Консультация для родителей.
Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка. В данном разделе можно найти интересные тематики и варианты бесед с родителями, конспекты проведения консультаций, способы оформления наглядно-информационного материала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.22 КБ | |
| 20.63 КБ | |
| 16.61 КБ | |
| 18.42 КБ | |
| 15.66 КБ | |
| 18.84 КБ | |
| 24.8 КБ | |
| 17.78 КБ | |
| 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 8
Что делать, если ребёнок не хочет убирать игрушки
Дети интуитивно стремятся к предсказуемости во всех делах — это залог их спокойствия и уверенности. Это касается и вещей. Когда они знают, где могут взять конкретную вещь и куда её убрать, то чувствуют себя в большей безопасности, нежели в хаосе. В статье расскажем, как создать чувство предсказуемости и что делать, если ребёнок не хочет убирать игрушки за собой после занятия.
Показывайте пример
До трёх лет дети легко усваивают нормы и правила, принятые в семье. Они буквально впитывают поведение взрослых членов семьи и стараются им подражать. Если родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки всегда кладут вещи на место, то малыш будет делать так же. И тогда мы реже будем сталкиваться с ситуацией, когда ребёнок не хочет убирать за собой — после игры он будет делать это без напоминаний.
Бывает, что родители дожидаются дневного сна и раскладывают по местам разбросанные игрушки, пока малыш спит. Он просыпается и видит порядок, возникший словно по волшебству. Или просят старших детей убрать за младшим, и тогда он начинает думать, что за ним должны убирать другие.
Лучше складывать детские игрушки на глазах, сразу после игры. Можно ничего не говорить и не придавать своим действиям особого значения — малыш всё увидит, впитает и последует примеру. Задача родителя — стать моделью для подражания, особенно если он ещё не понимает, чего от него ждут. Покажите, что это приятная и необходимая часть занятия, демонстрируйте спокойствие и доброжелательность. Так получится превратить уборку для ребёнка в привычное повседневное дело и необходимую часть игры.
Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе «Топ-10 игрушек для малышей»
Дети быстро впитывают привычки и поведение значимых взрослых — например, мамы или папы — но безучастны к наставлениям. В попытках приучить ребёнка убирать игрушки мама может читать поучительные сказки или вести беседы на темы «это твои машинки, ты должен нести за них ответственность». Но в силу незрелости детской психики, все эти доводы скорей всего останутся без внимания.
Любит и поддерживает порядок тот малыш, которого родители научили своим примером
Установите правило убирать игрушки сразу после занятия
Там, где вещи не имеют своего места, ребёнок не сможет научиться убирать за собой. Если родители постоянно переставляют детские вещи в разные места детской комнаты, то он будет их разбрасывать, так как не знает, куда поставить. А там, где каждая вещь имеет постоянное место, достаточно просто вернуть её туда, откуда взял.
Определите место для каждой игрушки и сообщите:
— Посмотри, пожалуйста, колышки мы ставим вот сюда. Они стоят у нас вот на этой полке. Если ты хочешь поиграть, ты можешь взять и сесть вот здесь, на коврик. А после игры ты уберёшь колышки вот сюда.
После окончания игры мама напоминает:
— Смотри, колышки нужно поставить сюда.
Если каждый раз ставить колышки на вторую полку посередине, будет проще запомнить, куда их складывать после игры. Но этого не произойдёт, если хранить игрушки в коробках или ящиках — придётся вываливать всё в кучу, чтобы найти нужную
Важно выдержать эту последовательность и постоянство — если вы убираете за собой, значит, делаете это всегда. Избегайте ситуаций, когда в спешке можно нарушить правило: «Ну ладно, мы уберём это позже, в другой раз». Ребёнок может не понимать, что стоит за конкретной ситуацией, но он чётко считывает сигнал: убирать не обязательно.
Убедитесь, что ребёнку действительно просто убрать за собой игрушки
Польза открытых полок для хранения не только в том, что малышу удобно брать и класть их на место. Но и в том, что полки помогают родителям понять оптимальное количество игрушек. Самая частая причина беспорядка — когда их слишком много и малышу не по силам собрать всё. Он может впасть в отчаянье среди груды игрушек, раскиданных по всей комнате, — он не захочет убирать в таком состоянии, это непосильная ноша для маленького терпения.
Попробуйте оставить буквально четыре-пять занятий без большого количества деталей. Даже если они будут все сброшены с полок, это не так страшно для малыша и мамы — понадобится всего несколько минут, чтобы восстановить порядок.
Вот самые популярные открытые полки для малышей:
- ИКЕА стеллаж «Каллакс» — используется в перевёрнутом горизонтальном положении, можно купить одноярусный.
- ИКЕА система хранения«Труфаст» — вместо корзин используем полки.
- Полка малышовая фабрики «Монтессори-Питер».
Также похожие полки можно сделать на заказ у плотника или в мебельном магазине.
Выкладывание детям каждый день новых трёх из сотни, имеющейся в доме, гораздо лучше учит убирать за собой, чем вознаграждение и «похвалюшки» за уборку кучи игрушек
Не перегните палку
Не стоит слишком жёстко требовать и настаивать — в ответ можете получить протест. Если видите, что ребёнок не хочет убирать игрушки, возьмите паузу: «Я вижу, что ты не хочешь. Но машинки нужно поставить на полку. Я сейчас уберу, а в следующий раз уберёшь ты». И всё, не нужно накалять конфликт — убирание игрушек не должно стать неприятным процессом. Лучше вернуться к правилу уборки, когда оба будете спокойны.
Не нужно оставлять беспорядок только в комнате малыша «Везде в доме чисто, а почему тебя бардак?» Так не получится мотивировать выполнить задачу по наведению порядка. Научить делать что-то в раннем возрасте мы можем только вызывая интерес и удовольствие. Поэтому важно оставлять право отказываться: «Хорошо, сегодня я соберу фигурки с пола. Как чисто и уютно стало!» — этого комментария будет достаточно. На следующий день у малыша будет лучше настроение, и он без напоминаний вернёт на полку все фигурки.
Со временем уборка перестанет быть проблемным процессом, и вы даже можете поменяться ролями: «Мама, ты не убрала свои книги!»
Процесс уборки игрушек не всегда идёт чётко от начала до конца. Ребёнок до трёх лет может отвлечься на другое занятие, и это нормально. Позвольте ему отвлечься, а затем помогите вернуться к наведению порядка. К примеру, вы вместе начали складывать конструктор, и малыш складывает в корзину все детали, кроме жёлтых. Это не самый эффективный способ уборки, но эта деятельность полезна для развития — ребёнок пробует сортировать детали по цвету. Дайте ему время (если никуда не торопитесь) и верните через пару минут к уборке.
Иногда нужно дать чуть больше времени — малыш доиграет и затем уже спокойно уберёт. Бывает, что ему нужно сделать паузу в игре. Он может прерваться, чтобы попить воды или даже переключиться на другую игру. А позже вернётся к прежней игре, закончит её и поставит на место.
Может отвлечь более эмоционально насыщенное событие. Саша увлечённо строил башню, а в этот момент пришёл с работы папа. Малыш побежал его встречать, потом вернулся к игре на пару минут, потом опять к папе — ведь нужно столько всего рассказать. И к игре больше не вернулся, не убрал её, потому что деятельность сменилась.
