План по самообразованию
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №189»
План по самообразованию
Тема: «Познавательно-речевое развитие детей
через образ традиционной, народной куклы»
Воспитатель группы
компенсирующей
направленности №7
Баймуканова А.Х.
Оренбург
Срок реализации:2024-2025 учебный год
Цель: Обеспечение процесса развития познавательно-речевой сферы ребенка через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
#1055;ознакомить детей с различными видами народной тряпичной куклы, историей их возникновения, традициями изготовления и применения, с их использованием в современном мире.
#1053;аучить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями.
#1042;оспитать интерес и бережное отношение к народной кукле, уважительное отношение к истории и культуре своего народа, а также чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
#1057;оздать условия для творческого самовыражения детей, совершенствовать творческие способности, внимание, мышление, память и речь детей.
#1056;азвить мелкую моторику детей, обогатить сенсорную и тактильную сферы их деятельности.
#1059;овершенствовать навыки самостоятельной работы и коллективного творчества.
#1055;овысить педагогическую компетентность родителей по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через активные формы работы.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер
Актуальность темы:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
План работы с детьми
сентябрь
1.Тема: «Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах?»
Цель: познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.
Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, фотографий с народными куклами.
Беседы об истории возникновения тряпичной куклы.
Исследование куклы и знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая)
Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная.
2.Тема:«История народной куклы. Кукла Крупеничка»
Цель: познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой.
Рассказ о назначении кукол: игровые, обереговые, обрядовые.
Знакомство с куклой Крупеничкой, её назначением и особенностями.
Просмотр видеофильма "Русские тряпичные куклы".
Чтение стихотворения М.А. Пожарова “Тряпичная кукла”.
Просмотр альбома «Народные промыслы на Руси»
октябрь
1.Тема :«Осенние народные праздники и традиции. Покров»
Цель: знакомить детей с народным календарём и осенними праздниками.
Беседы об осенних традициях и обрядах русского народа, выращивании льна на Руси.
Рассказ о кукле Десятиручке.
Рассматривание образцов кукол.
Обследование способа изготовления и материалов.
Заучивание пословиц о семье.
Обучение детей народной игре-хороводу «Шел король по лесу»
2.Тема: «Обрядовые куклы. Куклы Неразлучники»
Цель: познакомить с народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы как носителя определённой культурной информации. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.
Беседа о свадебных обрядах на Руси.
Рассматривание образцов кукол.
Обследование способа изготовления и материалов.
Изготовление куклы.
Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.
Художественное творчество "Украшение для куклы".
Русская народная игра –хоровод «Шёл король по лесу».
Ноябрь
1.Тема:«Обрядовые куклы. Кукла Кувадка»
Цель:учить понимать логические связи между куклой и традицией.
Просмотр презентации «Русская народная кукла».
Познакомить с обрядом Кувады.
Рассматривание образцов кукол.
Обследование способа изготовления и материалов.
Совместное поэтапное изготовление куклы Кувадки
Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальномкостюме».
2.Тема: «Пеленашка»
Цель: познакомить с куклой «Пеленашка», способом ее изготовления и ее назначением.
Заучивание колыбельной песни:"Люли-люли,люленьки"
Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д.,)
Игра-драматизация по сказке «Терешечка».
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
декабрь
1.Тема:«Зимние забавы. Игровые куклы».
Цель: познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик».
Составление описательных рассказов «Моя любимая игрушка».
Рассказы о жизни, занятиях и играх детей на Руси.
Беседа об игровых куклах.
Обследование способа изготовления и материалов.
Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.
Совместное изготовление куклы "Зайчик на пальчик".
Знакомство с хороводной игрой «Зайцы и лиса».
январь
1.Тема:«Куклы Коляда и ангелочек»
Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда и ангелочек.
Беседа об обрядовых куклах Коляда и ангелок.
Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».
Дидактические игры и упражнения «Народные промыслы».
Разучивание колядок, слушание народных мелодий.
февраль
1.Тема: «Обереговая кукла Масленица»
Цель: познакомить с обереговыми куклами. Кукла Масленица- разновидности и назначение.
Чтение художественной литературы И.Рюмина «Куклы наших бабушек»
Беседа о куклах- оберегах, о назначении куклы Масленица.
Дидактические игры и упражнения: «Найди пару».
Рисование «Украсим кукле фартучек»
Обучение хороводной игре"Гори-гори ясно".
Изготовление совместно с детьми куклы - оберега Масленица.
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
март
1.Тема:«Веснянка «Куклы Мартинички»
Цель: Познакомить с народным обрядом «Закликания весны». Изготовление обрядовых кукол Мартиничек.
Беседа о народном обряде «Закликания весны» и обрядовых куклах. Название и назначение куклы Мартинички.
Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».
Слушание народных мелодий «Коробейники», «Калинка».
Дидактические игры и упражнения: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор»
Апрель
1.Тема:«Кукла Берегиня»
Цель: дать понятие об обереговой кукле Берегине и способе её изготовления. Беседа о куклах-оберегах.
Чтение сказки «Василиса Прекрасная».
Показ способа изготовления куклы - столбушки
Поэтапное изготовление куклы Берегини совместно с детьми.
Обучение детей использованию альбома - пособия по изготовлению народной тряпичной куклы.
2.Тема:«Кукла «Пасха»
Цель: продолжать знакомить с народными традициями и народными куклами.
Беседа «Как отмечают праздник Пасхи».
Раскрашивание яиц «Писанки»
Знакомство с пасхальной куклой, изготовление куклы.
Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», « Гори-гори ясно», «Кострома».
май
1.Тема:«Обережье» (итоговое игровое занятие)
Цель: закрепить понимание свойств «оберега» и назначения обереговых кукол, способствовать возникновению интереса к народным традициям.
Рассказы детей о куклах- оберегах.
Составление описательных рассказов о кукле.
Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», «Гори-гори ясно», «Кострома».
Экскурсия по мини-музею «Народной куклы»
(экскурсоводы – дети).
План работы с родителями:
1. Консультации:
«Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»;
«Мудрые игрушки наших предков»;
«Тряпичная кукла в развитии творчества детей».
2.Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т.д.).
3.Мастер – класс «Изготовление куклы «Кувадки».
4.Презентация кукол, изготовленных совместно с детьми.
План работы с педагогами:
1.Презентация «Куклы из глубины веков»
2. Мастер класс с педагогами ДОУ
3. Презентация буклета «Тряпичная кукла».
Приложение
Стихи о куколке
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
* * *
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки –
Оживают истории звуки...
* * *
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
* * *
Лоскуток да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
* * *
Кручу, верчу,
Создать хочу
Куколку красивую,
Дивную и милую.
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.
* * *
Тряпичную куклу сшила мама дочке,
Надела на ножки в красные носочки.
Ниточки – косички, платьице в горошек.
Вся теплом согрета маленьких ладошек.
* * *
Моя куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей,
Кукле будет веселей.
* * *
У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьется часто...
Прижми ее к себе, увидишь, счастье
Из глаз струится, как у малыша.
Согрета человеческим теплом,
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали...
Теперь она несет тепло в твой дом.
А ты в ответ мне: «Верится с трудом».
* * *
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
* * *
Подарили куклу мне на день рожденья.
Это просто чудо, радость и везенье.
Бросила игрушки, только с ней играю,
Обо всём на свете с Машей забываю.
Я кормлю и мою милую подружку,
Спать кладу в кроватку Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,
Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.
Куклу берегу я, я её лелею.
С ней я стала лучше, стала я добрее.
* * *
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
* * *
Свою куклу я качаю, спать укладываю.
Чтобы кукла не скучала, байки складываю.
Потом песню пропою ей тихо, ласково
Да поправлю одеяльце ей атласное.
Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот.
За окном на небе звёзды водят хоровод.
Нам с тобой не будет скучно до утра:
Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.
* * *
Кукла на улице снега наелась,
В дом пришла мокрая и не разделась,
Плачет, что горлышко сильно болит.
Надо нам куколку будет лечить.
Градусник ставим, положим в кроватку,
Сделаем теплый компресс ей из ватки,
Чаем напоим, таблетку дадим.
Скажем об этом игрушкам другим,
Чтобы, гуляя, снег в ротик не брали
И по сугробам сырым не скакали.
* * *
Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.
* * *
Я пекла, варила,
Кукол накормила.
Куклы меня слушали,
Быстренько все скушали:
И суп из цветочков,
И пирог из песочка,
И котлеты из глины,
И компот из рябины.
* * *
Нет у куклы носа,
Растрепались косы.
Сидит она косматая,
В платьице с заплатами...
Потеплей укутаю
Милую мою,
«Баю-баю, баюшки», –
Песенку спою.
***
«Спи, моя красавица,
Спи, моя хорошая,
Будет тебе платьице –
Новое, в горошину!»
* * *
Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.
Я полдня над ним корпела, доводила до ума.
Только вечером попало мне от мамочки моей.
Я потратила на платье кучу новых простыней.
* * *
Ах вы, куклы, замарашки,
Где испачкали рубашки?
И чулочки, и носочки.
Как же вам не стыдно, дочки?
Снова целый день стирать,
Даже некогда играть!
* * *
Сонница-бессонница, не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой… (куколка Бессонница)
* * *
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея,
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
* * *
Куколка любимая, я тебя люблю,
Перед сном я для тебя песенку спою.
Баю-баюшки-баю, спать укладываю.
Спать укладываю, приговариваю:
«Ты, собачка, не лай
Мою детку не пугай.
Баю-баю, баю-бай».
Хороводные игры
Игра-хоровод «Приехала купаленка…»
Приехала купаленка
(дети ходят по кругу)
На семидесяти тележеньках,
Привезла нам купаленка
(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)
Добра и здоровья,
(хлопки руками вправо-влево)
Богатства и почести.
(хлопки руками вправо,влево).
Игра-хоровод «У бабушки Маланьи»
Дети идут хороводом, приговаривая:
«У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке:
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей,
С вот такими вот носами,
(показывают жестами)
С вот такими бородами.
Все они сидели,
Ничего не ели,
Делали вот так…»
(воспроизводят действия, показанные Ведущим)
Игра-хоровод «Платочек»
Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.
Галя по садочку ходила,
Свой платочек там уронила.
Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.
Обошла тут Галя садочек,
Ищет голубой свой платочек.
Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).
Не горюй, подруженька Галя!
Мы платочек твой разыскали
Под малиновым под кусточком,
Под зелененьким под листочком.
Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.
Игра-хоровод «Ярмарка»
Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок- покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей!
Стоп!
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:
– Что угодно для души?
Все товары хороши!
Ведущий «делает заказ»:
– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)
Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.
Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.
Жмурки «Ваня» и «Маня».
Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.
Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.
Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.
«Жмурки»
Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:
– Где стоишь?
– На мосту.
– Что продаёшь?
– Квас.
– Ищи три года нас.
Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.
«Сиди, Яша»
Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.
Все идут по кругу и поют:
Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша, твердые орешки,
Орехи калёные, ядра золочёные.
Далее говорят, хлопая в ладоши:
Чок-чок, удалец! Вставай, Яша-молодец!
Где твоя невеста и в чём она одета?
Как её зовут и откуда привезут?
Яша в это время крутится на месте, когда песня заканчивается, идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним и назвать имя.