Проектная деятельность

Бутова Сайха Ибрагимовна

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Удивительные свойства воды»

Старшая группа (дети 5-6 лет)

Воспитатель:  Бутова Сайха Ибрагимовна

                          воспитатель

2023г.

Пояснительная записка.

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты

необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты

наполняешь нас радостью, которую не объяснишь

нашими чувствами… Ты самое большое богатство

на свете…

Антуан де Сент-Экзюпери

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.

  Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

             Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.

Недаром говорят в Китае:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов  таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды.

         

Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (март 2022)

Участники проекта: дети средней группы (5-6 лет) группы №24, воспитатели, родители.

Предмет исследования: вода.

Актуальность темы: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?

Цель проекта: Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах;

Задачи проекта:

-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

-расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);

- формировать представления о значении воды в жизни человека.

Предполагаемый результат:

-  расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

 - воспитать бережное отношение к воде.

Результат проекта: совместные работы детей и их родителей (рисунки, аппликации,), рассказы и сказки о воде, развлечение «Секреты Воды».

План реализации проекта в средней группе ДОУ

Подготовительный этап проекта:

Задачи

Формы работы

Сроки

Разработка плана реализации проекта.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.

1неделя марта

Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта

Создание экспериментальной лаборатории в группе.

Составление безопасных опытов и экспериментов с водой.

Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.

Проведение занятий по данной проблеме в рамках знакомства с окружающим миром.

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте

Консультирование родителей

2 неделя

марта

Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.

Беседы

Консультации 

На протяжении всего проекта

Исследовательский (основной) этап проекта:

Перспективно-тематическое планирование экологического проекта «Секреты воды» для детей среднего дошкольного возраста. Сроки: март

Интеграция образовательных областей        

Совместная деятельность взрослого и детей        

Работа с родителями

Познание

Коммуникация

Социализация

Безопасность

Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода».

Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды».

Наблюдения: «Куда исчезла лужа», «Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега».

Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий. Создание водоохраных знаков.

Развлечение «Секреты воды»

Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками.

Физическая культура

Художественное творчество

Музыка

Познание

Социализация

Здоровье

Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару».

Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри».

Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало».

Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель

Коммуникация

Здоровье

Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы».

Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко».

Физическая культура

Социализация

Здоровье

Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется».

Комплекс утренней гимнастики «Снежки»

Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки»

Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз»

Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»

Труд

Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».

Художественное творчество

Рисование «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки».

Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Снеговик», «Капли воды».

Создание панно: «Ходит капелька по кругу».

Музыка

Использование музыки Прослушивание шума водопада

Чтение художествен

ной литературы

Чтение произведений: Э. Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский. «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода»,

Е. Благина «Снег», И. Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед», А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах» , Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды».

Загадки о воде.

Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»

Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохран

ные знаки»

Заключительный этап проекта:

Мероприятия

        Ожидаемый результат

Развлечение на тему: «Секреты воды»

Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями.

Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки»

Презентация результатов проекта



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик- семицветик»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Дорогами добра»

Автор проекта:

-Бутова Сайха Ибрагимовна

воспитатель

г. Когалым  2024 г.

Паспорт

проекта

«Радужная неделя»

Наименование проекта

«Дорогами добра»

Автор проекта

Воспитатели МАДОУ «Березка»

Иванова Татьяна Владимировна,

Гребенщикова Екатерина Петровна

Тип проекта

Творческий, познавательный

Форма проекта

Групповой

Участники проекта

Дети средней группы, родители (законные представители),  воспитатели

Продолжительность проекта

Среднесрочный (в течении трех недель)

Место проведения проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма

«Березка»

628 486 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Когалым, ул. Ленинградская, 55

т: 8 34667 2 22 17

Актуальность

Не для кого не секрет, что из нашей жизни исчезают такие понятия, как доброта, отзывчивость, великодушие, взаимопомощь, дружба. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Поэтому формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальным.
Воспитание доброты -  одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному, стремление прийти на помощь в трудную минуту

Цель проекта

Воспитание у детей положительных
качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи проекта

  • Задачи проекта:
  • Сформировать у детей представление о доброте, создавать мотив быть добрым.
  • Развивать у воспитанников социально – коммуникативные способности: умение взаимодействовать с другими людьми, понимать чувства и мотивы поступков других людей, действовать сообща, сочувствовать и сопереживать, считаться с желанием и мнением товарищей, развивать взаимопомощь и взаимовыручку.
  • Воспитывать у дошкольников положительное отношения к доброте, желание совершать добрые поступки во имя блага окружающих.
  • Привлечь внимание семьи к проблеме воспитания доброты в детях.

Ожидаемые результаты

Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
Дети знают стихи, пословицы о доброте, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
У детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи, оказывают посильную помощь.
У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
У родителей повысился интерес к жизни группы

  • Подготовительный этап

 1.Сбор литературы о добре: стихи,
рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки.
2.Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
3.Работа с родителями.
4.Разработка занятий, определение тематики бесед.
5.Подбор музыкального репертуара.
6.Изготовление пособий, дидактических игр.
7.Подборка материалов для бесед.

