, № 9, с. 3.

3.  Захлебный А. Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986.

4. Зверев И. Д. Охрана природы и  экологическое воспитание.//Воспитание школьников. -1985, № 6, с. 30-35.

5. Мы с тобой, Природа! (сценарии массовых экологических мероприятий): Липецк, 1995.

6. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.

   7.  Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура — М.: Горизонт, 1997.— 208 с.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Презентация проекта учащихся 6-А класса «Мусору-нет!»

ДАША:  Здравствуйте уважаемые зрители! Мы приветствуем вас в студии новостей экологического отряда «Экоша».

ВИКА:  Как вы помните, в прошлом году в 6-А классе был организован экологический отряд, участники которого реализовывали проект «Сохраним природу вместе».

Сегодняшний выпуск новостей посвящен следующему проекту отряда, который называется  «Мусору-нет!»

ДАША:  К сожалению, для нашего села, как и для всей России проблема мусора очень актуальна. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы.     Мусор постепенно становится монстром цивилизации.

ВИКА: При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены, жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

ДАША: Проведенное анкетирование среди учащихся школы показало, что более 90% детей хоть раз бросали мусор мимо урны, тем самым, способствуя загрязнению окружающей среды.

ВИК: А что же такое мусор? Можно ли решить проблему утилизации мусора? И как повысить экологическую культуру населения?- на эти важные вопросы попытались мы ответить, работая над проектом.

ВИКА: Мусор- это твердые бытовые отходы или ТБО так, оказывается, интеллигентно называется бытовой мусор. Мы провели исследование о котором подробнее  нам расскажет один из его организаторов…

ОРГАНИЗАТОР:  Сначала, мы организовали информационный поиск, в результате которого было написано несколько статей в классную газету. Но так как газета расположена в кабинете биологии, а там бывают не все учащиеся школы, то нам, вместе с нашим классным руководителем пришла в голову идея организовать школу для детей и их родителей и разработать «Урок чистоты». Методическую разработку урока, по найденным материалам, мы сделали совместно с классным руководителем, а  электронную презентацию к этому уроку создали самостоятельно. Урок чистоты инициативная группа провела пока только в 5- а классе и в некоторых старших классах, но материалы записаны на диск и каждый класс может самостоятельно провести классный час.

ДАША:  Каково же было наше удивление, что многие  родители ничего не знают о проблеме мусора. Так что наш  урок пригодился и для взрослых.

Фоторепортаж с места событий ведут наши корреспонденты…

  - Школа для родителей состоялась  погожим весенним вечером. Чтобы родители почувствовали себя школьниками, мы рассадили их за парты и начали урок.

Сначала, познакомили с группами, на которые можно разделить ТБО, выяснили, что источниками мусора являются жилые дома, предприятия, больницы и т. д.

Доказали, что 80% всего мусора можно перерабатывать и использовать снова. Участвовали в экологических тренингах, в результате которых обнаружили, что уменьшить количество мусора можно, отказавшись от многих предметов, которые не являются предметами первой необходимости для жизни.

 Провели мастер класс и дали вторую жизнь пластиковой бутылке. Родители с интересом работали и, даже, получили домашнее задание- изготовить полезную вещь из бытового мусора. Вы видите выставку из этих поделок.

 ВИКА: Спасибо ребята! Иногда и родителям полезно побыть в роли учеников!

 « С мусором надо бороться» такое мнение высказали все участники проекта. Но как, мы учащиеся можем этому способствовать? Очень просто! Нужно выполнять простейшие правила экологического поведения. Прежде всего, перестать мусорить самому! Ведь это так просто: кидать мусор в урну, а не рядом с ней! Высыпать мусор из ведра в контейнер, а не на тротуар! Забрать мусор из леса после пикника с собой.

ДАША: Не мусорить — это важно, но еще не все. Каждый человек, думающий

о своем здоровье, о здоровье близких, может и должен как можно меньше заваливать мусорки предметами своего обихода.