До трёх лет дети делают только то, что наполнено энергией желания и непроизвольного интереса. Поэтому, если вы не успели привлечь их к уборке и они увлеклись другим занятием, нельзя прерывать его, чтобы принудить убрать предыдущее. Вы разрушите концентрацию на новом деле, а прежнее всё равно не уберут толком. К тому же это будет манипулированием с вашей стороны, а то и принуждением.
И в итоге получим протест, уныние и неприятные эмоции к уборке вместо гордости за ответственное отношение к домашней обстановке. Именно из последнего, а не из неприятного опыта принуждения, вырастает к трём годам осознанная привычка убирать вещи.
В описанной ситуации Саша примерно посередине между «с глаз долой — из сердца вон», и более старшей ответственностью: он помнит о прежнем занятии, и мечется между ним и желанием сосредоточится на папином присутствии. Ему бы хотелось всё и сразу, но самостоятельно выстроить очерёдность пока не получается. Когда вы видите, что малыш помнит, как он хотел клеить (собирать башню или сортировать), но одновременно хочется побыть с папой, напомните о предыдущем деле и уборке.
Папа может предложить:
— Сынок, вижу, ты собирал башню. Хочешь продолжить? Нет? Тогда давай ты уберёшь её на полку, пока я переодеваюсь, и мы с тобой поговорим.
— Как у тебя дела? Что делаешь? Строишь башню? Здорово. Хочешь, я подожду, пока ты достроишь, уберёшь, и мы с тобой пойдём ужинать?
Давайте возможность сделать выбор
Будь то свобода выбора занятия или свобода передвижения, в каждой ситуации нужно предоставить альтернативу. Этот метод тоже помогает избежать сопротивления.
Если малыш не справляется с уборкой, родители могут предоставить ему возможные варианты:
— Ты хочешь убрать красные кубики или синие?
— Нам нужно сначала убрать машины или дороги?
— Мне помочь или ты справишься сам?
— Мы начнём мыть мольберт сверху или снизу?
— Ты возьмёшь один кубик или два?
Выводы: что поможет научиться убирать игрушки
Подготовленная среда и последовательное поведение родителей приводят к тому, что уже к трём годам ребёнок начинает убирать за собой без напоминаний.
- Будьте примером: убирайте свои вещи.
- Определите место для каждой детской вещи.
- Проследите, чтобы у малыша было ровно столько игрушек, сколько он способен убрать.
- Поставьте занятия на открытые полки по росту ребёнка.
- Давайте свободу выбора: убирать самому или с вашей помощью, в какой последовательности убирать игрушки.
- Каждый раз доброжелательно и спокойно напоминайте о необходимости убрать за собой.
- За исключением тех случаев, когда ребёнок уже сконцентрировался на другой деятельности. Здесь лучше напомнить об уборке позже или убрать самому.
Статья подготовлена по материалам наших экспертов: марафона «Порядок и уют в детской» Анастасии Кузнецовой и ответов на вопросы читателей Анной Федосовой.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Как приучить ребенка к Горшку?
Пошаговая инструкция приучения ребенка к горшку
Шаг 1. Определяемся с готовностью приучения ребенка к горшку
Итак, как понять, что ваш малыш готов ходить на горшок?
- Ребенок умеет самостоятельно ходить,
- Малыш может самостоятельно снять и надеть штанишки,
- Ребенок может донести до родителей (словами или жестами), что хочет в туалет,
- Малыш понимает, что хотят донести до него взрослые, может запомнить и повторить какие-либо действия.
- Ребенку исполнилось 1,5-2 года (но, если очень хочется, можно приучать и в год).
Шаг 2. Вводим режим дня
Для начала необходимо приучить ребенку к определенному режиму дня, когда и сон, и прием пищи будет примерно в одно и то же время. Тогда и ходить в туалет ребенок будет примерно в одно и то же время, что значительно облегчит процесс обучения.
Шаг 3. Наблюдаем за ребенком
– Чтобы приучение к горшку было быстрым и удачным, нужно понаблюдать за ребенком (около 5-7 дней): в какой момент он писает и какает, как это связано со сном и с приемом пищи, а также постарайтесь заметить подает ли его тело какие-то сигналы (малыш замирает, вздрагивает, тянет руку к трусикам и т.д.), – советует Елена Бурьевая.
Шаг 4. Выбираем лучший горшок
Конечно, родителям хочется купить своему ребенку самый лучший горшок, но как показывает практика – тем проще горшок, тем лучше, так что лучше отказаться от моделей со светомузыкой или в форме космического корабля. Лучше, если у горшка будет прорезиненное основание, чтобы он не скользил по полу, а также чтобы была опора для спины. Для мальчика лучше выбирать горшок с выемкой на передней стенке, чтобы все вокруг не оказалось в брызгах. Лучше выбирать и покупать горшок вместе с ребенком, а потом также вместе определить для него место в квартире.
Шаг 5. Знакомимся с горшком
Первое знакомство ребенка с горшком может длиться до недели. Расскажите малышу, для чего он нужен, с помощью игрушек покажите, как правильно им пользоваться.
– Старайтесь вместе с ребенком как можно чаще в игровой форме отправлять игрушки на горшок – после сна и еды, перед и после прогулки, – советует детский психолог.
При этом очень важно сохранять спокойствие. Если ребенок капризничает и не признает горшок, не расстраивайтесь, не ругайтесь и не кричите. Так вы точно закрепите отрицательные эмоции в отношении горшка в подсознании ребенка.
Шаг 6. Привязываем горшок к режиму
– Основываясь на своих наблюдениях, постарайтесь посадить ребенка на горшок после ночного или дневного сна, когда мочевой пузырь полный. Так увеличивается шанс, что ребенок сходит туда и увидит результат. Не огорчайтесь, если он отказался, а лучше попробуйте повторить попытку на следующий день. Главное – спокойствие и системность, – советует детский психолог Елена Бурьевая.
Шаг 7. Учимся обходиться дома без подгузника
Старайтесь каждый день оставлять ребенка без подгузника. Самое главное, будьте готовы, что ребенок может намочить или испачкать пол, если все же проигнорирует горшок. Не стыдите и не ругайте его за это происшествие! А лучше вместе уберите и протрите испачканный пол и смените грязные штанишки. Если удастся уговорить малыша в игровой форме прополоскать свои мокрые трусики в раковине или тазике – тоже будет здорово.
Шаг 8. Хороший пример тоже заразителен
– Можно сходить в гости к подруге, у которой ребенок уже приучен к горшку, чтобы ваш ребенок увидел это. Будет замечательно, если вы предложите ребенку тоже сесть на горшок. Обычно детки с большим удовольствием повторяют друг за другом, – предлагает специалист.
Шаг 9. Учимся гулять без подгузника
– После того, как ребенок самостоятельно сел на горшок и что-то сделал в него, желательно больше памперсы не одевать (хотя бы днем). Когда собираетесь на улицу предупредите, что лучше сейчас сесть на горшок и попробовать пописать, потому что, если на улице пописаешь в штанишки, мы должны будем уйти домой. Также обговорите, что, если ребенок захочет на улице в туалет, ему просто нужно будет сказать об этом, и вы поможете ему пописать в складной дорожный горшок (в крайнем случае на травку). Тогда штанишки будут сухими, и вы сможете продолжить прогулку, – советует детский психолог Елена Бурьевая.
