Для коллег

Колесник Мария Валентиновна

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

Конспект родительского собрания тему: “Как приучать детей к труду дома”.

Подготовила:

студентка 2В-9 группы

специальность

«Преподавание в начальных классах»

Колесник Мария

2025

Цель: сформировать у родителей отчётливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье.
Задачи:

#1056;азвитие потребности в труде, самостоятельности;

#1042;оспитание уважения к труду и людям труда.
1. Подготовка к собранию:
#1054;формление плаката “Приучайте ребенка к труду” (Константин Васильевич Зотов.)

#1054;формить приглашение родителям на родительское собрание.

#1055;ровести индивидуальные беседы с детьми (Классный руководитель задаёт вопросы о том, помогают ли дети дома, есть ли у них постоянные поручения, охотно ли они их выполняют, поощряют ли их родители);
#1055;ровести анкетирование родителей (В анкете нужно задать вопросы о том, помогает ли ребёнку родитель по дому, есть ли у него постоянные поручения, охотно ли он их выполняет).

#1054;формить выставку фотографий где дети участвовали в мероприятиях по трудовому воспитанию.

2. Ход собрания

Учитель: Сначала предлагаю вам поприветствовать друг друга. Пожалуйста, пожмите друг другу руки.

Вопросы к родителям:

  1. Как вы считаете какова роль труда в воспитании наших детей?
  2. Как вы способствуете развитию трудолюбия у ваших детей?
  3. Помогают ли вам ваши дети?

(Учитель зачитывает 2-3 ответа из анкет)

Учитель: Любому человеку необходим труд, он является неотъемлемой частью нашей жизни. Как считал российский педагог, писатель и один из основоположников научной педагогики в России К.Д. Ушинский в своём произведении «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский указывал на влияние труда на жизнь человека: без труда жизнь теряет свою цену и всё своё достоинство, без труда человек не развивается, а наоборот деградирует. Педагог рассматривал труд в качестве важнейшего фактора воспитания и образования.

Трудовое воспитание тесно связано с нравственным и гражданским воспитанием, создаёт основу продуктивности в учёбе, творческой активности, самодеятельности, спорте и других сферах деятельности.

Наблюдая за трудовым процессом и видя результат своего труда, ребёнок обретает уверенность в своих силах, становится более смелым, не боится взять на себя ответственность.

Благодаря коллективному характеру труда ученик приобретает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает его адаптацию в обществе.

Музыкальная пауза

Вопросы к родителям:

  1. Согласны ли вы с мнением К. Д. Ушинского?
  2. Помогаете ли вы ребенку с какими-либо обязанностями?
  3. Проявляет ли ваш ребенок интерес к трудовой деятельности?

Учитель: Представьте себе ситуацию: Девочка не любит наводить порядок в своей комнате, убирать игрушки на место. Если мама даёт какое-либо поручение, девочка выполняет его, но с оговорками: «Не хочу! Потом! Мне некогда!».

Чем можно объяснить отрицательное отношение к поручениям и верна ли такая форма поощрения, как освобождение ребёнка от трудовых обязанностей?

Музыкальная пауза

Учитель: Совместный труд родителей и детей — хорошая школа воспитания коллективных навыков. Влияние на ребенка оказывает не только пример родителей, но и сам процесс совместного труда. Пусть у них разный объем работы, но и сила и сноровка различны, а дело они делают одно.

Вообще следует отметить, что приучение к коллективному труду — важнейшая задача трудового воспитания. Совместный коллективный труд прекрасное средство для воспитания организаторских способностей. Нам нужно, чтобы каждый советский человек мог быть не только исполнителем, но и организатором труда, умел планировать свой труд.

Выдающийся советский педагог Макаренко советовал родителям ставить перед детьми такие трудовые задачи, чтобы они могли проявить свое творчество. Ребенку не следует говорить: «На тебе веник, подмети комнату». Куда полезней по- иному дать задание: «Тебе поручается убрать комнату». Пусть он сам подумает: с чего следует начинать, как лучше выполнить поручение.

В детском возрасте труд и игра тесно переплетаются. Неправы те родители, которые противопоставляют труд игре. Такое противопоставление может привести к тому, что у детей сложится мнение, что играть — интересно, увлекательно, а трудиться - скучно, тягостно. Следует добиваться того, чтобы трудиться было для ребенка не менее привлекательно, чем играть. Как же этого достичь?

Большой интерес вызывает у детей труд, если он носит характер соревнования.

Отец говорит своим сыновьям.

Сейчас устроим соревнование — кто быстрее и лучше вычистит ботинки, да так, чтобы в них можно было смотреться, как в зеркало. Засекаю время! Начали!

