Главные вкладки
Для вас, родители!
Консультации, памятки для родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 121.88 КБ | |
| 100.31 КБ | |
| 1.24 МБ | |
| 19.93 КБ | |
| 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 82 «Рябинка» города Смоленска
Консультация для родителей
«Как развивать и поддерживать
детскую одаренность.»
Составила: Петрова С.Г.
воспитатель
Есть дети, которые уже с раннего возраста выделяются особыми интеллектуальными или творческими возможностями, высокой познавательной активностью. Они отличаются и хорошей памятью, развитым мышлением, более внимательны. При этом предпочитают общаться с взрослыми (воспитателями, учителями) или более старшими детьми. Как же определить, есть ли одарённость у вашего ребёнка, каким образом развивать её и «не отнять детство»? Диагностика и развитие одарённости вопрос непростой даже для психологической науки. Одарённость – это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.
Не так давно, на развивающих занятиях для малышей, мальчик двух с половиной лет затеял игру с крокодильчиком и старался покормить его. На вопрос о том, что кушает крокодил, он ответил: «Крокодил – это хищник и питается млекопитающими и рыбами». Бывает иначе – ребёнок не сбивает с толку своими речами, а молча, но необычайно быстро, вдумчиво и увлечённо (полностью погружаясь в действие) строит из подручных материалов корабли, ракеты и даже целые космические станции и так они оказываются схожи с реальными, особенно в некоторых деталях!
Мне думается, что и вы не раз сталкивались с такими историями.
Есть дети, которые уже с раннего возраста выделяются особыми интеллектуальными или творческими возможностями, высокой познавательной активностью. Они отличаются и хорошей памятью, развитым мышлением, более внимательны. При этом предпочитают общаться с взрослыми (воспитателями, учителями) или более старшими детьми.
Как же определить, есть ли одарённость у вашего ребёнка, каким образом развивать её и «не отнять детство»? Диагностика и развитие одарённости вопрос непростой даже для психологической науки.
Одарённость – это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями.
Виктория Соломоновна Юркевич (отечественный психолог, занимающаяся психологией одарённых детей) в своей книге «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность» предлагает отметить знаком «+» те качества, которые нравятся в детях, а знаком «-» то, что не нравится:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Надеюсь, для многих читателей не будет потрясением то, что именно чётные качества чаще всего характеризуют одарённых детей. Правда, одарённых особым образом – творчески.
Разновидностей одарённостей много (одаренность - giftedness от слова дар - gift). Проявится она и будет ли развита, зависит не столько от ребёнка, сколько сначала от его семьи, а потом и от учителей. Одаренность бывает не только художественная и интеллектуальная. Существует и одаренность в сфере социальных отношений (лидерство), и психомоторная (например, в спорте), и, конечно, творческая - высокая способность к созданию новых идей.
Психологи в большинстве единогласны, что впервые одарённость можно заметить у детей 3-4 лет. Вероятно, рассмотреть задатки можно и в младенчестве, но проявления их будут не стабильны.
Развитием специальных (наблюдающихся и отчётливо проявляющихся) способностей целесообразно заниматься в сензитивные периоды. Это периоды, в течение которых развитие способностей идет наиболее быстрыми темпами и особенно успешно. Для разных способностей такие периоды различны. Например, наиболее сензитивный период для музыкальных способностей – до трёх лет. Иначе говоря, чтобы у ребёнка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трёх лет он жил в музыкально богатой среде - вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные). Наиболее бурное овладение ребёнком умственными возможностями начинается примерно с 3-4 лет и длится до 7 лет.
Почему же одни дети становятся одарёнными, а другие нет? Главное, что объединяет всех вундеркиндов, и что сильно отличает их от других детей - это умственная активность, потребность в познании.
Говоря о том, как же развить способности, самым главным будет то, что деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями. Иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость есть –задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности – способностей не будет. От длительных, безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий не будет главного – развития способностей. Связь развития способностей с положительными эмоциями подтверждена сейчас не только в психологических, но и сугубо физиологических экспериментах.
Отметим важные моменты в развитии способностей:
1. Способности развиваются только в любимой деятельности. Любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней.
2. Оценки, особенно в начальных классах, сами по себе никак не характеризуют наличие или отсутствие способности. Наверное, наблюдали не единожды истории, когда мальчишка-двоечник, которого не усадишь за уроки, становится способным и успешным в будущем, потому что обожает чтение, сидит со сложным конструктором, решает головоломные шахматные задачи - и в этой деятельности счастливо развивает свои способности.