Шаг 10. Отправляемся спать без подгузников
– Если ребенок не игнорирует горшок днем, значит, пора убирать памперс и во время сна. Для этого на час до сна ограничивайте ребенка в употреблении жидкости. Перед сном обязательно предложите сесть на горшок. Постелите под простыню клеенку или непромокаемый наматрасник, либо положите на простыню хлопковые непромокаемые пеленки (есть с возможностью приклеивания), – советует детский психолог и арт-терапевт Елена Бурьевая.
Шаг 11. Устройте ребенку праздник, когда он научится обходиться без подгузника
Итак, когда можно насовсем отказаться от подгузника? Если всю прогулку, а также после дневного и ночного сна памперс остается сухим, а ребенок может потерпеть или предупредить родителя о своих «туалетных» потребностях, с подгузником можно попрощаться насовсем. А это событие нужно обязательно отпраздновать! Можно сходить в цирк или в зоопарк, купить новую игрушку или просто приготовить для малыша его любимое лакомство. Главное, запомните – больше подгузники мы не покупаем и не одеваем на ребенка.
- Что делать, если ребенок отказывается от горшка, но интересуется унитазом?
– Если ребенок категорически отказывается от горшка, не переживайте. Предложите ему альтернативу. Купите детское сидение на унитаз с прорезиненным основанием. Возможно, Ваш ребенок хочет сидеть не на горшке, а на унитазе, как взрослый. Для мальчиков можно попробовать детский писсуар (вешается на стену), – советует эксперт.
- Чего нельзя категорически делать родителям во время приучения ребенка к горшку?
– Родителям категорически нельзя: ругать, стыдить, наказывать ребенка, акцентировать внимание, если он мочится в штанишки, быть слишком навязчивыми, сравнивать ребенка с другими детьми не в его пользу, ссориться на глазах у ребенка, бить малыша по попе, если он испачкал или намочил штанишки, оставлять его в мокрых штанах. После этого у ребенка выработается самое негативное отношение к горшку, и он категорически будет отказываться даже подходить к нему, – объясняет детский психолог, арт-терапевт, автор книги «5 секретов НЕ кричащей мамы» Елена Бурьевая.
- Что делать, если ребенок боится горшка и плачет при одном его виде?
– Если ребенок по-прежнему продолжает игнорировать горшок, иногда даже складывается ощущение, что он боится его, самое главное в такой ситуации – не давить на ребенка, а быть спокойным и терпеливым родителем. Предлагайте сесть на горшок, но не сажайте силком, если ребенок отказывается, не удерживайте его на горшке. Совет: если ранее уже были допущены какие-то ошибки в приучении к горшку, то можно выкинуть этот горшок вместе с ребенком, так как он у него ассоциируется с чем-то опасным, а чуть позже вместе купить новый горшок, – советует детский психолог Елена Бурьевая
- Что делать, если ребенок вроде сначала приучился к горшку, а потом снова начал мочиться в штанишки или на пол?
– Причиной «отката», как правило, является какое-то изменение в жизни ребенка (появление нового члена семьи, развод родителей, переезд, адаптация к садику, болезнь и др.), другими словами – стрессовая ситуация. В этот период нужно максимально оказать поддержку, помочь адаптироваться к новым условиям, и по максимуму уделить внимание ребенку. Самое лучшее, что вы можете сейчас сделать – это не обращать внимания на внезапные промахи, не стыдить и не ругать его, – объясняет специалист.
- Ребенок писает в горшок, а какает в подгузник. Почему и что делать?
– Причинами могут быть: проблемы со здоровьем, запоры (нужно сходить к педиатру), ребенок просто заигрывается, во время приучения к горшку на ребенка давили, стресс, семейные конфликты, стеснение. Как помочь ребенку? Не акцентировать на этом внимание, проводить больше время тет-а-тет, создать дома спокойную обстановку, на игрушках показывать, как ходить на горшок, вытирать им попу. Также можно больше играть с пластилином и тестом, глиной, с сухим и мокрым песком, – советует детский психолог, арт-терапевт Елена Бурьевая.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Как одевать ребенка Осенью
Расскажем подробно, как одевать ребенка осенью по градусам, что важно предусмотреть на любой каприз погоды, а также поделимся нашим экспертным мнением, какая одежда лучше защитит от ветра и дождя, и как уже, наконец, разобраться в показателях технологичной одежды.
Осенью погода переменчива — то мороз, то как будто лето вернулось. Поэтому нужно предусмотреть гардероб на любой случай. Кроме того, на рынке детской одежды представлено множество товаров: из разных материалов, с разным кроем и так далее. Важно выбрать одеяние конкретно для вашего ребёнка.
Совет : “Обращайте внимание на темперамент ребёнка. Если ребёнок активный — много двигается и часто потеет — одевайте его чуть легче, чем рекомендовано. Помните, что одежда в первую очередь должна нравиться ребёнку и быть комфортной в носке. Если вам, как маме, очень нравится как смотрится комбинезончик из блестящей ткани, но ребёнок чувствует себя неловко или не может в этом активно двигаться — прислушайтесь к малышу. Поэтому обязательно перед покупкой примерьте товар и попросите ребёнка походить, попрыгать.
Сентябрь
Температура +15 и выше
Ещё только начинает холодать. Днём, может быть по-летнему тёплая погода. Но к вечеру она сменяется прохладой.
Сначала, когда ещё тепло, мы одеваем ребёнка на прогулку в удобную одежду — например, в спортивный костюм. Потом, по мере похолодания (а оно редко происходит резко), начинаем потихоньку утепляться. Когда вы начинаете понимать, что ребёнку холодно, пришло время задуматься о плотной осенней ветровке.
Утеплённый низ пока не нужен, дождитесь +10 градусов, не раньше. И шапочки надевать пока рано — в ветреную погоду спасёт капюшон ветровки (в большинстве моделей капюшон отстегивается). Но если очень хочется, посмотрите хлопковые варианты от Kerry — их много с различными принтами от тракторов до кошечек.
Октябрь
Температура от +5 до +15
Одежда в такую погоду должна надёжно защищать от ветра, дождя и грязи. Современные бренды детской верхней одежды продумывают все, даже самые мелкие детали: все швы проклеены влагозащитной лентой (даже застёжки карманов), молнии спрятаны, снизу штанин предусмотрены силиконовые штрипки, которые крепятся на ботинки, чтобы брюки не задирались.
Как одеть ребёнка в 10 градусов тепла? На первое похолодание рекомендуем приобрести утеплённую ветровочную куртку или куртку-кофту из материала softshell, которая чаще всего объединяет в себе сразу 3 слоя: мягкий утеплитель, влагоотводящую мембрану и внешнюю защитную пропитку. Благодаря этому такие куртки мягкие, комфортные, не шуршат, но стоят дорого. Выпускают одежду софтшел бренды Lassie, Reima, Didriksons и даже “модники” Molo.
Ноябрь
Температура от -5 до +5
Ноябрь — это холод и снег, который красиво падает, но на земле создаёт неприятную снегокашу. Когда температура около нуля — то в плюс, то в минус — подойдёт утеплённая мембранная одеждаВ ноябре уже не обойтись без тёплых рукавиц. Например, утеплённых варежек (для активных детей).
Предварительный просмотр:
Приложение №3.
