Мини-музей "Там, где живет сказка"

Петрова Светлана Григорьевна

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь  знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 82 «Рябинка» г. Смоленска

Мини – музей

«Там, где живет сказка»

Вторая младшая  группа № 5  «Земляничка»

                                           Разработчик мини-музея

воспитатель : Петрова С.Г.

2022- 2023 у.г.

План:

  1. Актуальность
  2. Цель проекта и задачи
  3. Профиль музея
  4. Принципы работы
  5. Характеристика помещения мини-музея
  6. Правила поведения в мини – музее
  7. Ожидаемый результат работы мини-музея
  8. План работы по созданию мини-музея.
  9. Музейный фонд мини-музея
  10. Перспективный план функционирования мини-музея.

  1. Актуальность

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь  знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики. Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:

«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.

– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».

С целью изучения преемственности народных традиций от поколения к поколению мною было проведено экспресс-анкетирование родителей

« Ребенок и сказка», и опрос :«Какую сказку в детстве вы любили больше всего? И почему?», было установлено, что любимыми сказками родителей в детстве были следующие произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золушка», «Три медведя», «Курочка-Ряба». На этот же вопрос детьми был дан следующий ответ: «Шрек», «Черепашки - ниндзя», «Ледниковый период», «Русалочка», «Человек - паук». Сравнительный анализ выбора любимой сказки показал, что родители в детстве более всего любили волшебные сказки, а интерес детей к русским народным сказкам значительно снижен. В связи с этой проблемой появилась необходимость, учитывая все особенности детей дошкольного возраста, определить задачи по ознакомлению детей с русской народной сказкой и  авторской сказкой, пути их реализации для полноценного развития личности каждого ребенка.

Мини - музей «Там, где живет сказка» ориентирован на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности. Значимость мини - музея «Там, где живет сказка» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

  1. Цель проекта:

Создание условий для развития творческой личности, путём включения её в многообразную деятельность мини - музея. 

      Задачи:

  • формировать условия для творческой самореализации ребенка на основе работы с экспонатами музея;
  • систематизировать усиление потенциальных творческих способностей ребенка, которые

помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность,

способствовать социализации;

  • развить познавательные способности и познавательную деятельность;
  • формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
  • воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
  • организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда;
  • оптимизировать интерес к чтению художественной литературы;
  • расширить кругозор детей, познакомить с музеями;
  • поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
  • включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.
  1. Профиль мини-музея: 

Творческо-информационный.

  1. Принципы работы:
  • Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип доступности;
  • Вариативности;
  • Интерактивности;
  • Многофункциональности;
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
  • Принцип опоры на интересы ребенка.

  1. Характеристика помещения:

Музей расположен на базе Детского сада № 82 «Рябинка» в помещении групповой комнаты на 1 этаже группа № 5 «Земляничка».

Занимает площадь 2 кв.м.

Мини – музей состоит из 6 разделов:

  1. Волшебные сказки (книжный)
  2. Театральный
  3. Исторический
  4. Игровой (игротека)
  5. Мультимедийный
  6. Музейная мастерская

Руководитель мини-музея:

Воспитатели: Петрова С.Г.

  1. Правила поведения в мини - музее:
  • Экспонаты можно трогать руками;
  • Рассмотренные экспонаты нужно ставить на место;
  • Экспонаты нельзя ломать;
  • Можно и нужно задавать вопросы;
  • Можно пополнять музей новыми экспонатами.

  1. Ожидаемый результат работы мини-музея:
  • Создаётся пространство мини - музея «Там, где живет сказка».
  • У детей сформируется представление о народных и авторских сказках; они понимают смысл слов «народные», «авторские» сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
  • Ребёнок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы.
  • Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
  • Бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций.

  1. План работы по созданию мини-музея «Там, где живет сказка».

Этапы работы

Содержание

Участники

Сроки исполнения

Подготовительный этап

Выбор тематики мини-музея;

Анкетирование родителей;

Исследование методической литературы по использованию музейной педагогики;

Определение места размещения и дизайн оформления.

Воспитатели:

Петрова С.Г.,

Родители, воспитанники.

Сентябрь - Октябрь 2022г

Практический этап

Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

Оформление помещения для мини-музея;

Оформление визитной карточки мини-музея;

Разработка перспективного плана работы мини-музея;

Разработка содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами;

Разработка мероприятий и конкурсов  для родителей;

Выбор экскурсоводов;

Открытие мини-музея.

Воспитатели:

Петрова С.Г.

Родители, воспитанники.

Октябрь 2022 г. – апрель

2023г.

Итоговый этап

Определение результатов работы мини-музея.

Обобщение опыта работы.

Воспитатели:

Петрова С.Г.

Май  2023г.

  1. Музейный фонд « Там, где живет сказка»

Экспонат

         описание

1. Белочка с орешками

Мягко набивная  музыкальная кукла.

2. «Ученый кот» и дерево дуб.

Мягкая игрушка и макет дерева 

3. Избушка « бабы- яги» на курьих ножках

Избушка из природного материала ( дерево, шишки, мох, листья)

4. Куклы

бумажные, тряпичные

5. Пальчиковый театр «Репка»

7 персонажей

6.Театр Би-ба-бо

Коза, заяц, волк, иван царевич, кот, гуси, лиса, дед, бабка, сказочные герои сказки «Приключение Буратино»

7.Настольный театр

«Театр 7 сказок»

«Крошечка- Хаврошечка», «Волк и лиса», Заячья избушка,

8.Настольный театр «Лиса и заяц»

Лиса, заяц, собака, волк, медведь, бык, петушок, избушка лубяная, избушка ледяная.

9. Настольный деревянный театр

«Колобок», «Репка», «Приключение Буратино»

10. Настольный театр из бумаги

Репка, Колобок, Курочка-Ряба

11.Экспозиция к сказке «Цуха-Цокотуха»

Муха, комар, паучок, бабочка, пчела, кузнечик, самовар, чайный сервиз

12. Экспозиции к сказке «Заюшкина избушка»

Дом зайца, домик лисы, костюмы героев, коса петуха, печка

13. Театр на липах

«Гуси – лебеди», сказочные персонажи»

14. Театр на деревянных палочках

К сказкам Три поросенка, Репка,  Колобок, В гостях у солнышка, Курочка ряба, Петушок и бобовое зернышко, Волк и семеро козлят

15. Маски

Репка, дед, баба, внучка, кошка, собака, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, воробей.

16. Волшебные вещи

Скатерть - самобранка, золотое блюдечко и наливное яблочко, золотой ключик, волшебное зеркало, бревно для Буратино, камин, лапоть, шапка-неведимка

17. Литературный журнал

По сказкам К.И. Чуковского, В гостях у сказки

18. Ширма

Для сказок

19. Лепбук

Путешествие по сказкам

20. Игротека

Пазлы, раскраски, настольная игра домино «Русские сказки»., деревянные музыкальные инструменты ( ложки, свистки, трещетки), лото, мемори

  1. Перспективный план функционирования мини-музея.

Октябрь - Февраль

Форма занятий

Цели, задачи

Оборудование, материалы

Участники

1. Ознакомительная экскурсия в мини-музей.

Познакомить детей с русским фольклором, расширить кругозор детей, познакомить с музейными экспонатами, правилами пользования музеем.

Куклы Белочка, Черепаха Тортилла,  «Ученый Кот», экспонаты музея: театр би-ба-бо, настольный театр, поделки и рисунки детей и  родителей, театр на липах.

Воспитатель, дети

2. Беседа: «Какие разные книги»

Продолжать знакомить детей с разнообразием книг, приобщение к словесному искусству; развивать диалогическую форму речи.

Книги с русскими-народными и авторскими сказками, разных форматов

Воспитатель, дети

3. Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»;

Рассматривание иллюстраций к сказке;

Работа в мастерской мини - музея: изготовление конусного театра «Кот, петух и лиса»;

Театрализованная игра по сказке: «Кот, петух и лиса».

Воспитывать интерес к сказкам, театру, к трудовой деятельности, к совместной работе с другими детьми; учить детей рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать свои предложения.

Книга со сказкой «Кот, петух и лиса», иллюстрации к сказке, бумага, клей, карандаши, фломастеры, гуашь.

Воспитатель, дети

4. Пение «Петя - петушок», Песенное творчество « Давай придумаем танец для петушка и кота»

Формировать умение придумывать вместе со взрослым мелодии веселого характера.

магнитофон

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель

5. Презентация мини – музея родителям. Родительское собрание « Нравственное воспитание посредствам русских народных сказках» , с показом музея

Показать результат проекта родителям, привлечение малоактивных родителей к сотрудничеству;

 просвещение родителей о нравственном воспитании детей.

Экспонаты музея, поделки, рисунки.

Воспитатели, родители.

5.Знакомство со сказкой  «Гуси-лебеди» в обр. М. Булатовой.

Игра – драматизация сказки с настольным театром.

Игры с театром на липах.

Продолжать вызывать интерес к сказкам;

Пробуждать интерес к театрализованной игре, знакомить детей с приемами вождения настольных кукол;

Познакомить с театром на липах.

Книга со сказкой «Гуси-лебеди», Диск с мультфильмом «Гуси – лебеди»,  настольный театр, декорации к сказке: печь, яблоня, речка, избушка Бабы-Яги.