  • Основной этап

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.

  • Заключительный этап

Оформление материала о проекте в родительском уголке и в социальных сетях.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Социально-личностное развитие:
Д
идактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мамины помощники», «Оцени поступок»;
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Пожарные»,

«Спасатели»;

 Игровые ситуации: «Помогаем другу в беде», «Ищем ласковые слова»;
Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии», «Добрые и вежливые слова».

Познавательно-речевое развитие:
Беседа «Что такое доброта?»,
«О добрых поступках и делах»,
«Как мы можем позаботиться о старших».
Рассказ воспитателя «Как отличить плохой
поступок от хорошего?»
Разучивание пословиц о добре.
Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки».
Речевая ситуация «Как помочь котенку».

Чтение художественной литературы:
-Сказки:«Три сына», «Два жадных медвежонка»,
«Доброе утро», «Самые добрые сказки».
-В.Маяковский «Что такое хорошо и, что такое плохо?»
-А.Барто «Вовка – добрая душа»
-Е.Благинина «Подарок»
-А.Кузнецова «Подружки»
-С.Маршак «Ежели вы вежливы».
-Разучивание стихотворений о доброте.


Просмотр мультфильмов о доброте и добрых поступках:
«Кот Леопольд», «Крошка енот», «Просто так», «Тигренок на подсолнухе», « По дороге с облаками»
«Как ослик счастье искал», «Лунтик», «Кошкин дом».

Прослушивание песен:

«Дорогою добра», «Доброта» (из мультфильма
про Фунтика), Барбарики «Доброта», «Ярко солнце светит» ( Кот Леопольд), «Улыбка», «Если добрый ты», «Дружба – это не работа», «Добрым быть на белом свете веселей», «Дружба крепкая не сломается», Слушанье звуков природы.

Консультация для родителей «В дом входит доброта.»

 

.

Отчёт по проектной деятельности

Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.

Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенным цветом: понедельник — красный, вторник - оранжевый, желтый цвет; среда – зеленый цвет; четверг – голубой, синий и фиолетовый цвет; пятница – разноцветный день.

В процессе реализации проекта для усвоения детьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.

Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета), т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Дети свободно различают цвета и оттенки; на протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности. Ребята приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети правильно различают и называют цвета и используют свои знания в повседневной деятельности.

Ключевые понятия

Цвет - это качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Говоря простым языком, цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей.

Спектр - совокупность цветовых полос, получающаяся при прохождении светового луча через призму или иную преломляющую среду.

Радуга - это атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении Солнцем множества водяных капель (дождя или тумана).

Сенсорное восприятие - это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств.

Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.

Творчество - это  процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Воображение – это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний путем переработки предшествующего опыта.

Эксперимент (также о́пыт) в научном методе — это метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.

Беседа - это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Цветик- семицветик»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста на тему «Город, который я люблю»

Выполнили воспитатель:

-Бутова Сайха Ибрагимовна

г. Когалым, 2024


Проект во второй младшей группе по патриотическому воспитанию.

Тема: «Город, который я люблю!»

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С. Лихачёв.

Вид проекта: информационно-познавательный  

Продолжительность проекта: краткосрочный (март)

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. 

Проблема проекта: Отсутствие у детей второй младшей группы систематизированных знаний о семье, детском саде, родном городе.

Актуальность темы: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек — это к дому, семье, детскому саду, родному городу. Воспитание любви к самому близкому – это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России. Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем — это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом, с ближайшим окружением.

Цель проекта: Расширение представлений дошкольников о родном городе, семье, детском саде. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.

Задачи проекта:

Образовательные:  

- формировать первоначальные представления о семье. Учить называть членов семьи;

- формировать положительное отношение к детскому саду; обобщить знания детей о профессиях сотрудников детского сада;

- дать элементарные представления о родном городе; формировать умение передавать свои впечатления о родном городе, узнавать главные достопримечательности на фото.

Развивающие: 

- развивать внимание, память, мышление, наблюдательность;

- продолжать расширять и активизировать словарный запас по данной теме;

- развивать творческую активность у родителей и детей в ходе проекта;  

Воспитательные: 

- формировать у детей чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к взрослому, к пожилым родственникам;

- воспитывать у детей доброе отношение друг к другу и к тем, кто работает в детском саду;

- воспитывать в детях чувство любви к своему городу.

Оснащение предметно-развивающей среды:

- сбор материала необходимого для реализации проекта.

- организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

- оформление уголка «Моя малая Родина»;

- изготовление дидактических игр и пособий;

- тематические иллюстрированные альбомы «Мой город Когалым»;

- оформление папки-передвижки «Город, в котором я живу», альбом «Мой любимый детский сад».

Предполагаемый результат:

Реализация данного проекта предполагает:

Для педагога: 

- повышение профессионализма;  

- внедрение современных технологий в работе с детьми и родителями. 

Для детей: 

- повышение познавательного уровня развития детей по теме проекта;

- расширение знаний о родном городе – Когалым, семье, о людях, работающих в детском саду.

Для родителей:  

- появление новых общих интересов детей и родителей;  

- повышение вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Этапы проекта: 

  1. этап. Предварительный этап:   

- определение темы проекта, подготовительная работа с детьми;

- формулировка цели и определение задач проекта;

- организация предметно-развивающей среды по теме;

- подбор методической литературы, детской художественной литературы;

- подбор наглядно-дидактических пособий, методического и демонстрационного материала;

- разработка циклов НОД, бесед;

- подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр;

- разработка консультаций для родителей; анкетирование родителей.

 


  1. этап. Реализация проекта: 

 

Образовательные области 

Формы работы с детьми 

Познавательное развитие 

Беседы:

- «Город, в котором я живу»;  

- «Папа, мама, я – дружная семья». 

НОД:

- «Путешествие по городу.»;

- «Дикие животные нашего края».

Конструирование:

- «Улицы города».

Просмотр презентации:

- «Когалым – моя малая родина».  

Рассматривание альбома: 

- «Мой любимый Когалым».

Просмотр мультфильмов:

- «Мешок яблок»;

- «Лисичка-сестричка и серый волк»;

- «Маша и медведь».

Речевое развитие 

Беседы с детьми:

- «Детский сад – наш дом родной»;

- «Я и моя семья».

НОД:

Составление рассказа по картинкам:

- «Где гуляли мы не скажем, а что видели покажем».

Чтение художественной литературы:

- К. Ушинский «Петушок с семьёй»;

- Заучивание поговорок и пословиц;

- Заучивание стихотворения М. Борисова «Мой город».

- Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»

Социально – коммуникативное развитие 

Настольный театр:

 «Машенька и медведь», «Теремок», «Три медведя»

Беседы по ОБЖ:  

«Правила поведения в детском саду»

«Уроки светофора»

Художественно-эстетическое развитие 

Аппликация:  

 - «Птички на веточке», «Дома на нашей улице».

Рисование: 

 - «Флаг России».

Хороводные игры:

 - «Ваня ты сейчас в лесу, мы кричим тебе - Ау»;

 - «Зайка шел»;

 - «У медведя во бору».

Физическое развитие 

Подвижные игры:

 - «Наседка и цыплята»;

 - «Лохматый пес»;

 - «Воробушки и автомобиль»;

 - «Найди свой домик»;

 - «Зайка серенький».

Пальчиковая гимнастика: 

 - «Моя семья»;

 - «Есть у каждого свой дом»;

 - «Я хочу построить дом»;

 - «В лесной чаще».

Формы и методы работы, определяющие деятельность педагога и детей:

Игровые

- игровые упражнения;

- настольные игры;

- дидактические игры;

- проблемные ситуации;

 сюжетно-ролевые игры.

Наглядные

- рассматривание картин, иллюстраций; фото, видео материалы.

Словесные

- рассказ;

- беседа;

- ситуативный разговор;

- чтение художественных произведений;

- обсуждение прочитанной книги.

Практические

- продуктивная;

- выполнение творческих заданий;

- выпуск газет, сборников и альбомов своими руками.

Формы сотрудничества с родителями:

- информационно – аналитические;

- беседы;

- консультации;

- анкетирование.

Наглядно-информационные

- папка-передвижка;

- выставка детского творчества:

Познавательные:

- совместная работа по тематическому плану проекта;

- экскурсии, посещение краеведческого музея.


  1. этап.

Результаты: 

- стенгазета «Город, который я люблю!»;

- день добрых дел (кормушки и эко-кормушки для птиц);

- оформление выставки совместных работ родителей и детей «Моя семья»;

- экскурсия в Музейно-выставочном центре города Когалыма.


ВЫВОД

Данный проект имеет широкую перспективу развития, так как даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю и достопримечательности своего города, уважение к своей семье, родственникам, любовь к детскому саду.

Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. У детей сформированы представления о семье, они могут рассказать о своей семье, о проявлении заботы и любви к родным.

Дети много узнали про детский сад, про людей, которые здесь работают. Также у них сложились элементарные представления о родном городе. Они знают название города, узнают главные достопримечательности города на фото и называют их.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. От РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. «Образовательные проекты в детском саду» - М.: Айрис-пресс, 2011.

3. Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольного учреждения» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

4. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание детей».

5. Дергач Л.Н. «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников» /Дошкольная педагогика, 2009.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ГОРОДА  КОГАЛЫМА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Проект

«Мы – будущие первоклассники»

Воспитатель:

Бутова С.И.

2024г

Проект

«Мы – будущие первоклассники»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать,

 писать и считать.

 Быть готовым к школе – значит быть готовым

 всему этому научиться».

Венгер Л.А.

Актуальность.  Ребенок поступает в школу. Это серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе.

Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.  Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь значительную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.

В литературе по данной проблеме ряд авторов подчёркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. 