Как уложить ребенка спать
Чтобы легко просыпаться утром, ребенок должен спать не меньше 10 часов, но уложить чадо в кроватку не всегда просто. На какие только ухищрения не идут дети! Например, можно застрять в ванной и чистить зубы так долго, как будто бы их два раза по тридцать два. Безотказно действует и внезапный "приступ голода"...
Чтобы покончить с этим, родителям нужно запомнить простые правила. Переход ко сну должен стать чередой приятных ритуалов, совершающихся в одно и то же время. Стакан теплого молока, добрая сказка, тихая музыка и мягкая игрушка помогут малышу быстрее заснуть.
После плохого сна мы просыпаемся в отвратительном настроении, весь день чувствуем себя вяло. И это мы, взрослые здоровые люди. Что говорить о детях? Доказывать, как важен сон ребенка - не нужно. Любая мама на своем опыте знает, что не выспавшийся ребенок может весь день капризничать, а после плохого сна ребенка сложно вернуть в нормальное эмоциональное состояние.
Вкусное снотворное
Если ребенок никак не хочет засыпать по вечерам, то предлагаем вам накормить его специальной "снотворной" пищей на ужин. Вызывающий сон гормон - мелатонин - содержится в следующих продуктах: цельнозерновом хлебе, цветной капусте, финиках и, вообще, во всех продуктах, богатых углеводами, витаминами группы В, магнием, незаменимыми жирными кислотами и аминокислотой триптофаном, из которой в головном мозге синтезируются "снотворные" вещества.
Пища с таким составом позволит триптофану быстро попасть в мозг и уже через полчаса заставит вашего малыша клевать носом. Рекомендуем следующие варианты:
- Цельнозерновой хлеб с латуком.
- Пюре из вареных картофеля и цветной капусты с небольшой добавкой масла из фундука или грецкого ореха.
- Ломтики бананов с измельченными финиками.
- Теплое молоко с печеньем.
Родителям нужно помнить, что белковая пища дает заряд бодрости, заряжает энергией, обладает стимулирующим действием; богатая углеводами еда, наоборот, расслабляющее действует на организм, снимает нервное напряжение, стресс и вызывает сонливость. Поэтому на завтрак детям лучше давать богатую белками пищу (мясная и рыбная пища, яйца, молочные продукты), а перед сном - углеводами (имеются ввиду полезные, сложные углеводы, которые содержатся в рисе, бобах, корнеплодах, бананах, цельнозерновом хлебе, кашах и макаронных изделиях).
Многочисленные исследования, посвященные сну, доказали, что наиболее благоприятное время для укладывания малыша спать - с 19.00 до 21.30 часов. Желательно не упускать этот момент, иначе можно столкнуться с большими трудностями. Наигравшись за день, малыш физически устает к вечеру. Если ребенок привык ложиться вовремя и родители помогают ему в этом, то он быстро уснет, а утром проснется полный сил и энергии.
Бывает, что физиологически организм малыша настроился на сон, а психологических условий для этого нет. Например, малыш не хочет расставаться с игрушками; или в гости кто-то пришел; или родителям некогда его уложить. В этих случаях ребенок оказывается обманут: если малыш вынужден бодрствовать, в то время когда ему необходимо спать, его организм начинает вырабатывать избыточный адреналин. Адреналин - это гормон, который необходим при столкновении с чрезвычайной ситуацией. У ребенка повышается артериальное давление, удары сердца ускоряются, малыш чувствует себя полным энергии, и сонливость исчезает. В таком состоянии ребенку очень сложно уснуть. Прежде чем он снова успокоится и заснет, пройдет примерно один час. Это время необходимо для сокращения адреналина в крови. Нарушая режим сна малыша, родители рискуют испортить механизмы регулирования, от которых зависит общее состояние малыша на следующий день. Вот почему так необходимо вечером предлагать более спокойные игры, которые постепенно переходят на детскую кроватку, и ребенок без проблем засыпает.
Итак, что же нужно для того, чтобы наш малыш хотел спать и засыпал с удовольствием?
Подготовка ко сну
Время для сна
Установите время укладывания спать: с 19.00 до 21.30 часов, в зависимости от возраста ребенка и семейных условий. Но это не должно быть чисто механическим действием. Желательно создать для малыша такие условия, чтобы он сам учился контролировать, когда он ложится спать. Например, можно сказать ребенку, что наступает вечер. Вечер - факт объективный, который не подлежит обсуждению. Родители могут купить специальный будильник, по которому малыш будет отсчитывать время для спокойных игр и время для засыпания. Например, можно сказать: "Дружок, видишь на часах уже восемь часов: что пора делать?"
Ритуал для засыпания
Это переходный момент от игры к вечерним процедурам. Главная задача этого момента - сделать укладывание спать долгожданным и любимым ритуалом для родителей и детей. Эти моменты очень сплачивают и укрепляют семью. Они запоминаются на всю жизнь. Когда ребенок в определенное время засыпает и спокойно спит, у родителей высвобождается время на то, чтобы побыть наедине друг с другом. Общее время на ритуал 30-40 минут.
- Укладывание игрушек спать.
Каждая семья выбирает содержание ритуала в зависимости от особенностей ребенка и общей семейной культуры или традиций. Например, родители могут обратиться к малышу со следующими словами: "Дорогой,
уже вечер, пора готовиться ко сну. Все игрушки ждут, когда ты им пожелаешь "спокойной ночи". Ты можешь кого-то уложить, кому-то сказать "пока, до завтра". Это начальный этап, он очень полезен, поскольку, укладывая спать игрушки, ребенок сам начинает готовиться ко сну.
- Вечернее купание.
Вода очень расслабляет малыша. Вместе с водой уходят все дневные переживания. Пусть некоторое время (10-15 минут) он проведет в теплой ванне. Для большей релаксации добавьте в воду специальные масла (если нет противопоказаний) .или отвар успокаивающих трав. Ребенок испытывает большое удовольствие от переливания воды из одной емкости в другую. Хорошо, когда в ванной плавают какие-то игрушки. Умывание и чистка зубов также входит в этот этап.
- Любимая пижама.
После водных процедур, которые уже оказали расслабляющее действие на малыша, одеваем его в теплую, мягкую пижаму. Такая, казалось бы, простая вещь, как пижама, может оказать очень сильное содействие общему настрою на сон. Пижама должна быть из удобной, комфортной ткани. Желательно, чтобы она была мягкой, приятной, возможно с какими-то детскими рисунками или вышивкой. Главное, пижама должна доставлять удовольствие малышу - тогда он с радостью в нее облачится. Надевая пижаму, можно массировать тело малыша легкими спокойными движениями с каким-нибудь кремом или маслом.
Хочется обратить внимание на то, что легкий массаж и одевание пижамы должны происходить на кровати, в которой ребенок будет спать.
- Укладывание в постель с музыкой.
Когда родители готовят малыша ко сну (а именно - надевают пижаму), можно включить негромкую музыку. Лучше всего для этого момента подойдет классическая музыка, например колыбельные, которые вошли в золотой фонд классики. Музыка со звуками живой природы также будет уместна.
- Рассказывание истории (сказки).