 ВИКА Одежду, которую ты уже не носишь, можно отдать нуждающимся.  Не выбрасывай старые игрушки и книги: они МОГУТ кому-то понадобиться

Узнай, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и сдай туда использованную бумагу.  60 кг макулатуры спасает от вырубки 1 дерево.

ДАША:  Мы составили буклет «Простые советы для ответственных граждан планеты Земля» и раздали его учащимся начальной школы, потому что эти правила ребенок должен знать с самого раннего детства.

ВИКА: Все мы с вами живем на разных улицах нашего села. И почти на каждой улице можно увидеть мусор, брошенный несознательными гражданами в неположенном  для него месте. Наши фотокорреспонденты зафиксировали такие стихийные свалки и напечатали листок экологических безобразий.

 ДАША:    С этим листком наши корреспонденты отправились в жилищно - коммунальное хозяйство, где ознакомили с ним начальника данной службы Устинова Василия Александровича, а также взяли у него интервью чтобы узнать: как утилизируется мусор в нашем селе. Запись этого интервью предлагаем вашему вниманию.

   ВИКА:  Надеемся, что наше сотрудничество только начинается, и мы совместно сможем воплотить в жизнь немало новых идей по утилизации мусора.

А пока, наш экологический отряд провел две акции, о которых подробнее расскажут участники этих акций.

  -1 участник:  Часто люди мусор просто сжигают, а это недопустимо, т.к. в атмосферу выделяется много ядовитых веществ. В наших листовках, которые мы расклеили в селе Алексеевка и поселке Авангард мы объяснили жителям причины, по которым этого делать нельзя. Судя по откликам людей, наша акция не прошла незамеченной.

-2 участник: Активисты отряда организовали экологический десант. Вооружившись перчатками и мешками для мусора, мы пришли на берег водохранилища. И что же мы увидели? Пластиковые бутылки, бумага, консервные банки. Мы дружно принялись за дело. Ребята и родители собирали мусор, складывали в мешки, которые отвезли на полигон. Посмотрите, вот таким был берег до уборки, а вот таким стал после.

3 участник: Мы хотим обратиться с инициативой а администрацию нашего района и попросить помочь нам поставить информационные стенды на берегу пруда со следующим содержанием

Остатки трапезы и упаковку:

1. сложить в мусорный мешок

2. завязать узлом

3. Вложить во второй мешок

4. донести (или довезти) до мусорного бака

5. выбросить

Исполнение вышеуказанных 5-ти пунктов

гарантирует чистоту нашим любимым

местам отдыха!!!

Может быть тогда у отдыхающих повыситься экологическая культура поведения и у нас станет чище.

ДАША: Спасибо ребята! Второй год в нашем классе работает экологический театр. В этом году мы поставили сказку «Как Вовка живую воду искал», в которой ребята рассказали о последствиях загрязнения воды мусором.

ВИКА: Мы пригласили одного из персонажей сказки-старика Хоттабыча.

-Здравствуйте! Нашел Вовка живую воду?

ХОТТАБЫЧ:  Нет! Он спрашивал и у водяного, и у черепахи Тортиллы, и у золотой рыбки. Зло отравило всю воду даже в сказках, и Вовка не смог его победить.

ВИКА: Что же делать?

ХОТТАБЫЧ: Зло нельзя победить сразу, и один с ним не справишься! Мы объединимся.  Давайте все вместе бороться со Злом, и тогда вода в водоёмах станет чистой и живой...

ВИКА:  Спасибо!  Наш проект не закончен. Ведь человек создает очень много экологических проблем, которые кроме него самого никто не решит. Посмотрите, какой красивой может быть наша планета, какие живописные места еще существуют на Земле.

Неужели человек никогда не поймет, что он часть природы, а не хозяин её! Давайте сохраним то, что еще осталось!

ДАША: Присоединяйтесь к нам!

ВИКА:  Спасибо за внимание! До следующих встреч!



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Алексеевка

муниципального района Алексеевский Самарской области

Утверждаю.

Директор

___________/Е.А. Чередникова/

«_____»___________2013 г.

Согласовано.

