Умные слова

Пояснительная записка.Пословицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пословицы21.52 КБ
Файл пояснительная записка15.04 КБ

Предварительный просмотр:

  1. А        

Аппетит приходит во время еды.

Интерес к делу увеличивается постепенно, даже если оно начато без желания

Азбука наука, а ребятишкам мука.

Изучение нового дела страшит своей сложностью.

  1. Б

Была бы охота, -заладится всякая работа.

Общими усилиями легче справиться с любым делом.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Для достижения цели следует приложить немало усилий.

  1. В

В правде – сила.

Учить говорить правду и помогать говорить правду своими близким.

Волков бояться – в лес не ходить.

Взялся за дело, не бояться трудностей.

  1. Г

Грамоте учиться всегда пригодится.

Человек, который познаёт новое, любит учиться, всегда найдёт себе работу по душе.

Глаза боятся, а руки делают.

Говорят перед началом трудной работы, которую всё равно нужно делать.

  1. Д

Дело мастера боится

Умелому человеку любое дело по плечу.

Делу время, а потехе час.

Основное время должно быть посвящено учёбе, работе.

Дал слово – держи.

Выполняй своё обещание.

  1. Е

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Больше слушай, меньше говори, чтобы не сказать лишнего.


Ему, как с гуся – вода.

Гусь в воде не мокнет, с него скатывается вода. Если человеку сделать замечание или попросить что-то сделать, он не выполняет и не исправляется.

  1. Ж

Жить поживать да добра наживать.

Когда всё в семье трудятся, то будут жить богато.

Жадный сам себе покоя не даёт.

Жадный хочет иметь больше, чем у других он никогда ни скем,не делится.

  1. З

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Если делать несколько дел одновременно, ни в одном не получишь хороших результатов.

За правое дело стой смело.

Не бойся говорить правду..

  1. И

И волки сыты, и овцы целы.

Ситуация, которая устраивает все противоборствующие стороны.

Ищи ветра в поле.

Говорится о бесследно исчезнувшем.

  1. К

Как аукнется, так и откликнется.

Как ты относишься к другим, так и они к тебе будут относиться.

Кончил дело – гуляй смело

Закончил работу – можно отдохнуть.

Красна птица пером, а человек умом.

О животных судят по внешности, а о человек – по уму.

Кто гнев усмиряет, тот сильным бывает

Нужно уметь успокоить свой гнев.

  1. Л

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз  услышать.

Впечатление от увиденного гораздо сильнее, чем от много раз слышанного.


Лучше поздно, чем никогда.

Лучше сделать что-либо с задержкой, чем не сделать совсем.

  1. М

Маленький дело лучше большого безделья.

Лучше недолго потрудиться, чем все время бездельничать.

Много спать – добра не видать.

Чтобы заработать, нужно больше времени уделять работе.

  1. Н

Не спеши языком, спеши (торопись) делом.

Поменьше говори, побольше делай.

Нет друга – ищи, нашёл береги.

Когда есть друг, всегда интересно вместе поиграть, вместе убрать игрушки, вместе посмотреть книгу, кино, мультфильм.

  1. О

Один в поле не воин.

Одному не оправиться с большим делом.

Один за всех, все за одного.

Когда все вместе принимаются за дело, то легко справиться с любыми трудностями.

  1. П

Под лежачий камень и вода не течёт.

Дело не сдвинется с места, если, если ничего не предпринимать (ничего не делать).

Поспешишь – людей насмешишь.

Дело сделанное второпях, не всегда бывает удачным, часто результаты его вызывают смех.

После драки кулаками не машут.

После свершившегося, когда уже ничего нельзя исправить, бесполезно негодовать и предпринимать какие-либо  действия.

Правда глаза колет.

Человеку всегда неприятно слышать критические, хотя и справедливые замечания в свой адрес.

  1. Р

Ремесло за плечами не виснет.

Профессия (ремесло) не только не мешает человеку, а, наоборот, делает его ценнее.

Рыба, ищет, где глубже, а человек, где лучше.

Говорится о человеке, который хочет изменить свою жизнь в надежде на лучшее.

  1. С

Семеро одного не ждут.

Несколько человек не обязаны ждать одного опаздывающего.

Смелость города берёт.

Смелому и решительному человеку по плечу любое дело.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Перед тем, как что-либо сделать, надо всё тщательно обдумать.

  1. Т

Терпение и труд все перетрут.

Нельзя опускать руки, нужно терпеливо идти к намеченной цели.

Тише едешь, дальше будешь.

Чем меньше поспешности в деле, тем быстрее оно продвигается.

  1. У

Ученье свет – неученье тьма.

Знания, приобретённые во время учёбы, помогают решать сложные задачи, незнание делает человека беспомощным.

Ум хорошо, а два лучше.

При выработке решения полезно знать мнение и других людей.

Уважай отца и мать – будет в жизни благодать.

Слушай маму и папу, старайся всегда и во всём помогать своим родителям.

У страха глаза велики.

Никогда ничего не бойся. Когда человек боится, ему всё кажется большим и страшным.

  1. Х

Хлеб – всему голова.

Хлеб – это главный продукт.

Хороший товар сам себя хвалит.

Хорошее не нуждается в рекламе.

  1. Ч

Что написано пером, не вырубишь топором.

Если написанное стало известно, то его уже не изменишь, не исправишь.


Что посеешь, то и  пожнёшь.

За хорошее дело получишь награду, за плохое – наказание.

Чтобы есть калачи, не сиди на печи.

