Главные вкладки
Мини-музей "Там, где живет сказка"
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.54 КБ | |
| 2.4 МБ | |
| 654.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 82 «Рябинка» г. Смоленска
Мини – музей
«Там, где живет сказка»
Вторая младшая группа № 5 «Земляничка»
Разработчик мини-музея
воспитатель : Петрова С.Г.
2022- 2023 у.г.
План:
- Актуальность
- Цель проекта и задачи
- Профиль музея
- Принципы работы
- Характеристика помещения мини-музея
- Правила поведения в мини – музее
- Ожидаемый результат работы мини-музея
- План работы по созданию мини-музея.
- Музейный фонд мини-музея
- Перспективный план функционирования мини-музея.
- Актуальность
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики. Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».
С целью изучения преемственности народных традиций от поколения к поколению мною было проведено экспресс-анкетирование родителей
« Ребенок и сказка», и опрос :«Какую сказку в детстве вы любили больше всего? И почему?», было установлено, что любимыми сказками родителей в детстве были следующие произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золушка», «Три медведя», «Курочка-Ряба». На этот же вопрос детьми был дан следующий ответ: «Шрек», «Черепашки - ниндзя», «Ледниковый период», «Русалочка», «Человек - паук». Сравнительный анализ выбора любимой сказки показал, что родители в детстве более всего любили волшебные сказки, а интерес детей к русским народным сказкам значительно снижен. В связи с этой проблемой появилась необходимость, учитывая все особенности детей дошкольного возраста, определить задачи по ознакомлению детей с русской народной сказкой и авторской сказкой, пути их реализации для полноценного развития личности каждого ребенка.
Мини - музей «Там, где живет сказка» ориентирован на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности. Значимость мини - музея «Там, где живет сказка» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
- Цель проекта:
Создание условий для развития творческой личности, путём включения её в многообразную деятельность мини - музея.
Задачи:
- формировать условия для творческой самореализации ребенка на основе работы с экспонатами музея;
- систематизировать усиление потенциальных творческих способностей ребенка, которые
помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность,
способствовать социализации;
- развить познавательные способности и познавательную деятельность;
- формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
- воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
- организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда;
- оптимизировать интерес к чтению художественной литературы;
- расширить кругозор детей, познакомить с музеями;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
- включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.
- Профиль мини-музея:
Творческо-информационный.
- Принципы работы:
- Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- Принцип наглядности;
- Принцип доступности;
- Вариативности;
- Интерактивности;
- Многофункциональности;
- Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
- Принцип опоры на интересы ребенка.
- Характеристика помещения:
Музей расположен на базе Детского сада № 82 «Рябинка» в помещении групповой комнаты на 1 этаже группа № 5 «Земляничка».
Занимает площадь 2 кв.м.
Мини – музей состоит из 6 разделов:
- Волшебные сказки (книжный)
- Театральный
- Исторический
- Игровой (игротека)
- Мультимедийный
- Музейная мастерская
Руководитель мини-музея:
Воспитатели: Петрова С.Г.
- Правила поведения в мини - музее:
- Экспонаты можно трогать руками;
- Рассмотренные экспонаты нужно ставить на место;
- Экспонаты нельзя ломать;
- Можно и нужно задавать вопросы;
- Можно пополнять музей новыми экспонатами.
- Ожидаемый результат работы мини-музея:
- Создаётся пространство мини - музея «Там, где живет сказка».
- У детей сформируется представление о народных и авторских сказках; они понимают смысл слов «народные», «авторские» сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
- Ребёнок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы.
- Дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев.
- Бережно относятся к экспонатам мини-музея, принимают участие в оформлении экспозиций.
- План работы по созданию мини-музея «Там, где живет сказка».
