Методическая копилка

Архипова Светлана Анатольевна

Здесь находятся материалы в помощь учителям и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ СОШ №1 г.Мамадыш

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

 

2011 г

Постановление об утверждении

модели работы с одарёнными детьми

Решение Педагогического Совета  

Муниципального общеобразовательного учреждения

Протокол №___  от  __  ____  20__год

ПАСПОРТ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

        Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать урок  и дополнительное образование как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.

      Модель  развития одаренных детей, помогает построить концепцию развития одарённых детей, разработать направления, задачи, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 4 лет обучения в начальной школе.

Содержит простой алгоритм действий педагогов, психологов и руководителей образовательного учреждения. При этом она допускает возможность вариативного подхода 

Основания для разработки модели.

        

Программа развития одарённых детей на уроках изобразительного искусства и в рамках дополнительного образования МБОУСОШ№1  разработана на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании»,
  2. «Концепция Федеральной целевой программы развития
  3. образования до 2010 г.»
  4.  от 03.09. 2005г.

Период и этапы реализации модели образования        

  1. первый этап: 1 год обучения
  2.  разработка модели образовательного процесса, обеспечивающего доступное качественное образование различным категориям учащихся, а также критериев эффективности реализации данной модели;
  3. Второй этап: 2-3 год обучения
  4. реализация модели образовательного процесса и оценка ее эффективности на основе выявленных критериев;

 

  1. третий этап: 4 год обучения
  2.  анализ результатов внедрения модели образовательного процесса, обеспечивающего доступное качественное образование различным категориям учащихся.
  1. Цель работы с одарёнными детьми

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей

Основные задачи  

  1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  3. Давать современное образование,   используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
  4. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
  5.  Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
  6. Организация разнообразной внеурочной деятельности;

     7.  Социальная и психологическая поддержка одаренных детей

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели модели

  1. Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
  2. По окончании  начальной школы дети  должны легко ориентироваться в культурном наследии России;
  3. Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая своё отношение к ним.
  4. Умение анализировать увиденное на экскурсии в музей и по городу (храмы города и края)
  5.  Участвовать  в различных  конкурсах,  (Всероссийских, международных, республиканских, районных, городских)  

Принципы работы с одарёнными детьми

  1. Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся).
  2. Принцип опережающего обучения.
  3. Принцип комфортности в любой деятельности.
  4. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
  5. Возрастание роли внеурочной деятельности.
  6. Принцип развивающего обучения.
  1. Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Участниками реализации данной модели

образования являются

  1. Администрация школы (директор, заместители);
  2. Учителя предметники, педагог – психолог, имеющие высшую    квалификационную категорию;  
  3. Руководители школьных МО;
  4. Классные руководители
  5. Руководители школьных кружков и секций.
  6. Учащиеся школы

Контроль за выполнением модели работы

 с одарёнными детьми        

Постоянный контроль за выполнением программы осуществляют Педагогический совет школы, заместители директора по воспитательной и учебной работе.

Особенности управления работой с одарёнными детьми.

            Административное управление осуществляет директор и его заместители.

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет, методический совет,

Заместители директора реализуют и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую оценочно-результативную функции работы с одарёнными детьми.

Результаты контроля представляются ежегодно на заседании Педагогического совета ОУ, публикуются на сайте ОУ.

 Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса  работа с   одаренными детьми

  1. Учебные планы
  2. Учебники, методическая литература
  3. Дидактические, раздаточные материалы
  4. Наглядные пособия
  5. Компакт-диски по предмету ИЗО и ХТ
  6. Компьютерные учебные программы:  ppt, doc, outlook, Publishen,  Office,
  7. DVD. Музыкальный центр.

Формы выявления одаренных детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Подготовка кадров для работы с одаренными детьми

-подготовка педагогов к работе с одаренными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.

-создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

-формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов;

определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одаренными детьми.

Основные направления работы с одарёнными детьми, обладающими творческими и художественными способностями

Перед педагогами предметов эстетического цикла всегда стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. В рамках модели образования предусматривается реализация следующих направлений работы с одарёнными детьми:

1. Развивающее направление - формирование умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.

2. Диагностическое направление - проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».

3. Информационное направление - привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

4. Координационное направление - обеспечивает контроль и анализ деятельности.

5. Кадровое направление - повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для применения новых педагогических технологий.

 

Модель одаренного ребенка:

  1. Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
  2. личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
  3. личность, способная осуществить самостоятельную  деятельность;
  4. личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  5. личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
  6. личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

 ВВЕДЕНИЕ

          Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.

               Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах

      Выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития – вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень – происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Тем не менее, необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период успешного выполнения этой важной жизненной функции, которой благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно, прежде всего, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У младших школьников, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, – формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы.

В детстве многие дети талантливы. В творчестве маленького ребенка есть нечто художественно ценное, роднящее его с подлинным искусством.

   Важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказочных превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушить его необдуманным словом или поступком. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И это хорошо просматривается в творческих работах детей.

Необходимо проявить  внимание к работам (поделкам, рисункам) детей Сохранять самые удачные из них. Сравнивая работы ребенка, его интересы, можно получить возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени, проследить динамику его интересов. Творчество ребенка может затихать, угасать в случае смены интересов, увлечений ребенка или из-за отсутствия интереса со стороны родителей, или из-за насмешек и критических замечаний взрослых.

Проблема индивидуального подхода

Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных трудных ситуациях. Поэтому надо уделять больше времени играм с детьми на уроке. Например, карточки – задания «Дорисуй», придумай, опиши, выскажи своё мнение или  придумай фигуру из представленных геометрических форм, составь орнамент из представленных элементов, соревнования кто быстрее ответит или изобразит.

Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Надо заставлять детей  в этих играх трудиться. Если им будет интересно, они не устанут, а значит  необходимо, усложнят задачи.

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уязвимость одарённых детей

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более  уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Обучение одаренных детей

Возникает много сложностей  в обучении одарённых детей.  Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

  1. Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку
  1. Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.
  2. Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не  делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.  
  3. Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям
  4. Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.
  5. Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.
  6. Научить детей прослеживать межпредметные связи.

Пример организации работы с одарёнными детьми

на уроке изобразительного искусства в 3 классе

Используя разные художественные материалы и осваивая различные виды художественной деятельности на уроках, школьники учатся видеть, слышать и переживать увиденное и услышанное, - всё это направляет внимание ребёнка на самовоспитание, учит анализировать и развивает творческие способности

Есть в программе Б. Неменского очень интересная в смысле соединения различных видов искусств тема: « Путешествие в мир кукольного театра», на, которую,  отведено 10 уроков 3 четверти. На каждом уроке школьники знакомятся с работай не только художника, но и с другими профессиями театра.

Поскольку в жизни театр — это синтез различных искусств, естественно, что дети должны это увидеть и побывать в роли создателей театра. Во время таких уроков развивается фантазия, умение общаться, развивается речь. Дети с восторгом принимают театрализованные уроки, ещё и потому, что в творческой деятельности дети расширяют познания и умения работы разными материалами.

На 1 уроке я знакомлю ребят с историей создания театра, где под мотивы Древней Греции они узнают, что театр возник, когда ещё не родился Иисус Христос (500 тыс. лет. назад)

Музыку Древней Греции сменяет мелодия - потешка русской ярмарки и вот мы уже с ребятами на Руси. Потешаемся, встречая Петрушку.

Музыка и литература помогают ребятам более ярко представить времена далекого прошлого нашей земли, а также знакомит школьников с музыкой имеющей настроение выражающей национальные традиции, из которых складывается образ и культура народов.

После встречи с петрушкой переключаю внимание школьников на современный театр кукол С. Образцова, где роли играют куклы. Я показываю им разных кукол.

(тростевых, перчаточных, теневых, марионеток)

Беседа длится примерно 10-15 минут, так как они имеют об этом представление из средств массовой информации, а также посещали театр.

На этом уроке я знакомлю ребят   с новыми словами, давая им понять их значение.   ( сценарист, режиссёр, декоратор, костюмер, актёр, спектакль, художник) На предыдущем уроке у ребят было домашнее задание - найти значение этих слов. Поэтому ребятам уже легче понять, о чем идёт речь.

Во второй половине урока делю класс на 3 - 4 группы (в зависимости от количества учащихся в классе) и предлагаю выбрать сказку. Чтобы ребятам было легче выбрать, предлагаю несколько    самых простых сказок. Но выбор остаётся за группами, они могут выбирать и свои варианты.

Затем предлагаю ребятам распределить обязанности, с которыми они только что познакомились, (на это уходит 2 минуты)

Объявляю задание. Каждый ученик, получив роль и задание, начинает обдумывать первые наброски своей сказки. Если ребята не успевают выполнить работу, то это задание они получают на дом или выполняют на следующий урок в классе. Зависит это от психологического фактора класса.. По завершению работы каждая группа  защищает свой проект,   рассказывая, а том, что они придумали,   и показывают свои наброски.

  1. Актёры - набросок героя (головка)
  2. Декоратор - наброски декораций
  3. Сценаристы - сценарий (возможно придуманный самими) Костюмеры - эскиз костюма.

На одном из отведённых уроках этой темы я говорю с ребятами о роли художника в театре, который великолепно владеет искусством конструирования кукол, знает, как сделать образ выразительным, ярким и запоминающимся. На уроке рассуждаем, как добиться выразительности образа. Вот тут и приходит мне на помощь выразительность слова, музыки и эмоциональный зрительный ряд.

Стоит сказать подробнее, как я это делаю.

      На предпоследнем уроке ребята получили задание на дом: Найти в детских книжках образы сказочных персонажей - людей и животных. Принести дополнительный материал в класс.

Урок начинаю с вопросов:

 - Как вы думаете, нужен ли художник в театре Кукол?

- Что делают для театра художники?

- Как выглядят герои куклы?

     Здесь я предлагаю ребятам прочитать  отрывки из разных книг с описанием облика героя, его костюма.

Например «Сказка о рыбаке и рыбке» образ старухи

Обращаю внимание на одежду старухи и старика, а также на выразительность лица этих героев.

Чтобы школьники могли полностью раскрыть образ героя, я ввожу игровые моменты, связанные с музыкой и зрительным рядом.

         Вывешиваю на доску таблицы с изображением театральных героев.

( Красной Шапочки, Принцессы, Буратино, и т. д.)

Предлагаю    послушать    музыку        и    определить,    какому    костюму соответствует характер   звучания музыки.

Например:      звучит « Вальс - шутка»

Ребята сразу определяет, что эта музыка раскрывает образ весёлого человечка Буратино, Чип Олино и т. д.

      Для большего эмоционального воздействия включаю мелодию музыкальной пьесы «Плакса» Каболевского. Плаксивые интонации скрипки созвучны образу Пьеро.

В конце прослушивания фрагментов и игры в целом хвалю ребят за интересные ответы и находчивость. На эту работу уходит 10-15 мин.

Перед началом практической работы я напоминаю ребятам о цвете как об одном из важных средств выразительности. Затем показываю уже готовые работы, выполненные другими детьми.

    Этот метод помогает ребятам увидеть, что должно быть конечным результатом, и стремится сделать лучше.

       Предлагаю выполнить свой вариант головки и   костюма.   Для выполнения этой работы предлагаю разные способы и разные материалы изготовления головки (глина, попье - маше, ткани, вата и клейстер,  пластилин, тесто)  с последующей росписью. Костюм ребята шьют из ткани, носка, бумаги

Эта работа длится 3 урока. Каждый урок провожу беседу на закрепление материала о театре. 10 мин. - беседа, 20-25 мин. -самостоятельная работа, 5 — 10 мин. - на обсуждение работы выполненной за урок, и планирование работы на следующий урок.

Когда работа над куклой закончена,   школьники узнают о роли художника более подробно, создавая эскиз занавеса и декорации к любому спектаклю. На этом уроке я знакомлю детей с хитростями театрального художника.

Например, мелкие и плоские предметы надо делать выразительно крупно, их должно быть немного, чтобы не   «потерялись» куклы.

Под звуки вальса Шопена показываю различные занавес и декорации художника Сарьяна, Обычно ребята их долго рассматривают, это способствует развитию интереса к искусству и умение его ценить. На этом уроке происходит знакомство с искусством батика (росписи по ткани). Чтобы школьники могли лучше понять, что такое декорации и занавес мы пытаемся создать мини - сцену, из обувной коробки. Эту работу провожу в парах.

По истечении работы предлагаю обсудить работы и выбрать лучшие для будущей выставки.

      На одном из уроков этой темы дети знакомятся с афишей. На большом листе ребята мелками изображают афишу, оставляя места для надписей. На этом уроке знакомлю ребят с разными видами шрифта. Этот вид работы дети выполняют по группам (5 чел), что позволяет ребятам учиться общаться друг с другом, этот метод позволяет научить их видеть работу другого человека, умение соподчинять свою часть работы с работой товарища.

( Есть такие работы, когда вообще невозможно проводить в одиночку, например, «Два флота», «Гармония жилья с природой», «Художественный образ средневекового города» и т. д.)

Работа по созданию театра является самой сложной, но в то же время увлекательной. Здесь и игры, и творчество, и труд - всё сразу. Таким образом, формируется чувство коллективизма, ответственности, качества работы.

Когда школьники познакомятся со всеми видами работ в театре, я перевожу их в обсуждение одного общего спектакля. Дети уже знают, как написать сценарий, выполнить декорации, нарисовать афишу и занавес. Смена деятельности и видов работы позволяют ребятам реализовать себя, быть нужным.

У детей уже есть опыт, поэтому они быстро занимают места в группах по 5 - 6 чел. на каждом столе стоит табличка с названием группы

  1. сценаристы — пишут сценарий
  2. художники - рисуют занавес
  3. актёры- учат роли
  4. декораторы - выполняют декорации
  5. композиторы - подбирают музыку

На   этих   последних   уроках   я   исполняю   роль   режиссера,   направляя деятельность ребят. Подготовки к спектаклю уделяю 20 - 25 мин    урока. Далее репетиция спектакля.

   Пожеланию учеников они могут переходить из группы в группу. Заключительный урок посвящен показу спектакля. Таким образом, я формирую целостность восприятия окружающего мира, а также определённые практические навыки, которые способствуют развитию творчества. Возможность проявить себя в том или ином виде деятельности, формирует мощную мотивацию и к предмету и к учёбе в школе.

Подобный подход открывает одарённость ребёнка в его творческом и художественном значении.

На уроках изобразительного искусства дети получают знания, которые усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют и  закрепляют.

Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным, я предлагаю  таблицы, карточки и др. проверочный материал, в основе которого – принцип постепенного усложнения, индивидуальный подход к детям, учет их способностей и интересов.

Критериями проверочных заданий служат художественно-творческие задачи, поставленные на ранее проведенных уроках ИЗО, а так же самооценка детей, что является одним из условий формирования у школьников рефлексивного поведения, и способствует формированию у них УУМ.

 

С проверочными карточками можно работать в начале урока или в конце его, на обычных уроках или на обобщающих в зависимости от темы и задач, поставленных учителем. С помощью раздаточного материала можно за несколько минут проверить уровень знаний, умений и навыков детей всего класса, а сэкономленное время использовать для практической работы.

Работают дети с карточками следующим образом.

К примеру, возьмем одну из проверочных карточек из блока уроков ''Изображаю и украшаю''. На карточке изображены фрагменты различных видов народной декоративной росписи (хохлома, гжель, элементы росписи Жостова). Задание: назови виды росписи.

Ученик, получив карточку и определив виды декоративных росписей, отвечает на вопрос письменно или устно. Для быстрого ответа можно выдать три варианта ответа, рядом с каждым словом-подсказкой необходимо проставить порядковый номер. При проверки если все ответы ученика сошлись с  правильными ответами, он ставит себе оценку ''5'', если ученик ответил не на все вопросы, то – ''4'' и т.д.

  В урок можно внести разные творческие задания, которые помогут развить креативное мышление учащихся, приведу несколько примеров:

 

  1. Нарисуй свой портрет, так чтобы из него можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – совершенно нет.
  2. Посмотри внимательно на фигуру, и придумай какую – нибудь интересную картинку с использованием нарисованной фигурки.
  3. Закончи рисунок
  4. Придумай название, и рассказ о том, что ты изобразил.
  5. Создание творческих проектов

 Интересными заданиями для одарённых детей являются создание проектов на различные темы школьной программы. Детям интересно добывать новый материал, обрабатывать его создавать рисунки к проектам, фантазировать на тему оформления творческих работ.

   В работе с одарёнными детьми  делается акцент на передаче средствами изобразительной деятельности отношений разного типа (отношения между человеком и окружающим его миром живой и неживой природы, отношения между, предметами, взаимоотношения в мире людей, отношения действенные и эмоциональные, отношения: между персонажами сказки), построении вырази  тельной сюжетно - образной композиции, отражающей особенности этих отношений.

Большое внимание уделяется построению композиций, предметно - сюжетному рисунку, передающему  парные отношения: человек - предмет, человек - животное, животное -- животное, человек - человек.

Такие задания требуют  анализа способов взаимодействия между объектами, особенностей действий и изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей, анализа их эмоциональных  отношений.

Задачи композиционного характера решаются в заданиях трёх типов: первоначальный графический рисунок, фиксирующий основные размерные пропорциональные  и пространственные особенности изображаемого (структуру отношений), включающие положение относительно друг друга и относительно пространства листа,  Отношение центр-верх-низ и т. д.  и   живописная сюжетная композиция, в которой те же задаваемые темой отношения включены в эмоционально - выразительный (праздничный, театрализованный или сказочный) контекст. И решение того или иного сюжета в объёме (пластилин, бумажная пластика) Особое значение приобретают серии тематически объединенных заданий: «Художник и зрелище» 3 класс, «Деревня – деревянный мир», «Древние города нашей земли», «Каждый народ  - художник» 4 класс и т. д.

Эти задания предполагают возможность, с одной стороны, разнообразных и острохарактерных действий и взаимодействия участников, объединенных общим пространством, временем и темой,  с другой стороны, эмоционального переживания и сопереживания, яркость красок и впечатлении, необходимую для создания выразительного образного решения. Использование таких заданий, рассчитанных на длительное количество занятий, предполагает возможность совместной деятельности и создание на заключительном этапе большой совместной работы. Участников создания такой совместной композиции соединяет общий создаваемый замысел рисунка или панно и предварительная индивидуальная проработка отдельных образных  решений. Таким образом, дети в ходе выполнения работы  приобретают различные навыки в общении друг с другом, развивается креативное мышление.

  Не менее важна для этой модели задача передачи личностного мироощущения ребенка в изображении любой темы, которая может быть обеспечена специальными заданиями цикла «Я  и  мир вокруг меня». Развитию воображения, творческой фантазии и использованию более полно языка символов и специфической выразительности цвета и формы способствуют введение в занятия элементов театрализации, актерского вживания в образ, использование на занятиях костюмов и атрибутов сказочных персонажей, магическая условность изменения пространства с помощью «золотого ключика» и «волшебной палочки. Переход от реального пространства в сказочное поможет более полно отразить жизнь в сказочном изобразительном образе и сюжетной композиции, а изменение контекста создаст условия для образно - символического обогащения работ   детей, а также поможет раскрыться таланту и одарённости ученика. Задача педагога - поддерживать сказочное нaстpoение и ощущение необычности ситуации; зафиксировать момент перехода из реальности в сказку, куда он сможет отправляться вместе с детьми; координировать замыслы в совместной деятельности и организовывать совместное вхождение в сказку с помощью «волшебного ключика».

Ход  таких занятия в основном носит характер индивидуальнoгo взаимодействия между взрослым и ребенком в процессе работы и обсуждения уже сделанной работы.

План работы

 с одаренными детьми

 2011-2012 учебный год

№ п/п

Основные мероприятия

    Сроки   проведения 

Ответственные

1

Составление плана работы с одаренными детьми.

Сентябрь

Зам. директора по УВР

Учитель ИЗО и ХТ

 

2

Подготовка диагностических материалов и диагностика детей, анкетирование родителей.

Сентябрь

Психолог школы –Шагивалиева Г.К.

3

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

Сентябрь

Кл .руководители, учителя –предметники, руководители МО.

4

Неделя эстетического цикла

Март

Учителя предметники,

 Кл. руководители

5

Предметные недели

В течение года, по графику

Руководители МО.

Учителя предметники

6

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

В течение года

 Руководители МО.

Учителя предметники

7

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

В течение года

Учителя - предметники.

8

Создание в учебных кабинетах  материалов повышенного уровня сложности.

В течение года

Учителя – предметники.

9

Подбор методической литературы по работе с одаренными детьми

В течение года

Заведующий библиотекой

10

Итоги работы с одаренными детьми в 2011-2012 учебном году. Задачи на следующий учебный год.

Май

Зам. директора по УР

Руководители кружков

Руководители МО.

Учителя предметники

11

Организация и проведение выставки рисунков одарённых детей

Октябрь - ноябрь

Ноябрь


руководители МО.

Кл. руководители

7

Организация и проведение конкурса на тему:

  «Правила дорожного движения»

Февраль

Зам. директора по УР

Учитель ИЗО и ХТ. Руководители кружков.

8

Организация и проведение мероприятия «Ярмарка новых педагогических технологий», способствующего  интенсивному развитию творческих способностей учащихся.

Апрель

Зам. директора по УР

Учителя школы

9

Творческие мастерские.

В течение года

Руководители МО.

Рук. кружков

10

Библиотечные уроки.  Интегрированные уроки.

В течение года

 

Зав. библиотекой –

Учитель ИЗО и ХТ

11

Оформление портфолио  

В течение  года

 

Кл .руководители.

12

Пополнение информационного банка данных по программе

«Работа с одаренными  детьми».

В течение  года

 

Зам. директора по УР

Учителя школы

13

Тематические выставки  рисунков

В течение года

По плану работы школы

Руководители МО.

Учителя предметники

14

Персональные выставки рисунков одарённых детей

В течение года

По плану работы школы

Учитель ИЗО и ХТ

Рук. кружков

15

Конкурс поделок

«Осенняя фантазия»

октябрь

Учитель ИЗО И ХТ, Кл. руководители

16

Акция

 «Новогодняя игрушка»

декабрь

Учитель ИЗО и ХТ Рук. Кружков

Кл. руководители

17

Акция в защиту животных  «Сохрани нам жизнь»

март

Учитель ИЗО и ХТ Рук. Кружков

Кл. руководители

Формы проведения мониторинга реализации модели.

 

Формы

Периодичность

Предметные олимпиады

1 раз в год

Общешкольная конференция достижений учащихся

1 раз в год

Предметные недели

По плану работы школы.

Творческие отчёт из опыта работы с одарёнными детьми.

Педсовет, совещание.

Внутришкольный контроль.

По плану работы школы.

Творческий отчёт кружка «Весёлый Карандаш».

2 раз в год

Тематические конкурсы, выставки.

По плану работы школы.

Организация и функциональное обеспечение данной модели.

1.      Функции директора:

  1.       Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.
  2.      Материальное стимулирование одарённых детей.

 2.Функции заместителей директора по УВР  и  ВР:

  1.      Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения. 
  2.      Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. 
  3.      Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. 
  4.       Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей.  (По заявкам учителей-предметников и кл. руководителей).
  5.       Сбор банка данных по одарённым детям.

      Функции учителей-предметников:

  1.       Выявление одарённых детей по своим предметам.
  2.       Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
  3.       Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  4.       Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
  5.       Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
  6.       Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
  7.       Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
  8.      Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

       4.Функции классных руководителей:

  1. Выявление детей с общей одарённостью.
  2. Оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
  3. Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.

       5.Функции руководителей кружков и секций:

  1. Выявление одарённых детей.
  2. Организация творческих отчётов детей.
  3. Предоставление необходимой информации кл. руководителям.

       6.Функции педагога-психолога:

  1. Подготовка диагностических материалов.
  2. Диагностическое исследование.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Организация и проведение развивающей работы с учащимися .



Предварительный просмотр:

Проектно  - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми.

    Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали стандартные типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения и рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию,   из каких – либо других источников. Профессор Владимир Павлович  Сухов считал, что в основе технологии развивающего обучения лежит личностно – деятельный подход. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», то есть «какова деятельность, такова и личность, и вне деятельности нет личности».

       Методы обучения, используемые на уроке,  играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребенка. Развивать у детей умение видеть, способность к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важна. От этого зависит, каким гражданином вырастет ребенок, что он сумеет увидеть в окружающем мире. Именно природа – неистощимый источник творчества и наслаждения. Однако не все люди рождаются чуткими к ее красоте, и в этом случае особенно важна работа учителя.

         На уроке и во внеурочной работе необходим совместный поиск, при котором ребенок стремился бы напрягать свой ум в коллективной деятельности с взрослыми и товарищами. Для развития познавательной мыслительной деятельности на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам можно предлагать что – то доказать.

        В настоящее  время все больше педагогов занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффективный путь познания. Целый ряд  исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида  исследовательской деятельности, и, следовательно, знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь, они не избрали.

        Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

       Исследовательские проекты. Такие проекты требуют  хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью  совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой  для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии  исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей  ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.  Проекты могут быть самыми разными, например «Удивительные кристаллы», «Мыльные пузыри». Учащиеся ставят цели к своей работе, выбирают методы исследования, обсуждают результаты, оформляют в виде мультимедиа презентации .

        Творческие проекты. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении  типа проекта выделяется доминирующий аспект.  Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учеников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видео фильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. В прошлом году ученики 1 – а класса разрабатывали творческие проекты «Сказки».

        Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются  лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все – таки является ролевая  игра, где учащиеся берут на себя роли: корреспондентов газет, эколога, демографа, врача, этнографа, простых жителей. Опыт показывает, что дети с интересом выполняют свои роли и решают сложные задачи.

         Ознакомительно – ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор  информации о каком –то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

 цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.), презентация.

          Практико – ориентированные (прикладные). Эти  проекты отличаются  четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект  требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также  систематической  внешней оценки проекта.

          По признаку «предметно – содержательная область» можно выделить  следующие два типа проектов:

          Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Так, работая над предметными проектами (окружающий мир, математика, литературное чтение, изо и технология (труд), учащиеся 1-ых классов применяли знания, полученные в результате освоения разделов, четко обозначали цели и задачи проекта, и великолепно справлялись любыми трудностями. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в  виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

         Межпредметные. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские знания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

          По характеру контактов проекты бывают региональные  и международные.

          По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.

          По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев). Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако, метод исследовательских проектов занимает центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний, учитель,  превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется    и психологический климат в классе, так как учителю приходится  переориентировать свою учебно – воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

         Анализ результатов внедрения в систему преподавания методов проектов позволяет судить об их эффективности. Учащиеся овладевают способами индивидуальной учебной деятельности, учатся работать как самостоятельно, так и в парах или группах, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения и выводы.

         Антон Семенович Макаренко говорил: «Учеба, как и всякий труд, теряет свою привлекательность, стоит лишь погаснуть в ней творческому началу».

         



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Белоярского района

«Общеобразовательная средняя (полная) школа № 1 г. Белоярский»

Познавательно – развивающая программа факультатива

«ТЕАТР – ТВОРЧЕСТВО – ДЕТИ»

                 (Развитие устной речи учащихся начальных классов через театрализацию.)

Архипова Светлана Анатольевна,

Учитель начальных классов

 

г. Белоярский

2011 г.

Пояснительная записка

      Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порог ребёнка. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели – развития личности учащегося.

      Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо.  Но все они, такие разные,  любят детский театр.

     Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей  применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение.

     Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов, развивает речь. Благодаря занятиям в детском театре  жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

     

     

 Цель занятий в детском театре: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

     Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  1. реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
  2. знакомство учащихся с основами театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмам сценического движения, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история театра);
  3. систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;
  4. развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
  5. обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
  6. формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
  7. формирование нравственных качеств,  гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
  8. развитие коммуникативной культуры детей.

     В основу факультатива «Театр – творчество – дети» положены:

  1. тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  2.  обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений до разыгрывания роли.  Таким образом, ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
  1. построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие.  Но творческий итог должен быть.
  2. взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии театра. Работа над спектаклем (над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.), способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.
  3. построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
  4. построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и  ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка.
  5. создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:

             -  обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: обучение без   принуждения, личностный подход;

       - переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении

      насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;

       - устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;

       - насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными

     стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности,

     положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;

  1. создание художественной среды. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Художественная среда в театре это:

       - помещение, где красиво и уютно, где стены  в меру украшены панно, картинами,

      где находятся декорации, ширма;

      - музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть

      спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень

      любят петь, танцевать. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля.

      - подбор репертуара.  Театр – это не только средство развлечения, он

      оказывает  большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим

      необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов

      любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами

      и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны

     «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию

      положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое

      настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.

     

     При разработке программы факультатива для младших школьников «Театр – творчество – дети» были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра  в общеобразовательной школе, детском саду.

     Программа «Театр – творчество – дети» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения:

первый год обучения –  учащиеся первого класса;

второй год обучения – учащиеся второго класса;

третий год обучения  - учащиеся третьего класса;

четвёртый год обучения – учащиеся четвёртого класса.

     Состав участников группы постоянен на протяжении четырёх лет, все они являются учениками одного класса. Каждые четыре года набирается новая группа детей, занимающихся в театре.    

     Количество учебных часов в неделю – 1 час, в год: 1 класс – 34 часа, 2 – 4 классы - 35 часа.

Этапы работы театра

     1 год обучения

     Азы сценического мастерства (особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Изготовление масок. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

     2 год обучения

     Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Изготовление масок, костюмов. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

     3 год обучения

     Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Изготовление масок,  костюмов. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

     4 год обучения

    Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Изготовление масок, костюмов. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

Учебно-тематический план

1 год обучения   

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14

Из чего складывается театр


Секреты сценического мастерства


Пьеса «Репка», миниатюра


Пьеса «Дружные зайчата»,  миниатюра


Пьеса «Охота»,  миниатюра


Пьеса  «Любочка и её помощники»,  миниатюра


Пьеса «Капризка»,  миниатюра


Пьеса «Друзья познаются в беде»,  миниатюра


Пьеса «Пых»,  миниатюра


Пьеса «Рукавичка»,  миниатюра


Пьеса «Кошкин дом» I ч.


Изготовление масок


Изготовление декораций и бутафории к спектаклям

Выступления перед зрителями

2


2


1


1


2


1


2


1


1


2


13


1


2


3

1


1


0


0,5


1


0,5


0


0


0


0


1


0


0


0




1


1


1


0,5


1


0,5


2


1


1


2


12


1


2


3

Всего часов

34

5

29

 Содержание 1 этапа

  1. Из чего складывается театр.

     Вводное занятие. Роль.  Актёры. Режиссёр. Костюмы. Декорации.

  1. Секреты сценического мастерства.

     Этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

  1. Виды ролей и способы игры.

     Знакомство с различными видами ролей. Обучение способам игры.

2 год обучения

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

1


2


3


4


5


6


7


8


9


Азбука театра


Секреты сценического мастерства


Пьеса «Кошкин дом» II ч.


Пьеса «Игра в прятки»,  миниатюра


Пьеса «Три поросёнка»


Пьеса «Все сказки в гости будут  к нам»


Изготовление масок, костюмов.


Изготовление декораций и бутафории к спектаклям

Выступления перед зрителями

2


2


10


2


7


3


3


2


4

1


1


1


1


1


1


0


0


0

1


1


9


1


6


2


3


2


4

Всего часов

35

6

29

Содержание 2 этапа

  1. Азбука театра.

Особенности  театра. Роль. Сцена. Зрители. Оформление декораций.

  1. Виды ролей и способы игры.

     Знакомство с различными видами ролей. Обучение способам игры.

  1. Секреты сценического мастерства.

     Этюдный тренаж. Роль. «Озвучивание» пьесы.

     3 год обучения

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10



Театр.


Азбука театра.


Секреты сценического мастерства.


Пьеса «По щучьему веленью».


Пьеса «Весёлые истории», миниатюра


Пьеса «В тридевятом царстве».


Пьеса «Вместе весело шагать»,  миниатюра


Изготовление масок, костюмов.


Изготовление декораций и бутафории к спектаклям

Выступления перед зрителями

1


1


2


11


1


10


1


2


2


4

1


0,5


1


1


0,5


1


0,5


0


0


0





0


0,5


1


10


0,5


9


0,5


2


2


4






Всего часов

35

5,5

29,5

Содержание 3 этапа

  1. Театр.

     Расширение знаний о театре. Исторические сведения.

  1. Азбука театра.

     Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.

  1. Секреты сценического мастерства.

      Этюдный тренаж. Роль. «Озвучивание» роли.

     

4 год обучения

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

1


2


3


4


5


6


7


8


9


Азбука театра


Роль. Актёр. Сцена.


Секреты сценического мастерства


Пьеса «Мороз Иванович»


Пьесы-миниатюры


Пьеса «Прощальный бал»


Изготовление костюмов.


Изготовление декораций и бутафории к спектаклям

Выступления перед зрителями

2


1


2


8


1


12


2


2


5


1


0


1


1


0,5


2


0


0


0



1


1


1


7


0,5


10


2


2


5

Всего часов

35

5,5

29,5

Содержание 4 этапа

  1. Театр.

     Расширение знаний о театре. Исторические сведения.

  1. Азбука театра.

     Актёр, режиссёр, декоратор. Репертуар. Бутафория.  Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат. Мини-пьесы.

  1. Секреты сценического мастерства

      Этюдный тренаж. Роль. «Озвучивание» роли.

     К концу обучения в театре учащиеся должны иметь начальные сведения:

  1. о сценической речи;
  2. о декорациях к спектаклю;
  3. о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

     К концу обучения в театре у детей должно быть сформировано умение:

  1. работы с ролью на репетициях и при показе спектакля;
  2. импровизации;
  3. умение работать в группе, в коллективе.
  4. умение выступать перед публикой, зрителями.

     Формы подведения итогов занятий младших школьников в театре:

  1. выступления перед зрителями в школе и детских садах;
  2. участие к конкурсах и фестивалях театральных коллективов.

     Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников детского театра, их родителей, а также зрителей.

Методическое обеспечение программы

     Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  1. включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  2. создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  3. моральное поощрение инициативы и творчества;
  4. продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  5. регулирование активности и отдыха (расслабления).

     На занятиях широко применяются:

  1. словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  2. метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  3. наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения актёра и пр.);
  4. работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

     

Используемая литература

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
  2. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
  4. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  6. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
  7.  Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
  8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
  9. Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.
  10. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
  11. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
  12. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
  13. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.
  14. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.



Предварительный просмотр:

Технология разноуровневого обучения.

Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.

Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей; В структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, как правило, три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).

Чтобы технология уровневого обучения была эффективной необходимо ориентироваться на особенности субъектного опыта школьников: особенности личностно-смысловой сферы; особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др); уровень обученности в рамках определенного предмета (сформированные у школьников знания, способы деятельности).

Подготовка учебного материала предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями государственного стандарта. Тематическое планирование осуществляется для укрупненных единиц усвоения и предусматривает подготовку технологической карты (в виде таксономии целей) для учащихся, в которой по каждой единице указаны уровни ее усвоения: 1) знание (запомнил, воспроизвел, узнал); 2) понимание (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой); 3) применение (по образцу, в сходной или измененной ситуации); 4) обобщение систематизация (выделил части из целого, образовал новое целое); 5) оценка (определил ценность и значение объекта изучения). Для каждой единицы содержания в технологической карте закладываются показатели ее усвоения, представленные в виде контрольных или тестовых заданий.

Учителю предписывается осуществить следующие ведущие действия: а) мотивацию и стимулирование познавательной деятельности учащихся; б) организацию самостоятельной работы школьников на различных уровнях - все, что дети могут усвоить самостоятельно или с дозированной помощью, должно быть отдано им; в) сведение фронтальных или общеклассных форм работы к необходимому и достаточному минимуму; предпочтительными формами организации учебно-познавательного процесса являются парные, групповые и коллективные (работа в парах сменного состава).

Важным условием разноуровневого обучения является работа с учащимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций: добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже госстандарта); полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил коммуникаций и общения, и если все будут помогать друг другу; главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки; возможна добровольная дифференцированная посадка учащихся класса по уровням, например, в одном ряду - минимальный, в другом - базовый, в третьем - вариативный (включающий учащихся, работающих на творческом уровне и отдельно группу выравнивания, зона ближайшего развития представителей которой в силу самых различных причин не позволяет на данном уроке работать со всеми над одним содержанием - пропуски, болезни, слабая мотивация и т.п.); приступая к изучению новой темы, учащиеся знакомятся с таксономией целей и итоговым эталоном полного усвоения; текущий контроль за усвоением учебного материала проводится по двухбалльной шкале (зачет - незачет - пустая клеточка в оценочной ведомости), итоговый контроль - по трехбалльной шкале (зачет, хорошо, отлично); по каждой укрупненной единице усвоения проводится вводный и итоговый контроль: для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения; в случае затруднений каждый получает помощь и этой помощью следует обязательно воспользоваться, чтобы не нарушать ритм совместной учебной работы; возможно освобождение от обязательного домашнего задания учащихся, овладевших в процессе классной работы уровнем не ниже базового; при оперативной работе школьника на уроке возможно выполнение обязательной части домашнего задания за счет экономии времени на выполнение планируемой нормы; ведущие понятия, алгоритмы, способы деятельности, теории, законы т.п. обязательно проговариваются и отрабатываются в парах сменного состава каждым учеником.

В рамках технологии разноуровневого обучения наиболее предпочтительными оказываются спаренные уроки, позволяющие на учебном занятии реализовать полный цикл обучения по укрупненной единице усвоения.

Несомненно специфика предметов с различными ведущими компонентами содержания образования (знания, способы деятельности, творческий и эмоционально-ценностный опыт) оказывает существенное влияние на подбор, соотношение и временные затраты различных этапов урока, однако можно выделить и инвариантные характеристики хода учебного занятия по технологии разноуровневого обучения.

Действия учителя и учащихся  На этапе подготовки к основному виду деятельности после информации о цели учебного занятия и соответствующей мотивации проводится вводный контроль чаще всего в виде теста, диктанта, проговора опорных определений, правил, алгоритмов и т.п. Эта работа завершается взаимопроверкой, коррекцией выявленных пробелов и неточностей, прослушиванием образцов лучших ответов, демонстрацией работ. В условиях разноуровневого обучения вводное тестирование предлагается с обязательной и дополнительной частями, выполнение которых может оцениваться рейтинговой методикой. Для обеспечения полной ориентировочной основы деятельности школьников на данном учебном занятии учащимся сообщается объем обязательной и сверхнормативной частей работы, критерии оценивания, информация о домашнем задании (чаще всего эта информация с указанием этапов работы написана на доске).

На этапе усвоения новых знаний объяснение нового материала дается в емкой, компактной форме, обеспечивающей перевод на самостоятельную проработку учебной информации основной части класса. Для остальной части предлагается повторное объяснение с использованием дополнительных дидактических средств. Каждый ученик по мере усвоения изучаемой информации включается в обсуждение, ответы на вопросы товарищей, постановку собственных вопросов. Эта работа может проходить как в группах, так и в парах.

На этапе закрепления обязательная часть заданий проверяется с помощью само- и взаимопроверки. Сверхнормативная часть работы чаще всего вначале оценивается учителем, а затем наиболее значимые для класса результаты докладываются товарищам.

Этап подведения итогов учебного занятия начинается с контрольного тестирования, которое, как и вводное, имеет обязательную и дополнительную части. После само- и взаимопроверки итогового теста учащиеся подсчитывают рейтинговые баллы и оценивают свою работу на учебном занятии. Эти оценки чаще всего заносятся в ведомости успеваемости группы, а затем обобщаются учителем.

Технология разноуровневого обучения может быть реализована через организационную модель школы, включающую три варианта организационных возможностей индивидуализации и дифференциации обучения: 1) комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня владения общеучебными умениями; 2) внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку, иностранному языку (зачисление в группы осуществляется на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся), при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов; 3) профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самопознания и самоопределения школьника (26).

Ограничения  Возможности школы в организации уровневого обучения (наличие аудиторного фонда; учителей, обеспечивающих работу в параллели учащихся по одному и тому же предмету в дифференцированных группах учащихся). Реальность требований к уровню образовательной подготовки в разных группах. Владение учителем групповой динамикой в рамках работы с учащимися одного уровня.