Старайся всегда трудиться, работать, чтобы можно было приобрести всё, что захочешь.

  1. Ш

Шила в мешке не утаишь.

Невозможно скрыть то, что само себя выдаёт.

  1. Я

Яблоко от яблони недалеко падает.

Дети часто наследуют черты своих родителей.

Язык до Киева доведёт.

Спрашивая у других, всё можно узнать.

  1. Добро и зло

Добрый совет дороже золота.

Добрый совет, лучше денег. Добрые советы помогают человеку в работе.

Доброе дело никогда не поздно делать.

Стремись всегда и везде помогать людям.

  1. Дружба

Друга ищи, а найдешь – береги.

Ищи себе друга и старайся с ним не ссориться.

Крепче дружить – легче жить.

Настоящий друг тебе всегда и во всём поможет.

  1. Знания, умения, наука

Век живи – век учись.

Человек всегда познаёт новоё, стремиться чему-то научиться. Так интереснее жить.

Красна птица пеньем, а человек – уменьем.

  1. О Родине и о семье.

Своя земля и в горести мила.

Человек любит то место, где родился и вырос.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Человек всегда защищая свою Родину от врагов.


На чужой стороне Родина милей вдвойне.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Уезжая в другую страну, человек всегда скучает по родным местам.

  1. Слово и дело

Не спеши языком, торопись делом.

Поменьше говори, побольше делай.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Человека украшают его поступки, а не пустые обещания.

Больше дела, меньше слов.

  1. Труд и лень

Труд человека кормит, а лень портит.

Ленивые никогда не работают.

Если человек трудится, он может приобрести всё, что пожелает, на заработанные деньги.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Старайся любую работу выполнять вовремя.

     30.  Правда и ложь

Тайное всегда становится явным.

Никогда не лги, рано или поздно об этом узнают.

Правда глаза колет.

Многим людям не нравится, когда им говорят правду.

            Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение комбинированного вида

                                                   «Детский сад №6 «Солнышко»

                                                                                                                       

                                                         

                                                                                                                                             Утверждаю

                                                                                                                       Заведующий МБДОУ КВ

                                                                                                             «Детский сад №6 «Солнышко»

                                                                                                                    ____________Ярошик Н.И.

                 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНТРОВАНИЕ

                          развивающей деятельности «Умные слова»

                           для детей подготовительной к школе группы

                                          на 2013-2014 учебный год.

        

                                                                                                         Подготовила:  учитель-логопед

                                                                                                                                        Жидкова В.Б.

                                                 г. Дзержинский

                                                                                                                           

.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Воображение – это способность

создавать идею или ментальную

картину в вашем уме.

Шакти Гавэйн

Когда-то давным – давно люди в большинстве не умели читать и писать. И накопленную жизненную мудрость они передавали своим детям устно в коротких, но запоминающихся фразах – так складывались пословицы и поговорки.

Одним из первых изучением пословиц и поговорок занялся Владимир Иванович Даль. Благодаря его трудам до нас дошёл сборник «Пословицы русского народа», включающий 30000 пословиц и поговорок.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей ! Что за

золото! А не даётся в руки, нет!»

                                                                                                           А.С.Пушкин.

Многогранно и неисчерпаемо устное народное творчество. Совершенно особое место в нём занимают пословицы и поговорки. Они никогда не бытовали самостоятельно, а только в неразрывной связи с разговорным языком. Каждое поколение вносило свой вклад в образность и содержательность этих «жемчужин народного языка».

  Пословицы – это краткое образное законченное изречение с назидательным смыслом, обычно ритмичное по форме. Например: «Без труда не вытащить и рыбку из пруда», - это пословица.

С пяти лет ведущей функцией является воображение. С 5 – 6 лет нужно целенаправленно побуждать ребёнка к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности. В это время развивается планирующая функция речи, то есть ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Поэтому с пяти лет детей уже можно знакомить с устойчивыми оборотами речи, помогать понять их настоящий смысл.

Актуальность.

Чем раньше наши ребятишки научатся понимать и ценить красоту родного языка, тем больше надежды на то, что из них вырастут настоящие граждане своей страны, патриоты родной истории, культуры, литературы, многовеко- вых  народных традиций.

При нарушенном речевом развитии дошкольника формированием связной речи необходимо заниматься специально. Понимание ребёнком смысла пословицы, поговорки, фразеологизма происходит в том случае, если ребёнок умеет работать с информацией через установление логических и причинно – следственных связей, умозаключений. Но дошкольнику, особенно с речевым нарушением, очень сложно понять переносное значение выражений, вникнуть в их суть. Поэтому данный курс занятий построен на работе с пословицами.

Цель:

Учить детей запоминать пословицы, вникать  в их суть и понимать переносное значение выражений.

Задачи:

  • формирование связной речи;
  • развитие познавательной активности
  • развитие образного мышления и воображения;
  • развитие умения работать с информацией через установление причинно – следственных связей;
  • развитие детского сотрудничества.

Логопед может модифицировать вопросы и задания в соответствии с уровнем подготовки детей и их индивидуальными возможностями. Когда для ребёнка смысл пословицы становится ясен он без труда придумывает ситуации «под пословицу», а следовательно, развивается образная речь, словесное творчество, то есть обогащается связная речь в целом.

Занятия этого курса помогают раскрыть образность, красочность и богатство русского языка.

Игра с пословицами учит детей определять прямой и переносный смысл, улучшает связную речь, воображение, способствует развитию абстрактного мышления.