В психологии внутренняя позиция школьника  является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте. Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания. Эта новая позиция должна быть принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни.

Объект проекта: процесс формирования «внутренней позиции школьника» у детей 6-7 лет.

Предмет проекта: комплекс мероприятий, направленный на формирование «внутренней позиции школьника» у детей 6-7 лет.

Цель проекта: способствовать формированию  у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению и  «внутренней позиции школьника» посредством специально разработанного комплекса мероприятий.

Задачи проекта:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта.
  • Провести диагностику уровня сформированности «внутренней позиции школьника» у воспитанников подготовительной группы.
  • Разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленный на формирование у детей 6-7 лет «внутренней позиции школьника».

Гипотеза: мы предположили, что  формирование положительного интереса к школе  и «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы будет успешным, если:

- систематически и целенаправленно реализовывать  специально разработанный комплекс мероприятий для детей;

- создавать развивающую предметно-пространственную  среду для обогащения жизненного опыта детей;

- повышать  компетенцию родителей в формировании у детей «внутренней позиции школьника».

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: .октябрь 2016 – апрель 2017.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы и их родители, воспитатели, специалисты ДОУ (учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог).

Ресурсы. Материально-технические:

- музыкальный CD центр (магнитофоном), магнитная доска, проектор;

 - дидактические и настольно-печатные игры;

 - художественная и энциклопедическая литература  на школьную тематику;

 -методическая литература;

 -рабочие тетради «Обучение грамоте. Часть 1. Часть2. Серия «Рабочие тетради для детей 6-7 лет»;

 -наборы открыток и фотографий на школьную тематику.

 Социальные:

 -взаимодействие с  городским библиоцентром (ул. Ленина).

 -взаимодействие со школой (СОШ № 13).

Формы реализации:

 -занятия по познавательному развитию;

 -беседы с детьми и родителями;

 -экскурсии;

 -игровая деятельность;

 -выполнение работ по художественно-эстетическому развитию;

 -выставка детского творчества.

Принципы реализации проекта

  1. Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
  2. Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
  3. Единство содержания форм и методов работы ;
  4. Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;
  5. Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
  6. Принцип доступности;
  7. Принцип системности и последовательности.

Продукт проекта:

  • Оформление альбомов «Скоро в школу», «Моё представление о школе».
  • Памятки и рекомендации родителям; консультации на сайте ДОУ.
  • Выставка детских рисунков на школьную тематику.
  • Разработки занятий, бесед.
  • Оформление папки «Будущий первоклассник».
  • Оформление выставки «Мама с папой тоже были первоклашками».
  • Создание мини-библиотеки «Школьные учебники».
  • Картотека песен, пословиц, загадок на школьную тематику.
  • Картотека дидактических игр на школьную тематику.

Предполагаемые результаты проекта:

Для детей:

  • сформированная у детей внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • личностная готовность детей к обучению в школе.

Для родителей:

  • положительная оценка деятельности ДОУ; 
  • активизация педагогического потенциала родителей, 
  • приобретение и использование знаний по вопросам подготовки детей к школе.

Для педагогов:

  • активизация творческого потенциала педагога.

Для группы ДОУ:

  • Обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы.

Возможные риски при реализации проекта и способы их коррекции:

  • Отсутствие интереса, желания, времени, возможности помочь со стороны родителей.

Коррекция. Предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций педагога-психолога, учителя-логопеда  и социального педагога для родителей по теме проекта.

  • Низкое познавательное развитие детей.

Коррекция. Предусмотрено взаимодействие с педагогом-психологом ДОУ по коррекции  познавательного развития воспитанников.

  • Сильная загруженность педагога.

Коррекция: четкое планирование деятельности педагога; активное привлечение родителей к проектной работе; помощь специалистов ДОУ (педагога-психолога, социального  педагога,  учителя-логопеда).

Новизна проекта:

  • Разработаны целевые занятия и дидактические игры по подготовке детей к школе.

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовительный

(I – II неделя октября 2016г.).

Задачи:

- Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме исследования.

- Подбор диагностического инструментария.

- Создание развивающей предметно-пространственной среды.

- Диагностика уровня сформированности внутренней позиции школьника.

- Анкетирование родителей по вопросу подготовки детей к школе.

- Изучение анализ полученных результатов, выводы.

Методологической основой проекта послужили достижения современной психологии в области специфики возрастного развития психики дошкольника (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.); разработки проблемы школьной зрелости (А.И.Запорожец, Л.И.Божович, Е.О. Смирнова, Е.Е. Кравцова); труды по изучению структуры психолого-физиологической готовности к обучению (Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко, Л.Ф. Трохимчук и др.).

        Для выявления отношения воспитанников к школе, уровня сформированности внутренней позиции школьника нами было проведено обследование с помощью  модифицированной методики Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина. (Приложение 2). Было обследовано 25  человек в октябре 2016года (подготовительная группа).

Отрицательное отношение к школе и поступлению в школу выявлено у 6 человек (24%).

Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации), ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни выявлено у 10 человек (40%).

Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами выявлено у 6 человек (24%).

Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни  выявлено у  3 человек (12%).

Результаты диагностики сформированности «внутренней позиции школьника» представлены  на диаграмме 1. (Приложение 5)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей находятся на уровне положительного отношения к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации), ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. Также у 6 испытуемых был отмечено отрицательное отношение к школе и поступлению в школу, что свидетельствует о том, что для успешного школьного обучения с дошкольниками 6 - 7 лет необходимо проводить педагогическую работу, направленную на подготовку к обучению в школе.  

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.

Нами было проведено анкетирование родителей с целью определения компетентности в вопросах  подготовки детей к поступлению в школу. (Приложение 3.) Анализ полученных результатов показал, что  все родители заинтересованы в успешной адаптации детей к школьному обучению. 74% родителей считают, что их ребенок готов к обучению в школе. 62 % родителей готовят своего ребенка к поступлению в школу (посещают курсы, обучают ребенка чтению). Подавляющее большинство родителей  - 77% - считают, что для успешной учебы в школе необходимо уметь читать и считать. Также большинство опрошенных (74%)  отметили, что умение учиться в школе – это знание и выполнение всех правил школьной жизни.

Мы предложили проранжировать разные стороны готовности ребенка к школе по степени значимости - от наиболее значимых до менее значимых. Полученные результаты отражены в таблице.

Значимость компонентов психологической готовности,

по мнению родителей

Мотивационная

(личностная)

Интеллектуальная

Коммуникативная (социально-психологическая)

Эмоционально-волевая

На 3 месте

На 1 месте

На 4 месте

На 2 месте

        Таким образом, подавляющее число родителей считают  интеллектуальную готовность ребенка к школе основным фактором успешной адаптации  к школьному обучению. 

        Изучив  данные диагностики детей и результаты анкетирования родителей, нами был разработан комплекс мероприятий,  направленный на формирование «внутренней позиции школьника» у детей 6-7 лет.

II этап – основной

(III неделя октября 2016г.– III неделя апреля 2017г.)

Задачи :

1. Формирование у детей правильного представления о школе;

2. Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;

3.Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;

4. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;

5.Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;

6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по школьной тематике;

7.Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».

Работа выстраивалась в следующих направлениях:

Работа с детьми - в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей. Нами были подобраны разнообразные формы и методы работы:

  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Экскурсии (к зданию школы, в библиотеку).
  • Рассматривание картин на школьную тематику.
  • Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.
  • Рисование на темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в библиотеку»
  • Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
  • Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.
  • Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
  • Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
  • Встречи с интересными людьми (учителя начальных классов СОШ № 11).

Работа с родителями - посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».

Для работы с родителями нами был подобран интересный и необходимый материал .

Формы работы с родителями:

  • Выставки  творческих работ, выполненных совместно с детьми.
  • Консультации на темы подготовки детей к школе.
  • Анкетирование родителей по вопросам подготовки детей к школе.
  • Семинар – практикум «Игры для подготовки к школе».
  • Рекомендации и памятки родителям будущих первоклассников.

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы:

- оформление иллюстративного альбома о школе;

 - оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, о школьных принадлежностях, о знаниях, о книгах и т.д.;

 - изготовление дидактических игр на школьную тематику;

- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Школа. Школьные уроки» и т.д.

Работа по созданию предметно-развивающей среды проходила совместно с родителями и детьми. Наша задача состояла в том, чтобы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность.

Реализация проекта

Сроки

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ

Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

октябрь

III неделя

Творческое рассказывание«Что я знаю о школе ?»

Беседа «Чем школа отличается от детского сада».

Просмотр м/ф «Чебурашка идет в школу».

Рассматривание сюжетных картин о школе.

Родительское собрание «Готовность к школе» (с приглашением педагога-психолога и учителя-логопеда ДОУ).

Консультация «Психологическая готовность к школьному обучению» (педагог-психолог Кашапова Ф.Ф.);

Памятки:

«Характеристика компонентов психологической готовности к школе»;

«Тренируем руку ребенка».

IV неделя

Целевая прогулка к СОШ №13( школьный двор, спортивная площадка).

Беседа «Почему я иду учиться в школу»

Сюжетно-ролевая игра  «Школьники»

Д/и «Скоро в школу»

Папка – передвижка «Что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в школу»

ноябрь

I неделя

Рисование «Прогулка на школьный двор» (после экскурсии)

Чтение произведений. Рассказ Л.Воронковой «Подружки идут в школу»

Д/и «Друзья - буквы »

Папка – передвижка «Как подготовить ребенка к школе»

II неделя

Познавательное занятие: «Кто такие первоклассники?»

Чтение произведений: В. Берестов «1 сентября»;

Беседа «Зачем нужно учиться»

Д/и  «Игровая азбука»

«Рекомендации по повышению уровня готовности к школе»;

III неделя

Познавательное занятие «Для чего нужно учиться в школе».

Чтение художественной литературы. Стихотворение С.Маршак «Кот - лодырь».

Просмотр мультипликационных фильмов: «Козленок, который умел считать до 10»;

Настольно-печатные игры «Легкий счет», «Цифры», «Все для счета».

Консультация «Ребенок идет в школу. Педагогические рекомендации и практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников и формированию внутренней позиции».

IV неделя

Познавательное занятие «Путешествие в прошлое предметов. История возникновения шариковой ручки»;

Беседа «Что в моем школьном рюкзаке»;

«Какие предметы помощники в школе?»

Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».сюжетно-ролевая игра  «Магазин «Канцтовары»»

Д/и «Кто быстрее соберет портфель»; «Школьные принадлежности»

Изготовление совместно с детьми альбома «Школьные принадлежности»

декабрь

I неделя

Познавательное занятие «Школьные профессии»;

Чтение произведений.

Л.Н. Толстой «Филлипок».

Д/и «Профессии», «Кому какой нужен инструмент»; «Угадай профессию»

«Школа будущего первоклассника» ( с приглашением учителя СОШ №11, учителя-логопеда Хаертдиновой Р.Х., педагога-психолога  Кашаповой Ф.Ф.и социального педагога Валиевой С.Н.)

IIнеделя

Составление рассказа на тему «Для чего нужен звонок»

Чтение произведений: Б. Заходер «Перемена».

Словесные игры: «Я начну, а ты закончи»; «Загадки-обманки».

Д/и «Составь слово»,  «Слоговые домики»

Консультация «Развивающие игры по развитию речи»(учитель-логопед Хаертдинова Р.Х.).

III неделя

Лепка: «Лепим букву».

Чтение произведений. «Я выросла.»

Настольно-печатные игры «Кто больше? Кто меньше?»

Совместное творчество детей и родителей «Делаем букву»

январь

III неделя

Рисование «Умные клеточки»

Просмотр мультипликационных фильмов:«Остров ошибок»

Д/и «Собери картинку».

Участие в создании журнала «Скоро в школу!».

IV неделя

Лепка «Лепим имя»

Просмотр мультипликационных фильмов: «Наш друг Пиши-читай».

Д/и «Азбука»

Рекомендации по обучению чтению  «7  золотых правил обучения чтению ребёнка- дошкольника.

» (учитель-логопед Хаертдинова Р.Х.)

февраль

I неделя

Занятие «Школьные правила»

Беседа «Что можно, что нельзя».

Чтение произведений.  В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?»;

В. Маяковский «Что такое хорошо»;

Г. Остер «Вредные советы

П/и с мячом «Да» и «нет» не говори»

«Что делать если ребёнок не хочет идти в школу»;

II неделя

Рисование «Карта дороги в школу»

Ситуация «Родители не пришли встречать»

Игра – путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме.

Рекомендации «Как выбрать школу» (социальный педагог Валиева С.Н.)

IIIнеделя

«Веселые старты» (совместно с физруком)

. Беседа «Режим дня будущего первоклассника»

Рассматривание иллюстраций на тему «Распорядок дня школьника»

Сотворчество детей и родителей: проект «Режим дня первоклассника»

март

Iнеделя

Занятие «Волшебные слова»

Ситуация «Опоздание в школу»

Лото «Как поступить в ситуации»

Консультация «Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?»

II неделя

Аппликация «Букет для учителя»

Чтение художественной литературы.

Стихотворение А. Барто «В школу».

Лото «Цветы»

Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»

III неделя

Занятие «Поговорим о дружбе»

Ситуация «»Придя первый день в школу, я увидела, что нет никого знакомых. Как я познакомлюсь?

П/и «Найди!»

Совестное с детьми  рисование «Мой лучший друг»

IV неделя

Экскурсия в библиоцентр.

Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные книги».

Ситуация «Если книга заболела».

Заучивание стихотворения:
В. Берестов «Как хорошо уметь читать».

Сюжетно-ролевая игра «Школьная библиотека»

Рекомендации по подбору художественной литературы, мультфильмов и дидактических игр  по школьной тематике

апрель

I неделя

Конструирование: «Закладки для книг».

Беседа «Бережное обращение с книгами»

Работа в книжном уголке

Выставка книг «Моя любимая книга»

II неделя

Конструирование «Моя школа» (из лего)

Заучивание пословиц, загадок о школе.

Решение ребусов, шарад на школьную тематику

 Памятка «Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение»

III неделя

Рисование на тему «Моя школа»

Занятие «Экскурсия в школу»

Составление рассказа на тему сюжетной картины на школьную тематику.

Слушание и разучивание: песен о школьной жизни. ( совместно с музыкальным руководителем)

Решение кроссвордов по теме «Школа»

Сюжетно-ролевая игра  «Школьный урок»

 Рекомендации « В первый класс: с шести или семи лет?»

Папка – передвижка «Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников».

III этап – заключительный – анализ результатов проекта

(III - IV неделя апреля 2017г.)

Задачи:

- итоговая диагностика уровней сформированности «внутренней позиции школьника»,

- анализ результатов реализации проекта.

Результаты работы.

Систематическая работа по формированию личностной готовности к школе и «внутренней позиции школьника» позволила достигнуть положительных результатов. Результаты итоговой диагностики показали, что произошли качественные и количественные изменения:

 Процент детей с отрицательным отношением к школе и поступлению в школу существенно снизился (с 24% до 4%).

У подавляющего число детей  сформированы правильные представления о школе, а также  положительное отношение к школьному обучению (68%).

Повысилось число детей,  у которых  отмечается сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни  (с 12% до 60%). Отмечается также снижение уровня тревожности и страхов у детей в связи с предстоящим школьным обучением.

Результаты диагностики сформированности «внутренней позиции школьника» представлены  на диаграмме 2. (Приложение 6.)

Родители получили  новые знания в вопросах успешной адаптации детей к школе. А также смогли расширить  возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания. Работая над проектом, родители стали занимать более активные позиции в осуществлении подготовки детей к школе.

В группе обогащена развивающая предметно-пространственная среда по ознакомлению со школой:

 - в книжном уголке: книги для чтения и рассматривания, иллюстрации и картинки по школьной тематике,  альбомы «Скоро в школу», «Школьные принадлежности»; картотека загадок, пословиц, песен на школьную тематику;

-  в зоне сюжетно-ролевых игр: атрибуты, предметы заместители для игр, костюмы для игр «Школьники», «Школьные уроки» (кукла «Первоклассница», ручки, карандаши, указка, мини доски, мелки, цифры, магнитная азбука); атрибуты для игр в магазин «Канцтовары», «Школьная библиотека».

 - в зоне  строительно-конструктивных игр: строительный материал (большой и маленький), конструктор «лего»;

- в зоне дидактических игр:  игры «Друзья - буквы», «Слоговые домики», «Игровая азбука», «Легкий счет», « Составь слово», «Прочитай по первым буквам», «Цифры», «Пословицы».

- в зоне  продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, книжки-раскраски тематического характера.

Подобран, систематизирован и оформлен материал по теме «Будущий первоклассник».

В ходе проектной работы нами были разработаны наглядно-дидактическое пособие «Правильно – неправильно (школьные правила)», дидактическая игра «Режим дня в школе и в детском саду».

Заключение

Над  реализацией данного проекта работали в содружестве воспитатели, дети, родители и специалисты ДОУ. Проект получился насыщенным и увлекательным как для детей, так и для родителей. В рамках проекта использованы различные формы подачи материала разной тематики.

Особое значение придавалось вовлечению детей и родителей в совместную творческую деятельность, направленную на расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.

Большую помощь в подготовке детей к школе оказали сюжетно-ролевые игры и в частности игра в школу. В ходе игр наши воспитанники  смогли практически овладеть необходимым опытом. Дети в щадящем режиме, без временного ограничения, ознакомились с видом и назначением вещей, которые вскоре станут их постоянным окружением; познакомились с нормами и правилами, попробовав в игре от лица «учителя» предъявить определенные требования к «ученику»; попробовали «понарошку» выполнить какое – либо  задание. Игра захватила  детей: многие  стали приносить в садик портфели и рюкзаки, буквари и прописи, школьные принадлежности.

В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что формирование положительного отношения к школе у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в воспитательно-образовательном процессе различных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни:

Практическая деятельность взрослых совместно с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствует формированию «внутренней позиции школьника» и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения. При планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание необходимо  уделять ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление «внутренней позиции школьника», и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей.

        Таким образом, все ожидаемые  результаты достигнуты:

- у детей сформирована  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» ;

- сформирована личностная готовность детей к обучению в школе.

Родители положительно оценили  деятельность ДОУ по подготовке детей к школе;  активизирован их педагогический  потенциала,  они расширили  свои компетенции по вопросам подготовки детей к школе.

Педагоги активизировали свой  творческий  потенциал и получили опыт.

В группе обогатилась развивающая предметно-пространственная среда.

Список литературы

1.Безруких.М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.

2.Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.

3.«Идем в школу с радостью!»  Пазухина И. А. , /Дошкольная педагогика/ №4 2010.

4.Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013

5.«Хочу учиться!» Павлов И. В. / Родителям о психологической подготовке ребенка к школе/ СПб. Речь, 2008.

6.Интернет – ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Критерии сформированности внутренней позиции школьника:

  • положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. Е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  • проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;
  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний — отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

Можно выделить следующие уровни сформированности внутренней позиции школьника на седьмом году жизни:

  • отрицательное отношение к школе и поступлению в школу;
  • положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни;
  • возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными;
  • сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Методика 1. Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника»

Ход выполнения.

Экспериментатор просит ребенка ответить на следующие вопросы:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Почему ты хочешь идти в школу?

7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?

8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Экспериментатор фиксирует ответы ребенка.

Обработка результатов и выводы.

Учитываются все ответы, кроме 6 и 7 . При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

1. Хочу идти в школу.

2. Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).

3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.).

4. Люблю, когда мне читают книжки.

5. Сам прошу, чтобы мне почитали книжки.

8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

9. Хочу быть учеником.

10. Пусть будет длиннее урок.

Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Цель: – выявление сформированности внутренней позиции школьника

- выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.

а Да – А., не знаю, нет – Б.

А – называет школьные предметы, уроки;

Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)

А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;

Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

А – нет;

Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

А – школа А, Б – школа Б

А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)

Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

  • положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
  • проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

  • отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

  • возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,

но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

  • сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 – Б, в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень – обязательно 1, 3, 5 – А, 2, 6, – Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

Приложение 3.

Анкета для родителей

«Готов ли ваш ребёнок идти в школу?»

С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить

подготовленность ребёнка к школе. Ответьте на вопросы «Да», или «Нет».

1. Часто ваш малыш заявляет о своём желании идти в школу?

2. Вашего ребёнка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги,

новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому

научиться?

3. Считаете ли вы, что ваш ребёнок достаточно усидчив и внимателен при

выполнении не слишком привлекательного для него задания?

4. Общителен ли ваш ребёнок как с детьми, так и со взрослыми?

5. Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение

(например, по телефону)?

6. Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

7. Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы

устали напоминать ему об этом)?

8. Умеет ли считать до 10 и обратно?

9. Может ли сравнивать числа и предметы?

10. Способен ли складывать и вычитать в пределах 10?

11. Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник)?

12. Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у

птицы есть клюв, перья)?

13. Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода,

характера (например, назвать сапоги, туфли, ботинки «обувью»)?

14. Сможет ли придумать к предложенному слову слова с

противоположным смыслом (например, «жарко» - «холодно»)?

15. Умеет ли составлять рассказ по картинкам?

16. Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?

17. Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого

удовольствия.)

18. Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?

19.Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

20. Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?

21. Рисунки вашего ребёнка, как правило, неаккуратны, размашисты и не

завершены?

22. Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей

картинку?

23. Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были

связаны по смыслу (например, «дерево -ветки», « книга - страницы»)?

24. Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлён?

Соотнесите ответы с ключом:

- если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23

ответы будут «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу;

- если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответы будут «нет», то начислите за

каждый ответ по одному баллу;

Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:

20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребёнок готов к школе, ему будет легко

справляться со школьными трудностями.

15-19 баллов - вам следует уделить больше внимания своему малышу,

содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное

направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребёнок почти готов к школе.

14 баллов и меньше - лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и

труд всё перетрут». Ваш малыш ждёт помощи и сотрудничества. Погрузитесь

вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам

книг. Всё это поможет ребёнку достигнуть успеха и пойти в школу

подготовленным.

Приложение 4

Анкета для родителей

по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе

Уважаемые родители!

Совсем скоро ваш ребенок пойдет в школу. И уже сейчас важно понять, насколько он готов к этому, какие меры для его подготовки к школе следует принять. Для этого просим вас ответить на вопросы данной анкеты.

  1. Как вы думаете, какие навыки и умения должен приобрести ваш ребенок в детском саду перед поступлением в школу? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какие характеристики говорят о его готовности к обучению в школе:
  • ребенок знает буквы и цифры;
  • умеет читать;
  • умеет писать;
  • знает много стихотворений;
  • ребенок хорошо развит физически;
  • умеет находить контакт со сверстниками;
  • достаточно легко вступает в общение со взрослым;
  • способен выполнять задания, требующие проявления волевых усилий;
  • проявляет активный интерес к школе и школьной жизни;
  • много говорит о предстоящей учебе в школе;
  • проявляет желание скорее пойти в школу;
  • другое _____________________________________________________________________ __.
  1. Готовите ли вы своего ребенка к обучению в школе и как? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Чему вы больше уделяете внимание и почему:
  • покупке школьных принадлежностей;
  • обучению ребенка иностранным языкам;
  • обучению чтению;
  • обучению счету;
  • физическому развитию;
  • развитию памяти, воображения, внимания, речи;
  • развитию любознательности;
  • развитию волевых качеств личности (умения управлять своим поведением, быть организованным, понимать и выполнять требования учителя и т. д.)
  • развитию умения общаться с окружающими людьми (сверстниками, учителями);
  • развитию мелкой моторики рук, координации движения руки и глаз;
  • умению элементарно рассуждать, делать выводы и умозаключения;
  • ориентироваться в пространстве;
  • другое _______________________________________________________________________
  1. Как часто вы разговариваете с ребенком о школе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как часто он задает вопросы о школе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Чем интересуется ваш ребенок больше всего? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Отражает ли он полученные впечатления, знания о школе в разных видах деятельности?
  5. Приведитепримеры._______________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Вы определились, в какую школу пойдет ваш ребенок? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Есть ли у вас опасения в отношении того, как пройдет период адаптации ребенка к школе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Что вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество!

 

Приложение 5

Диаграмма 1.

Уровни сформированности «внутренней позиции школьника» на I этапе

Приложение 6

Диаграмма 2.

Уровни сформированности «внутренней позиции школьника» на заключительном этапе