Для родителей
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Школа – это нужно! Школа – это трудно! Школа – это интересно!
меняется его место в системе общественных отношений меняется весь уклад его жизни возрастает психоэмоциональная нагрузка На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия Переломный период в жизни ребенка
напряженного умственного труда активизации внимания сосредоточенной работы на уроках относительно неподвижного положения тела удержания правильной рабочей позы требуют от ребенка
могут появиться жалобы детей на усталость головные боли возникнуть раздражительность плаксивость нарушение сна Снижается аппетит детей Снижается масса тела Случаются и трудности психологического характера: чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю неправильное представление о своих способностях и возможностях В первые месяцы обучения
непосредственно связано с понятием Понятие адаптации "готовность ребенка к школе"
АДАПТАЦИЯ Психологическая Физиологическая Социальная (личностная)
недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения самочувствии и состоянии здоровья первоклассника его работоспособности умении взаимодействовать с педагогом одноклассниками и подчиняться школьным правилам Все составляющие тесно взаимосвязаны
чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу Индикатором трудностей адаптации являются Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы
адаптируется в течение первых двух месяцев обучения относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и и с новым режимом. Первая группа
имеет более длительный период адаптации . Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. Вторая группа
дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе. Третья группа
Следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны
научиться выполнять новые правила и требования учителя плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности Как помочь ребенку
научить детей осознавать учебную задачу Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств: В процессе школьного обучения главное -
больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика Необходимо:
От наличия у детей адекватной самооценки Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе о своих возможностях и способностях чертах своего характера и человеческих качествах Успешность адаптации во многом зависит
облегчает процесс адаптации к школе тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его Адекватная самооценка
Первые дни школьной жизни ребенка наказывать нельзя!
(и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать) а хвалить именно тогда, когда он что-то делает Его надо не просто хвалить
ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство). 2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов Но:
это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя) Самый важный результат помощи в адаптации -
«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд