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Ребенок не хочет умываться
Приучая ребенка к умыванию, мытью рук, ежедневной чистке зубов и прочим нормам гигиены, нужно обязательно стараться быть крайне терпеливым и помнить о том, что это мы с вами большие и умные, знаем, что в мире миллион бактерий и вирусов, поэтому стараемся избегать их самым простым способом. Ребенок этого не понимает, но он запоминает все то, что вы вместе с ним делаете. Поэтому любой процесс гигиены должен быть для начала обоюдным. Главное правило: быть всегда в хорошем настроении, чтобы ребенок понимал, что это занятие стоящее.
Процедура умывания обычно происходит с утра – это такой ежедневный ритуал, который, по сути, начинает ваш день. Не все дети в восторге от того, что их умывают, поэтому я предлагаю вам воспользоваться моментом и научить их самостоятельности, тем более малыши очень любят все повторять за взрослыми. Начинать приучение можно примерно с годовалого возраста или чуть старше. Покажите им, как это делаете вы, и предложите повторить. Делать это лучше всего в форме игры, весело и непринужденно. Вообще, игровая форма – это лучший способ донести что-либо до вашего чада, ведь дети любят играть, любят повторять, любят веселиться. Так что для достижения хороших результатов в воспитании и приучении к чему-то пользуйтесь именно этим способом.
Конечно, после процедуры самостоятельного умывания ребенок будет стопроцентно мокрым, но ругать его за неаккуратность все же не стоит, каким бы педантично настроенным субъектом вы ни были лично. Аккуратность – дело наживное, с возрастом все придет. Что касается умывания с мылом или специальным детским гелем, конечно, такую процедуру в тот момент, когда вашему ребенку 1–2 года, лучше все-таки делать вместе. Во-первых, мыло может щипать глазки, поэтому правильнее умывать с мылом ребенка в таком возрасте лучше родителям. Можно воспользоваться детским гелем для умывания – он более нежно относится к глазам. В принципе, в ежедневном умывании с мылом или гелем маленькому ребенку нет необходимости, достаточно просто чистой воды, даже остатки пищи после обеда легко можно смыть обычной водопроводной водой. Когда ребенок становится старше (возраст 4–5 лет), он сам прекрасно понимает необходимость хотя бы раз в день умываться с очищающим средством, и к этому возрасту он уже знает, что надо зажмуриться, когда смываешь мыло, а область глаз с мылом мыть вообще не стоит.
В заключение пара небольших советов, как сделать так, чтобы ребенок хотел умываться. Для начала помните, что главное в воспитании – это его системность: нельзя сегодня утром умыться, почистить зубы, а потом на неделю забыть. Любые гигиенические процедуры должны быть ежедневными и желательно происходить в одно и то же время. Все махинации с водой, мылом, зубной пастой и прочими составляющими чистого и здорового образа жизни должны осуществляться исключительно в хорошем настроении – это непременное условие успеха. Всегда и все свои действия доброжелательно комментируйте: «А теперь давай умываться!» и т. д. И самое главное – любое воспитание начинается с самого себя. Если ваш ребенок видит, что вы каждый день умываетесь, чистите зубы, моете руки после улицы, до еды, то поверьте, он будет делать абсолютно то же самое по одной простой причине: потому что лучшее воспитание – это пример перед глазами. И если вы каждый день будете приходить вместе с вашим годовалым или полуторагодовалым малышом вместе в ванную, для того чтобы умыться с утра, почистить зубы вдвоем, то это для него будет еще большим стимулом стать более похожим на вас.
Конечно, бывают исключения из общего правила: дети, которые все время забывают, что надо умыться и прочее. Таким детям с утра надо настоятельно напоминать, что делать до завтрака или перед сном. Это несложно! Со временем даже такие забывчивые особи с богатым внутренним миром запоминают правила всеобщей гигиены. Важно, чтобы вы не забывали.
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Как воспитывать сына без отца
Папа позволяет, отпускает, провоцирует и общается на равных, тем самым прокладывая сыну дорогу к самостоятельности и зрелости. В то же время многие женщины растят детей самостоятельно, и у них вырастают прекрасные сыновья, не испытывающие проблем в личной жизни. Психолог Екатерина Хломова поделилась советами,каквоспитывать мальчика самостоятельной маме.
Мама способна одна воспитать настоящего мужчину – сильного, целеустремленного, который станет отличным мужем и отцом. Равно так же, как в полной семье есть все шансы вырастить неуверенного в себе человека, не способного уважать женщин.
Неполные семьи – не те, в которых нет отца или матери, а те, где недостает родительской любви.
Игорь Кон
Автор книги «Мальчик – отец мужчины»
Как воспитывать мальчика одинокой маме
- Осознавать свою половую принадлежность ребенок начинает с одного года. В этот момент мальчику нужен некий идеал, к которому он будет стремиться, копируя его поведение и черты характера. Конечно, лучше, чтобы это был отец, но эту роль могут успешно выполнять дедушка, дядя или муж подруги. Когда мальчик подрастет, стоит отдать его в спортивную секцию, где он будет обучаться навыкам общения с мужчинами и где у него может появиться пример для подражания в лице сильного и мужественного тренера.
2. Если отец ребенка умер, идеалом для мальчика может стать образ отца-героя. Если родители развелись и мама затаила на бывшего мужа обиду, не стоит сообщать об этом сыну: в глазах ребенка папа должен оставаться хорошим человеком. Объясните мальчику, что отец его очень любит, но обстоятельства сложились так, что они не могут видеться. Если отец хочет общаться, не запрещайте, какой бы сильной ни была ваша обида. Не создавайте в голове мальчика образ отца-монстра – это будет отталкивать его от всех мужчин.
3. Важно то, как сама мама относится к мужчинам. Если она испытывает страх, агрессию, стыд или другие негативные эмоции в присутствии мужчин, то и ребенок будет их ощущать. Это приведет к трудностям в общении с мужчинами.
4. Читайте мальчику книги об отважных рыцарях, подбирайте фильмы, в которых мужчины – мужественные герои.
5. Не пытайтесь компенсировать любовь отца, окружая мальчика заботой 24 часа в сутки. Самостоятельность – одно из самых важных мужских качеств. Мальчик должен уметь все: мыть посуду, убирать в квартире, забивать гвозди. Не нужно стоять у него над душой, контролируя каждое движение: очень важно доверять сыну.
6. Частая ошибка, которую допускают одинокие мамы, состоит в том, что они решают посвятить свою жизнь ребенку, а потом, естественно, ждут взаимной отдачи. Ребенку эти жертвы не нужны. Не нужно забывать о своем личном счастье, ставить крест на собственной жизни. Не стоит говорить мальчику, что вы ради него выбиваетесь из сил на двух работах, не досыпаете, ограничиваете себя во всем: это сформирует у него чувство вины.
7. Мама должна быть заботливой и ласковой, а не железной леди, решающей все проблемы. Важно, чтобы мальчик понимал: о женщине необходимо заботиться. При этом нельзя перегибать палку и превращать малыша с детских лет в ответственного мужчину, который должен полностью взять на себя заботу о слабой и беззащитной маме.
8. Чаще хвалите ребенка. Говорите: «У тебя все получится!», «Ты – мой защитник» и т.д. Для мальчика, растущего без отца, это особенно важно: так вы укрепляете его в уверенности, что он значим для вас.
9. Когда в жизни мамы появляется мужчина, нужно быть готовым к ревности со стороны сына. Сближение двух дорогих женщине людей должно быть постепенным, тактичным, ненавязчивым.
