«ЗАЧЕМ НУЖНА СКАЗКОТЕРАПИЯ» Советы психолога

Порошина Анастасия Игоревна

Сказкотерапия в психологии для детей — это метод психологической коррекции, основанный на использовании сказок как инструмента работы. Суть метода: переживание конфликта происходит при помощи сказочных персонажей, на месте которых ребёнок начинает представлять себя. Сказка позволяет на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию. 
Приёмы сказкотерапии включают не только чтение сказок, но и другие методы: обсуждение прочитанной сказки, разбор и оценку поведения персонажей, разыгрывание сюжета с помощью кукол, рисование иллюстраций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 373 «Скворушка»

«ЗАЧЕМ НУЖНА СКАЗКОТЕРАПИЯ»

Советы психолога

Новосибирск  (декабрь)  2025

Сказкотерапия в психологии для детей — это метод психологической коррекции, основанный на использовании сказок как инструмента работы. Суть метода: переживание конфликта происходит при помощи сказочных персонажей, на месте которых ребёнок начинает представлять себя. Сказка позволяет на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию. 
Приёмы сказкотерапии включают не только чтение сказок, но и другие методы: обсуждение прочитанной сказки, разбор и оценку поведения персонажей, разыгрывание сюжета с помощью кукол, рисование иллюстраций. 

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление не имеет возрастных ограничений. Пособие адресовано специалистам по работе с семьей учреждений социального обслуживания семьи и детей и реабилитационных центров по работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья.

Техника ненаправленной формы работы включает в себя свободные, т.е. самостоятельно организуемые и развиваемые детьми сюжетно-ролевые игры, игрыдраматизации, кукольные представления, сочинение сказок, игры-забавы и т.д. Коррекция личности ребёнка в ненаправленной форме работы осуществляется в результате формирования адекватной системы отношений между детьми, а также - детьми и взрослыми. Взрослый пользуется техникой зеркального отражения чувств и мыслей играющего ребёнка путем их вербализации. В результате отражения поведения взрослого, ребёнок открывает путь к самопознанию через общение со взрослым, через его речевые высказывания.

Функции психотерапевтических сказок

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: "Сочини сказку о мальчике пяти лет", "Сочини любую сказку". Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способы реагирования на поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Например, проверить отношение ребенка дошкольника к разводу родителей. Терапевтическая сказка - сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка. Коррекционные сказки используются для того, чтобы помочь ребёнку увидеть, осознать его собственные старые, возможно разрушающие его психику и здоровье действия, и самостоятельно смоделировать новые, наиболее подходящие ему самому в данный период времени, гармонично встраивающиеся в его развитие. В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках, будто матрешка в матрешке, раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.

Таким образом, сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. В ее сюжетах обычно собиралась вся мудрость и опыт того или иного народа, в мифах или притчах можно увидеть не только фиксирование какой-то проблемы, но и ее решение.

Диагностические возможности сказки

Основные способы психодиагностики с помощью сказки, применяемые в работе специалиста: • рассказываем сказку и отслеживаем реакции клиента. Для этого необходимо погрузить клиента в сказку, ввести в состояние, подобное легкому трансу. Это достигается многочисленными повторами, распевами и ровностью голоса, использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок; • наблюдаем, как клиент реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи: отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев клиента необходимо истолковывать невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места. Необходимо обращать внимание на шутки и смех, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания, на комментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с кем из героев сказки себя идентифицировал человек; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям; • просим рассказать любимую сказку или рассказ. В данном случае мы исходили из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душе человека, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненных сценариев. Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником - идентифицирует себя клиент, можно определить его "программу" на всю сознательную жизнь; • просим клиента придумать и рассказать историю, сказку. Именно этот способ работы со сказкой дает самый богатый материал для диагностики. Тут психологу следует не только отслеживать реакции клиента, но и сделать полный анализ продукта творчества - сказки, которую можно условно отнести к художественному произведению, автор которого комбинирует образы не случайно, как во время сновидения или бессмысленного мечтания. Напротив, сказка следует внутренней логике развиваемых образов, а внутренняя логика обусловлена той связью, которую устанавливает произведение между своим миром и миром внимания.