С азартом берутся ребята за щетку. Чистка обуви приобретает в их глазах новый смысл.

Отец вызвал дочь на соревнование: кто быстрее, больше и лучше очистит картофель.

Мать устраивает соревнование между дочерьми — младшими школьницами: кто аккуратней и быстрее уложит свои вещи в ящик, кто лучше вымоет свои сапожки, кто чище и лучше вымоет или подметет пол.

Подумайте, какими средствами и методами можно и нужно разнообразить труд детей, сделать его увлекательным и интересным.

Важное место в трудовом воспитании детей занимают умелый учет и оценка труда.

Дети очень любят, чтобы взрослые замечали их усилия, поощряли их. Нет ничего обидней для ребенка, когда его старания остаются незамеченными. Труд — неоцененным, или, еще хуже, вместо похвал он получает выговор.

Девочка видела, что после обеда мать всегда моет посуду. Однажды, когда матери не было дома, она, пообедав, решила поступить таким же образом. Нагрела воды, взяла мочалку для мытья посуды. Делала все как мама. Вот только не догадалась засучить рукава и, разумеется, замочила их, да и на пол накапала. Только она хотела подтереть лужу, вошла мать.

Я вот так и знала! Стоило мне только немного задержаться, как все дома кувырком пошло!

Но ведь я хотела помочь тебе вымыть посуду!

Помощница тоже! Посмотри на свое платье, что ты с ним сделала... Не берись не за свое дело.

Так был погашен добрый порыв дочери, ее желание помочь матери. В следующий раз ей вряд ли захочется сделать что — либо по собственной инициативе.

Определенную роль в воспитании интереса к труду играют правильно примененные поощрения. Поощряя детей за хороший труд, мы укрепляем у них желание еще лучше трудиться, добиться еще больших успехов. Младшие школьники особенно чутки к поощрениям, им очень хочется заслужить одобрение родителей.

Музыкальная пауза

Выступление педагога-психолога с рекомендациями комфортного для ребенка правилами приобщения к трудовой деятельности дома.

Учитель: Уважаемые родители, давайте будет приучать детей к труду правильно, показывая свой пример и достигая максимального комфорта и искреннего желания от детей помогать вам по дому!

Учитель: А сейчас я предлагаю вам устроить чаепитие.

Список литературы

Левенсон, А. М. "Как приучить детей к труду: советы родителям" - Издательство "Просвещение", 2019.

Симонова, Н. В. "Труд и воспитание: как научить детей работать" - Издательство "Питер", 2020.

Балашова, Т. А. "Детский труд: от игр до практических навыков" - Издательство "Астрель", 2018.

Ковалев, В. Н. "Психология трудового воспитания в семье" - Издательство "Класс", 2017.

Петрова, С. Г. "Воспитание трудолюбия у детей: от малышей до подростков" - Издательство "Наука", 2021.

Шелест, Р. И. "Современные подходы к воспитанию детей через труд" - Издательство "Эксмо", 2019.

Тихонова, Е. А. "Формирование навыков труда у детей младшего школьного возраста" - Издательство "Владос", 2016.

Трофимова, М. Ю. "Труд как средство развития ребенка: методы и техники" - Издательство "Феникс", 2022.

Кузнецова, Л. Б. "Как сделать трудовой процесс увлекательным для ребенка" - Издательство "Научный мир", 2020.

Соловьева, В. П. "Трудовое воспитание в семье и школе: совместные действия" - Издательство "Книга по требованию", 2018.



Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

Конспект мастер-класса на тему “Рабочий лист как средство активизации познавательной активности младших школьников”

Подготовила:

студентка 2В-9 группы

специальность

«Преподавание в начальных классах»

Колесник Мария

2025

Цель: рассказать о технологии создания и применении рабочих листов учащихся в предметной деятельности учителя.

Проблема: как сделать так, чтобы рабочий лист стимулировал у обучающихся познавательную активность.

Ход мастер-класса:

Французский писатель Анатоль Франс очень точно подметил важность

необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те

знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и

начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок?

Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили

покидать класс.

Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать

каждый урок интересным и необычным? Давайте поговорим об этом.

Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии –

и нестандартные решения обязательно найдутся. А хорошее владение

материалом и педагогическая импровизация позволят подготовить урок интересно.

- Тема нашего мастер-класса «Рабочий лист как средство активизации

познавательной активности младших школьников».

-Исходя из темы, какая возникает проблема? (как сделать так, чтобы рабочий лист стимулировал у обучающихся познавательную активность

-Пожалуйста, впишите проблему в рабочий лист.