Этапы работы | Содержание | Участники | Сроки исполнения |
Подготовительный этап | Выбор тематики мини-музея; Анкетирование родителей; Исследование методической литературы по использованию музейной педагогики; Определение места размещения и дизайн оформления. | Воспитатели: Петрова С.Г., Родители, воспитанники. | Сентябрь - Октябрь 2022г |
Практический этап | Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. Оформление помещения для мини-музея; Оформление визитной карточки мини-музея; Разработка перспективного плана работы мини-музея; Разработка содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; Разработка мероприятий и конкурсов для родителей; Выбор экскурсоводов; Открытие мини-музея. | Воспитатели: Петрова С.Г. Родители, воспитанники. | Октябрь 2022 г. – апрель 2023г. |
Итоговый этап | Определение результатов работы мини-музея. Обобщение опыта работы. | Воспитатели: Петрова С.Г. | Май 2023г. |
- Музейный фонд « Там, где живет сказка»
Экспонат | описание |
1. Белочка с орешками | Мягко набивная музыкальная кукла. |
2. «Ученый кот» и дерево дуб. | Мягкая игрушка и макет дерева |
3. Избушка « бабы- яги» на курьих ножках | Избушка из природного материала ( дерево, шишки, мох, листья) |
4. Куклы | бумажные, тряпичные |
5. Пальчиковый театр «Репка» | 7 персонажей |
6.Театр Би-ба-бо | Коза, заяц, волк, иван царевич, кот, гуси, лиса, дед, бабка, сказочные герои сказки «Приключение Буратино» |
7.Настольный театр «Театр 7 сказок» | «Крошечка- Хаврошечка», «Волк и лиса», Заячья избушка, |
8.Настольный театр «Лиса и заяц» | Лиса, заяц, собака, волк, медведь, бык, петушок, избушка лубяная, избушка ледяная. |
9. Настольный деревянный театр | «Колобок», «Репка», «Приключение Буратино» |
10. Настольный театр из бумаги | Репка, Колобок, Курочка-Ряба |
11.Экспозиция к сказке «Цуха-Цокотуха» | Муха, комар, паучок, бабочка, пчела, кузнечик, самовар, чайный сервиз |
12. Экспозиции к сказке «Заюшкина избушка» | Дом зайца, домик лисы, костюмы героев, коса петуха, печка |
13. Театр на липах | «Гуси – лебеди», сказочные персонажи» |
14. Театр на деревянных палочках | К сказкам Три поросенка, Репка, Колобок, В гостях у солнышка, Курочка ряба, Петушок и бобовое зернышко, Волк и семеро козлят |
15. Маски | Репка, дед, баба, внучка, кошка, собака, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, воробей. |
16. Волшебные вещи | Скатерть - самобранка, золотое блюдечко и наливное яблочко, золотой ключик, волшебное зеркало, бревно для Буратино, камин, лапоть, шапка-неведимка |
17. Литературный журнал | По сказкам К.И. Чуковского, В гостях у сказки |
18. Ширма | Для сказок |
19. Лепбук | Путешествие по сказкам |
20. Игротека | Пазлы, раскраски, настольная игра домино «Русские сказки»., деревянные музыкальные инструменты ( ложки, свистки, трещетки), лото, мемори |
- Перспективный план функционирования мини-музея.
Октябрь - Февраль | |||
Форма занятий | Цели, задачи | Оборудование, материалы | Участники |
1. Ознакомительная экскурсия в мини-музей. | Познакомить детей с русским фольклором, расширить кругозор детей, познакомить с музейными экспонатами, правилами пользования музеем. | Куклы Белочка, Черепаха Тортилла, «Ученый Кот», экспонаты музея: театр би-ба-бо, настольный театр, поделки и рисунки детей и родителей, театр на липах. | Воспитатель, дети |
2. Беседа: «Какие разные книги» | Продолжать знакомить детей с разнообразием книг, приобщение к словесному искусству; развивать диалогическую форму речи. | Книги с русскими-народными и авторскими сказками, разных форматов | Воспитатель, дети |
3. Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»; Рассматривание иллюстраций к сказке; Работа в мастерской мини - музея: изготовление конусного театра «Кот, петух и лиса»; Театрализованная игра по сказке: «Кот, петух и лиса». | Воспитывать интерес к сказкам, театру, к трудовой деятельности, к совместной работе с другими детьми; учить детей рассматривать сюжетные картинки, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать свои предложения. | Книга со сказкой «Кот, петух и лиса», иллюстрации к сказке, бумага, клей, карандаши, фломастеры, гуашь. | Воспитатель, дети |
4. Пение «Петя - петушок», Песенное творчество « Давай придумаем танец для петушка и кота» | Формировать умение придумывать вместе со взрослым мелодии веселого характера. | магнитофон | Воспитатель, дети, музыкальный руководитель |
5. Презентация мини – музея родителям. Родительское собрание « Нравственное воспитание посредствам русских народных сказках» , с показом музея | Показать результат проекта родителям, привлечение малоактивных родителей к сотрудничеству; просвещение родителей о нравственном воспитании детей. | Экспонаты музея, поделки, рисунки. | Воспитатели, родители. |