3. Начинать учение ребёнка надо с радости познания. Только на этом фоне можно развить способности. Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения (лучше самопринуждения) надо вводить в учение. Но начало учения должно обязательно быть приятным, радостным для ребёнка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить.
4. И, самое главное, способности, к великому сожалению, от природы не даются, их надо развивать; познавательная потребность, наоборот, даётся от природы (хотя её тоже надо развивать), и именно от неё в самой значительной мере зависит развитие способностей.
Одарённые дети бывают самые разные. Бывает особая одарённость, которая встречается раз на тысячу, а то и на миллион случаев. Это те вундеркинды, которых даже в школе для одарённых очень мало. Эти дети особые даже на первый взгляд: они по-другому, иногда с большими трудностями общаются, по-другому живут, иногда очень однобоко, только интеллектуальными или творческими интересами. Но есть и другие одаренные: это, что называется, великолепная норма. Всё у такого ребёнка хорошо: мама нормально родила (и до родов у нее все было хорошо); умные родители, обеспечившие нормальное воспитание; отличные учителя. В результате этого обязательно вырастут одарённые дети. Не обязательно чрезвычайно одарённые, а своего рода сверхполноценная норма.
Таким образом, для развития способностей есть определённые сензитивные периоды, и в качестве непременного условия - удовольствие от умственной деятельности, ярко-выраженные положительные эмоции от познавательной активности, и ни одна, даже самая развивающая, самая прогрессивная методика не будет полезна, если нет радости в познании.
Уважаемые родители, будьте двигателем в развитии способностей вашего ребёнка, создавайте условия, будьте чуткими по отношению к нему, его трудностям, поощряйте достижения и насыщайте среду вокруг него и тогда вы обязательно воспитаете гения.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
« Каких детей мы называем одаренными?
Как развить детскую одаренность?»
Подготовила : Петрова С.Г.
воспитатель
Каких детей мы называем одаренными?
Как развить детскую одаренность?
Играйте с детьми – развивайте их задатки и в дальнейшем из них могут вырасти одаренные дети.
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами. (Ш.А. Амонашвили).
Одаренные дети – это целый мир, особый мир детства, и мы сегодня попытаемся лишь приоткрыть дверь в этот мир
Одарённый ребёнок – ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия:
• Наследственности (т. е. природных задатков);
• Социокультурной среды;
• Деятельности ребёнка.
Существуют 2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости.
• Все дети являются одарёнными.
До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий.
• Одарённые дети встречаются крайне редко.
Это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.
Одаренный ребенок какой он?
Признаки одарённости.
• Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
• Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, «погружается» в него, если оно ему интересно.
• В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение.
• Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.
• Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.
• Развито чувство справедливости.
• Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций.
• Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна.
• Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.
• Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или с взрослыми.
Выделяют следующие виды одарённости:
Виды одарённости.
• В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость.
• В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)
• В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.
• В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость.
• В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.
По критерию “степень сформированости одаренности” можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.
Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети.
Талантливый ребенок - это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.
Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).
По критерию “форма проявления” можно говорить о: явной и скрытой одаренности.
Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”, в том числе и при неблагоприятных условиях.
Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, в замаскированной форме. Вследствие этого появляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу “неперспективных” и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей.
Нередко в “гадком утенке” никто не видит будущего прекрасного лебедя. Вместе с тем известны многочисленные примеры, когда именно такие “неперспективные дети” добиваются высочайших результатов.
По критерию “особенности возрастного развития” можно дифференцировать: раннюю и позднюю одаренность.
Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название “вундеркиндов”.
Вундеркинд (буквально – “чудесный ребенок”) - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т. п.).
Поздняя одаренность может проявиться в любом возрасте.
А что же влияет на одаренность и как ее развить в ребенке?
Ведь каждый ребенок по-своему одарен. Как говорил Сухомлинский:
Одаренность — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
Начинать развитие одаренности нужно с врожденных задатков, которыми обладает каждый ребенок (за исключением больных)
Врожденные задатки – основа одаренности. (Так называемый фундамент) Чтобы развить эти задатки нужно с ребенком заниматься его развитием. Одаренность ребенка нужно развивать и этому способствует игровое и образовательное пространство.
Каждый ребенок с рождения обладает колоссальным запасом талантов и способностей.
В мозгу человека находится огромное количество нейронов, между которыми много мостиков, каждый мостик отвечает за какую-то способность. Если мы в самый плодотворный период развития ребенка до 8 лет даем ребенку максимальное количество информации, на каждый из этих мостиков из разных видов деятельности науки искусства, спорта, природы…мы эти мостики тем самым закрепляем и все, что ребенок потом узнает, позже во время всей своей жизни ребенок развивается - это может перерасти в какую-то одаренность….
Если ребенок не будет развиваться, получать новой информации, эти связи отмирают и дальше, когда ребенок начинает это изучать ему сложно бывает, что – то усвоить, ему нужно наладить эти нейронные связи, возобновить эти мостики. Поэтому, очень важно в раннем возрасте дать ребенку как можно больше различной информации по совершенно разным предметам, из разной области…..
Когда мы ребенку начинаем рассказывать какие -то сложные вещи, как нам кажется сложные, в том случае не нужно забывать, что перед нами ребенок и главное для него- играть. Ведь игра для детей – ведущий вид деятельности. Если мы рассказывая будем проигрывать какие-то ситуации, то мы можем быть уверенны, что ребенок эту информацию воспримет, так как для детей, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Играя, ребёнок выучит цвета, названия фигур, название месяцев, а также многое другое.
Игры могут быть самые разнообразные: Развивающие, настольные, дидактические, логические и др.
Развивающие игры очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности. Разумеется, для ребенка от 1 года до 3 лет и для ребенка от 3 до 7 лет игры должны быть разные, потому что действия и понятия, которые осваивают дети этих возрастов, отличаются. Например, дети от 1 до 3 лет должны научиться отличать предметы по форме, цвету, размеру. Они учатся говорить. К трем годам появляются ролевые игры. С трех и до семи уже формируется активная речь, и ребенок активно её использует для общения и познания мира – общается, задает вопросы. Он уже осознает себя частицей мира людей со всем многообразием человеческих отношений. Дети в этом возрасте активно играют в ролевые игры. Это возраст почемучек. В этот период надо особое внимание уделить развитию логического мышления ребенка.
Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос.
В развитие логического мышления немаловажная роль как раз таки и принадлежит занимательным развивающим играм. Они эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к игре, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логических игр в умственном и всестороннем развитии детей.
Логические игры способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Самыми распространёнными и увлекательными играми, направленными на развитие логического мышления являются пазлы.
Пазлы для детей – полезная развивающая игра. Пазлы - это очень интересно. Собирая пазл, у ребёнка развивается мелкая моторика, фантазия, цветовосприятие, терпение, вырабатывается наблюдательность и способность концентрировать внимание.
Внимание - это важнейшее качество, которое необходимо для отбора нужной информации и отбрасывания лишней.
Игры на внимание помогут развить у детей очень важные качества, которые помогают в дальнейшем отлично учиться. В таких играх ребёнку предстоит найти спрятанные предметы, искать отличия между картинками, находить одинаковые предметы, подбирать пары, определять, где, чья тень.
К познавательным играм относятся всем известные настольно – печатные и дидактические игры.
Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.
Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.
В любой игре ребенок развивается, у него развивается речь, мышление, творческие способности, самостоятельность и т. д. развивается он в разных направлениях. Обучаясь с помощью игры – ребенок развивается, развивает свои врожденные задатки, которые являются основой одаренности.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Речь на кончиках пальцев».
Вторая младшая группа
Составитель :Петрова С.Г.
Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.
"Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита.
То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе:
• Много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
• Необходимо читать ребенку.
• Рассказывать обо всем, что его окружает.
• Показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают.
• И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Значение развития мелкой моторики:
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление будет затруднено.
Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
Несколько интересных малышу занятий для развития моторики:
1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.
2. Играйте с мозаиками и пазлами.
3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.
4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.
5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
8. Лепите вместе из пластилина.
9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых - круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.
11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия - заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству - лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод - отличная альтернатива играм.
14. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.
15. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики - неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.
Пальчиковые игры для детей
«Пальчики здороваются»
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек»
Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Корни деревьев»
Корни деревьев сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
«Слоненок»
Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Паучок»
Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой – с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы.
«Моторчик»
Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
«Перетяжечки»
Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.
«Колечки»
Сомкнутые большой и указательный палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левой – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочередно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой – большое.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.
Желаю успехов Вам и вашему малышу!
Литература
Брунер Дж. Игра, мышление и речь // Перспективы. Вопросы образования. 1987. № 1.
Крупенчук О. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей.- Издательство: Литера, 2012 г.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2007.
Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.- Издательство: «Теревинф», 2013.