-Отлично, какую цель мы поставим на наш мастер-класс? (Ответы коллег)

-Предлагаю записать получившуюся цель в рабочий лист.

-Предлагаю рассмотреть виды рабочих листов.

Виды рабочих листов, которые можно использовать на уроках:

  • Учебный рабочий лист. Предназначен для изучения нового материала и его применения.
  • Тренировочный рабочий лист. Направлен на отработку ранее полученных знаний, умений.
  • Рефлексивный рабочий лист. Используется для обобщения по теме, разделу.
  • Исследовательский рабочий лист. Основное задание связано с решением какой-то научной проблемы. Задача ученика — выдвинуть гипотезу, предложить вариант её проверки (например, эксперимент), записать полученные результаты и сделать вывод.
  • Рабочий лист для игр по станциям, квестов. Выступает ещё и маршрутным листом. Ученики переходят от одного задания к другому, а результаты фиксируют в листе.

-Рабочие листы в начальной школе можно использовать на уроках математики, русского языка, литературного чтения или окружающего мира.

Как мы можем их использовать:

При изучении нового материала вопросы рабочего листа составляются таким образом, чтобы учащиеся смогли получить ответы на вопросы после первичного усвоения, пользуясь пунктами задания как руководством. Желательно, чтобы последовательность вопросов совпадала с изложением учебного материала на уроке.

Для закрепления изученного материала после того, как учащиеся изучили и повторили материал дома, то работа с рабочими листами проходит без использования учебника. Количество вопросов в таких рабочих листах меньше, а время, выделенное для работы с моделью, сокращается.

На обобщающем повторении учитель составляет вопросы с учётом требований учебной программы, уровня класса, вопросов и заданий, которые будут у учащихся на контрольной работе.

В рабочие листы можно включать: памятки, опорные схемы, таблицы, схемы, кроссворды, ребусы, иллюстрации, карты и пр.. В зависимости от характера заданий, которые включены в рабочий лист, его можно применить не только для индивидуальной работы, но и в парной и групповой.

Также рабочие листы могут дополнить основное домашнее задание.

-Предлагаю вам проанализировать пример рабочего листа по литературному чтению (3 класс). В ваших рабочих листах выделено поле для анализа, предлагаю вам записать основные моменты в данное поле.

-На ваших рабочих листах в поле под №2 я предлагаю вам записать рекомендации по разработке рабочих листов.

-Пожалуйста, прочтите по 1 рекомендации из вашего списка.

-Уважаемые коллеги, предлагаю подвести итог нашего мастер-класса.

-Удалось ли нам проанализировать пример рабочего листа по литературному чтению?

-Были ли полезны для вас рекомендации разработанные и зачитанные коллегами?

-Отлично. Предлагаю вам встать в круг и поделиться, что полезного вы взяли для себя из нашего мастер-класса, узнали ли вы для себя что-то новое?

-Наш мастер-класс подошел к концу. До свидания!

Список литературы

Бабанский, Ю. К. "Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений" - Издательство "Просвещение", 2016.

Конаков, Н. В. "Психология обучения: Основы и современные подходы" - Издательство "Класс", 2018.

Жадная, Н. А. "Рабочие листы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников" - Издательство "Наука", 2020.

Рогов, Е. И. "Психология и методика обучения в начальной школе" - Издательство "Владос", 2017.

Филиппова, Т. И. "Методы и приемы активного обучения в начальной школе" - Издательство "Эксмо", 2019.

Соловьева, М. И. "Разработка и использование рабочих листов в учебном процессе" - Издательство "Питер", 2021.

Гузенко, О. А. "Инновационные технологии в образовательном процессе" - Издательство "Книга по требованию", 2018.

Васильева, Л. В. "Активизация познавательной деятельности младших школьников" - Издательство "Астрель", 2020.

Морозова, Н. Г. "Индивидуализация обучения с помощью рабочих листов" - Издательство "Феникс", 2019.

Барежникова, Е. В. "Эффективные приемы работы с рабочими листами" - Издательство "Научный мир", 2022.



Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

Конспект классного часа на тему: “День знаний”.

Подготовила:

студентка 2В-9 группы

специальность

«Преподавание в начальных классах»

Колесник Мария

2025

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать

И подарить его людям

Классный руководитель:

«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?» Но мудрец ответил: «Все в твоих руках…»

Классный руководитель: Поэтому ребята все в ваших руках не завидуйте другим и дорожите дружбой, настоящей и будущей. Я всегда преклоняюсь перед людьми, которые смогли пронести дружбу через многие года.

