План по самообразованию

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию144.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №189»

План по самообразованию

Тема: «Познавательно-речевое развитие детей

через образ традиционной, народной куклы»

Воспитатель группы

компенсирующей

направленности №7

Баймуканова А.Х.

Оренбург

Срок реализации:2024-2025 учебный год

Цель: Обеспечение процесса развития познавательно-речевой сферы ребенка через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

#1055;ознакомить детей с различными видами народной тряпичной куклы, историей их возникновения, традициями изготовления и применения, с их использованием в современном мире.

#1053;аучить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями.

#1042;оспитать интерес и бережное отношение к народной кукле, уважительное отношение к истории и культуре своего народа, а также чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

#1057;оздать условия для творческого самовыражения детей, совершенствовать творческие способности, внимание, мышление, память и речь детей.

#1056;азвить мелкую моторику детей, обогатить сенсорную и тактильную сферы их деятельности.

#1059;овершенствовать навыки самостоятельной работы и коллективного творчества.

#1055;овысить педагогическую компетентность родителей по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через активные формы работы.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер

Актуальность темы:

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

План работы с детьми

сентябрь

1.Тема: «Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах?»

Цель: познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, фотографий с народными куклами.

Беседы об истории возникновения тряпичной куклы.

Исследование куклы и знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая)

Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная.

2.Тема:«История народной куклы. Кукла Крупеничка»

Цель: познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой.

Рассказ о назначении кукол: игровые, обереговые, обрядовые.

Знакомство с куклой Крупеничкой, её назначением и особенностями.

Просмотр видеофильма "Русские тряпичные куклы".

Чтение стихотворения М.А. Пожарова “Тряпичная кукла”.

Просмотр альбома «Народные промыслы на Руси»

октябрь

1.Тема :«Осенние народные праздники и традиции. Покров»

Цель: знакомить детей с народным календарём и осенними праздниками.

Беседы об осенних традициях и обрядах русского народа, выращивании льна на Руси.

Рассказ о кукле Десятиручке.

Рассматривание образцов кукол.

Обследование способа изготовления и материалов.

Заучивание пословиц о семье.

Обучение детей народной игре-хороводу «Шел король по лесу»

2.Тема: «Обрядовые куклы. Куклы Неразлучники»

Цель: познакомить с народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы как носителя определённой культурной информации. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.

Беседа о свадебных обрядах на Руси.

Рассматривание образцов кукол.

Обследование способа изготовления и материалов.

Изготовление куклы.

Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.

Художественное творчество "Украшение для куклы".

Русская народная игра –хоровод «Шёл король по лесу».

Ноябрь

1.Тема:«Обрядовые куклы. Кукла Кувадка»

Цель:учить понимать логические связи между куклой и традицией.

Просмотр презентации «Русская народная кукла».

Познакомить с обрядом Кувады.

Рассматривание образцов кукол.

Обследование способа изготовления и материалов.

Совместное поэтапное изготовление куклы Кувадки

Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальномкостюме».

2.Тема: «Пеленашка»

Цель: познакомить с куклой «Пеленашка», способом ее изготовления и ее назначением.

Заучивание колыбельной песни:"Люли-люли,люленьки"

Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д.,)

Игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

декабрь

1.Тема:«Зимние забавы. Игровые куклы».

Цель: познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик».

Составление описательных рассказов «Моя любимая игрушка».

Рассказы о жизни, занятиях и играх детей на Руси.

Беседа об игровых куклах.

Обследование способа изготовления и материалов.

Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.

Совместное изготовление куклы "Зайчик на пальчик".

Знакомство с хороводной игрой «Зайцы и лиса».

январь

1.Тема:«Куклы Коляда и ангелочек»

Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда и ангелочек.

Беседа об обрядовых куклах Коляда и ангелок.

Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».

Дидактические игры и упражнения «Народные промыслы».

Разучивание колядок, слушание народных мелодий.

февраль

1.Тема: «Обереговая кукла Масленица»

Цель: познакомить с обереговыми куклами. Кукла Масленица- разновидности и назначение.

Чтение художественной литературы И.Рюмина «Куклы наших бабушек»

Беседа о куклах- оберегах, о назначении куклы Масленица.

Дидактические игры и упражнения: «Найди пару».

Рисование «Украсим кукле фартучек»

Обучение хороводной игре"Гори-гори ясно".

Изготовление совместно с детьми куклы - оберега Масленица.

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

март

1.Тема:«Веснянка «Куклы Мартинички»

Цель: Познакомить с народным обрядом «Закликания весны». Изготовление обрядовых кукол Мартиничек.

Беседа о народном обряде «Закликания весны» и обрядовых куклах. Название и назначение куклы Мартинички.

Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».

Слушание народных мелодий «Коробейники», «Калинка».

Дидактические игры и упражнения: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор»

Апрель

1.Тема:«Кукла Берегиня»
Цель: дать понятие об обереговой кукле Берегине и способе её изготовления. Беседа о куклах-оберегах.

Чтение сказки «Василиса Прекрасная».

Показ способа изготовления куклы - столбушки

Поэтапное изготовление куклы Берегини совместно с детьми.

Обучение детей использованию альбома - пособия по изготовлению народной тряпичной куклы.

2.Тема:«Кукла «Пасха»

Цель: продолжать знакомить с народными традициями и народными куклами.

Беседа «Как отмечают праздник Пасхи».

Раскрашивание яиц «Писанки»

Знакомство с пасхальной куклой, изготовление куклы.

Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», « Гори-гори ясно», «Кострома».

май

1.Тема:«Обережье» (итоговое игровое занятие)

Цель: закрепить понимание свойств «оберега» и назначения обереговых кукол, способствовать возникновению интереса к народным традициям.

Рассказы детей о куклах- оберегах.

Составление описательных рассказов о кукле.

Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», «Гори-гори ясно», «Кострома».

Экскурсия по мини-музею «Народной куклы»

(экскурсоводы – дети).

План работы с родителями:

1. Консультации:

«Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»;

«Мудрые игрушки наших предков»;

«Тряпичная кукла в развитии творчества детей».

2.Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т.д.).

3.Мастер – класс «Изготовление куклы «Кувадки».

4.Презентация кукол, изготовленных совместно с детьми.

План работы с педагогами:

1.Презентация «Куклы из глубины веков»

2. Мастер класс с педагогами ДОУ

3. Презентация буклета «Тряпичная кукла».

Приложение

Стихи о куколке

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

* * *

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки...

* * *

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

* * *

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

* * *

Кручу, верчу,

Создать хочу

Куколку красивую,

Дивную и милую.

Пусть нас она оберегает

И злых духов отгоняет.

* * *

Тряпичную куклу сшила мама дочке,

Надела на ножки в красные носочки.

Ниточки – косички, платьице в горошек.

Вся теплом согрета маленьких ладошек.

* * *

Моя куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей,

Кукле будет веселей.

* * *

У кукол, знаю точно, есть душа,

В груди тряпичной сердце бьется часто...

Прижми ее к себе, увидишь, счастье

Из глаз струится, как у малыша.

Согрета человеческим теплом,

Тех рук, что эту куклу создавали,

Лелеяли, ночами обшивали...

Теперь она несет тепло в твой дом.

А ты в ответ мне: «Верится с трудом».

* * *

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

* * *

Подарили куклу мне на день рожденья.

Это просто чудо, радость и везенье.

Бросила игрушки, только с ней играю,

Обо всём на свете с Машей забываю.

Я кормлю и мою милую подружку,

Спать кладу в кроватку Машу на подушку.

Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,

Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.

Куклу берегу я, я её лелею.

С ней я стала лучше, стала я добрее.

* * *

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

* * *

Свою куклу я качаю, спать укладываю.

Чтобы кукла не скучала, байки складываю.

Потом песню пропою ей тихо, ласково

Да поправлю одеяльце ей атласное.

Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот.

За окном на небе звёзды водят хоровод.

Нам с тобой не будет скучно до утра:

Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.

* * *

Кукла на улице снега наелась,

В дом пришла мокрая и не разделась,

Плачет, что горлышко сильно болит.

Надо нам куколку будет лечить.

Градусник ставим, положим в кроватку,

Сделаем теплый компресс ей из ватки,

Чаем напоим, таблетку дадим.

Скажем об этом игрушкам другим,

Чтобы, гуляя, снег в ротик не брали

И по сугробам сырым не скакали.

* * *

Не сержусь на куклу Дашу

И в обиду не даю.

Целый день её проказы

И капризы я терплю.

Пусть она чуть-чуть упряма,

Но ведь я для куклы – мама.

* * *

Я пекла, варила,

Кукол накормила.

Куклы меня слушали,

Быстренько все скушали:

И суп из цветочков,

И пирог из песочка,

И котлеты из глины,

И компот из рябины.

* * *

Нет у куклы носа,

Растрепались косы.

Сидит она косматая,

В платьице с заплатами...

Потеплей укутаю

Милую мою,

«Баю-баю, баюшки», –

Песенку спою.

***

«Спи, моя красавица,

Спи, моя хорошая,

Будет тебе платьице –

Новое, в горошину!»

* * *

Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.

Я полдня над ним корпела, доводила до ума.

Только вечером попало мне от мамочки моей.

Я потратила на платье кучу новых простыней.

* * *

Ах вы, куклы, замарашки,

Где испачкали рубашки?

И чулочки, и носочки.

Как же вам не стыдно, дочки?

Снова целый день стирать,

Даже некогда играть!

* * *

Сонница-бессонница, не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой… (куколка Бессонница)

* * *

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

* * *

Куколка любимая, я тебя люблю,

Перед сном я для тебя песенку спою.

Баю-баюшки-баю, спать укладываю.

Спать укладываю, приговариваю:

«Ты, собачка, не лай

Мою детку не пугай.

Баю-баю, баю-бай».

Хороводные игры

Игра-хоровод «Приехала купаленка…»

Приехала купаленка

(дети ходят по кругу)

На семидесяти тележеньках,

Привезла нам купаленка

(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)

Добра и здоровья,

(хлопки руками вправо-влево)

Богатства и почести.

(хлопки руками вправо,влево).

Игра-хоровод «У бабушки Маланьи»

Дети идут хороводом, приговаривая:

«У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке:

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами.

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

Игра-хоровод «Платочек»

Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя!

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

Игра-хоровод «Ярмарка»

Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок- покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:

Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей!

Стоп!

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:

– Что угодно для души?

Все товары хороши!

Ведущий «делает заказ»:

– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Жмурки «Ваня» и «Маня».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

«Жмурки»

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:

– Где стоишь?

– На мосту.

– Что продаёшь?

– Квас.

– Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

«Сиди, Яша»

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют:

Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, твердые орешки,

Орехи калёные, ядра золочёные.

Далее говорят, хлопая в ладоши:

Чок-чок, удалец! Вставай, Яша-молодец!

Где твоя невеста и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, когда песня заканчивается, идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в середину. Необходимо узнать, кто перед ним и назвать имя.