Умные слова

Пояснительная записка. Пословицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Воображение – это способность

создавать идею или ментальную

картину в вашем уме.

Шакти Гавэйн

Когда-то давным – давно люди в большинстве не умели читать и писать. И накопленную жизненную мудрость они передавали своим детям устно в коротких, но запоминающихся фразах – так складывались пословицы и поговорки.

Одним из первых изучением пословиц и поговорок занялся Владимир Иванович Даль. Благодаря его трудам до нас дошёл сборник «Пословицы русского народа», включающий 30000 пословиц и поговорок.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей ! Что за

золото! А не даётся в руки, нет!»

                                                                                                           А.С.Пушкин.

Многогранно и неисчерпаемо устное народное творчество. Совершенно особое место в нём занимают пословицы и поговорки. Они никогда не бытовали самостоятельно, а только в неразрывной связи с разговорным языком. Каждое поколение вносило свой вклад в образность и содержательность этих «жемчужин народного языка».

  Пословицы – это краткое образное законченное изречение с назидательным смыслом, обычно ритмичное по форме. Например: «Без труда не вытащить и рыбку из пруда», - это пословица.

С пяти лет ведущей функцией является воображение. С 5 – 6 лет нужно целенаправленно побуждать ребёнка к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности. В это время развивается планирующая функция речи, то есть ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Поэтому с пяти лет детей уже можно знакомить с устойчивыми оборотами речи, помогать понять их настоящий смысл.

Актуальность.

Чем раньше наши ребятишки научатся понимать и ценить красоту родного языка, тем больше надежды на то, что из них вырастут настоящие граждане своей страны, патриоты родной истории, культуры, литературы, многовеко- вых  народных традиций.

При нарушенном речевом развитии дошкольника формированием связной речи необходимо заниматься специально. Понимание ребёнком смысла пословицы, поговорки, фразеологизма происходит в том случае, если ребёнок умеет работать с информацией через установление логических и причинно – следственных связей, умозаключений. Но дошкольнику, особенно с речевым нарушением, очень сложно понять переносное значение выражений, вникнуть в их суть. Поэтому данный курс занятий построен на работе с пословицами.

Цель:

Учить детей запоминать пословицы, вникать  в их суть и понимать переносное значение выражений.

Задачи:

  • формирование связной речи;
  • развитие познавательной активности
  • развитие образного мышления и воображения;
  • развитие умения работать с информацией через установление причинно – следственных связей;
  • развитие детского сотрудничества.

Логопед может модифицировать вопросы и задания в соответствии с уровнем подготовки детей и их индивидуальными возможностями. Когда для ребёнка смысл пословицы становится ясен он без труда придумывает ситуации «под пословицу», а следовательно, развивается образная речь, словесное творчество, то есть обогащается связная речь в целом.

Занятия этого курса помогают раскрыть образность, красочность и богатство русского языка.

Игра с пословицами учит детей определять прямой и переносный смысл, улучшает связную речь, воображение, способствует развитию абстрактного мышления.