Председатель методического совета

___________/Н.И. Колпакова/

«_____»___________2013 г.

Программа рассмотрена на заседании кафедры «Воспитание»  

Протокол №___от____2013 г.

Руководитель кафедры

________/И. А. Кулакова/

Программа курса внеурочной деятельности

«Основы экологии и проектно-исследовательской деятельности учащихся»

             Направление -духовно-нравственное

                             Возраст детей 11-12 лет

                            Срок реализации 1 год (34 часа)

                             Год разработки - 2013

Автор: Щекина Елена Геннадьевна,

учитель биологии и географии

Алексеевка, 2013

Пояснительная записка

Анализ причин экологической напряженности показывает, что современные экологические проблемы- это в значительной степени проблемы воспитания.  Программа актуальна, так как большое внимание в ФГОС ООО уделено проблеме духовно-нравственного воспитания, одним из направлений которого является экологическое. Учитывая потребности настоящего времени, взят курс на экологизацию образовательного и воспитательного процесса.

Предлагаемая программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 34 часа в неделю.

Основная цель программы: формирование у обучающихся начальных экологических знаний и основ проектно-исследовательской деятельности.

В процессе реализации программы предусмотрено использование разнообразных форм и методов организации деятельности обучающихся: теоретические и практические занятия, экскурсии, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приемы проектной деятельности. Программа имеет практическую направленность.

В программе учтены возрастные психологические особенности пятиклассников: их любознательность, активность и заинтересованность в познании окружающего мира, а также стремление к творчеству.

Планируемые результаты:

Личностные:сформированность у обучающихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы ценностных, смысловых установок.

Метапредметные: освоение обучающимисямежпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной и исследовательской деятельности.

Предметные: определять экологические факторы, характеризовать основные среды обитания организмов, классифицировать биотические связи, составлять цепи питания организмов.

Оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности

Оценка результатов освоения проводится на основе рейтинговой системы, каждому виду работы выставляется определенная сумма баллов. Данный вид оценки способствует усилению мотивации и развитию навыков самостоятельной деятельности. Теоретические знания проверяются и закрепляются в виде викторин, итоговым тестированием.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

В том числе

теория

практика

экскурсии

1

Введение. Экология как наука

3

1

2

2

Экологические факторы

2

1

1

3

Среда обитания

5

1

2

2

4

Биотические связи. Их классификация

8

2

6

5

Природные сообщества

3

1

2

6

Основы проектной и исследовательской деятельности по экологии

12

3

7

2

7

Подведение итогов

1

1

Итого

34

9

23

4

Примерные практические работы

  1. Составление ментальной карты темы
  2. Подготовка сообщений на предлагаемые учителем и самими обучающимися актуальные темы, связанные с проблемами курса.
  3. Изготовление коллажей.
  4. Самостоятельная работа со словарями, справочниками, научно-популярной литературой, Интернет.
  5. Составление паспортов исследовательских проектов.

Содержание программы

Тема 1. Введение (3 часа). Экология как наука. История экологии. Аристотель, К. Линней, Ж. Б. Ламарк, Ю. Либих, Ч. Дарвин, В. Н. Сукачев.

Практическая работа. Изготовление коллажа «Экология-что я о ней знаю?»

Тема 2. Экологические факторы (2 часа). Классификация факторов среды. Абиотические (влажность, свет, температура, количество кислорода), биотические (влияние организмов друг на друга), антропогенные (положительное и отрицательное влияние деятельности человека).

Практическая работа. Составление ментальной карты «Экологические факторы»

Тема 3. Среда обитания (5 часов). Наземно-воздушная среда обитания. Водная среда обитания. Почвенная среда обитания. Организменная среда обитания. Характеристика абиотических условий сред обитания . Приспособленность организмов к обитанию в данной среде.

Практическая работа.  Составление характеристик сред обитания. Подбор примеров организмов, обитающих в данных средах; выделение общих черт приспособленности к среде.

Экскурсия в природу.

Тема 4. Биотические связи (8 часов). Их классификация. Симбиоз: мутуализм, квартиранство,  нахлебничество. Нейтрализм. Антибиоз: паразитизм, конкуренция, хищничество.

Практическая работа: Подбор примеров биотических взаимоотношений с использованием различных источников информации.

Тема 5. Природные сообщества (3 часа).  Структура природного сообщества: продуценты, консументы, редуценты. Цепи и сети питания.

Практическая работа. Моделирование пищевых уровней в экосистеме.

Тема 6. Основы проектной и исследовательской деятельности по экологии (12 часов). Знакомство с исследовательскими проектами, выполненными ранее обучающимися-победителями и призерами научно-практических конференций, их анализ.

Виды экологических исследований. Выбор объекта, цели, гипотезы, задач, методов исследования. Определение условий и срока эксперимента. Правила ведения дневника наблюдений. Правила оформления исследовательской работы. Правила презентации исследовательского проекта. Выполнение учебного исследования. Оформление работы. Презентация исследовательских проектов.

Практическая работа. Составление паспортов исследовательских проектов учащихся-победителей и призеров научно-практической конференции учащихся (название исследования, цель, задачи, методы, ход исследования, выводы)

Экскурсия.  Посещение организаций, занимающихся исследовательской деятельностью

Конференция. Презентация исследовательских проектов.

Тема 7. Итоговое занятие (1 час)

Турнир знатоков экологии.

Практическая работа. Изготовление коллажа «Что я сегодня знаю об экологии?»

Учебно-методическое обеспечение программы курса внеурочной деятельности

Тема

Форма занятий

Приемы и методы организации деятельности

Формы контроля

1-3

Введение (3часа)

Экология как наука

Критерии достоверности источника информации

Творческая мастерская

  Лекция

Тренинг

Изготовление коллажа «Экология-что я о ней знаю?»

Беседа

Демонстрация различных Интернет сайтов, обсуждение признаков достоверности их материалов

Защита коллажа: основная идея

Опрос

Коллективная рефлексия

2

Экологические факторы (2 часа)

Лекция

Практическая работа

Составление ментальной карты «Экологические факторы»

Взаимозачет

4

Среда обитания (5 часов)

Видеозанятие

Практическая работа

Экскурсия в природу

Демонстрация учебного видеофильма «Среды обитания»

«Составление характеристик сред Подбор примеров организмов, обитающих в данных средах; выделение общих черт приспособленности к среде.

Тестирование

4

Биотические связи (8 часов)

Лекция

Практическая работа

Демонстрация презентации «Биотические связи»

Поисковая работа.

Подбор примеров биотических взаимоотношений с использованием различных источников информации

Создание ментальной карты по материалам презентации. Фиксирование типов и видов биотических связей

Тестирование

5

Природные сообщества (3 часа)

Беседа

Практическая работа

Составление кластера в группе «Структура сообщества»

Моделирование пищевых уровней в экосистеме.

Защита творческой работы

6

Основы проектной и исследовательской деятельности по экологии (12 часов)

Конференция

Презентация НИР победителей и призеров научно-практической конференции школьников

Лекция

Экскурсия

Конференция

Выступления учащихся

Составление перечня правил исследовательской деятельности

Анализ документации

Исследовательская работа

Консультации

Коллективный анализ работ

Отчет об экскурсии

Защита исследовательских проектов

7

Подведение итогов (1 час)

Турнир знатоков

Творческая мастерская

Изготовление коллажа «Что я сегодня знаю об экологии?»

Защита коллажа

Список литературы

1. Величковский В.Т. «Здоровье человека и окружающая среда», М: «Новая школа», 1997 г.

2. Залыгин С. Экология и культура.//Новый мир. -1992, № 9, с. 3.

3.  Захлебный А. Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 1986.

4. Зверев И. Д. Охрана природы и  экологическое воспитание.//Воспитание школьников. -1985, № 6, с. 30-35.

5. Мы с тобой, Природа! (сценарии массовых экологических мероприятий): Липецк, 1995.

6. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.

   7.  Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура — М.: Горизонт, 1997.— 208 с.