5.Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди» в обр. М. Булатовой. Игра – драматизация сказки с настольным театром. Игры с театром на липах. | Продолжать вызывать интерес к сказкам; Пробуждать интерес к театрализованной игре, знакомить детей с приемами вождения настольных кукол; Познакомить с театром на липах. | Книга со сказкой «Гуси-лебеди», Диск с мультфильмом «Гуси – лебеди», настольный театр, декорации к сказке: печь, яблоня, речка, избушка Бабы-Яги. | Воспитатель, дети. |
6.Использование игротеки | Продолжать учить детей совместно играть в настольные игры, соблюдать правила игры; развивать мелкую моторику рук. | Настольно-печатные игры, пазлы, раскраски. | Воспитатели, дети |
7.Разучивание подвижных народных игр «Петя-петушок», «Бабка-Ежка» | Знакомство детей с народными фольклорными играми, учить играть соблюдая правила игры. | Воспитатели, дети |
Март | |||
Форма занятий | Цели, задачи | Оборудование, материалы | Участники |
1.Интегрированное занятие «Баба-Яга – кто она такая?» | Создание целостного образа Бабы – Яги; учить делать собственные выводы, высказывать свое мнение; развивать мелкую моторику рук. | Кукла «Баба-Яга», Иллюстрации доброй и злой «Бабы-Яги», избушки на курьих ножках; пластилин. | Воспитатель, дети |
2.Театрализованная игра «Репка» | Вызывать желание действовать с элементами костюмов, вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, упражнять в интонационной выразительности. | Маски персонажей сказки, элементы костюмов | Воспитатель, дети |
3. Ручной труд в музейной мастерской, коллективная аппликация «Репка» | Учить детей аккуратно пользоваться клеем, располагать готовые детали в определенной последовательности», вызывать у детей радость от проделанной совместной работы. | Клей, кисточки, клеёнки, салфетки, вырезанные заготовки персонажей сказки, бумага А3. | Воспитатель, дети |
4.Знакомство со сказками К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха»; Рассматривание иллюстраций к сказкам; Рассматривание экспозиции «Беспорядок у мальчика»; Игры конусным театром «Муха-Цокотуха» | Вызывать интерес к авторским сказкам; подводить к различению разных видов искусства через художественный образ, учить выражать своё мнение, дискуссировать. | Портрет Корнея Чуковского, сказки «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», поделка «Мойдодыр», конусный театр «Муха-Цокотуха», иллюстрации к сказкам. | |
5. Ознакомительное занятие – экскурсия «Какие сказки читали родители» | Познакомить детей с книгами более ранних публикаций 1978 – 2000гг.. Книги из библиотек города, домашних библиотек. | Телевизор , флешка, книги разных годов издания. | Воспитатель, дети, родители |
6.Ручной труд в музейной мастерской: изготовление театра на пластмассовых ложках «Три медведя» | Формировать навыки аккуратной работы; вызывать радость от результатов своей работы, учить применять поделки в игровой деятельности. | Пластмассовые ложки от мороженного. Вырезанные макеты персонажей сказок, фломастеры. | Воспитатель, дети |
Апрель | |||
1.Чтение русской - народной сказкой «Коза-дереза» Элементы музыкального воспитания: ритмические движения под музыку. | Познакомить с русской народной сказкой «Коза–дереза»; вызвать желания запомнить песенки козы и петушка, помочь понять смысл произведения (раскрытие обмана; мал удалец, да храбрец); учить ритмично ходить, выполнять образные движения, подражать в движениях повадкам персонажей. | Сказка «Коза-дереза», видеозапись сказки, телевизор | Воспитатель, музыкальный руководитель, дети |
2. Прослушивание на пластинке русской народной сказки «У страха глаза велики» | Напомнить известные народные сказки и познакомить с новой; помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки | Игрушки персонажи сказки | Воспитатель, дети |
3. Просмотр диафильма «Лиса и заяц»; Театрализованная игра настольным театром «Лиса и заяц» | Обсуждение с детьми героев сказки, их поступки; Учить интонации во время игры, передавать голосом характерные особенности героев сказки | Фильмоскоп, пленка, настольный театр «Лиса и заяц» | Воспитатель, дети |
4. Викторина «Отгадай из какой сказки» | Закрепить знания и содержание сказок, учить отвечать на вопросы, высказывать своё мнение | Книги, игрушки персонажи сказок, сказочные предметы, загадки | Воспитатель, дети, музыкальный руководитель. |
5. Ручной труд в музейной мастерской: изготовление театра из коробочек «Теремок» Ритмичные движения под музыку, парная пляска | Формировать навыки аккуратной работы; вызывать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки, воспитывать на примере героев произведения готовность вместе трудиться; закреплять навыки движений, учить исполнять танец в парах | Коробочки разного размера, цветная бумага, клей, фломастеры | Воспитатель, дети, музыкальный руководитель |
6.Игры в музейной игротеке по выбору детей | Учить детей применять музейные экспонаты в играх, пользоваться ими аккуратно, после игры убирать их на место | Музейные экспонаты, различные виды театральных игрушек | Воспитатель, дети |
Май Определение результатов работы мини-музея. Обобщение опыта работы. | Воспитатель, дети |