10. Не ждите, что сын заполнит пустоту, вызванную отсутствием главного мужчины в доме. Помните: прежде всего, он – ребенок, который нуждается всегда в вашей любви и поддержке. Хозяином дома мальчик станет только после создания собственной семьи.
11. Не ждите, что мальчик будет относиться к жизни так же, как и вы. У мужчин и женщин эмоции и образ мыслей различаются. Прислушивайтесь к его мнению с уважением. Научитесь интересоваться его миром, который далек от вашего.
Не верьте психологам, утверждающим, что в неполных семьях вырастают неполноценные мальчики. Это утверждение фактически неверно, но действует как самореализующийся прогноз
Игорь Кон
Автор книги «Мальчик — отец мужчины»
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Приучить к своей кроватке
Безопаснее всего для новорожденного спать в одной комнате с родителями, но в собственной кровати.
Эксперты американской академии педиатрии рекомендуют укладывать ребенка спать отдельно от взрослых уже с первых дней его жизни. Расскажу, как помочь детям сформировать этот навык и что делать, если семья практиковала совместный сон, а теперь родители хотят перевести ребенка на отдельное спальное место.
СОВЕТ № 1
Дозируйте помощь в укладывании
Младенцы. Обычно маленькие дети засыпают во время тактильного контакта с родителем: при кормлении, ношении на руках, качании. Это нормально: тактильный контакт — основа надежной привязанности через органы чувств на первом году жизни младенца. Быть на руках, чувствовать запах, слышать и видеть родителей — это естественная потребность младенцев. Но из-за этого задача уложить ребенка в отдельную кроватку может казаться невыполнимой.
Например, если ребенок привыкает засыпать в процессе качания, любая попытка переложить его в кроватку будет, скорее всего, провальной, потому что он не научился расслабляться самостоятельно. Когда родитель качает ребенка, тот закрывает глаза и в какой-то момент может показаться, что ребенок уснул. Но когда его начинают перекладывать, просыпается, потому что находится не в глубоком сне, и бунтует — плачет.
Ребенок четко ощущает момент перекладывания, потому что не привык засыпать в стационарном состоянии. Поэтому стоит уделить время, чтобы постепенно помочь малышу научиться засыпать без подкачивания, на ровной поверхности кровати. Так и переложить ребенка в кровать будет проще, и количество ночных пробуждений-подкачиваний снизится после четырех-шести месяцев.
Для этого, например, можно сделать качание частью ритуала. Сначала немного покачать ребенка или просто поносить его на руках в горизонтальном положении. А далее, по мере того как он будет расслабляться, замедлять амплитуду качаний и остановиться, когда покажется, что ребенок начал погружаться в сон.
Конечно, в первые дни он может открывать глаза, шевелиться, плакать, если родитель вдруг останавливается. И чтобы смягчить адаптацию, можно дозировать нагрузку, при необходимости возобновляя подкачивание. Но с каждым днем количество остановок надо наращивать, и тогда через пять-семь дней качание перестанет требоваться. Ребенок еще не начнет спать в своей кровати — это лишь первый шаг, но будет уже нуждаться в меньшей помощи окружающих, чтобы погрузиться в сон.
Следующим шагом может стать засыпание у мамы на руках, когда она не двигается и не стоит, а сидит. И так родители могут двигаться поэтапно до полного знакомства с засыпанием на ровной поверхности самостоятельно. Это очень постепенный и работающий способ, особенно если укладывать малыша вовремя — по его естественным биологическим ритмам, когда в теле буквально идет спад активности.
В-третьих, для малышей важно, что пеленка сохраняет запах мамы и молока. Эта дополнительная ассоциация тоже создает ощущение безопасности. А еще в пеленке тесно, как было все девять месяцев в животе у мамы и как продолжает быть на руках у родителей. Для активных, чувствительных и беспокойных детей сон и укладывание в пеленке — единственный выход, кроме рук родителей, чтобы перекладываться в кровать и спать более 20—40 минут.
Важно учитывать, что все дети разные и некоторых надо перекладывать плавно, других — наоборот, быстро. Но даже во втором случае лучше не отходить сразу, а немного придержать руку на плече или бедре ребенка. Правда, надо помнить, что наиболее безопасная поза для сна у детей до полугода — на спине. Поэтому, если вы положили ребенка на бок или живот, потом надо аккуратно сменить положение.
Дети постарше. Дети, которые умеют стоять и ходить, могут многократно вставать или садиться в кровати до засыпания. Это нормально: ребенок растет и осваивает новые навыки.
Не торопитесь помогать ему лечь своими руками. Вначале попросите голосом. Старайтесь использовать короткую фразу, понятную ребенку по возрасту — например, «ложись, мой хороший». Сопроводите просьбу постукиванием ладошкой по матрасу.
Не стоит ожидать, что ребенок с первого раза поймет, чего от него хотят. Важно тренировать подобное и днем во время бодрствования, чтобы к моменту укладывания ребенку легче было сориентироваться.
Если пока самостоятельно лечь не получается, помогайте руками через объятья. Чем старше ребенок, тем меньше помощи стоит оказывать, чтобы не вызвать раздражение или не превратить происходящее в игру, когда мама постоянно кладет, а ребенок постоянно встает.
СОВЕТ № 3
Выберите удобную и безопасную кроватку
Младенцы. Выбор модели во многом зависит от желания и возможностей родителей. Но в первые три-четыре месяца ребенку может быть сложно спать в просторной кровати, так как он недавно появился на свет из тесной утробы. Можно укладывать младенца в люльке — небольшой кроватке, в которой ему будет комфортно. Недостаток в том, что люльки рассчитаны на малышей примерно до четырех месяцев, и потом придется покупать более просторную кровать.
Приставные кровати особенно удобны для мам, которые практикуют грудное вскармливание. Такую кроватку можно приставить вплотную к родительской — и не надо будет многократно вставать ночью, чтобы покормить малыша.
Можно купить стандартную детскую кровать, у которой снимается бортик, и тоже приставить к родительской. Главное — соблюсти правила безопасности: матрасы должны находиться на одном уровне, а кровати — стоять вплотную друг к другу, чтобы малышу не зажало ногу или руку. Колеса кровати должны быть надежно зафиксированы. Если использовать стандартную кровать с рождения, создать ощущение тесноты и комфорта поможет пеленание или кокон.
Дети постарше. На практике многие дети до трех лет не готовы оставить свою кроватку с бортиками. Кровать без бортиков не имеет границ для сна, и малышу может не хватать самообладания, чтобы лежать спокойно. Ведь вокруг столько интересного и можно легко добежать до мамы и папы. Но даже если ребенок переехал в большую кровать, важно позаботиться о ее безопасности. Так, желательно приобрести кровать с защитным низким бортиком или купить съемный борт. Это поможет избежать падений во время сна.
Если вы приобрели двухъярусную кровать, то до шести-семи лет лучше, чтобы малыш спал на нижнем ярусе. Если ребенок старшего возраста часто просыпается ночью и приходит в родительскую кровать или у него лунатизм, от второго яруса лучше вовсе отказаться в целях безопаснСОВЕТ № 4
Формируйте позитивный образ кровати
Младенцы. Если ранее ребенок спал с родителями, стоит заранее познакомить его с кроваткой. Сделать это лучше днем во время бодрствования, когда ребенок находится в хорошем расположении духа. Не оставляйте малыша в комнате одного. Рядом с мамой ребенок чувствует себя в безопасности, а значит, ему легче будет изучать новое. Дети постарше могут поползать, походить у бортика, посидеть, позаниматься игрушкой. Малыши — понаблюдать за включенным мобилем.
Как долго ребенок будет находиться в кровати, зависит от его реакции. На этом этапе задача родителей — сформировать ее позитивный образ. Поэтому надо вынуть ребенка, не дожидаясь, когда он испугается и заплачет.
Дети постарше. С полутора лет помогают игры и терапевтические сказки вроде «Сказки про новую кроватку» Татьяны Никитиной.
Можно придумать историю, как сказочный персонаж спал в родительской кровати, а потом вырос и перешел в свою. Или ненавязчиво указать, как в своей кровати спит другой знакомый ребенок. Также интерес к кровати может привлечь выбор постельного белья или ролевая игра, во время которой ребенок укладывает игрушки в их собственные постели.
ости.
Сказка про новую кроватку. Текст рекомендуют адаптировать к возрасту и особенностям восприятия ребенка, но еще можно посмотреть вместе видео
СОВЕТ № 5
Используйте кровать только для сна
Младенцы. Если во время бодрствования использовать кроватку вместо манежа, вечером ребенок может не понимать, чего именно от него хотят родители. Кровать должна быть исключительно для сна.
Дети постарше. Особенно важно не играть в кровати на этапе адаптации к засыпанию, и чем старше ребенок, тем актуальнее правило. Так происходит потому, что по мере взросления малыш быстрее понимает причинно-следственные связи.
Также в период некоторых возрастных кризисов он может отказываться от сна, показывая, что спать ему неинтересно, ведь вокруг столько неизученного. Если ребенок много времени проводит в кроватке, играя, уснуть будет сложно, особенно на фоне отказа от сна.
Некоторые дети обнимают во время засыпания игрушку. Если такая есть, лучше, чтобы ребенок не играл с ней во время бодрствования, а брал только тогда, когда ложится спать. Или игрушка для сна в течение дня «жила» в кроватке и «ждала» малыша. Это тоже способствует формированию ассоциаций, которые способствуют легкому засыпанию.
СОВЕТ № 6
Переводите в свою кровать на ночной сон
Младенцы. В возрасте трех-четырех месяцев начинается активная выработка гормона сна — мелатонина. Это способствует расслаблению, более легкому засыпанию, глубокому сну. Кроме того, к вечеру ребенок утомляется, и это тоже может помочь уложить его на новом месте быстрее и легче.
Важно также следить, чтобы малыш не перегуливал. До четырех месяцев время бодрствования между дневными снами не должно превышать двух часов. Дети часто хорошо спят в коляске, но с двух-трех месяцев важно хотя бы один дневной сон организовывать в кроватке, чтобы формировались правильные привычки здорового сна.
Дети постарше. У ребенка в полтора-два года один дневной сон, и первое укладывание в кровати можно делать как раз днем. Но в этом возрасте часто наблюдается ложный отказ от дневного сна, и если сменить место, есть риск, что ребенок вообще не уснет. Наблюдайте за своим малышом и, отталкиваясь от его индивидуальных особенностей, принимайте решение, на какой сон впервые уложить в новую кроватку.
СОВЕТ № 7
Следите за признаками усталости
Младенцы. Если предложить ребенку уснуть в кровати, когда он еще не хочет спать или, наоборот, уже сильно переутомлен, он может начать протестовать. К кровати это не будет иметь никакого отношения, но родители могут подумать обратное. Стоит укладывать ребенка тогда, когда он уже достаточно устал, но еще не переутомился и не перевозбудился.
Отследить удачный момент для укладывания помогают особые сигналы — признаки усталости. Например, один малыш может зевать, другой тереть глазки или ушки, показывая, что хочет спать. А вот если ребенок уже плачет, скорее всего, удачный момент для укладывания упущен и малыш сильно устал. Понаблюдайте за вашим ребенком: как он обычно сигнализирует о том, что устал и готов спать, какие признаки помогают уложить его быстрее и легче, а какие говорят о том, что в следующий раз укладывание стоит начать чуть раньше.
Дети постарше. Ко сну лучше готовиться заранее, и чем старше ребенок, тем больше времени должна занимать подготовка. Так, с детьми возрастом около полутора лет примерно за час до сна важно переходить к спокойным играм. Например, предложить собрать пирамидку или пазл по возрасту, порассматривать книжку.
С детьми постарше можно поиграть в настольные игры или полепить, порисовать. В спокойной деятельности ребенку будет легче почувствовать усталость, и родителям будет проще поймать удачный момент для укладывания, что может облегчить процесс засыпания в новых условиях.
СОВЕТ № 8
Наберитесь терпения
Как долго будет проходить адаптация к новым здоровым привычкам самостоятельного засыпания, зависит от возраста малыша, его темперамента и того, насколько тщательно родители провели подготовку. В среднем корректировка режима и подбор подходящего ребенку по возрасту и темпераменту ритуала перед сном занимает пять-семь дней. Смена привычных, утомляющих всю семью способов засыпания на ровной поверхности происходит за 7—14 дней.
С высокочувствительным ребенком до полутора лет может потребоваться две-четыре недели последовательной работы. А ребенок двух лет и старше, который хорошо принимает любые правила, может привыкнуть к новому порядку даже за два-три дня.
Еще важен момент перехода: лучше не выбирать время обучения чему-то новому, когда ребенок болеет, у него возрастной кризис или в семье произошли перемены вроде начала адаптации к детскому саду, рождения второго ребенка. И прежде чем учить ребенка засыпать в кроватке, родителям нужно понять, почему это для них важно. Это то, что будет поддерживать вашу мотивацию на пути к изменениям. А ребенок, чувствуя уверенность родителей в своих действиях и поддержку, легче адаптируется.
Сделайте период адаптации к новому месту для сна спокойным и радостным. С детьми старше полутора-двух лет по случаю переезда в новую кроватку можно даже устроить небольшой праздник. Порадуйтесь с малышом тому, что он уже стал таким большим и может спать в своей кроватке. А Фея Сна может принести ему небольшой сюрприз по такому важному случаю.
Предварительный просмотр:
Приложение 7
Правда ли, что пеленание очень полезно для младенцев?
По мнению специалистов из Американской академии педиатрии, послеродовое пеленание успокаивает младенца и уменьшает риск синдрома внезапной детской смерти, или СВДС.
Но чтобы польза не перевесила вред, нужно пеленать детей правильно — и отказаться от этой практики, как только ребенок начнет переворачиваться. Это обычно случается в возрасте 2—4 месяцев.
Сходите к врачу
Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам.
Почему пеленание считается полезным
У педиатров есть два аргумента в пользу младенческого пеленания.
Спеленутые дети лучше спят. Младенческое пеленание успокаивает младенцев, а поскольку малыш меньше тревожится, он легче засыпает. Исследователи предполагают, что так происходит потому, что давление пеленок напоминает ребенку ощущения, которые он испытывал еще до рождения, то есть в спокойной и безопасной материнской утробе.
Пеленание уменьшает риск СВДС. Синдром внезапной детской смерти, или СВДС, — это быстрая, неожиданная и необъяснимая смерть внешне здорового младенца.
Что такое СВДС — клиника Майо
Причины этого состояния до сих пор неизвестны, однако ученые подозревают, что дело может быть в нарушении строения участка мозга, контролирующего дыхание во время сна. Подобные проблемы нередко возникают у недоношенных детей, чья нервная система не успела созреть до конца, и у детей с врожденными неврологическими нарушениями.
Помимо врожденных нарушений в работе дыхательного центра, у СВДС есть и другие факторы риска. Пеленание помогает исключить как минимум один из них — сон на животе или на боку. Дыхательные мышцы у младенцев пока очень слабые, так что в таких положениях ребенку тяжелее дышать. Если у него есть и другие факторы риска СВДС, сон в опасной позе увеличивает риск остановки дыхания. Спеленутый младенец, которого уложили спать на спину, не сможет случайно перевернуться на спину или на живот, а это уменьшает вероятность, что он задохнется.
Какие существуют риски у пеленания
Пеленка — самостоятельный слой одежды, в котором ребенку может стать слишком жарко. Младенцы еще не умеют потеть так обильно, как взрослые, поэтому их тела нагреваются гораздо быстрее. Температура, которую взрослый человек переносит без ущерба для здоровья, у младенца может привести к тепловому удару — вплоть до смертельного повреждения мозга
Чтобы избежать перегрева, рекомендуется поддерживать в детских комнатах температуру в пределах 16—20 °С. Хотя взрослому человеку, привычному к центральному отоплению, может показаться, что это слишком холодно, для ребенка, который еще не умеет потеть, такая температура оптимальна.
А чтобы младенец не перегрелся в слишком теплом белье, рекомендуется придерживаться одной из двух стратегий:
- Надевать на ребенка только один слой одежды. То есть ребенок должен спать либо в детской одежде, либо в пеленке, но не в том и другом одновременно. Если младенец горячий, щеки красные, а лоб и волосы влажные — ему слишком жарко.
- Вместо пеленки использовать подвернутое под матрас одеяло. Этот способ подойдет, если родители хотят, чтобы одетый ребенок лучше спал. Младенец не перегреется, если уложить его ближе к изножью кроватки, накрыть одеялом не выше уровня груди и подвернуть концы одеяла под матрас. Накрывать ребенка свободным, то есть не подвернутым под матрас одеялом, опасно для жизни.
Предварительный просмотр:
«Режим дня в жизни ребенка
Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту.
Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности.
Нервная система малыша очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Дети быстро устают и поэтому нуждаются в частом и продолжительном отдыхе. Главный вид отдыха – сон. Если он недостаточно продолжителен, то организм не отдыхает в полной мере. Это отрицательно влияет на нервную систему ребенка. Ослабленные дети независимо от возраста должны спать больше. Важно приучать детей ложиться спать и вставать в определенное время. Перед сном рекомендуются только спокойные игры, очень полезна получасовая прогулка. Готовясь ко сну, дети моют лицо, шею, руки и ноги водой комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияет на нервную систему, способствует быстрому засыпанию.
Ужинать нужно за 1 – 1,5 ч до сна. У ребенка должна быть отдельная постель, чистая и не слишком мягкая. Комнату перед сном необходимо проветривать. Все дети любят, когда мама или папа перед сном почитают им книжку.
Проснувшись, ребенок должен сразу встать с постели и после туалета сделать утреннюю зарядку. Это создает бодрое настроение, улучшает дыхание, кровообращение, повышает тонус мышечной системы, улучшает обмен веществ и возбуждает аппетит. Зарядка проводится обязательно при открытом окне. Зарядку нужно делать в трусах, майке, босиком.
Обычный комплекс утренней зарядки для дошкольников включает ходьбу, дыхательные упражнения, корригирующие осанку (повороты, наклоны, приседания, кратковременные прыжки или бег и снова ходьбу. Ребенок с удовольствием занимается зарядкой, если придать ей вид игры и делать упражнения вместе с ним.
Ребенка следует кормить в точно установленное время. Некоторые родители не соблюдают этого требования, что создает определенные трудности в воспитании. Беспорядочное питание плохо сказывается на здоровье. Очень важно, чтобы дети не сидели за столом в ожидании еды – это быстро вызывает утомление и снижает аппетит. Ребенок не должен отвлекаться от еды. Вкус пищи, ее температура и то, как она подана, - все это имеет большое значение для правильного пищеварения. Многие родители, бабушки, чтобы ребенок лучше ел, пытаются развлекать его сказками, мультфильмами. Это вредно, так как интерес ребенка во время еды к чему-либо постороннему тормозит выделение пищеварительных соков, что также снижает аппетит. После завтрака полезно организовать спокойные игры или занятия.
Целесообразно организовать занятия детей после завтрака. Любое занятие идет на пользу ребенку тогда, когда он занимается охотно, с увлечением, а для этого нужно, чтобы родители хотя бы в какой-то мере владели мастерством педагога. Вам надо быть настойчивыми, добиваться поставленной цели спокойно, заинтересовать ребенка, чтобы он делал все с желанием, объяснить важность любой работы и игры. Содержание занятий следует менять день ото дня с тем, чтобы поддержать внимание ребенка и заинтересовать его. Как только Вы заметите, что у малыша пропал интерес к занятию, лучше его прекратить и занять ребенка какой-то подвижной игрой. В теплые дни надо так распределять время, чтобы все игры и занятия проходили на свежем воздухе.
Ребенку нужно находиться как можно больше на открытом воздухе: летом – в течение всего дня; весной, осенью и зимой – по несколько часов. При плохой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми. На прогулке подвижные игры должны чередоваться с более спокойными. В жаркую погоду необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегревался, вовремя напоить его, увести в тень; зимой во время прогулки приучать его больше двигаться. Нельзя кутать детей и надевать одежду, стесняющую движения и затрудняющую дыхание.
Дети любят, если их игра приобретает характер полезного труда. Они с удовольствием убирают снег и листья, поливают цветы, подметают дорожки. Надо почаще предоставлять им такую возможность. После активной прогулки у них появляется хороший аппетит. Если же ребенок на прогулке мало двигался, или, наоборот, был сильно возбужден и утомлен прогулкой, то он ест неохотно, медленно, не съедает положенной порции. После еды ребенок обязательно должен прополоскать рот кипяченной водой.
Во время сна форточка (зимой) или окно (летом) должны быть открыты, причем допустимо снижение температуры воздуха в комнате до 16—15 °С. Легкое движение прохладного воздуха способствует быстрому наступлению глубокого сна, во время которого ребенок особенно хорошо отдыхает. Если есть возможность, полезно днем укладывать спать детей на воздухе — в саду или на балконе. Напоминаем, что сон так же, как и аппетит, зависит от поведения ребенка во время предшествующего бодрствования.
Хорошо выспавшись, ребенок пробуждается бодрым, веселым.
После вечерней прогулки дети моют руки и лицо, 10—15 мин отдыхают и затем ужинают.
Перед сном нужно занять ребенка какой-нибудь спокойной, не слишком впечатляющей игрой. Лучше всего для этого подходят кубики, мозаика, лепка, рисование.
Перед ночным сном ребенок обязательно чистит зубы, моет лицо, руки, ноги, самостоятельно расстилает постель, складывает одежду.
Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми — полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.