Сегодня, здесь и сейчас. Эти понятия мы используем, когда говорим о настоящем. Сегодня нас собрала школа, мы находимся в своём кабинете в кругу своих одноклассников. Сейчас мы кое-что выясним и узнаем скрытые подробности о каждом из присутствующих. А помогут нам в этом ваша активность и аплодисменты. Аплодирует тот, кто … (учащиеся аплодирует)

Правда или ложь

  • рад встрече с друзьями;
  • нисколько не соскучился по школе;
  • с радостью пошёл в школу;
  • прочитал всё, что задавали на лето;
  • настроился окончить школу на “4” и “5”;
  • окончит школу с медалью;
  • не хочет уходить из школы;
  • уже определился со своей будущей профессией;
  • уже ждёт ближайших каникул;
  • хочет спать и ни о чём другом думать пока не может;
  • встретил сегодня любимого учителя;
  • встал не с той ноги;
  • уже побаивается предстоящих экзаменов…

А какое у нас будущее?

Вряд ли кто-то из вас станет утверждать, что наверняка знает, как сложится его дальнейшая жизнь или хотя бы ближайшее будущее. Будущее неизвестно никому. Мы можем лишь предполагать, как и что будет с нами в скором времени. А можно попробовать заглянуть в будущее, обратившись к предсказателям. Но в наше время любая гадалка ценит свой труд очень высоко, а нам это не по карману. Предлагаю совершенно бесплатный и почти безошибочный способ гадания.

(На партах лежат заранее приготовленные полоски бумаги)

– какую профессию вы хотели бы получить ______________________________________

– в каком городе вы хотели бы жить_____________________________________________

– что бы вы хотели подарить самому близкому человеку____________________________

– назовите страну, о которой много знаете________________________________________

– назовите одноклассника, о котором вы будете вспоминать чаще других_______________________________________________________________________

На столе перед аудиторией раскладываю 8 кучек с исписанными полосками. Ученики по очереди выходят и тянут полоски, составляя из вытащенных записей шуточную историю своей будущей жизни:

Вот так мы попытались предугадать ваше будущее. Каждый из вас хозяин своей судьбы. И то, как будет складываться ваша жизнь, зависит только от вас самих. Не забывайте родителей, школьные годы, родной город. Где бы вы ни были, эти воспоминания отзовутся в ваших сердцах добром, нежностью и любовью. Не бойтесь трудностей, учитесь их преодолевать. Умейте дружить, тогда у вас в нужную минуту всегда будет рядом надёжная поддержка. Любите и уважайте людей, и они непременно будут отвечать вам тем же. И не переставайте учиться, учиться и учиться. Ведь каждый прожитый день – это тоже урок. Урок приобретения новых достижений, ошибок, успехов и неудач, а в целом – опыта и мудрости!

А сейчас отправимся в путешествие в страну Знаний и поиграем в игру

«Великолепная семерка»

#1050;онкурс – разминка «Три тропинки – ответ без запинки»

Вопросы для разминки «Иностранные слова вокруг нас»

  1. Как называют ведущего концерта? (Конферансье)
  2. Как называется объявление о том, что все билеты проданы? (Аншлаг)
  3. Как называют ребенка, который развит не по годам? (Вундеркинд)

Вопросы для разминки «Обгонялки»

  1. Под каким знаком зодиака начинается учебный год в российских школах? (Дева)
  2. Что произойдёт, когда ученик закончит 3-й класс? (Пойдёт в 4-й класс)
  3. Что на доску кидают перед тем, как на ней писать? ( Взгляд)
  4. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Урок)
  5. Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
  6. К городу Кола, расположенному на северо-западе Европейской части России, прибавьте впереди только одну букву и получите учебно-воспитательное учреждение (Кола - школа)
  7. Кем ты станешь в 14 лет? ( Четырнадцатилетним)
  8. Добавьте впереди две буквы и одну в конце к городу Оно, расположенному в Японии, и вы получите звук, производимый специальным прибором (Зв – оно –к )
  9. Что случается 31 февраля? ( Такого числа не бывает)
  10. Под каким знаком зодиака заканчивается учебный год в российских школах?

(Близнецы)

#1050;онкурс «Долина пословиц»

Кл. руководитель: Три тропинки выводят нас прямо в Долину пословиц. Здесь растут вопросы, связанные с числами. Продолжи пословицу

  1. Один в поле не воин
  2. Одна голова хорошо, а две головы лучше
  3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей
  4. За одного битого двух небитых дают
  5. Двум смертям не бывать, а одной не миновать
  6. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
  7. Одна ласточка весны не делает
  8. Семеро одного не ждут
  9. Семь раз примерь, один раз отрежь
  10. Первый блин – комом
  11. Один за всех и все за одного
  12. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

Подведение итогов. Награждение великолепной семерки.

Не стой в стороне равнодушным Когда у кого–то беда. Рвануться на выручку можно В любую минуту всегда. И если кому–то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит На свете живешь ты не зря.

Список литературы:

1. Соловьева, Н. И. "День знаний: традиции и новшества". - Москва: Просвещение, 2015.

2. Петров, В. А. "Праздничные мероприятия в школе: как организовать классный час". - Санкт-Петербург: Учитель, 2017.

3. Николаев, И. Г. "Формирование образовательной среды в первый день учебного года". - Москва: Современная школа, 2018.

4. Кузнецова, Е. Ф. "Психология и педагогика: как провести успешный классный час". - Москва: Академия, 2019.

5. Федоров, А. В. "Организация образовательного процесса в начале учебного года". - Москва: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020.

6. Семенова, О. В. "Творческие подходы к проведению классного часа". - Москва: Издательство "Школьная книга", 2021



Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области»

Конспект интерактива для коллег на тему: “Организация коллектива класса.”.

Подготовила:

студентка 2В-9 группы

специальность

«Преподавание в начальных классах»

Колесник Мария

2025

Проблема: как научить ребёнка взаимодействовать в коллективе?

Цель для ведущего: создание условий для формирования у учащихся представления о значении и важности работы в коллективе.

Цель для коллег: обсудить пути решения, направленные на развитие навыков взаимодействия детей в коллективе поделиться успешным опытом работы коллег с детьми.

Форма интерактива: круглый стол.

Педагогическая Ситуация: молодому учителю дали классное руководство над 1 классом. Большинство детей были знакомы с садика и объединились в микро группы, а другие не адаптировались в коллективе и не взаимодействовали с одноклассниками. Спустя месяц, ситуация продолжалась. Молодой учитель не знал, как лучше объединить детей, из-за этого некоторым ученикам было дискомфортно в классе.

Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо, что нашли время для нашего круглого стола.

Сегодня мы обсуждаем очень важную тему – организацию коллектива класса.

Давайте для начала разберем небольшую ситуацию: молодому учителю дали классное руководство над 1 классом. Большинство детей были знакомы с садика и объединились в микро группы, а другие не адаптировались в коллективе и не взаимодействовали с одноклассниками. Спустя месяц, ситуация продолжалась. Молодой учитель не знал, как лучше организовать благоприятную атмосферу в классе. Из-за этого некоторым ученикам было дискомфортно находиться в школе.

Какую проблему мы обозначим, исходя из данной ситуации? (ответы коллег)

Чтобы лучше рассмотреть эту проблему, рассмотрим статистические данные за 2022-2023 учебный год. Известно, что высокий уровень готовности к школе имеют 51% первоклассников. Средний уровень – 31%, низкий уровень – 16%.

Исходя из того, что все еще есть какой-то процент учащихся с низким уровнем адаптации, можем заметить, что все равно небольшое количество учащихся имеют проблемы в общении с коллективом, также нуждаются в помощи педагога. Давайте сформулируем цель сегодняшнего мероприятия. (ответы коллег)

Отлично, сегодня наша цель найти пути решения, которые направлены на успешное развитие навыков взаимодействия детей в коллективе.

Просим всех сесть в круг. Наш вопрос на сегодня: как научить ребенка взаимодействовать в коллективе?

В течение небольшого промежутка времени вы на листочках вы формулируете свои варианты решения проблемы. (каждый пишет пути решения проблемы)

На следующем этапе по очереди каждый предлагает пути решения проблемы и записывает их на доске. (каждый по очереди зачитывает свои варианты)

Теперь давайте методом голосования выберем самые наилучшие варианты решению проблемы.

Список литературы:

1. Давыдов, В. В. "Проблемы организации коллективной деятельности учащихся". - Москва: Педагогика, 1986.

2. Леонтьев, А. Н. "Деятельностный подход в образовании". - Москва: Смысл, 2004.

3. Петрова, И. Г. "Формирование коллектива учащихся в образовательном процессе". - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.

4. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф. "Теория и практика организации учебного процесса". - Москва: Академия, 2012.

5. Тихомиров, А. В. "Психология группы: теория и практика". - Москва: Эксмо, 2015.

6. Шиян, В. Г. "Организация и управление учебным процессом в классе". - Москва: Просвещение, 2018.

7. Ковалев, А. Г. "Эффективные методы работы с классом". - Москва: Издательство "Учитель", 2020.