Воспитатель, дети.

6.Использование игротеки

Продолжать учить детей совместно играть в настольные игры, соблюдать правила игры; развивать мелкую моторику рук.

Настольно-печатные игры, пазлы, раскраски.

Воспитатели, дети

7.Разучивание подвижных народных игр «Петя-петушок», «Бабка-Ежка»

Знакомство детей с народными фольклорными играми, учить играть соблюдая правила игры.

Воспитатели, дети

Март

Форма занятий

Цели, задачи

Оборудование, материалы

Участники

1.Интегрированное занятие «Баба-Яга – кто она такая?»

Создание целостного образа Бабы – Яги; учить делать собственные выводы, высказывать свое мнение; развивать мелкую моторику рук.

Кукла «Баба-Яга», Иллюстрации доброй и злой «Бабы-Яги», избушки на курьих ножках; пластилин.

Воспитатель, дети

2.Театрализованная игра «Репка»

Вызывать желание действовать с элементами костюмов, вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, упражнять в интонационной выразительности.

Маски персонажей сказки, элементы костюмов

Воспитатель, дети

3. Ручной труд в музейной мастерской, коллективная аппликация «Репка»

Учить детей аккуратно пользоваться клеем, располагать готовые детали в определенной последовательности», вызывать у детей радость от проделанной совместной работы.

Клей, кисточки, клеёнки, салфетки, вырезанные заготовки персонажей сказки, бумага А3.

Воспитатель, дети

4.Знакомство со сказками К. Чуковского

«Мойдодыр», «Муха-Цокотуха»;

Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Рассматривание экспозиции «Беспорядок у мальчика»;

Игры конусным театром «Муха-Цокотуха»

Вызывать интерес к авторским сказкам; подводить к различению разных видов искусства через художественный образ, учить выражать своё мнение, дискуссировать.

Портрет Корнея Чуковского, сказки «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», поделка «Мойдодыр», конусный театр «Муха-Цокотуха», иллюстрации к сказкам.

5. Ознакомительное занятие – экскурсия «Какие сказки читали родители»

Познакомить детей с книгами более ранних публикаций 1978 – 2000гг..

Книги из библиотек города, домашних библиотек.

Телевизор , флешка, книги разных годов издания.

Воспитатель, дети, родители

6.Ручной труд в музейной мастерской: изготовление театра на пластмассовых ложках «Три медведя»

Формировать навыки аккуратной работы; вызывать радость от результатов своей работы, учить применять поделки в игровой деятельности.

Пластмассовые ложки от мороженного. Вырезанные макеты персонажей сказок, фломастеры.

Воспитатель, дети

Апрель

1.Чтение русской - народной сказкой «Коза-дереза»

Элементы музыкального воспитания: ритмические движения под музыку.

Познакомить с русской народной сказкой «Коза–дереза»; вызвать желания запомнить песенки козы и петушка, помочь понять смысл произведения (раскрытие обмана; мал удалец, да храбрец); учить ритмично ходить, выполнять образные движения, подражать в движениях повадкам персонажей.

Сказка «Коза-дереза», видеозапись сказки, телевизор

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети

2. Прослушивание на пластинке  русской народной сказки «У страха глаза велики»

Напомнить известные народные сказки и познакомить с новой; помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки

Игрушки персонажи сказки

Воспитатель, дети

3. Просмотр диафильма «Лиса и заяц»;

Театрализованная игра настольным театром «Лиса и заяц»

Обсуждение с детьми героев сказки, их поступки;

Учить интонации во время игры, передавать голосом характерные особенности героев сказки

Фильмоскоп, пленка, настольный театр «Лиса и заяц»

Воспитатель, дети

4. Викторина «Отгадай из какой сказки»

Закрепить знания и содержание сказок, учить отвечать на вопросы, высказывать своё мнение

Книги, игрушки персонажи сказок, сказочные предметы, загадки

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель.

5. Ручной труд в музейной мастерской: изготовление театра из коробочек «Теремок»

Ритмичные движения под музыку, парная пляска

Формировать навыки аккуратной работы; вызывать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки, воспитывать на примере героев произведения готовность вместе трудиться; закреплять навыки движений, учить исполнять танец в парах

Коробочки разного размера, цветная бумага, клей, фломастеры

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель

6.Игры в музейной игротеке по выбору детей

Учить детей применять музейные экспонаты в играх, пользоваться ими аккуратно, после игры убирать их на место

Музейные экспонаты, различные виды театральных игрушек

Воспитатель, дети

Май

Определение результатов работы мини-музея.

Обобщение опыта работы.

Воспитатель, дети


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: